Керимов керим генерал космос
—
Керим Алиевич (Керим Аббас-Али-оглы) Керимов родился 1 ( 14 ) ноября 1917 года
в городе Баку 1 Бакинской губернии в составе Российской Империи в семье инженера-технолога компании «АзНефть», выпускника Санкт-Петербургского технологического
института Аббаса-Али Керимова и его супруги — Сурии Керимовой , в девичестве —
Ахмедовой , выпускницы гимназии и скончавшейся в возрасте 24 года
при рождении младшего сына.
Отец Керима Керимова посвятил остальную свою жизнь воспитанию троих сыновей,
в чём ему помогали родители жены .
—
. 1 _ С 22 апреля 1918 года по 26 мая 1918 года — город в составе Закавказской Демократической Федеративной Республики.
. С 26 мая 1918 года по 17 сентября 1918 года — город, а с 17 сентября 1918 года по 28 апреля 1920 года — столица Азербайджанской Демократической Республики;
. С 28 апреля 1920 года по 30 августа 1991 года — столица Азербайджанской ССР;
. С 30 августа 1991 года — столица Азербайджанской Республики .
—
О братьях Керима Алиевича известно следующее :
Керимов Сулейман Аббас-Али оглы — погиб в первые дни Великой Отечественной войны ;
Керимов Мустафа Аббас-Али оглы ( 14.02. 1923 — 26.09. 1960 ) — кандидат филологических наук,
выпускник Московского института востоковедения , учёный в области востоковедения,
погиб результате катастрофы пассажирского самолёта «Vickers Viscount» ( бортовое название —
«Joseph Haydn» ) Австрийской аэрокомпании AUA , выполнявший рейс «Вена — Варшава — Москва».
Самолёт потерпел катастрофу в лесу неподалёку от деревни Крюково,
при заходе на посадку в аэропорту Шереметьево.
В результате — катастрофы погибло 36 человек, спасены шесть, из которых пять умерли
позднее в больницах в результате ожогов.
Единственная выжившая — стюардесса Мария Вернле .
Мустафа Аббас-Али оглы Керимов похоронен в Москве ,
на Ваганьковском кладбище ( уч. № 43 ) .
Приказом Народного комиссара обороны СССР от 4 марта 1943 года слушателю
Керимову Кериму Алиевичу было присвоено первичное офицерское звание
«техник-лейтенант» .
Приказом Министра Вооружённых сил СССР от 15 января 1947 года старшему
технику-лейтенанту Керимову Кериму Алиевичу было воинское звание
«инженер-капитан» .
Приказом Военного министра СССР от 12 февраля 1951 года
инженеру-капитану Керимову Кериму Алиевичу было воинское звание
«инженер-майор» .
С мая 1953 года К.А. Керимов служил в должности заместителя Начальника управления заказов и производства 3-го Управления заместителя Командующего артиллерией.
Он курировал разработку и испытания межконтинентальных баллистических ракет,
а затем – космических объектов военного назначения.
Приказом Министра обороны СССР от 18 июля 1953 года
инженеру-майору Керимову Кериму Алиевичу было воинское
звание «инженер-подполковник» .
Приказом Министра обороны СССР № 00183 от 3 октября 1953 года инженер-
подполковник Керимов Керим Алиевич был утвержден в качестве члена комиссии
по испытаниям изделий 8Ж38 ( баллистической оперативно-тактической ракеты Р-2 ) .
С июля 1955 года он являлся заместителем Начальника 1-го Управления, а с декабря
1959 года — Начальником 1-го Управления Начальника реактивного вооружения.
Постановлением Совета Министров СССР от 19 апреля 1957 года заместитель Начальника
1-го Управления Главного управления ракетного вооружения инженер-
полковник Керимов Керим Алиевич был утвержден в качестве члена комиссии
по проведению зачётных испытаний жидкостной одноступенчатой баллистической
ракеты на долгохранимых компонентах топлива Р-11М, в том числе
с боевым ( ядерным ) зарядом .
Приказом Министра обороны СССР от 6 августа 1958 года
инженеру-подполковнику Керимову Кериму Алиевичу было
воинское звание «инженер-полковник» .
В 1960 году Керим Алиевич Керимов был назначен на должность Начальника
4-го Управления Главного управления ракетного вооружения ( ГУРВО ) .
Постановлением Совета Министров СССР от 9 мая 1961 года инженеру-полковнику
Керимову Кериму Алиевичу было присвоено воинское звание
«генерал-майор инженерно-технической службы» .
В 1963-1965 годах — он служил в должности Начальника 3-го Управления
Главного управления ракетного вооружения.
30 октября 1967 года он активно участвовал в обеспечении первой в Мире автоматической стыковки беспилотных космических кораблей типа «Союз» запущенных под названиями «Космос-186» и «Космос-188».
Постановлением Совета Министров СССР от 25 октября 1967 года генерал-майору
инженерно-технической службы Керимову Кериму Алиевичу было присвоено
воинское звание «генерал-лейтенант инженерно-технической службы» .
С 1974-го по 1991 год К.А. Керимов являлся первым заместителем Директора
Центрального научно-исследовательского института машиностроения
по управлению космическими полётами.
Он был одним из руководителей международных космических программ, в том числе, связанных с подготовкой совместного советско-американского полёта «Союз»
«Аполлон», совместных полётов с участием космонавтов-исследователей
из социалистических стран по программе «Интеркосмос», а также одним
руководителей программ связанных с запусками и эксплуатацией
долговременных орбитальных станций «Салют» и «Мир».
Это книга — рассказ очевидца, находившегося в самой гуще событий, состоит из двух частей, посвященных
пилотируемым полётам и исследованию Луны, Венеры, Марса, показана роль Председателя Государственной
комиссии в подготовке космических кораблей к старту, в обеспечении безопасности полёта.
В Государственной комиссии решались разные вопросы, связанные с каждым пилотируемым полётом.
Бывали случаи, когда Председателю Государственной комиссии в аварийных ситуациях надо было
принимать решение в течение нескольких секунд, ведь от этого зависела жизнь космонавтов.
Керим Алиевич много интересного рассказывает об испытателях и испытании космической техники.
Хроника прослеживает период 1966-1993 годов — от запусков станции «Луна-9», первых специализированных
спутников до полётов экипажей кораблей «Союз» и заканчивается полётом международного советско-
индийского экипажа космического корабля»Союз ТМ-11″ — членов экспедиции посещения Долговременного
орбитального комплекса «Мир» и программой «Фобос» — полёта межпланетной автоматической станции
для исследования Марса и его спутника — Фобоса.
• • • • •
Керим Алиевич Керимов был женат на Керимовой Заре Анифовне ( 1918 — 1972 ) , учительнице химии одной из средних школ города Москвы .
2 Их единственная дочь — Татевян Сурия Керимовна , в девичестве — Керимова
( 22.01. 1937 — 16.07. 2015 ) .
Она — выпускница ( 1960 года ) Московского института инженеров геодезии , аэрофотосъёмки
и картографии ( МИИГАиК , ныне — Московский Государственный университет
геодезии и картографии ) .
С 1962 года работала в Астрономическом совете Академии наук СССР, который впоследствии
был преобразован в Институт астрономии АН СССР, где она прошла путь от младшего
научного сотрудника до Заведующего отделом.
С.К. Татевян стояла у истоков зарождения космической геодезии , и начиная с запуска первого искусственного спутника Земли ( ещё будучи студенткой ) , занималась разработкой методов космической геодезии.
С.К. Татевян — Доктор технических наук, учёный в области геодезических задач с использованием
искусственных спутников Земли , организатор высокоточных лазерных наблюдений с помощью
космических спутников, а также многих международных космических кооперативных программ.
Состояла в Бюро Секции геодезии Национального геофизического комитета, участвовала
в работе научных комиссий Международной ассоциации геодезии ( IAG ) Международного геодезического и геофизического союза ( IUGG ) , была членом Международного
астрономического союза ( IUA ) .
Муж и однокурсник Сурии Керимовны — Татевян Рубен Аршавирович , астроном-геодезист,
старший научный сотрудник ФГУП «Картгеоцентр», один из авторов проекта геодезического
полигона для поверки спутниковой аппаратуры глобального позиционирования, специалист
в области полевых методов сбора и обновления пространственных данных
для геоинформационных систем ( ГИС ) .
Он родился 17 июня 1937 года в Москве в семье астронома-геодезиста Татевяна Аршавира Шаваршевича ( 01.02. 1909 — 07.04. 1971 ) , Доктора технических наук, выпускника ( 1934 года )
и преподавателя МИИГАиКа , Директора Центрального Научно-исследовательского
института геодезии , аэрофотосъёмки и картографии, инженера-полковника в отставке.
А.Ш. Татевян похоронен в Москве , на Армянском кладбище ( уч. № 7 ) .
увеличить фото
В свободное от службы и работы время Керим Алиевич Керимов посвящал себя семье ,
после кончины супруги жил с семьёй дочери и занимался воспитанием внуков.
Он прекрасно водил автомобиль, отлично плавал и научил этим делам свою дочь,
был прекрасным мастеровым и гостеприимным хозяином своего загородного дома.
Керим Алиевич прекрасно знал историю, в том числе азербайджанского народа и в его личная библиотека постоянно пополнялась книгами посвящёнными истории и культуре Азербайджана.
Он никогда не забывал свою Родину и очень часто приезжал в Баку .
Награды :
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года
«За выдающиеся заслуги в деле организации производства, вооружения и боеприпасов, а также за создание и освоение новых образцов боевой техники
и обеспечение ими войск Красной Армии во время Великой Отечественной войны»
помощник военного представителя, инженер-капитан Керимов Керим Алиевич
был награждён орденом Красной Звезды .
Постановлением Совета Министров СССР от 15 марта 1951 года «З а разработку новой
радиоаппаратуры (многоканальной радиотелеметрической системы (системы «Дон»)
для изучения процессов, происходящих на движущихся объектах, где невозможна
или затруднена непосредственная регистрация показаний приборов, примененная
при испытаниях ракет 1Р и 2РЭ. — так прописано в Постановлении, на самом деле следует
читать «ракет Р-1 и Р-2» — прим.)» Сталинской премии III степени в размере
50 000 рублей на коллектив , были удостоены:
Богуславский Евгений Яковлевич — инженер-подполковник,
Главный конструктор проекта ;
Губенко Евгений Степанович , Петропавловский Георгий Борисович ,
Пешнев Сергей Григорьевич , Туник Пётр Андреевич — научные сотрудники ;
Керимов Керим Алиевич — инженер-капитан .
Указом Президиума Верховного Совета СССР № 253/34 от 17 июня 1961 года
«За успешное выполнение специального задания Правительства по созданию
образцов ракетной техники, космического корабля-спутника «Восток»
и осуществление первого в мире полета этого корабля с человеком на борту «
Начальник управления ГУРВО Керимов Керим Алиевич был награждён
орденом Ленина .
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 апреля 1967 года
Начальник управления Министерства общего машиностроения СССР Керимов
Керим Алиевич был удостоен Ленинской премии в области науки и техники ,
в составе коллектива учёных, конструкторов и производственников,
принимавших участие в создании и изготовлении спутникового разведывательного комплекса «Зенит», автоматических станций «Луна-9» и «Луна-10», их запуске
и осуществлении мягкой посадки станции «Луна-9» на поверхность Луны,
передаче на Землю фотографий лунной панорамы и вывода
на окололунную орбиту Первого в Мире искусственного спутника Луны .
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1971 года
Начальник управления Министерства общего машиностроения СССР Керимов
Керим Алиевич был награждён орденом Трудового Красного Знамени .
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1976 года
«За участие в работе по осуществлению полёта орбитальной станции «Салют-4» ,
а также за вклад в осуществление совместного полёта советского и американского
космических кораблей по программе «ЭПАС» («Союз»-«Аполлон») первый
заместитель Директора Центрального Научно-исследовательского института
машиностроения по управлению космическими полётами Керимов Керим Алиевич
был награждён орденом Трудового Красного Знамени .
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1979 года
«За участие в работе по созданию комплекса средств орбитальной космической
станции «Салют-6» первый заместитель Директора Центрального Научно-
исследовательского института машиностроения по управлению космическими
полётами Керимов Керим Алиевич был удостоен Государственной Премии СССР
в области науки и техники , в составе руководителей создания
и разработчиков ракетно-космической техники.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 декабря 1987 года
«За большой вклад в отработку и проведение лётных испытаний пилотируемых
космических кораблей и комплексов, осуществление международных космических
программ» первый заместитель Директора Центрального Научно-исследовательского
института машиностроения по управлению космическими полётами Керимов Керим
Алиевич был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением
ему ордена Ленина ( № 459787 ) и Золотой Медали «Серп и Молот» ( № 20865 ) .
Указом Президента Российской Федерации № 9 от 7 января 2001 года
«За большой личный вклад в становление и развитие отечественной
космонавтики и ракетостроения» Главный специалист — Научный консультант
Федерального Государственного предприятия «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» Российского авиационно-
космического агентства Керимов Керим Алиевич был награждён
орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени».
Указом Президента Азербайджанской Республики
«За огромную роль в развитии космонавтики и за успехи
перед Азербайджанской Республикой» Керимов Керим Алиевич
был награждён орденом «Слава» .
Кроме этого он был награждён медалями: «За победу над Германией в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов», «Двадцать лет Победы в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов», «Тридцать лет Победы в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов», «Сорок лет Победы в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов», «Пятьдесят лет Победы в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов», «За боевые заслуги» и другими наградами,
в том числе медалями Федерации космонавтики СССР и России, медалями
и Почётными знаками Министерства общего машиностроения СССР.
—