Меню

Картины вселенная с автором

Космическая тема в работах советских художников

Идея освоения человеком Вселенной не могла обойти стороной изобразительное искусство. Тема большая и красивая, живописных работ, с ней связанных, очень много, и многие из них прекрасны. Вот некоторые из них.

Таир Салахов. «Тебе, человечество!» 1961

Поскольку холст размером 180×594 см не умещался в мастерской Салахова, художник писал картину в помещении соседней школы. Символично, что эта работа впервые была выставлена 12 апреля 1961 года. Таир Салахов о своей работе: «Писал я это большое полотно размером два на шесть метров не по заказу, а по внутреннему, оптимистическому велению души. Мои предчувствия, как оказалось, опередили время: буквально в этот день все услышали сообщение о полете в космос Юрия Гагарина».

В том же 1961 году Александр Дейнека создал эскиз к мозаичному панно, которое должно было украсить московский Дворец съездов — «Покорители космоса». Дворец предполагалось украсить ещё несколькими большими мозаиками, объединёнными в цикл «Люди Страны Советов», который показывал бы историю СССР от гражданской войны до покорения космоса.

Александр Дейнека «Покорители космоса» 1961

Творчество советских художников передаёт ощущение сбывающегося счастья и того, что завтрашний день будет ещё лучше сегодняшнего. Это счастье человека-творца, созидателя и победителя.

А. Мазитов «Чайка» 1964. Холст, темпера. 169 x 264,5 см

Валентина Терешкова совершила полёт в космос в июне 1963 г. Картина «Чайка» была написана Амиром Мазитовым по горячим следам — в 1964 году. Терешкова занималась в Ярославском аэроклубе с 1959 по 1961 гг., и художник изобразил её на лётном поле с парашютом, картина пронизана предчувствием полёта.

Герои того времени — космические путешественники, учёные, первооткрыватели.

Леонид Тихомиров, ОльгаТихомирова «Во имя человечества»

Рубен Гевондян «Бюракан» 1971 (Бюракан — место, где расположена обсерватория в Армении)

В своей работе «Звёдный час» Рубен Гевондян вводит, подчёркивая связь времен, идущие от средневековья символы трёх стихий — водной, земной и воздушной, властелином которых стал человек на своем пути в космос.

Рубен Гевондян «Звёздный час» 1970-е

На картине Камиля Муллашева «Утро» запечатлен момент возвращения на Землю: спускаемый космический аппарат приземлился в казахской степи.

Камиль Муллашев «Юность» из триптиха «Земля и время» 1978

И конечно, главный герой времени:

В. С. Василенко «Юрий Гагарин»

Владимир Фельдман «Звёздам навстречу. Первый космонавт Юрий Гагарин» 1961

Источник

Как выглядел космос в начале XX века?

Предлагаем вам узнать, как — и почему именно так — представляли космос художники-космисты, -футуристы и -супрематисты в начале прошлого столетия.

Читайте также :

Мы подготовили эту статью на основе лекции, прочитанной Ксенией Подлипенцевой, искусствоведом, куратором художественных проектов, в рамках фестиваля «Библионочь-2018».

Космос — тема, волновавшая художников в разные эпохи, но, пожалуй, наиболее своеобразно она была представлена в космизме, футуризме и супрематизме.

Космизм — особое явление первой половины XX века. Основоположником русского космизма считается Николай Фёдоров, создавший план так называемого «общего дела». Согласно представлениям Фёдорова, человечеству надо объединить все усилия для того, чтобы достигнуть бессмертия и осваивать космос.

Читайте также:  Характеристика вселенной философии бруно

Конечно, можно сказать, что идея бессмертия восходит к православной традиции, но есть существенное различие. Прежде всего, в том, что Фёдоров говорил о бессмертии не только души, но и тела. Причём «бессмертные» должны были ещё и озаботиться тем, чтобы оживить всех, кто жил когда-либо ранее. Поскольку подобное рано или поздно привело бы к перенаселению Земли, Фёдоров предполагал, что к тому моменту люди уже достигнут такого уровня знаний, что им будет под силу переселиться на другие планеты, хотя в то время, естественно, никакого технического оснащения для полётов в космос ещё не было.

Помимо Фёдорова, это направление также разрабатывали Сергий Булгаков, Павел Флоренский, Константин Циолковский. А с точки зрения живописи самым известным космистом был Николай Рерих, обращавшийся к жанру философского пейзажа.

Прежде всего, это пейзаж «обобщённый», в нём нет акцентуации на индивидуальных чертах конкретной местности. Не менее важной особенностью является свет: свет на картине не столько явление физического мира, сколько маркер духовного состояния художника. Наконец, на полотнах Рериха всегда выделяется небо: даже горы принимают очертания облаков или напоминают иные небесные объекты.

Люди на полотнах Рериха, как правило, не располагаются в центре, то есть не являются главными героями, хотя и нельзя сказать, что их «задавливает» бесконечное небо: скорее, все элементы картины находятся в гармонии, ведь основная идея творчества художника — это гармония человека и Вселенной.

Пожалуй, высокой оценкой для Рериха можно считать признание Гагарина, который так описал свой полёт в космос:

Читайте также :

Не менее значимым направлением в начале прошлого столетия был футуризм: зародившись в Италии, он наиболее громко заявил о себе в России, став одним из самых радикальных явлений авангарда. Футуризм считал себя провозвестником новой эры, воспевая, однако, не столько будущее, сколько стремительно развивавшееся настоящее заводов и машин.

Будетляне, первая группа писателей-футуристов, не раз в своём творчестве обращались к фантасмагорическим для того времени образам покорения Вселенной. Однако в футуристической живописи космический мотив всё же не являлся ведущим. Самыми яркими примерами здесь можно назвать «Пустоту» Натальи Гончаровой, произведение, написанное в период её увлечения беспредметной живописью, и серию картин «Пространство».

Несмотря на всю агрессивность и самоуверенность футуризма, к началу Первой мировой он начал потихоньку затухать, раскалываясь на разнообразные течения и уступая место другим направлениям искусства.

Супрематизм связывают, прежде всего, с его создателем — Казимиром Малевичем. И конечно же, самая знаменитая картина, ассоциирующаяся с именем этого художника, — «Чёрный квадрат», абсолютно уникальная вещь по количеству существующих интерпретаций. В этом периоде Малевич отказался от предметности, заявив, что живопись должна выражать не предмет, а ощущение художника от предмета. Иными словами, Малевич призывал отказаться от «посредника» формы и писать ощущение.

Читайте также :

На картине — чётко очерченный чёрный квадрат, граничащий с белым фоном; необходимо учитывать, что произведение, как правило, экспонируют на белой стене. Представьте мысленно, как белый фон холста сливается с белым фоном окружения, а сам квадрат отдаляется всё дальше и дальше, постепенно превращаясь в чёрную точку… Нет смысла искать в «Чёрном квадрате» особый сюжет или иную картину, якобы спрятанную под слоем краски. По сути, «Чёрный квадрат» — это попытка графически представить бесконечность Вселенной.

Читайте также:  Вселенная метро 2033 города

Главный элемент на картинах Малевича — супремы (от лат. supremus — наивысший), геометрические фигуры, нарисованные в отрыве от земли, отражали идею художника о космическом городе, комплексе, свободно парящем в воздухе, создание которого было бы возможно благодаря будущим научно-техническим достижениям.

Более конкретно разрабатывал космическую тему один из любимых учеников Малевича — Илья Чашник, считавший супрематизм «мироощущением беспредметных, природных и космических сложений». В его самой известной работе «Красный круг на чёрной поверхности» можно угадать планету в бескрайнем космическом пространстве и находящуюся рядом с ней космическую станцию, хотя по-прежнему речь идёт именно о супрематической композиции. Интересно, что эту картину часто можно встретить на обложках книг научной фантастики.

Источник

Космические художники

В международный день космоса мы расскажем о лучших работах художников, изображающих просторы Вселенной.

Человека всегда привлекало непознанное. Жгучая смесь страха перед неизвестностью и желания узнать, что же там на самом деле, заставляла людей двигаться дальше и открывать для себя новые глубины.

Космос поражает своей необъятностью и бездонностью. Люди, казалось бы, покорили его просторы — но это лишь видимость. Чем больше тайн мы открываем, тем больше новых вопросов встает перед нами. И эта бездна манит к себе не только космонавтов, но и поэтов, писателей, ученых, художников.

Сегодня мы покажем вам некоторые картины художников, вдохновленных глубинами космоса.

Алексей Леонов

«Над Черным морем»

Алексей Леонов не только художник, но и один из самых известных советских космонавтов. Он стал первым человеком, вышедшим в открытый космос.

Его картины очень реалистичны. Леонов стремится показать в них все так, как увидел он сам 18 марта 1965 года.

Помимо картин, Леонов вместе с художником-фантастом Андреем Соколовым создал коллекцию марок с изображениями космических просторов.

Их работы были признаны лучшими марками СССР 1972 года в разделе «Советская наука и техника».

Олег Высоцкий

Олег Высоцкий — современный художник-космист. В его работах человек и космос образуют некое единство, соединение духовного мира человека и Вселенной. Картины Высоцкого называют «поэмой о беспредельности».

Боб Эгглтон

Боб Эгглтон — американский художник-иллюстратор, работающий в жанре научной фантастики и фэнтези. Он создавал обложки для книг многих именитых фантастов, в числе которых Артур Кларк и Айзек Азимов.

Богатое воображение автора порождает неповторимые космические пейзажи, в которых реальность причудливо сочетается с вымыслом.

Уолтер Майерс

Уолтер Майерс с самого детства увлекался астрономией. Он мечтал побывать в космосе, и это ощущение передалось его картинам. Майерс создает пейзажи всех планет и их спутников.

Читайте также:  Почему невозможна тепловая смерть вселенной

В работе он опирается на научные данные, и это позволяет зрителям увидеть максимально достоверные изображения. Кроме того, Майерс сопровождает картины комментариями — научными описаниями планет.

Алексей Кашперский

Алексей Кашперский, современный художник, создает акварельные космические пейзажи, завораживающие своей необычной техникой и мрачными тонами.

В своих работах Кашперский использует как двухмерную, так и трехмерную графику.

Источник

Сборник картин советских художников «Мирный космос» (1986)

В 1986 году в издательстве «Советский художник» вышел альбом, состоящий из 20 репродукций произведений советских художников . Картины были посвящены освоению космического пространства , среди них были картины космонавтов Владимира Джанибекова и Алексея Леонова, а также других художников.

Мы рассмотрим самые сильные работы из сборника «Мирный космос» .

1. В. Джанибеков«Салют-7″. Полночь.» (1984)

Над приборной доской склонился космонавт. Панель залита желтым светом. Мерцающее освещение организует пространство зыбких очертаний и форм, передает атмосферу погруженной в полумрак ночной станции. Палитра рисунка, построенная на контрасте теплых желтых и холодных синих цветов, рождает ощущение напряженности космической трудовой вахты.

Владимир Джанибеков участвовал в спасении станции «Салют-7» и нарисовал эту картину по собственным впечатлениям. Подробнее об этой сложнейшей операции вы можете прочитать в книге напарника Владимира, Виктора Савиных, «Записки с мёртвой станции» .

2. В. Одайник — «Земляне» . (1984)

Художник изобразил на своем полотне последние минуты перед стартом космического корабля, который скоро унесет трех посланцев Земли в бескрайние просторы Вселенной.

3. М. Борисов — «Мы мирные люди» . (1982)

Фигуры людей изображены в немыслимых на Земле положениях, в переплетении шлангов и проводов, среди плавающих в невесомости предметов космического быта. Полотно как бы напоминает зрителю, что и в этом небольшом космическом доме, где все так необычно, мирные посланцы Земли трудятся во имя прогресса , во имя будущего нашей планеты .

4. А. Леонов, А. Соколов — «Поехали!» (1982)

На картине «Поехали!» , название которой заставляет вспомнить момент старта легендарного «Востока» , изображен один из самых ответственных этапов космического полета: громада ракеты, освобожденная от ферм наземного обслуживания и уже ничем не связанная с Землей, вся охваченная огнем, устремляется в небо.

5. Ю. Походаев — «Союз — Аполлон». Первая встреча» . (1976)

Летом 1975 года внимание людей всего мира привлек совместный советско-американский полет в космос. Полет советско-американского экипажа наглядно продемонстрировал возможность мирного сотрудничества наших стран в космосе. Художник изобразил в своей картине участников полета по программе «Союз — Аполлон» — А. Леонова, В. Кубасова, Т. Стаффорда, В. Брандта и Д. Слейтона.

Каждая картина — взгляд на историю космонавтики, на людей, которые героически трудились на ниве освоения космоса и научно-технического прогресса. Сборник «Мирный космос» вышел тиражом 25 000 экземпляров. Все картины вы найдёте здесь .

Подписывайтесь, мы интересно рассказываем о космической живописи!

Источник

Adblock
detector