Черная икра и водка — настоящие! Смешные истории о застольях в советских фильмах
Как рассказывают киноведы, главное отличие советского кино и современного российского заключается в том, что прежде в таких сценах использовались настоящие продукты и напитки, а сегодня в погоне за экономией на стол в кадре ставят пластиковые фрукты, поддельное мясо и колу вместо пива.
Как Гайдай чуть не разорился — «Иван Васильевич меняет профессию»
Накрыть царский стол по-настоящему — это было для Гайдая делом чести: Леонид Иович решил, что нельзя на таком столе допускать «бутафорщину». Но потом выяснилось, что такую финансовую нагрузку бюджет фильма просто не потянет.
И все же Гайдай не свернул с намеченного пути, отважно приняв все расходы на себя. «Почки заячьи верченые, головы щучьи с чесноком, икра черная, красная, икра заморская баклажанная», а также жареные поросята и прочие изыски обошлись режиссеру в 200 рублей. По крайней мере, так гласит легенда.
По той же легенде, вкусные яства, чтобы их раньше времени не съели, облили керосином. И все же нашлись смельчаки, не побрезговавшие запахом и привкусом: однажды, придя в павильон, реквизиторы обнаружили лишь остатки пиршества, кто-то их «продегустировал»!
Как Вицина насильно поили пивом — «Кавказская пленница»
Поскольку дело происходит на Кавказе, весь фильм герои то и дело оказываются за щедро накрытым столом, едят и пьют, угощают друг друга и отвергают угощение.
Шурик, не в силах отказать новым друзьям, упивается чачей. В ресторане, за красиво накрытым столом, решается судьба Нины и звучит жуткое проклятие — «Бамбарбия! Кергуду!». Похищенную Нину кормят отборными фруктами, лепешками и прочей снедью (и за три минуты, пока Никулин поет «Если б я был султан», хрупкая красавица успевает расправиться с огромным блюдом вкуснятины).
Но самая интересная история произошла, когда снимался эпизод с пивом. Помните, как троица Трус, Балбес и Бывалый пьют пиво из бочки? Никулин и Моргунов ничего не имели против настоящего (как настоял Гайдай) пива. Дубль за дублем они с удовольствием поглощали любимый напиток.
И только Вицин наотрез отказался: он был убежденным трезвенником и вегетарианцем, увлекался йогой и не переносил алкоголя. В его кружку наливали похожий по цвету отвар шиповника.
Но в какой-то момент обратили внимание: пены-то нет! Неубедительно! И пришлось бедному Георгию Вицину пить в кадре настоящее пиво. Ради достоверности актер перешагнул через свои убеждения и потом несколько дней чувствовал себя плохо.
Как Луспекаев возненавидел черную икру — «Белое солнце пустыни»
Если вы думаете, что в «Белом солнце пустыни» Верещагин ест ложками не настоящую икру, а какой-то заменитель, — вы ошибаетесь. И если думаете, что Павел Луспекаев в роли Верещагина лишь талантливо изображает отвращение в этот момент, вы тоже ошибаетесь!
Источник
Цитаты из фильма «Белое солнце пустыни»
Мертвому, конечно, спокойней, да уж больно скучно.
Восток — дело тонкое.
Ты как здесь оказался? — Стреляли.
Тебя как, сразу прикончить или желаешь помучиться? — Лучше, конечно, помучиться.
«ДОЛОЙ ПРЕДРАССУДКИ ЖЕНЩИНА — ОНА ТОЖЕ ЧЕЛОВЕК!»
Товарищи женщины! Революция освободила вас. У вас неттеперь господина. Называйте меня просто товарищ Сухов.
Забудьте вы свое проклятое прошлое!
Вы будете свободно трудиться и у каждой будет отдельный супруг.
Господин назначил меня любимой женой!
Гюльчатай! Открой личико!
Я только личико увидеть, а то вдруг крокодил какой. Потом томись всю жизнь.
Правильно. Я воттоже сейчас это допью. и брошу. Пей!
Мой отец перед смертью сказал: «Абдулла, я прожил жизнь бедняком и хочу, чтобы бог послал тебе дорогой халат и красивую сбрую для коня».
Я долго ждал, а потом бог сказал: «Садись на коня и возьми сам, что хочешь, если ты храбрый и сильный».
Твой отец был мудрый человек, но кто на этой земле знает, что есть добро и зло?
Кинжал хорош для того, у кого он есть, и плохо тому, у кого он не окажется в нужное время.
Когда я была любимой женой Абдуллы, вы каждый день его видели.
И даже каждый день он кого-то бил.
Разве плохо, одну тебя любит муж, одной тебе презенты дарит, заботится, бережет.
Плохо? — Хорошо. — Ну, вот.
Одна жена любит, одна одежду шьет, одна пищу варит, одна детей кормит, и все одна?
Ничего не попишешь. — Тяжело. — Конечно, тяжело.
Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я ее каждый день, проклятую, есть! Хоть бы хлеба достала!
И поскольку, может статься, в песках этих лягу навечно, с непривычки вроде даже грустно, а может, оттого это, что встречались мне люди, в последнее время, душевные, можно сказать, деликатные.
Тому остаюсь свидетелем, боец за счастье трудового народа всей земли, Закаспийского интернационального революционного пролетарского полка имени товарища Августа Бебеля, красноармеец Сухов Федор Иванович.
Да гранаты у него не той системы.
Ты ведь меня знаешь, Абдулла, я мзду не беру. Мне за державу обидно.
Абдулла! Таможня дает добро!
Я здесь, Абдулла.
Найдены дубликаты
Фигурка «Красноармеец Сухов»
Всем привет. Закончил окраску оловянной фигурки красноармейца Сухова в масштабе 1:32 производства компании «Ратник», высота фигурки с подставкой 73 мм. Фигурка имеет большее портретное сходство с героем фильма «Белое солнце пустыни» нежели таможенник Верещагин того же производителя. Ну и окрас вышел у меня получше.В окраске использовались грунт алкидный «KUDO», краски акриловые «Звезда», финиш лак матовый «Tamiya». В фотографии тоже потренировался, но всё равно прошу сильно тапками не кидать, ибо до совершенства в фотографии мне ещё очень далеко. В этот раз вновь провал со светотенью не передает фотография все оттенки хоть убей.
«Белое солнце пустыни», нож товарища Сухова. Нетипичный обзор №10
Прикоснемся ещё к одной легенде советского кинематографа: «Белое солнце пустыни». Уникальный фильм растащенный в народ на огромное количество цитат. А знаменитое: «Стреляли», знал каждый в Союзе. Вспомним начало фильма и голову Саида. Ну это мы потом конечно узнали что он-Саид.
Сухов привычно достал лопату и со словами: третьего выкапываю, выкопал Саида. За этим делом вечереет и новые знакомцы начинают беседовать. «Джавдет трус, Абдулла воин»- сообщает Саид Сухову. Сухов прощаясь с Саидом оставляет ему нож. В глубоких ножнах, деревянная рукоять и длинный клинок финского строя. Он ещё сыграет свою роль как ружьё обязанное выстрелить в конце спектакля.
Кстати, в момент когда Сухов подходил к Саиду хорошо было видно, что нож висит в глубоких ножнах на ремне. Положение достаточно удобное для различных телодвижений. Это вполне распространённый способ ношения.
Заткнутый за пояс Саида нож, услышит одну из самых знаменитых фраз из фильма сказанных Абдуллой: «Кинжал хорош тому у кого он есть. И плохо тому, у кого он не окажется в нужное время.» Хорошо видно устройство самих ножен. Пошитые из кожи со швом с боку. Финского типа и наверняка с деревянным вкладышем под клинок.
Появится он(нож) уже в сцене боя. Но о ней позже, ведь нож был изъят у Саида как и другое оружие, ножик перекочёвывает к басмачу. Но таких вещей не прощают. И Саид возвращает экспроприированное басмачом. К сожалению момент изъятия именно ножа не показан. Но оставить такую ценность он просто не мог.
Выстрел Абдуллы убивает лошадь под Саидом и придавленный тушей коня он не может дотянутся до выпавшего револьвера. И тут его выручает нож. Правда непонятен момент доставания ножа, в эпизоде этого нет, но это не важно. Басмач неосторожно вставший, получает сердечный сюрприз.
Момент броска хорошо виден. Нож Саид держит за клинок, лезвием от себя. Это понятно, чтобы не порезать ладонь при броске. Бросок явно в пол оборота. На стоп кадре хорошо видны деревянная рукоять и металлические тыльник и обойма.
Отличный замысел режисера, когда появившийся предмет имеет свою собственную сюжетную линию. Она идет через весь фильм и скрепляет его добротным швом качественного кино!
И за державу не обидно пока есть такие люди
Гюльчатай, открой личико.
Очень редко актеры приобретают всенародное признание после одной роли, к тому же эпизодической. Еще реже после оглушительного успеха они уходят из профессии. А ведь так случилось с Татьяной Федотовой-Гюльчатай из всенародно любимого фильма «Белое солнце пустыни»
Она сама и сознательно и добровольно оставила кинематограф. Ее выбор многим показался странным и немотивированным, но она сама никогда не пожалела о своем решении и считает, что поступила правильно.
Татьяна Федотова родилась в многодетной семье в деревне Самша в Тверской области. Когда ей было 4 месяца, они переехали в Ленинград. Татьяну отдали в интернат, где она занималась в танцевальном кружке, а затем ее приняли в Ленинградское хореографическое училище им. Вагановой. Девочка не мечтала стать балериной, часто прогуливала занятия и чувствовала себя в училище гадким утенком.
Татьяна Федотова в балетном училище (в центре). Источник: кадр из youtube
В фильме она показала себя с очень яркой и привлекательной внешностью. И ей сулили громкую славу, если она и дальше продолжит кинокарьеру.
Роль Гюльчатай стала ее звездным часом и первой и последней работой в кино. На самом деле в этой роли зрители должны были увидеть другую актрису – ученицу Московского циркового училища Татьяну Денисову, но из-за экзаменов она через 4 месяца уехала со съемок. Нужно было очень быстро подыскать ей замену, и ассистенты режиссера 16-летнюю Татьяну Федотову нашли прямо на улице: «Ассистенты бегали по школам и институтам северной столицы, пытаясь найти девушку, которая вписывалась бы в уже созданный образ».
И такое сокровище нашлось в хореографическом училище имени Вагановой (в настоящее время – Академия Русского Балета) и, что удивительно, новую Гюльчатай звали тоже Таней. Сдав в училище экзамены, Татьяна Федотова выехала на съемки. Именно ей было суждено стать народной любимицей…
Однако, Татьяна не пошла в кино. Не стала продолжать кинокарьеру. И это несмотря на огромную популярность, которую принесла ей роль Гюльчатай. Множество поклонников с нетерпением ждали новых ролей от яркой, привлекательной актрисы, но все тщетно. Татьяна Федотова выбрала для себя другой жизненный путь.
После того, как Татьяна окончила училище, она пошла работать в танцевальный ансамбль в «Ленконцерте». Там она познакомилась с одним композитором. Его звали Геннадий Кузьмин и он на тот момент был женат.
В итоге они все-таки поженились. С тех пор Татьяна Кузьмина видит свое главное предназначение в том, чтобы быть хорошей женой и матерью.
Будучи уже на пенсии, Татьяна 4 года проработала уборщицей в Русском музее, но не стыдится этого. Когда журналисты задают ей вопросы о том, не жалеет ли она об утраченных шансах в кинематографе, Татьяна отвечает: «Господь сохранил меня от этой славы, которая убивает душу человеческую… Люди радуются и веселятся, смотрят, какие красивые актеры. Но как они увядают быстро. Была красота – и нет ее, была слава – и ничего от нее не осталось. Люди поднимают человека, а потом они же и опускают его, и он становится одиноким».
Сейчас она уверена в том, что и слава, и красота, и богатство – преходящие блага, и найти в них счастье невозможно. Татьяна Кузьмина говорит, что ее призвание – быть женой, и она ни разу не пожалела о своем выборе. Бывшая актриса не смотрит телевизор и не читает газет. Она не согласна с тем, что загубила свой талант, напротив, считает, что последовала судьбе, предопределенной свыше.
«Белое солнце пустыни»
Сейчас хочу рассказать ещё об одном своём любимом фильме.
Бесконечная пустыня, боец Сухов, прикуривающий с динамитной шашки, нескладный Петруха с вечно заклинивающей трехлинейкой, обаятельный Верещагин, с надоевшей черной икрой и знаменитыми песнями-балладами, ловкий Саид с незабвенным «Стреляли», злодей Абдулла со своей бандой, любознательная Гульчатай, играющая с черепахою…
Фильм «Белое солнце пустыни», ставший одним из памятников советского кинематографа, вышел на экраны 30 марта 1970 года, однако его съемкам и выходу в прокат мешало множество обстоятельств, а окончательное решение о судьбе картины принял лично генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев.
Путь к зрителю одного из главных фильмов для понимания советской культуры «Белое солнце пустыни» оказался более чем тернист — худсовет требовал вносить правки в сценарий, на съемках погиб один из каскадеров, а техническое оснащение съемочной группы было крайне скудным, так как основные ресурсы кинематографа СССР в тот момент были задействованы на съемках военной эпопеи «Освобождение».
Проблемы возникали и на стадии подбора актеров, который начался в январе 1968 года. Из всех кто, пробовался на главную роль красноармейца Федора Сухова, режиссер Владимир Мотыль отобрал двух претендентов — Анатолия Кузнецова и Георгия Юматова, сделавшего себе имя еще в 1950-х годах. И если Кузнецов, испытывавший пресыщенность от «положительных» ролей, сначала скептически отнесся к предложению принять участие в съемках, то для Юматова «Белое солнце пустыни» могло стать возвращением в большое кино.
Мотыль всерьез склонялся к выбору в пользу Юматова, с которым они много работали перед началом съемок. По словам постановщика, тот часто принимал деятельное участие в работе над фильмом. Так, в ходе обсуждения сцены пленения Сухова именно Юматов предложил драматургическое решение, которое могло показать, каким образом его герою удалось выбраться от врагов.
«Мы ломали голову, и я сказал Георгию: «Вот как?». Георгий, смекнув несколько секунд, говорит: «Дай мне свои часы». Он их надел на руку и дальше сказал все точно: «Этот бандит не может не быть падким на часы». Мы сами становимся участниками мизансцены, которую Жора решил нам продемонстрировать. Он снимает эти часы, кричит: «Лови». Бросает условному бандиту, носком бьет по руке, и часы вылетают. Он падает и говорит: «Я снизу их всех расстреляю». Эта мизансцена, конечно, дорого стоит», — рассказывал он.
Юматов был уже утвержден на роль, однако в ночь перед первой съемкой произошло событие, поставившее крест на его участии в фильме.
«Для Юматова это была трагедия. Были похороны, поминки какого-то человека, которого знал, видимо, Юматов, и там случилась драка. Сейчас я понимаю, что Юматов с его чувством справедливости, с его мужеством, когда завязалась драка, ввязался. Я уверен, что он как боец одолел бы любого противника, если бы это был один, но на него навалились, вероятно, несколько человек. Его лицо было сплошь в кровоподтеках, в опухоли», — вспоминал Мотыль о тех событиях.
По его словам, ждать выписки актера из больницы и возвращения в форму означало отложить съемки фильма на месяц, чего его команда никак не могла себе позволить в условиях скромного бюджета и пристального внимания со стороны комитета кинематографии. Поэтому режиссер дал телеграмму Кузнецову в Москву, и роль Сухова досталась ему.
Источник