Меню

Каноничная вселенная звездных войн

Канон

Каноны «Звёздных войн» впервые были упомянуты в первом выпуске журнала компании «Лукасфилм» — «Star Wars Insider»:

«„Предание“, или как мы его называем — „канон“, включает в себя сценарии, фильмы, радиопостановки и новеллизации. Одни работы появились благодаря оригинальным идеям Джорджа Лукаса, остальные были придуманы другими авторами. Но, между нами: мы читаем всё, и многое принимается во внимание при построении общей череды событий. Полный список опубликованных работ содержит огромное число сюжетов со множеством ответвлений, вариаций и параллельных линий, превосходящих по числу любые хорошо проработанные мифологии».

Чтобы понимать каноны и вселенную в целом, нужно рассматривать «Звёздные войны» как набор историй, написанных разными людьми и «документирующие» произошедшие «события». Хотя одни рассказы более достоверны, чем другие, все они рассматриваются как часть общей «истории». Но следует помнить, что все рассказы не более чем рассказы: в них немало ошибок и несоответствий, поскольку их рассказывали разные люди, имевшие свои представления, как излагать истории.

Можно сравнить эту ситуацию с древнегреческой и древнеримской мифологией или с легендами о Короле Артуре. Как и мифология «Звёздных войн», они состоят из отдельных, хотя и связанных друг с другом историй, рассказанных различными авторами в разное время.

Содержание

Каноны и Расширенная вселенная

В течение нескольких лет этот принцип претерпевал уточнения. Сайт «Звёздных войн» подробно описывает роль канонов и Расширенной вселенной, а также их влияние на общую целостность «Звёздных войн». Крис Серази пишет:

«Когда речь идет об абсолютных канонах, настоящей истории „Звёздных войн“, нужно обращаться непосредственно к фильмам — и только фильмам. Даже новеллизации — это лишь интерпретация событий фильма, и хотя они во многом соответствуют идеям Джорджа Лукаса (он работал в тесном контакте с авторами), методика, применявшаяся при написании книг, допускает незначительные отступления. Новеллизации пишутся параллельно съемкам фильма, поэтому описания деталей иногда не совпадают. Тем не менее новеллизации следует считать очень точным воспроизведением фильмов». «Чем дальше уходит произведение от сюжета фильма, тем больше появляется интерпретаций и вымысла. LucasBooks старательно следит за сохранением целостности Расширенной вселенной „Звёздных войн“, но остается свобода стилистических вариаций. Художники изображают Люка Скайуокера не всегда одинаково. Писатели дают героям различные характеристики. Некоторые особенности различных видов произведений также играют роль: в комиксы описание событий подразумевают меньшее количество диалогов и иную линию сюжета. Видеоигры добавляют интерактивность, необходимую для игрового процесса. То же делают ролевые и карточные игры, приписывающие определенные характеристики героям и событиям, делая их пригодными для игры». «Можно провести такую аналогию: каждое опубликованное произведение «Звёздных войн» — это окно в «реальную вселенную «Звёздных войн». Некоторые окна больше затуманены, чем другие. Некоторые совершенно искажают картину. Но в каждом есть частица истины. Как говорил великий мастер-джедай Оби-Ван Кеноби: «Многие истины, в которые мы верим, сильно зависят от точки зрения».

Редактор Lucas Licensing Сью Ростони в «Star Wars Gamer 6» развивает мысль о месте печатных источников Расширенной вселенной:

«Каноны — это авторизированный список книг, которые редакторы Lucas Licensing считают аутентичной частью официальной истории „Звёздных войн“. Наша цель — представить непрерывную и унифицированную историю галактики „Звёздных войн“, насколько она не противоречит или подрывает понимание саги Джорджем Лукасом, изложенное в фильмах и сценариях».

Каноны и Джордж Лукас

«Существует две вселенные, » — поясняет Лукас. — «Есть мой мир, представленный в фильмах, и был создан ещё один мир, который я рассматриваю как параллельную вселенную- это мир лицензированных книг, игр и комиксов. Они не вторгаются в мой мир, представленный конкретным отрезком времени, [но] они вторгаются в периоды между фильмами. Я не слишком-то участвую в параллельной вселенной.»

Интервью, взятое у Лукаса в процессе съёмок «Мести ситхов»:

«Так откуда у Энакина этот шрам, Джордж?», — спрашивает Джон Нолл. «Почём мне знать? Спросите Говарда, » — отвечает Лукас, имея ввиду президента компании «Lucas Licensing» Говарда Роффмана. — «Это одна из тех вещей, произошедших в романах между фильмами. Я просто вставил их в сценарий. Пусть он [Говард] объясняет откуда шрам. Мне думается, что Энакин поскользнулся в ванной, но, естественно, он никому в этом не признается.»

Интервью в мае 2008 года журналу Total Film:

Total Film: «Вас радуют новые истории Звёздных войн, рассказанные после Вашего ухода?» Лукас: «Я своё мнение выразил достаточно чётко и окончательно, оставив всем наказ, что дальше истории нет. Не будет никаких эпизодов VII—IX. Потому что истории нет. В смысле, я и не задумывал продолжения. И сейчас мы видим новеллизации того, что происходит после шестого эпизода, при этом в них отражено совершенно не то, что мог бы написать я. История Звёздных войн в действительности — трагедия Дарта Вейдера. Вот вам история. Умерев единожды, Вейдер не возвращается к жизни, Император не клонирует сам себя, а Люк не вступает в брак…»

Каноны в Голокроне целостности

В 2000 году Lucas Licensing поручила Лиланду Чи создать базу данных для отслеживания целостности вселенной «Звёздных войн». База получила наименование «Голокрон целостности». Голокрон следует многолетним принципам каноничности, но кроме того, позволяет оценить каждый элемент рассказов в отдельности, а не только рассказы в целом.

База данных Голокрона оставляет место для буквы (G, T, C, S или N), показывающей уровень каноничности элемента. С их появлением уровни канона неформально стали именоваться G-канон, T-канон, C-канон, S-канон и N-канон. Классификацию разработал Чи, занимаясь созданием Голокрона, и первое время улучшал её, пока не привел в сегодняшний вид.

G, Т, C и S вместе формируют всю целостность вселенной «Звёздных войн». Более высокий уровень перекрывает более низкий: например, история Бобы Фетта была радикально переработана (то есть подвергнута «реткону») после выхода фильма «Звёздные войны. Эпизод II: Атака клонов», потребовав приведения в соответствие новому G-канону старых материалов. Это решение, однако, не универсальное, и каждый случай рассматривается отдельно.

G-канон — «канон Джорджа Лукаса»; шесть эпизодов и всё, что предоставлено Lucas Licensing непосредственно Лукасом (включая неопубликованные комментарии самого режиссера и киносъемочной группы, которые никогда не показывались публике). Элементы, созданные при участии Лукаса для новеллизаций, справочников и других источников также причисляются к G-канону, хотя всё, что создано авторами этих произведений, считается C-каноном. Когда возникает противоречия между разными версиями фильмов, наиболее свежие изменения имеют приоритет перед старыми, поскольку исправляют ошибки, улучшают взаимосвязь между трилогиями и наиболее точно выражают текущее понимание Лукасом вселенной «Звёздных войн».

T-канон — «телевизионный канон». К нему относятся анимационный фильм «Звёздные войны: Войны клонов» и одноименный анимационный телесериал. Это новый канон, имеющий более высокий приоритет, чем C-канон.

C-канон — «канон целостности», состоящий из всех новых работ (и множества старых), выпущенных под маркой «Звёздных войн»: книг, комиксов, игр, мультфильмов, видеофильмов и т. д. Особый случай — игры, поскольку в них к C-канону относится только сюжет, а такие вещи, как характеристики персонажей и игровой процесс — нет. Игры также предлагают игроку неканонические возможности, например, выбор женского пола для канонического мужского персонажа. Известны случаи появления элементов C-канона в фильмах, что делает их G-каноном; в качестве примера можно привести имена и названия: Корусант, свуп, Квинлан Вос, Эйла Секура, YT-2400, Салропин и транспорт типа «Action VI».

S-канон — «вторичный канон», материалы, используемые или игнорируемые авторами по ситуации. Сюда входят в основном старые работы, например, многие комиксы серии «Marvel Star Wars», выпущенные до попыток поддержания целостности, а также другие вещи, которые «могут не вполне подходить». Многие элементы S-канона переходят в C-канон через включение их в новые работы авторов, заботящихся о целостности, хотя многие другие работы (вроде «The Han Solo Adventures») принимались во внимание с самого начала и, таким образом, всегда были C-каноном.

N-канон — «неканонические» работы. Альтернативные варианты истории (например, рассказы, опубликованные под маркой «Бесконечностей») и всё, что прямо противоречит элементам более высоких канонов. Только N-канон не признается каноническим компанией «Лукасфилм».

Перезапуск 2014 года

25 апреля 2014 года StarWars.com подтвердил, что сиквелы не будут основываться на Расширенной Вселенной, позже старший редактор LucasBooks Дженнифер Хеддл подтвердила, что РВ больше не считается каноном. Книги по РВ будут издаваться под маркой «Легенды».

Отныне, среди опубликованного раннее материала, каноничными считаются только 6 эпизодов, телесериал и фильм «Войны клонов», и первая часть рассказа «Blade Squadron». Предполагается, что, в отличие от ранней системы канонов, все источники нового канона имеют равную ценность для общей хронологической линии, отчего этот канон получил название «Единый». Большинство материалов, опубликованных после 25 апреля 2014 года—такие, как телесериал «Звёздные войны: Повстанцы» вместе с комиксам Marvel и романами, начиная с «Нового рассвета»—также считаются частью нового, Единого канона, за счет создания Сюжетной Группы Lucasfilm, которая контролирует его целостность. Персонажи под знаком «Легенды» по-прежнему доступны для использования по мере необходимости, даже если события, касающиеся них, отныне не являются каноном.

Каноны на русскоязычной Вукипедии

На русскоязычной Вукипедии принято разделять пространство статей на перезапущенный Легендарный канон (Легенды), включающий в себя связанное с Расширенной вселенной, и на текущий Единый канон (Канон), куда входит всё выпущенное после 25 апреля 2014 года. Третья группа представляет собой статьи, которые формально относятся к тому или иному пространству на Вукипедии, однако связаны с неканоническими произведениями, выпущенными как до 2014-го года, так и после.

Шесть фильмов саги Лукаса, а также спин-офф и первые шесть сезонов мультсериала «Войны клонов» относятся к обоим канонам, как и связанные с ними статьи. В статьях о фильмах и эпизодах мультсериала используются уникальные двойные гиперссылки, которые ведут на статьи обоих канонов.

Источник

История канона «Звёздных войн»

Автор: Nexu. Дата публикации: 09 августа 2015 . Категория: Термины и определения.

Эту статью я переводила много лет назад для своего сайта Jedicode.ru. С тех пор много воды утекло, «Звёздные войны» проданы компании «Дисней», а того канона, о котором идёт речь, больше не существует. Но, как мне кажется, статья будет полезной как для историографов «Звёздных войн», так и для обычных фанатов саги, которых иногда охватывает желание разобраться в сути вещей. Оригинальный материал опубликован на сайте Star Trek v Star Wars (и пребывает там до сих пор). К сожалению, некоторые ссылки, приведённые в статье, указывают на уже не существующие страницы или неактуальны, поэтому я решила их убрать.

Предисловие

В данной статье встречаются следующие термины и сокращения:
«Канон». В общем смысле — устав, свод правил, закон, регламентирующий поведение определенной группы лиц. Применительно к «Звездным войнам» — нормативы, определяющие устройство и границы вселенной «Звездных войн».
«Пуристы» — поборники чистоты «Звездных войн», считающие каноном только то, что показано в фильмах Лукаса.
«Комплетисты» — те, кто поддерживает прибавление ко вселенной «Звездных войн» новых миров, персонажей и так далее.

Читайте также:  Темная сторона вселенной планетарий

I. Вступление

Империя развлечений «Звездных войн» состоит из огромного ассортимента материалов, объединенных фирменным знаком «Star Wars» и опирающихся на интеллектуальную собственность «Звездных войн»: фильмы, телевизионные программы, романы, игры, и так далее. Однако только часть из всего этого выпускается на правах официальной продукции. Отделение зерен от плевел задача не из легких; именно это и определяет политику Лукаса и Lucasfilm.
Десять лет назад проблема состояла в отсутствии политики и регулирующих актов. Сейчас ситуация коренным образом изменилась. В последние несколько лет мы были свидетелями того, как Джордж Лукас самолично давал ряд указаний и замечаний авторам Expanded Universe (ЕU). Но дело несколько усложняется тем, что некоторые люди не желают принять правила игры, и подобные несогласованности приводят к некоторому беспорядку.
Справедливости ради следует сказать, что, если бы мы взяли и сопоставили все программные положения «канона», результат вышел бы весьма неоднозначным. Именно эта неразбериха и является причиной непрекращающейся войны между фанатами «Звездных войн». «Каноническая Гражданская война» между «Пуристами Канона» (их еще называют «кино-пуристами», т. е. теми, кто признает право на существование только той вселенной ЗВ, что отражена в фильмах Лукаса) и «Комплетистами Expanded Universe» продолжается в течение многих лет. На форумах TheForce.Net противостояние приняло такие формы, что там вообще запретили обсуждать эту тему. На форумах StarWars.com дебаты по этому поводу ведутся с декабря 2001. И, конечно, не будем забывать холодную войну в Интернете между пуристом Бобом Брауном и некоторыми хорошо известными ЕС Комплетистами.
К сожалению, понадобится очень много времени, чтобы попробовать охватить, даже в виде краткого обзора, все те изменения, что произошли в политике канона за последние несколько лет. Постараемся следовать здравому смыслу и логике, чтобы отделить факты от вымысла.

II. Lucasfilm Ltd.

Для начала попробуем расставить фигуры на шахматной доске в соответствии с их местом в иерархии Lucasfilm, их ролью и так далее. Лукас, само собой, здесь вне классификации. Именно благодаря ему существует вселенная «Звездных войн». В настоящее время он правит всей империей Лукаса как главный администратор и председатель правления Lucasfilm.
Однако тут следует быть осторожными. Слово «Lucasfilm», как и слово «Paramount», в обиходе используется в широком смысле: под ним подразумеваются разнообразные компании, подразделения, филиалы и так далее. Чуть ниже мы рассмотрим эту тему более подробно.

А. Структура

Lucasfilm Ltd. (или Lucasfilm Entertainment Company, Ltd., то есть LFL), был создан в 1971 году, слившись с образованным ранее Lucasfilm. Обеими компаниями управлял Лукас, и слияние их в LLC привело бы к определенным сокращениям риска и другим выгодам, что немаловажно для частной компании. На вебсайте Lucasfilm заявлено, что «Lucasfilm управляет правами на все фильмы саги „Звездных войн“», а в Управлении Патентов и Торговых Марок США LFL представляет брэнд «Звездных войн» и их торговую марку. Джордж Лукас — председатель правления и Генеральный директор Lucasfilm Ltd., а повседневными делами компании занимается Мишлен Чо — президент и главный операционный директор.

В момент возникла необходимость в организации внутри Lucasfilm специального торгового подразделения, и в 1979 году как отдельная компания был образован Lucas Licensing Ltd. (LL). Как сказано, задачи LL состоят в том, чтобы нести «ответственность за лицензирование и торговые акты», связанные с брэндом «Звездных войн», управлять «торговыми актами в сфере печати, производства игрушек, игр, предметов коллекционирования, одежды и предметов домашней обстановки, выпускаемых под знаком Lucasfilm» (1, 2). Далее, заявляется, что сфера действия LL «распространяется на торговые марки „Звездные войны“ и „Индиана Джонс“ в области бестселлеров, игрушек и прочих товаров».

Lucasfilm и другие компании Лукаса, по словам самого Лукаса, «функционировали относительно независимо друг от друга». И тогда, в феврале 2003 года, Lucasfilm Ltd был реорганизован, собрав Lucas Licensing и прочие компании под крыло Lucasfilm в качестве его филиалов. реорганизации Lucas Licensing правильнее следовало бы называть «Lucas Licensing, Lucasfilm Ltd company». Термин «подразделение» нередко используется для наименования различных компаний Лукаса, хотя с технической точки зрения это не совсем верно в отношении некоторых филиалов.

Lucas Licensing включает в себя отдел, в задачи которого входит надзор за публикациями и издательской деятельностью. В октябре 1997 года LL совместно с Ballantine Books (через его подразделение Del Rey) объединили свои силы для создания издательского дома LucasBooks. Хотя LucasBooks порой и упоминается в качестве независимой компании, на самом деле он – не более чем подразделение в составе Отдела Публикаций Lucas Licensing, филиала Lucasfilm Ltd, который сотрудничает с Del Rey. Как выразилась Шелли Шапиро из Del Rey: «Мы действительно работаем как одна команда. Но последнее слово всегда остается за Lucas Licensing.»
(Для краткости «Lucas Licensing’s publishing department» мы далее будем именовать LLP).

B. Иерархия

Все, о чем говорилось выше, мы привели здесь с единственной целью – помочь людям разобраться в структуре и иерархии обширной империи Лукаса.

Помимо всего прочего, в составе Lucasfilm имеются рекламный отдел и отдел по связям с фан-сообществом. Руководство последнего непосредственно отвечает за то, чтобы давать поклонникам «Звездных войн» разъяснения и комментарии, причем такие, которые удовлетворяли бы пожеланиям самого Дж. Лукаса. Lucasfilm также имеет филиалы вроде Lucas Licensing, Lucas Online, LucasArts, ILM и так далее. Многие фанаты полагают, что эти подразделения также уполномочены делать заявления по части устройства вселенной «Звездных войн». Это не совсем так. Фильмы производят Лукас и Lucasfilm, а не LL. Lucas Licensing торгует брэндом «Звездных войн», и, хотя в их составе и имеется отдел, действительно производящий собственные товары в дополнение к основной деятельности, они, разумеется, не уполномочены давать комментарии за Lucasfilm или за самого Лукаса.

III. Политика канона «Звёздных войн»

На заре «Звездных войн» понятие «канон» трактовалось весьма расплывчато. Материала было не слишком много и, следовательно, не было необходимости в систематизировании. В течение многих лет единственным критерием служила фраза, приписываемая Лукасу: «Кинофильмы – это Евангелие, а все остальное – сплетни». Самая ранняя ссылка на эту цитату, которую нам удалось найти в Интернете, находится в архиве журнала «Fantastic Films» за 1980 год — без дополнительных комментариев. Тем не менее, цитата преподносилась в такой форме, словно это была общепринятая истина. Сейчас трудно сказать, насколько это соответствует действительности. Однако, когда автора ЕU «Звездных войн» Энди Манджелса в 1995 году спрашивали о том комментарии (применительно ко всей EU), он сказал: «Походит на типичную цитату Джорджа.»)

Беспорядок начался с приходом 1990-ых. К тому времени брэнд «Звездных войн» распространялся на фильмы, новеллизации, романы, комиксы, старые постановки Национального Общественного Радио, игры компании Games (WEG), игрушки и прочие материалы, которые поддерживали в массах неугасающий интерес к «Звездным войнам». Со всеми этими новыми и многократно пересказанными историями «Звездных войн» люди снова задались вопросом: что же в действительности является каноническими «Звездными войнами».

Первой подала свой голос WEG. В интервью 1993 года представитель WEG сообщал:

«Любые вещи и явления, которые имеют место после событий, изображенных в „Возвращении джедая“ — это авторское видение того, что могло случиться. Истинная судьба героев и злодеев вселенной „Звездных войн“ остается исключительно областью компетенции Джорджа Лукаса и Lucasfilm, Ltd.»

Эта цитата ясно указывает на то, что WEG, по их мнению, не издавали ничего, что можно было бы счесть достоверно существующим во вселенной «Звездных войн» — по крайней мере, в том, что касается их работ. В 1994 году вышел первый номер официального издания фан-сообщества «Звездных войн» — «Star Wars Insider» (#23). В журнале было то, что станет первичным определением политики канона, и позже станет активно использоваться EU Комплетистами на многочисленных форумах фанатов «Звездных войн»:

«Евангелие», или канон, обращаем Ваше внимание на это, включает в себя сценарии, фильмы, радиодрамы и новеллизации. Эти произведения выросли из оригинальных историй Джорджа Лукаса, остальные написаны другими авторами. Однако, между нами, мы прочитали все, и большая часть этого принята во внимание, так как составляет с оригинальными произведениями неразрывное целое. В сумме все изданные работы дают нам обширную историю — со многими ответвлениями, изменениями и побочными сюжетными линиями, как любая другая хорошо развитая мифология».

Эти слова были сказаны служащими Lucas Licensing Аланом Каушем (Allan Kausch) и выпускающим редактором LL Сью Ростони (хотя они часто ошибочно приписываются редакторам Lucasfilm). Эти слова явились первой официальной декларацией компании Лукаса за 15 лет и были взяты на вооружение многими поклонниками «Звездных войн». Данная цитата определяла сам термин «канон» и давала нам общее понимание того, что считать критерием подлинности. Нельзя не отметить и тот факт, что Кауш и Ростони обратили внимание на работы «не-канонических» авторов.

A. «И тут начались проблемы»

Даже в столь ранний период нашлось место для разногласий, вылившихся в настоящую гражданскую войну – «каноническую войну». Выступая на стороне пуристов, Лукас называл всё, что не имеет отношения к его фильмам, «сплетнями» — соответственно, авторы подобных «сплетен» представали в весьма невыгодном свете. Представители Lucas Licensing признавали утвержденный Лукасом «канон», но формально поддерживали EU Комплетистов, заявляя, что их работы вместе с «каноническими» материалами составляют единое целое… тем самым противореча Лукасу и WEG.

В то же время Лукас, как казалось, и сам не до конца определился в этом вопросе. Такие выводы можно сделать из его предисловия к переизданию в 1994 году книги «Осколок ока разума», первоначально увидевшей свет в 1978 году. Тогда он сказал:

«После выхода „Звездных войн“ стало очевидно, что моя история – из скольких бы фильмов она не состояла — только одна из многих тысяч, которые можно было бы рассказать о персонажах, населяющих эту галактику. Но это не те истории, которые я сам хотел рассказать. Они возникли в воображении других авторов, вдохновленных встречей со вселенной „Звездных войн“. И для „Звездных войн“ это удивительно, и даже неожиданно, что сегодня очень много талантливых авторов вписывают свои страницы в эту сагу. Это – наследие „Звездных войн“, и началось оно с „Осколка ока разума“, изданного менее чем год спустя после выхода на экраны фильма. Написанный Аланом Дином Фостером, известным и талантливым автором в жанре научной фантастики, „Осколок“ был подан как „продолжение приключений“ Люка Скайуокера. Это вводило всех в недоумение, поскольку я собирался написать своё собственное „продолжение приключений“ Люка – сценарий к фильму „Империя наносит ответный удар“.»

Некоторые ЕU Комплетисты ошибочно взяли это на вооружение, подразумевая, что сам Лукас склонен считать любые новые истории частью саги – то есть, законной, канонической составляющей вселенной «Звездных войн». Они посчитали, что эта идея перекликается с уже упоминавшейся цитатой из журнала «Insider» #23 — несмотря на то, что данное утверждение противоречит высказываниям Кауша и Ростони относительно разграничений понятий «работа Джорджа» и «работы других авторов».

Читайте также:  Необратимые изменения во вселенной реферат

В действительности, Лукас охарактеризовал «Осколок» как прародителя целого семейства новых историй, авторы которых были всего лишь вдохновлены «его историей». Он, конечно, не считал «Осколок» частью своей вселенной. Мы можем так утверждать, потому что в 1999 году в одном своем интервью Лукас сказал: «Я даже не читаю тех книг, которые пишутся по мотивам „Звездных войн“ и расширяют границы вселенной „Звездных войн“» – суровая правда для тех авторов, кто считал свою работу неотъемлемой частью этой самой вселенной. Лукас также всегда противопоставлял «дальнейшие приключения» в «Осколке» тому продолжению, которое он сам написал. В сущности, он не обращал на «Осколок» никакого внимания (что не могло не отразиться на тиражах последнего), погрузившись в работу над собственным сценарием. Тем, кто читал «Осколок», более чем хорошо известны его многочисленные ошибки в свете последующих фильмов Лукаса (вроде «Империя наносит ответный удар»), которые стали еще заметнее после выхода приквела (история с рукой Вейдера). В общем, Лукас полностью проигнорировал «Осколок», даже несмотря на то, что считал себя ответственным за его создание. Но он – творец и хозяин, и это — его прерогатива.

B. История двух канонов

В течение следующего десятилетия Lucas/Lucasfilm и Lucas Licensing продолжали делать противоречащие друг другу заявления, давая повод для войны между Пуристами и Комплетистами. В этой войне, где в качестве щитов и копий использовались цитаты, не могло быть победителя, потому что высказывания обеих сторон действительно были противоречивыми. Таким образом, два противоборствующих лагеря были обречены на вечную войну.

Порой предпринимались попытки найти золотую середину. В 1996 году Стив Сансвит (Steve Sansweet) сделал Lucas Licensing частью подразделения Specialty Marketing. В 1998 году ему представилась возможность написать «Энциклопедию Звездных войн». В предисловии он представляет интерпретацию политики канона, которая обобщает взгляды обеих сторон:

«Нам часто задают один и тот же вопрос: так что же является каноном „Звездных войн“, а что — нет? На это есть абсолютно точный ответ: оригинальная трилогия „Звездных войн“, специальный выпуск — вот эти три фильма, снятых Джорджем Лукасом по его собственному сценарию, и являются каноном. Сюда же входят разнообразные адаптации этих трех фильмов: романы, и комиксы. Помимо этого, практически все остальное попадает под категорию

Дипломатичный термин был весьма неопределенным, чтобы примирить противоборствующие стороны. По сути, он ничего не объяснял… и даже уверенность Сансвита простиралась не дальше фильмов. Гражданская война продолжалась. Очередное заявление (хоть и менее туманное, но противоречивое) было принято на вооружение. Многие окончательно запутались в противоречиях: в конце концов, если Лукас сказал одно, как эти люди смеют добавлять к этому еще? Пуристы предпочли игнорировать эти заявления в пользу собственных слов Лукаса. Комплетисты EU вообще старались не замечать очевидного и превращали слова Лукаса в нечто совершенно противоположное по смыслу.

Тем не менее, обе стороны были неправы. Противоречие действительно существует, потому, что под эгидой «Звездных войн» уживаются две отдельные политики канона. Одна, известная неофициально как «политика канона», поддерживается самим Лукасом и компанией Lucasfilm, Ltd. Другая, называемая «официальной политикой целостности», поддерживается Lucas Licensing.

1. ЕU Continuity и OCP

Политика Lucas Licensing распространяется на создаваемые LLP и другими отделами материалы. Новая эра лицензирования «Звездных войн» началась в 1989 году, после подписания контракта с Bantam на написание новой серии беллетристики для взрослых читателей. История возникновения «Expanded Universe Continuity» (непрерывности, целостности, или, если хотите, преемственности EU) и «официальной политики целостности» (“official continuity policy”, OCP) описана в журнале «Insider»:

«На заре отдела публикаций Уилсон (Wilson) работала в тесном сотрудничестве со своим административным помощником, Сью Ростони (теперь она — руководящий редактор отдела и редактор всей взрослой беллетристики), занимаясь редакционными проектами. Они решили, что, для поддержания статуса „Звездных войн“ в надлежащем качестве, следует контролировать основные сюжетные линии всех проектов и гарантировать, что ни одна из этих книг не противоречит другой. Это решение о принципе „целостности“ стало одним из самых значимых достижений отдела — и самым большим его успехом».

И вот, между в период выхода серии из шести книг «Перчатка Дарта Вейдера», Люси Уилсон (теперь — директор Lucas Licensing по делам издательств) и Сью Ростони решили отныне раз и навсегда утвердить понятие целостности и следить за ее соблюдением в книгах «Звездных войн». Позже, в 1997 году, это требование было включено в контракт с Ballantine. В отличие от романов по мотивам сериала «Star Trek», каждый из которых является этакой вселенной к себе и базируется на одном или нескольких сериях «Star Trek», основные сюжетные линии Star Wars ЕU должны были вытекать одна из другой. Таким образом, книги сформировали бы связанное общей идеей целое, которое, как выразилась Ростони в 1994 году, «хранило бы верность саге „Звездных войн“», и могло, таким образом, теоретически стать частью «первородной» вселенной «Звездных войн» из фильмов Джорджа Лукаса.

Новые произведения должны были следовать этой политике целостности, или преемственности, а более старые вещи (в том числе и «Перчатка»), после внесения ряда изменений также смогли бы занять свое место во вселенной «Звездных войн». Даже продукция Games, издатели которой в 1993 году самолично отрицали аутентичность их творений «канону», были присоединены к этой новой вселенной – Expanded Universe. EU, теперь вооруженная собственной конституцией в виде “official continuity policy”, таким образом, стала полноправным, юридическим лицом. Кроме декларируемого принципа сохранения верности фильмам «Звездных войн», EU в не меньшей степени была заинтересована в сохранении верности себе самой. Ростони четко обозначила этот принцип в 2001 году:

«Наша цель состоит в том, чтобы показать целостную и всеобъемлющую историю галактики „Звездных войн“, не вступающую в противоречие и не умаляющую значимость саги мистера Лукаса, его фильмов и сценариев.»

Однако поддержание этой целостности и преемственности – отнюдь не простая задача. Как отмечала в 1994 году Ростони, эта работа требовала «немало усилий». Авторам в дополнение к оригинальным фильмам посылали все материалы EU, включая «библию EU», которая, по словам Ростони, была необходима для соблюдения хронологической точности.

A. Эволюция терминологии

Через пару лет Ростони захотела дать этой хронологической «библии» другое имя:

«В качестве эталона у нас есть „Канон“, шкала времени основных событий „Звездных войн“ и жизнеописание персонажей, созданных Lucasfilm и являющихся „внутренней библией“ вселенной Star Wars. Когда возникает необходимость обратиться к другим источникам, у нас есть каталог (в оригинале – “stacks of binders”), включающий в себя все: от проектов звездолетов до биографий персонажей…»

Через два года Ростони перешла от трактовки «сценарии, фильмы, радиодрамы и новеллизации (включая сюда и то, что они с Уилсон относили к „целостной вселенной“) – это Евангелие, или „Канон“» к объявлению «Канона» «внутренней библией» LL Publishing и их справочником по EU. В 2001 году она дала разъяснения по этому поводу, заявив (на сей раз она постаралась дать более точное определение политике компании):

«„Канон“ обращается к авторитетному списку книг, которые редакторы Lucas Licensing рассматривают как подлинную составляющую официальной истории „Звездных войн“. Наша цель состоит в том, чтобы показать целостную и всеобъемлющую историю галактики „Звездных войн“, не вступающую в противоречие и не умаляющую значимость саги мистера Лукаса, его фильмов и сценариев. Те произведения, которые Lucas Licensing не рассматривает в качестве официального представления истории „Звездных войн“, отмечены символом бесконечности или относятся к разряду Star Wars Tales. Все остальное считается каноном.»

Мы можем, таким образом, проследить за тем, как эволюционировал термин «канон» в устах Ростони применительно к «политике целостности» LLP. Lucas Licensing отдавал себе отчет в том, что «их канон» не был тем же самым, что «канон фильмов Лукаса». Ростони ссылалась на первоисточник, на журнал «Insider» #23, где были размещены статьи Lucas Licensing. Администратор базы данных Lucas Licensing Леланд Чи (Leland Chee) в 2003 году сказал так:

«»Канон Lucasfilm» распространяется на материалы, произведенные любой из компаний Лукаса, будь то кинофильмы, книгами, игры или «Канон кино» является тем, что вы видите и слышите в фильмах «Звездных войн».»

Утверждения Чи представляют определенный интерес, несмотря на смятение, вызванное его фразой «канон Lucasfilm». Примерно в 2000 году Чи был непосредственно связан с OCP, переводя «библию» EU в формат компьютерной базы данных, названной Holocron. Вот как сам Чи описывает это:

«Holocron — внутренняя база данных, одобренная Lucas Licensing. В этой базе данных находит отражение все, что было создано для вселенной „Звездных войн“. База данных включает в себя материалы из фильмов, книг, комиксов, видеоигр, карточек для настольных ролевых игр, игрушек, мультфильмов, и вообще каждый официально санкционированный вымышленный элемент вселенной „Звездных войн“.

»Следует понимать, что первичная цель «Голокрона» состоит в том, чтобы обеспечивать соблюдение принципа целостности «Звездных войн» и служить целям Lucas Licensing – и, мере, Lucas Online. Насколько мне известно, он используется исключительно в интересах производства.»

В «Голокроне» существуют области канона, обозначенные буквами G, C, S и N. Вот как это выглядит со слов самого Чи (это заявление сделано в 2004 г.):

«Фильмы и творческие наработки Джорджа Лукаса (включая неопубликованные материалы, которые мы могли бы получить от него или от отдела производства), считаются каноном „G“. Следом идет то, что мы называем „каноном целостности“ — „C“; в эту категорию попадает всё остальное, что не вошло в категорию “G”. Есть еще так называемый „вторичный канон целостности“, или „S“, который мы используем для некоторых ранее изданных материалов и вещей, которые в значительной степени соответствуют канону, за исключением отдельных моментов. […] Наконец, есть категория „N“, к которой относятся материалы, не удовлетворяющие требованиям политики „целостности“, и которую мы назначаем редко – разве что в случае явного противоречия или для тех материалов, которые будут вырезаны.

Под всем остальным я подразумеваю ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ. Романы, комиксы, новеллы для юных читателей, видеоигры, настольные игры, ролевые игры, игрушки, вебсайты, телевидение.»

Между определением Чи от 2004 года и декларацией Ростони от 2001 есть заметное различие, и, в основном, оно касается деталей. Ростони называет канон LLP «каталогом» или списком книг. Чи ссылается на собственные источники и утверждает, что «отдельное произведение никогда полностью не подвергается обструкции – лишь его элементы, противоречащие политике целостности.» Однако с 2003 года не сделано ничего, что могло бы сгладить противоречия. Ростони отметила, что, в случае с произведениями, выпущенными до принятия OCP, они старались сделать так, чтобы «логически и реалистично вписать некоторые детали книг в уже сформированную последовательность».

Читайте также:  Самая сильная планета во вселенной

Наконец, кажется, что произведения все же отличаются от материалов, отмеченных символом бесконечности. Работы из серии «бесконечностей» – это такие произведения EU, в которых, по словам Криса Сирази (Chris Cerasi), происходят события, которые «скорее всего, вряд ли произошли бы во вселенной EU». Они вообще пишутся намеренно — такие вещи, например, как рассказ о битве Дарта Мола с Дартом Вейдером.

Итак, мы в деталях узнали, как компания Lucas Licensing внедрила свою «политику целостности». Под контролем LL эта политика распространяется на товары и основные сюжетные линии, созданные LL Publishing и другими лицами, имеющими патент.

Получившая свое развитие из «Звездных войн» Лукаса, его сценариев, рабочих набросков и других материалов, Expanded Universe, которую создал LLP, ставит своей задачей поддержание внутренней целостности вселенной Star Wars. Итогом стало уникальное образование, увенчанное фирменным знаком «Звездных войн» и базирующееся на работах множества авторов.

B. Роль Лукаса: комплетизм EU и тезис

Есть тема, наиболее часто поднимаемая EU Комплетистами — роль, которую сам Лукас играет в судьбе Expanded Universe. Они опираются на тот факт, что, если он вовлечен в руководство EU и принимает участие в формировании вселенной EU в соответствии со своим собственным восприятием «Звездных войн» — следовательно, это и есть самый настоящий канон. Тех, кто лишь поверхностно знаком с главными тезисами канона, такое высказывание способно дезориентировать. В свою очередь, Пуристы Канона категорически отрицают эту идею: даже если Лукас и вовлечен образом в EU, EU остается всего лишь производной от его «Звездных войн», ибо сам он этого не создавал.

Истинная степень причастности Лукаса к EU весьма важна для оценки ситуации. Напомним, что сам Лукас заявил в 1999 году: «Я даже не читаю все эти книги, что выходят по мотивам „Звездных войн“.» Он также говорил, что «в „Звездных войнах“ благодаря стараниям разных авторов появилось множество различных персонажей. И все это без моего участия.» А в 2001 году он сказал, что «я не слишком увлекаюсь» EU.

Ни одно из этих заявлений не указывает на то, что Лукас имеет непосредственное отношение к EU. С другой стороны, он также отметил, «я не хотел бы, чтобы растаскивал „Звездные войны“ по кусочкам и превращал их в ширпотреб». Это было сказано в отношении планов коммерческого использования «Звездных войн» — предприятия, подразумевавшего некий уровень контроля за качеством.
Позже некоторые авторы утверждали, что получали от Лукаса нечто вроде руководства.

Какое же именно? Разъяснение дает Сью Ростони, LLP:

«Вообще, Джордж не рассматривает целиком сценарии или концепции произведения. Если там присутствует значимая для Лукаса область, или если мы открываем новую сюжетную линию для созданного им персонажа, мы можем проконсультироваться с ним, чтобы получить больше информации, его одобрение, или что бы там ни было. И конечно, мы всегда консультируемся с ним, если собираемся сотворить серьезное с главными героями фильма. И я все же полагаю, что Лукас читает сценарии к играм.»

Это соответствует той ситуации, которую описывала Люси Отри Уилсон (Lucy Autrey Wilson), ныне директор отдела публикаций. Тогда они собрались за круглым столом, чтобы обсудить выходящую в формате книгу

«Когда мы только начали заниматься публикацией „Звездных войн“, редакционная группа состояла из меня, Сью Ростони и присоединившегося к нам позже Алана Кауша, которого первоначально наняли в качестве консультанта по вопросам „целостности“. Говард Роффман (Howard Roffman), президент Lucas Licensing, также принимал в этом творческое участие. Мы общались с Лукасом посредством коротких записок, в которых спрашивали его мнение относительно стратегически важных мест в сценарии (рукописи).»

Стив Сансвит (Steve Sansweet) из отдела Fan Relations («Связей с фан-сообществом») подтверждает это, говоря, что «LucasBooks всегда советовался с боссом, чтобы удостовериться, что ни один из грядущих проектов не противоречит ничему из того, что планирует Лукас.» Эта версия Lucas Licensing подтверждается словами одного из авторов EU Майкла Стэкпола, который был привлечен для создания серии «New Jedi Order». Вот что он утверждает:

«В марте 1998 года и еще раз, в 1999 году, я посетил „Ранчо Скайуокер“ вместе с Шелли Шапиро и Стивом Саффелем (Steve Saffel) из „Del Rey“; там были также Сью Ростони, Люси Уилсон, Алан Кауш и Говард Роффман из Lucas Licensing и писатели Джеймс Люсено и Кэти Тайерс. мы собрались там для того, чтобы выстроить четкий план грядущего проекта и определиться с деталями.»

Однако, как получается, Лукас не стоял совсем уж в стороне. Все это дает повод для сомнений. Уилсон вместе с Шелли Шапиро из Del Rey заявляют:

«Уилсон: Джордж Лукас был привлечен к работе над публикациями Star Wars EU, но только в той части, которая затрагивала глобальные моменты идеи/сценария. Первоначальный план серии NJO и предварительные заметки о том, кто из персонажей мог бы умереть, отправляли ему в форме записок, а потом обсуждали по телефону.

Шапиро: я бы охарактеризовала его роль как ограниченную, но важную. Он сказал, что не должны быть последователями Темной стороны Силы, что мы не можем убить Люка и что мы должны убить Энакина вместо Джейсена (вначале мы планировали сделать наоборот). Кроме этого, он иногда давал нам ответы на некоторые основные вопросы, но это происходило редко. Главным образом, он доверяет работу над книгами своим людям из Lucas Licensing, полагая, что они правильно во всем разберутся.»

Шапиро также вспоминает, что «Нужно признать, что мы не получали разрешения Джорджа убить Чуи: просто Чуи был одним из тех персонажей, на которых не распространялся мораторий Лукаса на убийство.» Участник того совещания за круглым столом, писатель EU Джеймс Люсено сообщил:

«Несколько раз на „Ранчо Скайуокер“ Джордж сидел рядом, практически в пределах досягаемости, но я так и не решился заговорить с ним. […]. Его пожелание насчет участи Энакина Соло, являющегося главным героем новой серии было, я думаю, связано с с судьбой Энакина Скайуокера

Подводя итог всем этим комментариям, можно сделать вывод, что роль Лукаса в литературе EU ограничена и довольно пассивна. Она ограничена даже и вне публицистики, что вытекает из заявления Ростони: «Следует заметить, что он (Лукас) неплохо знаком с комиксами. Он читает комиксы.» В таком случае, причастность Лукаса к не больше, чем у любого поклонника «Звездных войн». Однако, как она отмечала ранее, он действительно читает сценарии игр. Другие источники сообщали, что Лукас иногда делает некоторые замечания и предложения LucasArts по поводу этих игр.

Итак, говоря общими словами, роль Лукаса во вселенной EU — не более чем роль пассивного наблюдателя. LL Publishing советуется с боссом по поводу главных событий и персонажей или основной сюжетной линии (к слову, NJO состоял из 19 книг). Но, тем не менее, даже до NJO идея моратория на убийство ключевых персонажей фильма исходила не от Лукаса. Люси Уилсон заявляет, что это была «наша политика, и никакой автор не мог убить того, о ком шла речь в сценарии, написанном Джорджем» (выделено мной). И, даже когда спрашивали его разрешения, он не указывал им, кого убить… он указывал только тех, кого убивать не следует.

И эта теория о «вялом контроле» со стороны Лукаса принята в качестве аргумента EU Комплетистами в их собственном видении вселенной EU. Лукаса не особенно заботит приведение EU в соответствие с эталоном «Звездных войн»; в таком случае, его роль во всем этом сродни роли простого чиновника, следящего за поддержанием надлежащего качества брэнда. Это возвращает нас к высказыванию о том, что Лукас не желал видеть, как «Звездные войны» раздирают на части и превращают в ширпотреб.

Однако было бы несправедливым утверждать, что концепция EU полностью противоречит представлениям Лукаса. Как выразился Чи, «EU отождествляется с тем, что нашло отражение в последних версиях фильмов и соответствует директивам Джорджа Лукаса». Он также заявляет, что «EU в гораздо большей степени, чем вы, вероятно, знаете, базируется на собственном видении Лукасом „внефильмовой“ вселенной.» Как указывали Чи и другие, Expanded Universe базируется на кинофильмах, новеллизациях, неопубликованных ранних версиях сценариев, неопубликованных интервью авторов с Джорджем, изменениях Джорджа, которые он вносил в рукописи новеллизаций, рабочих заметках, неопубликованных примечаниях Лукаса, и, конечно, на тех записках, которыми он обменивался с представителями LL. Таким образом, присутствие Лукаса в EU отчетливо прослеживается – пусть даже косвенное. Мы никогда точно не узнаем, что конкретно исходит от Лукаса, идеи относительно «Звездных войн» там определенно есть.

Однако авторы EU осознают, что они не создают канон «Звездных войн» уровня Лукаса, даже если их произведения являются каноном по терминологии «политики целостности» LLP и соответствуют видению Лукаса. Сью Ростони настаивает на таком определении. Она отмечает, что они делают попытки создать историю, которая «не противоречит фильма и сценариям мистера Лукаса и не умаляет значимость саги „Звездных войн“.» Она заявляет, что Лукас «рассматривает Expanded Universe не как «его» Звездные войны, а как «наши.» Она указывает на то, что «наша работа состоит в том, чтобы приводить EU в соответствие будущим кинофильмам Джорджа, так как они (фильмы) зачастую противоречат нашим произведениям». Все это, без сомнения, вызвано тем обстоятельством, что Лукас «дает нам не много информации о своих будущих картинах – до тех пор, пока не закончит их. Если быть откровенным, то Джордж вообще не берет в расчет EU, когда создает свои фильмы.» Ей вторит Уэйн По (Wayne Poe), отмечая, что «книги вслед за фильмами продолжают эстафету преемственности, и мы надеемся, что это происходит именно так, как и хотел бы сам Лукас.» Однако Ростони отмечает, что «Если бы Джордж решил снять эпизоды, следующие за „Возвращением джедая“, я не думаю, что в них было бы то, что написали даже принимая во внимание тот факт, что, согласно политике целостности Lucas Licensing, эти произведения – узаконенное продолжение фильмов о «Звездных войнах».

В то время как некоторые авторы EU очевидно, полагали, что они получили шанс вписать свое имя в историю вселенной «Звездных войн», редактор Dark Horse Comics Пит Джеймс (Peet James) отмечает, что «множество людей добросовестно возделывали ниву Star Wars на протяжении последних двадцати лет. Но ни Джордж Лукас, ни Lucasfilm никогда не давали им обещания расширить ради них границы канона.»

Источник

Adblock
detector