Меню

Кладовая солнца делай добро

Урок литературы «Быть счастливым-делать добро, искать и находить правду жизни» (по сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца»)
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

В данной разработке показана творческая мастерская писателя, обсуждаются особенности жанра, учащиеся знакомятся с характеристикой персонажей, пополняют знания по изобразительно-выразительным средствам, учатся письменно излагать свои мысли по проблемному вопросу.

Скачать:

Вложение Размер
Урок литературы «Быть счастливым-делать добро, искать и находить правду жизни» (по сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца») 33.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе В.

Учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 22г. Тамбова

Крючкова Людмила Александровна

«Быть счастливым — делать добро, искать и находить правду жизни»

(по сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца»).

1. Раскрыть особенности жанра, характеры героев, замысел писателя — показать единство человека и природы.

2. Развивать речь, творческие способности учащихся.

3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.

4. Повторить понятие «толерантность»

I. М. Пришвин. В творческой мастерской писателя.

Тема урока слайд 1

  1. Существует мнение, что у Пришвина нет учителей и предшественников. Это неверно. Учитель у Пришвина есть. Тот единственный учитель, которому обязана своей силой, глубиной и задушевностью русская литература. Этот учитель — русский народ. В повестях, рассказах Пришвина всё объединено человеком – неспокойным, думающим, человеком с открытой и смелой душой.
  2. Поэтому и главное действующее лицо в рассказах о природе — сам Пришвин: охотник, ученый, художник слова, искатель правды. Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. Чтение слайда 2

II. Особенности жанра.

Быль – рассказ о действительном происшествии (работа со словарями) Слайд 3

Задание: подберите синонимы: действительный — реальный, существующий, невоображаемый.

  1. поэтика названия произведения Слайд 4

На доске: Торф — плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений, употребляется как топливо.

  1. Кладовая—-клад—-торф (природное богатство) — МЕТАФОРА
  2. Образ солнца.

“первый луч солнца…на щеках у детей”

“хмарь закрыла всё солнце”

Вывод записать в тетрадь: Кладовая солнца – это не только торф как Слайд 5 полезное ископаемое, а это солнечное тепло и свет, которые нужны всему живому и людям на земле. Солнце как основа жизни.

Б) Сказочные мотивы. Слайд 6

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок», — говорит народная мудрость.

— Какие сказочные мотивы вы нашли в произведении «Кладовая солнца»?

Выполните сопоставление и заполните таблицу

В сказке – были «Кдадовая солнца»

«В некотором царстве, в некотором государстве…»

«В одном селе, около Блудова болота…»

Вспомогательные сказочные предметы

Клубочек, зеркальце, яблочко на тарелочке, колечко…

Сказочный мотив запрета

Нельзя пить из болотца..

Нельзя ходить в Слепую Елань

Испытания как результат нарушения запрета

Возвращение девушки к Чудищу, приобретение образа медведя…

Митраша ушёл с тропы, протоптанной людьми

Сказочные персонажи-помощники и враги

Утка, щука, медведица с медвежатами

Собачка Травка, Серый Помещик, Косач

Деревья-великаны в непроходимом лесу

Добро побеждает зло

В борьбе добра и зла побеждает добро.

Вывод записать в тетрадь : “Никакой правды не бывает без выдумки! Напротив!

Выдумка спасает правду…”

“Содержание всякой сказки – это борьба человека – героя с каким-нибудь

представителем зла, и сказка в этом смысле есть отражение

общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым”.

На доске: Лирическое отступление – высказывание автором чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении. Они дают автору возможность непосредственно общаться с читателем. Слайд 8

Задание: дайте характеристику ребят (по вариантам) по опорным карточкам: (ответы учащихся)

1)Какими вы видите главных героев сказки-были? с. 39-41

2)Как автор относится к детям?с.39

(Автор описывает детей с большой любовью и нежностью: “Они были очень милые”; “И какие это были умные детишки!”; “наши любимцы”.)

3)Почему он их называет “Золотая курочка” и “мужичок-в-мешочке”? примеры из текста

( Ласковое прозвище “золотая курочка” придает описанию Насти сказочную прелесть. Эффект усиливают уменьшительные суффиксы в словах: “курочка”, “ножки”, “монетки”, “носик”, “чистенький”, “веснушки”. Митраша описан по-другому. Главное в его описании — мужские, волевые качества. Прозвище “Мужичок-в-мешочке” означает, что Митраша, хотя и невелик пока, но уже обладает качествами “мужичка”.)

4)Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения?с.40

( Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, “о всех живых существах”. Автор и восхищается, и гордится ими: “Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!”)

5)Как автор описывает хозяйственные заботы детей?с.40,41

(Автор сравнивает детей с действиями их родителей. Настя, “как и покойная мать”, “вставала далеко до солнца”, “выгоняла своё любимое стадо”, топила печь, готовила обед, “хлопотала по хозяйству до ночи” Митраша “выучился у отца” делать деревянную посуду, “на нем лежит и всё мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы.”)

. Прочитаем короткий диалог в начале повествования.( c. 41 со слов “Очень хорошо….” до слов “…или картошку сажать.”)

6)Как этот диалог помогает понять характеры брата и сестры?

(Дети подражают поведению своих родителей. Митраша вспоминает, “как отец наставлял его мать” и пытается учить Настю. Настя ведет себя подобно покойной матери: не спорит с Митрашей, улыбается, тот “начинает злиться и хорохориться”. Настя сначала поддразнивает, потом ласково гладит брата по затылку. Маленькая перепалка заканчивается примирением и дружной работой.)

Вывод записать в тетрадь : Настя не выслушала брата, пренебрегла его замечаниями и советами, собираясь не на прогулку , а в лес

  1. Драматические события в повествовании.
  1. — Какое событие является завязкой повествования? С.47

(Спор, а потом и ссора ребят, которая едва не привела к трагедии. Рассудительная Настя попыталась убедить брата идти по широкой, плотной тропе, но Митраша заупрямился и отправился “сам по себе, по своей тропке”. Тут уж Настя рассердилась, так и вышло, что ребята пошли разными дорогами.)

Выделить ключевые слова: по своей тропе пойду…

1.Как могло случиться, что такие дружные ребята не просто поссорились, а и покинули друг друга? Ведь они знали, что в лесу бродит безжалостный Серый помещик, что в болоте есть гибельное место?(с.46, 47) Что нарушили дети? (главное правило толерантности)

2.Устояла ли их дружба и любовь под натиском обиды и раздражения?

3.Помнил ли Митраша, что он обязан оберегать сестру, как отец оберегал мать, что он охотник, что у него ружьё и компас?

4.Помнила ли Настя, что она должна заботиться о брате, как мать заботилась об отце, что у неё в корзине хлеб, молоко, картошка?

-Кто из ребят был, по-вашему, прав и почему?

-Какую роль в развитии событий играет природа?

(прослушивание песни о Чёрной речке) Слайд 11

Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. примеры из тества Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.

Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неибывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.

Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой – облако , которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.(с.46)

Тревоги добавляет ветер, из-за которого “ сосна простонала”, а “ель зарычала”.

Работа у доски – средства выразительности Слайд 12

-Как животные реагируют на появление детей в лесу?(с.60-62)

(Тетерев Косач их не замечает, “до того были тихи”.

Лось видел «прежнюю «золотую курочку», а Настя его не видела. Лось не признал в ней человека, так как она забыла о брате)

-Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели? с.45 (прочитать эпизод)

(Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого. Смысл притчи в том, что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга. То есть быть толерантными.)

  1. 1 эпизод — “Митраша в беде” (ответы детей)

-Как природа предупреждает мальчика об опасности?(с.52-53)

(“Земля под ногой стала как гамак, подвешенный под тинистой бездной” — тревога уже в этом. Елочки-старушки пугают Митрашу, преграждают ему дорогу.)

-Как автор относится к Митраше?

(Автору нравится отвага Митраши, когда тот идет по страшному лесу, его смекалка, когда догадывается, как сократить дорогу. Автор тревожится, переживает за мальчика, сочувствует ему словно хочет предостеречь его от опасности. Автор всей душой болеет за Митрашу, описывая его беспомощность”.

  1. 2 эпизод -“Приключения Насти в лесу”.

-Почему Настя забыла о брате? Как относится к Насте автор?(с.58-60)

(Настя набрела на палестинку, обсыпанную красной клюквой, и забыла обо всем на свете. Автор спрашивает: “Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?” Он как будто не осуждает Настю, а только удивляется. Авторское отношение к детям выражается и через отношение к ним животных.)

  1. 3 эпизод – «История лесника Антипыча и Травки»

— почему Травке трудно было привыкать к дикой жизни?

-Почему Травка не сразу откликнулась на зов Митраши? с.65

-Когда произошло настоящее чудо, в понимании Травки? с.66

-Что, кроме сметливости, отваги, терпения, помогло Митраше спастись?

-Почему почти одичавшая Травка послушалась человека и пришла ему на помощь?

-Какую правду перешептывал Антипыч и собакам, и людям? с.69

Прочитать выводы и заключительную часть повествования .

Слово учителя: Пришвин восклицает: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах! Слайд 13

— о чём же говорит писатель? О торфе?

Конечно же, нет. О людях, их душевном богатстве. Как торф – кладовая солнца, то есть жизни, запасов из прошлого, так человеческая жизнь многих поколений – кладовая душевного тепла, любви, доброго начала в человеке. Обладая этой кладовой, сохраняя её в душе, человек становится счастливым и несёт это счастье другим. (толерантность) Человек должен научиться пользовать природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. «Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь».

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину. (Моя Родина)

Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю.
М. М. Пришвин.

VI. Домашнее задание.

Письменно ответьте на вопрос: «Что значит –быть счастливым?»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»Этот урок отн.

Урок литературы в 6 классе (разработка урока, презентация с творческими работами детей).

В сборник «Зеленый шум» известного русского советского писателя M.M. Пришвина (1873–1954)вошли его наиболее значительные произведения, рассказывающие о встречах с интересными людьми, окрасоте русской .

Презентация по сказке — были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Открытый урок разработан по ФГОС.

Открытый урок по литературе в 5-м классе. Тема: «Правда Антипыча» (по сказке-были М.М. Пришвина).Цель:· (О) Через анализ и обобщение эп.

Интегрированный урок литературы и географии помогает детям понять, что природа в сказке-были является одним из героев повествования, развивает навык определения роли художественных средств изображения.

Источник

Открытый урок по литературе в 6 классе «Быть счастливым — делать добро» (по сказке — были «Кладовая солнца»)

МКОУ Бычковская СОШ

Открытый урок по литературе в 6 классе «Быть счастливым — делать добро» (по сказке – были «Кладовая солнца»)

Тема: «Быть счастливым — делать добро» (по сказке – были «Кладовая солнца»).

Эпиграф: Доброта — это солнце, которое согревает душу человека. Всё хорошее в природе – от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека. М. Пришвин.

Цель: раскрыть замысел писателя: единство человека и природы,

вера писателя в человека как доброго и мудрого хозяина природы.

— способствовать развитию у уч — ся умения анализировать,

сопоставлять, обобщать, мотивировать свои суждения, делать выводы;

— развивать монологическую речь уч — ся;

— работать над формированием навыков выразительного чтения;

— способствовать формированию исследовательских навыков;

— формировать гуманные качества личности уч-ся;

— воспитывать любовь к родной природе.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Учебник: , и др. Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч.-М.: «Просвещение»,2010г.

Раздел: «Кладовая солнца»

Место урока в теме: третий урок, заключительный.

портрет , выставка книг писателя, рисунки уч-ся, запись со звуками природы «У болота», презентация.

1.Аналитическая беседа по сказке-были «Кладовая солнца». Слайд 1

Сегодня у нас заключительный урок по сказке-были “Кладовая солнца». Нам предстоит ещё раз встретиться с героями этого прекрасного произведения, пережить самые волнительные моменты в их жизни и, может быть, даже чему-то научиться вместе с ними. А пока сядем поудобнее, улыбнёмся тёплому мартовскому солнцу и друг другу.

-Вам понравилась «Кладовая солнца»?

— Кто же герои этого произведения? ( Настя, Митраша, их родители, Антипыч, собака Травка, лось, змея, тетерев, сосна, волк, Серый помещик, зайчик, геологи).

-Можно ли выделить главных и второстепенных героев? (Нет. Полноправными участниками событий являются и люди, и растения, и животные).

-В каких еще жанрах действуют животные? (В сказках).

— А к какому жанру относится «Кладовая солнца»? (Сказка-быль).

— Давайте ещё раз вспомним, какое значение этих слов даёт в своём словаре Ожегов:

Быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.

Сказка – повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Значит, определив таким образом жанр своего произведения, Пришвин даёт нам понять, что в нём переплелось сказочное и реальное.

-Что же можно считать былью в этом произведении? (Былью является история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли).

– А где же начинается сказка? (Рассказ о ели и сосне; обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в сказочный лес, где разговаривают птицы и звери).

-В сказке всегда побеждает добро. А как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? (ответ).

— Вот мы с вами сейчас ещё раз пройдем вместе с Настей и Митрашей удивительной тропой к заветной палестинке. Почему тропа удивительная? Да потому, что это тропа к ДОБРОТЕ. А « доброта — это солнце, которое согревает душу человека. Всё хорошее в природе – от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека».

— Куда и зачем отправляются дети? ( За клюквой, в лес, на болото). Слайд 4

— Почему отправились весной? ( Клюква после морозов слаще). Слайд 5

— Как встретил их лес? ( Лучами солнца и пением птиц). Слайд 6,7,8,9

Уч-ся читают отрывки с описанием природы. Звучит запись со звуками природы «У болота».

Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи

солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными елочками и березками,

осветили Звонкую борину и могучие стволы соснового бора стали как зажженные

свечи великого храма природы. Оттуда сюда, к этому плоскому камню, где сели

отдохнуть дети, слабо долетело пение птиц, посвященное восходу великого

-Где же они остановились в ожидании солнца? ( Лежачий камень). Слайд 10

Уч-ся читают отрывок. Слайд11

Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой. Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными елочками. ( Пауза) Слайд 12

Но случилось на небе в это время одно облачко. Оно явилось как холодная синяя стрелка и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала.

— Что же это были за странные деревья? (Прослушивание отрывка о сосне и ели — аудиокнига).

Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово

болото: семя сосны и семя ели. ….

— Как называется прием, когда неодушевленные предметы описываются как живые существа? Слайд 14 (Олицетворение).

— А как отреагировали на этот вой живые существа? Слайд 15 («Лисичка,

свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую

мордочку, одичавшая собака в Блудовом болоте выла от тоски по

человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему»).

-А как отреагировали дети? Что с ними произошло? (Митрашу и Настю это не насторожило, и они поссорились).

Чтение по ролям отрывка из повести. ( Ссора детей)

В это время, отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца, Настя с

Митрашей встали, чтобы продолжать дальше свой путь…(…)

Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали.

–Из-за чего вышел спор? Слайд 16 (Из-за выбора пути, и каждый пошёл своей тропой).

— Как вы, ребята, думаете, почему ссору Насти и Митраши предваряет рассказ о сосне и ели? Слайд17

-Почему Пришвин выбирает сосну и ель, а не сосну и березу? Слайд18

(Ель и сосна мужественно растут в неподходящем для деревьев месте – болоте. Они тоже борются за жизнь, как Настя и Митраша. Сироты – герои повествования, сиротливо выглядят и два хвойных дерева. И в том, что оба дерева хвойные, из одной «семьи», тоже очередная параллель с детьми. Настя и Митраша, как эти деревья, ссорятся и мирятся. Деревья ветвями ранят друг друга, а дети – словами. Они постоянно борются за самоутверждение. Но их невозможно разделить, потому что умрут они друг без друга. Знают об этом сосна и ель и будто предупреждают Настю и Митрашу о том, что может произойти, если дети разойдутся в пути. Сама природа предупреждает детей о грядущих несчастьях).

— Какие еще эпизоды подтверждают эту мысль автора?

(Ссору детей предваряет ссора тетерева-косача с вороном. Серая хмарь закрывает от людей солнце).

Физкультминутка (гимнастика для глаз)

— А теперь давайте вернемся к детям. Где началась ссора между ними?

(У Лежачего камня). Слайд 19

— Вспомните, в каких еще произведениях герои останавливаются возле большого камня? (В сказках, в былинах). Слайд 20

— Что там обычно написано? (Возле такого камня у сказочных и былинных героев встает проблема выбора пути. Такая же проблема встала и перед нашими героями).

— По какой тропе пошла Настя? Почему? (Она благоразумна, осторожна, не хочет рисковать, поэтому идёт по натоптанной тропе). Слайд 21

— Как ведет себя девочка на палестинке? (Настя совсем забыла о брате. Девочка ползала и собирала клюкву. Ее охватила жадность. Она забыла даже о себе).

— Кто это видел? (Лось).

— Что хотел сказать Пришвин, изображая рядом с Настей лося? Слайд22

(Лось, хотя и огромное животное, но довольствуется малым: собирает мох, кору деревьев, веточки. А маленькая девочка Настя хотела собрать как можно больше клюквы. Ее полностью охватила жадность. Автор использует прием контраста, чтобы подчеркнуть ничтожность человеческой жадности).

— Что еще мы видим на палестинке? ( Пень, а на нем лежала змея).

— Давайте сравним поведение Насти и образ жизни этого старого пня. Слайд 24

(Настя собирает клюкву для себя, а пень собирает весеннее тепло, чтобы отдать его другим).

-Как же Настя вспомнила, что она человек? Слайд 25,26

(Ей помогла природа. Сначала лось не обращает внимания на девочку, затем смотрит с презрением, а пень подает пример щедрости. Но когда ничего не помогло, природа столкнула Настю со змеей, как с собственным отражением).

-Но мы совсем забыли о Митраше. Слайд 27

Физкультминутка (разгадывание кроссворда, записанного на доске; ответы записывают по очереди)

Источник

Читайте также:  Солнце утро настроение сегодня
Adblock
detector