«Кладовая солнца»: краткое содержание и анализ произведения
Иллюстрация Е. Ращина к книге «Кладовая солнца»: YouTube / MyBook
Сказка-быль «Кладовая солнца», краткое содержание которой знакомо каждому из детства, — квинтэссенция ностальгии по временам, когда добро одерживало победу над злом. Реальные и забавные маленькие герои, их приключения переносят читателя в увлекательный мир, где деревья могут разговаривать, а солнце прячет богатства в укромных закромах.
«Кладовая солнца»: краткое содержание
«Кладовая солнца» — уникальный пример сказки-были, жанр которой разработал Михаил Михайлович Пришвин. В произведении тесно переплелись человеческие судьбы и природа, которая всеми силами помогает маленьким героям. По сути, деревья, болото и солнце — это полноценные герои, которые имеют живой и интересный облик.
Произведение «Кладовая солнца», краткое содержание которого представлено читателю, — это история о силе гармоничной связи человека и природы. История о том, что можно победить любые невзгоды, поступая по совести и слушая свое сердце. История о том, что человек — вершина эволюции, но только тогда, когда он живет в гармонии со всем, что его окружает.
Эту мысль обосновывает в повести Михаил Михайлович Пришвин. «Кладовая солнца», краткое содержание которой излагаем по основным этапам сюжета, описывает такие события:
Экспозиция
Красочное и яркое вступление начинается не как классическая сказка. Вместо стандартных «жили-были» перед читателем разворачивается история двух сироток:
- Их мать умерла, не оправившись от болезни, а отец пал смертью храбрых на полях Второй мировой войны.
- Настя и Митраша сначала жили под присмотром соседей, а после научились вести быт сами.
Завязка
Краткий пересказ «Кладовая солнца» следует начать с момента похода детей в лес. Ежегодно по окончании февральской стужи люди шли в лес за клюквой. Пролежав под теплым покрывалом снега, она становилась намного слаще и полезнее. Настя и Митраша также решили пойти на палестинку, о которой им рассказывал отец:
- девочка не забыла прихватить хлеба, немного молока и картошки для перекуса;
- Митраша как настоящий мужчина взял с собой лукошко и компас, чтобы найти верный путь.
Образ Митраши в иллюстрации Е. Ращина: YouTube / MyBook
По дороге мальчик рассказывал сестре о Блудовом болоте — страшном месте, о котором ходила дурная слава. Дойдя до развилки с камнем, дети разделились и пошли по разным путям. Настя по общей дороге, а Митраша — по неизведанной тропе на север.
Кульминация
Итак, «Кладовая солнца» кратко. Если описывать самые важные события, то нужно упомянуть о кульминационном моменте сказки. Автор помогает читателю наблюдать за двумя персонажами:
- вслед за Настей отправляется собака Травка. Ранее пес служил местному лесничему, но после его смерти остался жить в лесу, изредка выл, тоскуя по хозяину. Унюхав еду в лукошке девочки, Травка отправилась за ней. На вой Травки прибежал Серый помещик — дикий волк, обитающий на холме;
- Митраша плутал по дорогам, пока не дошел до болотных топей. К слову, именно здесь читатель находит ответ на вопрос, что такое кладовая солнца. В народе это место называли «кладовая солнца», потому что там годами хранился торф. Решив сократить путь, мальчик пошел прямо через топкую поляну и вскоре попал в трясину.
В этот момент напряжение читателя возрастает, а тревога за детей и расфокусировка внимания лишь усиливает накал.
Развязка
Настя продолжала собирать клюкву и даже не догадывалась, в какую беду попал брат. Окликнув его пару раз и услышав в ответ лишь тишину, девочка заподозрила неладное и очень расстроилась.
Горькие слезы ребенка заставили Травку отправиться на поиски мальчишки, и чутких собачий нюх привел ее к болоту. Травка увидела застрявшего в трясине ребенка, подошла к нему поближе и позволила ухватиться за задние лапы. После собака рванула со всех сил и помогла ребенку выбраться из болотной ловушки. Митраша был спасен.
В это время Травка взяла след зайца и погналась за ним, а Митраша отправился за ней. Он понимал, что на лес уже спускались сумерки и им с сестрой нужно заночевать прямо тут. Идя за собакой, мальчик выходит на след Серого помещика и убивает опасного хищника. На звук выстрела прибегает Настя, ребята ужинают, а поутру вместе возвращаются в деревню.
Сказка «Кладовая солнца» в сокращении читается быстро. Сюжет произведения удерживает внимание читателя, заставляя его перелистывать страницу за страницей, чтобы быстрее узнать финал произведения «Кладовая солнца». Пришвин не раз говорил, что считает это творение не просто сказкой, а одой силе духа человека, одой выдержке, дружбе, смелости и взаимопомощи.
«Кладовая солнца»: анализ произведения
Сказка-быль «Кладовая солнца» — классика детской литературы. Произведение изучают в средних классах школы. Детям нравятся яркие и близкие им образы главных героев, красочные описания лесных пейзажей. Это включает образное мышление и заставляет посмотреть на мир совершенно под другим углом.
Глубже понять произведение поможет аналитическая справка:
История создания
Книга «Кладовая солнца» написана Пришвиным спонтанно и быстро, всего за один месяц. Хотя идея подобного сочинения зрела у писателя давно. С 1941 по 1945 годы автор был в эвакуирован в небольшую деревушку Усолье, что в Ярославской области.
Пейзажи тайги: Pxhere
Жизнь там протекала тихо и размеренно, а люди были добродушными и открытыми. Там-то Пришвин и познакомился с детьми-сиротами — Соней и Борей, которые стали прообразами литературных героев. Ребята, как и большинство детей в поселке, потеряли родителей в котле войны и самостоятельно справлялись с навалившимися на них взрослыми обязанностями.
Когда в июне 1945 года государство объявило конкурс на лучшее литературное произведение для детей, то автор вспомнил Блудово болото, Усолье и Соню с Борей. Дальнейшая история родилась за месяц, еще через месяц произведение выиграло конкурс и было напечатано в журнале «Октябрь».
Тема и конфликт
Пришвина считают маэстро детализированных описаний. Порой само повествование отходит на второй план, уступая место красочным картинам лесных пейзажей. Сказка «Кладовая солнца» не стала исключением. Критики считают, что в произведении автор поднимает такие актуальные темы, как:
- единство человека с природой, гармоничная взаимосвязь между ними;
- верховенство человека, но только тогда, когда он с уважением относится к дарам матушки-природы;
- прославление дружбы, взаимовыручки и коллективизма, что было актуально для того времени.
В то же время извечный конфликт противостояния человека и природы показан с помощью метафорических образов болота, деревьев и солнца, которые стали полноценными персонажами сказки.
Особенности композиции и жанр
Произведение «Кладовая солнца», жанр которого удачно определил сам автор как сказку-быль, имеет такие художественные особенности:
- Пришвин был уверен, что его сочинение искусно превращает сказку в быль и наоборот;
- главные герои «Кладовая солнца» — дети с реальной, невымышленной судьбой;
- в этой истории нет фантастических героев, но есть очеловеченные образы животных и природных явлений. Яркий тому пример — волк Серый помещик, Солнце и собака Травка;
- вечные ценности, которые воспеваются в сказках, также отображены в сказке-были Пришвина.
Само произведение состоит из 12 разделенных по смыслу глав. Повествование логическое, линейное, присутствует нарастающая к кульминации динамика и счастливый финал.
Характеристика главных героев
Автор дает такое описание детей. Вот Настя:
- девочка 12 лет, подросток;
- худая и ладная, «как золотая курочка на высоких длинных ногах»;
- вся в веснушках, с золотистыми волосами;
- излучает добро и свет.
Митраша — брат Насти. Вот детали его портрета и характера:
- приблизительно ему 10 лет;
- невысокого роста, но плотного телосложения;
- ребенок плечист и силен не по годам.
Настя взяла на себя все женские хлопоты по дому, а Митраша занимался тяжелой мужской работой. Мастерил лоханки и посуду из дерева, продавал их на рынке, за счет этого дети выживали.
«Кладовая солнца» — сказка о гармоничном сосуществовании человека и природы, о силе духа и недетской выдержке, стремлении к взаимопомощи и преданности.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Источник
Краткое содержание «Кладовая солнца»
Сказку «Кладовая солнца» Пришвин написал в 1945 году. В произведении автор раскрывает классические для русской литературы темы природы, любви к родине. Используя художественный прием олицетворения, автор «оживляет» перед читателем болото, деревья, ветер и т. д. Природа словно выступает отдельным героем сказки-были, предупреждая детей об опасности, помогая им. Через описания пейзажа Пришвин передает внутреннее состояние персонажей, смену настроений в рассказе.
Читать онлайн краткое содержание «Кладовой солнца» можно прямо на нашем сайте.
Главные герои
Настя Веселкина – девочка 12-ти лет, сестра Митраши, «была как золотая курочка на высоких ногах».
Митраша Веселкин – мальчик 10-ти «с хвостиком» лет, брат Насти; его в шутку называли «мужичок в мешочке».
Травка – собака умершего лесника Антипыча, «большая рыжая, с черным ремешком на спине».
Волк Старый помещик
А ещё у нас есть:
Краткое содержание
Глава 1
В селе «возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей» – Настя и Митраша. «Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне» . Детям осталась изба и хозяйство. Сначала ребятам помогали управляться с хозяйством соседи, но вскоре те сами всему научились.
Дети жили очень дружно. Настя рано вставала и «хлопотала по хозяйству до ночи» . Митраша же занимался «мужским хозяйством» , мастерил бочонки, лоханки, деревянную посуду, которую продавал.
Глава 2
В селе весной собирали клюкву, перележавшую всю зиму под снегом, она была вкуснее и полезнее осенней. В конце апреля ребята собрались за ягодами. Митраша взял с собой отцовское двуствольное ружье и компас: отец объяснял, что по компасу всегда можно найти путь домой. Настя взяла корзинку, хлеб, картофель и молоко. Дети решили пойти к Слепой елани: там, по рассказам отца, есть «палестинка» , на которой растет много клюквы.
Глава 3
Еще затемно ребята пошли к Блудову болоту. Митраша рассказал, что на болотах живет в одиночку «страшный волк, Серый помещик» . Как подтверждение этому, вдали раздался волчий вой.
Митраша вел сестру по компасу на север – к нужной полянке с клюквой.
Глава 4
Дети вышли к «Лежачему камню» . Оттуда шли две тропинки – одна хоженная людьми, «плотная» , а вторая «слабенькая» , но идущая на север. Поссорившись, ребята разошлись в разные стороны. Митраша пошел на север, а Настя – по «общей» тропе.
Глава 5
В картофельной яме, у развалин домика лесника жила гончая собака Травка. Ее хозяин, старый охотник Антипыч, умер два года назад. Тоскуя по хозяину, собака часто взбиралась на холм и протяжно выла.
Глава 6
Несколько лет назад недалеко от Сухой речки «целая команда» людей истребляла волков. Убили всех, кроме осторожного Серого помещика, которому только отстрелили левое ухо и половину хвоста. Летом волк убивал в деревнях скотину и собак. Охотники пять раз приезжали, чтобы поймать Серого, но ему каждый раз удавалось сбежать.
Глава 7
Услышав вой собаки Травки, волк направился в ее сторону. Однако Травка учуяла заячий след и пошла по нему, а возле Лежачего камня ощутила запах хлеба и картошки, и рысью побежала за Настей.
Глава 8
Блудово болото с «огромными запасами горючего торфа и есть кладовая солнца» . «Тысячи лет это добро под водой сохраняется» и потом «торф достается человеку от солнца в наследство» .
Митраша шел к «Слепой елани» – «погибельному месту» , где в трясине погибло много людей. Постепенно кочки под его ногами «становились полужидкими» . Чтобы сократить путь, Митраша решил идти не по безопасной тропинке, а напрямую через поляну.
С первых шагов мальчик начал тонуть в болоте. Пытаясь вырваться из трясины, он резко дернулся и оказался в болоте по грудь. Чтобы трясина не затянула его полностью, он держался за ружье.
Издалека раздался крик звавшей его Насти. Митраша ответил, но ветер унес его крик в другую сторону.
Глава 9
Увлекшись сбором клюквы, Настя не заметила, как сошла с тропы и неожиданно оказалась у той самой «палестинки» , усыпанной ягодами, к которой хотел дойти Митраша. Настя начала поспешно собирать клюкву. Отвлеклась только тогда, когда случайно зацепила рукой плеть, на которой лежала гадюка. Оглянувшись, Настя заметила собаку Травку. Девочка ласково ее позвала, поделилась с собакой хлебом и наконец вспомнила о Митраше. Девочка громко позвала брата, но, не услышав унесенный ветром ответ, присела возле корзины и заплакала.
Глава 10
Травка, «чуя беду человеческую» , подняла высоко голову и завыла. На вой собаки спешил с другой стороны болота Серый. Травка услышала, что поблизости лиса загоняет зайца-русака, и побежала за добычей в сторону Слепой елани.
Глава 11
Догоняя зайца, Травка выбежала к тому месту, где затянуло в трясину Митрашу. Мальчик узнал собаку и подозвал к себе. Когда Травка подошла ближе, Митраша схватил ее за задние лапы. Собака «с безумной силой рванулась» и мальчику удалось выбраться из болота. Травка, решив, что перед нею «прежний прекрасный Антипыч» радостно бросилась к Митраше.
Глава 12
Вспомнив о зайце, Травка побежала за ним дальше. Голодный Митраша тут же сообразил, «что все спасение его будет в этом зайце». Мальчик притаился в кустах можжевельника. Сюда же Травка погнала зайца, и сюда же прибежал на лай собаки Серый. Увидев волка в пяти шагах от себя, Митраша выстрелил в него и убил.
Настя, услышав выстрел, закричала. Митраша позвал ее, и девочка прибежала на крик. Ребята развели костер и сделали себе ужин из пойманного Травкой зайца.
Переночевав на болоте, дети вернулись утром домой. В деревне сначала не верили, что мальчик смог убить старого волка, но вскоре сами в этом убедились. Собранную клюкву Настя отдала эвакуированным ленинградским детям. За два следующих года войны Митраша «вытянулся» и повзрослел.
Эту историю рассказали «разведчики болотных богатств», которые в годы войны готовили болота – «кладовые солнца» – для добычи торфа.
Заключение
В произведении «Кладовая солнца» Михаил Михайлович Пришвин затрагивает вопросы выживания людей, в частности детей, в сложные периоды (в рассказе это время Отечественной войны), показывает важность взаимной поддержки, помощи. «Кладовая солнца» в сказке является сборным символом, обозначающим не только торф, но и все богатство природы, и людей, живущих на той земле.
Рекомендуем не только прочесть пересказ «Кладовой солнца», но и оценить произведение полностью.
Тест по сказке
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Источник