«Кладовая солнца» по книге М.М. Пришвина
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему
Презентация для внеклассной работы с детьми 5—6 классов средней школы с целью привлечения к чтению данной категории обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kladovaya_solntsa_7_04.ppt | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Кладовая солнца» М.М. Пришвин Педагог-библиотекарь МОУ СШ № 51 Тракторозаводского р-на г. Волгограда Карпухина Т.И.
«Кладовая солнца» М.М. Пришвин Исполнитель: Т.И. Карпухина, МОУ СОШ № 51
« Тому кто прошёл укромною тропою сквозь пришвинский зелёный мир, полный света и ветра, земля уже никогда не покажется ни мёртвой, ни будничной…» С.Я. Маршак
Сказка-быль – это рассказ, основанный на реальных событиях, но в данное повествование внесены элементы творчества. М.Пришвин заставляет растения чувствовать и действовать – деревья стонут, рычат, а животных наделяет способностью «мыслить» и «разговаривать» – лось, сороки, лисичка, волк рассуждают как люди, крики птиц (вороны, кулик, глухарь, тетерева, сороки) переводятся на человеческий язык.
«Кладовой солнца» автор называет Блудово болото, в котором скопились огромные богатства торфа – прекрасного горючего материала, образовавшегося из остатков растений – детей солнца, сохранивших его тепло даже после смерти.
Второе, более широкое толкование слов «кладовая солнца» – вся природа с её деревьями, цветами, птицами, зверьём.
Герои пришвинской сказки-были, Настя и её брат Митраша, остаются сиротами в самом начале войны.
У Лежачего камня болотная тропа расходилась вилкой: одна, торная тропа, шла направо, другая, слабенькая, — прямо. Митраша выбрал трудный путь — решил идти по слабенькой тропе, а Настенька — по торной .
Настя так увлеклась сбором клюквы на палестинке, что нескоро вспомнила о брате. И быть бы беде, но, как это часто бывает в сказках, на помощь снова пришла природа.
Собака Травка почуяла человеческую беду и пришла детям на помощь: нашла Настю, помогла Митраше выбраться из болота.
«Я нашёл для себя любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека. Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек даёт свой образ и смысл»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»Этот урок отн.
Урок-исследование по тексту рассказа М.М.Пришвина «Кладовая солнца» с использованием презентации PowerPoint. Тема урока: «Настя и Митраша. Их приключения. Причины их бедствий в пути». Учебник: Литерат.
Урок литературы в 6 классе (разработка урока, презентация с творческими работами детей).
Урок литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIXвека» Тема соответствует требованиям Государственному образовательному стандарту 1-го поколения; проводитс.
Урок-презентация, завершающий изучение произведения и подготавливающий ребят к написанию сочинения по произведению.
Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей.
Цели урока:Обучающие: Раскрыть метафоричность и символику языка произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца», разъяснить мысли писателя о главном законе жизни людей, о связи человека.
Источник
Презентация к уроку литературы в 6 классе по теме » Кладовая солнца»
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему
Презентация предназначена для учителей литературы при изучении сказки-были Пришвина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку литературы | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Презентация к уроку. М .М.Пришвин. Образ природы в сказке – были «Кладовая солнца ». . Анализ эпизода «Ель и сосна». Подготовила : Петрова М.Г.
Михаил Михайлович Пришвин. (1873 – 1954 г.г.)
М.М.Пришвин – «певец природы».
Дом – музей М.М.Пришвина.
Одно из изданий сказки – были.
« Мужичок – в — мешочке» и «золотая курочка».
Иллюстрация к эпизоду «Ель и сосна.» Чем отличается иллюстрация от художественного описания, данного М.М.Пришвиным в повести ?
Деревья жалобно стонали. (Они напоминали Травке о её собственном горе) .
Блудово болото. Как природа предупреждала Митрашу об опасности, беде?
Охота за бабочкой.
Серый, услышав вой Травки на палестинке, скорей – скорей замахал туда напрямик
Митраша и Травка .
Приключения Насти в лесу.
Настя очнулась, испугавшись змеи.
Лисица тявкала по зайцу .
Тетерев Косач. Не замечает детей в лесу, «до того тихи были».
Разведчики болотных богатств.
«Вот какие богатства скрыты в наших болотах!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева.
Данная презентация содержит вопросы для анализа стихотворения «Пророк», аудиозапись стихотворения.
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме «Русская литература конца XIX — начала XX века». Материал содержит основные тезисы, фотографии.
В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина «Дубровский»(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания).
Презентация к уроку.
Основная идея сказки-были Михаила Пришвина в том, что природа – это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие чело.
Данный материал содержит наглядный материал по предложенной теме.
Источник
Анализ сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме
Урок-презентация, завершающий изучение произведения и подготавливающий ребят к написанию сочинения по произведению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kladovaya_solnca.ppt | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок по теме: Человек в окружающем мире. «Что есть правда» (анализ сказки-были М.М. Пришвина) Бледнова Н.А.
Тема произведения Человек и природа (единство человека и природы) Проблема произведения: нравственные поступки человека в сложной ситуации (выбор) Главные герои: Составьте характеристики, опираясь на текст Настя Митраша Бледнова Н.А.
Знание содержания произведения: 1. Кто раньше всех догадался, почему про Настю сказано, что он была «как золотая курочка на высоких ножках»? 2. Как учителя называли между собой Митрашу? Как вы думаете, почему так? 3. Как звали Травку до того, как она стала Травкой? Почему Антипыч мог назвать ее Затравкой, как вы считаете? 4. Какое прозвище дали в деревне волку? Почему возникло такое прозвище? 5. Какие клички были у домашних животных в хозяйстве Насти и Митраши? 6. Как вы думаете, почему болото люди назвали Блудово? 7. Что такое елань? Почему она слепая? Бледнова Н.А.
Начало конфликта Какое событие является Завязкой повествования? Спор, а потом и ссора ребят, которая едва не стала причиной трагедии Найдите в тексте описание Блудова болота, лисы, вой собаки и вой волка, описание восхода солнца, притчу о сосне и ели. Какое настроение создает автор этими описаниями? В чем смысл притчи о деревьях? Бледнова Н.А.
Какие деревья селятся в приболотице?А какие — на сухих островах в болотном «море» Путешествуем вместе с героями Какие ягоды и цветы вырастают на лесной просеке? Как возникает болото? Правда ли, что болото — кладовая солнца? Какие звери и птицы сопровождают героев ? Бледнова Н.А.
Анализ эпизода (работа группы №1): «История старого лесника» 1. Что есть правда, какая она, где живет и как ее найти? (Что говорил Антипыч о правде?Что собирался прошептать Травке и для чего?) 2. Ужасное несчастье в жизни Травки. (Почему Травке трудно привыкать к новой жизни и чем эта жизнь была новой? Что такое счастье для Травки? Почему Травка не сразу отозвалась на зов Митраши? Почему одичавшая Травка послушалась человека и помогла ему?) Бледнова Н.А.
Анализ эпизода (работа группы №2): «Митраша в беде» 1. Как природа предупреждает об опасности? 2. Помнил ли Митраша, что он обязан оберегать сестру, как отец оберегал мать, что он охотник, что у него ружье и компас? 3. Что помогло Митраше спастись? 4. Что сделал Митраша для всех жителей деревни? Бледнова Н.А.
Анализ эпизода (работа группы №3): «Приключения Насти в лесу» 1. Почему Настя забыла о брате? Как относится автор к Насте? 2. Как природа участвует в приключениях Насти? 3. Кто и почему не считает Настю за человека? В какой момент девочка теряет человеческие нравственные качества? 4. Какое животное помогло Насте «очнуться»? Как это произошло? 5. Как Настя искупила свою вину? 6. Какую победу одержала Настя и над кем? Объяснить ответ. Бледнова Н.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIXвека» Тема соответствует требованиям Государственному образовательному стандарту 1-го поколения; проводитс.
Отличие данного урока от традиционных состоит в том, что он построен по методике Эдварда де Боно. Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочн.
Тема: «Что есть правда»Человек в окружающем мире.(Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца») Цель урока: раскрыть замысел писателя, показать единство ч.
Тип: урок- исследование Цели: 1) познакомить с фактами биографии А.Платонова; .
Кроссворд к сказке-были М.М.Пришвина поможет усвоить изучаемый материал, можно использовать как вариант контроля.
Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей.
Цели урока:Обучающие: Раскрыть метафоричность и символику языка произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца», разъяснить мысли писателя о главном законе жизни людей, о связи человека.
Источник
Презентация по литературе на тему «Кладовая солнца» (6 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Кладовая солнца М. М. Пришвин
Жизнь Насти и Митраши после смерти родителей. За клюквой. Восход солнца в лесу; у Лежачего камня. История Травки. Блудово болото. Путь Митраши. Путь Насти. Спасение Митраши. Счастливый конец. Село возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского. Место действия: План произведения: Сказка-быль была написана в 1945 году для конкурса, проводимого Детгизом. Получила первую премию.
Настя: Двенадцатилетняя девочка-сирота. Внешний облик: «Настя была как Золотая Курочка на длинных ножках». «Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик был чистенький и глядел вверх попугайчиком». Вся она, золотая, сияющая, улыбчивая, похожая на веселое солнышко. Это самостоятельная, трудолюбивая девочка: она деловито, ответственно вела все домашнее хозяйство: «Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца…». Каждое утро Настя «выгоняла стадо… растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи». Главные герои:
Митраша – брат Насти, он был моложе сестры на два года. Ему было только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный». «Мужичок в мешочке» называли его учителя в школе. Он, как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх попугайчиком». Митраша:
Настя и Митраша похожи друг на друга не только внешне, но и своим трудолюбием, хозяйственностью. Митраша многое перенял от своего отца: научился «делать деревянную посуду, бочонки, шайки, лохани», по-отцовски – «хорошо» — обертывать вокруг ног портянки, управляться с ружьем. Дети были очень дружны, но Митраша, хоть и был младше сестры, любил верховодить, и это приводило к разногласиям между ними. Настя была более уступчивой и разрешала все ссоры улыбкой и лаской: «И как только маленькая ручка сестры коснется широкого затылка брата, отцовский задор покидает хозяина».
И Настя, и Митраша – люди активные, деятельные. Они наделены качествами исследователей и открывателей жизни: «Их носики, — пишет Пришвин, — можно было видеть и на колхозных полях, и на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах». Им до всего есть дело. Они не замыкаются только на своей домашней жизни, а вместе со всеми жителями села поднимают разрушенное войной хозяйство.
В сказке-были есть прямые авторские оценки-характеристики детей: «Они были очень милые»; «…Досталось, однако, детишкам бедным и большая забота…»; «… скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились…»; «И какие это были умные детишки!»; «… Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы». Автор-рассказчик относится к своим героям с любовью и нежностью. Он сочувствует детям, гордится ими, радуется их успехам, самостоятельности. Отношение автора к детям
Испытанием для детей стал их поход за клюквой. Их ссора привела к тому, что на какое-то время они забыли друг о друге и повели себя безрассудно самоуверенно. Каждый в момент ссоры думал только о себе. Настя даже плюнула вслед брату. Дети идут дорогой волка, так как испытывают злобу по отношению друг к другу. Испытание детей
Природа не прощает таких поступков. Митраша, ища более легкий путь, пренебрег «человеческой тропой» и попал в Слепую Елань. Он стал пленником болота и чуть не погиб. Эта беда заставила его действовать дальше осторожно и мужественно. Проявив волю, находчивость он спасся с помощью собаки Травки: «… маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчете движения, как боец в определяющем исход борьбы ударе: жить ему или умереть».
Митраша благодарен своей спасительнице и берет на себя заботу о ней: «… он отер последние слезы с лица, отряхнул грязь… и, как настоящий большой человек, властно приказал: «Иди же теперь ко мне, моя Затравка!». В лес Митраша входил маленьким, а выходил из него настоящим большим человеком. В Насте во время сбора ягоды на какое-то время торжествуют плохие качества. Ее охватывает жадность. Даже лось не признал в грязной ползающей девочке человека и принял ее за животное. Поведение Насти вызывает у автора-рассказчика осуждение. Он показывает великана-лося, которому хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника, и при этом с упреком спрашивает: «Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?».
Встреча со змеей заставила девочку осознать свой поступок: «Насте представилось, будто это она сама осталась там, на пне, и теперь вышла из шкуры змеиной и стоит, не понимая, где она». Настя, забыв о брате, теряет человеческий облик. Но «золотая курочка» вовремя опомнилась и нашла брата. Девочка переживает случившееся и раскаивается. Всю собранную клюкву – целебную ягоду — она отдаст детям, эвакуированным из Ленинграда, проявляя заботу и неравнодушие к другим людям. Любовь преодолела все препятствия. Дети одержали победу над собой и над волком Серым Помещиком.
Травка — друг охотника Антипыча, но он умер, и собака осталась без хозяина. Очень тоскует по нему. Антипыч говорил о Травке: «… собака гончая, с одного слова все понимает, а вы, глупенькие, спрашиваете, где правда живет». Правда, или смысл жизни Травки, в любви к человеку; в том, чтобы жить не только для себя, но и для других, в заботе о человеке, в дружбе, доброте, верности и преданности. Лишившись своего Друга-хозяина, Травка воет от тоски, т.к. потеряла смысл жизни. Ей не для кого жить. Собака Травка.
Травке противопоставлен волк Серый Помещик. Он тоже воет, но по другой причине: от злобы. Его желание – жить для себя. Почувствовав человеческую беду, Травка помогает Насте и Митраше. Она напоминает детям о вечных ценностях: любви, преданности, товариществе, верности, возвращает детей к «человеческой тропе», к своей правде. И сама Травка снова счастлива: она нашла своего хозяина. Им стал Митраша. Мальчик убивает волка, и это символ победы над злом, равнодушием, эгоизмом. В какой-то мере Митраша убивает волка в себе. Путь Травки приводит к счастью, а путь волка – к гибели.
Быль – рассказ о действительном происшествии. Подлинные факты: дети-сироты, живут в конкретном месте, у них реальное хозяйство, обычные дела, заботы: «…изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безымянные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен». Каждое утро Настя «выгоняла стадо… растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи». На Митраше «лежит… все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях…». Реален их поход в лес, приключения. То есть, перед нами действительно быль. ЖАНР ПРОИЗВЕДЕНИЯ: Сказка-быль. Черты были:
1. Начало произведения напоминает сказочный зачин: «В одном селе, / возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, /осиротели двое детей». А в народной сказке читаем: «В некотором царстве, / в некотором государстве / жили-были…». 2. Сказочный колорит в ритме повествования. «Сказку, — писал Пришвин, — я понимаю в широком смысле слова как явление ритма, потому что сюжет сказки с этой точки зрения есть не что иное, как трансформация ритма. Я могу это иллюстрировать из своего опыта создания сказки «Кладовая солнца». Когда застонали деревья, все части сюжета расположились как металлические опилки под действием магнита». 3. В основе конфликта — как в сказке – борьба добрых и злых сил. 4. Победа добра над злом – сказочный закон. Счастливая развязка. Черты сказки:
5. Неразрывная связь мира природы и мира человека. Как и в сказке, природа принимает самое активное — дружеское или враждебное участие во всех развивающихся событиях. Дружественна собака Травка. Враг человека – волк. Стихии природы, растения, животные откликаются на радость и горе Насти и Митраши, даже определяет ход развития событий:
Когда дети пошли по разным тропам, небо обволокла серая хмарь, не видно стало золотых лучей солнца, поднялся злой ветер; и сплетенные сосна и ель жалобно застонали, зарычали на все Блудово болото. Взволнованная, помрачевшая природа как бы предупреждает Митрашу, что его ожидает беда. Кричит сторожевой черный ворон, предчувствуя поживу: «Дрон-тон!». Воет волк, ему противопоставлен вой собаки. Стрекочут сороки тоже в надежде на скорую поживу. Лисичка навострила уши. Шумом деревьев, воем зверей пением разноголосых птиц наполнено все произведение.
6. Одухотворение природы. Птицы, звери и даже деревья наделяются человеческими чертами: деревья стонут, отвечая им, жалобно воет Травка. 7. Язык сказочный: эпитеты, метафоры, сравнения словно заимствованы из устного народного творчества: Настя – Золотая Курочка, белая куропатка хохочет, как ведьма; земля умылась; небо висит над елками подобно серому одеялу. 8. Сказочные обращения к явлениям природы – птицам, зверям. Обращаясь к ворону, Пришвин говорит: «Сколько же ты, ворон, видел и знаешь, и отчего ты хоть один раз не выйдешь из своего вороньего круга и не перенесешь на своих могучих крыльях весточку о брате, погибающем в болоте…».
1. Первый – поверхностный – образное определение торфа: «болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство». 2. Сама природа – это кладовая солнца. С ней нельзя обращаться бездумно, грабить ее богатства, проявлять легкомыслие и жадность, и тогда она сама откроет свои кладовые. Пришвин славит человека с большим сердцем, умного хозяина природы. 3. Это и символ человеческой деятельности прошлых поколений на пользу поколений будущих. Он реализуется в образах проложенной через болото неизвестными людьми тропы и собаки Травки. Не случайно первое название повести – «Друг человека». Смысл названия:
«Мне страстно захотелось своим землякам дать понять, как прекрасен мир, в котором они живут» (Пришвин). Это — гимн любви. Большая любовь обнимает весь мир, от нее всем хорошо. И есть любовь простая, семейная, ручейками бежит в ту же прекрасную сторону. И есть любовь только для себя, и в ней тухнет человек, как стоячая вода. Без любви человек, природа могут погибнуть. Большая человеческая правда, по Пришвину, — «правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Носителем этой правды является Травка. В произведении торжествует ее правда – правда любви, а волк Серый Помещик со своим злом уничтожен. Смысл произведения:
В другом произведении — «Корабельной чаще» — писатель заострит эту мысль: «Сил своих на добро не жалеть, не считать», «жить хорошо и трудиться, а не гоняться в одиночку за счастьем». «В чем смысл жизни?» – спрашивал древнегреческий философ Аристотель. – И отвечал: «Служить другим и делать добро». Сказка-быль «Кладовая солнца» именно это и утверждает.
Спасибо за внимание
Номер материала: ДБ-964126
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Специалисты МГППУ запустили проект модернизации методической подготовки педагогов
Время чтения: 3 минуты
Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Иностранным студентам упростят пребывание в России
Время чтения: 1 минута
Более 80% студентов при выборе работы на первое место ставят зарплату
Время чтения: 1 минута
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник