Железобетонные поэмы
Заумные тексты, написанные В.В.Каменским и напоминающие, по определению М.Л.Гаспарова, «то кроссворды, то упражнения на перестановки и замены букв, то наборы перекликающихся слов, продуманно разбросанных по странице» (М.Л.Гаспаров. С.28).
Интерпретация поэмы «КонСТАНТИнополь» из книги Каменского «Танго с коровами» (М., 1914) была записана со слов Каменского А.А.Шемшуриным, который предварял свою пространную запись словами: «Случай благоприятствовал мне узнать то, что так сердит и возмущает общество» (Стрелец. Cб. первый. Пг., 1915. С.165). В изложении Гаспарова эта запись имеет более ясный смысл: « в каждом многоугольнике есть какое-то ведущее слово, а вокруг него нанизываются по смыслу (как в правом верхнем углу), по звуку (как в верхнем левом углу), по образным ассоциациям (как вокруг слова “полумесяцы”) ассоциативно близкие слова и слоги, по возможности сплетающиеся друг с другом (“виноградень”, “тур-ки фес-ки”, “аст-ры”, “ры-нок” и пр.). Перед нами рынок (нижний правый угол), морская прогулка (нижний левый), мечети, как вскинутые клювы цапель на фоне заката (“полумесяцы…”), и пр.; центральный столбец (“Э”) – это по большей части личные имена, искажённые, как и большинство услышанных Каменским турецких слов; Й в верхнем углу – крик нищих мальчишек; Энвер-бей – турецкий военный министр; Пера и Галата – кварталы в Константинополе; гельбурда бен северим… – «приходи, я очень тебя люблю, Стамбул» (тоже с искажениями). Большое N означает загадочность этого мусульманского города, кораллы – талисман поэта против этой загадочности; 6+8+1… – удачные броски в кости; счастья хочет и поэт, поэтому он пишет: и Я» (М.Л.Гаспаров. С.29).
В железобетонных поэмах Каменского нашли отражение новаторские идеи живописи и поэзии раннего авангарда. Тема модного и вызывающего танца танго и «прозаической» коровы (поэма «Танго с коровами») имела прямую аналогию с известной картиной К.С.Малевича «Корова и скрипка» (1913) – одного из лучших примеров алогизма. Печать на жёлтых с цветами обоях (или на их обороте) придавала поэмам эпатажный характер (по аналогии с «жёлтой» кофтой В.В.Маяковского). В железобетонных поэмах наблюдается определённое сходство с симультанной поэзией (см.: Симультанизм), особенно с известной в России уже в конце 1913 книгой Блеза Сандрара «Проза о Транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской».
Литература:
- Ю.Молок. Типографские опыты поэта-футуриста // Василий Каменский. Танго с коровами. Железобетонные поэмы. М., 1914. Факс. изд. М., 1991;
- М.Л.Гаспаров. Русские стихи 1890-х – 1925 годов в комментариях. М., 1993;
- Поляков 2007.;
Источник
Сборник статей и материалов, посвящённых изучению жизни и творчества Василия Васильевича Каменского. В. В. Каменский (1884-1961гг.) поэт-футурист, писатель, драматург, живописец, авиатор, оратор личность знаковая для нашего города
е) Железобетонные поэмы.
К изобретениям Каменского относятся не только стихи различной формы, но и «железобетонные» поэмы: «Скетинг-ринг», «Солнце», «Константинополь» и другие.
«Железобетонные» поэмы – это самый яркий опыт Каменского в визуальной поэзии. Он удачно сочетает текст и визуальные формы, достаточно жестко прописывает их конструкции. Что такое «железобетонная» поэма? В трактовке Каменского «железобетонная» поэма – это текст, расположенный на одном листе, расчерченном на неправильные многоугольники, заполненном словами, слогами, буквами, цифрами.
Итак, «железобетонную» поэму отличает особая форма: это не единый текст, идущий стих за стихом, а текст, разбитый на произвольные, неправильной формы, многоугольники. С самого начала поэмы были изданы как обычные произведения (без деления на многоугольники) и не имели успеха. Они оставались на прилавках магазинов нераспроданными. И только когда они приобрели другой вид, поэмы воспринялись на ура.
Итак, форма в произведении играет немаловажную роль: именно она приводит поэму к успеху.
Поэмы очень лиричны и автобиографичны. Например, в поэме «Константинополь» Каменский излагает свои впечатления от поездки в этот город:
Капитан корабля предложил Васе Каменскому прокатиться бесплатно до красивейшего южного города Константинополя. Каменский с радостью соглашается. И вот через несколько недель поэт прибывает в чудесный восточный город. Не успев сойти с парохода, Каменский тут же был оглушён. Не кем-то, а толкотнёй, суетнёй, шумом, гамом порта восточного города. Среди этого шума можно было различить только отдельные звуки из слов кричащих мальчишек («Й»). В это же время поэта облепила стая голубей, которых там так же много, как и турецких полицейских-энвербеев. Поэт удивляется всему, даже температуре. Но этого трудно не заметить, не почувствовать, так как по приезде температура была равна нулю, однако синоптики прогнозируют подъём температуры днём до +37 о . Ухо Каменского «режет» арабская речь, звучащая отовсюду. Но в то же время его поражает архитектура мечетей, «светящихся» на ярком солнышке, переливающихся разными оттенками зелёного, голубого, с ослепительными золотистыми звездами на куполах. Василий Васильевич ходит по улицам и любуется цветущей южной природой, окружающей его со всех сторон.
Поэму можно начинать читать с любого места: с названия поэмы, со знака вопроса, с буквы «Й» и.т.д. Мы предлагаем начать с названия поэмы и двигаться по кругу слева направо.
В слове Константинополь выделено слово СТАНТИ — это сокращённое название Константинополя, которое повторено футуристическим столбиком. Каждое из этих слов имеет свое лексическое значение, но объединены они тем, что каждая буква написана ровно под другой в столбик:
Этот футуристический столбик — пример и «детской» игры со словом, и поиски смысла в звуке, и внимание футуристов к звучанию. Слово «Станти», созвучно со словом «станьте», «стаи» – это группы людей, животных, птиц, собравшихся вместе и объединённых одной целью, «ста», возможно, – это число сто, стоящее в родительном падеже.
Как и СТАНТИ, чуть мельче, но всё же заметно и с разрядкой написано ещё одно название Константинополя – В И Н О Г Р А Д Е Н Ь.
Крупно слева помещена буква «Й». Она повторена несколько раз. «Й» – это то, что кричали мальчишки на пристани. На улицах Константинополя очень много голубей, и Каменский сравнивает их с турецкими военными, которых тоже было очень много на улицах. При помощи футуристического столбика получается фраза: энвербей не бей голубей:
Так как строфа начинается с Й и кончается на Й, то можно сделать вывод, что вся строфа построена на Й.
Пройдя «круг» по поэме, мы вновь возвращаемся к началу. Один из футуристических столбиков обозначает первые впечатления только что сошедшего с корабля поэта: матросы, трудящиеся в порту, тросы кораблей, вставших на «отдых».
Знаки > и Список литературы:
1. Баевский Б.С. «История русской поэзии 1730-1980гг». – С.; 1994г.
2. Гаспаров М.Л. «Русские стихи 1890-х – 1925-х годов в комментариях». – М.; «Высшая школа», 1993г.
3. Гинц C. «Василий Каменский». – Пермь; 1984г.
4. Каменский В.В. «Стихи. Поэмы». – Пермь; 1981г.
5. Каменский В.В. «Танго с коровами». – М.; «Книга»,1991г.
6. Квятковский А.П. «Поэтический словарь». – М.; «Советская энциклопедия», 1966г.
7. Львова С.И. «Уроки словесности 5-9». – М.; «Дрофа», 1996г.
8. Маяковский В.В. «Собрание сочинений в 6 томах», Том III. – М.; «Правда», 1973г.
9. «Советский энциклопедический словарь», 3-е изд. – М.; «Советская энциклопедия», 1984г.
10. Хлебников В. «Творения». – М.; «Советский писатель», 1987г.
Калошина Екатерина, 10 класс,
МОУ «Гимназия №4 им. бр.Каменских».
Руководитель: Засл.учитель РФ Иванова С.М.
2.6.Проза В.Каменского – проза поэта (опыт анализа лирической повести «Землянка»)
Жанр «Землянки» как лирической повести условен. Напомним, лирическая повесть – разновидность лиро-эпического жанра, повесть с преобладающим авторским «я», ослабленной фабулой (цепью событий), повышенно эмоциональным строем речи. Сам Каменский не мог определить точный жанр этого произведения. «Землянка» скорее напоминает большое стихотворение в прозе, в которое включены различные стихи, написанные ранее, или стилизованные народные песни. Каменский перемежает прозу с поэзией, но этот прием не нов.
Выбор Каменского в пользу лирической повести обусловлен темой «Землянки». Она поэтична: прославление природы, становление человека. Алексей Цветков считает, что лирическая повесть автобиографична. Василий Каменский обратился к первичным стихиям мира – земле, воде, огню и воздуху – за помощью, чтобы выжить после катастрофы. История его возвращения к жизни и есть тема «Землянки». От человека, который «не умел ходить в лаптях без того, чтобы не заплетаться и падать. А босиком не мог ступить и двух шагов…» до «силача и здоровяка», который «любил работать за двоих». Его возвращали к жизни работа и созерцание природы, общение с мальчишкой и животными, рыбалка, жизнь в землянке и творчество. Природа для лирического героя Каменского – лекарь, друг, учитель.
Сюжетная линия повести уникальна, она построена на вставных эпизодах и лирических отступлениях. Сюжет не имеет завязки, развития действия, кульминации и развязки. Повесть выстроена на воспоминаниях и записках лирического героя. Автор преднамеренно изменяет последовательность событий, создавая образ воспоминания лирического героя.
«Землянка» – это особый поэтический мир.
Главный герой «Землянки» – лирический герой, как и в поэзии, всё действие «Землянки» построено вокруг его чувств и ощущений. Повествование ведется от первого лица «Я люблю…», «Я увидел…», «Я думал…», «Я просыпаюсь…», «Мне радостно…».
В прозаическом произведении большое место занимают поэтические тексты:
Звенит и смеётся,
Солнится, весело льётся
Дикий лесной журчеёк –
Всего их в повести 6: «Жить чудесно», «Я в дремучем лесу», «Быть хочешь мудрым?», «Затянулось небо парусиной», «Ах, Май, Май!», «Звенит и смеётся». Их функция – ярче нарисовать настроение героя, продолжить рассказ о нем.
В повести мы видим художественные приемы, характерные для поэзии, например, анафору.
Радостно пробиваются сквозь просветы вершин алмазно-пыльные струи солнца.
Радостно звенит голубой простор и манит в свое царство.
Радостно и гордо обняла землю красота молчания.
Радостно глаза целуют всё, что видят.
Место слова «радостно», четырежды поставленное в начало предложения, усиливает его значение. Мы радуемся вместе с лирическим героем.
«Солнце ! Солнце ! Столько солнца !
Солнце в небе, солнце в каждой душе, солнце в каждой разбухшей почке дерева».
В этой цитате слово «солнце» употребляется 6 раз. В нашем представлении встает ясный, радостный день.
Как в лирике, в повести Каменского – изобилие неологизмов, например, «журчеёк», «чурлит», «рлюикал», «солнится», «цветинка», «левянка», «милянка».
Словесная игра (распространённый приём в лирике футуристов) очень часто используется в повести. Так, мальчика Илью автор зовёт Иоиль, собачку – Росс, то есть «российская собака», птичку – Пич, любимую – Майка, то есть девушка весны (мая).
Повесть написана горизонтально оформленной речью, то есть прозой, но она легко записывается и осознаётся читателем как стихотворение в прозе. Разделим предложения отрывка повести на поэтические строки (колоны):
Ещё и сегодня не увяли цветы,
которыми мы вчера разукрасили
разубрали её молодыми ветками,
белыми цветами, и она
выглядела кротко, просто и красиво,
как часовенка в троицын день.
Таким образом, прозаическая речь легко делится на строки примерно равной длины, с равным количеством ударений. Фактически вся повесть – это стихотворение в прозе.
Важным элементом поэтики Каменского является аллитерация: «Че р е з не ск оль к о с е к у нд зл ове щ ей ти ш ины хр я ст нул стр а шн ый, р а зр у ш ительный гр ом и р а сс ыпался зв онко на мел к ие ку ск и. – Тррр а– р а х !! Тр а х — т а рр — т а рр !» Повтор звуков «р», «к», «ш», «щ», «с» передает треск и рычание грома.
Действенным приемом в поэтике Каменского является ассонанс:
«Длинные, голубо-ясные, детски беззаботные дни.
И – ы – и – а – у – а – а – ы – и – э – и – и – и – а – ы – и – и».
Монотонность и длительность звуков «о», «а» подчеркивает однотонность песни, похожей на вой.
Проза Каменского очень мелодична и музыкальна:
«Ещё и сегодня не увяли цветы, которыми мы вчера разукрасили свою горницу-землянку; разубрали её молодыми ветками, белыми цветами, и она выглядела кротко, просто и красиво, как часовенка в троицын день». В этом отрывке мелодично звучащих звуков 83% от общего числа звуков. Это говорит о большой музыкальности текста. Обилие открытых слогов (81%) придает речи напевность и мелодичность. Эта музыкальность речи «Землянки» соотносится с жизнью лирического героя в лесу, похожей на песню и наполненной песнями.
Итак, повесть «Землянка» стоит особняком в творчестве Василия Каменского. Она более похожа на поэзию, и не случайно Велимир Хлебников определил прозу Каменского как «проэзию».
В пользу лиризма повести говорит и то, что в центре внимания лирический герой (рассказчик). Вся проза перемежена поэтическими текстами. Каменский активно пользуется анафорой, аллитерацией, ассонансом; его проза ритмична, поэтична и музыкальна.
Мельникова Светлана, 9Б класс,
МОУ «Гимназия №4 им. бр.Каменских».
Руководитель: Кук М.И.
2.7.К вопросу о принципе детскости в творчестве В.В.Каменского
Во-первых, стоит осмыслить само понятие «принцип детскости». Почему же именно детскость, детство? Нам кажется, в отношении Каменского это предпочтительнее всего, ведь детство сыграло в его жизни значительную роль: многие пристрастия, принципы, нормы остались в нём с детских лет и оставили след в его представлении о себе и в его поэтике. Именно поэтому в свои сорок он писал: «Мы в сорок лет – // Тра-та – // Живём, как дети».
«Чтобы судить о ребёнке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселиться в его духовный мир», – писал Н.И.Пирогов. Действительно, вокруг каждого ребёнка существует его собственный маленький мир, где каждая вещь, каждый человек имеет свою важную, определённую роль. В этом мире находится место и для самых обычных, простых вещей, в которых ребёнок способен увидеть что-то новое, удивительное, в отличие от взрослых, которые в своих будничных заботах даже не замечают эти объекты. Поэтому ребёнок видит наш мир совсем по-другому, каждый день открывая его заново, беззаботно радуясь жизни, не видя вокруг себя зла, не зная разочарований. В ребёнке нет ни капли скептического отношения к чему-либо, он наивен и доверчив. Но, с другой стороны, ему нельзя насильно привить любовь к чему-нибудь или кому-нибудь. Ребёнок не умеет изображать какие-либо эмоции, как и не умеет сдерживать свои бурные чувства, в отличие от взрослого человека. Хотя по силе эмоций, по тревожности впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых.
«Ребёнок подвижен, горяч в своих чувствах – увлекающаяся натура, в которой жизнь бьёт ключом. Он поражает многообразием интересов, своей любознательностью, его увлекает всё», – писал о детях А.О.Пинт.
Но всё же главное отличие – это улыбка. Как улыбается ребёнок? Искренне, открыто, просто, но главное – счастливо. Улыбка взрослого слегка застенчивая, скромная, а иногда и вымученная. По улыбке легко можно отличить взрослого состоявшегося деловитого человека от человека, который, старея телом, не стареет душой. Как раз таким человеком и был Василий Каменский.
Как нам кажется, все вышеперечисленные черты характера, свойственные детям, характеризуют и Каменского. Попробуем это доказать.
Василий Каменский прожил яркую жизнь. Нельзя назвать её легкой, хотя сам Каменский в повести «Землянка» характеризует дни своей жизни как «детски-беззаботные», но и нельзя назвать её слишком трудной, быть может, только потому, что сам футурист не считал её таковой или просто не задумывался над этим. Читая его автобиографию «Путь энтузиаста», представляешь: ничто не может разочаровать этого человека в жизни так же, как ребёнка, только-только познающего мир. И это во многом ему помогало. Что касается улыбки, о которой писалось выше, нам кажется, Каменскому нравилось улыбаться, но улыбаться именно по-детски:
Ты эти слезы назови:
И улыбнись им ясным
Мы думаем, смех, улыбка – это отличие вообще всех футуристов.
Описывая свои неудачи в жизни, Каменский посмеивается сам над собой, заставляя и нас смеяться вместе с ним. Мы полагаем, это оттого, что Каменский, как истинный энтузиаст, замечал в жизни только положительное, позитивное, подобно ребёнку, который вообще не задумывается над тем, что в мире есть нечто плохое. Так, Каменский даже свое сиротское детство называл «солнцерадостным», считал его лучшим периодом жизни: «Я любил и лето, и зиму, и вообще всё любил, что видел, слышал, ощущал, понимал и не понимал», – пишет он о детстве в книге «Путь энтузиаста». Так и осталась с детских лет в его сердце любовь ко всему живому, любовь к природе, но главное – любовь к жизни. Вот что писал о Каменском А.Никитин: «Футурист воспринимал жизнь как юность без берегов, как раздутые паруса стремлений, как кисть бунтующей воли…». Эти строки навевают мысль о том, что Каменский был истинным мечтателем: «Мне всегда кажется, что это оттуда – из голубой неподвижности спускаются на землю розовые, ещё молодые надежды и лучшие мысли о будущем», – писал он в повести «Землянка». А далее он пишет: «Но ещё больше я люблю иногда смотреть на какую-нибудь простую, обыкновенную вещь и думать о том кусочке жизни, с которым она была когда-то близко связана. Даже не надо думать, а только – смотреть на вещь, и она сама каждым углом, каждой морщинкой своей расскажет всё, что знает». О чём говорит нам эта фраза? Наверное, об умении Каменского видеть то, чего не видят другие, замечать в самых простых вещах что-то новое и необычное. И это ещё одно качество ребёнка, указанное выше. Скорее всего, это качество очень помогало Каменскому в написании стихов, да и вообще в жизни, ведь намного интереснее и веселее жить, когда замечаешь что-то такое, о чем не знает больше никто.
Но всё же вернемся к суровой реальности. Жизнь идет своим чередом, и как бы ни хотел человек оставаться молодым, тело его начинает стариться, его одолевают недуги. В случае с Каменским это был страшный недуг. Но и здесь победило жизнелюбие. С.Гинц писал о Каменском: «Молодость чувств помогла Каменскому мужественно переносить обрушившееся на него несчастье – тяжёлую болезнь». С первого взгляда кажется, что слова «молодость» и «мужество» не совсем совместимы, ведь ребёнок слаб, он почти бессилен перед болезнью. Да, в этом ребёнок действительно уступает взрослому человеку, недаром Каменский именно так описывает свое состояние во время болезни: «23 апреля здесь, в большом зале, состоялся повторный вечер грузинских писателей. Меня привезли в коляске, как ребёнка…». Но, как нам кажется, Каменский противостоял болезни желанием радоваться и улыбаться, увидеть ещё много нового, желанием жить. Он разгадал секрет жизни. Главное – в душе быть юным, тогда любая беда пройдёт стороной. Поэтому Каменский уезжает к Каме, которая, как он сам писал, «возвращает к юности».
Жабыко Наталья, 11А класс,
МОУ «Гимназия №4 им. бр.Каменских».
Руководитель: Засл.учитель РФ Иванова С.М.
2.8.К вопросу об особенностях
мемуарной литературы В.В.Каменского
Василий Васильевич Каменский – наш земляк периода серебряного века, всемирно известный деятель футуризма. Он – автор стихотворений, исторических поэм и книг воспоминаний «Путь энтузиаста» и «Жизнь с Маяковским».
Темы воспоминаний В.Каменского: становление его как человека (в Перми и пермском крае прошли его детство и юность) и характеристика футуризма, с которым поэт связал свою судьбу. Мы определяем жанр книги «Путь энтузиаста» как мемуарно-биографический. Известно, что мемуарно-биографическая литература находится между научной и художественной.
И действительно, произведения Каменского дают возможность познакомиться с фактами жизни Перми, Петербурга, Москвы, событиями жизни литературной общественности. В то же время воспоминания Каменского – не учебник, так как опираются только на память автора.
Книга Каменского близка художественной литературе своим образным языком: для его стиля характерно обилие экспрессивной лексики, тропов, ритмичности в построении предложений и т.п. Но воспоминание – это не рассказ и не роман: в нём отсутствуют сюжет и композиция, книга строится как изложение ряда эпизодов.
Известно, что мемуарно-биографическая литература по своему характеру делится на социально-психологическую жанровую линию («Я в мире») и лирико-психологическую жанровую линию («Мир во мне»).
В книге воспоминаний Каменского преобладает лирическое начало, ярко выражено погружение автора в атмосферу изображаемого, его непосредственное переживание, которое носит субъективный характер, а также доминирует его личное время. Все эти черты позволяют отнести книгу Каменского к лирико-психологической жанровой линии.
Мемуаристика делится на разнообразные жанровые варианты: «соизбранность», экспрессивность, разграничение по степени одарённости автора, по тематике, по хронологии.
Мемуарной литературе Каменского присуще активное авторское начало, поэтому воспоминания характеризуются нами по следующим признакам.
По «соизбранности» – автор близок к героям повествования. Каменский неравнодушен не только к своим друзьям, знакомым поэтам и писателям (Д.Бурлюку, А.Блоку, Л.Андрееву, В.Хлебникову и др.), но и с горячим возмущением говорит о положении современной литературы и о других событиях жизни в разные периоды.
По экспрессивности – воспоминания экспрессивны. В основном в мемуарах В.Каменский отражает свои чувства, переживания, с восторгом и любовью рассказывает о своих друзьях-футуристах.
По степени одарённости автора – бесспорно, автор одарён. В.Каменский – поэт, актёр, журналист, музыкант, литературный деятель – внёс огромный вклад в развитие футуризма в России, поэтому в мемуарах доминируют изобразительно-художественные средства.
По хронологии – мемуары создавались в современную автору и изображённым событиям эпоху.
По восхождению : автор показывает исторические события и футуризм в их развитии.
Мемуаристика В.Каменского интересна не только фактологией, но и мастерством писателя, интересной формой произведения.
Рогова Лариса, 9А класс,
МОУ «Гимназия №4 им. бр.Каменских».
Руководитель: Засл.учитель РФ Иванова С.М.
2.9.Изображение природы в лирике В.Каменского
Футуристы были певцами технического прогресса. Для них было естественно воспевание города, техники, цивилизации. Природу и деревню они считали отжившими, пейзажную лирику – устаревшей. Воспевание природы – невозможным.
Однако в творчестве В.В.Каменского мы наблюдаем явление прямо противоположное. Почти всю жизнь Каменский был тесно связан с природой. Всё детство он жил в доме на берегу реки Камы. Всю жизнь он восхищался этой могущественной рекой. Каменский сам построил себе пристанище – хутор Каменку. Он обязательно проводил в Каменке каждую весну и лето. Его дом в Каменке со всех сторон обступали сосны, берёзы, липы, рябины, ольхи, а внизу, под окнами, извивалась блестящая, как серебро, речка Каменка. Каменка вдохновляла поэта. Многие стихи рождались именно здесь, в «сосновом» кабинете. Позже его новым пристанищем стала Троица. Поэта пленила красота природы этих мест. Он полюбил Троицу за удивительный дом, в котором жил, за Сылву, за рыбную ловлю и охоту, которым он отдавал почти всё свободное время. Когда Каменский чувствовал себя плохо, он всегда уезжал в Троицу. Ему казалось, что он ощутит себя несказанно лучше, потому что он верил в силу родных краёв, в уральские прикамские места, в уральскую природу.
Нам важно то, что в своём творчестве Каменский активно разрабатывал тему природы как в прозе, так и в лирике. Цель данного реферата: выделение ключевых образов природы в лирике Каменского, их семантики, типов и функций и конструирование поэтического мира Каменского.
Нами проанализировано 60 стихотворений В.Каменского и обнаружено, что 32 из них Каменский посвятил природе, что составляет 54%. Таким образом, жизнь природы – ведущая тема в лирике Каменского. Основное настроение пейзажной лирики поэта – настроение восторга, приятие природного мира. В поэтическом мире Каменского мы выделяем такие составляющие: солнце, лес, птицы, ручей, животные, луг . В центре поэтического мира В.Каменского – образ солнца. В 12 стихотворениях из 32 разрабатывается образ солнца, что составляет 38%. Солнце имеет несколько значений: тепло, жизнь, свет, радость. Солнце для Каменского – это символ жизни , носитель света , верный друг поэта:
Источник