Тест по русскому языку Сложносочинённые предложения 9 класс
Тест по русскому языку Сложносочинённые предложения 9 класс с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте по 6 заданий (4 задания части А, 1 задание части В и 1 задание части С).
Вариант 1
A1. Какое предложение не является сложносочинённым?
1) Не всякий хлеб пашет, да всякий его ест.
2) В доме все уже легли, но никто не спал.
3) Рядовые скотоводы и земледельцы обитали в многочисленных сёлах, вожди и их окружение — в городищах.
4) Парламент стоит на страже законов и конституции, а правительство следит за их осуществлением.
А2. Укажите предложение с разделительным союзом.
1) Вы можете высказать своё мнение, позвонив по телефону радиостанции, или можно отправить sms.
2) Пруд был тёмен, покоен, и лодка была точно приклеена к чёрной воде.
3) Старик смеялся, а матери всё это казалось милым сном.
4) Ни я тебе не могу дозвониться, ни ты мне.
А3. В каком предложении нужно поставить одну запятую?
1) Тут кто-то позвонил дяде по телефону и чем-то взволнованный он заторопил старика Якова.
2) Или грудь в крестах или голова в кустах.
3) Небо насупилось надвинулась тёмная туча и под весёлые раскаты грома зашумел ливень.
4) Через две недели у лисят открылись глаза и начали прорезываться зубки.
А4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Брат долго не брал меня с собой () мне же хотелось хоть одним глазком посмотреть на его тренировки.
1) Сложносочинённое предложение, запятая не нужна.
2) Бессоюзное предложение, запятая нужна.
3) Сложноподчинённое предложение, запятая нужна.
4) Сложносочинённое предложение, запятая нужна.
B1. Из данного предложения выпишите грамматические основы.
Ураган прошёл, однако связи с городом ещё не было.
C1. Какова роль интонации в предложении?
Вариант 2
A1. Какое предложение не является сложносочинённым?
1) Правовое государство основано на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах.
2) Щука попалась большая, и с ней было много хлопот.
3) В борьбе за власть всегда находятся друзья, но при её делении есть только враги.
4) Ночью была оттепель, а к утру ударил мороз.
А2. Укажите предложение с разделительным союзом.
1) Активную роль в борьбе за власть играет политическая элита общества, рядовые граждане тоже участвуют в этой борьбе через референдумы и избирательные камлании.
2) Заря погасла, и тёмная ночь опустилась на землю.
3) Ян держал в руке книгу, но глаза его были закрыты.
4) Не то пламя пожара зажгло горизонт, не то зарево восходящей луны осветило ночное небо.
А3. В каком предложении нужно поставить одну запятую?
1) Громадные гнедые кони обезумев рвались по вытоптанному хлебу.
2) Вдруг лодка натолкнувшись на что-то опрокинулась и мы очутились по пояс в воде.
3) И крута гора да миновать нельзя.
4) В нижнем этаже заиграла скрипка и кто-то запел.
А4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Жизнь государства подчиняется определённым законам () традиции тоже играют значительную роль.
1) Сложносочинённое предложение, запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, запятая нужна.
3) Сложноподчинённое предложение, запятая нужна.
4) Бессоюзное предложение, запятая нужна.
B1. Из данного предложения выпишите грамматические основы.
В саду было тихо, и на земле лежали тёмные тени.
C1. Какие отношения могут выражать сложносочинённые предложения? Приведите примеры.
Ответ на тест по русскому языку Сложносочинённые предложения 9 класс
Вариант 1
А1-3
А2-1
А3-2
А4-4
В1. ураган прошёл, не было
Вариант 2
А1-1
А2-4
А3-3
А4-2
В1. было тихо, лежали тени
Источник
Тест по русскому языку Сложносочинённое предложение 9 класс
Тест по русскому языку Сложносочинённое предложение 9 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом 3 части. В части А — 10 заданий, в части В — 4 задания, в части С — 1 задание.
Вариант 1
А1. Какое из утверждений неверно?
1) Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, противительные, разделительные.
2) Если есть общий второстепенный член предложения, то запятая отсутствует между частями сложносочинённого предложения.
3) Простые предложения в составе сложносочинённого связаны только интонацией.
4) Части сложносочинённого предложения равноправны.
А2. Укажите сложносочинённое предложение.
1) Сорока прилетела к вечеру, когда от теплоты лёд начал оседать.
2) Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи, и по земле неслись вперемежку то холодные тени, то солнечные пятна.
3) Конь помотал головой, подумал, потом вытянул шею и взял наконец хлеб мягкими губами.
4) Старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, хвасталась.
А3. Укажите сложносочинённое предложение с разделительным союзом.
1) Смеркалось, и мне захотелось вернуться в тепло и уют.
2) Пошёл мелкий осенний дождь, зато воздух стал свежее.
3) Необходимо совершенствовать свои знания, или произойдёт деградация.
4) Все студенты пошли на лекцию, я тоже пошёл.
А4. Укажите предложение с составным союзом.
1) Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.
2) В небе первые звёзды повисли, в окнах тоже горят огоньки.
3) Не то дождь пошёл, не то воробьи пробежали по крыше веранды.
4) Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.
А5. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
1) Туман то заволакивал вершины гор, то спускался в долину, то вдруг поднимался кверху.
2) Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным.
3) К вечеру небо очистилось от туч, а ночь обещала быть холодной.
4) Мальчики сидели за столом, выполняя какую-то работу, и я старался не мешать им.
А6. Укажите сочинительный соединительный союз.
1) то…то
2) и
3) но
4) будто
А7. Как надо расставить запятые в предложении?
Он очнулся (1) перестал шуметь (2) но (3) по-видимому (4) никого (5) и ничего не было.
1) 1, 3, 4, 5
2) 1, 2, 4
3) 1, 2, 5
4) 1, 2, 3, 4
А8. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Фиолетовые тучи низко ползли над притихшей землёй () и наполовину окутывали сероватой пеленой седые горы.
1) сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
3) сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
А9. В каком предложении надо поставить только одну запятую?
1) Тишина в природе нарушалась однообразным шумом воды да жужжанием насекомых.
2) Снег медленно падал то на лицо и руки то на рукава то на землю.
3) Гремят раскаты молодые вот дождик брызнул пыль летит.
4) Надвинулась тёмная туча и через несколько минут подул сильный ветер.
А10. Какой характеристике соответствует предложение из стихотворения Б. Пастернака?
Во льду река и мёрзлый тальник,
А поперёк, на голый лёд,
Как зеркало на подзеркальник,
Поставлен чёрный небосвод.
1) сложноподчинённое предложение
2) простое предложение с однородными членами
3) сложносочинённое предложение с противительным союзом
4) сложное бессоюзное предложение
Прочитайте текст и выполните задания В1-В4.
(1)Как быстро летело время. (2)Был уже целый ряд холодных утренников, а от инея пожелтели берёзки и покраснели осины. (3)Вода в реке потемнела, и сама река казалась больше, потому что берега оголели, береговая поросль быстро теряла листву. (4)Холодный осенний ветер обрывал листья, засыхавшие от мороза, и уносил их.
(По Д. Мамину-Сибиряку)
В1. Выпишите сочинительные союзы из предложения 2.
В2. Напишите номер сложносочинённого предложения с противительным союзом.
В3. Напишите цифрой, сколько грамматических основ в предложении 3.
В4. Укажите, простое или сложное предложение 4.
С1. Используя сложносочинённые предложения, продолжите описание осени Д. Мамина-Сибиряка.
Вариант 2
А1. Какое из утверждений неверно?
1) Части сложносочинённого предложения всегда отделяются друг от друга запятой.
2) Части сложносочинённого предложения связаны между собой союзом и интонацией.
3) Союзы однако и зато являются противительными.
4) Запятая в сложносочинённом предложении не ставится, если есть общий второстепенный член.
А2. Укажите сложносочинённое предложение.
1) Солнце неслось за прозрачной листвой деревьев, зажигая в ней ослепительные пожары.
2) Кажется, что зима не ушла, а только спряталась в леса, на дно озер.
3) Длинные дни ничем не отличались от ночей: весь этот лесной край терялся в сумерках.
4) За окном становилось тихо, и только море мыло берега с однообразным гулом.
А3. Укажите предложение с противительным союзом.
1) Прошла гроза, и небо посветлело.
2) Сумерки, но от фонарей льётся свет.
3) То падал туман, то припускал дождь.
4) День и ночь.
А4. Укажите предложение с составным союзом.
1) Воздух был душен, влажен, и очень хотелось дождя.
2) Не только птицы замолчали перед дождем, но и всё в природе притихло.
3) В синем небе поднималось солнце, но иней на прибрежной траве ещё не растаял.
4) Грибы редко попадались, зато мы вдоволь полакомились земляникой.
A5. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
1) Пришёл жаркий июль, и мы стали ходить в лес за грибами и ягодами.
2) От лёгкого дыхания тёплого летнего ветерка колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя.
3) В листве беззаботно зашумел ветер, а гибкие ветви склонились до самых колосьев.
4) Ростки травы появляются до начала спада воды и все вокруг становится сиреневым.
А6. Укажите противительный союз.
1) то…то
2) также
3) или
4) однако
А7. Как надо расставить запятые в предложении?
Над домом (1) над полем в осенней сырости (2) поднялась кровавая луна (3) и свет её казался мне зловещим и мёртвым.
1) 1, 2, 3
2) 3
3) 1, 2
4) 1, 3
А8. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Мелкий дождь перестал стучать по тесовой тёмной крыше дачного домика () и неожиданно быстро потеплело.
1) сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
3) сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
А9. В каком предложении надо поставить только одну запятую?
1) Всю весну погода стояла пасмурная да дождливая.
2) Всё кругом цвело и праздничное настроение охватывало душу.
3) Солнце то выглядывало из-за туч то снова пряталось то тускло пробивалось в зените.
4) Ни звука ни шороха ни шевеления не было слышно в глухом овраге.
А10. Какой характеристике соответствует предложение из стихотворения Б. Пастернака?
В те места босоногою странницей
Пробирается ночь вдоль забора,
И за ней с подоконника тянется
След подслушанного разговора.
1) сложное бессоюзное предложение
2) сложноподчинённое предложение
3) простое предложение с однородными членами
4) сложносочинённое предложение с соединительным союзом
Прочитайте текст и выполните задания В1-В4.
(1)Какое-то радостное чувство испытываем мы, когда на небе возникает удивительно красивое явление — радуга. (2)Солнечные лучи освещают завесу падающего дождя, и тогда возникает радуга. (3)Её можно увидеть и ночью после дождя, но она менее яркая. (4)Очень редко появляется радуга зимой, зато так сияет!
(По А. Муранову)
В1. Запишите цифрой, сколько грамматических основ в предложении 1.
В2. Укажите, каким является предложение 2 — сложным или простым; если сложным, то союзным или бессоюзным.
В3. Какой вид союза связывает части сложного предложения 3?
В4. Выпишите союз из предложения 4.
С1. Продолжите описание радуги (см. текст к заданиям В), используя сложносочинённые предложения.
Ответы на тест по русскому языку Сложносочинённое предложение 9 класс
Вариант 1
А1-3
А2-2
А3-3
А4-3
А5-2
А6-2
А7-4
А8-4
А9-4
А10-3
В1. а, и
В2. 2
В3. 4
В4. простое
Вариант 2
А1-1
А2-4
А3-2
А4-2
А5-4
А6-4
А7-4
А8-3
А9-2
А10-4
В1. 2
В2. сложное союзное
В3. противительный
В4. Зато
Источник
Какие предложения являются сложносочинёнными? 1. Солнце поднялось над горами и сгоняла ещё лежавший в тени иней (В. Г. Короленко).
2. В кабинете Павла Антоновича был придвинут к лежанке стол, и на нём тихо звенел самовар (И. А. Бунин).
3. Дождями каждодневными кончается лето и начинается осень. (М. М. Пришвин).
4. Не то ребёнок, а не то бесёнок, из леса выйдя, преградил мне путь, и это был малюсенький лисёнок, меня не испугавшийся ничуть (Л. Н. Мартынов).
5. Умирая, высохли и погнили травы. (И. А. Бунин).
6. Случайно на ноже карманном найди пылинку дальних стран- и мир опять предстанет странными, закутанными в цветной туман (А. А. Блок)!
7. В большое старое окно виден сад, дальше кусты густо цветущей сирени, сонной и вялой от холода; и туман, белый, густой, тихо подплывает к сирени, хочет закрыть её (А. П. Чехов).
Ответы
гувернантка маша павлецкая приходит после прогулки в дом своих господ, а там — капец, все бегают, суетятся, весь дом на ушах. как оказалось, у барыни украли брошку, у всех делали обыск. девочку-гувернантку это задело до глубины души, её гордость задета этим обыском настолько сильно, что она вдруг понимает, как ненавидит всё это богатство и надменность своих хозяев. что барыня, зажравшись, так сказать, ничего уже вокруг не видит, кроме своего мнимого аристократизма и эго. девочка начинает собирать вещи, к ней приходит барин и просит не уезжать, ведь больше никого порядочного в доме и нет больше, просит прощения и от себя и даже от имени хозяйки. но гувернантка непреклонна. тогда барин признаётся, что сам украл эту брошь, потому что жена завладела всем его имуществом и всё контролирует, а ему нужны деньги. гувернантка уезжает, не оглянувшись.
суть в том, что благородство и честность всяко больше в цене, чем напыщенный снобизм.
3.находясь за рулём , в условиях ограниченой видимости , водителю рекомендуется включить противотуманные фары .
6. подавив мятеж гвардии , по указу царя , были повешены пятеро зачинщиков этого бунта .
Источник