Меню

Как зовут египетского бога луны

Аах (Ях) — лунное божество

Аах — бог Луны и лунного календаря Аах (Ях) – древнеегипетский бог Луны, отвечающий за лунный год (12×30 дней), почитался в Фивах. Первоначально слово «Аах» означало Луну как спутника Земли, в астрономическом смысле.

Поскольку вначале по древнеегипетскому календарю продолжительность года равнялась 360 дням, а Луна играла важную роль в хозяйственно-астрономических прогнозах, лунный бог приобрел большую популярность в Древнем Египте.

Популярный в эпоху Среднего царства

Культ Ааха (Яха) достиг максимума в период Среднего царства. Некоторые исследователи считают, что имя фараонов Яхмос (XVIII и XXVI династии) связано с этим божеством. Если такое предположение верно, то это говорит о значительном влиянии этого бога в отдельные периоды истории Древнего Египта.

Однако со временем древнеегипетские жрецы, заметив несовпадение календарного и реального года, произвели календарную реформу, добавив к 360 дням еще 5 дней. Мифы, освящающие божественную необходимость такой реформы, рассказывают о том, что бог мудрости Тот выиграл именно у Ааха в игре в кости по 1/72 сияния Луны в каждый день, и таким образом за год получилось пять дополнительных дней.

После этого культ Ааха постепенно начал терять популярность, хотя в одном из вариантов «Книги мертвых» он упоминается и говорит: «Я, лунный бог Аах, обитающий среди богов…».

Теории проиcхождения Ааха (Яха)

Подробности культа данного бога сейчас неизвестны. Также невелико и количество его изображений. Аах обычно изображался в антропоморфном виде с нарождающимся полумесяцем на голове, иногда подобно другим лунным богам — Тоту и Хонсу — имел голову ибиса или сокола. Также иногда изображался в виде полумесяца, опирающегося на столб Тота (джед), стоящий в лодке.

Существуют теории, согласно которым культ Ааха связан с появлением в Египте большого числа выходцев из Западной Азии (в том числе гиксосов), а сам Аах отождествляется с сирийскими и даже месопотамскими лунными божествами.

Обращают внимание и на схожесть имени Ааха (Яха) с еврейским Яхве, но точка в дискуссиях, насколько это совпадение является случайным, еще не поставлена.

Источник

Лунные боги Древнего Египта

В «сутолоке богов» Древнего Египта разобраться не всегда просто, что связано с отсутствием единой мифологической системы, а также со своеобразной религиозной автономией — в каждой области (номе) были свои боги. В прошлый раз в пантеоне египтян мы выделили солнечных богов. Но у египтян были и лунные боги.

Древнеегипетский пантеон

Древнеегипетский пантеон начал формироваться уже в додинастические времена (конец V тыс. до н. э. — 3.100 г. до н. э.), когда были заложены основы разделения на солнечных, лунных и земных богов.

Самыми древними были лунные боги, поскольку ранние земледельческие цивилизации связывали сельскохозяйственный цикл с лунными фазами. Считалось, что зерновые получают от луны больше пользы, чем от солнца, а в религиозных гимнах говорится, что бог Луны «дарует плодородие в ночное время».

К лунным богам в древнеегипетском пантеоне относятся Тот, Хонсу, Осирис, Ях, Мин, Хор; богини Баст, Хатхор, Нут, Исида. Лунные боги связаны с культами плодородия, счетом времени (первым календарем был лунный), смерти и возрождения (ассоциируемыми с природными циклами).

Символами и атрибутами лунных божеств часто являлись бык/корова, баран (или рога барана), глаз (смотрящее ночное Солнце), зеркало, круг, змея, кот/кошка, крылья, лодка, полумесяц, столп/конус. Цвета лунных божеств: белый, красный или черный, в зависимости от фазы Луны.

Ях — Хонсу — Тот — Осирис

С этой точки зрения интересна цепочка Ях-Хонсу-Тот-Осирис, являвшихся, по-видимому, ипостасями архаического лунного духа. Взаимосвязь этих богов, принадлежность к лунным богам можно определить по атрибутам: корона в виде полумесяца с покоящимся в нем диском полной луны, проявления в виде ибиса/сокола, покровительство счету (времени или жизни) и письму, знаниям, магии, земледельческим ритуалам.

Наиболее древним в этой триаде, вероятно, является Ях, который изначально олицетворял мужское «воинственное начало».

Слово «ях», собственно, и означает по-египетски «луна», когда оно пишется с детерминативом бога, то обозначает божество Яха. Изображался он антропоморфно, либо в виде человека с головой сокола, а манифестациями (проявлениями) Яха были месяц и птицы ибис и сокол.

Эти птицы сближают Яха с другим лунным божеством — Хонсу, который также изображался с головой сокола.

Имя «Хонсу» означает «проходящий, пересекающий (имеется в виду небо) странник, путник». Часто он изображался в виде юноши, закутанного в плотно прилегающую одежду или в погребальные пелены, свободны были только его руки, целиком или частично. На голове Хонсу нередко можно увидеть особую корону, состоящую из лунного месяца, в котором покоится диск полной луны.

Упоминания о Хонсу как о боге Луны можно встретить уже в «Текстах пирамид». Однако облик его довольно своеобразен: Хонсу выступает как свирепое кровожадное божество (кровь также является символом лунных божеств), помогающее умершему царю охотиться на других богов, душить их и поедать, чтобы завладеть их силой: «Земля дрожит, небо содрогается и боги трепещут, когда поднимается этот Пепи правогласный».

Это заклинание входит в так называемый «Каннибальский гимн» «Текстов пирамид», но его уже не встретить в поздней редакции, например в «Книге мертвых». В среднеегипетских «Текстах саркофагов» Хонсу назван «яростью, сжигающей сердца».

А вот в эпоху Нового царства Хонсу выступает уже как «прекрасный ликом» юноша, дитя в фиванской божественной триаде (сын Амона и Мут). Теперь его ипостасями становятся «Хонсу-дитя», «Хонсу-проводник» и — пожалуй, главная из них, — Хонсу Хесеб Ахау («Хонсу, исчисляющий время жизни»).

Читайте также:  Майл ру гороскоп рождение по луне

«Ночное солнце» Тот

Самым известным египетским богом с явными лунными атрибутами является Тот (Джехути), которого называли «серебряным диском», «ночным солнцем».

В «Книге коровы» рассказывается том, как Ра приказал Тоту быть его заместителем на небе, освещать землю, пока Ра светит мертвым в Дуате: «Сказало величество этого бога Тоту: «Будь на небе вместо меня, пока я сияю для блаженных в Дуате».

Еще один лунарный сюжет, связанный с Тотом, включен в цикл мифов о тяжбе Гора и Сета за трон Осириса. В одном из эпизодов этого затянувшегося спора, коварный Сет пригласил ничего не подозревающего племянника к себе в гости, а ночью попытался совершить «над ним дело победы», то есть попросту изнасиловать его. Но благодаря предусмотрительности матери Хора — Исиды — все обернулось не в пользу Сета.

Чтобы очистить сына, Исида по его просьбе отрубила ему оскверненную руку, вместо которой у Хора появилась новая, а затем Исида и Хор поместили семя Хора на растение латук, бывшего излюбленным лакомством Сета, которое тот и съел к своему удовольствию. Сразу после этого Сет и Хор в очередной раз предстали перед судом богов, где Сет пытался дискредитировать племянника, сообщив о том, что ему, Сету, удалось сделать с Хором.

Но когда Тот, «Владыка истинных слов», воззвал к семени Сета, оно откликнулось из воды болота, куда Исида бросила руку Хора. Когда же Тот воззвал к семени Хора, оно откликнулось изнутри Сета, и вышло из его головы в виде золотого солнца. Разгневался Сет и попытался схватить золотое солнце, но Тот забрал его и поместил на свою голову. Это «золотое солнце» и есть Луна с которой связан Тот как воплощение лунного духа.

Тот чаще всего изображался в виде человека с головой ибиса (изогнутый клюв ибиса ассоциируется с полумесяцем, а черно-белое оперение воспринималось как указание на рост и убывание луны), но мог изображаться в виде павиана (павианы ночные животные, криками встречающие появление луны, они же встречали в Дуате умерших, приветствовали ладью Ра). Тот носит лунную корону, напоминающую корону Хонсу — диск полной луны, покоящийся внутри месяца.

Тот являлся божественным Судьей в Зале Двух Истин, поскольку упорядоченные изменения лунных фаз предполагают соблюдение твердо установленных законов, и в качестве бога Судьбы он отмерял продолжительность человеческой жизни прутом с зазубренным краем. В отличие от других лунных богов, связь Тота с земледельческими культами не очевидна. Но в его функции входила запись имени фараона на священной сикоморе, так что, он, вероятно, ассоциировался с духами деревьев (пережиток анимизма), которые также относятся к лунному культу. Ученые считают, что эта черта стерлась в результате его «специализации» и передачи части «полномочий» Осирису.

Осирис

Осирис — наиболее явное проявление лунного духа в египетской мифологии, он ассоциируется с духом зерна, с циклами смерти и возрождения.

В одном из гимнов, посвященных Исиде, он прославляется как бог, «который является нам, как младенец, каждый месяц», что является свидетельством в пользу лунной природы. В гимне Осирису-Сокару читаем: «Славься, живая душа Осириса, увенчавшая его Луной». В одном из храмовых песнопений Осирис назван быком (символом плодородия, типичным лунным символом): «Бык, порожденный двумя коровами, Исидой и Нефтидой…Он потомок двух коров, Исиды и Нефтиды…».

Часть мифа о разрубании тела Осириса (Сетом) и соединении тела (Исидой) также можно связать с убыванием и прибыванием Луны. Смерть Осириса в природной интерпретации — это новолуние, а пик могущества — полнолуние.

Отметим, что расчленение тела умершего (а также кремация) связано с погребальным обычаем древних египтян раннего додинастического периода (забота о сохранении тела была ими перенята у пришельцев из Азии). Даже в «Книге мертвых» можно найти отголоски старых ритуалов: «Я — Огонь, сын Огня, кому дана была его голова после отсечения. Голова Осириса не была отнята от него; да не будет голова умершего отнята от него… «.

В более поздние времена синтез лунных божеств приводит к возникновению объединенных форм имен этих богов, например, Хонсу-Тот, Осирис-Ях, Сокар-Осирис, Ра-Осирис и пр.

В период Нового царства атрибуты солнечного и лунного божественных культов, а также культ умершего царя сливаются в универсальном божестве — Амон-Ра.

Амон — фиванский бог, связанный с древними земледельческими культами, символом которого был баран, что говорит о его лунной природе; Ра — древнее гелиопольское божество, «дневное солнце», а в «Текстах пирамид» бог-покровитель умершего царя, символом которого чаще всего являлся солнечный диск.

В гимне Амону-Ра мы видим слияние солнечного и лунного божественных атрибутов: «Была земля во мраке, и стал свет после того, как ты возник. Озарил Египет лучами своими, когда диск твой засиял. Прозрели люди, когда сверкнул твой правый глаз впервые, левый же глаз твой прогнал тьму ночную».

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Читайте также:  Призывалка кровавой луны каламити

Источник

Список лунных божеств — List of lunar deities

В мифологии , лунное божество является богом или богиней из Луны , иногда в качестве персонификации. Эти божества могут иметь множество функций и традиций в зависимости от культуры, но они часто связаны между собой. Некоторые формы поклонения луне можно найти в большинстве древних религий.

СОДЕРЖАНИЕ

Луна в религии и мифологии

Многие культуры неявно связывают 29,5-дневный лунный цикл с женскими менструальными циклами , о чем свидетельствуют общие лингвистические корни слов «менструация» и «луна» в нескольких языковых семьях . Это отождествление не было универсальным, о чем свидетельствует тот факт, что не все лунные божества являются женщинами. Тем не менее, во многих известных мифологиях изображены богини луны, в том числе греческая богиня Селена , римская богиня Луна и китайская богиня Чанъэ . Некоторые богини, включая Артемиду , Гекату и Исиду , изначально не имели лунных аспектов и приобрели их только в поздней античности из-за синкретизма с фактическим греко-римским лунным божеством Селеной / Луной . В традициях с богами-мужчинами имеется мало свидетельств такого синкретизма, хотя греческий Гермес приравнивается к египетскому богу Луны мужского пола Тоту . Никс — богиня ночи .

Также распространены лунные боги мужского пола, такие как Грех у месопотамцев , Мани у германских племен , Цукуёми у японцев, Игалук / Алигнак у инуитов и индуистский бог Чандра . Первоначальное протоиндоевропейское лунное божество, по- видимому, было мужчиной, со многими возможными производными, включая гомеровскую фигуру Менелая . Культуры с мужскими богами луны часто изображают богинь солнца . Исключением является индуизм, в котором присутствуют как мужские, так и женские аспекты солнечного божественного. У древних египтян было несколько лунных богов, включая Хонсу и Тота , хотя Тот — значительно более сложное божество. Сет представлял луну в египетском календаре удачных и неудачных дней.

Многие культуры ориентируются в хронологическом порядке по Луне, а не по Солнцу. Индуистский календарь поддерживает целостность лунного месяца и бог Луны Чандра имеет религиозное значение во многих индуистских фестивалей (например , Karwa Chauth , Sankashti Chaturthi , и во время затмений). Известно, что древнегерманские племена также имели лунный календарь.

Луна занимает видное место в искусстве и литературе , часто предполагая влияние на человеческие дела. Эта вера остается псевдонаучной особенностью астрологии .

Источник

Боги Египта

Древний Египет называли Даром Нила, и именно он влиял на образ жизни людей, на формирование государства, цивилизации, мифологии и богов. Египтяне считали, что мир — это полоса земли, через середину которой течет Нил, и окруженная водами великого океана. Эту воду олицетворял Нум, первый из богов, источник реки и дождя. Над землей простиралось небо, поддерживаемое четырьмя колоннами, каждая из которых располагалась на краю разных сторон света. Различия между Верхним и Нижним Египтом нашли отражение в мифологической борьбе боги Осириса и Гора с Сетом, а также в строительстве государства.

Краткая мифология Древнего Египта

Если кратко, то Фараон, согласно древнеегипетской мифологии, был богом Древнего Египта, который соединил две короны: верхний и Нижний Египет. При жизни он был богом Гором, после смерти — Осирисом, царем мертвых. С мифами о богах Гора и Осирисе была связана мумификация и культ умерших. Большое значение в Египте уделялось и солнцу. Ра — бог солнце по традиции был первым фараоном, и как Атум — творцом мира. Говорили, что Атум, который либо сам создал себя, либо был ребенком Нун, появился из первобытных вод как холм.

Солнечный культ в Древнем Египте достиг апогея во времена правления Аменхотепа IV под названием Эхнатон (1379 – 1362). Этот фараон, похоже, оставил бесчисленные божества, к которым обращались и которым поклонялись предыдущие правители Древнего Египта, и сосредоточил свое благочестие на одном боге Атоне, изображаемом в виде солнечного диска. По мифологии Древнего Египта Осирис был архетипом бога мертвых. Его повторяющаяся смерть и воскресение считались отражением ежегодных разливов Нила в Египте и циклического роста и отмирания растительности.

Прежде всего, он был царем вечности, правителем бесконечного мира в подземном мире, положение которого открывает Книга Мертвых. Здесь сидевший на троне Осирис, судил каждого умершего человека, которого по очереди приводил к нему Анубис бог с головой шакала. Однако люди в Римской Империи узнали Осириса почти исключительно через обширные мистерии Исиды, его жены и сестры. В ее мифологическом цикле он был, впрочем, одним из второстепенных актеров, как и Серапис, которого Птолемеи считали государственным Богом Древнего Египта.

Список самых известных
Богов Древнего Египта

Его имя в Древнем Египте означает «таинственный» и отождествляется с богом солнца Ра, впоследствии Амон-Ра — верховное, главное божество Египта. Изображается в виде бородатого мужчины в головном уборе с двумя длинными перьями. Считался хранителем династии и пантеона. В его честь были построены огромные храмы в Луксоре и Карнаке Египта. Считался одним из трех создателей Мира, и к его великодушию обращались верующие в просящих молитвах. Вместе с богиней Мут и богом луны Чонсу они образовали фиванскую триаду. Фивы были его родным городом, откуда культ бога распространился в других частях государства.

Анубис

Бог царства мертвых, тьмы. изобретатель мумификации, покровитель бальзамирования, хранитель могилы, к которой обращались погребальные молитвы. Изображается с головой шакала. Вместе с Имстетом, Хапи, Дуамутефом и Кебехсенуфом он царствовал в подземельях.

Читайте также:  Луна сегодня полнолуние когда было

Солнечный щит, видимое проявление Бога Ре, единственное божество в монотеистической религии, созданной Эхнатоном. Центром культа Атона в Древнем Египте был Ахетатон, ныне Телль-эль-Амарна. Атон изображался как солнечный диск с лучами, оканчивающимися ладонями.

Один из древнейших богов Древнего Египта, священным животным которого был Змей. Почитаемый в Гелиополисе как Атум-Ра, считался там творцом мира и богов, а как божество солнца — олицетворением полуденного солнца. Представлял собой существо в человеческом обличии с двойной короной верхнего и Нижнего Египта на голове.

Бастет

Египетская богиня кошка. Центром поклонения этой богине был город Бубастис в Египте, где находился некрополь мумифицированных кошек. Кошки также почитались в домах. Любимый вид спорта фараонов — охота на Львов, считалась греховным делом, если совершалась во время праздников в честь этой богини.

Домашний Бог, изображаемый обычно в виде карлика с широким бородатым лицом, густыми бровями, длинными волосами, с большими оттопыренными ушами, плоским носом, высунутым языком, тонкими и длинными руками, кривыми ногами и хвостом. Бес сочетался с человеческими удовольствиями, был жизнерадостным персонажем и оберегал людей от несчастий. В Египте он убивал змей, защищал детей, при родах помогал богине Таурт, изображенной в облике бегемота.

Относился к главным богам Древнего Египта и, как покровитель и хранитель фараонов, имел бесчисленное количество храмов по всей стране. Он изображался с головой сокола. Когда Хор достиг совершеннолетия, отправился мстить за смерть отца и вступил в поединок с Сетом.

Имхотеп

Имхотеп из смертных, которого причислили к богам Древнего Египта. Архитектор комплекса ступенчатой пирамиды в Саккаре Египта. Его изображали жрецом с бритой головой, держащим на коленях развернутый свиток папируса. Он был покровителем преподавания и медицины.

Исида

Богиня магии и творческой силы, хозяйка земли, неба, моря и мира мертвых. Одна из самых популярных богинь Египта почитается как образцовая жена Осириса и мать Гора. Она представляла себя женщиной с троном на голове. Ее культ помимо Египта, распространился так же на Грецию и Рим.

Дочь Ра, богиня истины Древнего Египта — Маат, носила страусиное перо на голове. Это перо, как олицетворение истины и справедливости, клали на одну из чаш весов, на которой во время суда Осириса взвешивали душу умершего.

Богиня, символом которой был стервятник. Изображенная как женщина в королевской короне, она почиталась в южной части Карнака, где находился ее храм. Будучи супругой Амона фиванского и матерью Чонсу, она совершала с ним торжественные шествия из Карнака в Луксор или на противоположную сторону Нила в царские погребальные храмы.

Нефтида

Нефтида богиня смерти и рождения, жена Сета, сестра Осириса. Ее имя, означающее «хозяйка замка», сочеталось с погребальным ритуалом, она и ее сестра Исида выступали в роли хранительниц.

Нехебкау

Один из страшных демонов в египетском подземном мире, встречавших умерших. Это была змея с человеческими руками и ногами. Совсем по-другому выглядел женский демон Аммут с головой крокодила, туловищем львицы, пожирающей души обреченных на смерть. Легенда Древнего Египта гласит, что бог Нехебкау когда-то был приручен Ра и с тех пор преданно служит богу солнца.

Первобытные воды в мифологии Древнего Египта. Этот бог изображен как человек, стоящий по пояс в воде с поднятыми вверх руками, поддерживая лодку солнца. Хаос первобытных вод был глубоким, вечным, темным и невидимым.

Египетская богиня неба, которую обычно изображали в виде обнаженной, гигантской женщины, обнимавшей небеса, чья согнутая в дугу спина, поддерживалась богом воздуха Шу. Согласно легенде, день и ночь являются результатом солнечного возрождения: солнце входило вечером в рот Нут, ночью проходило через ее тело и утром рождалось из ее чрева.

Осирис

Царь и судья мертвых, главное божество смерти. Посвященным ему городом был Джед, лежащий в дельте Нила. Осириса изображали бородатым человеком в короне Верхнего Египта на голове, закутанным в саван по подобию мумии. В руках он держал кнут и жезл — символы власти. Ему приписывали введение земледелия и многих ремесел, а также полагали, что он положил начало обрядам, прежде всего мистерии, сопровождавшей процесс бальзамирования и мумификации. Египтяне считали, что сохранение тела является важным условием для обеспечения вечной жизни. Без тела вообще невозможно было жить дальше после смерти. Они также были убеждены, что человек рядом с телом имеет еще Ба и Ка-душу, изображаемую в виде птицы с человеческой головой, своего рода двойника, хранителя тела, рождающегося вместе с ним и сопровождающего его в мире мертвых. Только фараоны становились после смерти Осирисом, а остальные могли получить спасение, когда с положительным исходом прошли через суд, исследующий содержащиеся в них добро и зло. Несчастного, получившего неудачный результат, ждал Аммут — Пожиратель душ. Согласно мифу, посвященному Осирису, он был утоплен, расчленен и разбросан по земле и воде его братом Сетом, который затем запер его в саркофаге и бросил в Нил. Там его нашла Исида, его сестра и жена, и оживила. Однако возрожденный Бог не остался на земле, а стал хозяином тех, кто уже ушел в загробный мир.

Источник

Adblock
detector