Фантастическое в произведениях Пришвина
В 1945 г. появляется “сказка-быль” ” Кладовая солнца “, по которой в 1947 г. был создан киносценарий “Серый помещик”. Ее основная тема – становление детских характеров, единство человека и природы. Олицетворение природы роднит “Кладовую солнца” с произведениями фольклора.
Задача автора состояла в создании современной сказки, в которой символ и вымысел не разрушают реалистической основы сюжета.
Центральным мотивом этого произведения, как и многих других, является мотив пути-дороги. Он соединяет в себе многое: размышление
Голоса птиц и животных позволяют физически ощутить обстановку леса, создавая тем самым особый эмоциональный настрой. Таким образом, пейзаж и человек предстают в неразрывном единстве.
Пришвин рассказывал об особенностях этой книги: “Сказка тем сказка, что она подчинена ритму, не как рассказ, механическому, а песенному. Я это понял по “Кладовой солнца”. Я буду говорить о значении сказки при моих попытках творчества, но я должен предупредить,
Произведение было удостоено первого места на конкурсе Министерства просвещения РСФСР на лучшую книгу для детей.
В 1953 г. завершена работа над повестью-сказкой “Корабельная чаща” (первоначальное название “Слово правды”), опубликованной в 1954 г. уже после смерти писателя. В основу “Корабельной чащи” легли впечатления от путешествия в леса по бассейну реки Пинеги. “Кладовую солнца” и “Корабельную чащу” объединяют одни герои. Внешне схожи и сюжеты обоих произведений. Настя и Митраша отправляются в дальние странствия, а новый герой Ве-селкин ставит перед собой цель – найти Корабельную чащу, с которой связана надежда на победу в войне.
Развитие мотива “поиска правды” приобретает некий философский характер. Герой “Корабельной чащи” в определенной степени условен – властелин природы и Земли, но в то же время и ее часть.
Сказочная форма характерна для послевоенного творчества Пришвина, так как именно в ней писатель видит неограниченные возможности для соединения мечты и реальности, для осуществления идеи религиозного преображения мира.
В течение почти 20 лет Пришвин работал над романом-сказкой “Осударева дорога” (начало работы относится к 1933 г., 1-я редакция была закончена в 1948-м, а опубликована в 1956-м). В основе произведения лежат впечатления от двух поездок в Заонежье и на строительство Беломорканала. Этот роман является авторской исповедью и трудом всей жизни.
В произведении переплетены история и биографии современников.
По законам жанра романа-сказки главное в “Осударевой дороге” не сюжет и не конкретные исторические детали, а философские раздумья. Столкновение нового социального устройства со старым укладом жизни, этикой, моралью составляет основу конфликта произведения.
Рождение нового человека – сквозная тема произведения – решается Пришвин в духе христианства. К сожалению, сдержанность писателя, вызванная цензурными запретами, затрудняет верное восприятие глубокого религиозно-философского подтекста.
В 1942 г. в дневниковой записи Пришвин, задумавшись над стихами Тютчева, описал тем самым и свою творческую эволюцию: “…еще читал Тютчева. Проследил, что в первых стихотворениях у него был параллелизм: природа и вслед за тем человеческая душа, а в последних совершенно природа и человек соединяются в единство. Я тоже так шел, достигнув совершенства в детских рассказах”.
Related posts:
Образ природы в произведениях Пришвина и ПаустовскогоВ отечественной прозе XX века непревзойденными мастерами пейзажа были Пришвин и Паустовский. Их роднит не только задушевное отношение к природе, не только талант тонкого наблюдателя и доскональное знание природной жизни, но и то, что в теме природы оба писателя поднимали философские проблемы. Особенно это заметно в творчестве Пришвина, который полагал, что человеку следует учиться у […].
Анализ сказки “Кладовая солнца” Пришвина М. М“Кладовая солнца” – сказка-быль. Вполне реальные дети отправляются во вполне реальное путешествие – за клюквой. Но им приходится сталкиваться с одушевленными силами природы – как благосклонно настроенными, так и враждебными (волк Серый помещик). Пришвин – большой знаток и любитель природы. Он поэтически описывает пробуждение весенней природы, голоса птиц и зверей, сливающиеся в единый волшебный хор. […].
Человек и природа в произведениях ПришвинаДля Пришвина – художника гармонического склада – это было угрозой творческой гибели: исчезал предмет художественного исследования. У него отняли возможность печататься: “Я писатель побежденного бессловесного народа без права даже писать”. На этом печальном фоне Пришвин обретает смысл жизни в любви к бытию, что и стало основой его личной философии: “Радоваться жизни, вынося все мучения”. Единственное […].
Чему научила меня сказка-быль М. М. Пришвина “Кладовая солнца”“Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок”, – говорит народная мудрость. Конечно же, каждая сказка может научить своих читателей чему-то новому, а уж сказка-быль – тем более. На мой взгляд, “Кладовая солнца” М. М. Пришвина – это настоящая кладовая ценной и интересной информации. Здесь и человеческие взаимоотношения, и богатые знания об особенностях […].
Сказка-быль “Кладовая солнца”; ПришвинаКогда я впервые прочитал сказку-быль “Кладовая солнца” Михаила Михайловича Пришвина, я очень долго не мог понять, чем же это произведение является – вымыслом или правдой. Меня смутило противоречащее самой себе название – “Сказка-быль”. Но главные герой “Кладовой солнца” – Митраша, Настя и голодный волк настолько убедительны, что я поверил и понимаю теперь – так бывает. […].
Взаимоотношения человека и природы в сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца”Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. ( М. М. Пришвин) Мы с вами прочитали замечательную сказку-быль М. М. Пришвина “Кладовая солнца” и сегодня подводим итоги. Сжато перескажите содержание этого произведения. (Ученик перечислил ряд событий, изображенных в произведении.) Как в литературоведении называется этот ряд событий? (1 по горизонтали […].
Анализ сказки-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца”, планМ. М. Пришвин вошел в литературу не только как талантливый писатель, но и как этнограф, географ, космограф. Однако его произведения не были востребованы в советском обществе. Идеальными для литературы того времени были произведения, полные высокого гражданского и революционного пафоса, насыщенные социалистическими лозунгами тех лет. Описание событий в романах и других произведениях Пришвина считали попыткой уйти […].
Своеобразие творчества М. М. ПришвинаМихаил Михайлович Пришвин происходит из старинного русского города Ельца. Биография Пришвина резко делится надвое. Начало жизни шло по проторенной дороге – купеческая семья, крепкий быт, гимназия, служба агрономом в Клину и Луге, первая агрономическая книга “Картофель в полевой и огородной культуре”. И вдруг – резкий перелом. Пришвин бросает службу и уходит пешком на север, в […].
Мир природы в творчестве М. М. ПришвинаЖизнь Пришвина была типична для русского человека, который пережил три войны и революцию. Судьба М. М. Пришвина это характерная судьба русского человека именно потому, что почти всегда истинная жизнь его проходит в тени. Она никогда о себе не заявляет громко и в то же время присутствует каждое мгновение в слове писательском. Каждая фраза, даже каждое […].
В ЧЕМ ПОУЧИТЕЛЬНОСТЬ СКАЗКИ-БЫЛИ М. М. ПРИШВИНА “КЛАДОВАЯ СОЛНЦА”В ЧЕМ ПОУЧИТЕЛЬНОСТЬ СКАЗКИ-БЫЛИ М. М. ПРИШВИНА “КЛАДОВАЯ СОЛНЦА” 1 вариант В замечательной сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца” перед читателем открывается удивительный и чудесный мир, где все живое взаимосвязано, где человек и природа предстают во всем своем величии и красоте. Как и во всякой сказке, в “Кладовой солнца” много фантастического. Это разговоры птиц и […].
Образ природы в сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца”Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях редко изображает человеческие отношения, драматические ситуации, жизненные повороты, условно изображает характеры героев – не это является для него главным. Таланту Пришвина подвластна природа и человек в его взаимоотношениях с ней, а сюжет лучших произведений автора – поведение человека в мире природы. В историю русской литературы Пришвин вошел именно как […].
ЯРКОСТЬ КАРТИН ПРИРОДЫ В СКАЗКЕ-БЫЛИ М. М. ПРИШВИНА “КЛАДОВАЯ СОЛНЦА”ЯРКОСТЬ КАРТИН ПРИРОДЫ В СКАЗКЕ-БЫЛИ М. М. ПРИШВИНА “КЛАДОВАЯ СОЛНЦА” 1 вариант М. М. Пришвин – замечательный русский писатель. Его произведения посвящены воспеванию красоты природы, единению человека с нею. В сказке-были “Кладовая солнца” переплетаются вымысел и реальность. Наряду с разговорами птиц и животных здесь много полезной информации об окружающей среде. Так, мы узнаем о целебных […].
Гротеск и фантастическое начало в ранних произведениях ГоголяС элементами фантастики и гротеска в творчестве Николая Васильевича Гоголя мы встречаемся в одном из первых его произведений “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Писатель подчинил фольклорно-этнографические материалы задаче воплощения духовной сущности, нравственно-психологического облика народа как положительного героя книги. Волшебно-сказочная фантастика отображается Гоголем не мистически, а согласно народным представлениям. Тематика “Вечеров…” – характеры, духовные свойства, моральные […].
Лирические повести Пришвина“Родники Берендея”, первая часть “Календаря природы” (1925 – 1935), посвящены самому светлому и поэтическому времени года – весне, их главным героем является “сама земля”. На фоне лирических весенних пейзажей запечатлены события личной жизни писателя, представлена окружающая действительность. Эта книга, как и многие другие, создана на основе дневников писателя, которые он вел на протяжении почти всей […].
Сочинение на тему: “Кладовая солнца” М. ПришвинаСказку-быль “Кладовая солнца” М. Пришвин написал уже после окончания Великой Отечественной войны. И хотя в основу сказки были положены события одного мирного дня, произошедшие в лесу, а не события прошедшей войны, все же именно воспоминания о мужественной и суровой жизни соотечественников во время войны, воспоминания о близком сердцу писателя Переславском крае послужили материалом для написания […].
Сказка и быль в “Кладовой солнца” М. М. Пришвина (1)Когда учительница впервые рассказала нам о “Кладовой солнца” М. М. Пришвина, мы удивились: как это – одновременно и быль и сказка? Разве такое бывает? “Бывает”, – взявшись за руки, ответили нам Настя и Митраша. “Бывает”, – провыл в лесу злой голодный волк. “Бывает”, – радостно тявкнула собака Травка. “Бывает и не такое”, – почему-то вздохнув, […].
Природа в изображении ПришвинаБольше полутора веков исполнилось с момента написания Пушкиным “Сказки о рыбаке и рыбке”. Однако большинство нелепостей, объявлявшихся в недалеком прошлом, – “мы призваны покорить природу” или, более того, “мы не можем ждать милостей от природы, взять их – наша задача”, – точно предсказаны неудачливой пушкинской старухой: Не хочу быть вольной царицей, Хочу быть владычицей морскою, […].
Идея человека творца природы в повести Пришвина “Кладовая солнца”Повесть эта в еще большей степени, чем рассказы писателя, двупланова. Первый план составляет рассказ о том, как брат и сестра, Митраша и Настя, пошли за клюквой, о беде, случившейся с детьми, из которой они вышли с помощью собаки Травки, о победе над старым злым волком Серым Помещиком. В финале произведения сообщается, что всю собранную клюкву […].
Персонажи в сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца”“Кладовая солнца” М. М. Пришвина – не совсем обычное произведение. Это сказка-быль, в которой удивительно переплетаются правда и вымысел, легенда и жизнь. Уже само начало произведения вводит нас в волшебный, сказочный мир: “В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей…” Но события, описанные автором, происходили в действительности. Настя и Митраша […].
Сочинение на тему: Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца”Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца” Творчеству Михаила Пришвина характерна великая любовь к природе. В своих произведениях он нередко изображал взаимоотношения человека с природой, поведение человека в мире природы. В мире литературы этот писатель славится именно как певец радостной жизни природы. Сказка-быль “Кладовая солнца” не является исключением. В ней он также […].
Реальное и фантастическое в сказке “Снежная Королева”Я очень люблю читать сказки, потому что там есть волшебство и чудеса, неожиданности и самые невероятные приключения. Реальное и фантастическое так сильно переплетаются в сказках, что иногда и не разберешь, где кончается одно и начинается другое. Вот, к примеру, сказка X. К. Андерсена “Снежная королева”. Главные герои сказки – обыкновенные мальчик и девочка. Они любят […].
Одухотворение природы и ее участие в судьбах героев. М. М. Пришвина анализ “Кладовая солнца”Константин Паустовский называл Пришвина “разнотравьем русского языка”. Нежность и любовь к природе чувствуется в каждой строчке писателя. В повести “Кладовая солнца” Пришвин описывает природу восточной части Орловщины, простую и немного суровую. На фоне этого яснее выступают все прекрасные качества земли, кажется, что сама природа одухотворена, что она участвует в судьбе главных героев, Насти и Митраши. […].
Сочинение на тему: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА В СКАЗКЕ-БЫЛИ М. М. ПРИШВИНА “КЛАДОВАЯ СОЛНЦА”Сюжет повести М. М. Пришвина довольно прост. Двенадцатилетняя девочка Настя и ее десятилетний брат отправляются далеко в лес за клюквой. Поссорившись по дороге, они пошли разными путями к заветной палестинке, где по рассказам их отца клюквы должно быть видимо-невидимо. Настя пошла по протоптанной большой тропе, посчитав, что раз все идут в ту сторону, значит, там […].
Лирическая эпопея Пришвина “Кащеева цепь”Роман “Кащеева цепь” (1927) принято называть лирической эпопеей. Исторические события осмыслены в нем через личные переживания, основное внимание уделено не действиям героя, а его мыслям, раздумьям. Роман был хорошо встречен критикой, которая посчитала, что история формирования творческой личности и приход молодежи в революцию показаны автором убедительно. К роману тесно примыкали “Журавлиная родина”, “Охота за счастьем”, […].
“Кладовая солнца” (по сказке М. М. Пришвина)Сказка-быль “Кладовая солнца” – одно из интереснейших произведений Михаила Михайловича Пришвина. В ней он рассказывает о самостоятельной жизни детей-сирот, Насти и Митраши. Картины описания быта детей сменяются интересными приключениями, выпавшими на их долю по пути на Слепую Елань. Дети есть дети, они часто спорят, не соглашаются друг с другом, отстаивают свою правоту. Это чуть не […].
“Кладовая солнца” М. М. ПришвинаСказка-быль “Кладовая солнца” – одно из интереснейших произведений Михаила Михайловича Пришвина. В ней он рассказывает о самостоятельной жизни детей-сирот, Насти и Митраши. Картины описания быта детей сменяются интересными приключениями, выпавшими на их долю по пути на Слепую Елань. Дети есть дети, они часто спорят, не соглашаются друг с другом, отстаивают свою правоту. Это чуть не […].
Человек и природа в сказке-были Пришвина Кладовая солнцаВ сказке-были М. М. Пришвина Кладовая солнца” человек и природа тесно взаимосвязаны между собой. Действие произведения происходит в основном на болоте, где живет множество зверей: одичавшая собака Затравка, все еще тоскующая по человеку, длинноногий лось, лиса, свернувшаяся в клубок, дятел-санитар… Здесь же произрастает клюква – кислая, но очень полезная ягода. И все звери Блудова болота […].
Сказка-быль М. М. Пришвина “Кладовая солнца”Заключительный урок в 6-м классе Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Учитель. Сегодня у нас заключительный урок по сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца”. Вы многое знаете об этом произведении, и, я надеюсь, с удовольствием поделитесь своими знаниями, а вместе мы поймем нечто важное. Поздоровайтесь […].
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Реальное и фантастическое1. Сатира Салтыкова-Щедрина. 2. Жанровые особенности сказок. 3. Герои. 4. Фантастические мотивы. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина – это совершенно особый пласт творчества писателя. Практически все Салтыков-Щедрин создал в последние годы жизни. Эти короткие произведения поражают разнообразием художественных приемов, а так же своим социальной значимостью. Писатель адресует свои “сказки” “детям изрядного возраста”. Тем самым Салтыков-Щедрин словно […].
Единство человека и природы (По сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца”)Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. М. М. Пришвин. М. М. Пришвин – один из своеобразнейших писателей, который подарил нам множество рассказов, повестей, “географических очерков” о природе. В них все объединено человеком – неспокойным, думающим, человеком с открытой и смелой душой. Великая любовь писателя к природе родилась […].
Анализ рассказа Пришвина Кладовая солнцаРассказ Михаила Михайловича Пришвина “Кладовая солнца” повествует о сиротах, о том, как они справлялись с трудностями, как учились жить без родителей. Главных героев автор описывает очень скрупулезно. Девочка, Настя, старшая в семье, представляется читателю ответственной и очень трудолюбивой. Она с веснушками на лице, со светлыми волосами, хрупкая и очень умная. Всегда уступала брату, старалась сделать […].
Фантастическое и реальное в поэме “Рамаяна”Древнеиндийская эпическая поэма “Рамаяна” создавалась в глубокой древности, около двух тысяч лет назад. И те, кто на протяжении веков слагал ее поэтичные строки, вряд ли мог отделить в ней реальность от фантазии народа. Так же, как и нынешние индусы, свято верующие в переселение душ и продолжение жизни, не отделяют героев поэмы от своей реальной жизни, […].
Анализ рассказа Пришвина Ребята и утятаМ. Пришвин всегда с любовью и с уважением относился к природе. Рассказы этого писателя пронизаны бережным отношением ко всему живому на планете. Рассказ “Ребята и утята” не является исключением. Маленькая дикая уточка вывела утят. Гнездо находилось в безопасном месте, но вдали от воды. Когда утята подросли, мама-утка повела их к водоему. Им необходимо было перейти […].
Родное слово ПришвинаНи у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас… отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых, удивительно богат и широк мир, познанный Вами Из письма Горького Пришвину М. […].
Сказка и быль в “Кладовой солнца” М. М. Пришвина (2)“Кладовая солнца” М. М. Пришвина – сказка-быль, в которой переплетаются и правда, и вымысел, и легенда, и жизнь. Уже сам зачин произведения словно вводит нас в волшебный, сказочный мир: “В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переяславль-Залесского, осиротели двое детей…”. Но в то же время мы понимаем, что описанные события происходили на самом […].
Пересказ сказки “Кладовая солнца” Пришвина М. МПлан пересказа 1. Сироты Настя и Митраша сами ведут хозяйство. 2. Дети отправляются за клюквой на Блудово болото. 3. Ребята спорят о том, какую дорогу выбрать, и отправляются каждый по своей. 4. Рассказ о волках, живших в этом лесу и погибших от рук человека. Выжил только волк Серый помещик. 5. Митраша вязнет в Слепой елани […].
Реальное и фантастическое в прозе Салтыкова-ЩедринаРеальное и фантастическое в прозе М. Е. Салтыкова-Щедрина. (На материале произведений по выбору учащегося.) В начале рассуждения отметьте, что сатирические сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, написанные в основном в поздний период творчества писателя, обличают правителей России, государственное устройство, владельцев крепостных душ и даже сам народ. Автор утверждает, что в его произведениях “карикатур нет… кроме той, которую […].
Биография Михаила ПришвинаДата рождения: 4 февраля 1873 года Дата смерти: 16 января 1954 года Место рождения: фамильное имение Хрущево-Левшино, Орловской губернии (ранее Елецкий район, Липецкая область) Михаил Михайлович Пришвин – русский и советский писатель, Пришвин М. М. появился на свет 4 февраля в 1873 в деревне Хрущево (Елецкий уезд). Его семья была богатой, но еще когда Пришвин […].
Творчество Пришвина в советские годыКакое-то время писателю казалось, что только на руссоистских началах можно отыскать утраченную социальную гармонию. Творчество Пришвина в советские годы – это медленное, но верное поступательное движение к прозе большой общественно-философской насыщенности. В этот период писатель не только закрепляет успех в таких оригинальных жанрах русской прозы, как очерково-беллетризованное эссе (“Родники Берендея”, 1925, например) и лирико-философская миниатюра, […].
Комплексный анализ миниатюры М. М. ПришвинаСреди заданий ЕГЭ по русскому языку есть такие, которые в полной мере “обслуживаются” уроками литературы. Речь идет прежде всего о комплексном анализе текста. На наш взгляд, им не нужно злоупотреблять, чтобы не превратить художественный текст в сознании ученика в механическое нагромождение грамматических и синтаксических форм и изобразительно-выразительных средств. Не стоит делать текст какого-либо произведения (особенно […].
Источник