Греческие боги луны
Мифология богини луны в Древней Греции – это целый пласт легенд о разных богинях. Ночное светило играло важную роль в культуре греков, по нему исчислялось время. Уже тогда люди умели предсказывать по луне погоду. Всего было три лунных богини – Артемида, Селена и Геката. С одной стороны, они порой ассоциировались друг с другом так, что даже становились одной богиней. С другой – каждая всё же олицетворяла свою собственную сферу. О каждой рассказывались отдельные легенды.
Селена
В первую очередь стоит упомянуть о том, какая богиня олицетворяет луну. Луной была Селена, прекраснейшая среди богинь, которая и выплывала на небо, неся свет ночью. Селена считалась дочерью титанов Гипериона и Тейи, сестра Гелиоса, бога солнца.
В некоторых источниках её называют даже дочерью Гелиоса, что выглядит символично, ведь именно луна светит отражённым светом солнца. Греки уже тогда знали об этом.
Селена как воплощение луны
Само имя «Селена» говорила о том, что это божество напрямую было связано с ночным светилом. Имя переводилось как «луна» и происходило от древнегреческого глагола «сиять». У Селены было и другое имя, Мене, но оно обозначало то же самое и в переводе тоже значило «луна». В результате эта богиня воплощала луну и была её божественным олицетворением.
Имена богини служили нарицательными названиями для луны. Легенды же о ней – это, по сути, и есть описание процессов, происходящих с ночным светилом.
Даже легенду об Эндимионе, возлюбленном богини, некоторые учёные рассматривают, как легенду о заходе солнца и восходе луны. Имя Эндимиона с греческого обозначало «ныряльщик», т.е. он олицетворял солнце, погружающееся в море на закате. В других же трактовках Эндимион – это воплощение самого сна.
Селена и Эндимион. Иванов А. И. Псковский музей-заповедник. Псков.
Другие древние богини луны имели имена, не связанные с самим небесным телом. Поэтому, по мнению некоторых исследователей, их легенды имеют более пространные сюжеты. У Селены же они чётко отражают природные циклы, процессы. Благодаря этому их легко трактовать.
Древние греки верили, что ночью богиня, омывшись в водах моря, выезжает на небо в своей колеснице. Её тянули по небу кони или быки – священные животные Селены. Рога последних часто воспринимались как изгиб месяца. Часто полумесяц помещали и на голову богини, на её диадему.
Функции Селены
Селена. Капитолийские музеи, Рим, Италия.
Главная функция Селены заключалась в том, что она дарила людям свет луны. Но кроме этого, она была покровительницей ещё следующих сфер:
- Лунные месяцы и исчисление времени, т.к. у греков месяц начинался с новолуния. В народе ходили поговорки о том, что и когда лучше делать в зависимости от фазы луны. В текстах поэтах рассказывается, как Селена указывает людям на важность подобных правил.
- Богиня луны покровительствовала материнству и деторождению. Считалось, что она дарила облегчение при родах, а в полнолуние женщинам и всем животным женского пола легче произвести на свет дитя. Сама Селена тоже была в какой-то мере богиней-матерью. Так, Эндимиону она родила 50 дочерей.
- Селена была связана и с колдовством. В Фессалии ведьмы призывали её с неба, чтобы взять кровь луны (этим объясняли, почему светило вдруг окрасилось в подобный цвет). В современных языческих религиях Селена тоже играет большую роль и считается одной из ипостасей Триединой богини.
- Селена дарила росу животным и растениям, тем самым напитывая их. Таким образом она была связана и с плодородием.
- Была у богини и достаточно необычная функция, заключавшаяся в управлении безумием. Но её можно объяснить влиянием луны на психику людей. В некоторых текстах богиня насылает безумие на тех, кто провинился перед ней или преследует невиновных.
Артемида
Также в богини, связанные с луной, входила Артемида. Она была охотницей, покровительницей дикой природы, богиней-девственницей. Артемида (или Диана в греческой мифологии) – сестра Аполлона, который в свою очередь считался богом солнца.
Артемида как богиня луны
Артемида не сразу стала считаться лунным божеством. Но с тех пор она была очень близка к Селене, порой они даже изображаются похоже. Отличия заключались в более полном теле Селены и худобе Артемиды (как охотницы), а также длинном одеянии первой и короткой туники второй. И Селена, и Артемида часто носили диадему с полумесяцем на лбу.
Порой Селена и Артемида даже почитались как одна богиня. В некоторых интерпретациях именно Диана влюбляется в Эндимиона. Это можно увидеть на работах художников.
Артемида. Лувр.
Так же как у Аполлона был эпитет Феб («яркий», «сияющий»), так и у Артемиды была женская форма этого имени – Феба. Причём его использовали иногда и в отношении Селены.
Функции Артемиды
В то время как Селена была связана фактически только с луной и близкими к ней сферами, Артемида имела гораздо больше функций. Причём порой они могут показаться достаточно противоречивыми. Так, богиня покровительствовала жизни, природе, но она же могла навлечь смерть. Она выступала одновременно защитницей животных и умелой охотницей.
Было и ещё несколько сфер, в которых Артемиду просили о помощи:
- плодородие;
- брак и даже материнство, деторождение;
- защита женщин;
- девичье целомудрие;
- женская красота;
- она также являлась покровительницей девушек-воинов амазонок.
Геката
Среди трёх лунных богинь Геката считалась самой тёмной, мистической. Её связывали со смертью, преисподней, а также колдовством. Ведьмы просили её о помощи. Сейчас Геката популярна в неоязыческих культах. Но её магия связана с мёртвыми и может нести опасность, если не соблюдать осторожность. В отличие от Гекаты, Артемида и Селена были гораздо более благосклонны к людям. Геката же среди них выделялась как богиня лунного света.
Геката – лунное божество
Геката – это в первую очередь ночь, время призраков. Она сама покровительствовала мёртвым, странствовала в тёмное время со своей свитой из духов. Гекате были открыты двери в преисподнюю, причём богиня могла провести туда и вывести обратно того, кто был этого достоин. Например, именно она освещала путь Персефоне, когда та возвращалась к матери Деметре.
Триединая Геката. Музей Кьярамонти, Ватика.
Но Геката для греков была не только пугающим божеством. Свет тоже был её стезёй, что обозначали факелы в руках богини. Их нужно было трактовать в переносном смысле – как пламя знания, истины, ведущее во тьме.
Как лунная богиня Геката – это древнегреческая богиня лунного света. Но всё же она обозначала в первую очередь чёрную луну, которую не видно на небе.
Что интересно, Геката первоначально могла и не быть подобной богиней. По версии многих исследователей, корни Гекаты уходят в Малую Азию, где она выступала вовсе не хтоническим божеством, а светлым. Но когда её приняли в древнегреческий пантеон, функции богини оказались уже заняты. Постепенно Геката обрела связь с миром мёртвых.
Функции Гекаты
Функции этой богини тоже могут показаться достаточно противоречивыми, ведь в них сходятся тьма и свет, смерть и жизнь. Но на самом деле в греческой мифологии всё имело тесную связь.
Геката покровительствовала следующим сферам:
- мистика, тайны, всё сокрытое;
- магия, колдовство, некромантия (общение с умершими, чтобы узнать будущее);
- травы, в т.ч. лекарственные и ядовитые;
- мудрость в политике;
- удача в войне;
- рыболовство;
- плодородие;
- перекрёстки;
- свет, истина, знание;
- мрак, тени;
- призраки ночи;
- кошмары.
Также именно Геката хранит ключи от Тартара (бездны под царством Аида).
Источник
Какие богини олицетворяли луну
Ниже приведена интересная статья о лунных богинях. Так сложилось, что на разных этапах истории человечество приписывало влияние луны все новым и новым божествам. В итоге компромисс в верованиях достигнут не был, и каждая теория осталась независимой.
Селена
(«селас» — свет, блеск; блестящая, лучистая; известна также под именем Мены) — богиня луны (либо сама Луна), дочь титана Гипериона и Тейи. Позже отождествлялась с Артемидой, как богиней луны.
Когда смуглая богиня Никта (Ночь) сменяла уходящую на покой белолицую Гемеру (День), на радость природе из-под горизонта выходила величественная колесница, которую влекли неторопливые быки. Ими управляла Селена в длинном одеянии цвета шафрана с лунным серпом на белом лбу. При появлении Селены море, охваченное беспокойством, с шумом катило волны на берег. И не было на земле смертного, не испытавшего с появлением Селены неясного томления и грусти.
Однажды безобразный, отвергаемый всеми нимфами Пан, спрятавшись под отмытым белым руном, предложил Селене прокатится на его спине. Не узнав его, Селена согласилась и позволила ему удовлетворить все его желания. С тех пор в Аркадии проводились майские оргии при луне, во время которых жрица ехала на спине своего избранника, прежде чем заняться с ним любовью и тем самым отпраздновать пробуждение природы.
Существует также миф о любви Зевса и Селены, от которого она родила дочь Пандию. Но самая известная история любви — это миф о Селене и прекрасном Эндимионе. Эндимион — возлюбленный Селены, погруженный Зевсом в вечный волшебный сон. Считался иногда сыном царя Карии Эфлия (Аэтлия), иногда сыном Зевса.
В Элиде жил юноша Эндимион. Сам Зевс взял его за красоту на Олимп. Эндимион был так прекрасен, что и Гера не осталась к нему равнодушной. Заметив это, Зевс обрек его на вечный сон в глубоком гроте горы Латма в Карии (Кария — область на юго-западе Малой Азии, на побережье Средиземного моря).
Однажды, случайно бросив свои лучи под свод пещеры, увидела Селена Эндимиона и, пораженная его умиротворяющей красотой, потеряла покой. С тех пор в часы, когда ее не видно из-за туч, богиня, остановив колесницу, спускалась в грот, нежно склонялась над спящим красавцем, целовала смежившиеся очи и произносила слова любви. Слышит их Эндимион, но, зачарованный Гипносом, не в силах приподнять век и ответить на ласки. Поэтому всегда тоскует Селена, и ее тоска порождает среди всего живого такую же тоску и грусть.
Артемида
(Орфия, Браврония, Тавропола, Кинфия; рим. — Диана) — дочь Зевса и Латоны (Лето), сестра-близнец Аполлона. Артемида — девственная богиня-охотница, покровительница животных, богиня плодородия, помощница при родах (позднее также богиня Луны). Символы богини — лань и медведица.
Геката
Геката — дочь Астерии и Перса, не относящаяся к олимпийцам богиня колдовства и сверхъестественных сил.
Геката — богиня мрака, ночных видений и чародейства. Она получила от Зевса власть над судьбами земли и моря, Уран одарил ее великой силой. После победы олимпийцев над титанами Геката сумела сохранить сове влияние, хотя обитатели Олимпа и считали ее присутствие нежалетльным. Даже сам Зевс настолько уважал Гекату, что никогда не оспаривал ее права исполнять или не исполнять самые сокровенные желания смертных. Именно Гекату призвала на помощь Деметра, заставляя всевидящего Гелиоса признаться, что Персефону похитил Аид.
Геката покровительствовала охоте, пастушеству, разведению лошадей, общественным занятиям людей (в суде, народном собрании, войне), охраняла детей и юношество. Мрачная богиня ночного колдовства, Геката наводила ужас, бродя в темноте в местах погребений и появляясь на перекрестках с пылающим факелом в руках и змеями в волосах. К ней обращались за помощью, прибегая к специальным таинственным манипуляциям. Она выводила призраки умерших, помогала покинутым возлюбленным. Орфей был основателем мистерий Гекаты в Эгине, именно она подсказала ему, как вернуть Эвридику, когда Орфей воззвал к богине.
В Древней Греции число «3» было неразрывно связано с богиней Гекатой. Она обладала тремя обличьями (или даже тремя телами) — кобылы, собаки и льва — и имела три головы, чтобы видеть во всех направлениях. Геката правила триадой человеческого существования — рождением, жизнью и смертью — и тремя стихиями — землей, воздухом и огнем.
Три кнута власти, которыми она управляла человечеством, временем и пространством, делали ее незаменимым союзником волшебников, которые стремились найти средства изменения кажущегося неизменным физического мира. Те, кто был достаточно смел, чтобы произносить в своих заклинаниях ее имя, получали в награду часть ее жуткого сверхъестественного могущества.
Ее власть распространялась на состоящую из трех частей временную сферу — прошлое, настоящее и будущее. Богиня черпала свою колдовскую силу от луны, обладающей тремя фазами — новой, полной и старой. Как и Артемиду, ее повсюду сопровождала свора собак, но охота Гекаты — это ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней. Гекате приносили в жертву еду и собак, ее атрибутами были факел, бич и змеи.
Геката • богиня мрака, ночных видений и чародейств. В предложенной Гесиодом генеалогии она — дочь титанидов Перса и Астерии и, таким образом, не связана с олимпийским кругом богов. Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой. Геката — древнее хтоническое божество, которое после победы над титанами сохранило свои архаические функции, даже было глубоко чтимо самим Зевсом, войдя в число богов, помогающих людям в их повседневных трудах. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, состязаниях, в спорах, в войне), охраняет детей и молодых людей. Она — подательница метеринского благополучия, помогает рождению и воспитанию детей; дает путникам легкую дорогу; помогает покинутым возлюбленным. Полномочия ее, таким образом, распространялись когда-то на те области человеческой деятельности, которые впоследствии ей пришлось уступить Аполлону, Артемиде, Гермесу.
По мере распространения культа этих богов Геката теряет своей привлекательный облик и притягательные черты. Она покидает верхний мир и, сближаясь с Персефоной, которую она помогала искать матери, неразрывно связывается с царством теней. Теперь это зловещая змееволосая и трехликая богиня, появляющаяся на поверхности земли лишь при лунном, а не солнечном свете, с двумя пылающими факелами в руках, в сопровождении черных, как ночь, собак и чудовищ подземного мира. Геката — ночная «хтония» и небесная «урания», «непреодалимая» бродит среди могил и выводит призраки умерших, насылает ужасы и страшные сны, но может и защитить от них, от злых демонов и колдовства. Среди ее постоянных спутников были ослоногое чудовище Эмпуса, способное менять облик и устрашать запоздалых путников, а так же духи-демоны керы. Именно такой представлена богиня на памятниках изобразительного искусства начиная с V в. до н.э.
Ночная страшная богиня с пылающими факелами в руках и змеями в волосах, Геката — богиня колдовства, волшебница и покровительница волшебства, совершающегося под покровом ночи. К ней обращаются за помощью, прибегая к специальным таинственным манипуляциям. Миф вводит ее в род волшебников, превращая в дочь Гелиоса и устанавливая тем самым родство с Киркой, Пасифаей, Медеей, которая пользуется особым покровительством богини: Геката помогала Медее добиться любви Ясона и в приготовлении зелий.
Таким образом, в образе Гекаты тесно переплетаются демонические черты доолимпийского божества, связывающие два мира — живой и мертвый. Она — мрак и вместе с тем лунная богиня, близкая Селене и Артемиде, что уводит происхождение Гекаты в пределы Малой Азии. Гекату можно считать ночной аналогией Артемиды; она тоже охотница, но ее охота — это мрачная ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней, она носится в окружении своры адских псов и ведьм. Геката также близка Деметре — жизненной силе земли.
Богине чародейств и повелительнице призраков Гекате три последних дня каждого месяца, которые считались несчастливыми.
Римляне отождествляли Гекату со своей богиней Тривией — «богиней трех дорог», так же как и ее греческая аналогия, она имела три головы и три тела. Изображение Гекаты помещалось на распутье или на перекрестке дорог, где, выкопав глубокой ночью яму, приносили в жертву щенков, или в мрачных пещерах, недоступных для солнечного света.
Диана (Diana)
Богиня растительности, родовспомогательница, олицетворение луны. Была отождествлена с Артемидой и Гекатой, получив эпитет Тривия — «богиня трех дорог» (ее изображение помещалось на перекрестках), толковавшийся также как знак верховной власти Дианы: на небе, на земле и под землей.
Особенно известны святилища Дианы на горе Тифате в Кампании (отсюда эпитет Диана Тифатина) и в районе Ариция в роще на озере Неми. Диана считалась богиней-покровительницей Латинского союза, и с переходом главенства в этом союзе к Риму царем Сервием Туллием был основан на Авентине храм Дианы, ставший излюбленным местом культа для происходивших из переселившихся в Рим или взятых в плен латинян, плебеев и рабов; годовщина основания храма считалась праздником рабов — servorum dies. Это обеспечило Диане популярность среди низших классов, составлявших многочесленные коллегии ее почитателей, из которых особенно известно благодаря сохранившемуся уставу коллегия Дианы и Антиноя в Ланувии.
С храмом Дианы на Авентине связано предание о необыкновенной корове, владельцу которой было предсказано, что тот, кто принесет ее в жертву Диане в этом храме, обеспечит своему городу власть над Италией. Царь Сервий Туллий, узнав об этом предсказании, хитростью завладел коровой, принес ее в жертву и прикрепил ее рога в храме.
Диана считалась олицетворением луны, так же как ее брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с солнцем. Впоследствии отождествлялась с Немесидой и карфагенской небесной богиней Целестой. В римских провинциях под именем Дианы почитались туземные богини — «хозяйки леса», богнни-матери, подательницы растительного и животного плодородия.
Бендида
Аналог Селены, богиня луны во Фригии, находящейся в центре полуострова Малая Азия; в Аттике на Пелопоннесе ее отождествляли с Артемидой, иногда с Гекатой и Персефоной.
В Афинах были праздничные дни, бендидии, когда в честь богини устраивались конные бега, всадники скакали с факелами из Афин и Перей, где находился храм, посвященный Бендиде.
Бастет
Богиня радости, любви и веселья. Первоначально почиталсь как дочь Ра, его Око, а также отождествлялась с богинями — львицами (Тефнут, Сахмет и др.) Изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. Священным животным Баст (Бастет) счталась кошка. Празднества в честь Баст сопровождались музыкой и разнузданным весельем.
Богиню, особенно почитаемую в Бубастите. Из надписи Рамзеса IV мы узнаем, что во время праздника Баст было запрещено охотиться на львов. Богиня считается матерью бога Мизюзиса»дикого» львиного бога,который имел прозвище «Господин резня». Во времена Среднего царства в качестве священного животного Баст выступает кошка; начиная с Нового царства она сама изображается с кошачьей головой. Богиня наделяется всегда дружественными чертами; она имеет отношение к луне и в мифе
становится глазом луны. «Яростные» качества раннего периода передаются богине Сахмет, которая тем самым становится отрицательной, разрушительной половиной Баст.
Сын Бастет — Махес . Бастет отождествляли с Мут , а также с почитавшимися как Око Ра Тефнут, Сехмет и Хатор. В связи с этим Бастет также приобрела функции солнечного Ока. Геродот (II, 60) сообщает о ежегодных торжествах в честь Баст, сопровождавшихся пением и плясками. Древние греки отождествляли Бастет с Артемидой .
Иштар
В аккадской мифологии женское божество, соответствующее шумерской Инанне. Иштар богиня войны и любви. Она предлагает свою любовь и покровительство знаменитому герою Гильгамешу. Но он отказывается, зная злую учать ее прежних возлюбленных. Иштар мстит Гильгамешу, посылая на его город страшного небесного Быка. Однако Гильгамеш с Энкиду убивают его. Иштар также спускается в преисподнию за своим возлюбленным Таммузом, угрожая богине подземного мира Эрешкигаль выпустить всех мертвецов на землю. Но Эрешкигаль умерщвляет богиню плодородия и только согласившись на уговоры своих советников, окропляет ее живой водой. После этого Иштар возвращается на землю вместе со спасенным Таммузом.
Могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена (дочь) Кощея. и дочь Лады, сестра Живы с Лелей.
Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».
Легенды рассказывают , как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой.
Ее символы — Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни. Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем. В противоположность Живе и Яриле, Марена воплощает собой торжество Мари — «Мертвой Воды» (Воли к Смерти), то есть Силы, противоположной Животворящей Солнечной Яри. Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, но — лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено РОДОМ Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна.
И конечно же мы знаем соломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней языческой Масленицы, в пору весеннего равноденствия время несомненно принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть.
Хэн-э, в древнекитайской мифологии жена стрелка И, богиня луны. Согласно мифу, изложенному в «Хуайнаньцзы» (2 вв. до н.э.) Чан-э тайком одна приняла снадобье бессмертия, полученное ее мужем у Владычицы Сиванму, и унеслась на луну. Вероятно, еще до н.э. было распространено и представление о том, что Чан-э на луне превратилась в жабу-чань (которая обычно изображается трехлапой), по некоторым источникам, толкующую в ступе снадобье бессмертия. Вместе с ней на луне живет Юэ ту («лунный заяц»). Можно предположить, что образ Чан-э генетически связан с образом древней богини луны Чан-си.
Амэ-но удзумэ
Фея луны, богиня счастья, любви и радости. Она считается родоначальницей ритуальных танцев и основоположницей театрального искусства в Японии. Поэтому Амэ-но Удзумэ часто изображается танцующей или держащей в руках маску.
Источник