Меню

Как звали греческого бога солнца

Бог солнца в греческой мифологии

Гелиос – бог солнца в греческой мифологии. Его родителями были титаны Гиперион и Фея. Его считали доолимпийским богом и правил он высоко над людьми и богами. Оттуда он наблюдал за всеми и в любое время могу наказать или поощрить. Греки часто называли его «всевидящим». Кстати, другие боги обращались к нему, чтобы узнать тайны друг друга. Гелиоса считали богом, который отмеряет ход времени и покровительствует днями, месяцами и годами.

Кто является богом солнца в Греции?

Согласно мифам проживает Гелиос на восточной стороне Океана в огромном дворце, который окружен четырьмя временами года. Престол его сделан из драгоценных камней. Ежедневно будил Гелиоса петух, являющийся его священной птицей. После этого садился он в огненную колесницу, запряженную четырьмя огнедышащими лошадьми, и начинал свой путь по небу на восток, где у него также был прекрасный дворец. Ночью бог света и солнца возвращался домой по океану на золотой чаше, которую сделал Гефест. Несколько раз Гелиосу приходилось отступать от своего графика. Так однажды Зевс приказал не выходить богу солнца на небо в течение трех дней. Именно в этот период проходила брачная ночь Зевса и Алкмены, вследствие которой появился Гефест. После того как Титаны были свергнуты, все боги начали делить власть и о Гелиосе все забыли. Он начал жаловаться Зевсу и тот сотворил в море остров Родос, посвященный богу солнца.

Древнегреческий бог солнца чаще всего изображался на колеснице, а вокруг его головы находились солнечные лучи. В некоторых источниках Гелиоса представляют в ослепительном сеянии с горящими страшными глазами, а на голове у него золотой шлем. В руках бог солнца обычно держал хлыст. На одной из статуй Гелиос представлен одетым юношей. В одной руке у него шар, а в другой рог изобилия. Согласно существующим легендам было у Гелиоса много любовниц. Одну из смертных девушек превратили в гелиотроп, цветы которого всегда поворачивались, следуя движению солнца. Другую любовницу превратили в ладан. Именно эти растения считались для Гелиоса священными. Что касается животных, то для бога солнца в Древней Греции наиболее значимыми были петух и орех.

Супруга Гелиоса – океанида Перса, родившая на востоке ему сына, который был царем Колхида, а на западной стороне она подарила ему дочку и она была сильной волшебницей. Согласно существующей информации у Гелиоса была еще одна жена Рода, являющаяся дочерью Посейдона. В мифах рассказывается о том, что Гелиос является сплетником, который часто выдавал секреты других богов. К примеру, он рассказал Гефесту об измене Афродиты с Адонисом. Именно поэтому бога солнца в древнегреческой мифологии ненавидела богиня любви. Гелиос владел семью стадами по пятьдесят коров и столько же баранов. Они не размножались, но при этом были всегда молодыми и жили вечно. Бог солнца любил проводить время, наблюдая за ними. Однажды спутники Одиссея съели несколько животных, и это привело к проклятию со стороны Зевса.

В Греции было достаточно мало храмов, посвященных Гелиосу, но при этом было много статуй. Наиболее популярная из них – Колосс Родосский, которая считалась одной из чудес света. Эта статуя изготовлена из сплава меди и железа, а находится она у входа в Родосский порт. Кстати, в высоту она достигает примерно 35 м. В руках бог держал факел, который всегда горел и выполнял роль маяка.

Строительством ее занимались в течение 12 лет, но в итоге она разрушилась во время одного из землетрясений. Произошло это спустя 50 лет после завершения строительства. Греческий культ Гелиоса переняли римляне, но у них не был таким популярным и распространенным.

Источник

Гелиос — Helios

Обитель небо Планета солнце Символ колесница, кони, венчик Персональная информация Родители Гиперион и Тейя Братья и сестры Селена и Эос Консорт Многие из них: Климена , Клити , Персе , Родос и Левкотея. Дети Actis , Aega , Aegiale , Aeetes , алоая , Астрисы , Авгии , Bisaltes , кандали , керкаф , в харите , Цирцей , в Корибантах , Electryone , то Гелиады , то Оры , Ichnaea , Lampetia , Macareus , охим , Pasiphae , Персес , Фаэтон , Phaethusa , Tenages и Triopas Эквиваленты Римский эквивалент Sol Скандинавский эквивалент Соль Эквивалент индуизма Сурья Ханаанский эквивалент Шапаш Месопотамский эквивалент Уту Венгерский (мадьярский) эквивалент Napkirály

Helios , также Helius ( / ч я л я oʊ s / ; древнегреческий : Ἥλιος Helios , Latinized в Гелиоса ; Ἠέλιος в гомеровском греческом ), в древнегреческой религии и мифа , является богом и персонификация Солнца , часто изображается в искусство с лучезарной короной и колесница, запряженная лошадьми, едет по небу. Он был хранителем клятв, а также богом зрения.

Хотя Гелиос был относительно второстепенным божеством в классической Греции, его поклонение стало более заметным в поздней античности благодаря его отождествлению с несколькими главными солнечными божествами римского периода, особенно с Аполлоном и Солнцем . Римский император Юлиан сделал Helios центральной божественности его недолгого возрождения традиционных римских религиозных практик в 4 веке нашей эры.

Гелиос занимает видное место в нескольких произведениях по греческой мифологии , поэзии и литературе, в которых он часто описывается как сын титанов Гипериона и Тейи и брат богинь Селены (Луны) и Эос (Рассвет).

СОДЕРЖАНИЕ

Этимология

Греческое ἥλιος (от более раннего ελιος / hāwelios /) является унаследованным от протоиндоевропейского * seh₂u-el словом Солнце, которое родственно латинскому sol , санскриту surya , староанглийскому swegl , старонорвежскому sól , валлийскому haul , авестийскому hvar и т. д. Считается, что имя Хелен разделяет эту этимологию и может выражать раннее альтернативное олицетворение солнца у эллинских народов.

Потомство женского пола Гелиоса было названо Гелиад . У греческого бога солнца были различные имена или эпитеты, которые со временем в некоторых случаях стали считаться отдельными божествами, связанными с Солнцем. Среди них Гиперион ( superus , «высоко вверх»), Elektor (неопределенного происхождения, часто переводится как «сияющий» или «сияющий», особенно в комбинации Elektor Hyperion ), Phaethon «сияющий», Terpsimbrotos («радует смертных» ), и Hekatos (также Hekatebolos «дальний стрелок», т. е. солнечные лучи считаются стрелами).

Описание

Helios сын Гипериона и Тейя или Euryphaessa или Aethra. Гомер в « Одиссее» называет его Гелиос Гиперион («Солнце наверху»), причем Гиперион используется в отчестве Гелиоса. В « Одиссее» , « Теогонии» и « Гомеровском гимне Деметре» Гелиос однажды в каждом произведении называется Ὑπεριονίδης, Гиперионид («сын Гипериона»), и этому примеру следуют многие более поздние поэты (например, Пиндар ), которые проводят различие между Гелиосом и Гиперионом. .

Гелиоса обычно изображают в виде красивого молодого человека, увенчанного сияющим ореолом Солнца, который каждый день водил колесницу Солнца по небу к окружающему Землю Океану и через мировой океан возвращался на Восток ночью. В гомеровском гимне Гелиосу сказано, что Гелиос управляет золотой колесницей, запряженной конями; и Пиндар говорит о «огненных конях» Гелиоса. Еще позже лошадям дали имена, связанные с огнем: Pyrois («Огненный»), Aeos («Тот, кто поворачивает небо»), Aethon («Пылающий») и Phlegon («Пылающий»).

Образы, окружающие солнечное божество, управляющее колесницей, вероятно, имеют индоевропейское происхождение и распространены как в ранних греческих, так и в ближневосточных религиях. Самые ранние художественные изображения «бога колесницы» относятся к парфянскому периоду (3 век) в Персии, где есть свидетельства ритуалов, проводимых для бога солнца волхвами , что указывает на ассимиляцию поклонения Гелиосу и Митре .

Гелиос рассматривается как олицетворение Солнца и фундаментальной творческой силы, стоящей за ним, и поэтому ему часто поклоняются как богу жизни и творения. Гомер описал Гелиоса как бога, «доставляющего радость смертным», а в других древних текстах он получил прозвище «милостивый» ( ἱλαρός ), учитывая, что он является источником жизни и возрождения и связан с созданием мира. Один отрывок, записанный в греческих магических папирусах, говорит о Гелиосе: «Земля процветала, когда вы сияли, и делали растения плодоносными, когда вы смеялись, и оживляли живые существа, когда вы позволяли».

Поклонение

Древняя и классическая Греция

Л. Р. Фарнелл предположил, что «поклонение солнцу когда-то было широко распространенным и могущественным явлением среди людей доэллинской культуры , но очень немногие общины более позднего исторического периода сохранили его как мощный фактор государственной религии». В основном аттические литературные источники, используемые учеными, представляют древнегреческую религию с афинским уклоном, и, согласно Дж. Бернету, «нельзя ожидать, что афинянин будет поклоняться Гелиосу или Селене, но он мог подумать, что они боги, поскольку Гелиос был богом. великому богу Родоса и Селены поклонялись в Элиде и в других местах ». Джеймс А. Нотопулос считал различие Бёрнета искусственным: «Верить в существование богов требует признания через поклонение, как показывает Закон 87 D, E» (примечание, стр. 264). « Мир» Аристофана (406–413) противопоставляет поклонение Гелиосу и Селене поклонению более существенно греческим Двенадцати олимпийцам как представительным богам ахеменидских персов (см. Также: Hvare-khshaeta , Mah ); все свидетельства показывают, что Гелиос и Селена были второстепенными богами для греков.

Читайте также:  Солнце физическая природа звезд

Остров Родос был важным культовым центром Гелиоса, одним из немногих мест, где ему поклонялись как главному божеству в Древней Греции. Поклонение Гелиосу на Родосе включало ритуал, во время которого квадрига , или колесница, запряженная четырьмя лошадьми, спускалась через пропасть в море, как реконструкция мифа о Фаэтоне . Ежегодные гимнастические турниры проводились в честь Гелиоса. Колосс Родосский был посвящен ему. Родосцы называли святыню Гелиоса, Галион ( древнегреческий : Ἄλειον ). Афиней также упоминает, что родосцы отмечали праздник Галией в его честь. Гелиос также имел значительный культ на Коринфском акрополе на материковой Греции.

Дорианцы также, кажется, уважали Гелиоса и принимали его основной культ на материке. Рассеяние культов бога солнца в Сикионе , Аргосе , Гермионе , Эпидавре и Лаконии , а также его священные стада домашнего скота в Тэнаруме , по-видимому, предполагают, что это божество было значительно важным в дорийской религии по сравнению с другими частями древней Греции. Кроме того, возможно, именно дорийцы принесли его поклонение на Родос .

Напряжение между господствующим традиционным религиозным почитанием Гелиоса, которое обогатилось этическими ценностями и поэтическим символизмом у Пиндара , Эсхила и Софокла , и протонаучным ионийским исследованием солнца, феноменом, который греки называли метеорами , столкнулось в суд над Анаксагором ок. 450 г. до н.э., в котором Анаксагор утверждал, что Солнце на самом деле было гигантским раскаленным металлическим шаром. Суд над ним был предвестником травмирующего культурного процесса суда над Сократом за безбожие в 399 г. до н.э.

В « Республике Платона » (516 г. до н. Э.) Гелиос, Солнце, является символическим порождением идеи Добра.

Хотя преобладание Гелиоса в Спарте в настоящее время неясно, похоже, что Хелен была местным солнечным божеством.

Конфликация с Аполлоном

Гелиоса иногда отождествляют с Аполлоном : «Различные имена могут относиться к одному и тому же существу, — замечает Уолтер Беркерт, — или же они могут быть сознательно приравнены, как в случае Аполлона и Гелиоса».

В гомеровской литературе Аполлон четко обозначался как другой бог, разносчик чумы с серебряным (не золотым) луком и без солнечных черт. Самое раннее упоминание о том, что Аполлон отождествляется с Гелиосом, появляется в сохранившихся фрагментах пьесы Еврипида « Фаэтон» в конце речи (fr 781 N²) — Климена , мать Фаэтона, оплакивает, что Гелиос уничтожил ее ребенка, тот Гелиос, которого справедливо называют мужчиной. зовите Аполлона (здесь под именем Аполлон понимается Аполлон «Разрушитель»).

К эллинистической раз Аполлон стал тесно связан с Солнцем в культе и Феб (греч Φοῖβος, «яркий»), эпитет наиболее часто данный Аполлону, был впоследствии применяться латинских поэтов к богу солнца Sol .

Отождествление стало обычным явлением в философских текстах и ​​появляется в сочинениях Парменида , Эмпедокла , Плутарха и Фивских ящиков , а также появляется в некоторых орфических текстах. Псевдо-Эратосфен пишет об Орфее в Catasterismi , раздел 24:

Но, спустившись в Аид из-за своей жены и увидев, что там было, он не продолжал поклоняться Дионису , из-за которого он прославился, но он считал Гелиоса величайшим из богов, Гелиоса, которого он также обращался как Аполлон. Каждую ночь вставая перед рассветом и взбираясь на гору Пангаион, он ждал восхода Солнца, чтобы увидеть его первым. Поэтому Дионис, рассердившись на него, послал Бассаридов , как говорит трагик Эсхил ; они разорвали его на части и рассыпали конечности.

Дионис и Асклепий иногда также отождествляются с этим Аполлоном Гелиосом.

Классические латинские поэты также использовали Феб как прозвище бога солнца, откуда в более поздней европейской поэзии часто упоминаются Феб и его колесница как метафора Солнца, но, в отдельных случаях в мифе, Аполлон и Гелиос различаются. Бог солнца, сын Гипериона, со своей солнечной колесницей, хотя его часто называют Фебом («сияющий»), не называют Аполлоном, за исключением целенаправленных нетрадиционных отождествлений.

Поздняя античность

К поздней античности Гелиос накопил ряд религиозных, мифологических и литературных элементов от других божеств, особенно от Аполлона и римского бога солнца Сола . В 274 году нашей эры, 25 декабря, римский император Аврелиан учредил официальный государственный культ Sol Invictus (или Гелиоса Мегистоса , «Великого Гелиоса»). Этот новый культ объединил образы, связанные не только с Гелиосом и Солом, но и с рядом синкретических элементов от других божеств, ранее признанных отдельными. Другие синкретические материалы этого периода включают Орфический гимн Гелиосу ; так называемая литургия Митры , где говорят, что Гелиос правит стихиями; заклинания и заклинания призыва Гелиоса среди греческих магических папирусов ; Гимн Helios от Прокла ; Julian «S Oration Гелиоса , последний стенд официального язычества; и эпизод в Nonnus » Деяния Диониса . Гелиоса в этих произведениях часто отождествляют не только с такими божествами, как Митра и Гарпократ , но даже с монотеистическим иудео-христианским богом.

Последний языческий император Рима, Юлиан , сделал Гелиоса главным божеством своей возрожденной языческой религии, сочетающей элементы митраизма с неоплатонизмом . Для Юлиана Гелиос был триединством : Единый , который управляет высшим царством, содержащим Формы Платона или понятных богов; Гелиос-Митра, верховный бог интеллектуального царства; и Солнце, физическое проявление Гелиоса в Энкосмическом или видимом царстве. Поскольку основным местоположением Гелиоса в этой схеме было «среднее» царство, Юлиан считал его посредником и объединителем не только трех сфер бытия, но и всего сущего (концепция, вероятно, заимствованная из митраизма, а также возможно, находился под влиянием христианской идеи Логоса ). Теологическая концепция Юлиана о Гелиосе была описана как «практически монотеистическая», в отличие от более ранних неоплатоников, таких как Ямвлих, хотя он также включал других традиционных богов, которым поклонялись в древнем Средиземноморье как отдельные сущности, а также определенные принципы или проявления, исходящие от Гелиоса.

На мозаике, найденной в Некрополе Ватикана (Мавзолей М), изображена фигура, очень похожая по стилю на Сол / Гелиос, увенчанная солнечными лучами и едущая на солнечной колеснице. Некоторые ученые интерпретировали это как изображение Христа , отметив, что Климент Александрийский писал о Христе, ведущем свою колесницу по небу. Некоторые ученые сомневаются в христианских ассоциациях или предполагают, что эта фигура является просто нерелигиозным изображением солнца.

В греческих магических папирусах

Гелиос занимает видное место в греческих магических папирусах , сборнике гимнов, ритуалов и магических заклинаний, которые использовались со 2-го века до нашей эры до 5-го века нашей эры во всем греко-римском мире. В этих по большей части фрагментарных текстах Гелиосу приписывают обширную область, считая его творцом жизни, повелителем небес и космоса и богом моря. Говорят, что он принимает форму 12 животных, представляющих каждый час дня, мотив также связан с 12 знаками зодиака .

Папирусы часто связывают Гелиоса с множеством связанных божеств. Его описывают как «сидящего на лотосе, украшенного лучами», в манере Гарпократа , которого часто изображали сидящим на цветке лотоса , представляющем восходящее солнце. Согласно философу-неоплатонику Ямблиху , «сидение на лотосе подразумевает превосходство над грязью, никогда не касаясь грязи, а также демонстрирует интеллектуальное и эмпирейское лидерство».

Гелиос также ассимилирован с Митрой в некоторых папирусах, как и при императоре Юлиане. Митра Литургия объединяет их в качестве Гелиоса-Митры, который , как говорят, раскрыл секреты бессмертия к магу , который написал текст. В некоторых текстах описывается, как Гелиос Митра следовал по пути Солнца не на колеснице, а в лодке, что явно отождествляло себя с египетским богом солнца Ра . Гелиос также описывается как «сдерживающий змея», вероятно, это отсылка к Апофису , богу-змею, который, согласно египетским мифам, напал на корабль Ра во время его ночного путешествия по подземному миру.

Во многих папирусах Гелиос также сильно отождествляется с Иао, именем, производным от имени еврейского бога Яхве , и разделяет несколько его титулов, включая Сабаоф и Адонай. Он также ассимилирован как демон Агафос (называемый «Агафодаймон, бог богов»), который также упоминается в других местах в текстах как «величайший бог, лорд Гор Гарпократ».

Философы-неоплатоники Прокл и Ямвлих попытались интерпретировать многие синтезы, обнаруженные в греческих магических папирусах и других писаниях, в которых Гелиос рассматривался как всеобъемлющий, с атрибутами многих других божественных сущностей. Прокл описал Гелиоса как космического бога, состоящего из множества форм и черт. Они «свернуты» внутри его существа и по-разному распространяются на всех, кто «участвует в его природе», включая ангелов , демонов , души, животных, травы и камни. Все эти вещи были важны для неоплатонической практики теургии , магических ритуалов, призванных призвать богов, чтобы в конечном итоге достичь союза с ними. Ямвлих отмечал, что в теургии часто использовались «камни, растения, животные, ароматические вещества и другие подобные вещи, святые, совершенные и богоподобные». По мнению теургов, стихийная сила этих предметов, священных для определенных богов, использует своего рода симпатическую магию .

Читайте также:  Тату бога солнца славяне

Отождествление с другими богами

Этрусским богом Солнца, эквивалентным Гелиосу, был Усил . Его имя появляется на бронзовой печени Пьяченцы , рядом с Тиуром , Луной. Он появляется, поднимаясь из моря, с огненным шаром в обеих вытянутых руках, на гравированном этрусском бронзовом зеркале в стиле поздней архаики, бывшем ранее на рынке римских древностей. На этрусских зеркалах в классическом стиле он изображен с нимбом . В древних произведениях искусства Усиль изображена в тесной связи с Тесан , богиней рассвета , чего почти никогда не видели у Гелиоса и Эос .

В классической литературе Гелиоса также иногда отождествляют с высшим олимпийским богом Зевсом . Гелиос либо прямо упоминается как глаз Зевса, либо явно подразумевается. Например, Гесиод эффективно описывает глаз Зевса как Солнце. Это восприятие, возможно, происходит из более ранней протоиндоевропейской религии , в которой Солнце, как полагают, рассматривалось как глаз * Dyḗus Pḥ a tr (см. Hvare-khshaeta ). Орфическая говоря, якобы задается оракулу Аполлона , гласит: «Зевс, Аид , Helios- Диониса , трех богов в одном божестве!» Цитируя это в своем гимне царю Гелиосу , император Юлиан заменил имя Дионис на Серапис , чей египетский двойник Осирис отождествлялся с Дионисом. На основании этого оракула Юлиан пришел к выводу, что «среди интеллектуальных богов Гелиос и Зевс обладают совместной или, скорее, единой властью».

Диодор Сицилийский сообщил, что халдеи называли Кроноса (Сатурна) именем Гелиос, или Солнце, и объяснил это тем, что Сатурн был самой заметной из планет.

Мифология

Восход и заход

Гелиос представлялся богом, который каждый день едет на своей колеснице с востока на запад, запряженный четырьмя белыми лошадьми. Колесница и его лошади не упоминаются ни Гомером, ни Гесиодом , самым ранним произведением, в котором они засвидетельствованы, является Гомеровский гимн Гелиосу . Хотя колесница обычно считается работой Гефеста , Гигин утверждает, что ее построил сам Гелиос. На одной греческой вазе изображен Гелиос, пересекающий море в чаше дельфийского треножника, который, кажется, является солнечным ориентиром. Афиней в « Deipnosophistae» рассказывает, что в час заката Гелиос забрался в большую чашу из чистого золота, в которой он переходит от Гесперид на самом западе к земле Эфиопов, с которыми он проводит темные часы. Согласно Афинею, Мимнермус сказал, что ночью Гелиос путешествует на восток, используя кровать (также созданную Гефестом), на которой он спит, а не чашу.

Награждение Родоса

Согласно Пиндару , когда боги делили между собой землю, Гелиоса не было, и поэтому он не получил участка земли. Он пожаловался на это Зевсу , который снова предложил разделить части, но Гелиос отказался, так как он видел новую землю, выходящую из морских глубин. Гелиос попросил отдать ему этот остров, и Зевс согласился. Он назвал его Родос в честь своего возлюбленного Рода (дочери Посейдона и Афродиты или Амфитриты). От Рода Гелиос породил семь сыновей, Гелиады , которые стали первыми правителями острова, а также одну дочь Электриону .

Как только Афина родилась из головы Зевса (зрелище настолько впечатляющее, что Гелиос еще долго оставался в небе), Гелиос приказал родосцам немедленно построить алтарь для богини, чтобы завоевать ее расположение. Они сделали, как он им сказал, однако забыли принести с собой огонь, чтобы правильно совершить жертвоприношение. Зевс, однако, послал на них золотое облако и пролил на них золотой дождь, и Афина по-прежнему украсила их непревзойденным мастерством в каждом искусстве.

Фаэтон

Самая известная история о Гелиосе связана с его сыном Фаэтоном . Фаэтон был сыном Гелиоса от Климены , или, альтернативно, Рода или Проте. В рассказе Овидия сын Зевса Эпафус насмехается над утверждением Фаэтона, что он является сыном бога солнца; Климена говорит Фаэтону самому пойти к Гелиосу и попросить подтверждения его отцовства. Гелиос тепло принимает своего сына и обещает ему на реке Стикс любой подарок, о котором он может попросить; Фаэтон просит привилегии управлять колесницей Гелиоса в течение одного дня. Хотя Гелиос предупреждает своего сына о том, насколько это будет опасно и катастрофично, он не может изменить решение Фаэтона или отозвать свое обещание. Фаэтон ведет колесницу, что приводит к катастрофическим результатам; земля горит, когда он идет слишком низко, и замерзает, когда он поднимает колесницу слишком высоко. Зевс, чтобы спасти мир, поражает Фаэтона молнией, убивая его. Гелиос в своем горе отказывается возобновить свою работу, но он возвращается к своим обязанностям по призыву других богов и угрозам Зевса. В одной из версий мифа Гелиос перенес своего мертвого сына к звездам в виде созвездия.

Похищение Персефоны

Когда Аид похитил Персефону , Гелиос, которого характеризовали эпитетом Гелиос Паноптес («всевидящее Солнце»), был единственным свидетелем этого. Мать Персефоны Деметра по предложению Гекаты подошла к нему и спросила, видел ли он что-нибудь. Гелиос, сочувствуя ей, подробно рассказал ей, что именно Аид с разрешения Зевса взял не желающую Персефону в Преисподнюю, чтобы стать его женой.

Прелюбодеяние Ареса и Афродиты

Афродита была замужем за Гефестом , но изменила ему с его братом Аресом , богом войны. Гелиос поймал их на месте и сообщил об этом мужу Афродиты Гефесту. Узнав об этом, Гефест выковал сеть, настолько тонкую, что ее было трудно увидеть, чтобы заманить их в ловушку. Затем он объявил, что уезжает на Лемнос . Услышав это, Арес отправился к Афродите, и двое влюбленных занялись любовью. Гелиос снова сообщил об этом Гефесту, который вошел в комнату и поймал их в сети. Затем он призвал других богов стать свидетелями унизительного зрелища. В более поздних версиях добавлен молодой человек, Алектрион , которому Арес поручил стоять на страже, если кто-нибудь приблизится. Но Алектрион заснул, позволив Гелиосу обнаружить двух любовников. В гневе Арес превратил Алектриона в петуха, птицу, которая по сей день кукарекает на рассвете, чтобы объявить о приходе Солнца.

За это Афродита навсегда ненавидела Гелиоса и его расу.

Leucothoe и Clytia

За рассказ Гелиоса Афродита отомстит ему. Она заставила его влюбиться в смертную принцессу по имени Левкоу , забыв ради нее его предыдущую возлюбленную Клитию . Гелиос будет наблюдать за ней сверху, даже продлевая зимние дни, чтобы у него было больше времени, чтобы смотреть на нее. Приняв форму ее матери, Гелиос вошел в комнату девушки, где отпустил ее слуг, чтобы он остался с ней наедине, а затем он принял свою настоящую форму, открыв себя девушке. Однако Клиция, все еще любящая его, рассказала отцу Левкоу Орчаму об этом деле, и он заживо закопал Левкоу в землю. Гелиос пришел слишком поздно, чтобы спасти ее, поэтому вместо этого он вылил нектар на землю и превратил мертвый Левкото в ладан. Клития надеялась, что это вернет ей Гелиоса, но он не хотел иметь с ней ничего общего, так как он был зол на смерть своей возлюбленной. Клития разделась догола, не принимая ни еды, ни питья, и девять дней сидела на камне, тоскуя по нему. В конце концов она превратилась в созерцающий солнце цветок, гелиотроп , который следует за движением Гелиоса в небе, все еще влюбленного в него.

Геракл

Когда Зевс пожелал переспать с Алкменой , он сделал одну ночь последней трехкратной, скрыв свет Солнца, приказав Гелиосу не вставать в течение этих трех дней. От этого союза родился Геракл . В то время как Геракл отправился в Эритею, чтобы забрать скот Гериона для своего десятого подвига , он пересек Ливийскую пустыню и был так расстроен жарой, что пустил стрелу в Гелиос, Солнце. Почти сразу Геракл осознал свою ошибку и обильно извинился, в свою очередь и столь же вежливо, Гелиос подарил Гераклу золотую чашу, которую он использовал, чтобы плыть по морю каждую ночь с запада на восток, потому что он находил действия Геракла чрезвычайно смелыми. Геракл использовал эту золотую чашу, чтобы добраться до Эрифеи.

Соревнование с Посейдоном

Как у афинян была история о том, как Афина и Посейдон боролись за покровительство Афин , у коринфян была похожая история о Коринфе . Гелиос и Посейдон спорили, кому достанется город. Hecatoncheir Briareos было поручено разрешить спор между двумя богами; он вручил Акрокоринф Гелиосу, а Посейдону — Коринфский перешеек .

Читайте также:  Дневники вампира кольцо от солнца

Соревнование с Борей

В басне Эзопа Гелиос и северный бог ветра Борей спорили о том, кто из них был самым сильным богом. Они договорились, что победителем будет объявлен тот, кто сможет заставить проходящего путника снять плащ. Борей первым попытал счастья; но как бы сильно он ни дул, он не мог снять с этого человека плащ, вместо этого заставляя его еще плотнее закутывать его в плащ. Гелиос ярко засиял, и путник, охваченный жарой, снял плащ, дав ему победу. Мораль такова, что убеждение лучше силы.

Роль в гигантомахии

Аполлодор сказал, что во время битвы гигантов против богов великан Алкионей украл скот Гелиоса из Эрифеи, или, альтернативно, именно кража скота Алкионеем начала войну. Поскольку Гайя узнала о пророчестве о том, что гиганты погибнут от руки смертного, Гайя стремилась найти траву, которая защитила бы их; таким образом, Зевс приказал Гелиосу, а также его сестрам Селене (Луна) и Эос (Рассвет) не светить, и собрал все растение для себя. В какой-то момент во время битвы богов и гигантов во Флегре, где происходила битва, Гелиос поднял измученного битвой Гефеста на своей колеснице. Один из гигантов, Пиколус, бежал из битвы против Зевса; он отправился в Эею , остров, где жила дочь Гелиоса Цирцея . Он попытался прогнать Цирцею, но был убит Гелиосом, защищавшим его дочь. Из крови великана выросло растение moly , названное так в честь битвы (малос). Это растение позже использовал Одиссей , чтобы спасти своих товарищей от магии Цирцеи.

Медея

Благодаря Персе Океанид Гелиос стал отцом Эита , Цирцеи , Персеса и Пасифаи . Как отец Эита, Гелиос был также дедом Медеи и сыграл значительную роль в представлении Еврипидом ее судьбы в Коринфе . Когда Медея предлагает Глаусе отравленные мантии и диадему, она говорит, что это дары Гелиоса. Позже, после того, как Медея стала причиной смерти Глаус и отца Глаусе Креонта , а также ее собственных детей, Гелиос помогает ей сбежать из Коринфа и ее нечестивого мужа Ясона , предлагая ей колесницу, запряженную драконами. Аполлодор, похоже, тоже придерживается этой версии.

Взгляд Ориона

После того, как Орион был ослеплен королем Энопионом за нападение на его дочь Меропу, ему был дан проводник, Седалион , от бога Гефеста . Орион с Седалионом на плечах отправился на восток, где встретил Гелиоса. Затем Гелиос исцелил глаза Ориона, вернув ему зрение.

Взгляд Финеуса

Ослепление Финея, как сообщается в « Аргонавтике» , было наказанием Зевса за Финея, открывшего человечеству будущее. По этой причине его также мучили гарпии , которые крали или оскверняли всю еду, которая была у него под рукой. Однако согласно одной из альтернативных версий, именно Гелиос лишил Финея зрения; Когда Зевс спросил Финея, предпочитает ли он умереть или потерять зрение в качестве наказания за то, что его сыновья убила их мачеха, Финеус выбрал последнее, сказав, что он лучше никогда не увидит Солнце, чем умрет, и, следовательно, оскорбленный Гелиос ослепил его и послал Гарпии против него. Оппиан писал, что гнев Гелиоса был вызван какой-то неясной победой пророка.

Неритес

Элиан писал, что Нерит был сыном морского бога Нерея и Океаниды Дорис . В версии, где Неритс стал возлюбленным Посейдона , говорится, что Гелиос превратил его в моллюска по причинам, неизвестным источникам Элиана, которые предположили, что, возможно, Гелиос был каким-то образом оскорблен.

Охотница Ардж

Ардж была охотницей, которая, охотясь за особенно быстрым оленем, утверждала, что со всей скоростью Солнца она в конечном итоге его догонит. Гелиос, оскорбленный словами девушки, превратил ее в лань.

Путешествие назад

Когда братья Фиест и Атрей боролись за то, чтобы править Микенами , после смерти предыдущего царя Эврисфея Атрей предположил, что царем будет провозглашен тот, кто добьется великолепного золотого барана. Незаметно для Атрея, его неверная жена Аэропа отдала Фиесту барана, и таким образом Фиест стал царем. Зевс послал Гермеса к Атрею, сказав Атрею, чтобы он убедил Фиеста согласиться с тем, что если Солнце взойдет на западе и зайдет на востоке, царство будет передано Атрею. Фиест согласился, и Гелиос действительно встал там, где обычно садился, и сел там, где обычно вставал, не выдерживая несправедливости действий Фиеста. Согласно Платону , Гелиос сначала поднимался на западе, а заходил на востоке, но изменил это только после случая с золотым овном.

Экипаж Одиссея

Во время Одиссей ‘путешествие , чтобы вернуться домой, он прибыл на остров из Цирцеи , который предупреждал его не трогать Гелиоса священных коров , как только он достиг Thrinacia, священный остров бога Солнца, где хранилась скот:

Теперь вы попадете на Тринакийский остров, и здесь вы увидите множество стад крупного рогатого скота и отары овец, принадлежащих богу солнца. Будет семь стад крупного рогатого скота и семь стад овец, по пятьдесят голов в каждом стаде. Они не размножаются, и их число не становится меньше, и за ними ухаживают богини Фаэтуса и Лампетия , дети бога солнца Гипериона от Неэры . Их мать, когда она родила их и покончила с ними, отправила их на Тринакийский остров, который находился очень далеко, чтобы они там жили и ухаживали за отарами и стадами их отца. Если вы оставите эти стада целыми и невредимыми и не думаете ни о чем, кроме возвращения домой [nostos], вы все же можете после долгих трудностей добраться до Итаки ; но если вы причините им вред, то я предупреждаю вас о гибели и вашего корабля, и ваших товарищей; и даже если вы сами можете сбежать, вы вернетесь поздно, в тяжелом положении, потеряв всех своих людей.

Хотя Одиссей предупреждает своих людей, когда припасы заканчиваются, они нечестиво убивают и съедают часть скота Солнца . Стражи острова, дочери Гелиоса, рассказывают об этом своему отцу. Гелиос обращается к Зевсу, говоря ему избавиться от людей Одиссея, или вместо этого он отправится в Подземный мир и сияет среди мертвых. Зевс обещает Гелиосу, что он разберется с этим, и уничтожает корабль своей молнией, убивая всех людей, кроме Одиссея.

Супруги и дети

Консорт Дети Консорт Дети Консорт Дети
Афина • Корибанты Родос , нимфа • Гелиады Эфира ( Океанида ) • Aeëtes
Эгл , Наяда • Благотворительность 1. Тенаги Антиопа • Aeëtes
1. Аглая «великолепие» 2. Макарей • Алоэус
2. Евфросиния «Веселье». 3. Актис Крит • Пасифаи
3. Талия «процветающая» 4. Триопа Гайя • Бисальтес
Clymene ( Oceanid ) • Гелиады 5. Кандал Селена • Гора (возможно)
1. Этерия 6. Охимус Гирмин или • Авгий
2. Гелия 7. Церкаф Ифибое или
3. Меропа 8. Огес Наусидаме
4. Фиби 9. Thrinax Leucothoe • Терсанон
5. Диоксипп • Electryone Неизвестная женщина • Эгиале
• Фаэтон Персе ( Океанид ) • Aega Неизвестная женщина • Aethon
• Астрис • Aeëtes Неизвестная женщина • Экс
• Лампетия • Perses Неизвестная женщина • Алоэус
Род • Фаэтон • Цирцея Неизвестная женщина • Камирус
Prote ( Нереида ) • Пасифаи Неизвестная женщина • Ичнея
• Гелиады Астеропа • Aeëtes Неизвестная женщина • Мавсол
Neaera (возможно, Oceanid ) • Фаэтуса • Цирцея Неизвестная женщина • Форбас
• Лампетия Кето ( Oceanid ) • Астрис Неизвестная женщина • Стероп
Оцирро ( Океанид ) • Фазис Неизвестная женщина • Eos
  • Согласно « Метаморфозам » Овидия , Гелиос любил Клити и Левкоу .
  • Согласно Псевдо-Плутарху, Гелиос возжелал Анаксибию , индийскуюнаяду.

Лошади Гелиоса

Некоторые списки, процитированные Гигином , имен лошадей, тянувших колесницу Гелиоса, следующие. Ученые признают, что, несмотря на различия между списками, имена лошадей, кажется, всегда относятся к огню, пламени, свету и другим светящимся качествам.

  • Согласно Гомеру — конец 8 — начало 7 века до н.э .: Абраксас , * Тербиео.
  • Согласно Евмелу Коринфскому — конец VII / начало VI века до нашей эры: мужские следовые лошади — это Эус (им обращено небо) и Эфиоп (как бы голодный, сушит зерно), а женщины-носительницы ярма — Бронте («Гром» «) и Стероп (» Молния «).
  • Согласно Овидию-римлянину, 1 век до н.э. Поездка Фаэтона : Pyrois («огненный»), Eous («тот, кто вращает небо»), Aethon («пылающий») и Phlegon («пылающий»).

Источник

Adblock
detector