Карна сын солнца 151
Когда мы говорим о Махабхарате, в первую очередь, конечно же, с теплотой вспоминаем о Господе Кришне, Арджуне и Юдхиштхире. Тут же вспоминаем и о «плохих» Кауравах. Но мало кто помнит о Карне – благородном человеке с непростой судьбой; царском потомке, который даже не знал о своем происхождении и по случайности (!) был проклят не один раз. Но те, кто глубоко изучали Махабхарату, пропустили Ее через свое сердце, знают, что роль Карны не менее существенна, чем других положительных Героев.
1) Карна был милостивее, чем Юдхиштхира
Однажды Арджуна спросил Господа Кришну, почему он называет Юдхиштхиру Дхармарадж (Повелитель Праведности), а Карну — Даанавира (Повелитель Милости), хотя ни тот, ни другой никогда не отказывали тем, кто их просил о чем либо. Чтобы ответить на этот вопрос, Кришна с Арджуной в виде благочестивых брахманов отправились посетить обоих царей. Когда они пришли к Юдхиштхире, то попросили сандалового дерева для огня, чтобы провести обряд. На улице уже много дней шел проливной дождь, и Юдхиштхире не удалось найти даже одной сухой сандаловой щепки для огня. Он извинился перед «брахманами», и они вернулись с пустыми руками.
После этого Кришна с Арджуной отправились к Карне и попросили то же самое. Карна также потратил много усилий на поиски сухого сандалового дерева, но, как и Юдхиштхира потерпел неудачу. Но все же он не отпустил брахманов с пустыми руками. Он взял свой лук и стрелы и разломал двери своего дома, которые были сделаны из сандалового дерева. Таким образом, он одарил нуждающихся брахманов.
Позже Кришна объяснил Арджуне, что и Юдхиштхира не отказался бы, если бы его попросили дать дерево с его дверей и окон. Но эта мысль не пришла в голову ему самому. Просто Юдхиштхира жертвует, следуя дхарме, а Карна жертвует, следуя своему сердцу.
2) Карна был проклят Риши Парашурамой
Паршурама проклял Карну за то, что мальчик обманул его. Карна сказал Парашураме, что он сын брахмана, что было ложью. Единственный раз в жизни он решился на обман только с одной целью — чтобы научиться стрельбе из лука у величайшего учителя всех времен. Но вместе с большим даром получил и проклятье. Вследствие проклятья своего учителя, в самый ответственный момент, когда пришли тяжелые испытания, Карна не смог воспользоваться полученными знаниями. В действительности же, Парашурама знал об истинном происхождении Карны и также знал, какую роль Карна сыграет в великой войне.
3) Карна был предан Дурьйодхане не только благодаря дхарме
После своей коронации Карна проводил большую часть своего времени с Дурьйодханой. Часто они играли в кости в вечернее время. Однажды после захода солнца, Дурьйодхана должен был отлучиться на какое-то время. В это время мимо проходила его жена. Увидев Карну, который ждет Дурйодхану, она решила продолжить игру за своего мужа. В какой-то момент у них случился спор кому ходить дальше. В шутку Карна попытался выхватить кости из ее рук. Пока они, играя, сражались за кости, одежда женщины растрепалась, а жемчужное ожерелье порвалось, и бусины рассыпались по полу. В этот момент в комнату вошел Дурйодхана и обнаружил достаточно двусмысленную ситуацию, запыхавшиеся жена и друг, их одежды растрепаны, а лица раскраснелтсь… Дурйодхана потребовал ответа, что произошло, а услышав его, рассмеялся и продолжил игру.
Позже, когда жена спросила Дурйодхану почему тот не засомневался в их с Карной ответе, тот ответил: «В отношениях нет места для сомнений. А когда есть сомнения, тогда не может быть отношений. Карна мой лучший друг, я доверяю ему и верю, что он никогда не нарушит мое доверие».
4) Карна, несомненно, самый сильный герой Махабхараты
Во время войны Карна бился с Пандавами и всех их победил (но отпустил живыми). На самом деле, даже Арджуна самостоятельно не смог победить Карну. Во время войны на Курукшетре Кришна и Индра помогли Пандавам убить Карну. Как известно, Кришна стал возницей Арджуны, а Индра забрал у Карны его божественные доспехи. И даже во время финального боя Арждуна воспользовался тем, что колесница Карны застряла в болоте, и убил героя, когда тот не мог ему ответить, не мог даже вскинуть свой лук.
5) До самого конца, Карна оставался благодарным Дурьйодхане за все, что он сделал
Перед войной, Кришна встретился с Карной и рассказал ему, что он старший из Пандавов и именно он законный наследник престола. Даже после того, как Карна узнал о своем высоком происхождении, он отказался присоединиться к Пандавам, своим братьям, потому что пообещал служить Дурьйодхане и уже на тот момент понимал, в чем смысл всей войны. По сути, Карна был единственным, кто следовал дхарме на протяжении всей своей жизни.
6) Сам Господь Кришна не переставал восхвалять Карну за его доблесть
Кришна не раз восхвалял мощь и славу Карны. Даже на войне, во время злополучного случая, когда колесница Карны застряла, Кришна сказал Арджуне, что сильнее воина, чем Карна нет, и когда он восстановит свои силы в полной мере, Арджуна уже не сможет его победить. Также Карна единственный из всех героев был удостоен чести, чтобы погребальный обряд совершил для него сам Господь Кришна.
7) На долю Карны выпало намного больше страданий и несчастий, чем остальным героям Махабхараты
Во время великой войны, все сыновья Карны, за исключением одного, были убиты Пандавами. Несмотря на всю свою силу и доблесть, величайший воин всех времен был беспомощен. Вся жизнь Карны была наполнена трагедиями и жертвами. Разрушило его то, что он хотел быть тем, кем он не был. Он также знал, что Дурйодхана был часто неправ, и это заставляло его страдать еще больше.
8) Карна всегда знал, что Пандавы выиграют войну на Курукшетре
Когда Господь Кришна спросил Карну откуда тот знал, что Пандавы выиграют войну, Карна ответил: «Курукшетра — это жертвенное поле. Арджуна на нем – главный брахман, а Кришна — верховное божество. Карна же, Бхишма, Дроначарья и Дурьйодхана – являются жертвоприношением». Когда закончился их разговор, Кришна ответил Карне: «Ты лучший из Пандавов».
9) Карна хотел, чтобы его помнили как Радхейю — сына Радхи
Родила Карну Кунти, но воспитала его женщина по имени Радха. Даже после того, как он узнал о своем истинном происхождении, из уважения к матери, вырастившей его, Карна пожелал, чтобы его продолжали называть Радхея – сын Радхи, а не Кунтея – сын Кунти.
10) Некоторые теории утверждают, что Карна был творением Господа Кришны
Господь Кришна создал Карну, чтобы показать миру истинное значение жертвы, и то, как следует принимать свою судьбу. Несмотря на невезение и несчастья, выпавшие на долю Карны, он неуклонно продолжал верить в праведность, благородство, скромность, достоинство, и всегда относился уважительно как по отношению к своим близким, так и врагам.
А какие ваши мысли о Карне? Делитесь в комментариях.
Источник
Путь Карны с позиции йоги
Моё знакомство с описанием жизни Карны началось на лекциях Андрея Вербы. Точнее сказать, что до этого момента, конечно же слышал о существовании такого персонажа Махабхараты, главного героя на стороне «зла», который бился с Арджуной, и был убит, но это сложно назвать знакомством. Стоит, наверное, также отметить, что с первого занятия йогой, карнапидасана остаётся самой любимой асаной по необъяснимым для меня причинам.
Когда Андрей Верба перевёл название асаны и рассказал историю о дарении брони и серёжек брахману, у меня реально встали волосы дыбом, так как я физически ощущал ту боль, испытанную Карной в момент срезания даров. Именно эти ощущения и вызвали огромный интерес к описанию жизни Карны и выбор темы реферата.
Карна был сыном Кунти и бога Солнца Сурьи. Стоит упомянуть, что именно Сурья в своё время боролся за престол на Небесах с Индрой и в итоге уступил. И (по иронии ли?) сын Индры — Арджуна, становится главным соперником Карны в битве на Курукшетре, ставшая не только полем битвы во времена событий Махабхараты, а также бывшая местом, где Брахма сотворил Вселенную, а также местом, где Вишну спасал в облике Варахи Землю от погружения в Пучину, в которую её (Землю) увлёк очередной демон. Отсюда напрашивается вопрос, является ли Курукшетра местом географическим или же это место, где боги проводят важные события?
Но вернёмся всё же к Карне. Его рождение было непорочным с позиций чистоты Кунти, хоть и омрачено баловством матери, которое в итоге привело к тяжёлой жизни сына, быть приёмным ребёнком у возничего. С позиций рядового человека, может показаться суровым и несправедливым такой исход событий, однако с позиции жизни йога — наилучший вариант — Карна оказывается в ситуации, когда он не окружён роскошью, отвлекающей от самосовершенствования. Низкое происхождение позволяет достичь всего в жизни самому, воспитать в себе необходимые качества. Благодаря усилиям, аскезам и стойкости, Карна переходит из низшего сословия практически на уровень властелина мира. И как все описания Махабхараты, здесь нужно не забывать о метафоричности описания. Только личная практика в сочетании со стойкостью в Пути и аскезами, а также чистое, незамутнённое сознание позволяют пробиться сквозь невежество к свету (смотрим символизм Сурьи). Благодаря этому же «низкому» рождению, Карна так и не получил посвящения как кшатрий, хотя был и царевичем, и самым сильным воином на стороне Кауравов. На протяжении почти всей жизни, не смотря ни на что, он сражается со своим комплексом низкорождённого, ставшим причиной вражды с братьями, насмешками, унижавшими его до самого момента его смерти.
По воле судьбы, Карна попадает на учёбу к Дроне. Но отношения у них не складываются, так как Дрона отдал уже предпочтение Арджуне, как лучшему ученику, и статус-кво нельзя было нарушать. Поэтому Карна не получил от Дроны самые действенные мантры для превосходства в бою. Одержимый страстью, Карна идёт учиться к Парашураме — предыдущему воплощению Вишну, учителю Дроны, а также известному своей нелюбовью к кшатриям. И чтобы получить учение, Карна притворяется брахманом. И эта ложь раскрывается, хоть и после передачи знаний, и напоследок Парашурама проклинает Карну, тем, что в последний момент он забудет эти знания. Эта история учит нас соблюдению сатьи, честности перед собой. Это самый существенный промах Карны, и в классической модели самый губительный. Но и эти события ещё не способны повлиять на сознание Карны.
Переломный же момент происходит после разговора с Кришной, открывшего Карне правду о его рождении и родителях. И этот разговор, по моему мнению, был бы особо важен для идущих по пути йоги в современности, но почему-то он скрыт. То есть в этом месте должна быть Бхагавад-Гита для йогов, а не для бхакти, как в случае в Арджуной. Что сказал Кришна Карне? Это уже не прочесть, так как письменных источников не сохранилось.
Жизнь Карны до этого откровения можно сравнить с продавливанием мира под себя — достижения высокого положения в обществе; обучение у Дроны, который невзлюбил Карну за превосходство над любимчиком Арджуной; обучение с помощью обмана у Парашурамы и первое проклятье; становление главным военнокомандующим после смерти Бхишмы и Дроны; и так далее. И после разговора с Кришной у Карны (также, как и у Арджуны впоследствии) появляется особое сознание, зрелость. Он уже не увлекаем страстями, он принимает тот Путь, который ему открыт, сквозь слёзы и боль он двигается вперёд каждый раз несмотря на страдания (особенно при смерти Бхишмы, признавшего напоследок его внуком) и продолжает биться. Он не сломим, не сгибаем, его сознание направлено только на одно — поединок с Арджуной. Всё остальное — или как ведущее к нему или как мешающее этому. В рамках этого реферата невозможно охватить все толкования, которые мне кажутся важными, но некоторые из них не могу не описать.
Во-первых, всю жизнь Карны до разговора с Кришной можно рассматривать как жизнь в миру, жизнь в теле, жизнь в эго. И после приходит к пониманию своей божественности, к понимаю своего предназначения, к единению с Богом, со своим Высшим Я. Здесь приходит понимание зачем в его жизни всё так сложилось. Всё было путём к этому осознанию. Не это ли цель йоги на первых ступенях развития?
Во-вторых, не видим ли мы в действиях Карны ту самую однонаправленность мысли, то медитативное состояние, в котором он живёт после? Тут можно рассмотреть это с позиции перехода из сознания «внешнего пути» (буддизм), к переходу к внутренней работе. Карне уже не интересно играться с внешними проявлениями себя, он уходит от борьбы с миром в отрешение от эго. Все его действия несут в дальнейшем завершающий характер.
В-третьих, это путь от невежества (низкое рождение) и страсти (царевич, сильный воин) к благости. И этот тон прослеживается во многих вещах.
Но давайте всё же вернёмся опять немного назад и поразмышляем над сменой эпох. Карна, как представитель Двапара-юги уже ощущает на себе смену эпох. Это выразилось и предательстве побратима Дурьодханы, и нечестности боёв со стороны Пандавов, и невозможности найти махагуру. В некоторых источниках есть сравнение, что Карна является основанием мощи Кауравов, на нём зиждется их мощь, и не спроста после его гибели битва заканчивается в один день.
Однако не стоит ни здесь, ни далее воспринимать Карну, как воина — его образ куда глубже этой плоскости. Если смотреть на битву как на жизнь, как на лилу (санскр. игру) Богов, то образ Карны становится душой, пробирающейся сквозь тернии к Свету и достигающей Его. Борьба Карны за социальный статус можно рассмотреть как сломление невежества, общественных заблуждений с помощью верности своему Пути. Уважение и почести, отданные сразу после обряда посвящения в царевичи сморщенному старику, оказавшемуся его приёмным отцом — и как сломление страстей, и как отказ от стяжательства. А молитва к Солнцу (настоящему отцу) в этот момент — как понимание заботы Богов. Срезание доспехов и серёжек — как верность обетам, как самопожертвование, как принятие воли Богов. И этот список продолжит любой, кто может думать и сравнивать.
Отдельно хотелось бы отметить образ Карны, как символ верности. Верность приёмным родителям, верность Дурьодхане (предавшего его впоследствии), верность слову, данному Кунти, верность обетам. Особенно интересны последние два. Карна отличался с самого детства тонким чутьём (не зря его имя переводится как «чуткий»), не зная о том, кто его отец, он каждый день начинал с похода к Ганге, где совершал Сурья-Намаскар (ни главный ли завет практикующего йога, как регулярность практики?), питавшей его силой и пробуждением. Карна не отказал ни одному брахману, отдавая должное принципу служить вышестоящим на духовном развитии, чем впоследствии и воспользовался Индра. Судя по писаниям, Карна был один из самых щедрых героев, посвящая плоды своей деятельности другим душам. Твёрдость в обетах, с одной стороны можно назвать догматизмом, и есть даже отсылки к писаниям, что обеты могут стать препятствием на Пути йога, но в образе Карны, в образе Бхишмы, в сказаниях о Шиве проскальзывает красной нитью верность слову и направлению. Здесь не случайно три этих персонажа стоят в одном предложении. Именно Бхишма был славен, как человек верный обетам, и именно он на Курукшетре является эманацией Шивы, и по стечению обстоятельств (случайно ли?) место Бхишмы (после его смерти) занимает Карна.
И смерти этих героев очень похожи. Оба умерли только в силу того, что сами осознанно потратили свою неуязвимость ради блага и исполнения воли своих родственников. Оставим сказания о Бхишме на домашнее чтение, и разберём, что же случилось с Карной, и в чём его было служение и скорбь. Как уже было не единожды упомянуто, он был сыном Кунти и Сурьи, и что немаловажно, старшим сыном! То есть объяви Карна о своём происхождении, битва при Курукшетре бы не случилась. Ведь вопрос престола, точнее в его незаконного перехода, исчезал бы сам собой, потому что царствовать должен был бы не Юдхиштира, а именно Карна, как самый старший из братьев. Причём в лагере Пандавов, он был принят и матерью, которая была на правах вдовствующей императрицы, и, как показывает реакция братьев после его смерти и раскрытии правды, — и ими тоже. В лагере же Кауравов, он также был очень уважаем, да и кто были бы Кауравы без Карны? Но после разговора Карны и Кришны, первый остаётся верен и обетам, данным Дурьодхане, и своим приёмным родителям, сохраняя статус-кво (не этого ли хотел Вишну в образе Кришны и не поэтому ли их разговор сокрыт?).
Впоследствии, при встрече с матерью, Карна осуждает её на словах за отказ от него. Но со свойственным для него благородством, обещает матери не убивать четверых из братьев, и только с Арджуной собирается биться до последнего. Однако вся мудрость и сострадание братьям выражается в другом. Уже в этот момент он делает выбор быть убитым в поединке с Арджуной, прося мать не говорить о их родстве с братьями, тем самым развязывая им руки для убийства! Карна как бы просыпается, понимая своё единство со своими кровными врагами, дважды кровными. Если отойти от прямого чтения текста, то можно сравнить это с осознанием единства всех душ, неразрывности существования. И Карна совершает поступок согласно Пути Будды — позволяет себя убить во благо другим.
Сам факт убийства брата Пандавами, которые только после смерти Карны узнали от матери об их родстве, очень сильно подавил сознание героев. И хотя в момент встречи в царстве Индры, Карна мило обращается с братьями, проявляя заботу старшего и совершенно забыв о прежней вражде, но для оставшихся в живых этот факт не прошёл бесследно. В дальнейшем повествовании, они почти все теряют свою яркость, превратившись в блёклых персонажей, занятых богоугодными делами и жертвоприношениями. Исключение составляет Юдхиштира, оставленный царём, но и он отягощён тем грузом войны и осознанием принципа: «цель не оправдывает средства». И не поэтому ли Юдхиштира без колебания делает выбор уйти с собакой в Ад, нежели одному в Рай, как сделал это Карна, выбрав приёмных родителей, а не честь, славу и богатство?
Поэтому вопрос о победителях в битве на Курукшетре остаётся весьма дискуссионным. Фактическая ли победа в теле, или всё же духовная победа значима для души? Карна, Дрона, Бхишма, сохранили верность себе до момента смерти, уйдя из этого мира так, что не могут быть осуждены ни шудрами и вайшу, так как были мощны и непобедимы, ни кшатриями, так как ни на момент не поступились честью и справедливостью, ни брахманами, так как проявили стойкость и — самое важное — обрели знание.
Особо хотелось бы отметить ряд вопросов, которые мне показались очень интересны, но ответы на них я так и не нашёл. Во-первых, как можно трактовать победу Карны на Юдхиштирой (эманацией бога Дхармы [Справедливости, Предназначения]), Бхимасемой (эманацией бога Ваю [Ветра]), Накулой и Сахадевом (эманацией богов Ашвинов [Рассвета и Заката]), причём оставив им жизнь? Ни освоением ли знания (Дхармы) и праны (Ваю), но как расшифровать рассвет и закат мне сложно. Можно лишь предположить — как понимание колеса рождений.
Во-вторых, почему Кришна (как олицетворение раджаса), помогает и направляет Арджуну (представителю саттвы), а Карне, олицетворяющему раджас, мешает Брахма, как никак, а саттва под его контролем? Ни есть ли это образ перехода от эпохи благости к эпохе страстей?
В-третьих, как объяснить необходимость случайного убийства Карной брахмана, превратившегося в оленя?
Источник