«Лунный человек»: почему жители Новой Гвинеи считали путешественника Миклухо-Маклая богом-создателем
Некоторые слова в языке папуасов бонгу очень напоминают русские. Например, «тапорр» значит топор, «ножа» — нож, а «глеба» — хлеб. В чем же связь между двумя столь непохожими языками? Это не что иное, как заимствования, которыми туземцы обозначали предметы, подаренные им путешественником Н. Н. Миклухо-Маклаем. В жизни этого народа русский этнограф сыграл настолько важную роль, что память о нем сохранилась до наших дней. И сегодня туземцы Новой Гвинеи именуют секиру «скирау», кукурузу – «гугрус». Все это искаженные за полтора века русские слова, которыми обогатился язык бонгу благодаря Миклухо-Маклаю.
Впервые русский этнограф причалил к северо-восточному побережью Новой Гвинеи в 1871 г. В общей сложности за три экспедиции он пробыл в «гостях» у папуасов 3,5 года. Место, где он высадился, названо в его честь берегом Маклая.
Облик и знания пришельца были настолько непонятны аборигенам, что он стал героем многих местных мифов. Пока он занимался исследованием папуасов, они, в свою очередь, изучали его. «Сверхъестественные» способности путешественника были истолкованными жителями Новой Гвинеи как сильнейшая магия. А сам Миклухо-Маклай стал для них настоящим божеством, спустившимся в мир людей.
Прибытие этнографа на корабле повергло папуасов в настоящий шок. Смятение усилилось, когда Миклухо-Маклай пригласил аборигенов посетить свой корвет. В это время был дан залп из пушек в честь благополучного завершения плавания. Побросав подарки, туземцы пустились наутек и стали копать могилы, готовясь к неминуемой смерти. Когда опасность конца света миновала, они решили, что в образе мореплавателя их посетил то ли демон Бука, то ли божество Ротей, которого они почитали как прародителя.
Белых людей аборигены видели впервые, поэтому поначалу они из боязни прятали от них женщин и детей. Когда Миклухо-Маклая стали звать «белым папуасом», он всячески поощрял это прозвище, так как хотел сблизиться с туземцами. Когда они поняли, что путешественник не желает им зла, то окончательно уверились в том, что он бог-создатель — Ротей.
Аборигены считали, что Миклухо-Маклай перерождался сотни раз, поэтому в одной из прошлых жизней жил в далекой земле России. С цветом кожи связан еще один курьез. Иногда туземцы называли его «лунным человеком». Так они иносказательно обозначали то, что он был белокожим. Однако сам Маклай поначалу не сумел верно истолковать смысл этого выражения, переведя его как «человек с Луны».
Истории о визите этнографа папуасы передавали из поколения в поколение, постепенно украшая их красочными подробностями. Когда не осталось в живых очевидцев, встречавшихся с Миклухо-Маклаем, он окончательно превратился в мифологический персонаж.
Источник
Какого путешественника туземцы Новой Гвинеи прозвали «человеком с Луны» и почему его так прозвали?
Ответить на вопрос
ЛУЧШИЙ ОТВЕТ |
На островах Новой Гвинеи его считали человеком с Луны, из-за кожи почти белого цвета. А звали его Николай Николаевич Миклухо-Маклай.
Миклухо-Маклай (1846 – 1888) – знаменитый русский путешественник, исследователь быта народов и племен, на которых не распространилось влияние цивилизации. 1 октября 1871 г он шагнул с борта клипера «Изумруд» на землю острова Новая Гвинея в Малайском архипелаге. Папуасы встретили его очень враждебно – копьями и стрелами. Но путешественник расстелил на песке циновку, прилег на нее и заснул, чем вызвал огромное удивление аборигенов. Он терпеливо завоевывал расположение и уважение местных жителей своей добротой, мужественностью, справедливостью.
За то время, которое он находился на острове, он сумел выучить язык папуасов, изучил их быт, традиции, предметы быта, украшения, оружие. Попутно изучал окружающую флору и фауну. Он познакомил папуасов с металлическими орудиями труда и научил ими пользоваться, лечил их от различных заболеваний. Папуасы звали его «Тамо-рус» (человек-рус) – посланец Луны, человек с белой кожей. Он прожил в племени папуасов 15 месяцев. Цель его исследований заключалась в доказательстве того, что не существует низших рас, и принципиальных отличий между папуасами и европейцами не существует. Он бывал у папуасов Новой Гвинеи несколько раз, и всякий раз его встречали очень радостно, как старого доброго знакомого.
Берег, на котором он жил, сейчас носит имя Маклая. А среди папуасов до сих пор ходит легенда о добром белом человеке с Луны, который когда-нибудь вернется снова.
Умер Миклухо-Маклай 2 (14) апреля 1888 года, не дожив и до сорока двух лет. Главное свое богатство — мозг — он завещал отечественной науке, так же, как и все бумаги и коллекции. Но подвиг и труды Николая Николаевича были по-настоящему оценены лишь в следующем веке. А главным памятником ему стало появление на карте мира независимого государства Папуа-Новая Гвинея.
Источник
Русский бог Океании, или «человек с Луны»
Сегодня, 17 июля, исполняется 172 года со дня рождения великого русского этнографа, антрополога и путешественника, члена Императорского Русского географического общества (ИРГО) Николая Николаевича Миклухо-Маклая (1846–1888). В память о человеке, заложившем основы отечественной антропологии и этнографии, в этот день в России отмечается День этнографа.
map_mikluho-maklai_1.jpg
Николай Николаевич Миклухо-Маклай родился в селе Языково-Рождествено Новгородской губернии. С юных лет он проявил интерес к естественным наукам. Во время обучения в Йенском университете (Германия) будущий исследователь изучал медицину, зоологию, принимал участие в нескольких научных экспедициях. Уже тогда молодой учёный интересовался малоизвестными регионами планеты – такими направлениями географических исследований, которые сулили крупные открытия.
image00009_cr.jpg
Миклухо-Маклай стал первым европейцем, ступившим на земли Новой Гвинеи, а исследования коренного населения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании принесли ему широкую известность. Сейчас участок северо-восточного побережья острова Новая Гвинея назван в честь учёного – Берегом Маклая.
image101.jpg
Для Миклухо-Маклая аборигены не были чуждым народом. Конечно, поначалу жители Новой Гвинеи отнеслись к исследователю, «человеку с Луны», с недоверием. Но со временем русский учёный стал им другом, учителем, даже подобием божества – новогвинейцы не раз называли детей Маклаями в честь учёного.
n.n._mikluho-maklay_v_ekspedicionnoy_odezhde._novaya_gvineya_1871_god._fotografiya_v.i._klassena.jpg
Николай Николаевич Миклухо-Маклай в совершенстве знал язык туземцев: свободно и бегло говоря по-астролябски, немедленно отвечал на все их расспросы. Сам антрополог признавался, что изучение местных языков, особенно поначалу, далось ему нелегко.
«Изучение первого папуасского диалекта было сопряжено с большими трудностями, так как не было лица, которое могло бы служить переводчиком. Названия, которые я желал знать, я мог получить только или указывая на предмет, или с помощью жестов, которыми я подражал какому-нибудь действию. Но эти два метода были часто источниками недоразумений и ошибок», – писал в он в дневниках.
3jjjj.jpg
Одной из главных задач своей жизни русский путешественник видел в защите коренного населения Новой Гвинеи, отстаивал интересы туземцев перед правительствами европейских государств, предотвращая эксплуатацию и истребление туземцев.
img506_cr.jpg
Николай Николаевич Миклухо-Маклай сделал большой вклад в развитие мировой науки. Ещё при жизни учёного было опубликовано более 100 работ по различным вопросам антропологии, этнографии, зоологии, сравнительной анатомии, географии и других дисциплин.
22jjjj.jpg
Другое уникальное наследие учёного – удивительные рисунки, выполненные самим Миклухо-Маклаем во время экспедиций. В общей сложности его архивы насчитывают свыше 700 изображений. Работы исследователя отличаются особой точностью и наглядностью. Среди работ Миклухо-Маклая встречаются изображения рыб, птиц, животных, но основная масса изображений – это портреты коренных жителей, изображения их жилищ, орудий труда, одежды, украшений. Для целого ряда народов эти рисунки до сих пор являются единственным историческим источником, воспроизводящим исчезнувшие или ускользающие особенности их культуры и быта.
Источник
Служение России: Николай Николаевич Миклухо-Маклай. Человек с Луны
2-10-2013, 20:30 | Открываем историю / Изучаем историю | разместил: virginiya100 | комментариев: (0) | просмотров: (2 492)
Человек с Луны
В этот #день 2 октября 1871 года русский этнограф и путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай, 25 лет от роду, сошел с корвета «Витязь» на северо-восточном берегу Новой Гвинеи и… попал в каменный век. Но не растерялся — добрался до деревни, нашел циновку и улегся спать, убив сразу двух зайцев: отдохнул и страх папуасов развеял. Туземцы называли его Каарамтамо, то есть «человек с луны».
Миклухо-Маклай олицетворял для них то далёко, из которого прибыл. Он изучил быт и нравы папуасов, доказав, что они — те же мы, только живут поюжнее. А еще внедрил в их лексикон русские слова, например, слово «топор». До сих пор на берегах Новой Гвинеи не диво встретить какого-нибудь папуаса по имени Маклай — значит, помнят «человека с луны»…
В 1996 году у Миклухо-Маклая появилось еще одно имя — «Гражданин мира». Именно такой титул в год 150-летия со дня его рождения присудило этнографу ЮНЕСКО.
В память о гражданине мира с Луны, прославившемся на весь мир, мы решили собрать самые интересные факты.
• Николай Николаевич первым из европейцев детально изучил жизнь и обычаи папуасов Новой Гвинеи.
• В 1881 году Маклай предложил проект создания Папуасского союза на Новой Гвинее, цель которого — противостоять экспансии европейских колонизаторов. В 1886 году путешественник выступил с идеей создания на Новой Гвинее русских поселений. В результате все закончилось колонизацией германцев, которые установили свой флаг прямо у хижины ученого.
• О бесстрашии Николая Николаевича ходили легенды. Именно его стойкость и отвага нередко спасали жизнь путешественнику. Тузецмы порой недоверчиво относились к белому человеку, могли втыкать в него копья, устрашать дикими криками, обступать со всех сторон, однако Миклухо-Маклай, по свидетельствам очевидцев – коллег ученого, всегда оставался хладнокровным. Истоки стального характера путешественника принято искать в его корнях. Предком ученого был польский воин, шотландский барон МикаэльМаклэй. В 1646 он был пленен войсками Богдана Хмельницкого, а сын обрусевшего Маклэя Степан был известен тем, что одним из первых захватил турецкую крепость Очаков, держа в руке пылающий факел. За этот отважный поступок Екатерина Великая даровала ему дворянство.
• Миклухо-Маклай путешествовал по Африке в костюме араба, побрив голову и покрасив лицо. Иначе белого человека в то время бы просто убили. Ученый был против работорговли, однако порой позволял себе воспользоваться положением белого человека. За несколько долларов в месяц он брал туземных слуг, которые помогали ему в путешествиях, и имел наложниц — «временных жен». В письме своему другу князю Мещерскому он писал: «Не посылаю портрета своей временной жены, который обещал в последнем письме, потому что таковой я не взял, а микронезийская девочка Мира если и будет таковой, то не ранее года». Действительно, когда Мира поступила к Миклухо-Маклаю, ей было слишком мало лет — всего одиннадцать.
• Миклухо-Маклай спас от смерти папуаса Саула, был свидетелем рождения и похорон папуасов, сидел почетным гостем на званых пирах. Он вникал в безутешное горе женщины Кололь, оплакивающей сдохшую свинью, которую она когда-то кормила своей грудью, как это было здесь зачастую принято. Папуасы верили, что при желании он способен прекратить дождь, а если рассердится, то может поджечь море. Однажды путешественник специально разыграл туземцев — подлил в блюдце со спиртом немного воды и зажег спирт. Рассказы об этом и подобных чудесах переходили из деревни в деревню, преодолевая языковые и племенные барьеры.
• В Австралии 35-летний путешественник познакомился с недавно овдовевшей англичанкой 25-летней Маргарет Робертсон-Кларк. Маргарет была красивой и образованной женщиной. Она повидала Европу и даже одно время мечтала стать оперной певицей. Родственники невесты были против свадьбы по причине бедности ученого. К тому же они боялись, что «барон Маклай» отличался слабым здоровьем и собирался увезти жену то ли на Новую Гвинею, то ли в Россию. Она была протестанткой, а Маклай православным. В то время такие браки не признавались в России и Николаю Николаевичу даже пришлось писать прошение обер-гофмаршалу В. С. Оболенскому. Обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев по распоряжению императора отправил телеграмму в Австралию с величайшим разрешением. Миклухо-Маклай и Маргарет поженились, у них родились двое сыновей. Миклухо-Маклай писал своему другу: «Действительно, я понимаю теперь, что женщина может внести истинное счастье в жизнь человека, который никогда не верил, что оно существует на свете».
• Память о великом русском путешественнике долгие десятилетия жила на берегу залива Астролябия вместе с ростками новых деревьев, вместе с курчавенькой темнокожей девочкой, которой он присвоил русское имя Мария. И еще долгое время стальные топоры назвались здесь «топорами Маклая», а арбузы — «арбузами Маклая». Уже в двадцатом столетии на острове Били-Били этнографы смогли записать легенду о Маклае:«Пришел Маклай и поведал предкам нашим: каменные топоры не острые, а тупые. Выбросьте их в лес, ведь они не годятся. Маклай дал им железные топоры и ножи…»
Источник
➤ Adblockdetector