Сотворение мира Богом – библейская история.
Сотворение мира описано в начальных главах Книги Бытия. Некоторыми эти главы воспринимаются как фактическое описание, другими – как аллегория. Некоторые рассматривают 6 дней творения как описание этапов происхождения Вселенной, хотя фраза сотворение мира носит религиозный оттенок, а фраза происхождение Вселеннойиспользуется в естественных науках. Очень часто библейскую историю сотворения мира критикуют за несоответствие тому, что было доказано наукой. Но есть ли здесь противоречия? Порассуждаем!
Сотворение Мира. Микеланджело
Прежде чем более подробно остановиться на истории Сотворения мира, хотелось бы отметить одну интересную особенность. Большинство религий и древних космогонических текстов вначале повествуют о сотворении богов, а лишь затем о сотворении мира. В Библии описана принципиально иная позиция. Библейский Бог был всегда, Он не был сотворен, но является творцом всего сущего.
Шесть дней сотворения мира.
Как известно, мир был сотворен из ничего за 6 дней.
Первый день Сотворения мира.
В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. (Книга Бытия)
Так начинается библейская история Сотворения мира. Эти первые строки Библии позволяют нам лучше понять библейскую космологию. Следует обратить внимание, что здесь речь идет еще не о творении привычных нам неба и земли, они будут сотворены несколько позже – на второй и третий день творения. В первых строках Бытия описано сотворение первовещества, или, если угодно, то, что ученые называют сотворением вселенной.
Таким образом, в первый день творения было создано первовещество, свет и тьма. Следует сказать о свете и тьме, ведь светильники на тверди небесной появятся только на четвертый день. Многие богословы рассуждали на тему этого света, описывая его и как энергию, и как радость и благодать. Сегодня также популярна версия, что свет, описанный в Библии, есть не что иное, как Большой Взрыв, после которого началось расширение Вселенной.
Второй день сотворения мира.
И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.
Второй день – день, когда первовещество начало упорядочиваться, начали формироваться звезды и планеты. Второй день творения рассказывает нам о древних представлениях иудеев, которые считали небо твердым, способным удерживать огромные массы воды.
Третий день сотворения мира.
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.
В третий день Бог создал Землю практически такой, какой мы знаем ее сейчас: появились моря и суша, появились деревья и травы. С этого момента мы понимаем, что Бог творит живой мир. Подобным образом наука описывает становление жизни на юной планете, конечно, это происходило не за один день, но все же глобальных противоречий нет и здесь. Ученые считают, что на постепенно остывающей Земле начались долгие дожди, которые привели к появлению морей и океанов, рек и озер.
Густав Доре. Сотворение мира
Таким образом, мы видим, что Библия не противоречит современной науке и библейская история Сотворения мира вполне укладывается в научные теории. Единственный вопрос тут в летосчислении. Что для Бога один день – то для вселенной миллиарды лет. Сегодня известно, что первые живые клетки появились через два миллиарда лет после рождения Земли, прошел еще миллиард лет — и появились первые растения и микроорганизмы в воде.
Четвертый день сотворения мира.
И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый.
Именно четвертый день творения оставляет больше всего вопросов для тех, кто пытается примирить веру и науку. Известно, что Солнце и другие звезды появились раньше Земли, а в Библии – позже. С одной стороны, объяснить это просто, если принять во внимание, что Книга Бытия была написана тогда, когда астрономические наблюдения и космологические представления людей были геоцентричны – то есть Земля считалась центром Вселенной. Однако, все ли так просто? Вероятно, что данное расхождение космологии Библии и науки можно объяснить тем, что Земля – более значима или «духовно центральна», ведь на ней живет человек, созданный по образу Божьему.
Сотворение Мира — день четвертый и день пятый. Мозаика. Собор Святого Марка.
Небесные святила в Библии и в языческих верованиях принципиально разные. Для язычников солнце, луна и другие небесные тела ассоциировались с деятельностью богов и богинь. Автор Библии, возможно, нарочито выражает совершенно иное отношение к звездам и планетам. Они – равны любому другому тварному объекту вселенной. Упомянутые вскользь, они демифологизированы и десакрализированы — и, в целом, сведены к природной реальности.
Пятый день Сотворения мира.
И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый.
Сотворение мира. Якопо Тинторетто
И здесь библейская история сотворения мира полностью подтверждает научные факты. Жизнь возникла в воде – в этом уверена наука, это подтверждает Библия. Живые организмы начали плодиться и размножаться. Мироздание развивалось по воле творческого замысла Бога. Отметим, согласно Библии, животные возникли только после того, как появились водоросли и наполнили воздух продуктом своей жизнедеятельности – кислородом. И это тоже научный факт!
Шестой день Сотворения мира.
И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
Шестой день творения ознаменован появлением человека – это новый этап мироздания, с этого дня начинается история рода людского. Человек – нечто совершенно новое на юной Земле, он имеет два начала – природное и божественное.
Занимательно то, что в Библии человек творится сразу после животных, это демонстрирует его природное начало, он преемственно связан с животным миром. Но Бог вдыхает в лицо человека дыхание Своего Духа – и человек становится сопричастным Господу.
Сотворение мира Богом из ничего.
Центральной идеей христианства является идея сотворения мира из ничего, или сreatio ex Nihilo. Согласно этой идее, Бог создал все сущее из небытия, переведя небытие в бытие. Бог одновременно является и творцом, и причиной сотворения мира.
Согласно Библии, до Сотворения мира не было ни первозданного хаоса, ни праматерии –не было ничего! Большинство христиан верят, что в процессе сотворения мира участвовали все три ипостаси Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.
Мир был сотворён Богом осмысленным, гармоничным и послушным человеку. Бог даровал этот мир человеку вместе со свободой, которую человек использовал во зло, о чем свидетельствует история грехопадения Адама и Евы. Сотворение мира по Библии – акт творчества и любви.
История Сотворения мира – источники (документальная гипотеза)
Предание о Сотворении мира существовало в устной традиции древних израильтян задолго до того, как его записали библейские авторы. Многие библеисты говорят, что Пятикнижие Моисея, на самом деле, является составным трудом, сборником произведений многих авторов разных периодов (документальная теория). Считается, что эти источники были объединены воедино примерно в 538 г. до н. э. Вероятно, что персы после завоевания Вавилона согласились предоставить Иерусалиму значительную автономию в рамках империи, но требовали от местных властей принять единый кодекс, который был бы принят всем сообществом. Это привело к тому, что жрецам пришлось отбросить все амбиции и свести иногда противоречащие друг другу религиозные предания воедино. История сотворения мира пришла к нам из двух источников – жреческого кодекса и яхвиста. Именно поэтому мы находим в Книге Бытия 2 истории сотворения мира, описанные в первой и во второй главе. Первая глава дана по жреческому кодексу, а вторая – по яхвисту. Первая в большей степени повествует о сотворении мира, вторая – о сотворении человека.
Оба повествования имеют много общего и дополняют друг друга. Однако, мы видим явные различия в стилистике: Текст, поданный по Жреческому кодексу, четко структурирован. Повествование разделено на 7 дней, в тексте дни отделены фразами «и был вечер, и было утро: день …». В первые три дня творения четко просматривается акт разделения – в первый день Бог отделяет тьму от света, во второй – воду под твердью от воды над твердью, в третий – воду от суши. В следующие три дня Бог заполняет все, что создал.
Вторая глава (источник яхвист) имеет плавный повествовательный стиль.
Сравнительная мифология утверждает, что оба источника библейской истории Сотворения мира содержат заимствования из Месопотамской мифологии, адаптированные к вере в единого Бога.
Источник
О происхождении и строении Вселенной
О происхождении и строении Вселенной
Ветхий Завет начинается, как известно, с повествования о том, как бог сотворил мир. С точки зрения религиозной догматики, если пытаться последовательно проводить ее положения, само это повествование не выдерживает критики. Оно не соответствует религиозному же учению о боге.
Согласно этому учению, бог ? существо неизменяемое, т. е. постоянно пребывающее в одном и том же положении, в одном и том же состоянии духа, «вседовольное». А оказывается так, что бог целую вечность не испытывал никакой потребности в существовании мира, потом вдруг ощутил такую потребность и решил сотворить мир. Это уже не вседовольное и неизменяемое существо, а обыкновенная личность наподобие человеческой, могущая в одно время испытывать одни потребности, в другое ? другие. Последовательно на протяжении недели он создавал все существующее. И каждый раз, создав очередную область природы, бог убеждался в том, что «это хорошо». Так и повторяется в книге Бытия несколько раз: «и увидел бог, что это хорошо»[Бытие, гл. I, ст. 4, 10,12,18,21,25.]. В конце же всего процесса творения он подвел общие итоги: «И увидел бог все, что он создал, и вот, хорошо весьма»[Там же, ст.31.].
Все это никак не вяжется с тем представлением о боге, которое сама же религия настойчивым образом проповедует. Всеведущий бог, оказывается, заранее не знал, что выйдет из его трудов, хорошо ли все это получится. И, только уже создав, он убеждался в том, что получается довольно прилично… Кстати сказать, такое заключение его следует признать чересчур поспешным, ибо очень скоро, как рассказывает сама Библия, бог вынужден был признать, что он плохо создал мир, вынужден был раскаиваться в том, что предпринял это дело.
Библейские сказания о сотворении мира противоречат тем знаниям, которые человечество добыло на протяжении своей истории. Они полностью противоречат данным науки, общественной практики человека и просто здравому смыслу.
Основным незыблемым законом мироздания является закон сохранения материи и энергии, подтвержденный точнейшими опытами и успехами основанной на нем человеческой практики и техники. Согласно этому закону, ни малейшая доля материи или энергии никогда не может ни исчезнуть, ни появиться; она может только перейти в другую форму. Абсолютная правильность этого закона постоянно доказывается человеческой практикой: развитием промышленности, сельского хозяйства и т. д. Можно сказать с полной уверенностью: все, что противоречит закону сохранения материи и энергии, безусловно, ложно. И если в описании какого?нибудь явления обнаруживаются элементы такого противоречия, значит, здесь вкралась серьезная ошибка ? либо в процессе наблюдения, либо в процессе теоретического осмысления этого наблюдения.
Что касается библейского сказания о сотворении мира, то оно полностью противоречит закону сохранения материи. Бог якобы создал мир из ничего. Но что такое это самое «ничего»?
В свое время немецкий философ Иосиф Дицген рассуждал так: ничего ? это значит не то, не другое, не третье, а допустим, четвертое или пятое; что-нибудь всегда было и всегда должно быть. «Ничего» в абсолютном смысле не существует. Нет всегда чего-нибудь: Земли, Солнца, тех или иных небесных светил, может не быть человека, животных, может не быть атмосферы или воды, но что-то всегда есть, и это что-то существует в пространстве и времени. Еще Энгельс в свое время остроумно заметил, полемизируя с Дюрингом, что тот признает возможность существования такого времени, когда не было времени. Понятие «ничего» есть абсурдное понятие, которому в реальности не соответствует никакое содержание. Значит, из ничего сотворить мир невозможно, и легенда о его творении оказывается лишенной смысла.
Вселенная существует вечно, она не имела начала, она не будет иметь и конца. Поэтому создать ее никто не мог.
Для верующего человека представление о вечном существовании природы кажется немыслимым. Он рассуждает так: все, что я вижу и знаю, когда-нибудь кем-нибудь было сделано; должна же была когда-то быть «сделана» и Вселенная. Библейские сказания как будто дают ответ на вопрос о происхождении Вселенной ? ее создал бог Яхве или Элохим. Стоит, однако, вдуматься в суть дела, чтобы легко понять, что ответа здесь, в действительности, нет. Если все существующее должно было быть кем-то создано, то и бог, которого верующий считает существующим, должен был быть когда-то кем-то создан… Исходить же из положения о том, что бог существует вечно, ? значит признавать необязательным возникновение всего без исключения когда-то во времени. В самом деле, почему нельзя признать, что именно Вселенная, природа существует вечно и никогда не возникала? Это тем более необходимо признать, что природа-то уж безусловно существует и достижения современного естествознания обосновывают положение о вечном существовании Вселенной с абсолютной убедительностью и неопровержимостью.
Древние греки когда-то тоже размышляли над этим вопросом и не могли его решить. Им казалось невозможным, чтобы боги никогда не рождались, а существовали всегда спокон веков. Главный бог Зевс, как гласит греческая мифология, был сыном бога Крона, Крон родился от бога Урана, Уран родился от богини Геи, Гея ? от бога Хаоса… А дальше что? Все равно приходилось признать, что Хаос-то был изначален и вечен! С большим успехом можно было начинать всю линию развития прямо с Зевса, не измышляя ему предков, а всего верней было бы упразднить и Зевса, придя к тому, что Вселенная никем никогда не была создана.
Некоторые из мудрейших древнегреческих философов приходили к этому единственно правильному выводу. Гераклит, например, писал, что «этот космос… не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем». А религиозная фантазия той эпохи давала совсем другое решение вопроса о происхождении Вселенной, шедшее в том же направлении, что и библейское. Это было тысячелетия тому назад, когда наука еще была на крайне низкой ступени развития. Понятно, что тогда возникали такие наивные легенды, как библейское сказание о сотворении Вселенной. Но какой смысл нам теперь, в эпоху такого мощного расцвета культуры и науки, оставаться на позициях, которых придерживались люди в пору детства человечества?!
При всей очевидности выводов современной науки о вечности Вселенной церковники не могут отказаться от библейской легенды о сотворении мира. Еще в 1951 г. римский папа Пий XII публично заявил: «Творение мира во времени, а следовательно, творец мира, а следовательно, бог ? вот то слово, которого мы требуем от науки». Церковь требует от ученых, чтобы они приспосабливали науку к тому, что говорится в Библии, и даже к таким явно фантастическим легендам, как легенда о сотворении мира. И надо сказать, что такие ученые в капиталистических странах имеются. Они всячески стараются фальсифицировать данные естественных наук, чтобы из них можно было извлечь хоть косвенное подтверждение истинности Библии. Но кто не хочет насиловать свой разум, тот должен согласиться с единственно научным положением: Вселенная существует вечно. Библия и в этом вопросе, как и во всех остальных вопросах мироздания, дает вымысел вместо истины.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
VII. O ПРОИСХОЖДЕНИИ ЗЛА И СВОБОДЕ
VII. O ПРОИСХОЖДЕНИИ ЗЛА И СВОБОДЕ В предшествующем отделе о религии мы дали ей такое определение: религия есть личное благодатное единение между Богом и человеком во Христе и Церкви. Отсюда видно, что религия есть совершенно нормальное состояние человека, прямо и
Быт. 2–3: Спор о происхождении зла
Быт. 2–3: Спор о происхождении зла Как видим, в настоящее время мы можем определить литературный жанр, к которому принадлежат описательные детали библейского рассказа о первородном грехе только на основе (как уже указано в пар. 33) догадок [132]. Но весь рассказ построен таким
О строении мироздания
О строении мироздания Пока это аксиома, а потом станет для нас и познаваемо, что есть высшая сила – Творец, из которого исходит воздействие, называемое Свет.Творец и Свет ощущаются в нас – в кли. Т.е. что-то наполняет кли (желание насладиться, желание получить наслаждение),
8. Я рождаюсь со своей вселенной, и я умираю со своей вселенной
8. Я рождаюсь со своей вселенной, и я умираю со своей вселенной Когда говорят о «Саваки», то я знаю, что речь идёт обо мне, даже если не добавляют «Кодо». Когда Саваки заполняет всю вселенную, то больше нет «Саваки» кроме вселенной и нет «вселенной» кроме этого Саваки.Мы
XXXII Первые задачи монархии. — Сохранение в народе и власти господства нравственного идеала. — Общение власти и нации. — Участие Верховной власти в социальном строении
XXXII Первые задачи монархии. — Сохранение в народе и власти господства нравственного идеала. — Общение власти и нации. — Участие Верховной власти в социальном строении Династичность создает вечное существование конкретного носителя власти. Для дальнейшего действия
О происхождении и строении солнечной системы и Земли
О происхождении и строении солнечной системы и Земли О солнечной системе, о Земле и других небесных телах мы не можем сказать, что они существуют вечно. Как доказало естествознание, планеты солнечной системы, включая нашу Землю, и все остальные светила возникли в разные
Библейский миф о происхождении
Библейский миф о происхождении Иудаизм появился в среде древнейших цивилизаций Ближнего Востока, в первую очередь — Месопотамии, Египта и Ханаана. Концентрация населения и уровень социальной напряжённости в этом регионе были самыми высокими в мире, поскольку именно
Миф о происхождении
Миф о происхождении Эти мифы также относятся к одним из самых древних на земле. Некоторые ученые считают их самыми древними. Задача этих мифов – дать воображаемое объяснение происхождения обычая, имени или даже предмета. Например, мы увидим, что шумерский миф об Энлиле и
Глава 2 Мифы о происхождении
Глава 2 Мифы о происхождении Такой заголовок кажется мне здесь более подходящим, чем «Мифы о сотворении мира», поскольку собственно о сотворении мира в том смысле, как его понимаем мы, в легендах банту говорится чрезвычайно мало. В большинстве случаев предания не
II. Всеединство в строении космоса
II. Всеединство в строении космоса Из приведенных примеров видно, как относится к нашему повседневному опыту то откровение Божества в творении, о котором говорит апостол Павел. Это — откровение Божества в его другом, т. е. в несовершенном, обманчивом, тусклом зеркале. Оно
О происхождении диавола
О происхождении диавола О происхождении и бытии диавола Библия говорит скупо. Ветхий Завет старательно избегает всего, что могло бы израильтян подтолкнуть к двоеверию, то есть, вере в добрых и злых богов, что так было распространено у языческих народов. Кроме того,
О происхождении душ человеческих
О происхождении душ человеческих Первых людей Бог создал непосредственно, а всех потомков их творит посредственно — силою Своего благословения, всегда действительного. О происхождении душ человеческих от Бога говорят:Екклезиаст — и возвратится персть в землю, якоже бе, и
Источник