Почему Настя и Митраша не только поссорились, но и бросили друг друга (Кладовая солнца)
Что заставило Митрашу пойти (Настю не пойти) по неизведанной тропе?
Митраша – мужчина, исследователь, ищет палестинку; он отважный, смекалистый; догадывается, как сократить дорогу, хочет всё решить сам. Настя боится, не может решиться сойти с широкой, плотной тропы, но брата убедить не смогла и рассердилась. Дети поссорились.
— Почему Пришвин вставляет в своё повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе? Для чего этот рассказ помещён перед появлением детей в лесу?
Ель и сосна – два дерева, которые должны были бы расти самостоятельно, но обречены жить вместе. «Деревья… боролись между собою корнями за питание» . Причина несчастья деревьев – эгоистическое стремление самоутвердиться за счёт другого, в их разобщённости.
— Как вели себя дети, оставшись одни?
— Почему Митраша попал в беду? Что ему помогло выйти победителем из создавшегося положения?
Обращаем внимание на то, что природа предупреждает мальчика об опасности. Но Митраша не видит старушек-ёлочек. Стремясь к своей цели, он уходит с протоптанной людьми тропинки. А не пренебрежение ли это опытом поколений? Люди связаны неразрывно с прошлым и будущим, с вечными человеческими ценностями, с жизненным опытом отцов.
— Почему Настя забыла о брате?
Настя набрела на палестинку, увидев много ягод, забыла обо всём на свете. «Ей больше хотелось» , «ссыпать горсточку за горсточкой» . Она попала под власть унижающего человека чувства жадности. Это уже не прежняя «золотая курочка» , Даже лось не признал ползающую от жадности по земле девочку за человека. Почему смогла произойти такая беда с детьми? Что осуждает автор в поведении детей? Дети забыли о волшебных свойствах человеческой доброты, любви и ответственности. Каждый в минуту ссоры думал только о себе. Ранее терпеливая Настя рассердилась на брата, осталась на своей тропинке, забыла, что у Митраши нет с собой еды. А он не прислушался к словам сестры, что чуть не привело к трагедии. «Правду жизни» им помогает понять Травка, которая, «почуяв беду человеческую… подошла к рыдающей Насте и лизнула её солёную от слёз щеку» . Травка спасла и Митрашу. Травка – напоминание о любви и верности, о необходимости быть терпеливым и заботиться о близких.
— Что нужно было сделать в ситуации конфликта, чтобы избежать неприятностей?
— Открылся ли перед детьми путь к утверждению человечности?
Спасли от одиночества Травку, избавились от порочных качеств – жадности, упрямства.
Источник
«Кладовая солнца»: краткое содержание и анализ произведения
Иллюстрация Е. Ращина к книге «Кладовая солнца»: YouTube / MyBook
Сказка-быль «Кладовая солнца», краткое содержание которой знакомо каждому из детства, — квинтэссенция ностальгии по временам, когда добро одерживало победу над злом. Реальные и забавные маленькие герои, их приключения переносят читателя в увлекательный мир, где деревья могут разговаривать, а солнце прячет богатства в укромных закромах.
«Кладовая солнца»: краткое содержание
«Кладовая солнца» — уникальный пример сказки-были, жанр которой разработал Михаил Михайлович Пришвин. В произведении тесно переплелись человеческие судьбы и природа, которая всеми силами помогает маленьким героям. По сути, деревья, болото и солнце — это полноценные герои, которые имеют живой и интересный облик.
Произведение «Кладовая солнца», краткое содержание которого представлено читателю, — это история о силе гармоничной связи человека и природы. История о том, что можно победить любые невзгоды, поступая по совести и слушая свое сердце. История о том, что человек — вершина эволюции, но только тогда, когда он живет в гармонии со всем, что его окружает.
Эту мысль обосновывает в повести Михаил Михайлович Пришвин. «Кладовая солнца», краткое содержание которой излагаем по основным этапам сюжета, описывает такие события:
Экспозиция
Красочное и яркое вступление начинается не как классическая сказка. Вместо стандартных «жили-были» перед читателем разворачивается история двух сироток:
- Их мать умерла, не оправившись от болезни, а отец пал смертью храбрых на полях Второй мировой войны.
- Настя и Митраша сначала жили под присмотром соседей, а после научились вести быт сами.
Завязка
Краткий пересказ «Кладовая солнца» следует начать с момента похода детей в лес. Ежегодно по окончании февральской стужи люди шли в лес за клюквой. Пролежав под теплым покрывалом снега, она становилась намного слаще и полезнее. Настя и Митраша также решили пойти на палестинку, о которой им рассказывал отец:
- девочка не забыла прихватить хлеба, немного молока и картошки для перекуса;
- Митраша как настоящий мужчина взял с собой лукошко и компас, чтобы найти верный путь.
Образ Митраши в иллюстрации Е. Ращина: YouTube / MyBook
По дороге мальчик рассказывал сестре о Блудовом болоте — страшном месте, о котором ходила дурная слава. Дойдя до развилки с камнем, дети разделились и пошли по разным путям. Настя по общей дороге, а Митраша — по неизведанной тропе на север.
Кульминация
Итак, «Кладовая солнца» кратко. Если описывать самые важные события, то нужно упомянуть о кульминационном моменте сказки. Автор помогает читателю наблюдать за двумя персонажами:
- вслед за Настей отправляется собака Травка. Ранее пес служил местному лесничему, но после его смерти остался жить в лесу, изредка выл, тоскуя по хозяину. Унюхав еду в лукошке девочки, Травка отправилась за ней. На вой Травки прибежал Серый помещик — дикий волк, обитающий на холме;
- Митраша плутал по дорогам, пока не дошел до болотных топей. К слову, именно здесь читатель находит ответ на вопрос, что такое кладовая солнца. В народе это место называли «кладовая солнца», потому что там годами хранился торф. Решив сократить путь, мальчик пошел прямо через топкую поляну и вскоре попал в трясину.
В этот момент напряжение читателя возрастает, а тревога за детей и расфокусировка внимания лишь усиливает накал.
Развязка
Настя продолжала собирать клюкву и даже не догадывалась, в какую беду попал брат. Окликнув его пару раз и услышав в ответ лишь тишину, девочка заподозрила неладное и очень расстроилась.
Горькие слезы ребенка заставили Травку отправиться на поиски мальчишки, и чутких собачий нюх привел ее к болоту. Травка увидела застрявшего в трясине ребенка, подошла к нему поближе и позволила ухватиться за задние лапы. После собака рванула со всех сил и помогла ребенку выбраться из болотной ловушки. Митраша был спасен.
В это время Травка взяла след зайца и погналась за ним, а Митраша отправился за ней. Он понимал, что на лес уже спускались сумерки и им с сестрой нужно заночевать прямо тут. Идя за собакой, мальчик выходит на след Серого помещика и убивает опасного хищника. На звук выстрела прибегает Настя, ребята ужинают, а поутру вместе возвращаются в деревню.
Сказка «Кладовая солнца» в сокращении читается быстро. Сюжет произведения удерживает внимание читателя, заставляя его перелистывать страницу за страницей, чтобы быстрее узнать финал произведения «Кладовая солнца». Пришвин не раз говорил, что считает это творение не просто сказкой, а одой силе духа человека, одой выдержке, дружбе, смелости и взаимопомощи.
«Кладовая солнца»: анализ произведения
Сказка-быль «Кладовая солнца» — классика детской литературы. Произведение изучают в средних классах школы. Детям нравятся яркие и близкие им образы главных героев, красочные описания лесных пейзажей. Это включает образное мышление и заставляет посмотреть на мир совершенно под другим углом.
Глубже понять произведение поможет аналитическая справка:
История создания
Книга «Кладовая солнца» написана Пришвиным спонтанно и быстро, всего за один месяц. Хотя идея подобного сочинения зрела у писателя давно. С 1941 по 1945 годы автор был в эвакуирован в небольшую деревушку Усолье, что в Ярославской области.
Пейзажи тайги: Pxhere
Жизнь там протекала тихо и размеренно, а люди были добродушными и открытыми. Там-то Пришвин и познакомился с детьми-сиротами — Соней и Борей, которые стали прообразами литературных героев. Ребята, как и большинство детей в поселке, потеряли родителей в котле войны и самостоятельно справлялись с навалившимися на них взрослыми обязанностями.
Когда в июне 1945 года государство объявило конкурс на лучшее литературное произведение для детей, то автор вспомнил Блудово болото, Усолье и Соню с Борей. Дальнейшая история родилась за месяц, еще через месяц произведение выиграло конкурс и было напечатано в журнале «Октябрь».
Тема и конфликт
Пришвина считают маэстро детализированных описаний. Порой само повествование отходит на второй план, уступая место красочным картинам лесных пейзажей. Сказка «Кладовая солнца» не стала исключением. Критики считают, что в произведении автор поднимает такие актуальные темы, как:
- единство человека с природой, гармоничная взаимосвязь между ними;
- верховенство человека, но только тогда, когда он с уважением относится к дарам матушки-природы;
- прославление дружбы, взаимовыручки и коллективизма, что было актуально для того времени.
В то же время извечный конфликт противостояния человека и природы показан с помощью метафорических образов болота, деревьев и солнца, которые стали полноценными персонажами сказки.
Особенности композиции и жанр
Произведение «Кладовая солнца», жанр которого удачно определил сам автор как сказку-быль, имеет такие художественные особенности:
- Пришвин был уверен, что его сочинение искусно превращает сказку в быль и наоборот;
- главные герои «Кладовая солнца» — дети с реальной, невымышленной судьбой;
- в этой истории нет фантастических героев, но есть очеловеченные образы животных и природных явлений. Яркий тому пример — волк Серый помещик, Солнце и собака Травка;
- вечные ценности, которые воспеваются в сказках, также отображены в сказке-были Пришвина.
Само произведение состоит из 12 разделенных по смыслу глав. Повествование логическое, линейное, присутствует нарастающая к кульминации динамика и счастливый финал.
Характеристика главных героев
Автор дает такое описание детей. Вот Настя:
- девочка 12 лет, подросток;
- худая и ладная, «как золотая курочка на высоких длинных ногах»;
- вся в веснушках, с золотистыми волосами;
- излучает добро и свет.
Митраша — брат Насти. Вот детали его портрета и характера:
- приблизительно ему 10 лет;
- невысокого роста, но плотного телосложения;
- ребенок плечист и силен не по годам.
Настя взяла на себя все женские хлопоты по дому, а Митраша занимался тяжелой мужской работой. Мастерил лоханки и посуду из дерева, продавал их на рынке, за счет этого дети выживали.
«Кладовая солнца» — сказка о гармоничном сосуществовании человека и природы, о силе духа и недетской выдержке, стремлении к взаимопомощи и преданности.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Источник
«Кто прав – Настя или Митраша?» (урок-диспут по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца»)
Разделы: Литература
Цели:
- осмысление конфликта между детьми, его причин и следствий; выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину;
- роль описания природы, её одухотворённость, участие в судьбе героев;
- воспитывать культуру речевого общения во время спора, умение просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно её доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента.
На занятии по развитию речи, предшествующем данному уроку, учащиеся учились вести дискуссию, узнали основные свойства дискуссионной речи, обусловленные её целями (найти истину, убедить, переубедить). Узнали, что в основе любого дискуссионного монолога лежит рассуждение, и учились правильно строить свои высказывания, где тезис обязательно подкрепляется аргументами и доказательства переходят в вывод.
Перед уроком класс был поделён на две команды, которым было дано задание глубоко изучить вопрос, который будет обсуждаться (вопрос должен быть интересен учащимся, затрагивать и волновать их). Для обсуждения берём эпизод, когда во время похода за клюквой между героями возникает конфликт, и они расходятся по разным тропинкам. Учащимся было предложено пересмотреть текст, найти аргументы в пользу того или другого героя: 1 команде – в пользу Митраши, 2 команде – в пользу Насти.
Оформление. При подготовке помещения к проведению дискуссии стулья расставлены таким
образом, чтобы участники спора видели друг друга. На столах тексты изучаемого
произведения. На стендах оформлены рисунки учащихся, которые они
выполнили дома, таблицы с правилами ведения спора. На доске записаны тема
урока и эпиграфы.
«Конфликт – столкновение, серьёзное разногласие, спор». (Словарь)
«В споре нет ни высших, ни низших, ни званий, ни имён. Важна одна лишь истина, перед которой все равны». (Р.Роллан)
Второй этап – проведение дискуссии.
Успех дискуссии во многом зависит от ведущего (учителя). Перед началом дискуссии необходимо назвать тему, обосновать её выбор, ясно сформулировать цель. Задача учителя – расположить к себе учеников, создать обстановку, при которой каждый ученик не только не стеснялся бы высказать своё мнение, но и стремился его отстаивать. Не препятствовать желающим выступить, но и не принуждать их к выступлению, стараться, чтобы во время дискуссии царил дух искренности и откровенности. Стимулировать активность учащихся поможет продуманная система вопросов. Учитель должен умело сопоставлять различные точки зрения, не торопиться исправлять заблуждающихся, направлять дискуссию в русло намеченной цели, но не спешить навязывать готовое решение. Для окончания дискуссии выбрать подходящий момент, не нарушая логику развития спора.
- Организационный момент.
- Объявление темы и целей урока.
Мы продолжаем работать с текстом сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца». Сегодня в центре нашего внимания будут главные герои произведения – Настя и Митраша. Вспомним, кто они такие, что было особенно удивительным в их жизни.
Проверка выполнения домашнего задания. Рассказ о героях с использованием сравнительной характеристики.
— Расскажите, почему возник конфликт между детьми? (объяснение слова «конфликт», цитата из словаря Ожегова на доске).
Обращаем внимание, что конфликт намечается ещё во время сборов детей за ягодами. Митраша вспоминает о палестинке и очень хочет попасть туда, где «ещё никто не бывал», а Настя боится угодить в Слепую елань, «страшное место».
— Чтение эпизода. (Спор, а потом и ссора детей. Они расходятся по разным тропинкам.)
— Давайте попробуем осмыслить поступки детей, попытаемся понять их, понять те чувства, которые они испытывали, понять, о чём переживали, думали, когда делали свой выбор. Я предоставляю слово вам, чтобы вы попытались объяснить, кто же прав – Настя или Митраша, на чьей вы стороне. Бернар Шоу говорил: «Если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Но может быть, столкновение взглядов породит и нечто третье? Давайте обменяемся мнениями и посмотрим, к какому выводу мы придём.
Демонстрационная таблица поможет учащимся правильно сформулировать свои мысли:
Вырази своё мнение.
— Я не согласен с мнением…
— Я соглашусь с тем, что…, но…
— Мне ближе позиция…
Обращаю внимание на таблицу с правилами ведения спора.
1. Хорошо продумывай свою будущую речь.
«Сперва подумай, а потом скажи!» (В.Даль)
2. Высказывая своё мнение, строй ответ просто, чётко, ясно и доказательно. Помни, что лучшим доказательством или способом опровержения являются точные и бесспорные факты. Если доказана ошибочность вашего мнения, имейте мужество признать правоту своего «противника».
« Много говорить и много сказать не есть одно и то же». (Софокл)
3. Будьте тактичны в разговоре, следите за интонацией.
«Доказывая своё мнение и опровергая другие, если они ошибочны, будь
сдержан как в словах, так и в выражениях». (Ф.Честерфилд)
4. Умейте выслушать другого, уяснить его позицию, уважайте мнение товарищей, не прерывайте выступающего.
«Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать». (К.Морли)
5. Избегайте поспешных выводов, старайтесь понять точку зрения собеседника и ход его мыслей до конца.
Учащиеся каждой команды высказывают свою точку зрения по данному вопросу, приводят доказательства из текста сказки-были, из своих личных наблюдений. В обсуждении затрагивают вопросы:
— Что заставило Митрашу пойти (Настю не пойти) по неизведанной тропе?
Митраша – мужчина, исследователь, ищет палестинку; он отважный, смекалистый; догадывается, как сократить дорогу, хочет всё решить сам. Настя боится, не может решиться сойти с широкой, плотной тропы, но брата убедить не смогла и рассердилась. Дети поссорились.
— Почему Пришвин вставляет в своё повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе? Для чего этот рассказ помещён перед появлением детей в лесу?
Ель и сосна – два дерева, которые должны были бы расти самостоятельно, но обречены жить вместе. «Деревья… боролись между собою корнями за питание». Причина несчастья деревьев – эгоистическое стремление самоутвердиться за счёт другого, в их разобщённости.
— Как вели себя дети, оставшись одни?
— Почему Митраша попал в беду? Что ему помогло выйти победителем из создавшегося положения?
Обращаем внимание на то, что природа предупреждает мальчика об опасности. Но Митраша не видит старушек-ёлочек. Стремясь к своей цели, он уходит с протоптанной людьми тропинки. А не пренебрежение ли это опытом поколений? Люди связаны неразрывно с прошлым и будущим, с вечными человеческими ценностями, с жизненным опытом отцов.
— Почему Настя забыла о брате?
Настя набрела на палестинку, увидев много ягод, забыла обо всём на свете. «Ей больше хотелось», «ссыпать горсточку за горсточкой». Она попала под власть унижающего человека чувства жадности. Это уже не прежняя «золотая курочка», Даже лось не признал ползающую от жадности по земле девочку за человека. Почему смогла произойти такая беда с детьми? Что осуждает автор в поведении детей? Дети забыли о волшебных свойствах человеческой доброты, любви и ответственности. Каждый в минуту ссоры думал только о себе. Ранее терпеливая Настя рассердилась на брата, осталась на своей тропинке, забыла, что у Митраши нет с собой еды. А он не прислушался к словам сестры, что чуть не привело к трагедии. «Правду жизни» им помогает понять Травка, которая, «почуяв беду человеческую… подошла к рыдающей Насте и лизнула её солёную от слёз щеку». Травка спасла и Митрашу. Травка – напоминание о любви и верности, о необходимости быть терпеливым и заботиться о близких.
— Что нужно было сделать в ситуации конфликта, чтобы избежать неприятностей?
— Открылся ли перед детьми путь к утверждению человечности?
Спасли от одиночества Травку, избавились от порочных качеств – жадности, упрямства.
В конце урока-диспута можно организовать работу с карточкой слов нравственной тематики и предложить учащимся отобрать слова-понятия, которые можно отнести к характеристике Насти, Митраши. Подумать, какие слова-понятия объединяют детей. Доказать свою точку зрения.
Душа – (общеслав.) – внутренний мир человека, его сознание.
Желание (общеслав.) – стремление к осуществлению чего-нибудь, обладанию чем-нибудь; просьба, пожелание.
Дружба (общеслав.) – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Забота (искон. рус.) – мысль или деятельность, направленная на благополучие кого-чего-нибудь; внимание, беспокойство за кого-чего-нибудь.
Сострадание (общеслав.) – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
Доброта (общеслав.) – всё положительное, хорошее, полезное; отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям.
Любовь (общеслав.) – чувство глубокой привязанности, сердечного влечения.
Щедрость (искон. рус.) – оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости.
Верность (собств. рус.) – надёжность, прочность, преданность; стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей.
Совесть (ст.-сл.) – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
Терпеливый (искон. рус.) – обладающий способностью терпеть, выдержать.
Прощение (искон. рус.) – не поставить в вину чего-нибудь, извинить.
Тосковать (искон. рус.) – сильно скучать.
Эгоизм (вероятно, из фр.) – себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам других.
Одиночество (собств. рус.) – состояние одинокого человека.
Счастье (общеслав.) – чувство и состояние полного высшего удовольствия; успех, удача.
Память (общеслав.) – воспоминание о ком-нибудь, о чём-нибудь.
IV. Итоги урока. Домашнее задание.
Д/з. Поразмышлять об услышанном на уроке и ответить письменно на вопрос: «Что я посоветовал(а) бы детям в сложившейся ситуации?»
Источник