Меню

Какая настя по характеру кладовая солнца

Образ и характеристика Насти — героини сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

Сказка-быль Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца», написанная в 1945 году, — это правдивая сказка. В ней описаны правдивые события, но есть тут и сказочные мотивы. Писатель рассказал в ней об осиротевших в Великую Отечественную войну детях. Главные герои произведения — двенадцатилетняя Настя и её десятилетний брат Митраша, жившие в селе около Переславль-Залесского. Образ и характеристика Насти поможет понять основную идею сказки-были «Кладовая солнца».

Портрет

Девочка Настя — главная героиня сказки-были. Давая описание её внешности, Пришвин употребляет слова, имеющие ласкательную окраску, замечает, что она и её брат были очень милыми детьми. Автор называет Настю Золотой Курочкой на высоких ножках: она была хлопотлива, как курочка, волосы её отливали золотом, а на лице были крупные веснушки, похожие на золотые монетки, только курносый носик был без веснушек.

Характер, поступки

Настя и её брат Митраша были сиротами: их отец погиб на фронте, а мать умерла от болезни. Детям досталась от родителей изба, корова, тёлушка, коза, овцы, поросёнок, петух и куры. Сначала детям помогали соседи и дальние родственники, но скоро они сами научились ухаживать за животными и вести своё большое хозяйство.

Настя была очень трудолюбива, всё время она чем-нибудь занималась:

  • участвовала в общественной работе (работала на колхозных лугах, полях, скотном дворе, помогала рыть противотанковые рвы);
  • училась в школе;
  • занималась домашним хозяйством.

Девочка просыпалась очень рано, заслышав трубу пастуха. Выгоняла она своё стадо со двора на улицу к общему стаду, затем растопляла печь, и начинался её хлопотливый день. Настя была прилежна, старательна, во всём подражала матери.

С братом Митрашей у неё были дружеские отношения. В их дружбе было прекрасное равенство, так как Настя старалась, чтобы её упрямый брат не зазнавался. Митраша считал себя хозяином в доме и хотел во всём подражать отцу. Вспомнив, как отец наставлял мать, Митраша тоже начинал учить свою сестру, но она просто слушала его и улыбалась. Тогда брат начинал злиться, но, когда сестра погладит его по затылку, сразу успокаивался. А Настя предлагала ему вместе что-нибудь делать в огороде: огурцы полоть, картошку окучивать, свёклу мотыжить. Так благодаря Насте у неё с братом сохранялась дружба, а иначе упрямый Митраша бы зазнался.

Настя очень хозяйственная, предусмотрительная девочка. В конце апреля, собираясь на болота за сладкой перезимовавшей клюквой, она накормила всех своих животных. С собой она взяла корзину, повесила её себе через плечо, подложив полотенце, чтобы тяжесть не резала плечо — так делала мама, когда ходила за грибами. В корзину Настя положила хлеб, поставила бутылку молока. Высыпала девочка в корзину из чугунка и варёную картошку — она могла пригодиться, если они с братом заблудятся.

Шагая по Блудову болоту, дети дошли до Лежачего камня. Там была развилка широкой болотной тропы: направо шла плотная тропа, а прямо — слабенькая. Митраша помнил, что отец говорил, что если идти по тропе на север, там будет палестинка, где очень много клюквы. Поэтому, проверив направление троп по компасу, он решил, что нужно идти по слабой тропе. Настя уговаривала его идти по плотной тропе, где все люди ходят, но упрямый Митраша настаивал, что нужно идти по еле видной тропке, которая вела на север, как отец говорил. Сестра убеждала его, что отец шутил, а Митраша ему поверил. Она говорила, что слабая тропка ведёт, наверно, в Слепую елань, где утонуло много людей и скота. Но Митраша сказал, что пусть сестра идёт по тропе, а он пойдёт по тропке на север. Мальчик пошёл, не подумав ни о пище, ни о корзине для клюквы. Настя не напомнила ему об этом, потому что очень рассердилась, и пошла по общей тропе. Так произошла ссора Насти и Митраши, прежде очень дружных между собой.

Настя начала собирать клюкву, и хотелось ей набрать её как можно больше, одолела девочку жадность к ягодам. А когда девочка набрела на палестинку, спрятанную между кустами можжевельника, о которой говорил отец, то не вспомнила о брате, а стала жадно собирать клюкву. Увидев собаку и признав в ней собаку лесника Антипыча, Настя хотела ей дать хлеба, но он был полностью засыпан клюквой. Только сейчас вспомнила девочка, что где-то брат ходит голодный, и закричала: «Братец, Митраша!» Избавилась она от наваждения, от жадности и снова стала прежней доброй и заботливой девочкой. Найти брата помог ей его выстрел — Митраша смог убить старого матёрого волка Серого помещика. Настя, услышав выстрел, закричала, брат ей ответил, и она прибежала к нему.

Настя вообще-то была нежадной, но она так увлеклась сбором клюквы, что забыла о брате, и потом очень стыдилась этого. В селе её никто не упрекал в жадности, даже хвалили за то, что много клюквы набрала. Но Настя была девочка совестливая и совсем не эгоистка. Она очень мучилась за свою жадность, за то, что из-за неё забыла о брате. Всю клюкву девочка отдала в детдом для детей, эвакуированных из Ленинграда.

Читайте также:  Могут ли появиться пигментные пятна от солнца

Отношение автора к Насте

Пришвин уважительно и ласково пишет о героях сказки-были «Кладовая солнца». Уважает он их за трудолюбие, самостоятельность, дружбу. Автор называет Настю Золотой Курочкой на высоких ножках. Но когда она, охваченная жадностью к клюкве, забыла о брате, писатель называет её «прежней» Золотой Курочкой на высоких ножках. Автор осуждает в Насте жадность, он понимает, что она уже из-за жадности к ягодам забыла не только брата, но и себя. Но всё же автор показал, что на самом деле Настя добрая и совестливая девочка — отдала все собранные ею целебные ягоды больным ленинградским детям.

Вывод

Образ Насти в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» раскрывает тему дружбы и помогает определить идею (главную мысль) этого произведения. Читатель понимает, что, несмотря на разногласия, не нужно ссориться, нужно уметь договариваться и не забывать о друзьях.

Характеристика образа Насти, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Источник

Характеристика и образ Насти из рассказа Пришвина Кладовая солнца сочинение

Настя — девочка, которая осталась сиротой вместе со своим братом.Она была старше брата всего на два года, а Митраше было всего 10 лет. В процессе действий, разворачивающихся на глазах читателя, сложно назвать Настю маленькой девочкой. Она скорее напоминает действительно хозяйку, которая не только заботится о доме, готовит еду, но и воспитывает брата.

С Митрашей они не по годам развиты. Вспомнить только, как собирались они в погод за клювой. Как ловко догадались взять полотенце, чтобы оно не натирало плечи, как позаботилась девочка о еде, которую необходимо было взять с собой. Настя многое успевала. За это ее прозвали соседи Золотой Курочкой.

Сама же она была высокая, с рыжими темными волосами. Всё ее лицо было разукрашено множеством веснушек. Только носик оставался чистеньким и аккуратненьким.

Странно, что имя «Митраша» звучит еще по-детски, а вот девочку автор не называет Настенькой, как в старых добрых сказках. А показывает, что она уже совсем взрослая.

В селе все любили сироток и пытались помочь по мере возможностей. Сами же дети старались со всем справляться и, если успевали, всегда присоединялись к общественным работам.

Проявления ее характера мы видим, когда с Митрашей идут они за клюквой. Мы видим благоразумие Насти, когда она решает пойти через болото по проверенной тропке в отличие от Митраши. И, тем не менее, радость от большого количества клюквы заставляет девочку на время забыть о брате, который выбрал опасную тропинку.

Как видно, в конце повествования Настя ругает себя за жадность к ягоде, поэтому всю свою корзину она отдает детям из Ленинграда. И снова можно увидеть взрослый поступок. Более того, рядом с прекрасной сестрой и мальчик растет настоящим мужчиной, который одолевает волка.

Нам не говорится о том, какими были родители Насти и Митраши, но в воспоминаниях детей ясно видна настоящая любовь, хозяйственность и умения, которыми удачно овладели и дети.

Настя воплощение того, какой должна быть девочка: разумной, чистоплотной, заботливой, с чистым, добрым сердцем. У читателя возникает одна единственная мысль после прочтения произведения — эти дети вырастут достойными гражданами общества. Это видно даже по отношению Михаила Михайловича Пришвина по отношению к детям, которых он подвергает тем испытаниям, непосильных даже некоторым взрослым. И тем не менее, произведение учит читателя мудрости, самостоятельности и тому, как нужно ценить свою семью.

Вариант 2

Настя – это сестра Митраши. Они являются главными героями рассказа Михаила Пришвина «Кладовая солнца»

Настя была старше своего брата на два года, ей было двенадцать лет. Знакомые прозвали ее «золотой курочкой». Она красивая и добрая девочка. Волосы у нее были ни темные, ни светлые. Они были будто золотые. По всему лицу Насти было много-много веснушек. Они были большие, как монетки, располагались довольно тесно. Лишь один нос был чистенький.

Настя с братом сироты. Отца забрала Великая Отечественная война, а мама умерла из-за болезни. Теперь они с братом живут одни. Сами распоряжаются хозяйством. У них есть петух Петя, овцы, коза Дереза, корова Зорька, куры и поросенок Хрен. По началу им было очень трудно самим содержать хозяйство. Вскоре соседи их всему обучили. Теперь они трудятся каждый день. Живут они в деревне возле Блудова болота в Переславле-Залесской области.

Настя очень умная девочка. Настя трудолюбивая девочка. Ее вместе с братом можно было увидеть на колхозных полях, лугах. Если позволяла возможность они присоединялись к общественным работам. Настя много работает дома. Она, как и ее мама, рано встает до восхода солнца, готовит еду, убирает дом, занимается живностью. Из-за того, что у нее много работы, она поздно ложится. Она ласковая девочка, заботится о брате. Когда тот начинает спорить, злиться и хорохориться, она его успокаивает, гладит по затылку и тот сразу остывает. Она очень осторожная, ведь она выбрала безопасную тропу во время сбора клюквы. Настя обладает силой воли. Подтверждение этому то, что она смогла отказаться от такого большого количества клюквы. Еще она благоразумная. Настя и Митраша живут очень дружно. Они любили посидеть у костра. Не было в той деревне такой дружной семьи как у них. Бывало Настя работает, работает и вдруг хочется с братом взглядом перекинуться, а он ушел куда-то.

Читайте также:  Навес для теплицы от солнца

Автор описывая ее употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы. Это значит, что Настя положительный персонаж. Он не осуждает ее за жадность, которая проявилась во время того, как Настя собирала клюкву.

В конце произведения Настя корила себя за жадность, поэтому отдала всю свою клюкву детям из Ленинграда.

Сочинение на тему Настя в рассказе Кладовая солнца

Настя является одним из главных героев художественного произведения «Кладовая солнца».

Она живёт со своим младшим братом Митрашей в деревне, которую, как и все остальные, война не обошла стороной. Будучи, в таком юном возрасте они уже лишились родителей и всё хозяйство легло на хрупкие плечи осиротевших детей. Настя была на два года старше своего брата и соответственно хоть и осталось детям большое хозяйство от родителей, забот у ни прибавилось в равной степени. Настя вставала рано утром и выгоняла своё стадо, затем топила печку, чистила картошку, стряпала обед и так проходил в суете каждый её день. По началу детям в хозяйстве помогали ближние родственники или местные жители деревни, но так как детишки были умные и весьма смышленые, в скором времени они уже ни в чём не нуждались и делали всё самостоятельно. Жили они в дружбе, однако иногда Насте приходилось усмирять отцовский пыл своего строптивого младшего брата, огладив его подзатыльником.

Настю в деревне называли «Золотая курочка» на высоких ножках. Вероятно из – за цвета её волос, которые были и не светлые и не тёмные, а отливали золотом. Лицо у неё было всё в веснушках и лишь её аккуратный носик был чистенький, который всё время глядел куда-то вверх.

Девочка она была осторожная и благоразумная, это можно увидеть в эпизоде, в котором дети выбирают какой тропой идти к желанной ими полистинке. Настя говорит брату о том, что надёжней выбрать тропу, которой ходят большинство жителей деревни, а пойдя другой тропой их ждёт погибель. Но разойдясь по разным тропам, Настя находит очень много клюквы и даже начинает забывать о брате, который пошёл другой тропой и мог попасть в большую беду. Так и случается, Митраша погряз в болоте и с трудом выбрался, благодаря собаке Травке, которая узнала в маленьком бесстрашном мужичке своего любимого хозяина Антипыча. Спустя несколько лет, Настя пытается искупить свою вину за жадность, из-за которой она забыла про брата и отдаёт всю свою клюкву другим детям-сиротам.

В целом можно описать Настю, как милую, умну, трудолюбивую, ласковую и любящую брата девочку. Этот персонаж оставил у меня неоднозначное впечатление, но в большей степени положительное. Жестокая и кровопролитная война не смогла сломить сильный дух, казалось бы ещё неокрепших и не готовых к самостоятельной жизни детей, но их несгибаемость духа показывает читателю, что в жизни нам по силам любые трудности и преодолимы любые невзгоды.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Насти из рассказа Кладовая солнца

Популярные сегодня темы

В реалистическом романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно обнаружить немало романтических черт. Прежде всего, одной из них является образ главного героя.

Чехов пишет о сочетании радости и пошлости, надежды и полной безнадежности, печальном итоге. Человеческое существование в каком-то смысле ограничено, в том числе и другими людьми

Горький написал произведение «На дне». Больше всего на свете автору хотелось показать совсем другой слой населения, о котором мало чего известно. И эти люди находятся на самом дне

Это такая светлая, летняя, приятная картина! Мне она нравится очень. Сразу чувствуешь себя где-то в лете и на даче. Художница передала как раз то прекрасное состояние, когда от жары отдыхаешь вот в подобной комнатке – в прохладе.

В основу сказки Павла Бажова «Медной горы хозяйка» легло народное уральское предание, которое автор узнал у горняков, работающих на медном месторождении.

Источник

Настя — образ и характеристика героини сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

Михаила Пришвина не считают сугубо детским писателем, хотя давно известны его рассказы для детей («Дедушкин валенок», «Лисичкин хлеб», «Зверь бурундук» и др.). А вот сказка-быль «Кладовая солнца», написанная им специально для конкурса на лучшую детскую книгу, стала книгой «для всех». Смыл её понятен и детям, и взрослым. Юные читатели с интересом следят за приключениями главных героев, а взрослые видят в ней и более глубокий смысл: борьба за любовь осложняется столкновением двух извечных начал жизни — любви (добра) и зла. Солнце накапливает свою энергию в болоте, и там образуются залежи торфа, которые после добычи согревают людей в холодную пору. А в сердцах людей находится другая кладовая — накопленная любовь к людям, к природе, ко всему окружающему миру.

Почему писатель назвал это произведение сказкой-былью, ведь главными героями являются реальные дети, с которыми автор познакомился в деревне Усолье? Так определил жанр произведения сам писатель. Дело в том, что сказка и быль неразделимы в его творчестве — в этом суть писательской манеры Пришвина. Сказка была написана и опубликована в 1945 г., в самые первые дни после войны. Её главные герои — брат и сестра Весёлкины, Настя и Митраша. Внимательный читатель заметит, что авторская характеристика образа Насти достаточно полная и выразительная, и образ этой не по годам мудрой девочки остаётся в душе надолго.

Читайте также:  Сорта рододендронов для солнца

Внешность и характер

Автор описывает внешность девочки с большой любовью, называя её «Золотой Курочкой на высоких ножках». Золотой цвет её облика складывается из цвета волос, которые отливали золотом, и щедрой россыпи крупных веснушек, «как золотые монетки». Один только курносый носик Насти был чистым. Пришвин не жалеет восторженных эпитетов для характеристики детей, называя их дружными, милыми, умными трудолюбивыми… Они не только справляются с домашним хозяйством, но в свободное время помогают ещё и колхозу.

Понятно, что такими их воспитали родители. Настя постоянно вспоминает наставления и советы отца. Автор пишет, что она делала всё так, как и её мать: вставала ещё до восхода солнца, по трубе пастуха; выгоняла стадо, а затем начинала хлопотать по хозяйству, готовила обед — и так справлялась с домашними делами.

Настя отличается той женской интуицией, которая свойственна уже взрослым людям: умеет благоразумно промолчать, чтобы не заводить ссоры, или спокойно посоветовать. Она хоть и старше брата, но по древнему русскому обычаю считает хозяином в доме всё-таки мужчину, пусть даже и младшего по возрасту. Она не приказывает Митраше, а только советует, когда это необходимо, или приглашает к работе: «Давай полоть вместе». А когда брат начинает сердиться, она ласково гладит его по затылку своей маленькой мягкой рукой, и тот успокаивается.

Образ жизни

Настя и её брат — сироты. Отец их погиб на войне, а мать умерла от болезни. Но они не чувствуют себя одинокими и беззащитными — сначала им помогали соседи, а затем дети сами научились хозяйничать.

Насте 12 лет. Она с братом живёт в селе, недалеко от города Переславля-Залесского в Ярославской области. Хозяйство у них большое: корова Зорька, коза Дереза, телушка Дочка, овцы, куры, петух Петя и поросёнок Хрен… С таким хозяйством не каждый взрослый справится, а тут дети. Но Настя с детства была приучена к труду, а сноровку приобрела уже в процессе самостоятельной жизни.

В поход за клюквой

Ранней весной, когда ещё под деревьями лежал снег, дети решили идти за клюквой — весенняя клюква, перележавшая зиму под снегом, бывает самой сладкой. Митраша снарядился как настоящий охотник, как отец: ружьё, компас, топор. А Настя приготовила с собой запас еды: варёную картошку, бутылку молока, хлеб. И тут они вспомнили, что отец говорил им, что в лесу есть «палестинка» — особое место, полянка на Блудовом болоте, где очень много сладкой клюквы. Но когда они подошли к развилке тропинки, между ними возникло разногласие о том, куда идти. Митраша по компасу решил идти на север, куда вела слабо протоптанная тропа, а Настя настаивала на том, что надо идти протоптанной тропой, где проходило большинство народа. И так, не договорившись, они разошлись по разным тропам.

Стрелка компаса привела Митрашу в Слепую елань, самое погибельное место Блудова болота, где затягивало людей и скот. И болото стало засасывать мальчика.

Настя в это время так увлеклась сбором сладкой клюквы, что забыла обо всём, забыла о брате. Сначала она собирала каждую ягодку отдельно, потом рвала горсточкой, так незаметно и потеряла набитую тропу и стала ползать по поляне, собирая ягоды — в ней пробудилась жадность. Автор описывает характерный эпизод встречи Насти с лосем. Лось «видит» Настю, а она его – нет. Но ползающую по земле девочку, охваченную жадностью, даже животное не принимает за человека, а автор называет её «прежняя Золотая Курочка» — так сурово оценивает писатель поведение Насти. Никогда, ни при каких обстоятельствах человек не должен забывать о своей человеческой сущности, даже если это ещё маленький человек. Личность формируется в детстве.

И в этот момент она увидела собаку Травку — это было напоминание о любви и верности. Настя возвращается к правде жизни и человечности.

К счастью, Травка помогла Митраше спастись, вытащила его из болота, а для Насти это происшествие стало жизненным уроком. Она корила себя за свой поступок, за проявленную жадность, из-за которой забыла о брате. Всю собранную клюкву она отнесла в детский дом, где во время войны жили эвакуированные ленинградские дети.

Вывод

Жизнь детей показана в сказке в единстве с окружающим их миром — так, по мнению Пришвина, и должно существовать всё живое. В этом — правда жизни. Образ Насти убеждает в этом читателей. Человек способен на многое, если он наделён чувством ответственности перед людьми и природой, если он прислушивается к голосу своего сердца, если всегда спешит на помощь другим, если с детства приучен к осознанному и созидательному труду.

Характеристика образа Насти может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

Adblock
detector