Мать драконов Лун Му
Мать драконов у Китайцев появилась в давние времена, задолго до того, как такое имя Дж.Мартин дал своей Дейнерис.
И сегодня мы расскажем легенду про Лун Му, мать пятерых драконов!
Лун Му была земной женщиной. Ее звали Вэнь Ши 溫氏. Она родилась в 290 г. до н.э. в провинции Гуандун, недалеко от Сицзян 西江, Западной реки. Ее семья происходила из уезда Тэн 藤 в соседней провинции Гуанси. Вэнь Ши была второй из трех дочерей, ее отца звали Вэнь Тяньжуй 溫天瑞, а мать – Лян Ши 梁氏.
Вэнь Ши часто ходила на реку рыбачить и стирать белье. Однажды на берегу реки она нашла большой гладкий белый камень. Камень ей очень понравился, и она решила взять его домой. Позже оказалось, что на самом деле камень был яйцом, из которого вылупились пять змеенышей (другая версия легенды говорит, что змееныш был только один). Семья Вэнь Ши была бедной, но девушка сберегала лучшую пищу, что у нее была, для своих детенышей и кормила их с рук. Когда змеи подросли, они стали помогать Вэнь Ши ловить рыбу в реке. Будучи прирожденными ловцами, они научились это делать отлично.
Змеи выросли, и превратились в пятерых могущественных драконов. Драконы – это духи воды, имеющие власть над погодой. Поэтому, когда случилась засуха, Вэнь Ши просила своих детей-драконов вызвать дождь на ее деревню. Дождь пришел, и засуха закончилась, а благодарные крестьяне дали Вэнь Ши имя Лун Му – Мать Драконов и называли ее божественной.
В Китае тем временем к власти пришел Цинь Шихуанди, объединивший страну и ставший императором. До него дошли слухи о Вэнь Ши и ее драконах. Он отправил ей богатые дары из золота и нефрита и приказал приехать в Сяньян 咸阳, столицу империи (пров. Шэньси), что недалеко от Хуанхэ, далеко на севере. К этому времени Вэнь Ши была уже пожилой женщиной со слабым здоровьем. Ее взрослые сыновья-драконы испугались, что она не выдержит такого длинного путешествия, беспокоились и за ее безопасность в столице. Но императора нельзя было ослушаться.
Когда Вэнь Ши взошла в лодку, подчиняясь приказу императора, драконы поднырнули под лодку. И как только она тронулась, они потащили ее назад, так что лодка, как не пытались матросы, никак не могла пересечь Гуйлинь. В конечном итоге чиновники, сопровождавшие Вэнь Ши в столицу, смягчились и позволили ей вернуться домой.
Когда Вэнь Ши умерла, драконы долго оплакивали ее и приняли человеческий облик. Они похоронили Вэнь Ши на северном склоне гор Чжушань 珠山 (Жемчужных гор), а впоследствии стали знаменитыми «пятью учеными» 五秀才.
В период ранней Хань (206 до н.э. — 8 н.э.) в честь Вэнь Ши был построен храм Сяотун-мяо 孝通廟, позднее известный как Наследственный храм Матери Драконов 龍母祖廟. Он расположен в Юэчэне 越城 в уезде Дэцин 德慶 провинции Гуандун. В храме есть каллиграфия, посвященная богине, написанная рукой императора Хун У-ди 洪武帝 (1328-1398) династии Мин. Храм до сих пор очень популярное место. За свою долгую историю он ремонтировался 13 раз, из них в ХХ веке дважды: в 1905-1912 годах и в 1985 году. Матери Драконов также посвящен храм Байша в г. Чжаоцин 肇庆, также в провинции Гуандун. Этот храм был построен в 1587 году, но сохранился не так хорошо, как храм Сяотун. В 1982 году город объявил этот храм памятником культуры.
Матери Драконов также посвящен праздник, который проводится в первую неделю пятого месяца по китайскому лунному календарю. Также Лун Му считается покровительницей родителей и детей и остается весьма популярной богиней в Китае.
Источник
Китайская мать драконов лун му
Китай запись закреплена
Лун Му — Мать Драконов
Драконы – чрезвычайно популярные существа в Китае. Не случайно китайцев называют «потомками дракона». Также в Китае почитается Мать Драконов – Лун Му 龍母, женщина, которая, по преданию, воспитала и вырастила пятерых драконов. Они стали примером сыновней почтительности и родительской любви – одного из основных принципов, на котором зиждется вся китайская культура. Позднее Лун Му была обожествлена.
Легенда о Матери Драконов рассказывает, что Лун Му была земной женщиной. Ее звали Вэнь Ши 溫氏. Она родилась в 290 г. до н.э. в провинции Гуандун, недалеко от Сицзян 西江, Западной реки. Ее семья происходила из уезда Тэн 藤 в соседней провинции Гуанси. Вэнь Ши была второй из трех дочерей, ее отца звали Вэнь Тяньжуй 溫天瑞, а мать – Лян Ши 梁氏.
Вэнь Ши часто ходила на реку рыбачить и стирать белье. Однажды на берегу реки она нашла большой гладкий белый камень. Камень ей очень
понравился, и она решила взять его домой. Позже оказалось, что на самом деле камень был яйцом, из которого вылупились пять змеенышей (другая версия легенды говорит, что змееныш был только один). Семья Вэнь Ши была бедной, но девушка сберегала лучшую пищу, что у нее была, для своих детенышей и кормила их с рук. Когда змеи подросли, они стали помогать Вэнь Ши ловить рыбу в реке. Будучи прирожденными ловцами, они научились это делать отлично.
Змеи выросли и превратились в пятерых могущественных драконов. Драконы – это духи воды, имеющие власть над погодой. Поэтому, когда случилась засуха, Вэнь Ши просила своих детей-драконов вызвать дождь на ее деревню. Дождь пришел, и засуха закончилась, а благодарные крестьяне дали Вэнь Ши имя Лунму – Мать Драконов и называли ее божественной.
В Китае тем временем к власти пришел Цинь Шихуанди, объединивший страну и ставший императором. До него дошли слухи о Вэнь Ши и ее драконах. Он отправил ей богатые дары из золота и нефрита и приказал приехать в Сяньян 咸阳, столицу империи (пров. Шэньси), что недалеко от Хуанхэ, далеко на севере. К этому времени Вэнь Ши была уже пожилой женщиной со слабым здоровьем. Ее взрослые сыновья-драконы испугались, что она не выдержит такого длинного путешествия, беспокоились и за ее безопасность в столице. Но императора
нельзя было ослушаться.
Когда Вэнь Ши взошла в лодку, подчиняясь приказу императора, драконы поднырнули под лодку. И как только она тронулась, они потащили ее назад, так что лодка, как не пытались матросы, никак не могла пересечь Гуйлинь. В конечном итоге чиновники, сопровождавшие Вэнь Ши в столицу, смягчились и позволили ей вернуться домой.
Когда Вэнь Ши умерла, драконы долго оплакивали ее и приняли человеческий облик. Они похоронили Вэнь Ши на северном склоне гор
Чжушань 珠山 (Жемчужных гор), а впоследствии стали знаменитыми «пятью учеными» 五秀才.
История о Матери Драконов – это пример сыновней почтительности и родительской любви. В период ранней Хань в честь Вэнь Ши был построен храм Сяотун 孝通廟, позднее известный как Наследственный
храм Матери Драконов 龍母祖廟. Он расположен в Юэчэне 越城 в уезде Дэцин 德慶 провинции Гуандун. В храме есть каллиграфия, посвященная богине, написанная рукой императора Хун У-ди 洪武帝 (1328-1398) династии Мин. Храм до сих пор очень популярное место. За свою долгую историю он ремонтировался 13 раз, из них в ХХ веке дважды: в 1905-1912 годах и в 1985 году.
Матери Драконов также посвящен храм Байша в г. Чжаоцин 肇庆,
также в провинции Гуандун. Этот храм был построен в 1587 году, но
сохранился не так хорошо, как храм Сяотун. В 1982 году город объявил
этот храм памятником культуры.
Матери Драконов также посвящен праздник, который проводится в первую неделю пятого месяца по китайскому лунному календарю. Также Лунму является богиней-покровительницей родителей и детей и остается весьма популярной богиней в Китае.
Источник
Китайская мифология — древнейшая культура Поднебесной
Добрый день, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Китайская культура, пожалуй, одна из древнейших в мире, а мифы и легенды – это то, с чего она начиналась. О народных героях слагались легенды и передавались из уст в уста, они же стали персонажами первых письменных произведений, шедевров изобразительного искусства, нашли отражение в религии.
Итак, тема нашей сегодняшней беседы – китайская мифология. В статье ниже мы подробно разберем ее основы, мифических героев – как людей, так и животных, духов, демонов. Также вы узнаете, как развивалась мифология Поднебесной и какое отражение она нашла в искусстве. Ну и, конечно же, вас ждет масса любопытных китайских мифов.
Материал получился настолько обширным, что попросту не поместился в рамки одной статьи, поэтому их будет две – не пропустите продолжение.
Ну что ж, начнем погружение в атмосферу Древнего Китая, наполненного мифами и легендами!
Основы мифологии
Мифология – это целый раздел науки, который изучает различные легенды, мифы, предания, повествующие о народных героях, богах, духах, объясняющие видение мира, вопросы сотворения Вселенной и появления многих явлений. Китайская взяла свое начало еще в 3-2 тысячелетии до нашей эры, когда на территории между знаменитыми реками Хуанхэ и Янцзы появилась цивилизация.
Китай долгое время оставался обособленным, жил в некоторой изоляции от остального мира, а потому сумел сохранить свою самобытность, колоритность. Так, к примеру, если древнегреческие или древнеримские боги нам известны как невероятные красавцы, то древнекитайские едва ли похожи на них: они яркие, красочные, разнообразные и часто вовсе не похожи на людей, зато обладают недюжинной силой, сверхъестественными способностями и мощной энергетикой.
В целом мифология Поднебесной неоднородна, она обладает неким синкретизмом: здесь соединились мифы древности, даосизма, буддизма, конфуцианства, более поздний фольклор. Кроме религиозных течений, на ее становлении сказались реальные исторические личности, тотемные представления местных жителей, а также многочисленные философские трактаты.
Последние, сохранившиеся в виде фрагментов, позволяют собрать воедино различные мифы и составить общее представление. К ним можно отнести следующие произведения (все даты указаны до нашей эры):
- «Шу цзин», или «Историческая книга», период с XIV по XI века.
- «И цзин», она же «Книга перемен», рубеж VIII и VII столетий.
- «Чжуан цзы», IV век.
- «Ле цзы», промежуток между IV веком до нашей эры и IV веком нашей эры.
- «Шань хай цзин», что переводится как «Книга гор и морей», с IV по II столетия.
- Многочисленные произведения и стихи поэта Цюй Юаня, IV столетие.
- «Хуайнань-цзы», относящийся ко II столетию.
- Трактат философа Ван Чуна под названием «Критические суждения», I столетие.
Одной из главных отличительных черт местной мифологии можно назвать так называемую эвгемеризацию. Иными словами, часто персонажи мифов являлись реальными людьми, которые умерли и вошли в историю как некие божества, их истории искажались, приобретали мифические черты.
Фуси — мифический первый император Поднебесной, божество — повелитель Востока. Согласно принятой конфуцианской модели летоисчисления, Фуси правил с 2852 по 2737 гг. до н.э.
Чаще всего так случалось с правителями, царями, императорами, а также с высокопоставленными чиновниками и доблестными воинами. В таком случае божества обретали облик человека. Из-за этого довольно часто бывает сложно провести границу между реальными историческими событиями и выдуманными.
Нередко божественные существа имели образ различных животных. Также, по китайским поверьям, многие явления природы, а еще холмы, реки, горы имели своих духов.
Сотворение Вселенной
Один из базовых мифов повествует о появлении мира. Он известен под названием «миф о хаосе», или по-китайски – «хунь дунь».
Это предание утверждает, что раньше не было ничего, кроме пустоты, абсолютной темноты и хаоса, где бродили неопределенные образы, словно сросшиеся картины. Не существовало небес, земли, воды. Об этом свидетельствует также трактат «Хуайнань-цзы».
Затем возникла вода, а точнее – водный хаос, из которого позже появились два существа божественной природы, два древних бога – Пань-гу и Нюй-ва. Это событие стало началом мира, именно тогда земля и небо разделились.
Многие исследователи утверждают, что изначально Пань-гу и Нюй-ва были героями легенд разных народностей — Пань-гу зародился на южных землях, а Нюй-ва – на юго-востоке Древнего Китая или на юго-западе современной провинции Сычуань.
Пань-гу был могучим существом и первопредком всего на земле. По мере того, как рос он сам, небеса и земля все больше отделялись друг от друга, а также появлялись природные явления и объекты.
Пань-гу вдыхал – и появлялись ветер с дождем, он выдыхал – разверзались небеса с громом и молнией. Он раскрывал глаза – наступало утро, закрывал – приходила ночь. Когда через несколько тысячелетий колосс умер, его голова, колени и локти стали 5 священными системами гор, волосы – всей земной растительностью, а насекомые и паразиты на его теле – людьми.
И если Пань-гу не был непосредственным творцом, ведь изменение мира происходило вместе с его ростом, неосознанно, то другое существо, богиня Нюй-ва, была демиургом – творцом. Она была наделена лицом женщины, но нижняя часть туловища изображалась змеиной или драконьей.
Считается, именно Нюй-ва сотворила все вокруг, а позже избавила мир от потопа. Людей она создавала из горных пород и глины. А когда вследствие жестокого сражения богов небосвод частично обвалился, она самостоятельно починила его: оторвала все четыре лапы гигантской черепахи и подперла ими небо.
Еще один персонаж древнекитайского мифа – Фуси. Он имеет облик одновременно птицы и человека. Фуси обучил древние племена важным занятиям: охотиться, готовить мясную добычу, заниматься рыболовством, изготавливать сети и другие рыболовные снасти.
Одна из легенд сводит Нюй-ву и Фуси вместе, в результате чего они создают крепкую семью. С тех пор, помимо прочего, Нюй-ва стала покровительницей семьи, брака и женитьбы.
Фуси и Нюйва
Главные мифические животные
Главный герой легенд Поднебесной – это, конечно же, дракон. Археологи поднимают из-под земли массу древних артефактов, на которых можно увидеть этого мифического зверя. Впрочем, его изображения и сегодня встречаются повсеместно: на фасадах домов, в виде барельефов на храмах, как небольшие домашние статуэтки, на картинах известных китайских художников и даже на императорском одеянии.
Древняя китайская печать с драконом
Фольклор тоже содержит в себе множество поговорок о драконах. Такая любовь к этим животным неудивительна – они несут в себе огромное количество символов, олицетворяя:
- могущество стихии;
- добродетель;
- благополучную и богатую жизнь;
- согласие, мир;
- императорскую власть;
- небеса.
Древние китайцы обладали верой в то, что драконы наделены особой магией и вобрали в себя все качества остальных животных. По поверьям, они могли спускаться на землю, но предпочитали взмывать на небо и погружаться в реки, озера и море. Умея лавировать между небом и землей, они были проводниками между двумя мирами – человеческим и божественным.
Праздник фонарей в Китае
Что еще удивительнее, императорская власть считалась данной небесами, дарованной именно посланниками-драконами. А потому правители являлись родственниками драконов.
В современном Китае дракону посвящено целое празднество с шествиями и танцами. Оно, как правило, отмечается каждый год 5 мая.
Кстати, если вам интересно узнать о китайском драконе больше, то для вас у нас есть специальная статья вот здесь.
Миф о драконьей матери
Легенда рассказывает историю матери драконов, или по-китайски – Лун Му («лун» переводится как «дракон», «му» – «мать»). Жила-была обычная земная женщина. Как-то раз у речного берега она заметила крупный белый камень.
Присмотревшись, она поняла, что перед ней яйцо. Она взяла его с собой домой, где яйцо согрелось, и оттуда вылупилось пять небольших ящероподобных змей. Женщина решила, что сама вырастит этих существ.
Мать драконов Лун Му
Шло время, ящерицы выросли в больших драконов, а она все так же заботилась о них, кормила, отдавала все лучшее, хотя сама жила в бедности. Когда драконы подросли, они стали тоже заботиться о земной матери, всячески помогать ей. Тем самым драконы стали олицетворением сыновней любви и уважения, а женщина – материнской заботы.
Ее пятеро сыновей оказались духами воды, умевшими укорять стихию и изменять погоду. В один очень засушливый год все крестьяне страдали от неурожая, и по просьбе матери сыновья посылали с небес дождь. Именно тогда местные жители нарекли женщину Лун Му.
Когда она умерла, животные превратились в людей и похоронили ее. Сегодня нередко в Поднебесной можно встретить храмы, возведенные в честь Лун Му.
Виды лунов
Драконы в Поднебесной почитаются настолько, что их насчитывается более ста видов. Кроме того, существует несколько их классификаций.
Первая разделяет их по цветам, причем драконы определенного цвета отвечают за конкретную часть света:
- Цинлун – лазурный, отвечает за восточный сектор, обладает состраданием.
- Чжулун – красный, охраняет южную сторону, покровительствует водоемам, а также семейным узам, рождению детей.
- Байлун – белоснежный, несет ответственность за западное направление и наделен честностью и добродетелью.
- Хуанлун – золотистый, ему можно адресовать просьбы о прощении, мольбы, которые он передаст богам.
- Сюаньлун – черный, хранитель северной части, обитающий в волшебных водоемах.
Белый дракон Байлун
Кроме того, существует четыре главных луна:
- Шаньлун – управляет стихией, ветрами, грозой, молниями и громом. Предстает в образе существа с человеческим лицом, телом дракона и огромным животом. И хотя Шаньлун почти не летает, он может возноситься на небеса и плыть по ним, часто сливаясь из-за похожего цвета. Крестьяне и обычные люди стараются его не гневать, так как он способен наслать затяжные ливни или, наоборот, засуху.
- Тяньлун – охранитель неба и спокойствия богов, обладает туловищем белого или лазурного цвета, с крыльями изображается редко. Его главная отличительная черта – пять пальцев на лапах, в то время как у остальных представителей драконьих – по три или четыре.
- Фицанлун – хранитель драгоценностей, спрятанных под землей. Он живет в подземных пещерах и обладает особенной мудростью, о чем свидетельствует жемчужное украшение в нижней части лица.
- Дилун – отвечает за водную стихию, все водоемы и глубокие реки, а также за урожайность. Сам он обитает под водой, на глубине, в невероятной красоты дворцовых комплексах. По поверью, когда кто-то туда попадает, он получает подарки от Дилуна и возвращается домой.
Зеленый дракон Цинлун
Заключение
Это была первая часть нашего материала, который знакомит читателей с мифологией Поднебесной. Не пропустите продолжение этой статьи – оно расскажет о других, не менее интересных мифах, познакомит с остальными мифическими животными Китая, отрицательными персонажами, а также поведает о дальнейшей истории легенд и преданий.
А чтобы оставаться всегда с нами на связи, подписывайтесь на блог, и будем открывать новые грани таинственной Азии вместе.
Источник