Меню

Каким явлениям природы относится процесс днем ярко светит солнце

Конспект НОД «Природные явления»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

«Хочу все знать»- интересная информация о явлениях природы.

Скачать:

Вложение Размер
Хочу все знать о природных явлениях 472.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Природные явления».

Цель:
Знакомство детей с природными явлениями.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с природными явлениями (заря, роса, туман, втер, облака, солнце), формировать интерес к познанию природы.
Учить понимать и оценивать природные явления, их влияние на погоду.
Развивающие:
Развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, любознательность, способность анализировать.
Воспитательные:
Воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями природы.
Предварительная работа: Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о природных явлениях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, рассказ воспитателя, проблемные вопросы, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: Иллюстрации природных явлений (заря, роса, туман, втер, облака, солнце), календарь природы.

Организационный момент:
Воспитатель обращает внимание детей на календарь природы. Вместе с детьми обсуждает, какая сегодня погода, отмечают ее соответствующими знаками, сравнивает с предыдущими днями.

Молоко над речкой плыло —

Ничего не видно было,

Стало видно далеко. (Туман)

За блеском треск. (Молния и гром)

На лугу построил кто — то,

Но пройти в них нелегко —

Те ворота высоко. (Радуга)

В белом бархате деревня —

И заборы, и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет. (Иней)

Как можно назвать одним словом всё, о чём были наши загадки? (Природные явления)

Воспитатель: Каждое утро мы узнаем прогноз погоды: будет сегодня солнечно или дождливо, тепло или холодно, ветрено или тихо. В старину русские люди словом «погода» называли только солнечную, тихую погоду. «Погожий денек», — говорили они. А дождливую, ветреную погоду называли «непогодой».
Как вы думаете, что же влияет на погоду? Почему она меняется? (предположения детей)
Воспитатель: За погоду отвечают три богатыря: солнце, ветер и вода.
— Солнце, солнце, ты откуда?
— Я из зорьки золотой!
— Дождик, дождик, ты откуда?
— Я из тучки грозовой!
— Ветер, ветер, ты откуда?
— Я из дальней стороны!
Мы – три брата, и повсюду
Добрым людям мы нужны!
(О. Высоцкая)
Воспитатель: Откуда к нам приходит солнце? (из зорьки золотой)

Рассказ воспитателя. (сопровождается соответствующей иллюстрацией)
С древних времен люди любовались утренней и вечерней зарей. Перед заходом солнце не такое яркое, как днем, висит над горизонтом большим шаром. Сначала оно золотисто-желтого цвета, потом переходит в оранжевый. У самого горизонта солнце становится темно-красным. Меняется и цвет неба. Краски – оранжевые, розовые, красные – играют на небосводе. Они меняются каждое мгновение. Наконец солнце опускается за горизонт все ниже, заря бледнеет, и наступает ночь. Утром все повторится: небо окрасится нежными, светлыми красками, выкатится круглое яркое солнце, и начнется новый прекрасный день.
На Руси по цвету зари предсказывали погоду.
Красная вечерняя заря – к ветру.
Солнце село в облака – на другой день дождь будет.
Чистый закат солнца – к ясной хорошей погоде.
Понаблюдайте с родителями и проверьте, так ли это.

Воспитатель: Заканчивается долгий летний день. Солнце спряталось за горизонт, но воздух еще не успел остыть. Вечер теплый и тихий, а трава влажная. Она появилась потому, что земля, трава, листья после захода солнца начали остывать. А воздух над землей еще теплый. Водяной прозрачный пар прикасается к земле и оседает на траве крохотными капельками. За ночь мелкие капельки росы сольются в крупные, и утром в солнечных лучах на концах травинок и в чашечках цветков будут сверкать чистые хрустальные капли. Потом солнце поднимется высоко, высушит траву и превратит росу в пар.
Воспитатель: Как вы думаете, роса нужна, полезна для природы? (рассуждения детей)
Воспитатель (обобщает ответы детей): Роса полезна растениям так же, как дождь. Ее капельки пьют с травы птицы и насекомые.

Воспитатель: Туманы можно наблюдать в безветренную погоду в любое время года. Летние туманы теплые, благодатные. В туманные июльские ночи лучше растут и наливаются соками травы, овощи, ягоды. Их так и называют: «грибные» туманы, «огуречные» туманы. Вечером после захода солнца над оврагами, низинами, речками начинает клубиться дымка молочного цвета. Постепенно она заволакивает и скрывает от глаз все вокруг. Это рождается туман. Утром жаркое солнце и легкий ветерок разгонят белесую пелену, и она бесследно растает.

Физкультминутка «Ветер»
Ветер веет над лесами, (Повороты туловища вправо-влево)
Ветер веет над полями, (Наклоны туловища вправо-влево)
И качается трава. (Плавно покачать руками над головой)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх)
Ветер пыль над полем носит. (Вращательные движения кистями рук)
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад)

Воспитатель: Облака путешествуют в небесном просторе. Над лесами и полями, над морями и океанами плывут, подчиняясь ветру, эти вечные странники.
Облака – это вода, которая испарилась – превратилась в пар – из морей, океанов и с поверхности земли. Легкий пар поднялся высоко в небо и превратился в маленькое облачко. Оно плывет над землей, сливается с другими облаками, собирает водяной пар и превращает его в дождевые капли. Пока облако вырастет, ветер унесет его далеко от места, где оно зародилось.

Творческая игра «Облака»
Воспитатель: Представьте себе, что сильный могучий ветер поднял вас с земли и понёс высоко в небо, а затем плавно посадил на мягкое, пушистое облако. Вы сидите на облаке большом пребольшом и вам совсем не страшно, а хочется спеть песенку и пообщаться. Закройте глазки.
Мы летим под облаками,
Мы летим под облаками,
А земля плывёт под нами:
Роща, поле, сад и речка,
И дома, и человечки.
Воспитатель: Как вы думаете, могут ли облака разговаривать между собой? О чём могут разговаривать между собой облака? О чем бы вы хотели поговорить с облаком? (размышления детей)

Воспитатель: Но вот ветерок разогнал облака, и на небе появилось солнце. Вспомните, какими словами мы говорим о солнышке.
Дети: Ясное, лучистое, горячее, яркое, жаркое, ласковое.
Воспитатель: Какими словами можно сказать про небо, когда светит солнце.
Дети: Синее, голубое, чистое, солнечное, прозрачное, высокое, ясное.
Воспитатель: А о небе, на котором нет солнца.
Дети: Грустное, хмурое, пасмурное, серое, облачное, низкое.

Воспитатель: Солнце дает тепло и жизнь всему живому на земле. Недаром народ придумал про него пословицы. Я начну пословицу, а вы заканчивайте
При солнышке – тепло, при матери … (добро)
Как солнце не закроешь, так и правду… (не скроешь)
Только солнце встает, сразу… (день настает)
Воспитатель предлагает детям объяснить смысл пословиц.
Итог:
О каких природных явлениях мы сегодня говорили?
Какие природные явления влияют на состояние погоды?
Что нового и интересного вы узнали?
Какие моменты вам больше понравились и почему?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие, которое учит детей бережно относиться к природе, через литературное слово, невербальные средства общения, непосредственное общение с природой. На занятии используется множество различных мето.

План-конспект занятия. Одно из первых занятий по программе. Для педагога оно показатель возможности дентей: знание цветов; умение организовать свое рабочее место; умение польз.

Цель: Создать целостные представление о воде как о природном явлении. Познакомить со свойствами воды (жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная). Воспитывать бережное отношение к воде.

Занятие по эксперементальной деятельности.

Формирование начал экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста посредством познания, опытнической деятельности, художественно – эстетического развития, эмоциональ.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по ОБЖ.

С использованием детского экспериментирования.

Источник

Урок окружающего мира. 1-й класс. Тема: «Явление природы»

Класс: 1

Разработка урока по образовательной системе “Начальная школа ХХI века”.

Предмет: окружающий мир, 1-й класс, авторы: Н.Ф. Виноградова.

Тема урока: Явления природы.

Тип урока: Открытие нового знания.

Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока.

Задачи:

  1. Дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года, расширить знания детей об изменениях в неживой природе.
  2. Развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
  3. Воспитывать через элементы театрализации, музыки, отрывков произведений известных писателей в детях эстетическое восприятие природы, культуру поведения при фронтальной работе.

– выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);
– умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД);
– умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);
– умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

Иметь представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года.

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно искать и собирать информацию по теме урока (Коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Дополнительные структурные элементы урока: обмен информацией о временах года, признаках, явлениях природы и ее коллективный анализ; наблюдение; игра на закрепление знаний о явлениях природы; инсценирование диалога “Радуги и Солнца”; выполнение практической работы; формулирование выводов.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная работа;
  • парная;
  • индивидуальная.
  • Оборудование:

  • учебник “Окружающий мир” для 1 класса, автор Н.Ф. Виноградова;
  • рабочая тетрадь по окружающему миру.
  • мультимедиа установка, компьютер;
  • карточки с изображением времен года, явлений природы для практической работы, фишки.
  • Ход урока

    I. Самоопределение к учебной деятельности

    – Улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу мира, добра. Пожелайте успеха друг другу в проведении этого урока.
    – О чем мы должны помнить на каждом уроке? (На каждом уроке мы должны открывать для себя что-то новое.)
    – А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе? (Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь.)
    – Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? (Интересным, весёлым, познавательным)
    – Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу.
    – Итак, чему будет посвящён наш урок? (Изучению нового)

    II. Актуализация опорных знаний (2 мин)

    Слайд 2. Учитель читает загадку:

    Посмотри, мой милый друг,
    Что находится вокруг?
    Небо светло-голубое,
    Солнце светит золотое,
    Ветер листьями играет,
    Тучка в небе проплывает.
    Поле, речка и трава,
    Горы, воздух и листва,
    Птицы, звери и леса,
    Гром, туманы и роса.
    Человек и время года –
    Это все вокруг … природа.

    – Какая тема нашего урока? (Явления природы.)

    III. Постановка учебной задачи. (1 мин)

    – Какую цель ставим? (узнать о явлениях природы.)

    – Сегодня, ребята, у нас урок-путешествие по временам года. Мы поговорим о явлениях природы, характерных для каждого времени года.

    – А как вы понимаете слово “явление”?

    – Где можно узнать точное толкование слова? (в словаре)

    IV. ”Открытие” нового знания (14 мин)

    1. Ученица читает в толковом словаре Ожегова толкование слова “явление”.

    “Всякое проявление чего-либо, что можно обнаружить, то есть увидеть. Физическое явление, явление природы.”

    – Итак, мы начинаем наше путешествие.

    2. Ученица читает стихотворение, подготовленное дома, с букетом осенних листьев.

    Кроет уж лист золотой
    Влажную землю в лесу,
    Смело топчу я ногой
    Вешнюю леса красу.
    С холода щеки горят,
    Любо в лесу мне бежать.
    Слышать, как сучья трещат,
    Листья ногой загребать.

    – Как вы думаете, с какого времени года мы начнем наше путешествие?
    – Как догадались?
    – Итак, вы готовы представить, что мы отправляемся в путешествие по осеннему лесу?

    3. Видеоролик “Золотая осень”

    Ребята, как называется природное явление, которое бывает только осенью? (Листопад.) Слайд3
    – Правильно, это природное явление называется листопадом, от слов листья падают.
    – А чем же огорчит нас осень?
    – Что бывает осенью часто? (Дождь) Слайд 4

    Послушайте, как описывает осенние дожди писатель Г. Скребицкий.

    “Осенние дожди, совсем не похожи на летние. Дождь осенний – моросящий, как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, а может, и неделю, не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь”.

    4. Наблюдай, делай опыты. Практическая работа. Слайд5

    – Можно ли назвать осеннее небо “свинцовым”?

    Учитель показывает свинец.

    – Сравните свинец и небо.

    – Как вы думаете, какой свинец тяжелый или легкий? Какого он цвета?

    Посмотрите, какого цвета небо? Сравните их

    – Почему небо называют свинцовым?

    – А еще, какое явление природы можно наблюдать осенью? Отгадайте загадку.

    Молоко над речкой плыло,
    Ничего не видно было.
    Растворилось молоко,
    Стало видно далеко. (Туман) Слайд 6

    – Когда чаще всего можно наблюдать туманы?

    Туманы бывают во все времена года. Гуще всего туманы бывают по утрам, когда земля сильно остывает. Осенью они стелются над землей, кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым покровом. Так оно и есть, потому что, облака в небе и туман низко над землей состоят из крохотных капелек воды.

    5. – А мы продолжаем своё путешествие.

    Снег на полях,
    Лед на реках,
    Вьюга гуляет.
    Когда это бывает? Зимой. Слайд 7

    О каких явлениях природы говорится в загадке? (о снеге).

    А когда идет сильный снег, можно сказать “валит снег” – как называется это явление природы? Снегопад.

    А по утрам, зимой , деревья бывают одеты в белоснежный серебристый наряд из многочисленных снежинок.

    Как называется такое явление? Иней. Слайд 8, 9.

    А еще, зимой, какие бывают явления? Мороз

    Кто знает загадку об этом явлении?

    Старик у ворот
    Тепло уволок,
    Сам не бежит,
    Стоять не велит. Мороз

    А когда идет снег и сильно дует ветер? Небо становится темным-темным, ветер можно сказать “завывает”. Как называются эти явления? (Вьюга, метель). Слайд 10

    Какое самое любимое и яркое явление зимней природы вы знаете?
    – Отгадайте загадку:

    Что за звездочки сквозные
    На пальто и на платке,
    Все сквозные – вырезные,
    А возьмешь – вода в руке. (Снежинка.) Слайд 11

    – Что особенно красиво при снегопаде?

    – Изобразите действием мой текст.
    Вы – снежинки. Вас кружит ветер, он то подбрасывает вас вверх, то снова опускает на землю. Днём вы блестите от солнышка, а ночью, когда кружит метель, вам хочется танцевать снежный вальс.

    6. Мы продолжаем свое путешествие и оказываемся в следующем времени года.

    Выросла сосулька
    За ночь у окна.
    Ручеек забулькал.
    Что это. Весна. Слайд 12

    – Какие же явления характерны для весны?

    7. Работа по учебнику.

    Найдите и выберите явления природы в учебнике с. 40-41, положите красные фишки на нужные картинки.

    Назовите эти явления природы. (Сосульки, таяние снега, ледоход)

    Весной, когда повышается температура воздуха, начинают появляться сосульки. Днем подтаивает снег, а ночью замерзает. Особенно много сосулек свисает с крыш.

    Как надо вести себя, когда с крыш свисают очень большие сосульки? Под крышами можно ходить?

    Если дует ветер теплый, хоть и с севера.
    Если луг – в ромашках и комочках клевера.
    Все в природе расцвело, роща зеленью одета,
    Это значит, что пришло…Что пришло, ребята
    ? (Лето) Слайд 15

    Конечно, лето – это самое любимое время года и детей и взрослых.

    – Какие же явления природы можно наблюдать летом?

    Найдите картинки и пометьте желтыми фишками явления, относящие к лету.

    Назовите эти явления.

    (Летний гром и молния, теплый летний дождь, а после дождя радуга).

    Физминутка выполняется под музыку. (Капитошка)

    8. Инсценировка (К.Ушинский “Солнце и радуга”)

    Радуга. “Посмотрите на меня – какая я красивая! Какая, я яркая, у меня семь разных цветов. Они переливаются и светятся”.

    Автор. Услышало эти речи солнышко и говорит:

    Солнышко. “Ты красива – это, правда, но ведь без меня и радуги не бывает”.

    Автор. А радуга только смеется, да пуще хвалится.

    Радуга. “Нет, я все-таки самая лучшая, самая нарядная, никто со мной не сможет сравниться”.

    Автор. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу – и радуги как не бывало.

    – Как вы думаете, правильно вела себя Радуга? Красиво хвалиться друг перед другом?

    – О каких явлениях природы говорится в тексте? (О дожде и радуге)

    – А кто знает загадки о радуге?

    Что за чудо – красота!
    Расписные ворота
    Показались на пути!
    В них ни въехать, ни войти.
    Раскинулся золотой мост
    На семь сел, на семь верст.

    Слово “радуга” похоже на слово “радость”. И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга.

    “Райская дуга” назвали ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.

    – А вы знаете, когда возникает на небе радуга? Сейчас я вам расскажу.

    Радуга появляется только если одновременно идет дождь и светит солнце.

    – Сколько цветов у радуги? Перечислите.

    V. Первичное закрепление (8 мин)

    1. Творческое задание в рабочей тетради (с. 21)

    Выберите самостоятельно задание, которое вам понравилось и выполните его. (под музыку)

    VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. (5 мин)

    У детей разрезанные на несколько частей карточки с изображением явлений природы. Составляют рисунок и говорят, к какому времени года относится это явление.(Фронтальная проверка) Слайд 20

    VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

    – Наше путешествие по временам года закончилось.

    – О чем мы говорили на уроке? Что узнали нового? Хочется узнать ещё больше по этой теме?

    Изменения в природе: дождь, снег, град, ветер, метель, радуга, гром и молния, туман, иней, листопад – все это явления природы.

    – Достигли ли поставленных целей?

    – Понравился ли вам урок и какое настроение он у вас вызвал?

    – У вас на партах лежат карточки “настроения” – солнышко и тучка.

    Если вам понравился урок и у вас урок вызвал хорошее настроение, то поднимите карточку с картинкой “солнышко”, если не очень хорошее настроение, то поднимите карточку с картинкой “тучка”.

    Спасибо всем за урок, все ребята молодцы, хорошо поработали.

    Источник

    Читайте также:  Светящиеся фонари от солнца
    Adblock
    detector