Кипящая Вселенная Андрея Платонова: к 120-летию со дня рождения русского писателя: беседа-обзор
Андрей Платонов (настоящее имя Андрей Платонович Климентов), русский советский писатель, поэт и публицист, драматург, киносценарист, журналист, военный корреспондент. Родился 16 августа 1899 г. в Воронеже.
В 1906 году Андрей поступил в церковно-приходскую школу. Сочинять стихи начал с 12 лет. С 1909 по 1913 год учился в городской 4-классной школе. С 1913 по 1915 работал подёнщиком и по найму, мальчиком в конторе страхового общества «Россия»; помощником машиниста на локомобиле. В 1918 году начал сотрудничать с воронежскими газетами «Известия укрепрайона», «Красная деревня» и др. Публикует стихи, очерки, заметки, рецензии. В журнале «Железный путь» был опубликован первый рассказ Платонова «Очередной».
Участвовал в Гражданской войне в качестве фронтового корреспондента. С 1919 года публиковал произведения, сотрудничая с несколькими газетами как поэт, публицист и критик.
В 1927—1930 г. Платонов создал свои самые значительные произведения — повесть «Котлован» и роман «Чевенгур». Новаторские по языку и содержанию, оба произведения изображают в фантастическом духе, строительство нового коммунистического общества. Ни одно из них не было опубликовано при жизни писателя. Находясь в глубокой депрессии, в 1931 году публикует повесть «Впрок», которая вызвала резкую критику Фадеева и Сталина. Прочитав повесть, Сталин написал: «Талантливый писатель, но сволочь». В редакцию журнала «Красная новь», где была напечатана повесть, Сталин отправил письмо, в котором охарактеризовал произведение как «рассказ агента наших врагов, написанный с целью развенчания колхозного движения», потребовав наказать автора и издателей. Писатель получил возможность перевести дух только тогда, когда РАПП сама была раскритикована за перегибы и распущена.
В тридцатые годы были арестованы близкие знакомые писателя С.Ф. Буданцев, А. Н. Новиков, Б. А. Пильняк, Г.З Литвин-Молотов и др. Затем в мае 1938 года был арестован пятнадцатилетний сын Платон. Поводом для ареста стало юношеское баловство. Платон вместе с приятелем написал письмо немецкому журналисту, жившему по соседству в одном доме, с предложением купить важную «информацию». Органы НКВД среагировали быстро, воспользовавшись неожиданным компроматом на Андрея Платонова. В сентябре 1938 года Платон Платонов был осуждён и приговорён к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Сын писателя был отправлен для отбывания наказания в Норильлаг. В октябре 1940 года он вернулся из заключения — после хлопот друзей Платонова, а также благодаря содействию Михаила Шолохова — неизлечимо больным туберкулезом. Писатель заразился от сына, ухаживая за ним, и с тех пор до конца жизни болел туберкулёзом. В январе 1943 года сын Андрея Платонова умер.
Во время Великой Отечественной войны писатель в звании капитана служил военным корреспондентом газеты «Красная звезда», военные рассказы Платонова появляются в печати. На фронте был скромен в быту и много времени проводил на передовой среди солдат, участвовал в боях. Несмотря на добросовестное выполнение обязанностей военкора и риск, превышающий определённый этими обязанностями, в отличие от многих других военных корреспондентов был награждён только после окончания войны — медалью «За победу над Германией».
В конце 1946 года был напечатан рассказ Платонова «Возвращение» (авторское название — «Семья Иванова»), за который писатель в 1947 году подвергся нападкам и был обвинён в «гнуснейшей клевете на советских людей, на советскую семью, на воинов-победителей, возвращавшихся домой». В конце 1940-х годов, лишённый возможности зарабатывать на жизнь писательством, Платонов занимался литературной обработкой русских и башкирских сказок, которые печатались в детских журналах. В 1950 году под редакцией Шолохова, вышла последняя книга Платонова, сборник русских народных сказок — «Волшебное кольцо».
Одной из наиболее ярких отличительных черт платоновского творчества является его оригинальный, не имеющий аналогов в русской литературе язык, который часто называют «первобытным», «нескладным», «самодельным» и т. п. Платонов активно использует приём остранения, его проза изобилует лексическими и грамматическими «ошибками», характерными для, например, детской речи.
Платонов умер 5 января 1951 года в Москве от туберкулеза. Похоронен на Армянском кладбище рядом с сыном, разлуку с которым он так и не смог принять.
Уважаемые читатели! КГБУК «ХКСБС» предлагает вашему вниманию книги, имеющиеся в фонде библиотеки.
«Говорящие» книги в электронном формате
Платонов, А. Волшебное кольцо [Электронный ресурс] : сказки и рассказы / А. Платонов ; читает Н. Винокурова. — Электрон. дан. — М. : ИПТК Логосвос, 2012. — 1 фк. : зв. (3 час. 24 мин.).
Плоскопечатные книги
Платонов Андрей. Взыскание погибших [Текст] : повести, рассказы, пьесы, статьи / А. Платонов. — М. : ШКОЛА-ПРЕСС, 1995. – 674 с.
Андрей Платонов писал о фронте на передовой, и потому его военные рассказы — документы войны. Одухотворяя Родину и поэтизируя подвиг советского солдата в борьбе с врагом, пытавшимся «отучить людей от жизни», автор ошеломляет читателя подлинностью патриотизма и силой сопереживания.
Платонов, Андрей. Чевенгур [Текст] : роман, повести / А. Платонов. — Хабаровск : Хабаровское кн. изд-во, 1990. — 560 с.
Роман «Чевенгур» был написан в 1926-1929 годах, но при жизни автора так и не увидел свет. Это не просто самый большой по объёму платоновский роман, но и своеобразная веха в творчестве художника. В нём писатель подверг критическому пересмотру, порою доводя до абсурда, «ультрареволюционные» идеи, которые находили выражение в его ранних произведениях. Человеческое бытие — в кровавом хаосе революции и гражданской войны. Судьба страны — в осколке судьбы одного человека. Крестный путь нации — как жизненный путь невинной жертвы «переломной эпохи».
Литература об Андрее Платонове
Варламов, А. Андрей Платонов [Текст] : главы из книги / А. Варламов // Новый мир. — 2010. — № 7. — С. 73-125.
Кулакова, Е. Ю. «Потому что у тебя доброе сердце…» [Текст] : беседа по рассказу А.П. Платонова «Никита» для учащихся 5-7 классов / Е. Ю. Кулакова // Читаем, учимся, играем. — 2018. — №11. — С. 54-57.
Источник
Кипящая Вселенная Андрея Платонова : Динамика образотворчества и миропостижения в сочинениях 20-х годов : диссертация . доктора филологических наук : 10.01.01
Номер работы: 502195
Автор: Хрящева, Нина Петровна
Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf
Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt
Просмотр 1 страницы = 3 руб
Оглавление диссертации:
Пафос платоновского творчества определяется идеей победы над Небытием. Изначально мысля категориями космическими, он пытается «переоборудовать» Вселенную в «уютный дом» для всего человечества. Эта идея обусловила главные темы его творчества и конструктивные принципы художественного миромоделирования. Писатель внимательно исследует утопию в её исторических формах: попытка исправления «несправедливой истории» на путях разума оборачивается в его творчестве катастрофическими результатами. Одновре
§ 1. От социально-идеологического мифа к социальнополитической утопии Что всегда превращало государство в ад на земле, так это попытка человека сделать его земным раем. Ф. Гельдерлин Публицистика А. Платонова воронежского периода важна не только в плане понимания мировоззренческих основ его творчества, форм и степени осмысления им «гносеологической ситуации» своего времени, поисков генезиса Слова’. Она является первым завершенно самодостаточным этапом платоновского творчества, предс
Homo homini deus est. Л. Фейербах Покончив с прошлым миропорядком на земле, Платонов принимается за небо, пробуя дать онтологическое обоснование необходимости пересотворить вселенную. Первое, что бросается в глаза, это частая цитация Платоновым Библии’. Потребность обрапдения к ее словесному строю отражает даже названия его статей: «Преображение», «Христос и мы», «Да святится имя твое», «Новое евангелие». Но использованием Книги К н и г как арсенала сло
Мы убьем машинами вселенную, Под железом умерла земля, В наших топках бьется солнце пленное, И в бессмертной стали нет добра и зла. А. Платонов Параллельно изменению логики человеческого сознания, вбирающего космическую нейшим масштабность, Платонов-публицист создает тщательразработанные программы практического образом «переоборудования» планеты, приуготовляющей «Спасение вселенной». Комментируя эпиграф к статье «Преображение», Ш. Любушкина пишет: «Платоно
§ 4. Смысл эсхатологии искусства в эстетике А . Платонова Взгляд Платонова на искусство определяется общей концепцией его мировидения. Платонов стремится преодолеть трагическую ограниченность искусства в деле совершенствования мира путем выхода за свои пределы. Искусство как таковое оказывается поглощаемым тем или иным творческим актом, лежащим вне его сферы. Один из таких процессов » в ы х о д а — п о г л о щ е н и я » смоделирован публицистом в статье «Невозможное»( 1921
§ 1 . Деятельность мысли как сюжет «восстания на Вселенную» А что, если и мысль и жажда истины есть только та же простая сила, как голод или ритмическое колебание крови в теле . И поэтому мысль и истина — ничтожество в бездонной пучине Вселенной. А. Платонов. Сознание жизни выше жизни, знание законов счастья — выше счастья — вот с чем бороться надо! И буду. Ф. Достоевский. »Научно-фантастические» произведения А. Платонова порожде ны восприятием революции как эпохи, в котор
§ 2. Спрессованное время и «сбитый такт» (к вопросу о жанровой природе повести А. Платонова «Эфирный тракт») Лишь живое познается живым, — писал аюнит, — мертвое непостижимо. Эфирный тракт. А. Платонов В повести «Эфирный тракт» сюжет-архетип восстания на вселенную актуализуется в границах творчества А. Платонова в наиболее полном, глубоком и органичном варианте’. В основу с ю ж е т н о — ф а б у л ь ного движения повести легла история научного открытия, связанног
Ради дикой славы ты погубил мою любовь и мою ждущую нежности молодость. А. Платонов. Епифанские шлюзы Повесть «Епифанские шлюзы» — одно из первых художественно совершенных созданий А. Платонова, в котором он, обратившись к эпохе Петра I, пытается прозреть трагический смысл своего времени и своей собственной судьбы. «Епифанские шлюзы» (1927) создавались одновременно с «Эфирным трактом» (1926-1928), вырастая из одного художественно- мыслительного ядра: всесторонне
§ 2. «Ёпифанские шлюзы» и пушкинская традиция: проблема демиургического деяния в интерпретации Пушкина и Платонова Видевший повсюду свежие следы деятельности Петра, Пушкин словно верил, что явление Петра еще раз повторится в русской истории. А. Платонов. Пушкин — наш товарищ. . а так как мне бумаги не хватило Я на твоем пишу черновике И вот чужое слово проступает, И, как тогда снежинка на руке, доверчиво и без упрека тает. А. Ахматова. Поэма без героя. На протяжении творческого п
§ 1. Роль притчевого начала в антиутопии А. Платонова «Город Градов» Циркуляр гласил нижеследующее: «Приближающуюся 10-ти летнюю годовщину Великой Октябрьской Революции, как Всемирно-Историческое Событие, надлежит ознаменовать соответствующими надлежащими мероприятиями «. Надлежащие мероприятия. А. Платонов. » Э ф и р н ы й тракт» и «Епифанские шлюзы» появляются из-под пера Платонова почти одновременно с «Городом Г р а д о в ы м » — третьей по
§ 2. О жанровой природе «Усомнившегося Макара». («Любопытная глупость» на пути «благородного бесчинства») «Сатира» А. Платонова 1929-1930 годов неоднократно была предметом разноаспектного литературоведческого анализа’. Однако ее системное прочтение с учетом глубочайшей неоднозначности образного строя и жанровой специфики еще впереди. А такая работа необходима, ибо прежде всего здесь формируются законы высшего художества, обозначенного «Чевенгуром&
§ 3. Смысл «онтологических» фигур в пьесе А. Платонова «Шарманка» Пьесой «Шарманка» (1930) начнется интенсивная работа Платонова в области драматургии, пока еще не вполне исследованной современным литературоведением. Вслед за » Ш а р м а н к о й » будут созданы пьесы » Д и р и ж а б л ь » (1931), «Высокое н а п р я ж е н и е » (1931-1932). На конец 1931 года приходится замысел пьесы «14 Красных Избушек» (19371938), «Го
§ 1. Роль сказочно-мифологического архетипа в инициации народного сознания (Повесть А. Платонова «Ямская слобода») Подружился Филат со Сватом теплее кровного родства. А. Платонов. «Ямская слобода» Если хотите — он третий человек около Адама и Евы; в сущности — это тот «Адам», из которого еще не вышла Ева; первый полный Адам. Он древнее того «первого человека, который начал размножаться». В. Розанов. «Люди лунного света». Повесть «Ямская с
§ 2. Функциональный смысл древнерусского «субстрата» в жанровой структуре повести «Сокровенный человек» А. Платонова Душевная чужбина оставила Пухова на том месте, где он стоял, и он узнал теплоту родины, будто вернулся к детской матери от ненужной жены. А. Платонов «Сокровенный человек» (1927) является органичным продолжением «Ямской слободы» в плане движения человеческого сознания к вселенской этике. В «Ямской слободе» велось только робкое нащупывание оснований для данного движения в истори
v 4.8.2 от 09.06.2021
Если Вы получили файл pdf с ошибками или не правильный, то напишите нам [email protected] и мы выполним возврат средств.
Если платили картой, то возврат денег только на ту карту, с которой осуществлялась оплата.
© 2007—2021,
Dissforall.com Агентский договор
email: [email protected]
Источник
Кипящая вселенная андрея платонова
Анна Гаврилова запись закреплена
ПОЭЗИЯ | ЛИНГВИСТИКА | ЭСТЕТИКА
— Поэт гула и тишины.Художественное миромоделирование и парадоксальный язык А.П. Платонова :
Жизнь – далекая дорога,
Неустаный путник я.
И у неба голубого
Я любимое дитя.
• В его произведениях преодолевается разрыв между безмолвием и звучанием мира. Своим парадоксальным языком и способом выражения идеи он устанавливает особые отношения между мышлением и временем. Язык Платонова, внешне неясный, вызывающий своей безусловной независимостью от норм и правил различные истолкования, в содержательных моментах близок глубинным интуициям русской духовной мысли. В ней угадываются полнота первичного Слова. Платонов следует за ним, в полной мере обладая его энергией и, в особенности, смыслом.
А. А. Дырдин «Молчание и речь у Андрея Платонова»
• Платонов сумел написать свои тексты вот этим, каким-то дохристианским языком первобытного зарождающегося сознания. И глубина этих постижений равна именно перворождению, зарождению, тому моменту сознания, когда еще ничего не выражено. Может быть, Платонова надо читать детям, может быть, они поймут это легче — и вовремя.
А. Битов «Пятьдесят лет без Платонова»
• Пафос платоновского творчества определяется идеей победы над Небытием. Изначально мысля категориями космическими, он пытается «переоборудовать» Вселенную в «уютный дом» для всего человечества. Эта идея обусловила главные темы его творчества и конструктивные принципы художественного миромоделирования.
Н. П. Хрящева, «„Кипящая Вселенная“ Андрея Платонова: динамика образотворчества и миропостижения в сочинениях 20-х годов»
«Платонов рассуждает о природе немотствования рыбы: «Поскольку рыба стоит между жизнью и смертью, постольку она немая и глядит без выражения.Телок ведь и тот думает, а рыба нет-она уже всё знает». Иными словами,в момент,когда ты ни жив ни мёртв-ты-рыба.И ты всё знаешь.В этом примере фактически дано различие между египтянами,которые всё знают и греками,которые не всё знают.Между мудрыми и философами.
Платонов сообщён с иным миром.Он поверенный,открывающийся ему истины.Он прорицатель.Около него должны бродить философы и истолковывать его слова и действия.
Это мыслечувство, то есть «самый опасный,смертельный,неустойчивый момент,висение над бездной на травинке».Вот это «висение над бездной» и есть архаическое непрерывное возобновляемое состояние,которое делает человека человеком.Это хаос,в котором не живут,а ищут жизнь.В нем царствует дипластия,конъюнкция того,что исключает друг друга.Это мир «где ничего нет,где свобода,пустота и вихри мёртвых пустынь».
Фёдор Гиренок — «Платонов, Сорокин и пустота»
из книги «Удовольствие мыслить иначе» :
https://vk.com/doc-123642573_450899085
_____________________________________________
АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ — русский советский писатель и драматург, один из наиболее самобытных по стилю и языку русских литераторов первой половины XX века.
Нобелевский лауреат Иосиф Бродский назвал Андрея Платонова (наряду с Прустом, Кафкой, Музилем, Фолкнером и Беккетом) одним из самых замечательных писателей уходящего века. А.И. Солженицын выразил свое восхищение Платоновым гораздо проще, но не менее убедительно: если бы ему пришлось отправиться в дальнее путешествие с одной-единственной книгой, то этой книгой был бы «Котлован».
Жизнь его была недолгой и нелегкой, а слава пришла лишь после смерти.
До конца 1980-х годов у себя на родине Платонов был практически неизвестен. Открыть удивительный мир его произведений представилась возможность лишь с началом перестройки, когда были опубликованы его основные произведения – романы «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море».
В мире интерес к Платонову необычайно велик. В странах Европы, США, Канаде, Японии, Индии, Китае переведена его проза, имеются специалисты по творчеству писателя. Когда в 60-е годы в Италии впервые перевели Платонова, рецензию на него написал великий Пазолини. Создано Международное общество Платонова.
— Платонов А.П. — Собрание сочинений в 8 томах.- 2009-2011
Перед вами — первое собрание сочинений Андрея Платонова, в которое включены все известные на сегодняшний день произведения классика русской литературы XX века.
Том 1. Усомнившийся Макар. В эту книгу вошли рассказы 1920-х годов и стихотворения.
https://vk.com/doc-123642573_450870104
Том 2. Чевенгур. Котлован. В этот том вошли роман «Чевенгур» и повесть «Котлован».
https://vk.com/doc-123642573_450870046
Том 3. Эфирный тракт. В эту книгу вошли повести 1920-х — начала 1930-х годов «Эфирный тракт», «Епифанские шлюзы», «Город Градов», «Сокровенный человек», «Ямская слобода», «Впрок», «Ювенильное море», «Хлеб и чтение». Повесть «Хлеб и чтение» (реконструкция текста Н.В. Корниенко) публикуется впервые. Повести «Эфирный тракт» и «Город Градов», издававшиеся раньше в искаженном цензурой и редактурой виде, публикуются в авторской редакции (из аннотации оригинального издания; в файле тексты представлены в старых вариантах).
https://vk.com/doc-123642573_450870005
Том 4. Счастливая Москва. В этот том классика русской литературы XX века Андрея Платонова вошла его проза 1930-х годов: роман «Счастливая Москва», восточная повесть «Джан» и рассказы, среди которых признанные шедевры — «Третий сын», «Фро», «Такыр», «Река Потудань»…
https://vk.com/doc-123642573_450869951
Том 5. Смерти нет! В эту книгу вошла проза военных лет, в том числе рассказы «Афродита», «Возвращение», «Взыскание погибших», «Оборона Семидворья», «Одухотворенные люди».
https://vk.com/doc-123642573_450869871
Том 6. Дураки на периферии. В этот том классика русской литературы XX века Андрея Платонова вошли его пьесы, в том числе неоконченные «Избушка бабушки» и «Ноев ковчег», а также киносценарии.
https://vk.com/doc-123642573_450869368
Том 7. Сухой хлеб. В этот том вошли рассказы о детях и для детей, в том числе неоконченные, а также русские и башкирские народные сказки в пересказе писателя.
https://vk.com/doc-123642573_450869324
Том 8. Фабрика литературы. В этот том вошла литературная критика и публицистика 1920-1940-х годов.
https://vk.com/doc-123642573_450869297
— Платонов А. — Котлован.Текст, материалы творческой истории.-2000
https://vk.com/doc-123642573_450870813
Настоящее издание романа А. Платонова «Котлован» осуществлено с учетом последний правки машинописи на основе авторской черновой рукописи, сверенной с другими машинописными копиями, хранящимися в РГАЛИ и домашнем архиве писателя. В книге публикуется динамическая транскрипция рукописи, позволяющая заглянуть в творческую лабораторию автора.
Издание представляет уникальные материалы жизни и творчества А. П. Платонова: автографы черновых редакций всемирно известных и неизвестных произведений писателя; наброски и записи; письма к невесте и жене; документы первого московского года жизни и ареста сына; истории работы над произведениями; документированные рассказы о жизни Платонова и его семьи.
Андрей Платонов — художник огромного гуманистического дарования, сложного восприятия мира — был исключительно самобытным и в трактовке любой темы, и в самом строе образной речи. Исследуя жизненный и творческий путь А.П.Платонова, автор книги раскрывает художественный мир создателя прекрасных повестей, рассказов, пьес, критических статей в его цельности и постоянном движении.
Источник