Зачем колонизировать Марс и другие планеты: выгоды и риски
Основатель и руководитель Amazon Джефф Безос хочет, чтобы люди жили на орбите Земли и в космосе. 9 мая богатейший человек в мире, который также управляет аэрокосмической компанией Blue Origin, представил макет посадочного модуля « Blue Moon» ( «Голубая луна»). Аппарат планируют отправить на Луну в 2024 году , и это лишь один из этапов смелого плана по созданию крупных поселений за пределами Земли. Безосу уже удалось убедить миллионы пользователей совершать покупки в Интернете и устанавливать дома постоянно подслушивающие умные колонки Amazon. Его визионерской харизмы хватило бы, чтобы увлечь людей покинуть Землю. Но такой шаг стал бы большим экономическим вызовом, и его обоснованность проанализировало издание The Economist .
Джефф Безос не может распоряжаться судьбами людей, и его планы потребуют, чтобы эмигранты-земляне покинули планету добровольно. При этом их мотивы не должны быть полностью экономическими.
Пуритане уехали из Британии в Америку в поисках свободы от религиозного преследования, и Безос вполне может найти новобранцев среди угнетенных меньшинств или глубоко преданных поклонников. Но бизнесмен полагает, что в его городах будут жить миллионы людей, и это потребует детального анализа затрат и выгод. Люди могут выстроиться в очередь, если расходы и риски, связанные с пребыванием на Земле, возрастут ( например, из-за ухудшающихся условий окружающей среды или надвигающейся угрозы исчезновения). Но космические колонии не обязательно станут лучшим убежищем на случай конца света.
Даже если Земля станет намного менее пригодной для жизни, она все равно останется значительно более гостеприимной, чем любое другое место в Солнечной системе. Любую технологию, которая могла бы использоваться для создания удобной для человека среды в космосе или на других планетах, можно внедрить на Земле с меньшими затратами.
Логистика тоже будет сложной. Основатель SpaceX Илон Маск стремится колонизировать Марс , чтобы защитить человечество от исчезновения на случай удара астероида . Но переместить большое количество людей на пустынную планету за миллионы километров от Земли фантастически сложно. Маск хочет построить межпланетный корабль вместимостью 100 человек, и даже если такой транспорт будет отправляться каждую минуту, он не поспеет за ростом населения.
Космические города могли бы заманить поселенцев обещанием быстрого богатства. Но если колонии останутся зависимыми от импорта с Земли, стоимость жизни в них будет астрономической. Оплата работы в космосе должна стать соответствующе высокой, чтобы обеспечить поселенцам достойный уровень благосостояния. Это, в свою очередь, требует создания экспортных отраслей, продающих землянам вещи, которые нельзя сделать на Земле за меньшую сумму.
Могут ли такие космические ниши существовать? Добыча внеземных полезных ископаемых может быть экономически выгодной, но она является слабой причиной для колонизации: роботы — более дешевые исполнители. Больший потенциал предлагает сфера услуг. Если жизнь в космосе каким-то образом окажется терапевтической, инопланетные санатории могут принести прибыль, и космический туризм создаст устойчивый спрос на работу вне Земли.
Космическая экономика может также процветать как центр деятельности, запрещенной на Земле, например, клонирования человека.
Работа и жизнь в космосе в будущем могут столкнуться с препятствиями, не связанными с выживанием. Открытым остается вопрос, какие законы будут регулировать частное предпринимательство в космосе. Договор по космосу, подписанный в 1967 году, запрещает правительствам претендовать на внеземные ресурсы ( хотя принятый в США закон 2015 года дает компаниям право владеть любым полезным материалом, который они соберут в космосе). Но для технических гигантов, которые предпочитают извиняться вместо того, чтобы получать разрешение, такие препятствия вряд ли надолго задержат прогресс.
Говоря о жизни в космосе, Джефф Безос имеет в виду не только развитие межпланетной торговли. В его планах — быстрый технический прогресс, который позволил бы осуществлять крупномасштабную добычу полезных ископаемых и обработку материалов автономными роботами, а также строительство обширных мест обитания. Произведения научной фантастики, из которых заимствовано его видение, часто предполагают появление « полностью автоматизированного роскошного коммунизма».
Потребности в ресурсах мира, где каждый может иметь все, что захочет, превосходят материальные возможности Земли. Космос, однако, содержит практически неограниченные запасы сырья, необходимого для всеобщего изобилия. Но интенсивное использование внеземных ресурсов на Земле может создать опасность для окружающей среды или неудобства, которые люди попытаются предотвратить. И даже почти бесплатные ресурсы не позволят 9 миллиардам людей жить там, где и как они хотят.
Несмотря на сложности освоения, космос имеет много перспектив. Кроме бесчисленных полезных полезных ископаемых он предлагает достаточно места для строительства любых сред обитания, с любым климатом и перспективами, необходимыми для удовлетворения потребностей человечества. В контексте конечности земных ресурсов их ненасытное потребление кажется расточительным, но вне нашей планеты экономным быть не обязательно. Из-за этого люди однажды смогут принять риск и начать новую жизнь на других планетах.
Источник
Все плюсы и минусы освоения космоса
Не успел ещё начаться технический прогресс, как человека стало интересовать, что за мир находится над его головой. Долгие ночные наблюдения, научные теории и даже обвинения в ереси не раз заставляли физиков-астронавтов несколько раз подумать, прежде чем продолжать свои исследования. Тем не менее, дискуссии об освоении космоса продолжаются и по сей день и далеки от завершения. Создание космических кораблей и даже полёты на луну заставляют человечество задаться вопросом: стоит ли покорять космос?
Общая информация
С течением времени люди мотивировали покорение и даже изучение космоса разными причинами. Раньше учёных мотивировал интерес исследователя, современного человека гораздо больше интересует возможность колонизации других планет – на тот случай, если жизнь на Земле станет непригодной. Что мешает человеку освоить космос полноценно, кроме технических ограничений?
Плюсы
- Решение проблемы перенаселения. Не секрет, что людей всё время становится больше, а медицина продолжает развиваться. В мечтах самых смелых энтузиастов уже родился человек, способный обрести бессмертие – а значит, перенаселение не за горами. Впрочем, если человечеству удастся покорить космос, эта проблема будет решена появлением людских поселений на других планетах.
- Космический туризм. Обильный всплеск космического туризма ожидался ещё в 2012 году, когда сразу несколько крупных компаний заявило о своих намерениях отправить в космос первых туристов, однако, ни одного полёта так и не случилось. Для кого именно космический туризм плюс – для предпринимателей, или для потенциальных туристов, ещё неизвестно, и то, только потому, что ни один туристический корабль с Земли не полетел, но разработки продолжаются, и через пару веков мы, возможно, сможем летать в космос так же просто как сейчас ездим на море.
- Улучшение системы навигации. Когда в космос были запущены первые навигационные спутники, качество передвижения на дорогах стало гораздо лучше. Теперь автомобилистам необязательно ездить по бумажным картам – и всё благодаря спутникам. Они же помогли составить более чёткую карту Земли – теперь любой желающий может найти любое место на земном шаре с точностью до сантиметров.
- Укрепление обороны. Сколько бы страны мира ни клялись в вечном перемирии, охрана границ и защита жителей отдельных стран всё ещё занимает важное место во внутреполитической деятельности любой страны. Объекты, связанные с космическим вооружением, располагаются как на земле, так и в воздушном пространстве – и их наличие делает арсенал любой страны более внушительным.
- Объединение стран. Хотя предыдущий плюс напрямую противоречит этому, общие усилия в освоении космоса помогают разным странам наладить отношения друг с другом. В конце концов, когда на кону стоит судьба всего человечества, вне зависимости от страны его проживания, добиться успеха можно только совместными усилиями. Понимая это, крупные страны – такие, как США, Россия, Китай, Япония вкладывают огромные деньги в многообещающие проекты и забывают о мелких разногласиях.
Минусы
- Неизвестность. Один из самых гениальных астрофизиков, когда-либо живших на земле, Стивен Хокинг, не раз упоминал в интервью, что освоение космоса может обернуться для человечества глобальной катастрофой. Действительно, никто не знает, что кроется в тех уголках космоса, куда человеку пока не удалось добраться. Можно подумать, что инопланетные цивилизации, желающие человечеству гибели – всего лишь выдумка авторов научной фантастики, но когда об этом говорит человек такого масштаба, по телу невольно начинают бежать мурашки.
- Гибель космонавтов. Хотя астронавты и космические учёные уже давно осознали, каких жертв может потребовать освоение космоса (и поэтому первыми живыми существами в космическом пространстве были животные), аварии на шаттлах и космических станциях происходят до сих пор. Находясь в космосе, тяжело получить экстренную помощь, а техническая авария может привести к тому, что аппарат рухнет на Землю – и сила столкновения уничтожит жизни находившихся в нём космонавтов. Поэтому полёты в космос требуют тщательной подготовки и образования, но человеческий фактор никто не отменял.
- Финансовые затраты. К сожалению, создание космических аппаратов, способных отправиться в космос, требуют огромных финансовых вложений. Некоторые страны попросту не в состоянии себе это позволить, учитывая, что успеха никто не обещает. Даже Илон Маск, один из самых многообещающих космических инженеров современности, терял на своих проектах очень много – и никто не знает, сможет ли он добиться успеха даже в течение своей жизни.
- Космический мусор. Уборочных машин в космосе пока не имеется, поэтому мусор, парящий в свободном пространстве, причиняет немало вреда космическим кораблям. Это отражается, опять же, на финансовых затратах и качестве получаемых данных. Помимо этого, экология оболочки Земли оставляет желать лучшего – а ведь мы до сих пор не справились с такими проблемами, как Глобальное Потепление. Мусор также падает и на саму Землю – в частности, очень много мусора выпадает в горах Алтая, загрязняя окружающую среду невыгоревшим ракетным топливом. Что произойдёт с экологией планеты, если космического мусора станет больше?
- Загрязнение космоса. Помимо того, что космический мусор создаёт проблемы с экологической ситуацией орбитальной оболочки Земли, не приносит он пользы и самому космосу. Люди не убирают за собой обломки развалившихся шаттлов и спутников, создавая в космическом пространстве настоящий бардак. Учитывая то, какие проблемы мусор создаёт на Земле, несложно догадаться, что произойдёт, если человек будет и дальше запускать в космос новые аппараты, не озаботившись их возвращением обратно.
Выводы
Если человечеству когда-либо удастся отправиться в космос, за этим будут стоять годы его изучения и годы же ошибок. Тяжело сказать, принесёт ли это больше пользы или минусов, да и произойдёт ли вообще. С уверенностью можно сказать, что то, что мы имеем сегодня, благодаря космосу, значительно упростило нашу жизнь – и если только человечество не будет уничтожено в процессе освоения новых территорий – будет упрощать и дальше.
Источник
Освоение космоса: романтика, престиж или бизнес?
Автор фото, Getty Images
Запуск первого спутника дал старт космической эре. С тех пор в космосе не изменилось почти ничего, а в космонавтике — очень многое
60 лет назад в космическом пространстве появился первый искусственный объект — ПС-1. Человечество знает его как «спутник».
С тех пор на земной орбите и на Луне побывало множество людей, космические аппараты исследовали поверхность планет и границы Солнечной системы. А околоземное пространство заполнили тысячи других спутников, с помощью которых мы определяем свое положение во времени и пространстве, звоним друзьям и смотрим телевизор.
Отдельный разговор про военный космос: тут и «звездные войны», и невозможность укрыть от спутников военные объекты, иначе как под землей или под водой.
Но вместе с этим космонавтика, похоже, постепенно лишилась романтического ореола, которым обладала во времена Циолковского и Королева.
А в последние годы к освоению космоса подключились частные компании, которые престиж государства интересует куда меньше, чем солидная прибыль. Правда, пока космонавтика остается исключительно затратным делом, но акулы бизнеса не теряют аппетита и надежды.
О трансформации космонавтики в обычную профессию, роли государства и элитном «космическом клубе» обозреватель Русской службы Би-би-си Михаил Смотряев беседовал с заведующим лабораторией прикладной инфракрасной спектроскопии МФТИ Александром Родиным, специалист ом по связям с общественностью частной космической компании «Даурия Аэроспейс» Виталием Егоровым и руководителем Института космической политики Иваном Моисеевым.
Александр Родин: Безусловно, очень яркий период советского, «пионерского», скажем так, освоения космоса закончен. Это, безусловно, великая эпоха, человечество признает этот огромный, без всяких скидок, вклад в мировую культуру, но эта эпоха завершена. И России нужно с этим опытом что-то делать.
Наши успехи сейчас уже не столь яркие на фоне обостряющейся международной конкуренции, многие наши коллеги ушли далеко вперед, появились новые игроки — Индия, Китай.
Автор фото, Getty Images
Первая космическая гонка, начавшаяся с запуском спутника, в немалой степени была борьбой за престиж
Я думаю, понятие романтики здесь не вполне применимо. Скажем, в Соединенных Штатах есть огромный общественный интерес к космической теме, который поддерживает целый ряд частных компаний, в первую очередь, детище Илона Маска.
Похожий интерес есть и в России, я хорошо вижу это по нашим студентам. То есть, если говорить о нематериальной мотивации, о культурном значении космонавтики, то они, безусловно, никуда не делись, они просто трансформировались.
Виталий Егоров: Можно согласиться, что сейчас восторг от космоса уже не тот, что в 60-е годы, хотя определенное вдохновляющее влияние он сохраняет. Но сейчас «космическая экономика», те деньги, которые зарабатываются в космосе и благодаря ему в несколько раз превышают все государственные расходы по всему миру на собственно космическую деятельность в государственных интересах. Это уже просто сфера экономической деятельности человека.
Иван Моисеев: Романтика и коммерция существуют параллельно. Если вы хотите что-то сделать «в железе» и куда-то лететь, вам нужно решать вопрос с финансами.
Неважно, какие там побудительные мотивы — получение знаний или дополнительных выгод, прибыли, — но все проекты делаются из сугубо прагматических соображений. А интерес многих людей к космическим исследованиям — это отражение фундаментальных качеств человека, любопытства, например.
Поэтому внимание к космонавтике в несколько раз сильнее, чем должно было бы быть, особенно по праздникам.
Би-би-си: Лет 30 назад никакое исследование космоса не было возможно без участия государства — ни у кого больше не было, во-первых, необходимого бюджета, а во-вторых, терпения — ведь космические программы занимают десятилетия. Изменилась ли роль государства сегодня?
Александр Родин: Я абсолютно уверен, что роль государства не исчезнет и не уменьшится.
По опыту Штатов, которые во многих областях сейчас являются лидером, частные компании работают в очень тесном партнерстве с государственными структурами, и финансирование все равно идет через государственные агентства.
Другое дело, что организационное наполнение космической деятельности — это и промышленность, и публичная сфера, и во многом научная сфера, — государство снимает со своих плеч и передает частным и академическим структурам.
Автор фото, Getty Images
Любой космический запуск — весьма дорогостоящее удовольствие
При этом я хочу подчеркнуть одну очень важную вещь: космос, наверное, никогда не будет коммерчески выгоден, если мы отвлечемся от такой важнейшей сферы человеческой деятельности как безопасность.
Даже дистанционное зондирование, связь, а в будущем, возможно, и навигация будут так или иначе дублироваться или дополняться сегментами космического базирования. Но возникший элемент безопасности — недоступность для несанкционированного доступа, которой обладает космический объект, — на мой взгляд, на ближайшие десятилетия определит ключевое участие государств в космической деятельности, просто потому что сфера безопасности во всем мире в той или иной степени монополизирована государством.
Виталий Егоров: Роль государства в освоении космоса по-прежнему огромна. Если мы говорим даже только о прикладных направлениях, которые сейчас существуют и составляют космический рынок — навигация, связь, — даже если не запуск этих спутников, то все технологии, позволяющие отработать и коммерциализировать эти направления, были оплачены за государственный счет.
Сначала все это попробовало государство, военные, а потом уже на это освоенное поле с подтвержденной прибыльностью пришла частная космонавтика и частные деньги.
Сейчас порог для производства сложной техники, конечно, снижается, и группа энтузиастов может спроектировать ракету или спутник и может найти инвесторов, чтобы ее запустить. Инвесторам интересно вкладывать туда, где уже известны показатели роста, прибыли и все остальное.
А если говорить про неосвоенные направления, которыми может интересоваться частный бизнес, например, ресурсами на астероидах, то сегодня по-прежнему стоимость такого проекта намного превышает средства, которые все частные компании могут на это потратить. Даже ракетные пуски осуществляются с государственных космодромов.
И специалисты, работающие на частные компании, обучены на том опыте и теми преподавателями, которые шли из государственных программ. Участие государства очень важно, в том числе и для развития частной космонавтики.
Иван Моисеев: Космос в США всегда делался частными компаниями, в СССР и в России — государственными. Существенно то, что финансировалось это все из государственного бюджета. А частный бизнес имеет дело с последствиями развития космонавтики, с использованием полученных результатов.
Частный бизнес давно и прекрасно чувствует себя в таких отраслях, как космическая связь, в некоторой степени — дистанционное зондирование Земли, в навигации. Не в запуске навигационных спутников — их запускает государство, — а в использовании того навигационного поля, которое эти спутники создают.
Здесь такое разделение труда: то, что требует денег, не окупается, делает государство (если хочет, конечно), а бизнес занимается доведением результатов до тех, кому это нужно, и получает свои деньги.
Источник