Меню

Как земля вращается вокруг солнца 4 класс естествознание презентация

«Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе с презентацией

Скачать:

Вложение Размер
solnechnaya_sistema.rar 586.86 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ленино-Кокушкинская СОШ»

Пестречинского муниципального района Республики Татарстан

Открытый урок по окружающему миру

в 4 классе на тему:

Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»

Тема: Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца.

Задачи урока: 1) повторение ранее изученного материала о Солнечной системе, углубление знаний, связанных с её происхождением;

2) расширить ранее полученные знания учащихся о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

3) воспитание любознательности у учащихся.

Оборудование: учебник, глобус, проекционный фонарь, металлическая пластина, компьютер, видеопроектор или интерактивная доска.

а) подготовка класса к уроку;

б) эмоциональный настрой детей;

— Нас с вами ждёт интересный урок.

— Вы боитесь трудностей?

— К кому можно обратиться за помощью?

( к другу, учителю).

в) сообщение темы и цели урока;

— Сегодня мы приступаем к изучению новой главы. Откройте учебники на стр. 49, прочитайте название этой главы и вспомните всё, что вы знаете о Солнечной системе.

2. Работа над материалом урока

1) Вступительное слово учителя.

— Древние славяне и другие народы обожествляли Солнце. Наблюдение за природными явлениями позволяли людям уже в те далёкие времена сделать вывод, что жизнь на Земле невозможна без Солнца, которое постоянно излучает свет и тепло. Однако с давних пор человек не только обожествляет Солнце, но изучает его и многообразный мир Вселенной.

С точки зрения астрономов, Вселенная – это весь мир.

Солнце – одна из звёзд Вселенной. Вокруг Солнца на разных расстояниях от его центра обращаются холодные небесные тела, которые называются планетами. Кроме планет, вокруг Солнца вращаются и более мелкие космические тела, например, астероиды, кометы, метеорные тела.

Солнце вместе со всеми вращающимися вокруг него небесными телами образуют СОЛНЕЧНУЮ СИСТЕМУ.

2) – Как же образовалась Солнечная система?

— Вы, конечно, видели вспышки молнии или искры при электросварке? Так вот, голубое сияние электросварки и ламп дневного освещения, молнии – всё это примеры ПЛАЗМЫ. Учёные предполагают, что примерно 5 миллиардов лет назад из плазмы возникло и наше Солнце. Оно вспыхнуло в центре вращающегося облака, состоящего из газа и космической пыли, — звёздного вещества.

Большая часть вещества вращающегося облака собралась в центре, образовав Солнце. Небольшие остатки сгустков газопылевого облака образовали планеты и другие малые космические тела. Все вновь возникшие тела продолжали и продолжают вращаться вокруг общего центра, как это делали частицы первоначального облака.

3) Фильм «Образование Солнечной системы»

4) Рассказ детей о планетах

— Некоторым ребятам я велела подготовить рассказ о планетах.

5) Презентация «Планеты»

Все планеты вращаются вокруг Солнца по орбите. Орбита – это воображаемая линия. Чем дальше от Солнца находится планета, тем длиннее её орбита.

Наша планета Земля – часть Солнечной системы. Ну и единственная планета, о которой известно, что на ней есть жизнь.

Один оборот вокруг Солнца Земля делает за один год. Это 365 дней 6 часов и 9 минут.

За каждые 4 года из этих часов и минут набегает 24 часа. Это как бы «лишние» сутки. Поэтому раз в 4 года бывает ВИСОКОСНЫЙ ГОД, в календаре которого 366 дней.

— Кстати, продолжительность года:

Меркурий – 88 земных дней

Венера — 222 земных дня

Земля — ….. земных дней

Марс – 687 земных дней

Юпитер – 4 333 земных дня

Сатурн – 10 759 земных дней

Уран – 30 685 земных дней

Нептун – 60 190 земных дней

Плутон – 90 800 земных дней

— Если высказывание, которое я буду говорить, истинно, то вы хлопаете в ладоши. Если оно ложно, то вы приседаете.

— Земля вращается вокруг Солнца (И)

— Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 24 часа (Л)

— В високосном году 365 дней (Л)

— В Солнечной ситеме 9 планет (И)

— На Венере есть жизнь (Л)

— Вселенная включает в себя звёзды, планеты, кометы, астероиды (И)

4. Работа с частью текста на стр. 54-55.

(Чтение текста по цепочке)

Какие выводы можем сделать?

— Кроме того, что Земля вращается вокруг Солнца, она вращается вокруг своей оси.

Вращается она с запада на восток (против часовой стрелки). Полный оборот она совершает за 24 часа (за одни сутки). Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи.

По мере движения Земли освещённая часть постепенно становится тёмной, а тёмная – освещённой.

Мы живём в Северном полушарии.

Благодаря движению Земли вокруг Солнца, а также наклону земной оси в большинстве районов земного шара происходит смена времён года.

В районе экватора Солнце стоит высоко над горизонтом, земная поверхность получает большое количество солнечного тепла, поэтому резкая смена времён года не происходит. Там царит вечное лето.

— Чем это можно объяснить?

5. Практическая работа

— Дело в том, что Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли. Рассмотрим рисунок, на котором показан опыт нагревания металлических пластин лучами Солнца. Проведём такой же опыт и убедимся, что поверхность, на которую лучи Солнца падают отвесно, нагревается сильнее.

— Что вам больше всего понравилось на уроке?

Источник

Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
20.03.17.doc 69.5 КБ
prezentatsiya.ppt 2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Студентка: Дутковская Алина, 42 гр .

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема урока: «ВРАЩЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ

И ЕЁ ДВИЖЕНИЕ ВОКРУГ СОЛНЦА».

Цель деятельности учителя: сформировать у учащихся представление о вращении Земли вокруг своей оси и о ее движении вокруг Солнца

  • закрепить знания о смене дня и ночи и о смене времён года;
  • познакомить учащихся с движениями Земли.
  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
  • прививать познавательный интерес;
  • развивать речь, мышление, умения делать выводы.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебная программа «Перспективная начальная школа»; учебник «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть, автор О.Н. Федотова; рабочая тетрадь к учебнику; презентация; раздаточный материал (карточки) .

Методы и приемы

I. Организация начала занятия

Словесный: слово учителя.

— Здравствуйте ребята! Присаживайтесь!

— Ребята, посмотрите на слайд.

На доске появляется высказывание Альфонс де Ламартин «Мир — это книга, страницы которой открываются нам с каждым шагом » .

— Что нам хотел сказать этим высказыванием французский писатель Альфонс де Ламартин? (чтобы познать мир – нужно действовать – изучать новое)

Смотреть на слайд.

Отвечать на поставленный вопрос.

К: настрой на урок

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы

Практический: работа с тестом

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы

-Сегодня нас с вами ждёт очень интересная тема, но сначала давайте вспомним, что вы изучали ранее. Кто может назвать тему? (солнечная система)

Проверка домашнего задания

— На столах вы видите зеленые листочки по вопросам пройденной темы. Выполните задание на листочке, вставив пропущенные слова и числа. Читайте внимательно!

— Объединитесь в группы и проверьте ответы.

— Кто не сделал ни одной ошибки? Поднимите руку

— Кто допустил одну ошибку? Поднимите руку

Слушать установку учителя

П.: ориентироваться в информации, чтобы правильно выполнить тест

П.: строить логическую схему размышлений

III.Постановка учебной задачи

— Ну что ж, а сегодня нас ждет изучение новой темы.

— Сейчас вам нужно будет разгадать несколько загадок.

1) Утром рано я проснусь,
Посмотрю — и засмеюсь,
Ведь в моё оконце
Ярко светит…(Солнце)

2) Нет начала, нет конца,

Нет затылка, нет лица,

Только знает млад, да стар –

Что она огромный шар! (Земля)

3) ребус. Ответ – вращение

4) ребус. Ответ – ось.

— Вот такие 4 слова у нас получились. Попробуйте их соединить и собрать тему нашего сегодняшнего урока. (ответы детей)

Вот такая вот точная формулировка темы. Прочитайте название на слайде (вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца)

— Какие цели мы поставим на урок? Что вы хотите узнать? Что вы хотите понять? Чему хотите научиться? (узнать о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, а также познакомиться с движениями Земли)

Определять тему урока

Ставить цели на урок.

Отвечать на вопросы учителя.

Р.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

К. Строить речевое высказывания

П. Отвечать на вопросы учителя опираясь на ранее изученный материал

IV.Открытие нового знания

работа по учебнику

Объяснение нового материала

— Солнце – источник тепла и света для всего живого на земле. Что Солнце делает с нашей планетой? (Солнце освещает нашу планету)

— Верно! А что происходит на планете от освещения? (на Земле сменяются день и ночь)

— Отлично! Прочитайте первый абзац.

— Что вы поняли? Что Земля вращается не только вокруг но Солнца, но и вокруг… (своей оси)

К доске вызываются два человека. Один – Солнце, второй – Земля. Задача: на практическом опыте показать вращение вокруг Солнца и вокруг своей оси.

Чтение первого предложения.

— Про какую линию говорят? (земную ось)

Чтение второго абзаца.

— Ребята, вы представили себе земную ось? Посмотрите теперь на слайд. На слайде рисунок с земной осью

Чтение третьего абзаца – первого предложения.

Вращение Земли. Показать практически на глобусе и на слайде.

После прочтение третьего абзаца – опыт с фонарем и глобусом –«День-ночь».

-Ребята, давайте возьмем нашу страну – Россию и Соединенные Штаты Америки (США). Если в России – день, то что в США? (ночь)

— А если в России ночь, то в США? (день)

После чтения первого предложения из 4 абзаца, показать картинку глобуса на слайде.

Далее чтение 4 абзаца.

После прочтения абзаца.

— т.е. как бы не менялся наклон земной оси, северный полюс всегда будет направлен на полярную звезду в созвездии Малой Медведицы.

— Раньше, когда моряки были в северном полушарии, и не было компасов, они ориентировались по звездам. И основной ориентир в северном полушарии был на Полярную звезду. Полярная звезда всегда показывает на север.

Чтение 5 абзаца с вопросом.

— ответ – ан северном полюсе идет смена времен года.

— Угол падения земной оси равен 66º. Сейчас я вам покажу небольшой фрагмент, а вы внимательно следите, и потом мне скажите, что же происходит с земной осью за год.

— Что происходит с осью? (ось с 66º, меняется на 90º, затем на 66º и обратно на 90º)

— Что значит 90º? (значит день равен ночи)

— Верно! Такие дни называются равноденствием. Это 21 марта – день весеннего равноденствия и 23 сентября – день осеннего равноденствия.

— А еще есть дни солнцестояния. 22 июня – день летнего солнцестояния, т.е. северный полюс Земли направлен в сторону Солнца, и большую часть суток любая точка северного полушария освещена Солнцем, т. е. в эту дату день — самый длинный в году, а ночь – самая короткая на северном полушарии. А 22 декабря – день зимнего солнцестояния, т.е. северный полюс Земли направлен в сторону от Солнца, и большую часть суток любая точка северного полушария находится в тени, т. е. в эту дату ночь — самая длинная в году, а день — самый короткий на северном полушарии.

Источник

Презентация по окружающему миру «Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»

Данная презентация предназначена для учащихся 3-4 классов. Использовать ее можно на уроках окружающего мира по любому УМК

Просмотр содержимого документа
«Презентация по окружающему миру «Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»»

1. Земля – одна из 8 планет Солнечной системы.

2. Солнце – звезда Вселенной

3.Вокруг Солнца вращаются и более мелкие космические тела: астероиды, кометы, метеорные тела.

4. Солнце вместе со всеми вращающимися вокруг него небесными телами образуют Солнечную систему .

5. Воображаемая линия, по которой движется небесное тело, называется его орбитой .

6. Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 дней 6 часов и 9 минут.

Тема: «Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»

Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток (против часовой стрелки).

Полный оборот она совершает за 24 часа.

Глобус – модель Земли.

Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли.

Источник

Читайте также:  Схема движения планеты земля вокруг солнца
Adblock
detector