И животные любят погреться на солнышке
Вы хорошо знаете, как любят змеи погреться на солнышке, набраться тепла. Но только ли тепла.
Известно, что без солнечных лучей не может развиваться ни одно млекопитающее, ни одна птица. Доказано, что без солнечного облучения в коже животных не образуется витамин Д, регулирующий обмен минеральных веществ.
Инфракрасные видимые и особенно ультрафиолетовые лучи солнечного спектра позволяют регулировать количество тепла и благоприятно влияют на общий обмен веществ организма, способствуют нормальному составу крови, повышают иммунитет. Гелиотерапия вносит изменения в температуру циркулирующей крови, создает условия, при которых в кровяное русло поступают биологически активные вещества, витамины, ферменты, гормоны, в том числе и гормоны размножения.
«Как же выращивают своих детенышей барсуки и другие звери, живущие в темных подземных жилищах?» — спросите вы. Чтобы ответить на этот вопрос, были проведены эксперименты. Устроили беспрерывное дежурство у барсучьей норы и установили: в ясный безоблачный день, по утрам, барсучиха вынесла свое потомство погреться на солнышке, но не под прямое облучение, а под рассеянное. Как только малыши поднимали писк, заботливая мамаша немедленно уносила их в логово.
В лесу, в поле, у реки можно увидеть животных, принимающих солнечные ванны как бы «между делом». Только чаще всего мы этого не замечаем. Вспомните тетерева и глухаря во время токования.
«Весной, — говорит в своих книгах Мантейфель, — у них (у самцов) на голове разрастаются как бы красные брови. По существу это многочисленные кожные сосочки, налитые кровью. Во время брачных состязаний они переполняются, намного увеличиваются, напоминая в какой-то мере алый цветок. С окончанием тока украшение исчезает, и на голове остается малозаметная красная ленточка».
П. А. Мантейфель считал: в ранние утренние часы идет обильное облучение крови, скажем у тетерева, ультрафиолетовой частью солнечной радиации. Приток крови к бровям, очевидно, настолько велик, что в короткое время вся кровь облучается, может быть, даже не один раз, а затем разливается по всему телу птицы. Правда, некоторая часть солнечных лучей проникает через перьевой покров, так же как и через поредевший к лету мех зверей, но дозы в таких случаях, конечно, маловаты.
Вспомните такую птицу как индюк. Вся голова, шея и брови составляют одно целое, напоминающее огненное ожерелье. Сделайте вывод, сколько крови у него подвергается солнечному облучению на протяжении только одного дня, а что говорить о том, когда птица ведет себя необычно, как бы надувается.
Отсюда можно сделать вывод, что животные и птицы любят погреться на солнышке, правда каждый по своему.
Но вот что не ясно. Как «загорают» пресмыкающиеся, крокодилы, скажем? У них ведь все туловище, голова и тем более хвост покрыты толстыми пластинками-щитками. Мало того, на спине, а у многих видов на брюхе и на горле, щитки настолько окостеневают, что напоминают по прочности броню.
Почитайте записки многих путешественников, видевших этих бестий на пляже, и, вы обратите внимание, рассказывают они примерно одно и то же.
Вот что писал А. Гумбольдт: «Между водой и кустарником было много лежащих на песке крокодилов. Неподвижно растянувшись друг подле, друга, они настолько разинули пасть, что челюсти образовали одна относительно другой прямой угол».
Спрашивается, зачем так широко раскрывать пасть на солнцепеке? Разве нельзя погреться на солнышке с закрытой пастью? Видимо, нельзя.
Раскрывая ее как можно шире, под прямым углом (дальше некуда), крокодил подставляет облучению обширную полость. Получается своеобразный красный раструб, куда устремляется кровь, а затем, облученная, разносится по всему телу. Кроме того, раскрытая пасть, вероятно, помогает регулировать количество тепла у животного, которое иначе могло бы погибнуть от теплового удара.
Выходит, что и крокодилы загорают «с умом».
Источник
😻Почему кошки любят греться на солнышке
Любовь кошек к теплу — тема для многочисленных весёлых историй, смешных видео и фотографий. Ведь это просто уморительное зрелище — кошка, часами лежащая на горячей батарее или масляном обогревателе (и это при длинной шерсти с густым подшёрстком).
Или кошка, целый день передвигающаяся вслед за солнцем, как подсолнух — а всё для того, чтобы получить настолько большую порцию солнечного света, насколько возможно.
Ну если ещё лежание на радиаторах можно понять — как-никак, холодно, и бывают минуты, когда хозяин сам был бы не прочь поспать на месте любимчика. Но летом, в жару. И ведь даже пушистая кошка может лежать на самом солнцепёке часами! Зачем она это делает?
Любовь к солнцу заложена у кошек на генетическом уровне, ведь их родина — жаркая Африка. Предки кошек за миллионы лет приспособились к высоким температурам, поэтому жара и солнце для современных домашних питомцев — вполне комфортные условия.
Кроме того, температура тела у кошки заметно выше, чем у человека и составляет примерно 38.5 градусов. Любое теплокровное животное затрачивает массу энергии на поддержание температуры на нужном уровне.
Для экономии энергии, природа подарила кошке шубу, а кошке, обитательнице районов с суровым климатом — роскошную шубу.
Но кошка инстинктивно стремится сберечь энергию, которая может пригодиться для жизненно важных дел — погоне за добычей или бегства от хищника. То, что ваш питомец (а возможно, и многие поколения его предков) никогда не переступал порог дома, ничего не значит.
А ещё существует гипотеза, что солнечный свет необходим кошке для синтеза витамина D. Однако то, что верно для человека, не всегда верно для животных.
Кожа кошки (даже если у неё довольно жиденькая шубка) надёжно скрыта от солнечных лучей, и уже один этот факт ставит лежание на солнце ради выработки витамина D под сомнение.
Кроме того, доказано, что кошачий организм способен синтезировать этот витамин без участия солнечного света.
Существует ещё одна гипотеза о синтезе витамина D вне кошачьего организма. Её сторонники утверждают, что он образуется под действием ультрафиолета в жировой смазке на шерсти. Ценный витамин попадает в организм кошки во время вылизывания шубки.
Не опасно ли продолжительное лежание на солнце?
Даже если кошка с удовольствием лежит на солнце целыми днями, и вроде бы без последствий для здоровья, позволять ей это не стоит.
Риск теплового и солнечного ударов никто не отменял, к тому же длительное пребывание на солнце грозит обезвоживанием.
Источник
Какие животные любят солнце
Раздел 2. « УСЛОВИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»
Цель : Расширять знания детей о вселенной и ее части — Солнечной
системе. Воспитывать познавательную активность и наблюдательность.
Задачи : 1.Дать детям первичные представления о Солнечной системе; о значении солнечного света и тепла в жизни животных, растений, человека.
2. Показать значение Солнца в жизни животных и растений. 3. Раскрыть значение Солнечного света и тепла в жизни человека.
Солнце и все тела, которые обращаются вокруг него, образуют СОЛНЕЧНУЮ СИСТЕМУ. В нее входят 9 больших планет (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон) с их спутниками, тысячами маленьких планет.
Солнечная система — это наш «Дом в бесконечной вселенной.
СОЛНЦЕ — центральное тело Солнечной системы, ближайшая к земле звезда. Солнце представляет собой огромный раскаленный шар, состоящий в основном из двух газов — водорода и гелия. На небе Солнце кажется маленьким ослепительно ярким кружком лишь потому, что нас от Солнца отделяют 150 млн.км. Свет от Солнца до Земли доходит за 8 1/3 мин.
Температура Солнечной поверхности 6000 градусов.
СОЛНЦЕ — источник жизни на нашей планете. Жизнь на Земле невозможна без энергии солнечных лучей.
М.Пришвин писал: «Все прекрасное на Земле — от Солнца.
Для жителей планеты Земля большое значение имеет Солнечный свет и тепло. Солнце согревает и освещает Землю. Благодаря этому животные видят окружающий их мир.
Закрепление
Всем ли животным нужно солнечное освещение?
У каких животных нет глаз?
А всем ли животным нужно солнечное тепло?
Солнечные лучи помогают вырабатывать в теле животных организмов очень полезные вещества — витамины.
Солнечный свет и тепло
Вот как М. Зверев рассказывает о принятии барсучатами солнечных ванн:
«Нора барсучат — возле небольшой полянки. Как только прогреется земля, вытаскивает барсучиха всех своих детенышей на солнышко. Барсучата на полянке повозятся, повозятся и уснут, пригретые солнцем. Только потянет свежий ветерок, начинают недовольно повизгивать. Мать-барсучиха затаскивает всех в нору. Ветер стихнет, опять у барсучихи работа: барсучат по одному за шиворот вытащить на полянку.
Любят солнечное тепло и насекомые, и змеи, и ящерицы. От него они становятся подвижными, быстрыми.
Г. Скрябицкий рассказывает: «Вы идете по лесной опушке или вдоль канавы. Внимательно осматривайте каждый крупный камень. Камни так нагрелись на ярком солнце, что руке горячо. Глядите — на камне лежит ящерица. Тело распластала, лапки широко расставила, глаза зажмурила. Она недавно очнулась от зимней спячки в земляной норке. Очнулась и выбралась погреться на Солнышко. Согреется ящерица, сделается быстрой и подвижной, и примется за охоту. Берегитесь, мухи, слизняки и другая мелкая живность.
Солнце и растения
Солнечный свет и тепло нужны не только животным, но и растениям.
Они растут, цветут, дают плоды и семена в теплую погоду. Зимой растения спят.
В жаркий летний день, когда Солнце нещадно палит, животные могут спрятаться в тени. А растениям не убежать, ни укрыться. Вот и покрывают они свои листочки толстым слоем воска или белыми волосками. Воск и волоски защищают листья от ожогов.
Если животные могут жить без Солнечного света в пещерах и под землей, то растения жить без солнечного света не могут.
Солнце помогает растению питаться. А как?
Послушайте об этом сказку:
«Живут в листьях растений маленькие волшебники — хлорофилловые зернышки. Они так малы, что рассмотреть их можно только под микроскопом. Цвет их ярко-зеленый. И листья растений зеленые оттого, что хлорофилловых зернышек в них много. Рано утром, только Солнце протянет свои лучи, просыпаются волшебники — хлорофилловые зернышки. Сразу же начинают свою мудрецкую работу.
Корешкам приказывают: «Корешки, корешки, берите воду из земли. Стебельку отдают команду: «Стебелек, стебелек, подавай воду от корешков к листочкам. Листику приказывают: «Листик, листик, открывай устьица, подавай нам воздух. (Устьица — это такие окошечки в кожице листа, в которые входит и выходит воздух и пары воды). Затем берут зеленые волшебники солнечные лучики. Лучиками смешивают воду и углекислый газ, который из воздуха взяли. И вот чудеса! Из воды и углекислого газа получается сахар да еще кислород.
Сахаром кормятся и корешок, и стебелек, и листочки, и плоды , и семена. Едят они сахар и растут. А кислород, который для дыхания всем нужен, хлорофилловые зернышки отдают в воздух. С воздухом им тоже рассчитаться надо.
Весь день зеленые волшебники мешают солнечными лучиками воду и углекислый газ. Растения кормят и воздух исправляют. Солнышко спать ложится, и хлорофилловым зернышкам пора отдохнуть. Мы должны им великое спасибо сказать за то, что они воздух исправляют и растения кормят.
А вы подумайте, прежде чем сорвать или повредить лист растения, сколько волшебных зернышек можете погубить!
Ребята, вам понравилась сказка?
Так зачем же растениям Солнечные лучи?
В природе все начинается с Солнышка. которое послало на влажную землю свои золотые теплые лучи и пробудило к жизни все травинки, все былинки, все кустики и деревца. Под этими ласковым теплом и светом на чистом воздухе они взросли и дали пищу всем растительноядным животным. Те, в свою очередь, дали пищу для мелких хищников, которыми питаются крупные по размерам хищные звери и птицы.
Сегодня мы с вами много говорили о том, что и растениям, и животным, нужны солнечные свет и тепло.
Человек и солнце.
-А человеку нужны Солнечные свет и тепло?
-Зачем? (Высказывания детей).
Перед уроком экологии, на уроке чтения, прочитывается сказка А.И.Саакяна «Самая нужная вещь.
-Ребята, вспомните сказку «Самая нужная вещь и скажите мне:
Почему царь считал свет самым необходимым?
Прав ли был средний брат, когда принес отцу горсть земли?
Возможна ли жизнь на Земле без пищи?
-Что, кроме солнечного света, тепла и почвы, нужно растениям для роста и развития?
Вспомните сказку К.Чуковского «Краденое Солнце.
Источник
Конспект ОД по познавательному развитию «Значение солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений»
Кириллова Тамара
Конспект ОД по познавательному развитию «Значение солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
Конспект ОД
по познавательному развитию
«Значение солнца и воздуха в жизни человека,
животных и растений»
в старшей группе детей с ЗПР
воспитатель: Кириллова Т. Н.
1. Дать знания о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.
2. Познакомить с явлениями, которые могут происходить под воздействием солнечных лучей.
3. Дать знания о мерах предосторожности от солнечных лучей.
солнцезащитные очки.
Ход занятия.
1. Вступительное слово воспитателя.
— Я прочитаю вам короткий, но содержательный рассказ.Ваша задача: догадаться, чей это рассказ?
— Встану я рано, распущу золотые косы, умоюсь росой, поднимусь под облака, выпью туман, залью светом долины, накормлю растения, приласкаю животных, да и спать пойду во сине море (Ответы детей).
— Действительно, это солнце рассказало о своих каждодневных делах. Сегодня мы будем говорить, чем важно солнце для человека, растений, животных.
Ещё с древнейших времён люди поклонялись солнцу. В его честь слагали гимны, возводили великолепные храмы, устраивали праздники, сочиняли загадки, поговорки, заклички. Образ солнца запечатлён в различных произведениях народного творчества. Солнечные узоры используют на салфетках, игрушках, ими расписывают посуду и другие предметы домашнего обихода.
Вот пример загадки:
По платку катается,
Послушайте заклички наших предков:
1. Красно солнышко,
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!
2. Солнышко, повернись!
С весной красной вернись!
Рассмотрите солнечный узор, который изображают на предметах домашнего обихода.
2. Рассказ воспитателя «Солнце – источник света и тепла»
Солнце – главный источник света и тепла. Мы видим его на небе небольшим светящимся кругом. Велико ли солнце? Представьте, что зёрнышко пшена – это Земля, а большой арбуз – это Солнце. Примерно во столько раз Солнце больше Земли.
Далеко ли солнце? Солнечные лучи достигают Земли за 8 минут 20 секунд. Если лететь к солнцу со скоростью реактивного самолёта, то придётся добираться до него больше двадцати лет.
Запомните, что Солнце – ближайшая к Земле звезда. Это огромный раскалённый газовый шар, вокруг которого движется наша Земля.
3. Физкультминутка. Подвижная игра «Какое солнце?»
Дети образуют круг, воспитатель встаёт в центр круга. Каждому ребёнку воспитатель бросает мяч и задаёт вопрос: «Как люди ласково называют солнце?»
Тот, кто поймал мяч,начинает свой ответ с фразы: «Солнышко моё…». После ответа игрок возвращает мяч воспитателю, а сам перебегает на любое другое место в кругу.
4. Беседа «Чем важно солнце для человека, животных и растений?»
Солнце – великий труженик. Оно работает без отдыха круглые сутки. Начнём с того, что солнце светит…
— Продолжите мою мысль и расскажите, как светит солнце. (Ответы детей).
Действительно, солнце светит, и поэтому днём всегда светло. Над Землёй словно бы горит гигантская лампочка. Благодаря этому свету мы видим окружающий мир и друг друга.
— Подумайте, можно ли посмотреть на солнце. Легко ли это сделать? Почему?
— Какое человеческое изобретение помогает нам смотреть на солнце безболезненно? (Ответы детей).
— Давайте рассмотрим солнцезащитные очки. (Рассматриваем)
Солнце греет…
— Продолжите мою мысль и расскажите, как солнце греет? (Ответы детей).
Действительно, солнце греет. Поверхность Земли нагревают солнечные лучи, а поэтому нагревается воздух. Он поднимается вверх, а холодные слои воздуха опускаются вниз.Начинается движение: настоящие тёплые воздушные реки текут в холодные места планеты и отдают своё тепло Земле, а холодный воздух перемещается к нагретой поверхности и снова от неё нагревается. И так без конца!
Солнечный свет и тепло – важные условия для жизни и развития не только человека, но и животного и растительного мира.
— Всегда ли солнечные лучи добры к живой природе? (Ответы детей)
— Как беречься от солнечных лучей? (Ответы детей)
Солнцу мы должны сказать спасибо и за свежий воздух, вдыхаемый нами. Вы спросите, почему солнцу, а не деревьям? Ведь это они выделяют кислород! Всё правильно! И деревьям – большое спасибо. Но без солнца, без помощи солнечных лучей они не смогли бы этого делать, потому что процесс, при котором очищается воздух, то есть забирается из него вредный углекислый газ и выделяется кислород, которым дышат все живые существа на нашей планете, возможен только под воздействием солнечных лучей.
5. Догадайся по весёлым стихам и скажи, какие явления могут происходить под действием солнечных лучей.
а). Мост воздушный без перил
Дождик с солнцем сотворил.
И никто, хоть рядом был,
По нему не проходил.
— В любой ли день можно увидеть радугу? (Ответы детей)
— Какие условия необходимы для её появления? (Ответы детей).
Запомните условия появления радуги: идёт дождь и одновременно ярко светит солнце. Радугу можно наблюдать рано утром или ближе к вечеру, именно в это время солнце, наши глаза и центр радуги находятся на одном уровне.
б). Солнечный луч над утёнком смеётся,
Облаком лужа по небу несётся.
Просит утёнок: «Пролейся дождём –
В лужице будем плескаться вдвоём.
Вы правильно догадались, что дождик – это тоже работа солнца. С поверхности морей, океанов, рек, озёр под воздействием солнца вода в виде пара поднимается вверх, в воздух. Мельчайшие водяные капельки собираются в тучи. Ветер гонит их на сушу, чтобы напоить леса, поля, луга, ведь без воды растения не могут расти.
— Скажите, что представляет собой Солнце?
— За что люди так любят солнце?
— Чем важно солнце для растений, животных и для тебя?
— Где воздух теплее: у поверхности земли или на уровне 2 этажа?
— Почему в солнцезащитных очках можно безболезненно смотреть на солнце?
— Назови добрые дела солнца.
— Какие явления могут происходить под воздействием солнечных лучей
— Какие условия необходимы для появления радуги?
— Всегда ли солнечные лучи добры к живой природе?
— Как беречься от солнечных лучей?
Ну-ка,кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт.
Давайте повторим правила, которые необходимо соблюдать, бывая под солнцем.
а). Нельзя смотреть на солнце без защитных очков.
б). Нельзя загорать с утра до вечера.
в). Надо чередовать пребывание под солнцем и в тени.
г). В жаркий день лучше надевать светлую одежду.
Прикреплённые файлы:
prezentacija-solnce_go116.pptx | 16286,67 Кб |
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Свойства воздуха на нашей планете» Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Свойства воздуха на нашей планете» воспитатель:Готина Е. Л. – Ребята,.
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «В волшебной лаборатории воздуха» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» «В волшебной лаборатории воздуха» Воспитатель: Гертнер.
Конспект образовательной деятельности «Роль снега и льда в жизни растений и животных» для детей подготовительной группы Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы Тема: «Роль снега и льда в жизни растений и животных» Задачи: Образовательные:.
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Витамины и их значение в жизни человека» Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Витамины и их значение в жизни человека» Группа:.
Конспект познавательной образовательной деятельности «Роль дерева в жизни человека и животных» Программные задачи: Познакомить детей с понятием «род», «вид», довести до сознания значимость дерева в жизни человека и животных. Учить.
Конспект занятия-беседы по познавательному развитию в старшей группе «Лес в жизни человека» Цель. Познакомить детей с природой нашей страны, дать представление о тайге – самом большом лесе. Рассказать как люди покаряли тайгу. Материал.
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Мир растений» Название работы: Познавательное развитие в средней группе Тема: «Мир растений» Автор: воспитатель Шишегова Наталья Ивановна. Место.
Опыт-эксперимент «Значение солнца и воды для роста растений» Цели: — продолжать формировать у детей познавательные интересы к природе через экспериментальную деятельность; — подвести детей к пониманию.
Экологический проект «Значение лекарственных растений для человека» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Мыскаменский детский сад «Колобок» Экологический проект «Значение лекарственных.
Презентация «Значение воздуха для жизни на Земле» Все мы знаем,что нам нужен воздух для дыхания. Мы дышим постоянно и не можем жить без воздуха. Воздух, при вдохе входит в легкие и кровь.
Источник