Солнцу красному слава!
«Князь Игорь» на курганской сцене
…Оказывается, всё очень просто. Чтобы произошло чудо, нужно собрать высокопрофессиональную команду артистов и музыкантов, взять гениальное классическое произведение и честно, с полной отдачей его поставить, опираясь на опыт, талант и творческую волю режиссера — народного артиста РФ Юрия Александрова, дирижера — заслуженного артиста РФ Евгения Самойлова и народного художника РФ Юрия Окунева. И будет вам, то есть нам, счастье. Как оно и случилось третьего числа первого весеннего месяца марта…. Полный, точнее переполненный большой зал Курганской филармонии жил в каком-то напряженно-приподнятом ритме, в эмоциональном потоке праздничного ожидания. И грянул хор: «Солнцу красному слава! Слава!».
Совершенно не случайно московский театр «Новая опера» имени Е.В. Колобова носит свое парадоксальное имя, открывая новые варианты прочтения классики, — это одна из традиций коллектива. Вот и в постановке оперы Бородина мощный, массовый, хоровой Пролог поменяли местами с увертюрой, вынесли в начало спектакля, сразу включая зрителя в стихию народной сцены, а затем грозного предзнаменования — затмения. Мне кажется, большинство зрителей приняло новый «монтаж» фрагментов оперы как убедительный вариант трактовки. Может быть, не менее динамичный, чем знакомый и привычный по традиционным постановкам.
Уже несколько дней после третьего марта не покидают меня дивные мелодии Александра Порфирьевича Бородина, они словно заново вошли в мою память в этом живом, неповторимо живом исполнении. То хор девушек «Мы к тебе, княгиня», то разгульная песня Галицкого, то каватина Владимира Игоревича, то волшебные восточные напевы… Пожалуй, чаще других — плач Ярославны. Звучание этой, без преувеличения, драгоценной жемчужины русской вокальной лирики в исполнении Ирины Моревой — одно из самых сильных впечатлений вечера, который и весь-то был чудом совпадения желаемого с действительным.
С первой, высокой и нежной, ноты голос Ярославны, чистый, гибкий, выразительный, словно уносит тебя далеко — и это уже твой плач в широком, осиротевшем без милого друга просторе. Яркость и эмоциональная щедрость, звучность в партии Ярославны оттеняют сдержанность мужественных интонаций князя Игоря в дуэтных сценах Пролога. Опытный артист Анджей Белецкий — с 2011 года исполнитель роли князя Игоря — в соответствии с режиссерской концепцией создает достаточно противоречивый образ.
Смотрите фоторепортаж Александра Алпаткина и Анны Макаровой
Вскоре после героической, благородной сцены и знаменитой арии князя Игоря, завершаемой словами «Я Русь от недруга спасу», во время прославления хана нам показывают слабость героя, сцену искушения князя Игоря. Артисту ближе образ, обобщающий характерные черты русских князей, воинов, правителей. Сочетающий мужество, достоинство, благородство и, возможно, близкий к идеалу. Но если обратиться к истории, то иные черты реального князя Игоря Северского — некоторая самонадеянность и легкомыслие — позволяют режиссеру показать характер героя в развитии, в более сложной диалектике.
Несмотря на отсутствие триумфальной колесницы хана Кончака, его выход был поистине запоминающимся и ярким, половецкий хан Кончак — персонаж, гениально обрисованный в музыке Бородина, сочетает в себе и некое благородство по отношению к пленному князю, и щедрость, и жестокость захватчика чужих земель. Звучный, многокрасочный голос, точная фразировка, стать и фактура исполнителя роли Кончака, заслуженного артиста России Владимира Кудашева, вызвали бурную реакцию зрителей, а мастерство актера и темперамент его героя, восточного владыки, дополнено сценически эффектным преклонением подданных — «короля играет свита».
Наверное, справедливо было бы начать этот материал с глубокой благодарности Министерству культуры России, без поддержки которого проект «Большие гастроли» никак не смог бы стать реальностью. Потому что, согласитесь, классическая, монументальная эпическая опера с живым оркестром, звездными солистами, великолепным хором, владеющим в придачу ко всему хореографическими навыками, — это поистине большие гастроли. Помимо творческого музыкального коллектива, мощного оперного звучания и динамичного сценического действия зритель увидел впечатляющие декорации, яркие и выразительные не столько по цвету, сколько по стилю и фактуре костюмы — бояре и ратники, княгиня и девушки, красавицы-половчанки и свита хана. А сам хан, а князья!
Удивительно и очень выразительно звучит в опере финал. Не хором «Слава», трагическим монологом князя Игоря, и не призывом к битве. В противовес «диким» и буйным, по определению Бородина, пляскам половцев русские бояре и боярыни, ратники, поселяне, занимая все пространство сцены, но не теснясь, стоят. Стоят свободно и неподвижно, спокойно, строго, словно на молитве. Но поют они не молитву. Они поют песню поселян, которая начинается, как многие народные песни, с одноголосной сдержанной мелодии и постепенно, как река, вбирающая в себя ручьи и речки, обрастает подголосками, словно раздвигая пространство, обретая ширь, величие, достоинство, мир.
Это было строго, зрелищно и незабываемо. Эмоционально.
Источник