«Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме
Открытый урок по окружающему миру в 4 классе с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solnechnaya_sistema.rar | 586.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ленино-Кокушкинская СОШ»
Пестречинского муниципального района Республики Татарстан
Открытый урок по окружающему миру
в 4 классе на тему:
Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»
Тема: Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца.
Задачи урока: 1) повторение ранее изученного материала о Солнечной системе, углубление знаний, связанных с её происхождением;
2) расширить ранее полученные знания учащихся о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;
3) воспитание любознательности у учащихся.
Оборудование: учебник, глобус, проекционный фонарь, металлическая пластина, компьютер, видеопроектор или интерактивная доска.
а) подготовка класса к уроку;
б) эмоциональный настрой детей;
— Нас с вами ждёт интересный урок.
— Вы боитесь трудностей?
— К кому можно обратиться за помощью?
( к другу, учителю).
в) сообщение темы и цели урока;
— Сегодня мы приступаем к изучению новой главы. Откройте учебники на стр. 49, прочитайте название этой главы и вспомните всё, что вы знаете о Солнечной системе.
2. Работа над материалом урока
1) Вступительное слово учителя.
— Древние славяне и другие народы обожествляли Солнце. Наблюдение за природными явлениями позволяли людям уже в те далёкие времена сделать вывод, что жизнь на Земле невозможна без Солнца, которое постоянно излучает свет и тепло. Однако с давних пор человек не только обожествляет Солнце, но изучает его и многообразный мир Вселенной.
С точки зрения астрономов, Вселенная – это весь мир.
Солнце – одна из звёзд Вселенной. Вокруг Солнца на разных расстояниях от его центра обращаются холодные небесные тела, которые называются планетами. Кроме планет, вокруг Солнца вращаются и более мелкие космические тела, например, астероиды, кометы, метеорные тела.
Солнце вместе со всеми вращающимися вокруг него небесными телами образуют СОЛНЕЧНУЮ СИСТЕМУ.
2) – Как же образовалась Солнечная система?
— Вы, конечно, видели вспышки молнии или искры при электросварке? Так вот, голубое сияние электросварки и ламп дневного освещения, молнии – всё это примеры ПЛАЗМЫ. Учёные предполагают, что примерно 5 миллиардов лет назад из плазмы возникло и наше Солнце. Оно вспыхнуло в центре вращающегося облака, состоящего из газа и космической пыли, — звёздного вещества.
Большая часть вещества вращающегося облака собралась в центре, образовав Солнце. Небольшие остатки сгустков газопылевого облака образовали планеты и другие малые космические тела. Все вновь возникшие тела продолжали и продолжают вращаться вокруг общего центра, как это делали частицы первоначального облака.
3) Фильм «Образование Солнечной системы»
4) Рассказ детей о планетах
— Некоторым ребятам я велела подготовить рассказ о планетах.
5) Презентация «Планеты»
Все планеты вращаются вокруг Солнца по орбите. Орбита – это воображаемая линия. Чем дальше от Солнца находится планета, тем длиннее её орбита.
Наша планета Земля – часть Солнечной системы. Ну и единственная планета, о которой известно, что на ней есть жизнь.
Один оборот вокруг Солнца Земля делает за один год. Это 365 дней 6 часов и 9 минут.
За каждые 4 года из этих часов и минут набегает 24 часа. Это как бы «лишние» сутки. Поэтому раз в 4 года бывает ВИСОКОСНЫЙ ГОД, в календаре которого 366 дней.
— Кстати, продолжительность года:
Меркурий – 88 земных дней
Венера — 222 земных дня
Земля — ….. земных дней
Марс – 687 земных дней
Юпитер – 4 333 земных дня
Сатурн – 10 759 земных дней
Уран – 30 685 земных дней
Нептун – 60 190 земных дней
Плутон – 90 800 земных дней
— Если высказывание, которое я буду говорить, истинно, то вы хлопаете в ладоши. Если оно ложно, то вы приседаете.
— Земля вращается вокруг Солнца (И)
— Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 24 часа (Л)
— В високосном году 365 дней (Л)
— В Солнечной ситеме 9 планет (И)
— На Венере есть жизнь (Л)
— Вселенная включает в себя звёзды, планеты, кометы, астероиды (И)
4. Работа с частью текста на стр. 54-55.
(Чтение текста по цепочке)
Какие выводы можем сделать?
— Кроме того, что Земля вращается вокруг Солнца, она вращается вокруг своей оси.
Вращается она с запада на восток (против часовой стрелки). Полный оборот она совершает за 24 часа (за одни сутки). Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи.
По мере движения Земли освещённая часть постепенно становится тёмной, а тёмная – освещённой.
Мы живём в Северном полушарии.
Благодаря движению Земли вокруг Солнца, а также наклону земной оси в большинстве районов земного шара происходит смена времён года.
В районе экватора Солнце стоит высоко над горизонтом, земная поверхность получает большое количество солнечного тепла, поэтому резкая смена времён года не происходит. Там царит вечное лето.
— Чем это можно объяснить?
5. Практическая работа
— Дело в том, что Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли. Рассмотрим рисунок, на котором показан опыт нагревания металлических пластин лучами Солнца. Проведём такой же опыт и убедимся, что поверхность, на которую лучи Солнца падают отвесно, нагревается сильнее.
— Что вам больше всего понравилось на уроке?
Источник
Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
20.03.17.doc | 69.5 КБ |
prezentatsiya.ppt | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Студентка: Дутковская Алина, 42 гр .
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Тема урока: «ВРАЩЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ
И ЕЁ ДВИЖЕНИЕ ВОКРУГ СОЛНЦА».
Цель деятельности учителя: сформировать у учащихся представление о вращении Земли вокруг своей оси и о ее движении вокруг Солнца
- закрепить знания о смене дня и ночи и о смене времён года;
- познакомить учащихся с движениями Земли.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- прививать познавательный интерес;
- развивать речь, мышление, умения делать выводы.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебная программа «Перспективная начальная школа»; учебник «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть, автор О.Н. Федотова; рабочая тетрадь к учебнику; презентация; раздаточный материал (карточки) .
Методы и приемы
I. Организация начала занятия
Словесный: слово учителя.
— Здравствуйте ребята! Присаживайтесь!
— Ребята, посмотрите на слайд.
На доске появляется высказывание Альфонс де Ламартин «Мир — это книга, страницы которой открываются нам с каждым шагом » .
— Что нам хотел сказать этим высказыванием французский писатель Альфонс де Ламартин? (чтобы познать мир – нужно действовать – изучать новое)
Смотреть на слайд.
Отвечать на поставленный вопрос.
К: настрой на урок
К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Словесный: слово учителя, ответы на вопросы
Практический: работа с тестом
Словесный: слово учителя, ответы на вопросы
-Сегодня нас с вами ждёт очень интересная тема, но сначала давайте вспомним, что вы изучали ранее. Кто может назвать тему? (солнечная система)
Проверка домашнего задания
— На столах вы видите зеленые листочки по вопросам пройденной темы. Выполните задание на листочке, вставив пропущенные слова и числа. Читайте внимательно!
— Объединитесь в группы и проверьте ответы.
— Кто не сделал ни одной ошибки? Поднимите руку
— Кто допустил одну ошибку? Поднимите руку
Слушать установку учителя
П.: ориентироваться в информации, чтобы правильно выполнить тест
П.: строить логическую схему размышлений
III.Постановка учебной задачи
— Ну что ж, а сегодня нас ждет изучение новой темы.
— Сейчас вам нужно будет разгадать несколько загадок.
1) Утром рано я проснусь,
Посмотрю — и засмеюсь,
Ведь в моё оконце
Ярко светит…(Солнце)
2) Нет начала, нет конца,
Нет затылка, нет лица,
Только знает млад, да стар –
Что она огромный шар! (Земля)
3) ребус. Ответ – вращение
4) ребус. Ответ – ось.
— Вот такие 4 слова у нас получились. Попробуйте их соединить и собрать тему нашего сегодняшнего урока. (ответы детей)
Вот такая вот точная формулировка темы. Прочитайте название на слайде (вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца)
— Какие цели мы поставим на урок? Что вы хотите узнать? Что вы хотите понять? Чему хотите научиться? (узнать о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, а также познакомиться с движениями Земли)
Определять тему урока
Ставить цели на урок.
Отвечать на вопросы учителя.
Р.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
К. Строить речевое высказывания
П. Отвечать на вопросы учителя опираясь на ранее изученный материал
IV.Открытие нового знания
работа по учебнику
Объяснение нового материала
— Солнце – источник тепла и света для всего живого на земле. Что Солнце делает с нашей планетой? (Солнце освещает нашу планету)
— Верно! А что происходит на планете от освещения? (на Земле сменяются день и ночь)
— Отлично! Прочитайте первый абзац.
— Что вы поняли? Что Земля вращается не только вокруг но Солнца, но и вокруг… (своей оси)
К доске вызываются два человека. Один – Солнце, второй – Земля. Задача: на практическом опыте показать вращение вокруг Солнца и вокруг своей оси.
Чтение первого предложения.
— Про какую линию говорят? (земную ось)
Чтение второго абзаца.
— Ребята, вы представили себе земную ось? Посмотрите теперь на слайд. На слайде рисунок с земной осью
Чтение третьего абзаца – первого предложения.
Вращение Земли. Показать практически на глобусе и на слайде.
После прочтение третьего абзаца – опыт с фонарем и глобусом –«День-ночь».
-Ребята, давайте возьмем нашу страну – Россию и Соединенные Штаты Америки (США). Если в России – день, то что в США? (ночь)
— А если в России ночь, то в США? (день)
После чтения первого предложения из 4 абзаца, показать картинку глобуса на слайде.
Далее чтение 4 абзаца.
После прочтения абзаца.
— т.е. как бы не менялся наклон земной оси, северный полюс всегда будет направлен на полярную звезду в созвездии Малой Медведицы.
— Раньше, когда моряки были в северном полушарии, и не было компасов, они ориентировались по звездам. И основной ориентир в северном полушарии был на Полярную звезду. Полярная звезда всегда показывает на север.
Чтение 5 абзаца с вопросом.
— ответ – ан северном полюсе идет смена времен года.
— Угол падения земной оси равен 66º. Сейчас я вам покажу небольшой фрагмент, а вы внимательно следите, и потом мне скажите, что же происходит с земной осью за год.
— Что происходит с осью? (ось с 66º, меняется на 90º, затем на 66º и обратно на 90º)
— Что значит 90º? (значит день равен ночи)
— Верно! Такие дни называются равноденствием. Это 21 марта – день весеннего равноденствия и 23 сентября – день осеннего равноденствия.
— А еще есть дни солнцестояния. 22 июня – день летнего солнцестояния, т.е. северный полюс Земли направлен в сторону Солнца, и большую часть суток любая точка северного полушария освещена Солнцем, т. е. в эту дату день — самый длинный в году, а ночь – самая короткая на северном полушарии. А 22 декабря – день зимнего солнцестояния, т.е. северный полюс Земли направлен в сторону от Солнца, и большую часть суток любая точка северного полушария находится в тени, т. е. в эту дату ночь — самая длинная в году, а день — самый короткий на северном полушарии.
Источник
Презентация по окружающему миру «Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»
Данная презентация предназначена для учащихся 3-4 классов. Использовать ее можно на уроках окружающего мира по любому УМК
Просмотр содержимого документа
«Презентация по окружающему миру «Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»»
1. Земля – одна из 8 планет Солнечной системы.
2. Солнце – звезда Вселенной
3.Вокруг Солнца вращаются и более мелкие космические тела: астероиды, кометы, метеорные тела.
4. Солнце вместе со всеми вращающимися вокруг него небесными телами образуют Солнечную систему .
5. Воображаемая линия, по которой движется небесное тело, называется его орбитой .
6. Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 дней 6 часов и 9 минут.
Тема: «Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»
Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток (против часовой стрелки).
Полный оборот она совершает за 24 часа.
Глобус – модель Земли.
Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли.
Источник