Кирилл Лавров – советский и российский актер, народный артист СССР, РФСР, Украины, Герой социалистического труда, кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней.
Главные фильмы актера Кирилла Лаврова
Краткая биография
Родился в Ленинграде 15 сентября 1925 года в актерской семье. Мальчик с ранних лет мечтал пойти по стопам родителей, однако его путь к сцене оказался куда более долгим и тернистым, чем он мог предполагать.
Когда началась Великая Отечественная война, Кирилл, окончивший 7 классов общеобразовательной школы, был вынужден эвакуироваться с мамой и маленькой сестренкой в Кировскую область. Родители к тому моменту были в разводе. Лавров, как мог, помогал матери, работал грузчиком на пункте по заготовлению зерна. В 1942-м семье семья переехала в Новосибирск, где Кирилл устроился токарем на завод.
В 1943 году юноша добровольцем ушел на фронт. Затем он поступил в Астраханское военно-техническое училище и еще 5 лет после окончания войны служил на Дальнем Востоке. Чтобы скрасить армейские будни, Лавров участвовал в нехитрых постановках. Впоследствии он попытался поступить в Театральное училище на Моховой, но безуспешно: у него не было аттестата зрелости. Тогда молодой человек отправился в Киевский академический театр русской драмы имени Леси Украинки, зачитал свой репертуар его руководителю К. П. Хохлову и был зачислен в штат.
В 1951 году в Киев приехала Валентина Николаева, выпускница школы-студии МХАТ, будущая жена Лаврова. Супруги неоднократно выступали на одной сцене и, по приглашению Хохлова, назначенного руководителем Большого академического театра им. Горького, переехали вместе в Ленинград.
С 1955 года Лавров активно снимался в кино, на его счету более 70 фильмов. Известным его сделала роль Синцова из ленты «Живые и мертвые» по роману Константина Симонова о Великой Отечественной войне. В 1969 году Кирилл сыграл Ивана Карамазова в картине Ивана Пырьева «Братья Карамазовы». В золотой фонд отечественного кинематографа вошли такие фильмы с участием актера, как «Укрощение огня», «Мой ласковый и нежный зверь», «Долгая счастливая жизнь». Одна из последних выдающихся ролей Лаврова – Понтий Пилат в экранизации «Мастера и Маргариты».
Критики называют Лаврова знаковым актером прошлого столетия, и это не преувеличение. Его герои – люди разного возраста, занятий и социального статуса, но всех их объединяет интеллигентность и порядочность.
Со своей женой Валентиной Лавров прожил всю жизнь, у них двое детей. Актер скончался 27 апреля 2007 года в Петербурге.
Источник
Кирилл Лавров
фотографии >>
биография
Лавров Кирилл Юрьевич
Родился 15 сентября 1925 года в Ленинграде.
Заслуженный артист РСФСР (8.07.1963). Народный артист РСФСР (1969). Народный артист СССР (11.08.1972). Народный артист Украины (15.05.2003). Герой Социалистического Труда (13.09.1985).
Его отец, Юрий Сергеевич Лавров (1905-1980) – народный артист СССР, уже в 14 лет поступил на работу в Большой драматический театр имени Горького. Мать – актриса Ольга Ивановна Гудим-Левкович (1903-1967). В отличие от отца, мама Кирилла в театрах почти не играла. Она в основном занималась литературно-чтецкой деятельностью, много выступала на радио. Так рождённый в актёрской семье, Кирилл Юрьевич уже в юности определил своё призвание. Хотя жизнь внесла в его планы существенные коррективы. В 1941 году он окончил 7 классов 155-й ленинградской школы, и после начала Великой Отечественной войны они с матерью и младшей сестрой эвакуировались в Кировскую область. Чтобы прокормить семью (родители к тому времени были в разводе), Кирилл работал грузчиком на заготовительном пункте зерна. В 1942 году семья перебралась в Новосибирск, где он стал работать на заводе Наркомата боеприпасов сначала учеником, а затем токарем. В начале 1943 года Кирилл добровольно пошёл в армию, и его направили в Астраханское военно-техническое училище. После его окончания в 1945 году он в составе 581-го полка 255-й дивизии 10-й воздушной армии в течение 5 лет проходил службу на острове Итуруп на Дальнем Востоке. Член ВКП(б) с 1946 года. Там ему и вспомнилось увлечение театром. Первой ролью его был Боб Морфи в «Русском вопросе» К. М. Симонова. Отец очень хотел, чтобы Кирилл служил в авиации, и с самого начала был категорически против театральных устремлений сына. Однако вопреки мнению отца Кирилл Лавров отправился поступать в театральное училище на Моховую к Л. Ф. Макарьеву. Был допущен к конкурсу, но поскольку у Лаврова не было аттестата зрелости, его не приняли. Тогда он отправился к К. П. Хохлову, возглавлявшему Киевский академический театр русской драмы имени Леси Украинки, прочёл весь свой небогатый репертуар и, к своему удовольствию, был приглашён на работу в театр. С 1950 по 1955 год работал в Киеве. Сначала играл в массовках, потом стал получать роли. Обладая прекрасными внешними данными, большим сценическим обаянием, начинающий артист с успехом сыграл целую серию интересных ролей, приобретая опыт и профессиональное мастерство. В 1951 году в Киев приезжает выпускница Школы-студии МХАТ Валентина Николаева, вскоре ставшая супругой Кирилла Юрьевича. Вместе они играли в пьесе Карло Гольдони «Слуга двух господ» (он – Сильвио, она – Клариче) и в спектакле по пьесе Всеволода Иванова «Бронепоезд 14-69». В 1955 году супруги переехали в Ленинград, куда их пригласил К. П. Хохлов, назначенный художественным руководителем БДТ – Ленинградского академического Большого драматического театра имени Горького (с 1992 года театр носит имя Г. А. Товстоногова). С тех пор творческая биография Кирилла Юрьевича Лаврова была неразрывно связана с этим театром. С 1989 года и до конца жизни он является его художественным руководителем. Творческий путь К. Ю. Лаврова на сцене БДТ — яркий пример непрекращающегося профессионального роста в содружестве с такими режиссёрами, как Г. А. Товстоногов и, в последние годы жизни, Т. Н. Чхеидзе, а также с выдающимися артистами-партнерами. Обладая повышенной требовательностью к себе, Лавров в каждой своей работе искал глубину перевоплощения, проникновения в человеческий характер и добивался огромного воздействия на зрителей. Нравственная и художественная зрелость помогали артисту быть всегда точным в создании сценического характера и неповторимо выразительным. Ему подвластны чёткость мысли и взлет поэзии. Многие роли, сыгранные им на сцене БДТ, стали без преувеличения легендарными, их значение выходит далеко за рамки одного театра и одной страны.
Высочайшее профессиональное мастерство, свободное владение формой, отвечающей самой сути содержания, позволили Кириллу Юрьевичу Лаврову создать образы масштабные и глубокие. Признание критики и общественности подтверждает значение этих работ. Как это часто бывает с театральными актёрами, широкое признание, всеобщая известность и народная любовь пришли к Кириллу Лаврову в том числе и в результате работы в кинематографе. Среди его несомненных удач первыми в списке стоят Синцов в фильме «Живые и мёртвые» (1963), Лапин в картине «Верьте мне, люди!» (1964), Башкирцев (прообраз Сергея Королёва) в «Укрощении огня» (1972), В.И. Ленин в фильме «Доверие» (1976), Иван Карамазов в фильме «Братья Карамазовы» (после смерти Ивана Пырьева в 1968 году К.Ю. Лаврову совместно с М.А. Ульяновым пришлось завершать работу над этим фильмом). В 1973 году артист стал лауреатом Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы за лучшую актёрскую работу».
Депутат Совета Союза Верховного Совета СССР 10—11 созывов (1979—1989) от Ленинграда. Народный депутат СССР (1989—1991) от Союза театральных деятелей СССР. Он был членом партбюро театра, членом райкома, горкома партии. Он до конца жизни был членом комитета по Государственным премиям при Президенте Российской Федерации, членом комиссии по науке, культуре, образованию и информации Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ, академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России и Российской академии кинематографических искусств «НИКА».
С 1986 года возглавлял Ленинградское отделение Всесоюзного театрального общества и Союза театральных деятелей СССР. С 1992 года — президент Международной конфедерации театральных союзов.
Последняя весна в жизни актёра. 24 марта 2007 года в БДТ играли «Квартет». После долгого перерыва, связанного с болезнью, Кирилл Юрьевич с упоением вышел на родную сцену, как оказалось, в последний раз. Когда Кирилл Лавров 29 марта прилетел в Москву проводить в последний путь своего давнего друга Михаила Ульянова, все, кто его видел, вздрогнули. Любимый актёр так плохо передвигался, выглядел очень бледным и похудевшим, что все понимали – Лавров серьёзно болен. Он с трудом поднялся на сцену Вахтанговского театра, где стоял гроб с телом Ульянова. Его шатнуло, и Михаил Швыдкой еле успел поддержать его под руку. Кирилл Лавров смахнул слезу, сел рядом с Юрием Любимовым и Галиной Волчек. А потом, хотя говорить ему было очень трудно, всё-таки вышел к микрофону: «Низкий поклон тебе, дорогой мой брат! Пока мы ходим по этой грешной земле, я буду тебя помнить». После «Братьев Карамазовых», где актёры сыграли вместе, Ульянов называл Лаврова братом Иваном, а тот его – братом Дмитрием. Оба они были не только сильнейшими актёрами, но и руководителями самых знаменитых театров страны. Увы, самому Кириллу Лаврову жить оставалось всего месяц. 20 апреля 2007 года он проводил собрание коллектива, где обсуждались ближайшие планы театра. В среду 25 апреля, знаменитый актёр почувствовал себя плохо, у него поднялась температура. Родственники вызвали «Скорую помощь», Лаврова срочно госпитализировали. Но на этот раз чуда не произошло.
Кирилл Юрьевич Лавров скончался 27 апреля 2007 года в 6:15 утра на 82-м году жизни в Санкт-Петербурге. Похоронен великий русский актёр 29 апреля на Богословском кладбище Санкт-Петербурга, рядом с могилой жены Валентины, умершей в 2002 году. 20 сентября 2008 года на могиле Кирилла Лаврова открыт надгробный памятник. Он создан в виде большого гранитного креста на валуне.
В январе 2000 года имя «Кирилл Лавров» присвоено малой планете 6764, открытой Крымской обсерваторией 7 октября 1981 года.
18 декабря 2009 года в Санкт-Петербурге был спущен на воду арктический танкер. Это огромное судно водоизмещением в 70 тысяч тонн, названо именем артиста. Борт этого трёхсотметрового арктического танкера теперь украшает фамилия, известная миллионам любителей театра и кино – Кирилл Лавров.
Сын Сергей (1955 г.р.) – бизнесмен. Дочь Мария (1965 г.р.) – актриса БДТ.
Киевский русский драматический театр имени Леси Украинки: 1950 — «Живой труп» Л.Н. Толстой — половой в трактире 1950 — «Директор» С.И. Алёшина — Курицын 1951 — «Враги» А.М. Горького — Греков 1952 — «Слуга двух господ» Карло Гольдони — Сильвио 1952 — «Стрекоза» Н.М. Бараташвили — Сандро 1952 — «Новые времена» Г.Д. Мдивани — Алексей 1952 — «Под золотым орлом» Я.А. Галана — Дуда 1952 — «К новому берегу» В.Т. Лациса — Жан 1953 — «Годы странствий» А.Н. Арбузова — Тучков 1954 — «В добрый час!» В.С. Розова — Алексей
Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова: 1955 — «Периваньес и командор Оканьи» Лопе де Вега — Бартоло 1956 — «Когда цветёт акация» Н. Винников — Борис Прищепин 1956 — «Обрыв» И.А. Гончаров — Викентьев 1956 — «Шестой этаж» А. Жери — Шарль, Жонваль 1957 — «В поисках радости» В.С. Розова — Геннадий 1957 — «Когда горит сердце» В. Кин — Безайс 1957 — «Метелица» Веры Пановой — Коели 1958 — «Такая любовь» Павла Когоута — Пётр Петрус 1959 — «Варвары» А.М. Горького — Степан Лукин 1959 — «Пять вечеров» А.М. Володина — Слава 1959 — «Трасса» И.М. Дворецкий — Николаев 1960 — «Гибель эскадры» А.Е. Корнейчука — Паллада 1960 — «Верю в тебя» В.Н. Коростылева — Сергей 1960 — «Воспоминание о двух понедельниках» А. Миллера — Ларри 1960 — «Иркутская история» А.Н. Арбузова — Сергей Серёгин 1961 — «Океан» А.П. Штейна — Платонов 1961 — «Четвёртый» К.М. Симонова — Чарльз Говард 1962 — «Горе от ума» А.С. Грибоедова — Молчалин 1964 — «Поднятая целина» М.А. Шолохов — Давыдов 1965 — «Три сестры» А.П. Чехова — Солёный 1966 — «Мещане» А.М. Горького. Режиссёр: Г. Товстоногов — Нил 1966 — «Сколько лет, сколько зим!» Веры Пановой — Бакченин 1967 — «Правду! Ничего, кроме правды. » Д.Н. Аль — лицо от театра 1970 — «Защитник Ульянов» М.Ф. Ерёмина, Л.А. Виноградова — В.И. Ульянов 1972 — «Ревизор» Н.В. Гоголь — городничий 1974 — «Прошлым летом в Чулимске» А.В. Вампилов — Шаманов 1974 — «Три мешка сорной пшеницы» В.Ф. Тендрякова — Евгений Тулупов 1974 — «Энергичные люди» В.М. Шукшина — Курносый 1975 — «Протокол одного заседания» А.И. Гельмана — Соломахин 1976 — «Молодая хозяйка Нискавуори» Хеллы Вуолийоки — Юхани Нискавуори 1977 — «Тихий Дон» М.А. Шолохова — Пётр Мелихов 1978 — «Эмигрант из Брисбена» Ж. Шехаде — Пикалюга 1980 — «Перечитывая заново» М.Шатрова — В.И. Ленин 1982 — «Дядя Ваня» А.П. Чехова — Астров 1985 — «Рядовые» А.А. Дударева — Дугин 1986 — «Последний посетитель» В.А. Дозорцева — Казмин 1987 — «На дне» А.М. Горького — Костылев 1990 — «Коварство и любовь» Ф. Шиллера — президент фон Вальтер 1991 — «Мещане» А.М. Горького (капитальное возобновление) — Нил 1991 — «Ревизор» Н.В. Гоголя (капитальное возобновление) — городничий 1992 — «Под вязами» Юджина О’Нила — Эфраим Кэбот 1994 — «Последние» А.М. Горького — Иван Коломийцев 1995 — «Макбет» Шекспира — король Дункан 1997 — «Солнечная ночь» Н.В. Думбадзе — Артаваз 1999 — «Борис Годунов» А.С. Пушкина — Пимен 2000 — «Перед заходом солнца» Герхарта Гауптмана — Маттиас Клаузен 2005 — «Квартет» Рональда Харвуда — Реджинальд Пэджет.
Источник
Кирилл лавров про космос
год: 1972 страна: СССР режиссер: Даниил Храбровицкий сценарий: Даниил Храбровицкий директор: фильма Виктор Цируль оператор: Сергей Вронский композитор: Андрей Петров жанр: драма, военный, биография, история серии: 2
В главных ролях: Кирилл Лавров, Ада Роговцева, Игорь Горбачев, Андрей Попов, Игорь Владимиров, Иннокентий Смоктуновский, Всеволод Сафонов, Зиновий Гердт, Светлана Коркошко, Петр Шелохонов, Евгений Матвеев, Вадим Спиридонов, Ибрагим Барги, Эрвин Кнаусмюллер.
Краткое описание сюжета. Художественный фильм, снятый по мотивам биографии конструктора ракет С. П. Королева. События фильма описывают историю освоения космоса в СССР с 1920-х по 1960-е годы. Картина начинается с первых пробных запусков самодельных ракет и заканчивается полётом первого человека в космос. В фильме «Укрощение огня» впервые была приоткрыта завеса секретности над ракетно-космической промышленностью СССР. Под вымышленными именами героев фильма скрывались засекреченные в то время имена конструкторов ракет и ракетной техники. Их роли, после строгого отбора, исполняли актёры, которых утверждали на роль лишь после согласования с тогдашним правительством СССР.
Молодой Андрей Башкирцев, только окончивший школу, едет в Москву с чертежами самостоятельно сконструированного аэроплана. Неграмотные чертежи забракованы, однако Башкирцев не оставляет свою мечту — построить самолёт с реактивным двигателем. Но жизнь распоряжается иначе и Башкирцев становится первым лицом в советском ракетостроении.
— Генерал из ОКБ-3, а также политическое руководство СССР оказывали давление с требованиями переделать сценарий и переснять, или просто вырезать, многие сцены. Из-за этого фильм не вышел в прокат в 1971 году к 10-летию полёта Гагарина.
— Окончательное разрешение на выход фильма было дано Устиновым после закрытого просмотра у Брежнева. Фильм вышел в прокат в СССР на 11-ю годовщину полёта Гагарина в апреле 1972 года. Урезанная версия фильма в 1973 году была отдана в заграничный прокат. Именно эта урезанная версия сейчас выпущена на видеокассетах и дисках. Из-за этого общеизвестная современная версия фильма на 100 минут короче первоначального режиссёрского варианта.
— Съёмки проходили в 1970-71 годах на космодроме Байконур, в Звёздном городке, а также в Кремле при участии ведущих московских и ленинградских актёров. Оборудование командного пункта на Байконуре и центра управления — не настоящее; это декорации, имеющие с реальной обстановкой мало общего.
— Вместо устаревшей к тому времени двухступенчатой баллистической ракеты Р-7 при съемках использовались современные ракеты, впрочем, созданные на её основе. В частности, при выведении первого спутника показана трёхступенчатая ракета, и слышен доклад телеметриста об окончании работы третьей ступени, что есть явный грех против подлинной истории события.
— Невзирая на хорошую игру актёров, в сценах на космодроме более 1000 метров фильма были вырезаны и уничтожены кураторами из-за советской цензуры и завесы секретности над ракетно-космической промышленностью СССР.
— Главный конструктор ждёт новостей о летчике Пауэрсе на Красной площади во время первомайской демонстрации 1960 года. В одном из кадров видна гостиница «Россия», строительство которой было начато в 1964 году.
— На Байконуре Башкирцев вечером перед полётом беседует с Гагариным на фоне планетного радара АДУ-1000, что находится в Евпатории.
Один из любимых фильмов моей мамы — она просто обажает Кирилла Лаврова, котырый с не меньшим удовольствием смотрю и я когда показывают по ТВ. Что касается космонавтики, то большей частью — если не считать исторических событий, конечно всё выдумано, но при этом всё равно выглядит реалистично и правдоподобно, не зря этот фильм до сих пор один из самых сильных, мощных и масштабных на тему «космонавтики» пусть и с явной «агиткой», но иначе его бы вряд ли выпустили на экран. Но для меня это фильм прежде всего о человеке, который был абсолютно и в хорошем смысле — фанатично предан своему делу, своей профессии, идеям, всю свою жизнь без остатка посвятил развитию и освоению космоса. Однозначно сложно сказать на сколько главный герой Андрей Башкирцев схож со своим реальным прототипом Сергеем Королёвым, но то что Кирилл Лавров смог передать своей яркой и характерной игрой вот эту преданность, увлечённость, влюблённость в профессию, сомнения которые граничили с уверенностью и решительностью, эмоциональное и темпераментное отстаивание своих идей, целеустремлённость к их осуществлению и способность убеждения окружающих в успехе — не сомненно. Ещё очень нравится образ его ближайшего друга и помощника Огнева, здорово сыгранного Игорем Горбачёвым. Который искренне переживал за друга, поддерживал, любил и восхищался его способностями, а их постоянные эмоциональные, но добрые перепалки просто умиляют и вызвают улыбку. Единственное мне почему-то всегда бала антипатична Наташа, любимая Башкирцева. Во-первых сама игра Ады Роговцевой ужасно не понравилась, а во-вторых поведение и отношение героини какое-то не приятное и отталкивающее.
Отдельно хочется отметить операторскую работу, и потрясающую музыку Андрея Петрова от котрой моментами просто дух захватывает, настолько она торжественная и мощная.
А вообще фильм очень сильный, эмоциональный, жизненный, светлый и романтичный, очень здорово передан ощущение времени — 50-х — начало 60-х годов.
— Стопроцентную гарантию может дать только страховой полис.
— Как работать — всем коллективом, а как расхлёбывать — мне одному! — Ты самый главный, вот и неси свой крест.
— Нельзя же, ей-богу, так швырять в космос мильонами. На самоокупаемость ты пока что не перешел.
— Космос не покоряют на стендах, для этого надо летать!
— Время — вот что невосполнимый ресурс.
— Домой не возвращаются на белом коне. Домой принято приходить в рубище.
— А куда вы девали свои чертежи? — Да они оказались неграмотными. А тут все ехали в Магнитогорск, ну и я за всеми!
— Значит, скоро на Марс? — Скоро, в известном смысле. — В этой пятилетке у нас по плану?
— Ракета — это не трактор, это не трамвай. Ракета — это… ракета!
— Под космический полет никто денег не даст, таких чудаков нет.
— Она взлетит, иначе можешь оторвать мне голову!
-Меня не интересует самолет, как нравственная категория.
— И потом, моя голова принадлежит мне! — Ошибаетесь! — Ну, это уже схоластический спор.
— А не сообразить нам с вами чайку? У меня тут случайно лимон завалялся. — Лимон — это хорошо. А у вас случайно не завалялось хлеба? Я бы поел.
— Ещё десятки, сотни заводов будут работать на нас! — Вскакивая в вагон трамвая.
— Я учился у Циолковского и Кондратюка. Мне учиться у Брауна нечему!
— А среди нас находятся безответственные болтуны, которые демонстрируют с кулаками свой калужский патриотизм! — выступление Сталина на совещании.
— А вас не тревожит моральная сторона? — Меня тревожит одно, как в случае необходимости всё это доставить в любую точку земного шара. — После испытаний первой советской ядерной бомбы.
— Ну а в театры ты ходишь? Книги ты читаешь? — Ты знаешь, Женька, я не могу заставить себя читать. Мне скучно. Я читаю, а думаю о другом.
— Половина жизни ушла только на то, чтобы подступиться к главному. Подступились. А жизнь-то уже почти вся.
— Мы достигнем Луны, Марса, Венеры! И всё это сделает третья ступень!
— Что я завтра скажу рабочим? Буду рассказывать сказку про спутник?
— Идеи обладают свойством стареть. Морально стареть!
— Вы правы. Два года работы закончились неудачей. Два года назад мы пошли на риск, фактически не имея резервов. Бумаги были. Много бумаг. Но бумаги не гарантируют от ошибок. Я виноват и готов отвечать. Но дело, опять-таки, не во мне. Если вы сейчас меня не поддержите, ошибка конструктора перерастёт в ошибку военного и политического руководства.
— Это кто посторонний-то? — Простите, товарищ генерал, — Вы и председатель Госкомиссии.
— А ты не бойся. К этим двигателям хоть забор привяжи, и забор полетит.
— Чтобы духу бабьего здесь не было!
— Ну что? — Послал… — На консультацию к ней? — Значительно дальше!
— Ну что ж, Андрей Ильич, поздравляю вас. С первой победой, с первым успехом. Ну, задание-то по программе выполнено! В основном. Ракета со старта ушла. Красиво ушла, отлично. А то, что она пожелала вернуться на старт — это её личное дело!
— А в космос полетишь? — Полечу. Если керосина хватит.
— Хоть в буфете избавьте от производственных совещаний!
— Вот каждый день так. Пожрать спокойно не дадут. (После скандала с военными в буфете.)
— Насколько я понимаю, тризна по безвременно погибшей ракете?
— У меня к Анатолию Григорьевичу никаких претензий нет. Он не понимает меня. Что делать? Факт его биографии. Мне остается только сожалеть об этом.
— У каждого, Николай Иванович, свои интересы! Мне нужен ракетно-ядерный щит. А ему — освоение космоса!
— В каждом деле необходим скептик. Это вносит здоровый баланс.
— В ваши годы я спал через день!
— Тебе поставили телефон не для того чтобы ты им беспрестанно пользовался! И трезвонил! В частности, нам!
— Они должны думать! Понимаешь? Думать. В этом их основная работа. А на бумажках да на звонках не полетишь!
— Ну как, вытянешь нашего первенца? — Ты же вытянул из меня все жилы! Теперь я просто обязан вытянуть!
— Ты никого и ничего не щадишь! — В том числе и себя!
— Всякое может случиться. Собачки собачками, а ты человек. И притом первый!
— Ну, ступай спать, надежда прогрессивного человечества!
— Счастливо тебе! — Поехали! (Знаменитая фраза первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Использовалась в припеве песни «Знаете, каким он парнем был».)
— Мы были первыми. И останемся уже ими на века. Это так трудно — быть первыми.
— Полетите моим самолётом. — У тебя даже свой самолёт? — Представь себе. — Ты что, Шахиншах? — Примерно.
Елена, у ВАс замечательный вкус и юмор! Только что пересмотрел «Укрощение огня», цитаты Вы подобрали замечательно! Особенно порадовали
— Значит, скоро на Марс? — Скоро, в известном смысле. — В этой пятилетке у нас по плану?
— Ракета — это не трактор, это не трамвай. Ракета — это… ракета! (в исполнении Зиновия Гердта)
— Под космический полет никто денег не даст, таких чудаков нет.
— Она взлетит, иначе можешь оторвать мне голову! (При испытаниях ракеты ГИРД — Группа Инженеров, Работающих Даром)
-Меня не интересует самолет, как нравственная категория. (тот же Зиновий Гердт)
— И потом, моя голова принадлежит мне! — Ошибаетесь! — Ну, это уже схоластический спор. (слово-то какое умное!)
Вопрос к Вам и ко всем желающим — если бы снимался подобный фильм сейчас, как бы Вы это сделали?
Что было бы интересно Вам лично и вашим друзьям?
. Этот фильм я увидел впервые в дошкольном возрасте, в большом кинотеатре, куда привели меня родители. Я тогда почти ничего не понимал из происходящего на экране, но в память врезались заливавшие экран сполохи яркого огня, мужественные голоса действующих лиц, ощущение трагедии главного героя, погибавшего дважды: в юности, под обломками рухнувшего планера, и на пике жизни, под ливнем на обочине крымской дороги, на руках лучшего друга. И название картины я запомнил сразу, даже не до конца понимая смысл слов: «Укрощение огня». Вероятно, с того детского потрясения кинокартиной и зародился во мне непроходящий интерес и уважение к космонавтике и ракетной технике.
В нынешнем году (2012 г. — прим. авт.)исполняется 40 лет со дня выхода на экраны знаменитой кинокартины Даниила Храбровицкого. Оглядывая минувшие десятилетия, приходится признать, что с тех пор российским кинематографистам не удалось снять о создателях ракетно-космической техники ничего более художественного и эпического. Автор сразу хочет заметить, что не ставит своей задачей изложение содержания художественного фильма «Укрощение огня». Те, кто его не видел, могут отложить статью в сторону. Ну, а тем кто смотрел эту неординарную кинокартину (а лучше – несколько раз, ибо в День космонавтики ее непременно демонстрирует какой-нибудь телеканал), возможно, эти заметки покажутся небезынтересными.
По фильму нельзя учить историю советской космонавтики: практически никакие события, кроме общей канвы и самых эпохальных (вроде запуска первого спутника и космонавта), не имели места в реальности. Личная судьба главного конструктора баллистических ракет и космических кораблей Андрея Ильича Башкирцева не имеет ничего общего с биографией Сергея Павловича Королева. Драматическая история любви Башкирцева к подруге юности Наташе не находит никакой аналогии в судьбе Королева (однажды разведенного и благополучно прожившего в браке со второй женой).
Писатель Владимир Губарев, автор многих книг об освоении космоса, считал, что прототипом Башкирцева послужил не Королев, а главный конструктор двигателей космических кораблей Алексей Исаев. С этим вряд ли можно согласиться – в биографии главного героя кинокартины нет практически ничего из жизни Исаева.
Все персонажи фильма являются собирательными образами, хотя почти для каждого можно найти более-менее конкретный прототип: Башкирцев – это Королев, Огнев – Глушко («говорящая» фамилия дана конструктору ракетных двигателей), маршал Головин – Неделин, партийный деятель Логунов – Устинов, заместитель Башкирцева Леонид Сретенский – заместитель Королева по испытаниям Леонид Воскресенский.
Главного конструктора Андрея Башкирцева, прочно ассоциирующегося в зрительском восприятии с Сергеем Королевым, сыграл обладатель безусловно-положительной киновнешности, выдающийся актер Кирилл Лавров (1925-2007); конструктора ракетных двигателей Евгения Огнева – представительный Игорь Горбачев (1927-2003), немного похожий на Алексея Исаева; роль колоритного военного, прошедшего на экране путь от красного командира в буденовке до Главного маршала артиллерии (по фильму – Анатолий Головин) досталась ленинградцу Игорю Владимирову (1919-1999); представителя ЦК Николая Логунова воплотил на экране тонкий мастер Андрей Попов (1918-1983). Роль Наташи исполнила Ада Роговцева.
Весьма колоритен образ старого ракетчика Карташова в исполнении бессмертного Зиновия Гердта (1916-1996), с которым будущий главный конструктор встречается на Магнитке. В этом персонаже, пленяющем шармом старорежимного интеллигента, сплавлены исторические фигуры Фридриха Цандера и Михаила Тихонравова.
Конечно, глядя на экран глазами современного человека, зрителю не стоит забывать, что фильм вышел на экраны в начале 70-х. В те годы невозможно было помыслить о том, чтобы правдиво отразить на экране реальные драматические эпизоды из жизни конструкторов ракетно-космической техники, рассказать о том, как Королев и Глушко прошли лагеря и шаражки, причем Королев выжил просто чудом. Вместо этого сценарист послал Башкирцева вместе с его «катюшами» на фронт, и будущий главный конструктор едва вышел из окружения, взорвав перед тем секретные реактивные установки.
Некоторые эпизоды фильма, конечно, огорчают своим откровенным «агитпропом». Вот самые вопиющие примеры. Патетический возглас Башкирцева: «Я учился у Циолковского и Кондратюка, мне у фон Брауна учиться нечему!» отражает действительность с точностью «до наоборот» – советские ракетчики, впрочем, как и американские, «учились понемногу» (а точнее – помногу) именно у Вернера фон Брауна. Первая советская баллистическая ракета, как известно, была точной копией «Фау-2». Ничего, кроме улыбки, не может вызвать эпизод разговора в бункере атомного полигона между Башкирцевым, Огневым, Логуновым и Курчатовым (последний появляется на экране под своим именем). Подобного разговора, когда советские конструкторы в стиле гуманиста Нильса Бора рассуждают, стоит или не стоит делать носитель под ядерную боеголовку, не могло быть не только в принципе, но даже в намеке. Над такими категориями («морально-аморально») тогда не задумывался ни один человек в военно-промышленном комплексе. Первым из людей такого уровня, поставившим перед собой подобный вопрос (да и то гораздо позже), был академик Андрей Сахаров (за что, как всем известно, и поплатился).
Роль партийного руководства (слова «Кремль» и «ЦК» в фильме не употребляются, замененные эвфемизмом «Москва») неоднократно подчеркнута в картине и постоянным присутствием Логунова рядом с ракетчиками, и развернутым эпизодом в кабинете Сталина. Без этого сценарий фильма не состоялся бы, да и вкладу тогдашнего секретаря ЦК партии по оборонным вопросам Дмитрия Устинова следует отдать должное. Он сделал для развития ракетной техники никак не меньше, чем экранный Логунов…
Режиссер и сценарист Даниил Яковлевич Храбровицкий (1923-1980), автор нескольких художественных фильмов о людях, стоявших на переднем крае прогресса (физиках, хирургах-кардиологах, авиаконструкторах), не стремился документально отобразить историю советской космонавтики – тем более, что в 1972 году ему бы этого сделать просто-напросто не дали. Он создал красивую сказку, легенду, масштабный киноофорт, посвященный самой романтической одиссее 1960-х годов, десятилетия всеобщего увлечения космосом. Отсюда символические ходы, полная придуманность биографий героев, непохожесть их на реальные прототипы.
И все же громадная ценность фильма, его огромное значение в том, что в нем впервые были показаны переживания, муки творчества, неудачи творцов ракет и космических кораблей. Чего стоит лишь один показ взрывов ракет, ибо до тех пор в официальном и литературно-публицистическом, нещадно третировавшимся цензурой, освещении покорения космоса, господствовала «лакировочная» постановка вопроса. Дескать, в советской ракетной технике аварий нет и быть не может, советские ракеты не взрываются. Те, кто постарше, наверняка помнят неизменно-бодрые рапорты тех лет: «все приборы функционируют нормально, космонавты чувствуют себя хорошо»?
В «Укрощении огня» взрывы башкирцевских ракет показаны очень выразительно. Правда, опытный взгляд может уловить довольно забавную картину – стартует советская ракета, а взрывается. неизвестно какая (скорее всего, американская), но что тут было поделать! Показать на экране взрыв советской ракеты в 1972 году было совершенно нереально. На помощь пришла простая кинотехнология, заурядный монтаж.
Зато запуск первой советской жидкостной ракеты «ГИРД-Х» показан на экране почти документально. Кстати, действующую копию этой ракеты воссоздали для съемок именно на фирме Исаева («Конструкторское бюро химического машиностроения»).
Первый космонавт в картине мало похож на Гагарина и не имеет вообще имени, а лишь с ироничной симпатией именуется главным конструктором «надеждой прогрессивного человечества». Понять масштаб личности Башкирцева помогают выделенные в ткани кинополотна выразительные, так знакомые зрителю, атрибуты причастности главного героя к высоким государственным сферам: огромная квартира, персональная черная «Чайка», личный самолет. «Ты что, шахиншах?» – спрашивает Андрея Ильича пораженная Наташа. «Примерно. » – небрежно отвечает Башкирцев, для которого престижный черный автомобиль – лишь атрибут взваленной на него правительством колоссальной ответственности.
В числе научных консультантов фильма были выдающиеся конструкторы ракетно-космической техники Алексей Михайлович Исаев и Борис Евсеевич Черток (последний обозначен в титрах под псевдонимом «М.Костюк»).
В своих объемных мемуарах Борис Черток посвятил немало строк своим впечатлениям от участия в съемках «Укрощения огня». Вдохновленный задачей фильма – впервые художественными средствами рассказать о людях дотоле совершенно закрытой отрасли, – он старался убедить кинематографистов показывать события в виде, наиболее приближенном к действительности, соблюдая исторические детали. Увы, это стремление было тщетным. «Если мы станем показывать все, как было на самом деле, фильм никогда не выйдет на экраны», – пояснял наивному консультанту Храбровицкий.
Чертоку хотелось, чтобы солдаты и офицеры – главные труженики космодрома – были показаны в кадре в своей обычной военной форме. «Об этом не может быть и речи», – категорически возразил ему режиссер. В конечном итоге персонал космодрома щеголял на экране в красивых оранжевых полушубках и униформах неясной принадлежности. В те дни, когда пропаганда СССР на весь мир трубила о «мирном космосе», ведущая роль военных в советской космонавтике была в своей стране тайной за семью печатями (и «секретом Полишинеля» на Западе).
А.М.Исаев и Б.Е.Черток поведали Д.Храбровицкому многие подробности истинной истории космонавтики, взяв с кинематографиста слово нигде об услышанном не упоминать. Храбровицкий слово сдержал – в фильме нет и намека на действительные исторические факты, его персонажи совершенно литературны.
При всей условности сюжета, завуалированности персонажей и событий, «Укрощению огня» грозили многие препоны на пути к зрителю – уж больно щекотливой была тема, скованная стальными кандалами тотальной секретности. Специалисты отрасли, просматривая монтажные копии фильма, в ужасе хватались за головы: «Да мы женам не рассказываем того, чего вы тут понаснимали. ». Над фильмом нависла опасность попасть либо на пресловутую «полку», либо под безжалостные ножницы цензора. Из-за претензий цензуры фильм был задержан и не вышел в прокат в год 10-летия полета Юрия Гагарина. В этот момент не растерявшийся Храбровицкий, заручившись поддержкой опытного «царедворца», консультанта фильма генерала КГБ Семена Цвигуна, организовал закрытый просмотр фильма для самого секретаря ЦК КПСС Дмитрия Федоровича Устинова. Неожиданно для многих, картина «Дяде Мите» (так звали Устинова за глаза в отрасли) понравилась. В образе представителя ЦК Логунова он не без удовольствия разглядел сам себя. Вскоре стараниями Устинова лента была продемонстрирована Брежневу и другим членам Политбюро. В результате она вышла на экраны вопреки цензуре лишь в 1972 году.
Мнения современных историков космонавтики по поводу ленты расходятся. Так, один из них желчно заметил, что фильм Д.Храбровицкого – это «профанация истории советской космонавтики в пользу идеологической коньюнктуры». Формально говоря, такое мнение имеет право на существование, ибо в смысле художественного метода картина не выходит за рамки пресловутого «социалистического реализма».
Но все-таки есть в «Укрощении огня» нечто завораживающее, притягивающее – чистотой, вдохновляющим романтизмом, пусть и мало имеющим отношение к реальности, но, согласно законам искусства, рисующим идеальную, лишенную мелких черт и тусклых красок, картину. В сюжетной ткани киноленты не нашлось места отрицательным героям – единственный конфликт в нем выстроен в виде противоборства конструкторов и инженеров с Неизведанным, со временем, потребовавшим от них полного самоотречения – такого, какое совершил Башкирцев, отрекшийся от любимой женщины, чтобы строить ракеты. Нет и намека на сильнейший антагонизм, практически вражду, существовавшую между главными конструкторами Королевым и Глушко. Наоборот, в картине они – близкие друзья, на руках Огнева Башкирцев умирает.
И еще – об этом нельзя не сказать – огромную часть эмоционального воздействия картины несет на себе блестящая, не побоюсь этого слова – гениальная музыка композитора Андрея Петрова (1930-2006). Не бравурно-оптимистическая – какой она, казалось должна была быть сообразно жанру кинофильма, – а углубленно-мажорная, яркая, динамичная, словно зовущая ввысь, в космическую даль. Мелодия органично переходит от лирических аккордов в сценах личных переживаний главного героя к возвышенному апофеозу ракетных стартов. Как жаль, что невозможно на бумаге воспроизвести эту незабываемую мелодию, неразрывно слившуюся с видеорядом фильма. Историю советской космонавтики по «Укрощению огня» учить, конечно, нельзя. Но хочется верить, что среди тех, кто сегодня трудится на предприятиях космической отрасли, в конструкторских бюро и научных институтах, есть и те, кого «позвал в космос» легендарный и нестареющий кинофильм.
(Моя статья — была опубликована в журнале «Российский космос» № 5, 2012; данный текст — полная версия относительно журнальной)