Православие и мысль о существовании жизни вне Земли
К ак известно, представление о разумных обитателях иных планет в космосе является одним из основных «кирпичиков», используемых при создании большинства фантастических произведений, которое успело даже стать «визитной карточкой» научно-фантастической литературы и кинематографии. Вместе с тем, некоторые учёные всерьёз убеждены в реальной возможности наличия биологической жизни вне Земли. Наконец, изрядное число людей утверждают, что они уже здесь и сейчас стали свидетелями активности представителей инопланетных цивилизаций и даже успели установить с ними контакт. Идея, таким образом, получает распространение на самых разных уровнях и муссировалась почти всё последнее столетие.
Наверняка каждому, читающему эти строки, вне зависимости от его отношения к религии, доводилось слышать утверждения, что Церковь относится к мысли о существовании иных форм жизни вне Земли крайне отрицательно. Дабы не томить читателя, предупредим сразу: подобные утверждения — не более чем навязчивый стереотип, поверхностный и ложный, как, наверное, и все стереотипы.
Однозначно отрицательно Церковь относится только к уфологии. Вопрос этот в современной церковной литературе разобран достаточно подробно, любой интересующийся без труда сможет найти в любом православном книжном магазине брошюру или книгу, касающуюся данной темы. Аргументы по большей части изложены в них одни и те же. Кратко говоря, Церковь не отрицает того, что уфологи имеют контакты, но только контактируют они не с гостями из глубин вселенной, а с падшими духовными существами — бесами. Для православного человека это очевидно на основе анализа как самого «явления», вида и действий обитателей НЛО, так и тех плодов, которые они приносят для «очевидцев» и «контактёров». Более подробно можно почитать в книге архимандрита Серафима (Роуза) «Православие и религия будущего».
Часто приходится слышать мнение, что раз НЛО на самом деле не явление реальных «пришельцев», а лишь «концерты», устроенные бесами, то таким же образом следует отрицать и существование инопланетного разума в принципе, и что само предположение о возможности существования иных форм жизни на других планетах порочно и имеет бесовское происхождение.
Однако на самом деле эти вопросы между собою напрямую никак не связаны. Можно пояснить это на ярком примере: известно, что бесы являлись многим раннехристианским отшельникам в виде эфиопов, однако это вовсе не означает, что христианство отрицает возможность реального существования эфиопов, или что Церковь относится отрицательно к самим эфиопам как к нации. Ведь в то же время реальные эфиопы активно принимали христианство и, опять же, были и в числе подвижников, которых искушали бесы. То же и в нашем случае: из того, что в нынешние времена бесы являются в образе космических пришельцев, разумных инопланетян (используя их как образ чего-то далёкого, загадочного и иного, каким средневековому человеку представлялись эфиопы), вовсе не следует, что оных инопланетян не может существовать в природе, или что они также являются заведомо злыми и демоническими. Это два совершенно разных вопроса.
И если отношение к уфологии и её предмету у Церкви однозначно отрицательное, то в вопросе возможности существования инопланетной жизни самой по себе, позиция, как уже было сказано, иная. Несмотря на то, что многие люди искренно убеждены в обратном. Самый распространённый у них, «стереотипный» аргумент против существования жизни вне Земли — «в Библии об этом не сказано, значит, этого и нет».
Но, во-первых, Библия, как многократно подчёркивали православные богословы, — это не естественно-научная энциклопедия. В ней не сообщается, например, и о радиоактивных элементах, что не мешает им существовать в богозданном мире, в ней ничего или почти ничего прямо не говорится о полётах человека в космос — что не мешает, опять-таки, им осуществляться. Библия сообщает лишь о том, что необходимо знать человеку для спасения от греха и смерти. Отсюда следует вывод: вопрос о существовании жизни на других планетах не имеет никакого значения для спасения души человека, независимо от того, в какую сторону этот вопрос решается.
Во-вторых, православное вероучение зиждится не только на Библии как на Священном Писании, но и на Священном Предании — живом опыте Богообщения Церкви в истории. Выражено Св. Предание прежде всего в писаниях святых — тех лиц, которые своею жизнью засвидетельствовали любовь Божию и благополучно достигли упокоения в этой любви. На основании творений святых и их единства по тому или иному вопросу и можно делать вывод о подлинной позиции Церкви по тому или иному поводу.
То, что позиция в отношении существования инопланетной жизни не столь однозначна, как принято считать, видно, в частности, из слов святого Николая Японского, которые он записал, отзываясь об одном знакомом протестантском пасторе: «Православие для N является такой же terra incognita, как Марс с его обитателями». Конечно, это всего лишь оборот, или, как сказали бы в то время, фигура речи, однако весьма примечательно, что ничего зазорного в таком обороте, недвусмысленно предполагающем наличие жизни на других планетах, святой Николай не видел. Особенно, если учесть, что во время написания этих слов (начало ХХ века) европейское общество, взбудораженное открытием «марсианских каналов», всерьёз полагало, что на Марсе есть разумная жизнь.
С гораздо большей определённостью говорит об этом другой святой ХХ века и вместе с тем один из крупнейших учёных, хирург, спасший жизни тысячам людей, — святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Невозможно допустить, что все бесчисленные звёздные миры были только грандиозными массами мёртвой материи, чтобы мир живых существ обрывался на человеке, этой первой ступени духовного развития. Что мешает допустить, что небесные тела служат местом обитания бесчисленных живых разумных существ, высших форм интеллектуальности?».
Один из авторитетнейших богословов ХХ века, архиепископ Иоанн (Шаховской), пастырь Американской Православной Церкви, посвятил этому вопросу целую статью, в которой утверждает, что «нельзя считать противоречащими вере в Бога существование в космическом пространстве иных вселенных, других разумных существ. Только одно надо всегда иметь в виду при этом: как бы ни был велик и чудесен звёздный мир, сияние которого мы видим над головой, есть ещё мир гораздо более высокий: мир духа и истины. Этот мир нельзя отождествить ни с каким пространственным».
С иронией относясь к антропоморфным представлениям современных ему учёных о гипотетических обитателях иных миров, архиепископ Иоанн склоняется к тому, что «связь каких-либо неизвестных нам звёздных существ с космосом не обязательно предполагает их подчинение тем законам жизни, которые известны на Земле», и, шире, «земных категорий и понятий вообще». Он допускает существование разных типов «инопланетян» в их отношении к Богу: они могут быть падшими, но неискуплёнными, могут быть падшими и искуплёнными, на которых каким-то образом распространяется искупительный подвиг Христа, могут быть непадшими, могут, наконец, быть совершенно иными, разумными, но не имевшими выбора и потому стоящими в духовном плане ниже человека, именно свободное обращение которого к Богу в глазах Его является самой высшей драгоценностью во вселенной.
Но при всём этом следует чётко осознавать, что «Боговоплощение и искупительная жертва Христа — единственные и неповторимые, Христос пришел на Землю спасти человека, всю тварь и весь космос от греха, проклятия и смерти», — это подчеркнул и нынешний предстоятель Русской Православной Церкви патриарх Алексий II, отвечая в интервью на вопрос о возможности существования других цивилизаций в космическом пространстве, об этом в аналогичном контексте высказался и святой Иоанн Кронштадтский: «Звёздная наука дознала и утверждает, что наша Земля в порядке мироздания есть едва заметная точка, что миллионы миров кругом нашей Земли наполняют бездны пространства, — и вот эта одна точка, этот едва заметный шар Божьего творения, населяемый людьми — удостоился несказанной чести носить на себе Бога-Плотоносца, Бога-Человека. Ни один из видимых миров, кроме Земли, не удостоился этой величайшей чести. Почему же дано такое предпочтение Земле? Почему только на Земле Бог явился во плоти? — Это великая тайна Божия, тайна безмерного милосердия и снисхождения Божия к погибающему человечеству».
Однако, продолжая фразу и пытаясь отчасти проникнуть в эту тайну, святой Иоанн пишет странные слова: «может быть, только на одной Земле было падение разумной твари, созданной по образу Божию, и потому только здесь требовалась всемогущая, восстановляющая от падения Рука, только здесь нужно было явное пришествие Врача для уврачевания неисцельно болящего человека, которого не могли исцелить отъ язвы греха никакия врачевства человеческие».
Будучи абсолютно уверен своим духовным опытом в уникальности Боговоплощения на Земле, св. Иоанн Кронштадтский словно допускает этой фразой возможность существования «разумной твари» в других мирах, которая не совершила грехопадения, однако его осторожное «может быть» не позволяет судить с достаточной уверенностью о том, насколько серьёзно он относился к подобному допущению.
Средневековые агиографические тексты предоставляют ещё больший простор в этом отношении. Для примера мы рассмотрим два эпизода из «путешествия» святого Брендона, подвижника VI века. Его история крайне примечательна. Прочитав книгу о чудесах Господних, описание которых показалось святому слишком уж фантастичным, он соблазнился по поводу прочитанного и сжёг книгу. За это Господь судил Брендону самолично вместе с братиями его монастыря отправиться в многолетнее плавание, для того, чтобы он мог своими глазами убедиться в истинности написанного в книге.
И вот, повествуется, что однажды корабль с монахами заплыл посреди моря в такое место, «где был слышен неподалёку большой шум и грубые речи людей, и рёв скота. Они слышали, как выгоняют скот, танцуют и ухаживают, поют, плачут и смеются, и другие разнообразнейшие звуки. Этому святой Брендон был крайне удивлён, ибо они не видели ничего, кроме воды и неба, но слышали много». Позднее ему объяснили, «что шум, который они слышат — из другого мира»(!).
В ином эпизоде подвижник с братией высаживается в неизведанной стране, где обитает «удивительного вида народ»: «головы их были как у свиней, и у них были человеческие руки с собачьими когтями, и журавлиные шеи. И каждый имел колчан со стрелами» . Сначала монахи опасаются, считая их бесами, но оказывается, что это совершенно иные существа, с иной духовной судьбой. Вот что говорит святому Брендону один из них: «Знай, что мы узнали Бога раньше, чем ты, когда Он сидел в Своём величии и мы были у Него в милости. Мы были очень близки к Нему в небесном царстве. Но мы следовали Люциферу, который был изгнан с неба. Когда Люцифер восстал против Бога, мы имели мало разума, и не понимали разницы между добром и злом. И Бог, зная наш малый разум, поступил с нами не так, как с Люцифером и отпавшими с ним ангелами, которые были разумны. И Он дал нам собакоподобные тела, ибо мы жили на небе по обычаю собак — кого собака знает, того она не станет кусать. Так поступили мы, не тронув Люцифера, когда он восстал против Бога, но так как мы с ним и не восстали. Бог оказал нам милость, и не отправил с ним в ад. Эту страну нам дал Бог, и мы надеемся, что Он ещё смилостивится над нами».
Приведённых цитат, на наш взгляд, достаточно, чтобы с уверенностью сказать, что существование неразумной жизни вне Земли однозначно допускается Православием.
Если говорить о разумной жизни, то здесь нужно помнить, что по православному учению, человек является выразителем, представителем всей материальной твари. Поэтому из-за его грехопадения увлечено было ко греху и всё видимое творение и смерть вошла во всю материальную вселенную, и через его спасение, осуществлённое Богочеловеком Христом, живое творение сопричастно благодатной жизни будущего века. Именно поэтому, строго говоря, для бытия точно таких же в духовно-нравственном отношении существ, как люди, места просто не остаётся. Но вместе с тем возможны и другие варианты, даже если сейчас их сложно до конца проговорить. Не считал ведь средневековый христианин, убеждённый в том, что есть страны, населённые «людьми с пёсьими головами» их наличие противоречащим своей вере? Даже в житиях некоторых святых (например, преподобного Павла Фивейского) мы встречаем истории об общении подвижников с кентаврами, причём не как с бесовскими искушениями, а именно как с вымирающей расой полулюдей. И кентавры и псеголовцы явно описываются как разумные существа, при этом иной физиологии, чем люди. Существа, с которыми общался св. Брендон, описываются как «недоразумные», стоящие выше животных, но ниже людей и ангелов.
Закончить наш экскурс в проблематику православной «экзотеологии» хотелось бы цитатой из труда великого русского учёного М.В. Ломоносова. Окрылённый сделанным им открытием атмосферы на Венере, он допустил возможность существования там разумных обитателей и попытался рассмотреть возникший из этого круг богословских вопросов:
«Некоторые спрашивают, ежели-де на планетах есть живущие нам подобные люди, то какой они веры? Проповедано ли им Евангелие? Крещены ли они в веру Христову? Сим дается ответ вопросный. В южных великих землях, коих берега в нынешние времена почти только примечены мореплавательми, тамошние жители, также и в других неведомых землях обитатели, люди видом, языком и всеми поведениями от вас отменные, какой веры? И кто им проповедал Евангелие? Ежели кто про то знать или их обратить и крестить хочет, тот пусть по евангельскому слову туда пойдет. И как свою проповедь окончит, то после пусть поедет для того же и на Венеру. Только бы труд его не был напрасен. Может быть тамошние люди в Адаме не согрешили, и для того всех из того следствий не надобно. „Многи пути ко спасению. Многи обители суть на небесех“. При всем сем христианская вера стоит непреложна».
Источник
Место человека во Вселенной
Всем известно устаревшее представление о мире как о плоском диске, который лежит на черепахе или каком ином животном. Но оно действительно имело место быть, несмотря на кажущуюся абсурдность. Сверху этот диск накрывался твердым куполом небосвода, в который можно было упереться, поднявшись на необходимую высоту, а стоявшие на краю диска Атланты держали его на своих плечах. Если достаточно долго плыть в одном направлении, по представлениям древних, запросто можно было достичь края диска и упасть.
Затем появились новые теории, которые видоизменяли общую картину мира. Так, сначала появилась геоцентристская, а затем и гелиоцентристская модели мира. Первая предполагала, что вся Вселенная вращается вокруг Земли, вторая — вокруг Солнца. Но работы Коперника, Кеплера и Ньютона окончательно заставили человечество принять тот факт, что точки, наблюдаемые на небосклоне невооруженным взглядом — это объекты, подобные Солнцу, только находящие очень далеко от нас. И тогда человечество, пожалуй, впервые осознало то, что оно не находится в центре Вселенной и что все вокруг крутится не вокруг него. Солнечная система оказалась лишь одним из многих образований во Вселенной, отличающимся лишь тем, что мы, люди, осознавшие этот факт, находимся именно здесь.
Дальнейшие исследования позволили понять, что Солнечная система находится на внутренней стороне одного из рукавов спиральной галактики под названием Млечный Путь, а также то, что таких галактик неисчислимое множество, удаленных на разное расстояние от нашей. Все звезды, которые можно увидеть невооруженным взглядом (а их около пяти тысяч), составляют ничтожно малую часть от звезд, которые есть лишь в одной нашей галактике (200-400 миллиардов). Сам Млечный Путь представляет собой лишь одну из многих сотен миллиардов галактик.
Если бы звезда была крупинкой соли, все звезды, видимые невооруженным глазом, уместились бы в чайной ложке, однако звезды всей Вселенной составили бы шар диаметром более тринадцати километров.
— Стивен Хокинг
Таким образом, человечество постепенно осознавало истинные масштабы Вселенной и поражалось собственной ничтожности. Размеры Вселенной действительно потрясают воображение. Их даже невозможно представить. Ближайшая к нам звезда — Проксима Центавра — находится более чем в четырех световых годах от нас (напомню, что Солнце находится в восьми световых минутах от нас — то есть примерно в 270 000 раз ближе, чем Проксима Центавра).
Собственно вот теперь и можно задать тот вопрос, который и является предметом данных размышлений. Одиноко ли человечество во Вселенной? Несет ли оно полную ответственность за жизнь во всей Вселенной или же существуют и другие расы, с которыми нам еще предстоит встретиться?
Существует две возможности: либо мы одиноки во Вселенной, либо нет. Обе одинаково ужасны.
— Артур Чарльз Кларк
Только представьте, сколь неописуемо холодна была бы Вселенная, населяй мы ее в одиночку. Является ли Земля единственной планетой, на которой образовалась жизнь, а человечество — единственной во Вселенной технологически развитой расой? Этот вопрос будоражит умы ученого мира наряду с такими глобальными вопросами как с чего все началось и чем все закончится.
По сути многие размышления о существовании внеземных цивилизаций сводятся сейчас к парадоксу, сформулированному физиком Энрико Ферми:
Соединение распространённой веры в то, что во Вселенной существует значительное количество технологически развитых цивилизаций, с отсутствием каких-нибудь наблюдений, которые бы её подтверждали, является парадоксальным и приводит к выводу, что или наше понимание природы, или наши наблюдения неполны и ошибочны.
— Энрико Ферми
Другими словами, если существуют другие цивилизации, которые вполне могут иметь историю, насчитывающую многие миллиарды лет, то почему человечество до сих пор не наблюдает каких-либо зондов, радиопередач или иных признаков внеземного разума?
Одной из наиболее успешных попыток ответить на этот вопрос стало уравнение Дрейка, которое на основании таких данных, как количество звезд, образующихся в течение года в галактике, доля звезд, обладающих планетами, среднее количество планет с подходящими для зарождения жизни условиями, вероятность возникновения жизни и затем вероятность возникновения разумной жизни, доля цивилизаций, которые готовы к контакту среди всех развитых цивилизаций (то есть отсекаем недоразвитых), а также приблизительное время жизни развитой цивилизации. Но в данном конкретном случае все упирается в оценки этих параметров. Так, сам Дрейк в результате своих расчетов получил значение 10, то есть по крайней мере десять цивилизаций готовы к контакту в нашей галактике. Другие расчеты получали значения от 0,000125 до 5000. Однако, ученые сейчас склонны считать, что реальное значение гораздо ближе к минимальному значению данного диапазона.
Это было обосновано профессором палеонтологии Уордом в рамках его концепции уникальной Земли. То есть, создание условий, в которых могла бы зародиться жизнь, а затем из нее зародиться разумная жизнь, а также развиться до достаточного уровня ужасно мала, а потому если жизнь и существовала или будет существовать, то вероятность встретить ее в тот же временной промежуток времени, в который развивается человечество пренебрежимо мала.
Также довольно популярной является так называемая гипотеза зоопарка. Кто не смотрел фильм “Шоу Трумана”. Вот представьте то же самое, только вместо одного Трумана — все человечество, а вместо укрытой площадки-города — наша Земля.
И если планета Земля — это не одно огромное галактическое шоу (что отлично показано в сериале South Park s07 e04), то можно предположить одно из двух: либо нас изучают, либо ждут, когда мы разовьемся до некоторого определенного уровня чтобы затем выйти на контакт. И если со вторым все понятно, то в случае первого варианта все довольно жутко.
Разумеется, фантасты уже представили нам самые разные варианты этих событий. Рассказ великого фантаста Айзека Азимова “Выведение человека. ” как раз представляет нам размышления одного гениального ученого на эту тему.
Так, человечество изучает другие виды с точки зрения генетики. Берется по одной особи двух видов, они скрещиваются, и смотрится, что получается на выходе (обычно данный процесс происходит с одноклеточными простейшими, некоторыми растениями). Но что было бы, если бы существовали люди, а точнее раса людей, которая бы воспроизводилась, допустим, с недельными интервалами? Тогда бы человечество могло бы изучать их и ставить на них различные опыты. Однако, именно так бы поступали по отношению к нам существа, чей жизненный цикл можно оценить в тысячи лет. Для них мы рождаемся и умираем достаточно быстро, чтобы можно было успешно проводить на нас опыты. А в случае внезапного быстрого технологического скачка всегда можно устроить катаклизм, войну или еще что-нибудь в этом роде. Ведь эти наблюдатели достаточно развиты.
На это же указывает и то, что человек слишком сильно отличается от прочих приматов (которые, согласно теории эволюции, были нашими предками). Общий принцип заключается в том, что чем существо больше, тем дольше оно живет. Однако, человек живет в два раза дольше других крупных обезьян, даже больше, чем горилла, хотя его средний вес (по крайней мере стандартного, дефолтного человека) куда меньше. К тому же, мы сравнительно позднее достигаем зрелости.
Возникает очевидное предположение, что нас самым тщательным образом селектировали, чтобы для каких-то неизвестных нам целей увеличить продолжительность нашей жизни.
— Доктор Рэлсон, главный герой рассказа “Выведение человека. ”
С другой стороны, быть может, за нами просто наблюдают до тех пор, пока мы не достигнем достаточного уровня развития. Тогда все, что остается человечеству — это развиваться и ждать в надежде, что мы развиваемся в правильном направлении и что это когда-нибудь произойдет, а не повторится сюжет рассказа Терри Биссона “Они сделаны из мяса”, когда пришельцы, имеющие совершенно иную природу существования и находящиеся на гораздо более совершенной ступени развития нашли нашу планету и с удивлением пронаблюдали за нашими жалкими попытками развиваться и существовать.
Ведь поистине вероятность того, что человечество выберется с этой планеты довольно невелика. В космосе человек будет получать огромное количество радиации, а расстояния настолько огромные, что человечество должно либо придумать способ сверхсветового передвижения (что нереально согласно с текущей научной доктриной), либо создавать огромные корабли-колонии, где будет проходить несколько человеческих жизненных циклов прежде чем корабль достигнет цели и с корабля на землю ступят лишь потомки тех, кто садился на борт корабля в самом начале, либо технология червоточин (кротовых нор, искривления пространства-времени). Из всего этого наиболее желанным и адекватным реальности в итоге выглядит именно последний вариант.
В итоге выходит, что все наше будущее зависит от практической возможности и нашей догадливости и изобретательности в плане открытия одной конкретной технологии. Другими словами, в случае, если пришельцы действительно за нами наблюдали, они вполне резонно могли бы сказать себе “А оно нам надо?” и полететь дальше, предполагая вероятность того, что эти недоразвитые существа когда-либо вырвутся за пределы своей планеты, стремящейся к нулю.
Но наша планета не вечна и в конечном счете рано или поздно человечеству придется задуматься о балансе. О балансе производства, потребления, населения, смертности и рождаемости. В результате все это выльется в стагнирующее общество, которое будет оставаться в одном и том же состоянии до тех пор, пока Солнце не потухнет (с огромным предшествующим расширением, которое поглотит нашу планету, надо сказать). Такое расселение в одной глобальной агломерации по поверхности всей Земли было названо экуменополис. Термин был введен Доксиадисом в 1968 году, однако полностью данная тема была раскрыта в небольшом рассказе все того же Азимова “В лето 2430 от Р.Х.”. В нем ведется речь о том моменте человеческой истории, когда у него не осталось средств для того, чтобы строить космические корабли, когда полностью перешли на питание водорослями, когда достигли той отметки количества обитателей планеты Земля, все из которых люди, большее количество которых экосистема планеты просто не выдержала бы. Найден идеальный баланс для всей этой экосистемы: пятнадцать триллионов человек, двадцать миллиардов тонн человеческих мозгов, полное отсутствие ресурсов к дальнейшему развитию, стагнация общества и абсолютно бессмысленное существование каждого из населяюших планету существ.
В огромном, занимающем весь континет хдании пять триллионов из населяющих его людей мирно спали; около двух — мирно закусывали; половина триллиона неспешно занималась любовью… Триллионы ложились спать, триллионы вставали с кроватей; это рутинное житье-бытье не нарушалось никакими случайностями.
— Айзек Азимов, рассказ “В лето 2430 от Р.Х.”
А теперь давайте подумаем, что реально мы можем предложить расе пришельцев, с которой мы так отчаянно хотим встретиться? Стоит понимать, что они уже умеют пересекать огромные космические расстояния, а потому в целом находятся на более высокой ступени развития. Все, что у нас есть, это ряд технологий относительно нас самих, животных, населяющих эту конкретную планету и объектов, с помощью которых можно удовлетворять наши потребности. Не думаю, что уникальная формула кока-колы или обычное электричество станут для пришельцев откровением. Компьютеры? Программируемые машины? Кроссовки? Шоколадные батончики? Ровным счетом ни-че-го. Так зачем же им выходить с нами на контакт?
Если же пришельцы придут на нашу планету с нашествием, что мы сможем им противопоставить? Сейчас вершина военных технологий недалеко ушла от основного принципа огнестрельного оружия: небольшой взрыв толкает что-нибудь твердое вперед. Ракетостроение — суть то же. Никаких разрушающих разрезающих все на своем пути лазеров, плазма-ганов и прочего. Есть усовершенствованная технология тысячелетней давности и ядерное оружие, которое никто не использует, потому как можно себя уничтожить и всю планету в целом.
А вероятность того, что на нас нападет небольшой отряд вымирающих существ а-ля XCOM: Enemy Unknown довольно невелика, а потому если вторжение и будет, то оно будет полномасштабным, по всем фронтам и с обстрелом с орбиты. Так оно нам надо? Не лучше ли нам просто взять и спрятаться на своей планете, пока нам не будет чем бить в ответ? Или пока человечеству не будет угрожать смертельная опасность от какого-нибудь природного катаклизма?
И вообще, быть может, человечество отживает свою роль в этой Вселенной? Оно было создано Богом, инопланетянами или еще кем-нибудь, и теперь, выполнив свое высшее предназначение, так и должно остаться в рамках данной конкретной планеты, дождаться своего локального конца света, когда Солнце начнет расширяться перед своим коллапсом, и исчезнуть. Навсегда.
Источник