Конспект непосредственно образовательной деятельности «Солнце — источник жизни» для детей старшего дошкольного возраста
Надежда Новикова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Солнце — источник жизни» для детей старшего дошкольного возраста
— Формировать у детей представления о том, что солнце – источник жизни.
— Расширять представления о значении солнца для закаливания и правилах принятия солнечных ванн.
— Развивать связную речь, употреблять в речи распространённые предложения.
— Упражнять детей в использовании разных приёмов лепки.
— Развивать творческое воображение, фантазию.
— Воспитывать чувство радости от закаливания солнцем.
Материал:модели: кому нужно солнце.
Предварительная работа: беседа «Польза и вред загара», дидактическая игра «Хорошо — плохо», опыт «Нужен ли растениям солнечный свет?»,чтение: словацкая сказка «У солнышка в гостях», К. Чуковский «Краденое солнце», К. Ушинский «Утренние лучи».
Воспитатель: У вас хорошее настроение? (Ответы детей.)
Давайте друг другу подарим улыбки. Мне очень приятно, что мы встречаем друг друга с хорошим настроении, ведь улыбка – это здоровье.
Вы хотите узнать, о чём мы сегодня будем говорить? (Ответы детей.)
Тогда отгадайте загадки:
1. Утром добрая девица,
В каждый дом попасть стремится,
Чтобы стало всем светло,
И уютно и тепло.
Ну, а вдруг раздухарится,
Эта рыжая девица,
Будет и жара и зной,
Не поспорите со мной! (Солнце)
2. Не стукнет, не брякнет,
Не спросит чего,
Заглянет в окно. (Солнце)
3. Не сидится высоко,
Всех нас согревает. (Солнце)
— Ходите узнать еще что-то интересное о солнце? (Ответы детей.)
— Вспомните сначала, какие сказки мы читали о солнце?
— Что случилось в сказке «Краденое солнце» (вопросы по содержанию).
— Почему все звери в сказке «У солнышка в гостях» пошли искать солнце? (вопросы по содержанию).
— Кому еще на Земле нужно солнце? (дети выбирают модель и рассказывают по ней)
— Кто знает,что обозначает выражение: «Солнце – источник жизни»? (Ответы детей.)
— Скажите мне, что обозначает слово «источник»? (Ответы детей.)
— Если «источник», «исток» — это начало чего-то, начало жизни, то подумайте и скажите, кому дает жизнь солнце?
— Что же произойдет, если Солнце перестанет светить, то какие условия наступят на Земле? Что тогда произойдет со всеми живыми организмами? (Предположения детей).
Физкультминутка (Дети встают в круг)
— Показало Солнышко правый лучик, показало левый. Улыбнулось, погладило нас по волосам, по щёчкам, по рукам, по животику, по ножкам (движения)
Набежала тучка. Закрыла солнце (закрыть лицо руками). Тучка спряталась за лес, смотрит солнышко с небес (открыть лицо) и такое чистое, доброе, лучистое! Если б мы его достали, мы б его расцеловали! (движение губами). Давайте и мы подарим свои солнечные лучики друг другу. Потянулись вверх, в стороны, взялись за руки. Подарите тепло своих рук. Молодцы!
— Воспитатель: С давних времен люди очень любили солнце, боготворили и уважали его. Даже придумали такие небольшие стихотворения, которые называются заклички
— Как вы думаете, что делали люди с помощью закличек? (Ответы детей.)
— Вот послушайте заклички:
• Солнышко, выгляни!
На холодную водицу,
На шелковую травицу,
На аленький цветочек,
На кругленький лужочек!
• Солнышко, покажись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
• Солнышко, покажись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
— Как говорится в закличках, для чего люди звали солнышко? (Ответы детей)
— А нам с вами для чего нужно солнце?
— Что случится, если мы будем не правильно загорать?
— Как нужно загорать, чтобы не случилось беды?
— Что нужно сделать, если вы уже сильно загорели?
— А если у кого-то случится солнечный или тепловой удар, что нужно делать?
— Давайте придумаем правила, чтобы солнцена нас не рассердилось:
• Загорать нужно утром, когда солнце еще не очень горячее, или вечером, когда оно уже немного остыло;
• На солнце нельзя находиться очень долго;
• Кепка или панама – защита от солнца;
• Если вы уже «сгорели» нужно уйти в тень и смазать тело кремом;
• Если у кого-то случился солнечный удар, нужно отнести его в тень, положить на голову мокрое полотенце и вызвать врача;
• Нельзя ходить загорать без взрослых.
— Дети, давайте обозначим их на нашем «Дереве правил».
— Воспитатель: А теперь я хочу дать вам по куску пластилина, чтобы из него каждый из вас слепил свое солнышко.
Итог: Рассматривание готовых работ. Поощрение детей.
«Виды спорта» (Электронное пособие для детей 5–7 лет) Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, то олимпийское образование дошкольников осуществляется приемущественно.
Что растет в нашем огороде? Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему:«Что растет.
Источник
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста: «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья!»
Анна Котовчихина
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста: «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья!»
Цель: познакомить детей с такими природными факторами как солнце, воздух и вода и их влиянием на здоровье и жизнь человека.
Оборудование: набор картинок «Советы о здоровье», набор фотографий или картинок «Солнце, воздух, вода».
Предварительная работа: беседы: «Что такое здоровье?», «Помощники здоровья», рассматривание картинок «Советы о здоровье», разучивание пословиц и поговорок о здоровье, самомассаж, дыхательное упражнение, пальчиковую гимнастику.
Литература: «Беседы о здоровье» Т. А. Шорыгина.
(дети сидят на стульчиках полукругом)
Воспитатель: (стихотворение о здоровье)
Человек на свет родился,
Встал на ножки и пошел.
С ветром, солнцем подружился,
Чтоб дышалось хорошо.
Приучал себя к порядку:
Рано утром он вставал.
Бодро делал он зарядку,
Душ холодный принимал.
Каждый день он бегал, прыгал,
Много плавал, в мяч играл.
Набирал для жизни силы,
И не ныл, и не хворал.
Воспитатель: Ребята, о чём это стихотворение? (о том, что помогает поддерживать наше здоровье) Да. И в прошлый раз мы говорили с вами об этом. Давайте немного вспомним.
? Итак, что же нужно делать, чтобы сохранять и укреплять своё здоровье?
* Ответы детей. В конце воспитатель подводит итог сказанному, выставляя набор картинок «Советы о здоровье» (уже знакомых детям).
Воспитатель: Молодцы! Вы всё запомнили и правильно сказали. Здоровье – это наше богатство, его нужно беречь, заботиться о нём и укреплять. Оно очень важно для человека, его жизни. Об этом знают все. Знают и знали раньше. И немало пословиц и поговорок сложили о здоровье. Давайте вспомним некоторые из них (дети вспоминают разученные ранее поговорки и пословицы): «Здоровье – дороже золота», «Здоровье ни за какие деньги не купишь», «Здоровому всё здорово», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке».
Есть и такая – «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!»
? Давайте подумаем, о чём эта поговорка и что означает?
* Ответы детей. Воспитатель помогает размышлять детям, поощряет их активность. Затем продолжает сам.
Воспитатель: (показ фотографии или картинки с изображением Солнца)
Солнце даёт свет и тепло. Солнечные лучи полезны для нашего здоровья. Они радуют нас, поднимают нам настроение, им хочется подставлять лицо. И детям для роста очень нужен солнечный свет. (витамин Д)
Поэтому солнечные ванны полезны как детям, так и взрослым. Солнечные ванны – это и прекрасное закаливание, которое дарит нам сама природа. Но нужно соблюдать определённые правила, чтобы не навредить себе. Вначале на солнце проводят 5-10 минут, причём голову обязательно нужно прикрыть панамкой. Когда организм привыкнет к солнечным лучам, можно подольше быть на солнце. В том месте, где мы с вами живём, загорать лучше всего до 11 часов утра и с 16 часов вечера.
* Стихотворение о солнце (дети выполняют релаксационные упражнения с элементами самомассажа согласно тексту).
Очень ярко светит солнце,
(поднять руки вверх, потянуться)
Греет ласково и нежно.
(поглаживание себя по голове)
Рано утром мне в оконце
(руками «нарисовать» в воздухе «оконце»)
(Руки «полочкой» под подбородком)
Осветило все кругом.
(поглаживание лба, висков)
Луч — сожму в руке.
(сложить ладони вместе)
Я его не отпущу,
Пусть ладонь мне греет.
(ощутить тепло в ладонях)
В нем я лето отыщу,
Не всякий так сумеет.
(раскрыть ладони, даря тепло всем вокруг).
Воспитатель: (показ фотографии или картинки с изображением неба, воздуха)
Не менее полезны и воздушные ванны и прогулки на свежем воздухе. Когда мы дышим свежим воздухом, в лёгких происходим активная циркуляция воздуха и газообмен. Кровь обогащается кислородом, и он разносится ко всем органам и тканям нашего организма. Отчего мы чувствуем бодрость и лёгкость в теле. Особенно полезный воздух в хвойных, сосновых лесах. Этот воздух – настоящий целительный настой, благоухающий ароматами смолы и хвои. И в лиственных лесах, и в борах в воздухе содержится много фитонцитов – особых летучих веществ, убивающих вредных микробов. Кроме того, прогулки на свежем воздухе помогают нам закаливаться и потом не болеть. Когда мы выходим из помещения на улицу и ощущаем разницу температур (в помещении тепло, на улице прохладно, то тренируются наши сосуды. А любая тренировка всегда помогает сделаться сильней и крепче. И поэтому люди, которые гуляют на свежем воздухе, занимаются спортом (совершают пробежки, прогулки на велосипеде, играют в футбол, зимой катаются на лыжах, санках, коньках) меньше болеют, и защита их организма (иммунитет) крепче.
Но, конечно же, воздух, которым мы дышим, должен быть чистым.
? Если мы будем дышать грязным воздухом, что может быть? (ответы детей).
Всё верно, грязный воздух может засорить наш организм, вызвать аллергию и даже отравить.
* Стихотворение о воздухе (дети выполняют дыхательное упражнение).
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
(Глубокий спокойный вдох – выдох через нос)
Он окутывает нас.
(Глубокий спокойный вдох – выдох через рот)
Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
(дыхание через левую ноздрю, прикрыв вторую)
Пахнет дубом и сосной.
(дыхание через правую ноздрю, прикрыв вторую)
Летом он бывает тёплым,
(прикрыть ладонями нос и рот, дышать через рот, ощутить тёплый воздух)
Веет холодом зимой,
(ладони раскрыть, длинный выдох через рот, как бы сдувая с ладоней что-то)
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
(3 глубоких вдоха-выдоха через нос)
Мы о нём не говорим.
(задержать дыхание до окончания стихотворения)
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
Воспитатель: А теперь поговорим о воде (показ фотографии или картинки с изображением воды, реки).
Во-первых, воду мы пьём и используем в приготовлении пищи, и она, также как и воздух, должна быть чистой. Ведь в нашем организме большое количество жидкости, и, если она будет грязной, организм будет болеть или просто не сможет жить.
Ещё вода помогает поддерживать нам чистоту: мы моем руки, умываемся, принимаем душ (смываем с себя грязь, вредных микробов). Мы убираем своё жилище, моем полы, посуду, вытираем пыль, листочки комнатных растений — всё это делает наш дом и нас чистыми и здоровыми.
? А кто из вас любит купаться (в реке, море, озере? (ответы детей).
Купание – это огромное удовольствие и хороший способ закаливания. Начинать купаться лучше, когда температура воздуха не ниже 23-24°С, а воды – не ниже 20°С. В воде можно находиться 5-10 минут, при этом всё время двигаться: плавать, плескаться, играть в мяч. Постарайтесь запомнить несколько важных правил купания:
1. Всегда купайтесь под присмотром взрослых.
2. Не купайтесь в незнакомых местах, где на дне могут быть осколки стекла и ржавые железки.
3. Не ныряйте в незнакомом месте.
4. Если вы купаетесь группой, не хватайте друг друга за руки, за ноги. Это опасно для жизни!
5. Не купайтесь сразу после еды, только через час-полтора после приёма пищи можно искупаться.
6. Не заходите сразу в воду, если вы вспотели, чувствуете себя распаренным. Медленно походите по берегу. Сделайте лёгкую разминку, войдите в воду сначала по щиколотку. Постойте в воде, походите. После этого начинайте купание.
* Стихотворение о воде (дети выполняют пальчиковую гимнастику согласно тексту).
Вода- это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
(пальцы сцеплены в «замок» — сжимать и разжимать пальцы)
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
(расцепить пальцы, ладони врозь, пошевелить пальцами)
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
(поочерёдное сжимание и разжимание кулачков)
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
(пальцы сцеплены в «замок», локти разведены в стороны, волнообразные движения руками)
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
(постукивание кулачком об кулачок)
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
(сложить из ладошек «домик»)
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
(сложить кулачок в кулачок)
Воспитатель: Итак, сегодня мы узнали что-то новое о солнце, воздухе и воде. Как мы видим, и солнце и воздух, и вода помогают нам быть здоровыми, сильными, закалёнными бодрыми и весёлыми. Именно поэтому так и говорят: «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!»
Солнце, воздух и вода —
Наши лучшие друзья.
С ними будем мы дружить,
Чтоб здоровыми нам быть.
В следующий раз мы поговорим о том, какое влияние оказывают солнце, воздух и вода на жизнь всех живых существ, а не только человека.
(Кстати, из фотографий или картинок можно сделать презентацию «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!» и в ходе беседы демонстрировать её детям).
План проведения тематических декад в летний оздоровительный период в средней группе. ЗАДАЧИ: 1. Воспитывать бережное отношение к своему и чужому здоровью. 2. Развивать двигательную активность детей. 3. Создавать психологический.
Закаливание детей Закаливание имеет огромную роль в формировании здоровья детей. Сделать организм человека стойким, выносливым, обладающим высокой способностью.
Источник