Презентация «Как живые организмы запасают энергию солнца»
Презентация полезна развитием абстрактного мышления школьников
Просмотр содержимого документа
«Презентация «Как живые организмы запасают энергию солнца»»
Окружающий мир, 3 класс
Презентацию подготовила учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Суханова Ираида Анатольевна
МБОУ «Лицей» г. Арзамас 2016-17 уч.год
Не буду. Миша сказал, что мы все питаемся от Солнца.
На какое противоречие вы обратили внимание?
Какой возникает вопрос?
Как Лена использует энергию Солнца для своего роста?
Тема урока: «Как живые организмы запасают энергию Солнца?»
Может ли энергия исчезать и появляться из ничего?
Энергия никогда не возникает из ничего и не исчезает бесследно. Но она может изменяться
и переходить из одной формы в другую.
Можно ли жить, не пополняя запасов энергии?
Почему растения называют «кормильцами»?
Совместное открытие знаний
Каждый организм получает энергию от Солнца. Часть её он тратит
на жизнедеятельность и самообновление, а часть запасает в своём
теле, увеличивая его размеры.
Объясните, что обозначил художник кружками разного цвета.
Что за жёлтые чёрточки их соединяют?
энергия солнечного света
Художник изобразил, что растения под действием энергии солнечного света соединяют минеральные вещества (углекислый газ и воду) в органические вещества, из которых состоят они сами и поедающие их животные.
Совместное открытие знаний
Прочитайте текст на стр.39 и объясните, откуда у ребят берутся силы, чтобы бегать, прыгать, играть, учиться?
Ребята бегают, играют и учатся за счет энергии, полученной из вещества пищи.
В каком виде находится энергия в дубе?
Энергия находится в виде вещества.
Совместное открытие знаний
Продолжите формулировку вывода: все живые организмы могут…
Сравните с выводом в учебнике.
Живые организмы могут запасать энергию Солнца.
Зачем живым организмам запасать энергию?
Запасенная энергия позволяет живым организмам продолжать жить в ситуациях, когда многие процессы замедляются, например, ночью или зимой.
Выполните в рабочей тетради задание 1(Н) стр.18. Проверьте себя.
С помощью _____________ Солнца растения производят из углекислого газа воздуха, воды и минеральных веществ
почвы органические вещества. Животные используют для
жизни ____________ органических веществ, содержащихся
Выполните в рабочей тетради задание 2(Н) стр.18. Проверьте себя.
Обмен веществ растений и животных ночью ______ останавливается.
Это возможно благодаря способности живых организмов запасать ____________ .
Выполните в рабочей тетради задание 3(П) стр.18. Проверьте себя.
Заяц, телевизор, батарейка, печка, дуб, компьютер, аккумулятор, одуванчик,
автомобиль, тигр, молоток, пила,
расчёска, собака, дрова, газовая плита, дом, вода, уголь, бумага, лошадь,
Выполните в рабочей тетради задание 4(М) стр.18. Проверьте себя.
Берёза, слон, оса, дуб, кит, микробы, подберёзовик, крапива, вишня, крот,
бабочка, мухомор, мох, обезьяна, ясень,
тигр, кабачки, муха, ромашка, майский жук, гриб-трутовик, петрушка, корова,
таракан, лиственница, белый гриб, сыроежка.
1. Тексты, задания и иллюстрации из учебника и рабочей тетради для 3-го класса Окружающий мир «Обитатели Земли» А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан.
2. Задания из Методических рекомендаций для учителя по курсу окружающего мира для 3-го класса А.А. Вахрушев, Е.А. Самойлова, О.В. Чиханова.
Источник
Урок окружающего мира «Как живые организмы запасают энергию Солнца»
Конспект урока «Как живые организмы запасают энергию Солнца» 3 класс УМК «2100»
Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира «Как живые организмы запасают энергию Солнца»»
Окружающий мир 3 класс (Школа 2100)
Тема урока: «Как живые организмы запасают энергию солнца».
Тип урока: урок введения нового знания
Форма урока: урок
Технологии: технология групповой деятельности, здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникативная технология, дифференцированный подход,
Цели и задачи урока:
-обеспечить условия для формирования представлений о Солнце, его значении для живых организмов;
-обобщить и систематизировать знания об основной причине ведущей роли жизни в круговороте веществ;
— развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя;
— развивать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
— развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;
— развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
— воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи поддержки;
— воспитывать культурного человека, уважающего личность другого.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, Музыкальное произведение Э. Грига «Утро», видеоклип «Солнечное затмение», портрет К.А. Тимирязева, карточки с тестом.
Ребята, я приглашаю сегодня вас к сотрудничеству и очень надеюсь на вашу поддержку, призываю вас быть очень активными в течение всего урока. И пусть девизом урока будет:
Я желаю сегодня вам добра!
Дети: Вы желаете сегодня мне добра! Если вам будет трудно, я помогу!
О каких «профессиях» живых организмов говорили на предыдущих уроках?
(Производители, потребители, разрушители) (Слайд 2)
Что вы можете сказать об их связи? (Живые организмы разных «профессий» не могут жить друг без друга)
Я предлагаю вам выполнить тест. Работать вы будете в группах. Вспомним правила работы в группе. Всегда помните, что успех одного – это успех всей вашей группы.
Тест (ставить «+» или «-»)
Обмен веществ в живых организмах иногда приостанавливается. (-)
Круговорот веществ в природе замкнутое явление.(+)
Все виды жизнедеятельности возможны только за счет использования полученных веществ и энергии. (+)
Полученные вещества разлагаются на более простые и разносятся только в определенные органы. (-)
Производители вырабатывают органические вещества необходимые для роста , самообновления и энергии живого организма. (+)
Ответы групп вывешиваются на доску. Открываются правильные ответы. (Слайд 3). Проверка, оценивание подготовки детей к уроку по группам. Ошибки разбираются.
3.Открытие новых знаний.
Звучит музыка Э. Грига «Утро»
Давайте закроем глаза и представим небо лунной ночью. Сияет луна. Её мягкий серебристый свет заливает землю, но он ярок, как свет солнца. Тысячи мерцающих звезд разбросаны по небу. Быстро проходит короткая летняя ночь. На востоке алеет заря. Сияние звезд становится все слабее. Небо с каждой минутой светлеет. У самого горизонта появляется край солнца. Начинается новый день. (на доске большое солнце (Слайд 4)) Открыли глаза. Посмотрели на солнце. Но астроном вас хочет о чём-то предупредить.
Выходит ученик (в колпаке со звёздами) и рассказывает
Солнце светит очень ярко. Категорически запрещается смотреть на него в бинокль, подзорную трубу, телескоп и просто невооруженным глазом. Это может нарушить зрение. Только через темные защитные очки можно смотреть на солнце, да и то недолго – 1-2 минуты.
б) Постановка темы и целей урока
Инсценировка диалога Лены и Миши.
Итак, наступило утро. Между нашими героями Леной и Мишей за завтраком состоялся такой диалог. Послушаем.
Дети сидят за столом и беседуют:
— Я ем картошку и получаю энергию из пищи. А картофель получает энергию от Солнца. Выходит: я тоже живу за счет солнечной энергии?
— Конечно. Все живые организмы на Земле получают в конечном итоге энергию от Солнца. Да еще умеют её запасать. Это позволяет им жить даже тогда, когда Солнце не светит.
Ребята, вот такой диалог состоялся между Леной и Мишей. Кто может предположить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (ответы детей)
Правильно, сегодня мы поговорим о Солнце. Как вы думаете это важный разговор? Почему? (предположения детей)
Сегодня мы узнаем много интересного о том, для чего светит Солнце, и можно ли нам и всем живым организмам обойтись без него.
Что же такое солнце? (Это космическое тело, так как оно находится в космосе; ближайшая звезда к Земле; занимает центральное место в солнечной системе.)
Бывают солнечные затмения, когда вместо яркого, золотого шара на небе видишь черное пятно. На какой-то миг кажется, вдруг оно погасло навсегда.
Давайте посмотрим несколько слайдов о солнечном затмении, а вы в этот момент подумайте, а что случится, если Солнце вдруг погаснет навсегда.
Итак, что случится, если Солнце вдруг погаснет навсегда? (От сильнейшего холода на Земле погибли бы все растения и животные.)
Сообщение заранее подготовленного ученика.
Солнце – это мощный источник энергии, а энергия – источник жизни. Земля получает лишь малую часть излучаемого солнечного тепла. Но и этого тепла хватает для всего живого на Земле.
Что даёт Солнце? Солнце даёт Земле свет и тепло. Без этого на Земле постоянно царила бы темнота и такой холод, что всё живое не могло бы существовать.
Люди с давних пор относятся к Солнцу с любовью и особым уважением. Ведь они поняли, что без Солнца не прожить ни человеку, ни зверю, ни растению. Давайте это проследим. Откройте учебник на стр. 28, найдите задание 1.
Посмотрите на иллюстрацию и скажите, что обозначил художник синими кружочками? (Молекулы воды)
А белыми? (Молекулы воздуха)
Что же художник обозначил желтыми прямоугольниками? (Порции энергии Солнца)
Из рисунка видно, что растения используют энергию Солнца для соединения частиц воздуха и воды. А кто-нибудь догадался, какой процесс изобразил художник? (Фотосинтез) (Слайд 5)
Закройте глаза, расслабьтесь, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежит маленькое солнышко. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по рукам. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Обратите внимание на дыхание, мы дышим легко, равномерно. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. На что похоже ваше настроение? На солнышко или темную тучку?
Сегодня на урок к нам пришел представитель кружка «Юный натуралист».
Сообщение заранее подготовленного ученика.
Климент Аркадьевич Тимирязев установил, как растения в своей жизнедеятельности используют солнечный свет. В листьях растений содержится особое вещество – хлорофилл, которое окрашивает их в зеленый цвет. Хлорофилл поглощает энергию солнечных лучей. С помощью этой энергии растение создаёт из углекислого газа и воды сложные вещества – углеводы. Они нужны самому растению и тем, кто им питается – животным и людям.
Стр. 29, зад. 2 (с проверкой – чтение вслух одного из учеников)
Ребята, а ночью солнца нет. Как вы думаете, останавливается ли обмен веществ растений и животных? Почему? (Не останавливается, т.к. они запасают энергию).
Ребята, откуда у вас берутся силы, чтобы бегать, играть на переменах, учиться? (Энергия) А откуда она берется? (Через питание)
А что мы кушаем? (Пищу животного и растительного происхождения)
Потрогайте свои животики : они мягкие. Это потому, что под кожей у вас есть слой жира. В этом жире запасена энергия, которая позволяет тебе жить если придется некоторое время поголодать. Человек без еды может прожить какое-то время. Он может накапливать в себе энергию, как и другие живые организмы.
Сообщение заранее подготовленного ученика.
Запасенная энергия позволяет живым организмам продолжать свою жизнь даже тогда, когда многие процессы в природе замедляются. Ночью солнечная энергия не поступает на поверхность земли. Вода не испаряется, слабее охлаждается земля. Но в живых организмах обмен веществ ни на минуту не останавливается.
Какой вывод можно сделать? (Живые организмы запасают энергию Солнца) (Слайд 6)
Работа в группах
Ребята, у вас на столах лежит чистый лист. Попробуйте смоделировать ответ на вопрос: как живые организмы запасают энергию Солнца?
I ряд – растения
II ряд – животные
III ряд – человек
Что нового или интересного узнали?
Велико значение Солнца для жизни на Земле. И пусть всегда ваш путь освещается солнцем, пусть будет больше ясных, теплых, солнечных дней в вашей жизни.
Кто в вашей группе работал активней и достоин оценки?
Домашнее задание: стр. 28 – 30 №6 (Слайд 7)
Источник
Урок окружающего мира по теме: «Как живые организмы запасают энергию Солнца» («Программа 2100…»)
Вид урока: урок изучения нового материала.
Технология: технология групповой деятельности.
1. Обучающая цель:
- обеспечить условия для формирования представлений о Солнце, его значении для живых организмов;
- обобщить и систематизировать знания об основной причине ведущей роли жизни в круговороте веществ.
2. Развивающая цель:
- развивать интеллектуальные и практические умения детей;
- развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье.
3. Воспитательная цель:
- воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки;
- воспитывать культурного человека, уважающего личность другого человека.
План урока
Содержание этапов урока | Виды и формы работы |
1. Организационный момент | Приветствие |
2. Проверка домашнего задания | Тестовая работа |
3. Мотивационное начало урока. Выход на тему урока. | Дети с закрытыми глазами представляют то, что им говорит учитель, под звуки музыки |
4. Изучение новой темы | Беседа |
Работа с учебником Физкультминутка