Меню

Какое солнце бывает однородные

2.3.2. Однородные и неоднородные определения

Несколько согласованных определений, не связанных между собою союзами, могут быть как однородными, так и неоднородными. Между однородными определениями ставится запятая, между неоднородными определениями запятая не ставится.

Однородные определения напрямую связаны с определяемым (главным) словом, тогда как между собой они находятся в отношениях перечисления (они произносятся с перечислительной интонацией и между ними можно поставить союз и ).

Пример: Синие , зелёные шары. – Синие шары. Зелёные шары. Синие и зелёные шары.

Неоднородные определения не произносятся с перечислительной интонацией, между ними обычно нельзя поставить союз и . Неоднородные определения иначе связаны с определяемым (главным) словом. Одно из определений (ближайшее) непосредственно связано с определяемым словом, тогда как второе связано уже со словосочетанием, состоящим из главного слова и первого определения:

Длинный товарный поезд. С главным словом поезд непосредственно связано ближайшее к нему определение – товарный . Определение длинный связано со всем словосочетанием – товарный поезд. ( Товарный поезд является длинным ).

Для разграничения однородных и неоднородных определений необходимо учитывать целый комплекс признаков. При разборе и расстановке знаков препинания обращайте внимание на значение, способ выражения и порядок расположения определений в предложении.

Определения являются ОДНОРОДНЫМИ, если:

обозначают отличительные признаки разных предметов;

Красные , зелёные шары – красные и зелёные шары; шары были красными; шары были зелёными.

обозначают различные признаки одного предмета, характеризуя его с одной стороны;

Разорённый , сожжённый город – разорённый и сожжённый город; город был разорённым; город был сожжённым.

характеризуют предмет с разных сторон, но в данном контексте объединяются каким-то общим признаком;

Лунный , ясный вечер – «лунный, а потому и ясный»; тяжёлые , мрачные времена – «тяжёлые, а потому и мрачные».

в условиях контекста между определениями создаются синонимические отношения;

Тупая , давящая боль в груди – в данном контексте формы тупая и давящая выступают как синонимы, то есть как слова, близкие по значению.

представляют собой художественные определения – эпитеты;

Круглые , рыбьи глаза.

образуют градацию, то есть каждое последующее определение усиливает выражаемый им признак;

Радостное , праздничное , лучезарное настроение.

за одиночным определением следует определение, выраженное причастным оборотом, то есть причастием с зависимым словом;

Чёрные , гладко причёсанные волосы.

б) причастный оборот должен стоять на втором месте (ср.: гладко причёсанные чёрные волосы); в) запятая ставится только между однородными членами; после причастного оборота, если нет особых условий обособления, запятая не ставится (!);

стоят после определяемого слова;

Волосы чёрные , причёсанные .

второе определение поясняет первое – между определениями можно поставить союз то есть или а именно .

Нормальное , мирное сосуществование государств – нормальное , то есть мирное сосуществование государств.

Определения являются НЕОДНОРОДНЫМИ, если они:

характеризуют предмет с разных сторон, в разных отношениях, то есть выражают признаки, относящиеся к разным родовым (общим) понятиям:

большой каменный дом – «размер и материал», ср.: каменный дом был большим; белые круглые облака – «цвет и форма», ср.: круглые облака были белыми; пузатое ореховое бюро – «форма и материал», ср.: ореховое бюро было пузатым;

    местоимением и прилагательным;

Большой каменный дом.

Запущенный фруктовый сад.

Авторские черновые наброски.

Ср.: Вошёл молодой человек лет двадцати пяти , блещущий здоровьем , со смеющимися щеками, губами и глазами .

Упражнение к теме «2.3.2. Однородные и неоднородные определения»

Читайте также про определение и другие второстепенные члены предложения следующие темы раздела 1 «Простое предложение»:

Источник

Однородные и неоднородные определения

Выясним, что такое одно­род­ные и неод­но­род­ные опре­де­ле­ния в предложении.

В пред­ло­же­нии одно­род­ны­ми могут быть все чле­ны пред­ло­же­ния. Часто в выска­зы­ва­нии быва­ют два и более оди­на­ко­вых чле­на пред­ло­же­ния, кото­рые пояс­ня­ют одно и то же сло­во и свя­за­ны сочи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми и пере­чис­ли­тель­ной инто­на­ци­ей. Это одно­род­ные чле­ны предложения.

Особое вни­ма­ние пишу­ще­го при­вле­ка­ют одно­род­ные и неод­но­род­ные опре­де­ле­ния, так как от это­го напря­мую зави­сит пунк­ту­а­ция в предложении.

Однородные определения

В пред­ло­же­нии одно­род­ные опре­де­ле­ния отно­сят­ся к одно­му и тому же сло­ву, отве­ча­ют на один и тот же вопрос. Они соеди­не­ны сочи­ни­тель­ной свя­зью или интонационно.

Примеры:

Мы сиде­ли воз­ле малень­ко­го , изящ­но­го сто­ли­ка, накры­то­го ажур­ной салфеткой.

Что выде­лен­ные вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния явля­ют­ся одно­род­ны­ми, мож­но понять по ряду их признаков.

Однородные опре­де­ле­ния харак­те­ри­зу­ют пред­мет с одной сто­ро­ны или обо­зна­ча­ют общее впе­чат­ле­ние о пред­ме­те, рас­кры­вая более деталь­но (пере­чис­ляя) его свой­ства или внеш­ние при­зна­ки. Часто при­зна­ки, выра­жа­е­мые одно­род­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми, объ­еди­ня­ют­ся меж­ду собой как видо­вые по отно­ше­нию к более широ­ко­му (родо­во­му) поня­тию. Такие чле­ны пред­ло­же­ния отно­сят­ся непо­сред­ствен­но к опре­де­ля­е­мо­му сло­ву и харак­те­ри­зу­ют его по ряду при­зна­ков с одной стороны.

Между одно­род­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми лег­ко мож­но вста­вить сочи­ни­тель­ный соеди­ни­тель­ный союз «и»:

  • Наступила тёп­лая и ясная осень.
  • Мы сиде­ли воз­ле малень­ко­го и изящ­но­го столика.

Однородными явля­ют­ся эпи­те­ты и опре­де­ле­ния, харак­те­ри­зу­ю­щие пред­мет с раз­ных сто­рон, но объ­еди­нен­ные общим впе­чат­ле­ни­ем, кото­рое он про­из­во­дит на окру­жа­ю­щих (внеш­ность, чер­ты харак­те­ра, пове­де­ние, при­чин­ная связь и т. д.)

Из тол­пы выныр­ну­ла облез­лая , мок­рая , рыжая собачонка.

Определения «облез­лая», «мок­рая», «рыжая» явля­ют­ся эпи­те­та­ми, кото­рые высту­па­ют в роли одно­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния. Хотя они харак­те­ри­зую пред­мет с раз­ных сто­рон (каче­ство шер­сти, цвет), но объ­еди­не­ны общим при­зна­ком — внеш­ний вид. К тому же эти опре­де­ле­ния выра­же­ны каче­ствен­ны­ми при­ла­га­тель­ны­ми, кото­рые про­из­но­сят­ся с инто­на­ци­ей пере­чис­ле­ния, что под­твер­жда­ет их однородность.

Примеры:

Он обе­дал в неболь­шой , пло­хо убран­ной комнате.

Зеленый луг бле­стит радуж­ной , пере­ли­ва­ю­щей­ся под луча­ми солн­ца росой.

В пред­ло­же­нии меж­ду одно­род­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми, не соеди­нен­ны­ми сою­за­ми, ста­вит­ся запятая.

Чтобы пра­виль­но рас­ста­вить зна­ки пре­пи­на­ния, научим­ся раз­ли­чать одно­род­ные и неод­но­род­ные определения.

Неоднородные определения

Определения могут быть неод­но­род­ны­ми, несмот­ря на то что пояс­ня­ют одно и то же сло­во, выпол­ня­ют одну и ту же син­так­си­че­скую функ­цию и отве­ча­ют на один и тот же вопрос.

Пример:

Машина затор­мо­зи­ла воз­ле малень­ко­го дере­вян­но­го домика.

Неоднородные опре­де­ле­ния «малень­кий» и «дере­вян­ный» харак­те­ри­зу­ют пред­мет с раз­ных сто­рон и обо­зна­ча­ют при­зна­ки, кото­рые отно­сят­ся к раз­ным родо­вым понятиям:

Обратим вни­ма­ние, что эти при­ла­га­тель­ные при­над­ле­жат к раз­ным разрядам.

Качественные и отно­си­тель­ные, при­тя­жа­тель­ные при­ла­га­тель­ные не явля­ют­ся однородными.

Мне вспом­ни­лись ран­ние есе­нин­ские стихи.

На ней была наде­та ста­рень­кая бабуш­ки­на кофта.

Неоднородные опре­де­ле­ния харак­те­ри­зу­ют пред­мет с раз­ных сто­рон, ука­зы­вая на его раз­лич­ные признаки:

Не явля­ют­ся меж­ду собой одно­род­ны­ми отно­си­тель­ные при­ла­га­тель­ные и оди­ноч­ные причастия:

На ее руке свер­ка­ло кру­жев­ное сереб­ря­ное кольцо.

За домом спус­кал­ся к реке запу­щен­ный ябло­не­вый сад.

Чем отличаются однородные и неоднородны определения?

Подытожим наши рас­суж­де­ния об одно­род­ных и неод­но­род­ных опре­де­ле­ни­ях и обо­зна­чим в таб­ли­це, чем они раз­ли­ча­ют­ся меж­ду собой.

Читайте также:  Дети рисуют солнце мир

Видеоурок «Однородные и неоднородные определения (8 класс)»

Источник

Дополнить предложения однородными членами. указать (подчеркнуть), какими членами предложения они являются. солнце плывет

Ответ или решение 1

1) Солнце плывет над озерами, полями и лесами.

(Что?) солнце — подлежащее (имя существительное).

Солнце (Что делает?) плывет — сказуемое (глагол).

Плывет (Над чем?) над озерами, полями и лесами — однородные дополнения (имена существительные).

2) Осенью листья бывают желтого и красного цвета.

(Что?) листья — подлежащее (имя существительное).

Листья (Что делают?) бывают — сказуемое (глагол).

Бывают (Когда?) осенью — обстоятельство (имя существительное).

Бывают (Какими?) желтого и красного цвета — однородные определения (имена прилагательные + имя существительное).

3) В пруду водились караси и окуни.

(Кто?) караси и окуни — однородные подлежащие (имена существительные).

Караси и окуни (Что делали?) водились — сказуемое (глагол).

Водились (Где?) в пруду — обстоятельство (имя существительное).

4) На уроке физкультуры мы бегаем и прыгаем.

(Кто?) мы — подлежащее (местоимение).

Мы (Что делаем?) бегаем и прыгаем — однородные сказуемые (глаголы).

Бегаем и прыгаем (Когда?) на уроке физкультуры — обстоятельство (имена существительные).

Источник

Урок русского языка по теме: «Однородные члены предложения»

Цели:

  • закрепить знания об однородных членах предложения;
  • развивать умение видеть в предложении однородные члены;
  • развивать орфографическую зоркость, творческое воображение;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • воспитывать чувство товарищества, чувство взаимопомощи;
  • развивать логическое мышление.

Используемый материал: карточки с заданиями, карточки с кроссвордами.

I. Организация класса.

II. Сообщение темы и цели урока.

— Ребята, посмотрите какой сегодня день?

— И к нам в класс заглянуло солнышко, и даже не одно, а целых три.

Вывешиваю 3 картинки солнышек.

— Выберите солнце, которое вам больше всего понравилось.

— Да, сегодня солнечная, теплая погода, в такой день хочется улыбнуться. Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения нашим гостям. Пусть оно сохранится на всем уроке.

— Составьте простое предложение о том, какой сегодня день.

(Сегодня теплый день. Сегодня солнечный день. Сегодня весенний день и т.д.)

Вывешиваю на доску плакат.

— Из трех предложений составьте одно предложение, в котором не повторялись бы 3 раза слова сегодня и день.

(Сегодня теплый, солнечный, весенний день.)

— Как мы построили новое предложение?

— А теперь подумайте и скажите, о чем сегодня пойдет речь. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

(Однородные члены предложения.)

— Совершенно верно. Мы сегодня повторим, что такое однородные члены предложения, будем учиться находить их в предложениях.

— Сегодня мы с вами будем работать в группах, дружно, помогая друг другу.

— Посмотрите в каждую группу тоже пришла весна. У вас на груди “расцвели” весенние цветы. У кого красные, у кого желтые, а у кого голубые.

— Сейчас вы запишите это предложение. “Желтые” будут комментировать, а “красные” следят за тем, чтобы не было ошибок.

— Найдите в этом предложении однородные члены. (Теплый, солнечный, весенний).

Читайте также:  Да здравствует солнце да скроется тьма схема предложения

— Докажите, что это однородные члены. (Они отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову).

— Какой связью соединены однородные члены? (Бессоюзной).

— Если нет союзов, то как разделяются однородные члены на письме? (Запятыми).

— А при чтении? (Интонацией).

— Какими членами предложения являются однородные члены? (Второстепенными).

— А сейчас, я вам даю 1 минуту – подумайте и вспомните все, что вы знаете об однородных членах предложения? (Развитие монологической речи)

Вывод:

III. В начале урока мы говорили о том, что день солнечный, яркий, на улице стало теплее, а почему все это происходит мы не выяснили.

Если вы правильно заполните кроссворд, то узнаете это слово.

В каждую группу выдаю карточку с кроссвордом

— Найдите слова, расположенные по горизонтали и вертикали.

— Чья группа первая найдет все слова, поднимите руку.

— На доске вывешиваю кроссворд с выделенными словами.

— Какой общей темой объединены эти слова? (Весна).

— А теперь посмотрите внимательно на написание этих слов. Какие в них орфограммы?

— Что это за слова? (Слова с безударной гласной).

Какое слово лишнее? (Весна).

Почему? (Безударная гласная, которую можно проверить).

Придумайте предложение со словом “весна”, чтобы в нем были однородные члены.

Молодцы. Посмотрите, как вам улыбается солнышко. Оно радо за вас и я тоже.

IV.

— А сейчас я вам предлагаю немного посочинять.

— Каждой группе выдаю карточку с вопросом:

1) Какие звери водятся в лесу?
2) Какие ягоды собирают в лесу?
3) Какие цветы растут в лесу?
4) Какие грибы растут в лесу?
5) Каких птиц можно встретить в лесу?

Прочтите вопрос в группах.

(На доске вывешиваю карточки со словами: дуб, синицы, лисицы, осина, сосна, медведи, чижи, береза, ольха, брусника, маслята, земляника, волки, рыжики, щеглы, опята, малина.)

— Дети, у которых синие цветы, пойдите выберите слова, которые подходят к вашему вопросу.

— Запишите ответы на вопросы с комментированием. “Желтые” комментируют, все остальные следят, чтобы не было ошибок.

Проверка: — Прочитайте ваши предложения. Найдите однородные члены, подчеркните и докажите.

V. Солнышко любит старательных, давайте еще раз порадуем его!

Индивидуальная работа:

1. Всем “синим” выдаю карточки с текстом.

Задание: списать текст, найти однородные члены и подчеркнуть их.

Зима лютая хотела заморозить людей, зверей, птиц. Но в марте солнце объявило ей войну. Прилетели грачи, скворцы, жаворонки.

Всем, у кого желтые цветочки, заменить выделенные слова однородными членами и записать полученные предложения.

2. Всем, у кого красные цветы, из слов растение, трактор, весна, соловей, засеять, придумать и записать рассказ, в котором были бы однородные члены предложения. (Творческая работа).

Проверка: “Красные” проверяют “синих”, “желтые” — взаимопроверка, а у “красных” я проверю, когда соберу тетради.

VI. Итог урока:

— Что вам больше всего понравилось на уроке?

— А какие задания вызвали трудность?

— Что всегда весной радует глаз? (Цветы)

— Давайте составим из ваших цветов красивый, весенний букет и подарим нашим гостям.

Источник

Adblock
detector