Кладовая солнца Анализ произведения
Аннотация. Этот урок позволит говорить с детьми об очень сложной философской проблеме поиска смысла жизни. Начинается разговор с героев-животных: у собаки Травки и волка Серого помещика своя правда.
Чьи жизненные принципы выбрать, к чему это может привести человека на его непростом жизненном пущ когда человек перестаёт быть человеком? Над этими и многими другими вопросами заставляет задуматься сказка-быль Пришвина.
Ключевые слова: правда, смысл жизни, добро, верность, жизнь для других, злость, эгоизм, ненависть, жизнь для себя, любовь, верность.
Хочу предложить вам урок по сказке-были Пришвина «Кладовая солнца». В отличие от предыдущих моих статей, эта посвящена программному произведению. Уроков по нему (как в журналах, так и в Интернете) великое множество. И всё-таки я рискую предложить свой вариант.
В данном произведении отправной точкой для серьёзного разговора стали слова Антипыча о правде. На первый взгляд кажется, что говорить с шестиклассниками на такую сложную тему невозможно. Но это только на первый взгляд. Этот урок получился одним из самых интересных и запоминающихся в моей практике. А понятия «правда Травки» и «правда волка» вошли в лексикон моих учеников и начали применяться ими уже и на других уроках.
1 . Создание проблемной ситуации.
— В сказке-были Пришвина, как и в любом художественном произведении, очень много загадок. Например, там есть такой эпизод, когда рассказчик вспоминает, как спрашивали у Антипыча, сколько ему лет, а тот только шутил в ответ. «Антипыч, ну брось свои шутки, скажи нам по правде, сколько же тебе лет?» — спрашивали его. «По правде, — отвечал старик, — я вам скажу, если вы вперёд скажете мне, что есть правда, какая она, где живёт и как её найти». Как вы думаете, о какой правде здесь идёт речь?
— Давайте обратимся к словарю.
Значение слова «правда» по словарю Ушакова:
Правда — то, что соответствует действительности, что есть на самом деле, истина. Открой мне всю правду, не бойся меня. Пушкин. 2. Правдивость, правильность. Никто не думает о правде слов моих.
Идеал поведения, заключающийся в соответствии поступков требованиям морали, долга, в правильном понимании и выполнении этических принципов. Искать правды. Стоять за правду. Жить правдой. Пострадать за правду.
— Слово, как видите, многозначное. В каком значении, на ваш взгляд, употребляет слово «правда» Антипыч?
— То есть правда — это некий ориентир, к которому надо стремиться, смысл жизни, если хотите. Как же можно перефразировать вопрос Антипыча? (В чём смысл жизни и как его найти?)
— Какой серьёзный философский вопрос задаётся в этом произведении! А задумывались ли вы, в чём смысл жизни? В любом случае я предлагаю вам задуматься об этом сейчас.
2. Анализ текста. «Правда Травки и правда волка».
— Итак, давайте попробуем найти ответ на такой сложный вопрос в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца». В продолжении того же разговора Антипыч говорит своим собеседникам: «Вот Травка, собака гончая, с одного слова всё понимает, а вы, глупенькие, спрашиваете, где правда живёт». Значит, Травка знает, где правда живёт, знает, в чём смысл жизни? Может быть, она поможет нам найти ответ на вопрос?
— Расскажите историю жизни Травки.
— В чём же правда Травки? Как она это понимает? Правда, или смысл жизни Травки, в любви к человеку; в том, чтобы жить не только для себя, но и для других, в заботе о человеке; в дружбе; доброте, верности и преданности.
— Почему Травке так плохо теперь? Почему она воет, взобравшись на холм? Она потеряла смысл жизни, ей не для кого жить.
— Кто противопоставлен Травке в этой части? Конечно, Волк.
— Почему воет волк? В чём его правда? Его характеризует злость; желание жить для себя, дикий зверь живёт для себя.
— Итак, на примере Травки и волка мы видим два разных взгляда на жизнь, две разные правды. Но Михаил Михайлович Пришвин говорил: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Поэтому мы, конечно, обратимся к Насте и Митраше и поговорим о том, как они ищут свою правду.
З. Анализ текста . «Путь к правде Насти и Митраши».
— Давайте вспомним, как жили Настя и Митраша.
— Что вы можете сказать об их отношении друг к другу? Они жили и работали очень
дружно, помогали друг другу, заботились друг о друге, заботились о своём хозяйстве.
— На чью правду похоже их представление о жизни: на правду Травки или правду волка?
— Но жизнь так устроена, что она постоянно ставит человека перед какими-то преградами, перед трудностями, проверяет человека на прочность, на верность своим убеждениям, своим принципам. Что в данном произведении послужило проверкой для детей? Их поход за клюквой, их спор, ссора и то, как они вышли из затруднительной ситуации.)
— Что послужило причиной их ссоры? Они начали спорить, по какой тропе идти.
— Что мы здесь видим вместо дружбы, заботы друг о друге? Как дети себя ведут в
этом эпизоде? Какие чувства испытывают по отношению друг к другу? Разозлились, рассердились друг на друга; не хотели слушать друг друга, не желали подчиниться другому; каждый в данный момент думал только о себе; Настя даже плюнула вслед брату.
Задания для первой группы:
1. Прочтите эпизод «Митраша в болоте» (со слов: «Мало-помапу, по мере того как
Митраша продвигался вперёд по указанию стрелки и тропы … » до слов: «По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слёзы«)
2. Проследите за тем, как Митраша попал в Слепую елань. Для этого выделите предложения, в которых описана тропа, по которой идёт Митраша.
1) Какое определение даёт этой тропе автор? Почему? По каким признакам можно определить, что перед нами тропа, по которой ходили люди?
2) С какими чувствами идёт Митраша по этой тропе? Почему?
3) Помнит ли он про сестру? Какие чувства он сейчас испытывает по отношению к сестре? Попробуйте предположить, что он думает по поводу случившегося.
4) Почему Митраша сходит с этой тропы?
6) Каков результат его неосмотрительного поступка?
«Слой под ногами у Митраши становился все тоньше и тоньше … но он всё шёл и шёл вперёд. Митраше оставалось только верить тому человеку, кто шёл впереди его и оставил даже тропу после себя». «Миграша … ничуть не трусил, — что ему было трусить, если под его ногами тропа человеческая: шёл такой же человек, как и он, значит, и он сам, Митраша, мог по ней смело
идти».
«Вот Митраша увидел: его тропа круто завёртывает влево и туда идёт далеко и там
совсем исчезает. Он проверил по компасу, стрелка глядела на север, тропа уходила на
запад… Узнавая по направлению белоуса тропу, идущую не прямо на север, Митраша
подумал: «Зачем же я буду поворачивать налево, на кочки, если тропа вон, рукой подать,
виднеется там, за полянкой?»»
Митраша выбирает слабую тропу, на которую показывал компас. Автор даёт определение этой тропе — «человеческая». Узнать её можно по траве белоус, которая вырастает вдоль тропы. Это тропа, по которой шёл человек. Митраша идёт по ней смело, потому что по ней ходили люди, а значит, может пройти и он. Он не думает о сестре. По крайней мере, автор ничего об этом не пишет. Но, возможно, думает о том, что он прав, гордится тем, что не пошёл на поводу у старшей
сестры.
Митраша сходит с тропы потому, что стрелка компаса показывает на север, а тропа уходит влево и потому, что прямо перед ним оказывается чистое, ровное место, нисколько не похожее на что-то страшное и смертельно опасное. В результате он попадает в Слепую елань и чуть не тонет.
— Какое значение имеет эпитет «человеческая тропа»? Ведь сойдя с этой человеческой тропы, Митраша попадает в Слепую елань. Забыв о сестре, испытывая злость, раздражение, Митраша сходит с человеческой тропы.
— На прошлом уроке мы говорили о том, что Митраша берёт с собой компас, потому что так его учил отец. Он говорил: «Стрелка эта тебе верней друга: бывает, друг твой изменит тебе, а стрелка неизменно всегда, как её ни верти, всё на север глядит». Почему же в этой ситуации компас подвёл мальчика?
— Козьма Прутков говорил: «Магнит показывает на север и на юг; от человека зависит избрать хороший или дурной путь жизни». Как вы понимаете эти строки? Нельзя бездумно идти по стрелке компаса. Она только лишь указывает, где север. Но куда тебе идти — решаешь ты сам. Стрелка компаса поможет выбраться из леса, но показать путь в жизни не сможет. Это зависит только от человека, от его выбора.
Задания для второй группы
1. Прочтите эпизод «Настя собирает клюкву» (со слов: «Вначале Настя срывала с плети каждую ягодку, отдельно за каждой ягодкой наклонялась к земле»).
2. Проанализируйте поведение Насти.
Для этого ответьте на вопросы:
1 ) Как Настя собирает ягоды сначала, потом? Почему?
2) Помнит ли она о брате? Какие чувства она испытывает?
3) Вспомните, почему они разошлись.
Идёт ли Настя по выбранной ею тропе или, как и брат, сбилась с пути? Почему?
4) Как смотрит на Настю лось? Почему?
5) Каково отношение автора к Насте в этот момент? Почему он говорит о ней «прежняя золотая курочка на высоких ножках»?
6) Когда Настя смогла оторваться от ягод? Почему она, глядя на гадюку, представляет, «будто это она сама осталась там, на пне, и теперь вышла из шкуры змеиной и стоит, не понимая, где она»?
— Настя, как видим, не попадает в трясину, её жизни ничто не угрожает. Но отношение автора к ней явно меняется. Почему? Она, жадно собирающая клюкву и забывшая о брате, теряет человеческий облик.
— Что же мы видим? К чему может привести путь, где царят обида, нежелание слушать другого,уступать?
— Таким образом, мы видим, что путь, выбранный детьми, не приводит их ни к чему хорошему: Митраша чуть не гибнет, Настя теряет человеческий облик.
— Кто помогает детям? Каким образом Травка помогает Насте? Митраше? Травка. Она помогает Насте вспомнить о брате:
«- Муравка, Муравка, я дам тебе хлебца!
И потянулась к корзине за хлебом. Доверху корзина была наполнена, и под клюквой был хлеб.
Сколько же времени прошло, сколько клюквинок легло с утра до вечера, пока огромная корзина наполнилась ? Где же был за это время брат голодный, и как она забыла о нём, как она сама забыла себя и всё вокруг?»
Травка вытаскивает из болота Митрашу.
— Почему Травка оказалась возле Насти? Почему Травка кинулась на зов Митраши?
Она почувствовала человеческую беду.
— Почему именно Травка помогает ребятам? О чём напоминает им Травка? Травка
напоминает детям о вечных ценностях: любви, преданности, товариществе, верности;
возвращает их к человечности, к человеческой тропе, к своей правде.
— А для самой Травки важно было всё произошедшее? Травка нашла хозяина.
— Какова дальнейшая судьба волка? Митраша убивает его.
— Какой смысл вкладывает автор в этот эпизод? Почему именно Митраша убивает волка? Убийство волка — это победа. Победа над злом, равнодушием, эгоизмом. В какой-то степени Митраша убивает волка в себе.
— К чему же, по мнению Пришвина, приводит каждый из этих путей? Пришвин показывает, что путь Травки приводит к счастью, путь волка — к гибели.
— Как сложилась дальнейшая судьба детей? Куда они дели клюкву, собранную на болоте? Важно ли это? Они отдают клюкву детям, эвакуированным из Ленинграда, проявляя свою заботу и неравнодушие к другим людям.
З. Подведение итогов
— Сделаем выводы. В чём же, по мнению Пришвина, смысл жизни человека?
На самом деле ответ на этот вопрос звучит в самом произведении: «Не пора ли сказать теперь уж, как мы сами думаем о загадочных словах нашего старого лесника Антипыча, когда он обещал перешепнуть свою правду собаке, если мы сами его не застанем живым? Мы думаем, Антипыч не совсем в шутку об этом сказал. Очень может быть, тот Антипыч, как Травка его понимает, или, по-нашему, человек, когда-то, в древнем прошлом его, перешепнул своему другу-собаке какую-то свою большую человеческую правду, и мы думаем: эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь».
Источник
Тема природы (Кладовая Солнца)
Михаил Михайлович Пришвин тщательно раскрывает тему природы «Кладовой Солнца». Писатель показывает взаимоотношения природы и человека. Авторское отношение выражается с помощью приема олицетворения окружающей среды.
Олицетворение
На первый взгляд, природа в произведении выступает фоном, который позволяет представить ситуацию, произошедшую с детьми. Действие происходит в селе «возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского». Читатель видит всю красоту лесной природы, слышит звуки, которые проносятся по всему лесу, чувствует вязкость болота, в которое попал главный герой Митраша.
Однако природа в сказке М. М. Пришвина выступает как отдельный образ, который в свою очередь делится на отдельные деревья, веточки, на отдельных животных и птиц. Природа живет, существует отдельно от человека, но связано с ним. Природные явления либо помогают главным героям рассказа, либо мешают им. Поэтому природа в рассказе является одним из действующих лиц.
Все образы олицетворены. Писатель показывает, как деревья, «словно живые существа», ведут себя как люди: ель и сосна, растущие вместе, боролись за свое существование. «Волновались» старушки-елки, а когда деревья тревожил ветер, они «стонали и выли».
Лес «наполнялся птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков». Животные пытаются говорить между собой, пытаются донести свои речи до человека: «закрякают в ответ, и зачуфыкают, и зашваркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосами этими ответить нам».
Образы друга и врага человека
М. М. Пришвин в сказке «Кладовая Солнца» поднимает важный вопрос взаимоотношений человека и природы. Когда Митраша попадает в опасность, природа хмурится, когда он освобождается из болота, окружающий мир радуется вместе с героем. Слепая Елань – настоящий враг не только для Митраши, но и для других людей, которые не смогли спастись.
В произведении есть два цельных образа животного мира: собака Травка и волк Серый помещик. Травка является олицетворением дружбы природы с человеком. Волк же несколько раз в повествовании называется врагом человека.
Собака, преданная хозяину Антипычу, не может смириться с его смертью. Во всех людях она ищет своего любимого хозяина. Это спасает Митрашу от гибели. Именно благодаря Травке герою удалось выбраться из болота.
Волк же описан как хитрое животное, которое никто не может поймать. Среди волков в тех краях остался лишь Серый помещик. Для жителей села он был настоящим врагом, потому что «за одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала их раньше целая стая». Рассказчик несколько раз называет волка врагом человека.
Образы собаки и волка резко противопоставлены друг другу. Они находятся в разных взаимоотношениях с человеком.
Авторское отношение к природе
Самостоятельный образ природы в «Кладовой Солнца» несет большую смысловую нагрузку. Писатель хочет показать, что природа живет независимо от человека, что именно она делится всеми своими богатствами с человеком. Именно поэтому автор вкладывает рассказ о походе детей за ягодой в уста человека, добывающего торф в местах, где жили главные герои. Природа делится своим торфом, чтобы человек смог существовать в мире. Ребята идут за клюквой – «целебной ягодой».
По мнению М. М. Пришвина, природа является «кладовой Солнца», которая «достается человеку от солнца в наследство». Природа не жалеет своих богатств для человека, поэтому нужно защищать и ее.
Источник