Меню

Какие есть фантастические вселенные

Самые известные вселенные, созданные в фэнтези #1.

Большинство книг-фэнтези, отправляют читателя в другой мир — там где есть магия, эльфы или гномы, где нужно драться на мечах и убивать драконов. Ну или дружить с ними.

Мир, похожий на средневековую Англию с примесью магии, добавлением сказочных рас и существ, давно стал классикой жанра. Но многие пошли дальше. Они создали целые миры , со своей географией, историей развития, странами и даже системой политического устройства.

Представляем подборку #1 из наиболее известных миров, созданных писателями в жанре фэнтези:

1. Мир «Средиземье» Толкина.

Это «самый-самый-самый». Известный, подробно описанный, экранизируемый и т.д. Кстати, этот мир продолжает пополняться историями и по сей день. Сын Джона Толкина (который умер в 1973 году) — Кристофер продолжает дело и публикует новые серии книг, основанные на записях, дневниках или заметках своего отца.

Сегодня, это наверно один из самых продуманных и подробно описанных миров. Чего стоит только — » История Средиземья » из 12 романов или » Сильмариллион «.

В общем, мир настолько огромный, что уже появляются историки Средиземья и гиды.

2. «Мир Песни Льда и Пламени» Джорджа Мартина.

Его еще называют » Вестерос «, что не совсем верно, так как Вестерос — это лишь одна из частей всего мира, созданного Мартином.

Кстати, Вестерос — это реальный город, который существует в Швеции, там даже есть хоккейная команда с таким же названием.

Всего в мире Игр престола 4 континента — Вестерос , где и происходят почти все события книги и сериала, а также:

  • Эссос — родина дотракийцев и работорговцев.
  • Соториус .
  • Ультос .

Этот вымышленный мир тоже хорошо описан и продолжает пополняться географическими и историческими подробностями. Помимо серии книг » Песнь Льда и Пламени «, мир дополняют книги из цикла » Повести о Дункане и Эгге «, описывающее события происходящие задолго до появления Матери драконов.

Сам мир был подробно описан, в так называемом » Цикл Летописей «, который публикуются также под названием » Мир Льда и пламени «, повествование в котором ведется от имени мейстера, и в котором рассказывается история мира + некоторые географические подробности.

3. «Вселенная Амбер» Роджера Желязны

Особенность этого мира в том, что его нельзя расположить на одной карте. Вселенная Амбера — это мультивселенная, со множеством параллельных миров, которые в книге называются или Тени или Отражения , в зависимости от перевода книги.

Основные же миры, это сам Амбер — владение Оберона и его детей. И Мир Хаоса , как его полная противоположность.

Центрами этих двух миров служат — Лабиринт Амбера и Логрус Хаоса , которые являются не просто » местом «, а могущественными существами.

Источник

Знаковые фантастические Вселенные (мультижанровые)

Сегодня мне бы хотелось поговорить про знаковые фантастические Вселенные, так сказать, импортного производства. Так уж сложилось, что в зарубежной фантастической литературе по-настоящему для меня знаковой Вселенной я так и не встретил. Можно упомянуть несколько авторских миров, которые просто нравятся, например, Амбер Роджера Желязны, или Вселенная Лаки Старра за авторством Айзека Азимова. Или Мир Смерти Гарри Гаррисона (вот и пересечение с первым ТОПом – книга знаковая, зато сама Вселенная весьма заурядная). А вот киножанр породил как минимум три лично для меня знаковых Вселенных, речь о которых пойдет ниже. Со временем, как это у буржуев заведено, порожденные кинематографом миры обросли комиксами и романами – как новеллизациями, так и самостоятельными произведениями в рамках Вселенной. По некоторым еще и компьютерных игр наклепали и анекдотов насочиняли. Поэтому я решил отнести данные миры к мультижанровым. И, боюсь, в своих предпочтениях я буду совсем не оригинален.

Итак, вот мои знаковые мультижанровые Вселенные.

— Вселенная Чужих и Хищников. Что может быть банальней, и в то же время естественней? Только Звездные войны 🙂 Но о них ниже. Опять же, хоть изначально обе Вселенные задумывались как независимые, впоследствии появились кроссоверы, так что и я не буду их делить. Тем более, что лично на мой взгляд объединение легендарных монстров в рамках единого мира этому самому миру пошло на пользу. Конечно, если судить по играм серии «Чужой против Хищника». Поклонником кинокроссоверов не являюсь, равно как и последних творений Ридли Скотта. Итак, плюсы: Чужой, как же без него. Ну и Хищник тоже. Две мощнейшие фундаментальные идеи, даже не могу сказать, какая лучше. Хорош и монстр-паразит с оригинальным циклом размножения, и инопланетянин-охотник, истребляющий дичь ради азарта и удовольствия. За эти две концепции можно простить все недостатки, сколько бы их ни было. Все перечислять не буду, приведу лишь по одному, но самому, на мой взгляд, ключевому. Касательно Чужих это ничем не ограниченное размножение – сколько найдется жертв-доноров, столько и будут заражать. Для чего, с какой целью? Больше похоже на инстинкт, нежели на разумное действо. А ведь для них сдерживающих факторов в естественной природе, по факту, и нет. Получается, что Чужие должны со временем заполонять планеты целиком, истребляя все подходящие для размножения организмы, и обрекать таким образом самих себя на гибель. И тут неплохо бы определиться, что есть Чужой: естественным образом эволюционировавший разумный, пусть и с групповым разумом (боюсь представить, насколько сурова должна быть его планета, чтобы ему пришлось бороться за выживание вида); искусственно выведенное биологическое оружие (тогда вполне объяснима его тяга к неограниченному размножению); либо просто животное? Ответа ни в фильмах, ни в книгах (по крайней мере, тех, что я читал), ни в играх нет. Ответ Ридли Скотта из «Прометея» и «Завета» меня категорически не устраивает, поскольку противоречит всем остальным произведениям по Вселенной.

Ну а в случае с Хищником лично для меня загадка, как его раса умудряется развиваться в социальном аспекте? Если Хищники только и делают, что охотятся? В книгах кое-какие ответы есть, можно даже найти описания замкнутых социумов, но все равно у меня складывается стойкое ощущение, что Хищники тоже паразиты, только паразитируют на технических достижениях других разумных. И похожи больше всего на кочевников, живущих за счет военных трофеев.

Читайте также:  Когда вы чего то хотите вся вселенная сговаривается помочь вам достичь этого эссе

Хотел бы я написать роман по данной Вселенной? Безусловно. Слишком много нюансов в устройстве мира, для которых у меня нашлось бы свое видение. Да и не устраивают меня категорически описанные в кино, играх и книгах способы взаимодействия между людьми и данными монстриками. В плане присущей всем человекам непроходимой тупости. Я бы с удовольствием накропал что-то в стиле Андрея Круза – с тщательным планированием боевых операций, подбором снаряжения и тем паче оружия, хомячеством и огневым контактом в финале, по результату которого монстрам кранты, а люди без потерь (или хотя бы с минимальными) возвращаются домой. Черт, прямо руки чешутся. Но нельзя, Вселенная чужая. Вот такой вот каламбур.

Лучшие произведения безотносительно жанра – «Чужие» Джеймса Кэмерона и «Хищник-2» Стивена Хопкинса.

— Вселенная Звездных войн. Вот и до нее добрались, хе-хе. Плюсы: джедаи! Нормальные джедаи и не менее нормальные ситхи, такие, как в первой трилогии Джорджа Лукаса («Скрытая угроза», «Атака клонов» и «Месть ситхов»), «Рыцарях старой республики 1 и 2», «Академии джедаев» и т.д. Вторая трилогия классика, с которой все начиналось, но слишком уж косячная. Одни только временные парадоксы в «Империя наносит ответный удар», когда Люк умудрился провести на планете Дагобар долгие месяцы, обучаясь владению Силой, а «Тысячелетний сокол» при этом всего лишь несколько дней бегал от имперского флота, чего стоят. Остальное сущие мелочи, право слово. А то, что сейчас клепает Дисней, вообще хоть стой, хоть падай. Но сама Вселенная хороша всем – и разнообразием локаций, и еще большим разнообразием рас, и их взаимоотношениями, но самое главное и самое привлекательное лично для меня – идея Силы и джедаи со световыми мечами. Хотел бы написать роман в этой Вселенной? Скорее да, чем нет. Идея джедаев, еще раз подчеркну, просто роскошная. Но чтобы написать что-то адекватное в данной Вселенной, нужно перелопатить очень много информации. И делать это без выхлопа, то есть возможного издания, просто лень. Так что огромный респект и не менее огромное спасибо Николаю Метельскому за его «Юнлинга». Перечитывал дважды 🙂 Лучшее произведение? Пожалуй, «Месть ситхов» — квинтэссенция основных идей Вселенной, плюс шикарнейшие зарубы на световых шашках, без преувеличения лучшие в киносерии.

— Вселенная Риддика. Нежданчик? А вот и нет. Ричард Б. Риддик мой любимый фантастический герой, вне рамок и категорий. Одна сплошная харизма и брутальность. Плюс множественность миров, некромонгеры, Андерверс, монстры, космос; весь спектр человеческих пороков; и снова Риддик, которому на все это плевать, он выше всего и вся, всегда на своей стороне и гнет свою линию. При этом он, хоть и преступник, но со своим кодексом чести. Это особенно ярко проявилось в фильмах «Кромешная тьма» (он же «Черная дыра») и «Риддик». Ну и Вселенная соответствует своему центральному герою – с одной стороны, жестокая и беспросветная, с другой – вполне себе человечная и понятная. Хотел бы написать роман в этой Вселенной? Нет. Без Риддика это будет пустая трата времени, а воспользоваться чужим героем без перспективы выхлопа. нет, лучше я что-нибудь свое сваяю. Лучшее произведение – однозначно «Кромешная тьма», положившая начало всей франшизе.

Вот такой на этот раз ТОП – не блещущий оригинальностью. И я намеренно не включил в перечень мир Аватара Джеймса Кэмерона. Причина этому проста – задолго до него очень похожий по идее и даже по сюжету сотворила Урсула Ле Гуин в повести «Слово для леса и мира одно».

А какие мультижанровые Вселенные считаешь знаковыми ты, мой читатель? Поделись в комментариях, возможно, и у меня появится новый знаковый мир.

Источник

Вымышленная вселенная

Вымышленная вселенная или вымышленный мир — структурный элемент художественного произведения, определяющий его онтологию. На Википедии написано более подробно, однако та статья для литературоведов, потому что не каждый читатель сходу вспомнит, что такое онтология, а часть читателей и вовсе может не знать это слово.

Ниже приведено одно зрительско-читательское мнение:

Вымышленные миры можно разделить на несколько типов:

  • Маскарадные — нечто магическое/фантастическое прячется в нашем мире.
  • Альтернативные — действие разворачивается в мире, очень похожем на наш, но всё же не нашем.
  • Миры будущего — от звёздных империй до антиутопий.
  • Фэнтези-миры — другие миры, не связанные с нашим или связанные условно.
  • Авторская — автор работал над ней в одиночку. Пример — Барраяр.
  • Дополненная — оригинальное произведение дополняется официально одобренными работами фанатов. Примеры: книжный цикл «Метро».
  • Коллективная — произведение изначально создается группой людей, пример — многие сериалы, над которыми работает несколько сценаристов. Яркий пример «Доктор Кто».

С формальной точки зрения «вымышленная вселенная» это любой мир, придуманый автором. Однако, не каждый вымышленный мир способен качественно подавлять недоверие, и не каждый мир является хорошо проработанным. Автор может увлечься чем-то одним в своем мире и забыть про все остальное.

В свою очередь миры можно разделить на

  • проработанные — по таким можно создавать сиквелы и приквелы, добавлять новых персонажей и всячески адаптировать.
  • непроработанные — возможно это мир хорош для конкретной истории, но продолжения для него будет придумать крайне сложно.
  • гибриды — мир частично проработан, нередко это выливается в хронически рваную канву.

Некоторые признаки проработанного мира:

  • Продуманная история. Наличие нескольких значимых событий, происходивших в прошлом и слабо влияющих на героев. Если какое-то масштабное историческое событие прошлого напрямую связано с героем, это не то. Для масштабности в мире может быть еще множество событий в качестве исторического фона.
    • Для подростковых и юмористических произведений пункт не обязательный. А если автор замахнулся на серьезное произведение с войной Синей и Зеленой розы, то этот пункт желателен.
  • Наличие нескольких государств (социальных групп) в рамках одной расы и разделение территории, при условии, что эти расы многочисленные. Если раса малочисленна, то неудивительно, что они будут держаться вместе. См. Единство у нелюдей, раздробленность у людей.
  • Расстояние. Из точки А в точку Б нужно добираться долго и с использованием транспорта или хотя бы телепорта. Во-первых, дороги и тропы это повод добавить приключений героям, а вторых хороший способ показать насколько выдуманный мир огромен.
  • Взаимное расположение локаций должно иметь сюжетное значение, причем желательно, чтобы оно не было линейным (если, конечно, это не обосновано какими-то особыми свойствами данного мира).
  • Несколько конфликтов. Например, конфликты, которые нельзя решить ко всеобщему удовлетворению, в которых будет победитель и проигравший, а иногда и невинно пострадавший. Межличностные конфликты, социальные конфликты, противостояние врагу, монстрам, стихии — можно все вместе, если вселенная большая.
  • Наличие шоу внутри шоу, собственной литературы, музыки, песен и творческих личностей, которые этим занимаются.
  • Базовая экономика. Откуда берутся деньги, что персонажи едят, чем зарабатывают на жизнь?
  • Географическая константа — физический объект, который в этом мире знают многие и в котором могут разворачиваться часть приключений. Для фэнтези это может быть замок, населенный пункт, страна или край (Хогвартс, Шир, Мордор, Каэр Морхен), для фантастики планета, космический корабль или станция (Вавилон-5, Татуин, Барраяр, Арракис, Базар-на-Деве).
  • Расслоение общества и наличие представителей разных профессий. Аристократия, купцы, бедняки, крестьяне, горожане — как минимум они должны мелькать на заднем плане.
Читайте также:  Кто открыл устройство вселенной

Источник

Топ вымышленных литературных миров

Путешествовать по разным мирам, другим вселенным и параллельным измерениям очень легко. Достаточно открыть книгу и погрузиться в чтение — и вот мы уже выпадаем из будничной рутины, чтобы спасти Средиземье вместе с отважными хоббитами, побороться за власть в Вестеросе, или даже (ну а почему бы и нет?) порезвиться в Эквестрии с маленькими пони. Миров много, и каждый может совершить паломничество в ту вселенную, которая ему ближе.

Основной закон сотворения миров

Единого рецепта создания вселенных не существует. Каждый писатель подходит к этому делу по-своему. Так, Толкин сначала разрабатывал языки (прежде всего — два эльфийских, Квенья и Синдарин), а затем уже строил дом для этих языков — под домом имеется в виду, конечно же, Средиземье. Клайв Стейплз Льюис поступал иначе — он просто собирал в Нарнии всех мифических и сказочных существ подряд (за это его часто критиковали — тот же Толкин называл мир Нарнии непроработанным). Ли Бардуго, создавая вселенную Гришей, взяла за основу элементы русской культуры.

Иногда стимулом к сотворению мира становится один сильный образ — например, вселенная «Песни льда и пламени» родилась из картины, пришедшей на ум Джорджу Мартину много лет назад — в своём воображении он увидел огромного волка, умирающего среди снегов.

Перечислять примеры можно долго. Сколько писателей — столько и разных вариантов. Однако, есть один непреложный закон, которому подчиняются абсолютно все вымышленные миры. И если вам захочется создать свой собственный мир, вы должны ему следовать.

Закон этот заключается в требовании непротиворечивости. В придуманной вами вселенной могут иметь место какие угодно события, немыслимые в повседневной жизни. Пусть, например, клонированные киборги-хоббиты летают на Плутон, оседлав радиоактивных драконов-кошек. Или происходит нечто ещё более фантастическое — на что хватит вашего воображения. Главное — чтобы мир был цельным и непротиворечивым. Иначе говоря, любое событие и явление этого мира должно согласовываться с общей логикой создаваемой вселенной.

Вот так, к примеру, писал об этом Умберто Эко в книге «Роль читателя. Исследования по семиотике текста»:

Когда, читая сказку о Красной Шапочке, мы воспринимаем как «нереальное» свойство героини оставаться живой после того, как её проглотил волк, то это происходит потому, что мы осознаём (хотя бы на уровне интуиции), что подобное свойство противоречит второму закону термодинамики. Но второй закон термодинамики — это часть нашей системы понятий, нашей семантической энциклопедии. Стоит поменять энциклопедию — и наше восприятие станет иным.

Писатель, создавая свой мир, вместе с ним «пишет» (не в прямом смысле, конечно) «энциклопедию» этого мира. Читая роман или смотря фильм, мы понимаем, что происходящее нереально (так как мы прочно укоренены в «энциклопедию» реального мира), однако, на некоторое время мы принимаем правила игры, которые предлагает автор. Можно сказать, что мы позволяем себя обмануть, поверив в то, о чём нам рассказывают со страниц книги или с экрана. В этом заключается секрет магии искусства. События, происходящие в Средиземье или в Вестеросе, реальны внутри собственных вселенных, так как они полностью вписываются в «семантические энциклопедии» этих миров.

В дополнение к этому закону установлено ещё одно важное ограничение. Какой бы фантастический мир не творил писатель, этот мир всегда будет основан на реальности. Человек просто не в состоянии помыслить вселенную, абсолютно отличную от привычной нам. Разница между «реальностью» и «вымыслом» заключается в наличии фантастических допущений, но в основе фантазии всегда лежит опыт автора, и опыт этот не может быть ничем иным, кроме как опытом человеческого существа. Конечно, писатель подобен демиургу, творящему мир, но «глина», из которой он лепит своё создание, дана ему заранее — в знаниях о настоящем мире и его законах.

Толкин называл это sub-creation. Будучи католиком, он признавал, что вселенная создана Богом, который один только и может сотворить совершенно оригинальный мир из ничего. Человек же способен лишь на «малое творение», то есть, на творческую переработку того, что дано ему в реальности.

Читайте также:  Искусственный интеллект модель вселенной

Таким образом, любой вымышленный мир — это видоизменённый реальный мир.

Только в грёзы нельзя насовсем убежать

Психологи называют стремление укрыться от забот и трудностей в вымышленном мире эскапизмом (от английского слова escape, в переводе означающего спасение или бегство). Эскапизм — не заболевание и не расстройство психики (таковым он становится лишь в том случае, если начинает мешать человеку нормально функционировать в социуме). Желание отдохнуть от будничной суеты, погрузившись в мир, например, эльфов — это вполне нормально. Более того, зачастую это необходимо. Не будем забывать, что одна из важнейших функций искусства — рекреационная. То есть, художественное произведение позволяет нам снять стресс, перевести дух, расслабиться, набраться сил.

Другая важная функция фантастических историй — компенсаторная. Жизнь в современном мире с постоянной гонкой за деньгами и работой на износ почти не оставляет места для приключений и подвигов. Литература, кино, компьютерные игры позволяют восполнить недостаток острых ощущений и хотя бы на время почувствовать себя героем.

Сам Толкин писал о том, что эскапизм — это здорово. Клайв Льюис соглашался с ним, при этом действуя ещё более радикально — он сравнивал реальность с тюрьмой, а укрытие в воображаемом мире называл побегом из заточения.

Соглашаться или не соглашаться с классиками — дело ваше. Но вот с чем вряд ли кто-то поспорит, так это с утверждением, что в случае с вымышленными вселенными, как и вообще всегда в жизни, важна умеренность. Если вам нравится на досуге прогуливаться по неведомым дорожкам в поисках следов невиданных зверей, то гуляйте на здоровье. Главное при этом — не забывайте, как найти путь назад.

Десятка вымышленных миров

Рассмотрим десять литературных и кинематографических миров, снискавших бешеную популярность. У каждого из них сегодня есть обширное фанатское сообщество. Все представленные ниже миры существуют в нескольких воплощениях — в виде книг, комиксов, сериалов, кинофильмов, мультфильмов и видеоигр. Если вы не найдёте ниже вашу любимую вселенную — что ж, просим нас извинить. К сожалению, вместить в небольшую статью все-все-все хорошие миры нельзя. Когда-нибудь мы расскажем отдельно про «Меекхан» Роберта Вегнера, про землю ООО из «Времени приключений», про «Ведьмака» Сапковского, и о многих других достойных внимания мирах.

Средиземье

«Властелин колец» Толкина — признанный эталон «миротворчества». Уже несколько поколений читателей покорились таланту Профессора и поверили в Средиземье. Причина успеха кроется в детальной проработке мира, архетипических образах, классической истории борьбы добра со злом и, конечно, в красивейших поэтичных языках, придуманных самим Толкином. В первую очередь, это два эльфийских языка: квенья, созданный на основе финского, и синдарин, вобравший в себя многие черты кельтских языков.

Даже те, кому не по нраву излишняя прямота «Властелина колец» с его чётким делением на добро и зло, признают, что мир, созданный Толкином, поистине велик и достоин восхищения.

Толкин оставил после себя обширное наследие — множество черновиков и неопубликованных произведений (многие из них остались недописанными). Сегодня эти тексты постепенно начинают издаваться. К примеру, на русском языке выходит «Книга утраченных сказаний. Часть 1». Это произведения, написанные Толкином в возрасте 25 лет. Позже истории из «Книги утраченных сказаний» лягут в основу знаменитого «Сильмариллиона».

К слову, сам Толкин говорил, что Средиземье — это не какой-то параллельный, а именно наш обычный мир. Просто описываемые события происходят в стародавние времена (буквально доисторические, так как история людей начинается с отплытия эльфов на Запад). Однако сегодня мы часто слышим словосочетание «мир Толкина», и воспринимается это вполне нормально.

Толкин Джон Рональд Руэл

Толкин Джон Рональд Руэл

Мир льда и пламени

На первый взгляд, мир, созданный Джорджем Мартином, не отличается оригинальностью. Основной конфликт взят из европейской истории (параллель «Ланнистеры и Старки — Ланкастеры и Йорки» очевидна). Драконы тоже были придуманы давным-давно. Ну а белые ходоки — это просто фэнтези-версия классических голливудских зомби. Однако же, миллионы людей по всему свету просто влюбились в творение Мартина. В чём же секрет? Можно выделить три причины бешеной популярности книг и сериала.

Причина первая. Несмотря на то, что действие саги происходит в условном Средневековье (на самом деле, всё сложнее, но примем это так), мотивация каждого персонажа прозрачна и понятна современным людям. Ланнистеры, Старки и прочие ведут себя так, как вели бы себя в похожих обстоятельствах жители XXI века. Иначе говоря, «Песнь льда и пламени» — это современность, но в фэнтези-антураже.

Вторая причина — беспощадность Мартина к своим героям. Да, речь о тех самых неожиданных сюжетных поворотах, в которых внезапно умирают полюбившиеся всем герои. Что, опять же, приближает это произведение к реальной жизни.

Третья причина — композиция. Мастерство Джорджа Мартина состоит в том, чтобы собрать все элементы мира и тщательно подогнать их друг к другу так, чтобы получилась цельная картина. Да, драконов мы видели уже много где, как и сироток-принцесс, лишившихся царства. Но всё это, собранное вместе, даёт потрясающий комбо-эффект.

Влияние «Игры престолов» на современную культуру настолько велико, что с этим произведением стоит ознакомиться даже тем, кто не любит фэнтези (или предпочитает более «добрый» вариант этого жанра). Мир, созданный Джорджем Мартином, сегодня диктует модели поведения и мышления для тысяч людей по всей планете. «Песнь льда и пламени» становится новым всемирным эпосом, который включается в культурные коды жителей «глобальной деревни» под названием Земля. Выдвинем смелое фантастическое предположение: через несколько лет человек, не смотревший и не читавший «Игру престолов», просто не будет понимать, о чём говорят люди вокруг него.

Источник

Adblock
detector