Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема «Космос»)
картотека (старшая, подготовительная группа)
Дидактические игры способствуют развитию речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmos.docx | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Космос»
Игра «Посчитай то 1 до 5»
Цель: согласование существительных с числительными по лексической теме, закрепление счета.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку посчитать от 1 до 5, загибая пальчики.
Планета, комета, ракета, космонавт, луноход.
Например: одна планета, две планеты, три планеты, четыре планеты, пять планет.
Цель: активизация предметного словаря по лексической теме, согласование местоимений «мой», «моя», «мои» с существительными.
Методические рекомендации: игра проводится после предварительной беседы.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку выбрать карточки, которые соответствуют лексической теме «Космос». Дети представляют, что это принадлежит им, и отвечают на вопрос.
Чей скафандр? Это мой скафандр.
Чья ракета? Это моя ракета.
Чья звезда? Это моя звезда .
Чей телескоп? Это мой телескоп.
Чья планета Земля? Это моя планета Земля.
Чей космонавт? Это мой космонавт.
Чья комета? Это моя комета.
Чья Луна? Это моя Луна.
Чьи планеты? Это мои планеты.
Чье Солнце? Это мое Солнце.
Чей космодром? Это мой космодром.
Чей спутник? Это мой спутник.
Игра «Какой? Какая? Какое?»
Цель: образование качественных прилагательных, закрепление словаря по лексической теме.
Методические рекомендации: игра проводится после предварительной беседы по лексической теме.
Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, просит его закончить предложение и подобрать как можно больше слов-признаков, а ребенок, возвращая мяч взрослому, отвечает на вопрос.
Звезда (какая?) яркая, большая, голубая, желтая и тд
Космонавт (какой?) смелый, храбрый, решительный, отважный и тд.
Игра «Скажи одним словом»
Цель: активизация и расширение словаря по лексической теме, закрепление навыков словообразования.
Методические рекомендации: игра проводится после предварительной беседы по теме «Космос».
Ход игры: взрослый предлагает ребенку подобрать родственные слова к слову «звезда».
Момент, когда «падают» звезды — звездопад
Человек, который считает звезды — звездочет
Космический корабль, который летит к звездам – звездолет
Скопление звезд на небе — созвездие
Небо, на котором много звезд — звездное
Игра «Доскажи словечко»
Цель: развитие речевой активности детей, логического мышления
Методические рекомендации: игра проводится после предварительной беседы по теме «Космос».
Ход игры: взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стишок.
На корабле воздушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несёмся на … ( ракете ).
Она твоя, она моя,
И называется … ( Земля ).
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звёзд калейдоскоп
Астрономы в … ( телескоп ).
Посчитать совсем не просто
Ночью в тёмном небе звёзды.
Знает все наперечёт
Звёзды в небе … ( звездочёт ).
Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснёт … ( луна ).
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите … ( спутник ).
У ракеты есть водитель,
А по-русски … ( космонавт ).
Игра «Назови лишнее слово»
Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов.
Методические рекомендации: игра проводится после усвоения детьми обобщающих понятий.
Ход игры : взрослый называет четыре предмета, три из них относятся к одной тематической группе, а четвертый к какой-нибудь другой. Детям дается задание: назовите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.
Планета, комета, собака , метеорит.
Космонавт, скафандр, телескоп, апельсин .
Земля, глаза, Луна, Солнце.
Космодром, помидор, огурец, кабачок.
Ракета, ромашка, спутник, луноход.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В материале представлены дидактические игры по развитию речи, напревленные на развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры помогут закрепить словарь по лексической теме «Моя любимая игрушка".
В материале представлены дидактические игры, направленные на развитие речевой активности.
Дидактические игры, представленные в материале, направлены на развитие речевой активности детей старшей, подготовительной группы с ОНР.
Дидактические игры, представленные в материале, направлены на развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры, представленные в материале, направлены на формирование у детей чувства единства и сплоченности семьи.
Дидактические игры, представленные в материале, направлены на развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста.
Источник
20 речевых игр по теме «Космос» для старшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (подготовительная группа)
Речевые игры для старшего дошкольного возраста по теме «Космос»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_kosmos.docx | 23.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Двадцать занимательных речевых игр для
детей старшего дошкольного возраста по теме «Космос»
Тема недели « КОСМОС»
- развивать фонематический слух,
- закреплять умение согласовывать числительное с существительным, прилагательное с существительным,
- определять слоговую структуру слова, производить звуковой анализ слова,
- развивать мышление, воображение, познавательную активность.
- формировать интерес к окружающему, творчество, желание участвовать в совместных играх.
Оборудование: предметные картинки, шапка — «инопланетянин».
Воспитатель. Ребята, Сейчас мы с вами отправимся в космическое путешествие. Наши ракеты (столы) уже готовы. Но сначала мы проведём тренировку ( выполняется логоритмическое упражнение) .
Ночью на небе один (Показывают на «небо» и поднимают указательный палец).
Золотистый апельсин (Показывают руками круг).
Миновали две недели (Встряхивают кистями рук и показывают указательные пальцы).
Апельсина мы не ели (Рисуют руками круг и указательным пальцем руки водят влево — вправо).
Но осталась в небе только (Поднимают руки вверх)
Апельсиновая долька («Рисуют» полукруг).
Теперь мы готовы к полёту. Чтобы долететь до планеты Марс нужно пролететь мимо многих звёзд. Начинаем отсчёт (при счёте показываем пальцы обеих рук поочерёдно): одна тысяча звёзд, две тысячи звёзд, три тысячи звёзд (и так до десяти) .
Вот мы и на Марсе. Нас встречает инопланетянин (воспитатель надевает шапку)
Инопланетянин: Здравствуйте дети, я живу на Марсе, я инопланетянин Марсик. А вы откуда? Как вас можно назвать? Какие слова можно подобрать к слову ЗЕМНОЙ (ая, -ые, ое) .
Инопланетянин: я был на одной планете и видел удивительные предметы, но не понял что это, помогите мне узнать, ребята!
Детям предлагается назвать, на что похожи силуэты, вырезанные из белой бумаги (звезды, животные, растения и т.д.)
Инопланетянин: ребята, помогите мне понять, что это я увидел в космосе (загадывает детям загадки):
Всех согревает… (солнце)
Рассыпался горох на тысячи дорог… (звёзды)
Ночью светит всем она
Он не летчик, не пилот.
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети. кто, скажите ,это? (космонавт)
В синем небе огонек
Всех внимание привлек.
Он вокруг земли летает.
Нам приветы посылает. (ракета)
Инопланетянин: я вам сейчас загадаю предмет, а вы покажите его своими руками, позой, мимикой.
СОЛНЦЕ АСТРОНОМ НЕБО РАКЕТА.
Инопланетянин : у нас на Марсе всё не так как у вас на Земле, послушайте и найдите в чём разница. Добавьте нужные слова:
У нас в переулке есть дом с чудесами,
Сходите, взгляните, — увидите…. (сами).
Собака садится играть на гармошке.
Ныряют в аквариум рыжие (кошки)
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из (лейки)
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучкина бабушка в куклы (играет).
Инопланетянин: Вот на небе зажглись звёзды (на доске развешиваются звёзды из цветной бумаги) Угадайте, в названии какого цвета звезды есть звук С (З, Р, Ч, Л, Ж) .
Инопланетянин: у меня есть космическая линейка (на длинную полосу бумаги наклеены подряд изображения пяти планет). Кто сможет посчитать, сколько слогов в слове. Нужно встать возле первой планеты и начать отсчитывать слоги, сколько слогов — столько планет (солнце, марс, землянин, звезда и т. д.)
Воспитатель: нам пора возвращаться на землю, сейчас мы из рассыпанных букв соберём слова и подарим тебе, Марсик на память.
Е М З Я Л (Земля)
Измени по образцу
Солнце – солнечный. Космос — …. ; Спутник — …;
Земля — … ; Звезда — … ; Луна — …;
Какое слово отличается от других?
Астроном, астроном, гастроном, астроном.
Орбита, орбита, орбит, орбита.
Спутник, спутник, путник, спутник.
Звезда – звездочка. Солнце — …; Корабль — …;
Что общего и чем отличаются друг от друга ?
Космонавт и летчик.
Космический корабль и самолет.
Отгадай , что на нашей планете инопланетяне назвали бы:
Чего больше – космических кораблей или кораблей?
Что тяжелее – космонавт в скафандре или скафандр?
Куда лететь дальше – с Земли на Луну или с Луны на Землю?
Подбери парное слово
Самолет – летчик, ракета — …(космонавт).
Вверх – взлет, вниз –… (посадка).
Самолет – аэродром, космический корабль — …(космодром).
Луноход, звездочет, космодром.
Какое слово самое длинное?
Земля, Луна, отсек, планета.
Комета, созвездие, ракета, Луна.
Невесомость, космос, корабль, Земля.
Земля, Марс, планета, Юпитер.
Корабль, ракета, станция, звезда.
Веселая зарядка для пальчиков
Поочередное соединение большого пальца с мизинцем, безымянным, средним и указательным на ударные слоги
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Статья «Разнообразные форы работы с семьей- эффективное средство коррекции речевой недостаточности у детей старшего дошкольного возраста на логопункте в ДОУ», раскрывает систему работы с род.
Консультация для родителей.
Вам представлены задания наразвитие графических навыков. Эти упражнения помогут развить у ребят мелкую моторику, произвольное внимание, зрительное восприятие, научат детей ориентироваться налист.
Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас.
Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.Речевые пятиминутки способствуют развитию всех комп.
речевые игры с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию.
Источник
Космос
картотека по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_dlya_vospitateley_po_teme_kosmos.docx | 46.25 КБ |
Предварительный просмотр:
- Светит, сверкает, всех согревает. (Солнце)
- Рассыпался горох на тысячи дорог. (Звёзды)
- Поле не меряно, овцы не считаны,
Пастух рогат. (Небо, звёзды, месяц)
- Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка. (Месяц)
Звезда – …(много звезд),
Спутник – . (много спутников),
Корабль – . (много кораблей),
Космонавт – . (много космонавтов),
Скафандр – … ( много скафандров),
Ракета – . (много ракет).
- Блин в окошко виден Тане.
То он в масле, то в сметане.
Кто-то край уже отъел…
Поделиться не хотел! (Луна)
- Крыльев нет, но это птица.
Полетит и прилунится. (Ракета)
- Распустила алый хвост, улетела в стаю звезд,
Наш народ построил эту межпланетную… (Ракету)
Заучивание наизусть По теме «Космос» Ракета
Мы построили ракету. Как же трудно было это! Мы трудились целый вечер, Раздобыли где-то свечи, И мотор от кофемолки, И для флага шарф из шелка. Все! Достроили! Ура! Входит мама: «Спать пора! Ночью дети подрастают, Без ракет во сне летают».
По теме « Космос»
Подбери парное слово
космический корабль – . (космодром).
Измени по образцу
Динамическая пауза По теме «Космос»
Мы летим к другим планетам!
(дети бегут по группе врассыпную)
Объявляем всем об этом!
(останавливаются, складывают руки «рупором»)
Весь игрушечный народ с нами просится в полёт.
(делают повороты туловищем влево, вправо)
Даже плюшевый медведь (ходят, как медведи)
Хочет к звёздам полететь. (руки поднимают вверх)
И с Большой Медведицей (хлопают в ладоши)
В синем небе встретиться!
(поднимают руки вверх, смотрят на потолок, кружатся)
Какое слово самое длинное?
Земля, луна, отсек, планета.
Комета, созвездие, ракета, Луна.
Невесомость, космос, корабль, Земля.
Заучивание наизусть По теме «Космос»
В тёмном небе звёзды светят, Космонавт летит в ракете. День летит и ночь летит И на землю вниз глядит. Видит сверху он поля, Горы, реки и моря. Видит он весь шар земной, Шар земной — наш дом родной.
- Ночью на небе один золотистый апельсин.
Миновали две недели, апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только апельсиновая долька.
- Угли пылают – совком не достать.
Ночью их видно, а днем не видать. (Звезды)
Развитие связной речи
(Примерный рассказ по таблице)
Раньше люди думали, что Земля плоская, как тарелка, покоится на слонах, а слоны стоят на гигантской черепахе. Теперь мы знаем, что наша планета вращается вокруг Солнца, а в Солнечной системе девять планет. Нас окружают в бесконечном космосе другие Вселенные и Галактики. На небе видны созвездия. Человек всегда мечтал полететь к звездам. Сначала на ракете в космос отправились собаки-испытатели Белка и Стрелка.
Первым человеком, который полетел в космос, стал космонавт Юрий Гагарин.
По теме « Космос»
Какое слово отличается от других?
Астроном, астроном, гастроном, астроном.
Орбита, орбита, орбит, орбита.
Спутник, путник, спутник, спутник.
Заучивание наизусть По теме «Космос»
Юрий Гагарин
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Созвездие, луноход, спутник, космонавт, невесомость, приземлиться, прилуниться, приводниться.
Что общего и чем отличаются?
По теме « Космос»
(Поочередное соединение большого пальца с мизинцем, безымянным, средним и указательным на ударные слоги.)
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Развитие связной речи
Пересказ рассказа «Солнце»
Без Солнца Земля превратилась бы в безжизненную мёртвую равнину. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это ещё в глубокой древности и почитали Солнце как божество.
Сегодня мы знаем: Солнце – это звезда, которая дарит нам свет и тепло.
Если бы Земля была расположена ближе к Солнцу, на ней всё засохло бы от жары. Если бы Солнце находилось дальше, то Земля покрылась бы льдом.
Солнце в сотни раз больше Земли. Но во Вселенной много звёзд, которые гораздо больше Солнца.
Что лишнее и почему?
- Солнце, Луна, лампа.
- Звезда, планета, ракета.
- Прилуниться, припоздниться, приземлиться.
- Марс, Сатурн, ракета, Меркурий.
Какое слово не подходит?
Планета, планетный, план, планетарий.
Развитие связной речи
Пересказ рассказа «Космические станции»
В будущем, когда корабли полетят к другим планетам, им предстоит пролетать огромные расстояния. Даже путешествие к нашему ближайшему соседу – Марсу – продлится более года. На космических станциях можно будет заправляться горючим, делать ремонт, пополнять запасы еды.
Сейчас на станциях делают опыты с растениями и животными, проводят исследования космоса.
Вопросы: 1. Для чего нужны космические станции?
2. Что сегодня делают на космических станциях?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эти конспекты занятий по развитию речи адресованы воспитателям дошкольных образовательных учреждений, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста. Материалы, представленные вашему вн.
интегрированное занятие по окружающему миру.
Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосо.
Презентация о космосе.
В материале представлена разработка образовательного проекта в подготовительной к школе группе.
Цели: закрепить элементарные представления детей о космосе и Солнечной системе. Познакомить с основными понятиями по теме: космонавтика, космос, вселенная, галактика, солнечная система, планеты .
Муниципальное образовательное учреждение«Детский сад №35 г. Челябинск» Конспект НОДВ подготовительной к школе группеОбразовательная деятельность: П.
Источник