2.3.2. Однородные и неоднородные определения
Несколько согласованных определений, не связанных между собою союзами, могут быть как однородными, так и неоднородными. Между однородными определениями ставится запятая, между неоднородными определениями запятая не ставится.
Однородные определения напрямую связаны с определяемым (главным) словом, тогда как между собой они находятся в отношениях перечисления (они произносятся с перечислительной интонацией и между ними можно поставить союз и ).
Пример: Синие , зелёные шары. – Синие шары. Зелёные шары. Синие и зелёные шары.
Неоднородные определения не произносятся с перечислительной интонацией, между ними обычно нельзя поставить союз и . Неоднородные определения иначе связаны с определяемым (главным) словом. Одно из определений (ближайшее) непосредственно связано с определяемым словом, тогда как второе связано уже со словосочетанием, состоящим из главного слова и первого определения:
Длинный товарный поезд. С главным словом поезд непосредственно связано ближайшее к нему определение – товарный . Определение длинный связано со всем словосочетанием – товарный поезд. ( Товарный поезд является длинным ).
Для разграничения однородных и неоднородных определений необходимо учитывать целый комплекс признаков. При разборе и расстановке знаков препинания обращайте внимание на значение, способ выражения и порядок расположения определений в предложении.
Определения являются ОДНОРОДНЫМИ, если:
обозначают отличительные признаки разных предметов;
Красные , зелёные шары – красные и зелёные шары; шары были красными; шары были зелёными.
обозначают различные признаки одного предмета, характеризуя его с одной стороны;
Разорённый , сожжённый город – разорённый и сожжённый город; город был разорённым; город был сожжённым.
характеризуют предмет с разных сторон, но в данном контексте объединяются каким-то общим признаком;
Лунный , ясный вечер – «лунный, а потому и ясный»; тяжёлые , мрачные времена – «тяжёлые, а потому и мрачные».
в условиях контекста между определениями создаются синонимические отношения;
Тупая , давящая боль в груди – в данном контексте формы тупая и давящая выступают как синонимы, то есть как слова, близкие по значению.
представляют собой художественные определения – эпитеты;
Круглые , рыбьи глаза.
образуют градацию, то есть каждое последующее определение усиливает выражаемый им признак;
Радостное , праздничное , лучезарное настроение.
за одиночным определением следует определение, выраженное причастным оборотом, то есть причастием с зависимым словом;
Чёрные , гладко причёсанные волосы.
б) причастный оборот должен стоять на втором месте (ср.: гладко причёсанные чёрные волосы); в) запятая ставится только между однородными членами; после причастного оборота, если нет особых условий обособления, запятая не ставится (!);
стоят после определяемого слова;
Волосы чёрные , причёсанные .
второе определение поясняет первое – между определениями можно поставить союз то есть или а именно .
Нормальное , мирное сосуществование государств – нормальное , то есть мирное сосуществование государств.
Определения являются НЕОДНОРОДНЫМИ, если они:
характеризуют предмет с разных сторон, в разных отношениях, то есть выражают признаки, относящиеся к разным родовым (общим) понятиям:
большой каменный дом – «размер и материал», ср.: каменный дом был большим; белые круглые облака – «цвет и форма», ср.: круглые облака были белыми; пузатое ореховое бюро – «форма и материал», ср.: ореховое бюро было пузатым;
- местоимением и прилагательным;
Большой каменный дом.
Запущенный фруктовый сад.
Авторские черновые наброски.
Запомните: несогласованные определения обычно являются однородными, то есть разделяются запятыми. Однородными обычно являются сочетания согласованных и несогласованных определений. |
Ср.: Вошёл молодой человек лет двадцати пяти , блещущий здоровьем , со смеющимися щеками, губами и глазами .
Упражнение к теме «2.3.2. Однородные и неоднородные определения»
► Читайте также про определение и другие второстепенные члены предложения следующие темы раздела 1 «Простое предложение»:
Источник
Однородные и неоднородные определения
Выясним, что такое однородные и неоднородные определения в предложении.
В предложении однородными могут быть все члены предложения. Часто в высказывании бывают два и более одинаковых члена предложения, которые поясняют одно и то же слово и связаны сочинительными союзами и перечислительной интонацией. Это однородные члены предложения.
Особое внимание пишущего привлекают однородные и неоднородные определения, так как от этого напрямую зависит пунктуация в предложении.
Однородные определения
В предложении однородные определения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос. Они соединены сочинительной связью или интонационно.
Примеры:
Мы сидели возле маленького , изящного столика, накрытого ажурной салфеткой.
Что выделенные второстепенные члены предложения являются однородными, можно понять по ряду их признаков.
Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны или обозначают общее впечатление о предмете, раскрывая более детально (перечисляя) его свойства или внешние признаки. Часто признаки, выражаемые однородными определениями, объединяются между собой как видовые по отношению к более широкому (родовому) понятию. Такие члены предложения относятся непосредственно к определяемому слову и характеризуют его по ряду признаков с одной стороны.
Между однородными определениями легко можно вставить сочинительный соединительный союз «и»:
- Наступила тёплая и ясная осень.
- Мы сидели возле маленького и изящного столика.
Однородными являются эпитеты и определения, характеризующие предмет с разных сторон, но объединенные общим впечатлением, которое он производит на окружающих (внешность, черты характера, поведение, причинная связь и т. д.)
Из толпы вынырнула облезлая , мокрая , рыжая собачонка.
Определения «облезлая», «мокрая», «рыжая» являются эпитетами, которые выступают в роли однородных членов предложения. Хотя они характеризую предмет с разных сторон (качество шерсти, цвет), но объединены общим признаком — внешний вид. К тому же эти определения выражены качественными прилагательными, которые произносятся с интонацией перечисления, что подтверждает их однородность.
Примеры:
Он обедал в небольшой , плохо убранной комнате.
Зеленый луг блестит радужной , переливающейся под лучами солнца росой.
В предложении между однородными определениями, не соединенными союзами, ставится запятая.
Чтобы правильно расставить знаки препинания, научимся различать однородные и неоднородные определения.
Неоднородные определения
Определения могут быть неоднородными, несмотря на то что поясняют одно и то же слово, выполняют одну и ту же синтаксическую функцию и отвечают на один и тот же вопрос.
Пример:
Машина затормозила возле маленького деревянного домика.
Неоднородные определения «маленький» и «деревянный» характеризуют предмет с разных сторон и обозначают признаки, которые относятся к разным родовым понятиям:
Обратим внимание, что эти прилагательные принадлежат к разным разрядам.
Качественные и относительные, притяжательные прилагательные не являются однородными.
Мне вспомнились ранние есенинские стихи.
На ней была надета старенькая бабушкина кофта.
Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, указывая на его различные признаки:
Не являются между собой однородными относительные прилагательные и одиночные причастия:
На ее руке сверкало кружевное серебряное кольцо.
За домом спускался к реке запущенный яблоневый сад.
Чем отличаются однородные и неоднородны определения?
Подытожим наши рассуждения об однородных и неоднородных определениях и обозначим в таблице, чем они различаются между собой.
Видеоурок «Однородные и неоднородные определения (8 класс)»
Источник
Дополнить предложения однородными членами. указать (подчеркнуть), какими членами предложения они являются. солнце плывет
Ответ или решение 1
1) Солнце плывет над озерами, полями и лесами.
(Что?) солнце — подлежащее (имя существительное).
Солнце (Что делает?) плывет — сказуемое (глагол).
Плывет (Над чем?) над озерами, полями и лесами — однородные дополнения (имена существительные).
2) Осенью листья бывают желтого и красного цвета.
(Что?) листья — подлежащее (имя существительное).
Листья (Что делают?) бывают — сказуемое (глагол).
Бывают (Когда?) осенью — обстоятельство (имя существительное).
Бывают (Какими?) желтого и красного цвета — однородные определения (имена прилагательные + имя существительное).
3) В пруду водились караси и окуни.
(Кто?) караси и окуни — однородные подлежащие (имена существительные).
Караси и окуни (Что делали?) водились — сказуемое (глагол).
Водились (Где?) в пруду — обстоятельство (имя существительное).
4) На уроке физкультуры мы бегаем и прыгаем.
(Кто?) мы — подлежащее (местоимение).
Мы (Что делаем?) бегаем и прыгаем — однородные сказуемые (глаголы).
Бегаем и прыгаем (Когда?) на уроке физкультуры — обстоятельство (имена существительные).
Источник
Урок русского языка по теме: «Однородные члены предложения»
Цели:
- закрепить знания об однородных членах предложения;
- развивать умение видеть в предложении однородные члены;
- развивать орфографическую зоркость, творческое воображение;
- обогащать словарный запас учащихся;
- воспитывать чувство товарищества, чувство взаимопомощи;
- развивать логическое мышление.
Используемый материал: карточки с заданиями, карточки с кроссвордами.
I. Организация класса.
II. Сообщение темы и цели урока.
— Ребята, посмотрите какой сегодня день?
— И к нам в класс заглянуло солнышко, и даже не одно, а целых три.
Вывешиваю 3 картинки солнышек.
— Выберите солнце, которое вам больше всего понравилось.
— Да, сегодня солнечная, теплая погода, в такой день хочется улыбнуться. Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения нашим гостям. Пусть оно сохранится на всем уроке.
— Составьте простое предложение о том, какой сегодня день.
(Сегодня теплый день. Сегодня солнечный день. Сегодня весенний день и т.д.)
Вывешиваю на доску плакат.
— Из трех предложений составьте одно предложение, в котором не повторялись бы 3 раза слова сегодня и день.
(Сегодня теплый, солнечный, весенний день.)
— Как мы построили новое предложение?
— А теперь подумайте и скажите, о чем сегодня пойдет речь. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
(Однородные члены предложения.)
— Совершенно верно. Мы сегодня повторим, что такое однородные члены предложения, будем учиться находить их в предложениях.
— Сегодня мы с вами будем работать в группах, дружно, помогая друг другу.
— Посмотрите в каждую группу тоже пришла весна. У вас на груди “расцвели” весенние цветы. У кого красные, у кого желтые, а у кого голубые.
— Сейчас вы запишите это предложение. “Желтые” будут комментировать, а “красные” следят за тем, чтобы не было ошибок.
— Найдите в этом предложении однородные члены. (Теплый, солнечный, весенний).
— Докажите, что это однородные члены. (Они отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову).
— Какой связью соединены однородные члены? (Бессоюзной).
— Если нет союзов, то как разделяются однородные члены на письме? (Запятыми).
— А при чтении? (Интонацией).
— Какими членами предложения являются однородные члены? (Второстепенными).
— А сейчас, я вам даю 1 минуту – подумайте и вспомните все, что вы знаете об однородных членах предложения? (Развитие монологической речи)
Вывод:
III. В начале урока мы говорили о том, что день солнечный, яркий, на улице стало теплее, а почему все это происходит мы не выяснили.
Если вы правильно заполните кроссворд, то узнаете это слово.
В каждую группу выдаю карточку с кроссвордом
— Найдите слова, расположенные по горизонтали и вертикали.
— Чья группа первая найдет все слова, поднимите руку.
— На доске вывешиваю кроссворд с выделенными словами.
— Какой общей темой объединены эти слова? (Весна).
— А теперь посмотрите внимательно на написание этих слов. Какие в них орфограммы?
— Что это за слова? (Слова с безударной гласной).
Какое слово лишнее? (Весна).
Почему? (Безударная гласная, которую можно проверить).
Придумайте предложение со словом “весна”, чтобы в нем были однородные члены.
Молодцы. Посмотрите, как вам улыбается солнышко. Оно радо за вас и я тоже.
IV.
— А сейчас я вам предлагаю немного посочинять.
— Каждой группе выдаю карточку с вопросом:
1) Какие звери водятся в лесу?
2) Какие ягоды собирают в лесу?
3) Какие цветы растут в лесу?
4) Какие грибы растут в лесу?
5) Каких птиц можно встретить в лесу?
Прочтите вопрос в группах.
(На доске вывешиваю карточки со словами: дуб, синицы, лисицы, осина, сосна, медведи, чижи, береза, ольха, брусника, маслята, земляника, волки, рыжики, щеглы, опята, малина.)
— Дети, у которых синие цветы, пойдите выберите слова, которые подходят к вашему вопросу.
— Запишите ответы на вопросы с комментированием. “Желтые” комментируют, все остальные следят, чтобы не было ошибок.
Проверка: — Прочитайте ваши предложения. Найдите однородные члены, подчеркните и докажите.
V. Солнышко любит старательных, давайте еще раз порадуем его!
Индивидуальная работа:
1. Всем “синим” выдаю карточки с текстом.
Задание: списать текст, найти однородные члены и подчеркнуть их.
Зима лютая хотела заморозить людей, зверей, птиц. Но в марте солнце объявило ей войну. Прилетели грачи, скворцы, жаворонки.
Всем, у кого желтые цветочки, заменить выделенные слова однородными членами и записать полученные предложения.
2. Всем, у кого красные цветы, из слов растение, трактор, весна, соловей, засеять, придумать и записать рассказ, в котором были бы однородные члены предложения. (Творческая работа).
Проверка: “Красные” проверяют “синих”, “желтые” — взаимопроверка, а у “красных” я проверю, когда соберу тетради.
VI. Итог урока:
— Что вам больше всего понравилось на уроке?
— А какие задания вызвали трудность?
— Что всегда весной радует глаз? (Цветы)
— Давайте составим из ваших цветов красивый, весенний букет и подарим нашим гостям.
Источник