Основные художественные приемы. Художественные приемы в стихотворении
Для чего нужны художественные приемы? Прежде всего для того, чтобы произведение соответствовало некоторому стилю, подразумевающему определенную образность, выразительность и красоту. Кроме того, писатель — это мастер ассоциаций, художник слова и великий созерцатель. Художественные приемы в стихотворении и прозе делают текст глубже. Следовательно, как прозаику, так и поэту мало одного лишь языкового пласта, они не ограничиваются применением лишь поверхностного, основного значения слова. Для того чтобы суметь проникнуть в глубину мысли, в суть образа, требуется использовать различные художественные средства.
Кроме того, читателя нужно заманивать и привлекать. Для этого используются различные приемы, придающие особый интерес повествованию и некоторую тайну, которую требуется разгадать. Художественные средства называют по-другому тропами. Это не только неотъемлемые элементы общей картины мира, но и авторская оценка, фон и общий тон произведения, а также многое другое, о чем мы, читая очередное творение, порой даже не задумываемся.
Основные художественные приемы — это метафора, эпитет и сравнение. Хотя эпитет зачастую рассматривается как разновидность метафоры, но мы не будем вдаваться в дебри науки «литературоведение» и традиционно выделим его в качестве отдельного средства.
Эпитет
Эпитет — это король описания. Ни один пейзаж, портрет, интерьер не обходится без него. Порой единственный верно подобранный эпитет гораздо важнее целого абзаца, созданного специально для уточнения. Чаще всего, говоря о нем, имеются в виду причастия или прилагательные, наделяющие тот или иной художественный образ дополнительными свойствами и характеристиками. Не следует путать эпитет с простым определением.
Так, например, для описания глаз можно предложить следующие слова: живые, карие, бездонные, большие, накрашенные, лукавые. Попробуем разделить эти прилагательные на две группы, а именно: объективные (естественные) свойства и субъективная (дополнительная) характеристика. Мы увидим, что такие слова, как «большие», «карие» и «накрашенные» передают своим значением лишь то, что способен увидеть любой, поскольку оно лежит на поверхности. Для того чтобы мы могли себе представить внешность того или иного героя, подобные определения очень важны. Однако о его внутренней сущности, характере лучше всего нам расскажут именно «бездонные», «живые», «лукавые» глаза. Мы начинаем догадываться, что перед нами находится необычный человек, склонный к различным выдумкам, имеющий живую, подвижную душу. Именно в этом и заключается основное свойство эпитетов: указывать на те черты, которые скрыты от нас при первичном осмотре.
Метафора
Перейдем к другому не менее важному тропу — метафоре. Это скрытое сравнение, выражающееся именем существительным. Авторская задача здесь — сравнить явления и объекты, но очень аккуратно и тактично, чтобы читатель не смог догадаться, что мы ему этот объект навязываем. Именно так, вкрадчиво и непринужденно, нужно использовать любые художественные приемы. Примеры метафоры: «слезы росы», «пожар рассвета» и др. Здесь роса сравнивается со слезами, а рассвет — с пожаром.
Сравнение
Последний важнейший художественный прием — это сравнение, дающееся напрямую путем использования таких союзов, как «словно», «как», «будто», «точно», «как будто». Примеры можно привести следующие: глаза, словно жизнь; роса, точно слезы; дерево, будто старик. Однако следует заметить, что употреблять эпитет, метафору или сравнение следует не только ради «красного словца». В тексте должен отсутствовать хаос, ему следует тяготеть к изяществу и стройности, поэтому перед тем как использовать тот или иной троп, нужно четко осознать, для какой цели он употребляется, что мы хотим этим сказать.
Другие, более сложные и менее распространенные художественные приемы — это гипербола (преувеличение), антитеза (противопоставление), а также инверсия (обратный порядок слов).
Антитеза
Такой троп, как антитеза, имеет две разновидности: она может быть узкой (в пределах одного абзаца или предложения) и развернутой (помещенной на нескольких главах или страницах). Данный прием часто используется в произведениях русской классики в том случае, когда требуется сравнить двух героев. Например, Александр Сергеевич Пушкин в своей повести «Капитанская дочка» сравнивает Пугачева и Гринева, а чуть позже Николай Васильевич Гоголь создаст портреты знаменитых братьев, Андрия и Остапа, также основанные на антитезе. Художественные приемы в романе «Обломов» также включают и этот троп.
Гипербола
Гипербола — излюбленный прием таких литературных жанров, как былина, сказка и баллада. Но она встречается не только в них. Например, гипербола «он мог бы кабана съесть» может использоваться в любом романе, рассказе и другом произведении реалистической традиции.
Инверсия
Продолжим описывать художественные приемы в произведениях. Инверсия, как нетрудно догадаться, служит для придания произведению дополнительной эмоциональности. Ее чаще всего можно наблюдать в поэзии, однако нередко данный троп использует и проза. Можно сказать: «Эта девушка была красивее других». А можно выкрикнуть: «Девушка эта красивее других была!» Сразу же возникает и задор, и экспрессия, и много другого, что можно заметить при сопоставлении двух высказываний.
Ирония
Следующий троп, ирония, по-другому — скрытая авторская насмешка, используется также довольно часто в художественной литературе. Конечно, серьезное произведение должно быть серьезным, но скрытый в иронии подтекст порой не только демонстрирует остроумие писателя, но и заставляет читателя перевести на время дух и подготовиться к следующей, более напряженной сцене. В юмористическом произведении ирония незаменима. Великие мастера этого средства художественной выразительности — Зощенко и Чехов, использующие данный троп в своих рассказах.
Сарказм
С этим приемом тесно связан и другой — сарказм. Это уже не просто добрый смех, он выявляет недостатки и пороки, порой сгущает краски, тогда как ирония обычно создает светлую атмосферу. Для того чтобы иметь более полное представление о данном тропе, можно прочесть несколько сказок Салтыкова-Щедрина.
Олицетворение
Следующий прием — олицетворение. Он позволяет продемонстрировать жизнь окружающего нас мира. Возникают такие образы, как ворчащая зима, танцующий снег, поющая вода. Другими словами, олицетворение — перенос на неодушевленные предметы свойств одушевленных. Так, все мы в курсе, что зевать может лишь человек и животное. Но в литературе нередко встречаются такие художественные образы, как зевающее небо или зевающая дверь. Первый из них может помочь создать определенное настроение у читателя, подготовить его восприятие. Второй — подчеркнуть сонную атмосферу в этом доме, возможно — одиночество и скуку.
Оксюморон
Оксюморон — еще один интересный прием, представляющий собой сочетание несочетаемого. Это и праведная ложь, и горячий лед, и православный черт. Подобные, подобранные совершенно неожиданно слова могут использоваться как фантастами, так и любителями философских трактатов. Порой лишь одного оксюморона бывает достаточно для того, чтобы построить целое произведение, имеющее и дуализм бытия, и неразрешимый конфликт, и тонкий ироничный подтекст.
Другие художественные приемы
Интересно, что использованные в предыдущем предложении «и, и, и» — это тоже одно из художественных средств, называемых многосоюзием. Для чего оно необходимо? Прежде всего, чтобы расширить повествовательный диапазон и показать, например, что у человека есть и красота, и ум, и смелость, и обаяние. А еще герой умеет и рыбачить, и плавать, и книжки писать, и дома строить.
Чаще всего данный троп используется вместе с другим, называемым «ряды однородных членов». Это тот случай, когда сложно представить одно без другого.
Однако это еще не все художественные приемы и средства. Отметим и риторические вопросы. Они не требуют ответа, но при этом заставляют читателей задуматься. Пожалуй, всем известны самые знаменитые из них: «Кто виноват?» и «Что делать?».
Это лишь основные художественные приемы. Кроме них, можно выделить парцелляцию (разделение предложения), синекдоху (когда единственное число используется вместо множественного), анафору (схожее начало предложений), эпифору (повтор их концовок), литоту(преуменьшение) и гиперболу (наоборот, преувеличение), перифраз (когда некоторое слово заменяется его кратким описанием. Все эти средства можно использовать как в поэзии, так и в прозе. Художественные приемы в стихотворении и, например, рассказе, ничем принципиально не отличаются.
Источник
Какие художественные приемы использует Маяковский в произведении Необычайное приведите примеры?
В поэтических произведениях Владимира Маяковского особенно важны рифмы, усеченные строки, разноударные стихи, выделяет паузами значимые смысловые строки. Вот как происходит нагнетание тягостной атмосферы безысходности в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»:
Лошадь на круп (пауза)
грохнулась (пауза) ,
и сразу (пауза)
за зевакой зевака (пауза) ,
штаны пришедшие Кузнецким клешить (пауза) ,
сгрудились…
Состояние лошади передано через лексические художественные средства: глагол — грохнулась, существительное-на круп. Ощущение безысходности передано также и синтаксически, через особую разбивку строки.
Cтук копыт умирающей лошади передан так:
Били копыта,
Пели будто:
– Гриб.
– Грабь.
– Гроб.
– Груб.
Здесь важно сочетание звуков.
создание собственных авторских неологизмов-слов или словосочетаний, придуманных самим поэтом.
В стихотворении «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» много самобытных авторских неологизмов: » златолобо», «ясь», «трезвонится», «вспоем».
Большинство стихотворений Маяковского имеют сюжет.
В cтихотворении Прозаседавшиеся»используется ещё один особый художественный прием: смешение разных языковых стилей. В рамках одного произведения есть слова и выражения, тесно связанные с реалиями современного поэту мира, а с другой стороны – встречаются устаревшие формы и слова. Например, : Тео, Гукон (аббревиатуры начала двадцатого века) и старинная форма глагола орать-оря; неологизм того времени-аудиенция и архаизм -со времени она .
Гиперболы, контрасты, развернутые метафоры
Меня сейчас узнать не могли бы:
жилистая громадина
стонет,
корчится.
Что может хотеться этакой глыбе?
А глыбе многое хочется!
В роли ритмической единицы-лесенка
Нами
лирика
в штыки
неоднократно
атакована,
ищем речи
точной
и нагой.
Источник
Какие художественные приемы для создания образа солнца использовал поэт выпишите примеры
Сочинения по произведениям :
Сочинения по произведениям авторов:
Приведите примеры использования Маяковским аллитерации. Объясните её выразительную роль.
Важнейшим приемом создания образа является аллитерация. Повторение одинаковых согласных звуков. Например: начало стихотворения, повтор звуков з, с, р, л.
В сто соРок соЛнц закат пыЛаЛ, // в июЛь катиЛось Лето, // быЛа жаРа, // жаРа пЛыЛа — // на даче быЛо это. // ПРигоРок Пушкина гоРбил АкуЛовой гоРою, // а низ гоРы — // деРевней быЛ, // кРивиЛся кРыш коРою.
Слова, несущие основную смысловую нагрузку, акцентированы при помощи аллитераций. Таким образом создаётся особое звучание стихотворения — торжественное, приподнятое.
Впечатление о нестерпимой июльской жаре помогает создать гипербола «сто сорок солнц» и аллитерация на [г], [р]: пригорок, горбил, горою, горы.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы —
деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею —
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно. Повторяются звуки [р], [д], [к].
Слеза из глаз у самого —
жара с ума сводила,
но я ему —
на самовар:
«Ну что ж,
садись, светило!» Повторяется звук [с].
Но странная из солнца ясь
струилась,-
и степенность
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом
постепенно. Повторяются звуки [с],[з].
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца! Повторяются звуки [с],[з].
Для чего поэту Маяковскому нужна аллитерация? Для создания зрительного образа. Маяковский писал: «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».
Какими ещё приёмами создаётся звукообраз? Подтвердите примерами.
Во всем стихотворении прослеживается ассонанс на «о», благодаря этому слова произносится «долго» и в полный голос, а сам звук «о» вызывает ассоциации с мощью, «громадностью».
С какой целью поэт прибегает к фантастике?
В своем стихотворении поэт сочетает реальные и фантастические картины для раскрытия идеи стихотворения.
В этом стихотворении необычно все: сюжет, в котором сочетается реальность и фантастика, особый ритм, сочетание простых и даже просторечных слов с авторскими неологизмами.
Поэт намеренно выбирает длинное, громоздкое название своему стихотворению: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Да еще добавляет подзаголовок: «Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.» Т. о., заголовок и подзаголовок контрастируют друг с другом: необычное с обыденным, фантастическое с реальным.
Чего достигает поэт, используя высокую лексику одновременно с просторечными словами? Приведите примеры.
Поэт, используя в художественном произведении просторечия, создаёт атмосферу живой разговорной речи, диалога.
Разговорные и просторечные фразы придают его речи панибратский характер (Панибратство — непочтительное, фамильярное обращение с тем, кто требует уважительного отношения, со старшим). Первоначально дерзнувший пообщаться с солнцем, человек словно кичится своим бесстрашием. Затем солнце все-таки откликнулось на брошенный вызов, настроение героя меняется: «Черт дернул дерзости мои орать ему, — сконфужен, я сел на уголок скамьи, боюсь — не вышло б хуже!»
В диалогах между героем и солнцем автор намеренно использует просторечную, разговорную лексику. Это делает беседу непринужденной и очень естественной. В начале, когда герой рассержен, его речь груба и резка. Поэт называет солнце дармоедом, утверждает, что оно шляется без дела. Солнце тоже не уступает: «-Чаи гони, гони, поэт, варенье!». Герой в ответ восклицает в досаде: «-Черт дернул дерзости мои орать ему». И скоро разговор переходит в дружескую беседу:
А мне, ты думаешь,
Найдите в тексте стихотворения неологизмы. Каковы их роль?
Кроме разговорной лексики, Маяковский, как представитель футуризма, экспериментирует со словом, создавая авторские неологизмы.
«Пригорок Пушкино горбил» (горбил — производное от горбится).
«Погоди! послушай, златолобо» (златолобо образовано по аналогии с златоволосо).
«Но странная из солнца ясь струилась» (ясь – т. е. свет, производное от ясный)
«Пойдем, поэт, взорим, вспоем» (производное от взирать, спеть)
«И хочет ночь прилечь, тупая сонница» (сонница – производное от бессонница).
«. Под солнц двустволкой пала. » Какую двустволку имеет ввиду поэт? Почему он использует именно этот образ?
Стихи поэта и лучи солнца уподобляются оружию (впоследствии автор не раз вернется к этому сравнению), которое рушит враждебную свету стену мрака:
Стена теней, ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
В конце стихотворения Маяковский провозглашает лозунг свой («и солнца»):
Светить всегда, светить везде,
до дней последних донца.
Попробуем записать строки стихотворения не «лесенкой», как у Маяковского, а привычной строфой. Например:
А завтра снова мир залить
вставало солнце ало.
И день за днём ужасно злить
меня вот это стало.
Почему для В. Маяковского важное иное написание стихов, почему существенна именно «лесенка»? Чего благодаря ей достигает поэт?
Читая стихотворение, мы видим, что оно состоит из неодинаковых по количеству слогов строк. Такой прием называется лесенкой. Придумал его Маяковский. Поэт разрывает строку и продолжает запись с новой. Основные причины использования новой стихотворной формы Маяковский назвал в своей книге «Как делать стихи». Это прежде всего более чёткое оформление ритма стиха, так как, по мнению Маяковского, традиционные знаки пунктуации недостаточно для этого приспособлены.
Поэт писал с иронией: «А попробуй // в ямб // пойти и запихни // какое-нибудь слово, // например, млекопитающееся».
Преобразование ритмического рисунка («лесенка») приводит к тому, что слова в потоке речи, во-первых, выделены в большей степени, чем в классике (за счёт пауз), и во-вторых, группируются по иному принципу.
Маяковский говорил, что самые значимые, важные слова он всегда ставит в рифму, ибо здесь, в конце стиха, еще более увеличивается пауза, и слово в рифме приобретает особое значение. Составьте словарь рифмующихся слов стихотворения. Насколько содержательна рифма в этом стихотворении?
Словарь рифмующихся слов стихотворения.
Рифмы здесь встречаются самые необычные: вот вам точная рифма «РОСТА — просто», а здесь уже придется смириться с не совсем обычной «не тая — ты да я»
лето — это;
горбил — был;
горою — корою;
наверно — верно;
залить — злить;
ало — стало;
разозлясь — слазь;
поблекло — пекло;
дармоед — не знай ни зим, ни лет;
златолобо — зашло бы;
в облака ты — рисуй плакаты;
по воле — в поле;
задом — садом;
масса — басом;
с сотворенья — варенье;
с ума сводила — садись, светило;
сконфужен — не вышло б хуже;
ясь — разговорясь;
Роста — просто;
до темноты — на «ты»;
не тая — ты да я;
хламе — стихами;
пала — попало;
сонница — трезвонится;
донца — солнца
Рифма Маяковского часто неточная, но богатая: в ней совпадает несколько звуков. Иногда одно длинное слово рифмуется с объединенными короткими. Каскад разнообразных, иногда неожиданных рифм, тончайший ритмический рисунок усиливают впечатление живости, сказочности, занимательности повествования.
Какова роль художественных средств и приёмов в стихотворении «Необычайное приключение»?
Маяковский использует в стихотворении метафору ( “… а низ горы – деревней был, кривился крыш корою”), гиперболу (« В сто сорок солнц закат пылал»); вводит неологизмы (« злотолобо»). Поэт с помощью метафорических образов, гиперболы, неологизмов точно, ярко, ёмко выражает основную идею стихотворения, говорит о важном. Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца!
Очевидно, что основную смысловую нагрузку в стихотворении несут последние строки. Прочитайте их выразительно. О чём они? Какая важная для поэта тема здесь прозвучала и какая сформулирована мысль? Найдите в тексте стихотворения то место, где впервые появляется эта тема.
Произведение заканчивается оптимистической картиной торжества стихов и света, всего самого прекрасного на земле. Оба они делают одно общее дело — несут миру свет.
Маяковский считал стихотворение «Необычайное приключение…» программной вещью, своим литературным кредо (убеждением, мировоззрением). Поэт, по убеждению Маяковского, не имеет права на слабость. «Светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца!» – провозглашает Маяковский. Эти строчки можно отнести ко всему творчеству поэта.
Солнце приходит к поэту в гости и в их разговоре выясняется, что у обоих много общего. Задача солнца, как и поэта, – освещать этот серый мир, наполнять его красками, жизнью, смыслом. Оба осознают важность своего труда. И несмотря на сложность задачи, автор провозглашает их общий лозунг, ставший главной идеей стихотворения:
до дней последних донца,
и никаких гвоздей!
Т. о., Маяковский выразил в стихотворении свое отношение к поэтическому труду, выбрав для этого необычную, метафорическую манеру, чтобы рассказать читателю, какой должна быть настоящая поэзия.
Как вы думаете, можно ли «делать» стихи? Если да, то до какой степени? Не считаете ли вы, что «сделанных» стихов сегодня слишком много?
Я думаю что «делать» стихи не возможно. Можно рифмовать стишки для поздравлений на дни рождения друзьям, но для того чтобы получилось серьезное произведение необходим талант и кропотливая работа. Новизна в поэтическом произведении обязательна. Маяковский писал: «Для того, чтобы человек стал поэтом, чтобы он писал стихи. Таких правил вообще нет. Поэтом называется человек, который именно и создаёт эти самые поэтические правила.»
Вы прочитали выражение жара плыла. Как вы представили себе этот образ? Попробуйте передать устно.
Этот образ помогает автору передать невыносимость жары. Жара медленно надвигается и заполняет собой все вокруг.
Источник