Меню

Кладовая солнца это какое средство выразительности

Сравнение как средство выразительности речи в произведении М.Пришвина «Кладовая солнца»
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Данный урок полностью соответствует школьной программе по литературе за 6 класс.

По содержанию этот урок можно отнести:

  • К уроку теории по литературе, на котором ребята знакомятся с таким понятием как сравнение, с его разновидностями и учатся определять роль сравнений в тексте, причём делают это, сопоставляя тексты разных авторов разных эпох.
  • К уроку словесности, так как ребята отрабатывают навыки употребления сравнений в речи.
  • К уроку изучения литературного произведения.

За этим уроком может следовать урок-обобщение по этому произведению или же урок развития речи: анализируемый урок готовит учащихся к более серьёзным вопросам, а также эмоционально воздействует на сознание и повышает интерес к произведению М.Пришвина.

Скачать:

Вложение Размер
урок литературы в 6 классе 66 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнение как средство выразительности речи

в произведении М.Пришвина «Кладовая солнца»

Автор: Мананкова Н.Н.,

учитель русского языка и литературы

г.Котласа Архангельская обл.

Цели и задачи урока:

  1. Продолжение знакомства со сказкой-былью М.Пришвина «Кладовая солнца»;
  2. Знакомство учащихся со сравнением, его разновидностями, ролью в тексте;
  3. Формирование умения использовать сравнение в своей речи;
  4. Развитие речи, воображения.
  1. Художественный текст (учебник-хрестоматия В. Я. Коровиной для 6 класса),
  2. Компьютер,
  3. Проектор,
  4. Музыкальный центр,
  5. Аудиозапись Вивальди «Времена года»,
  6. Толковые словари (можно разных авторов),
  7. Распечатки с фрагментом текста «Кладовая солнца»,
  8. Репродукция И.Шишкина «На севере диком»,
  9. Цветная бумага,
  10. Магниты.

Постановка целей и задач.

Звучит музыка Вивальди.

— Ребята, вам понравилось это музыкальное произведение?

— А вот этот музыкальный отрывок? (включаю на 15 секунд)

— Какой отрывок понравился больше? и почему?

— В результате чего выбрали музыку? (в результате сравнения)

— Что вы невольно делали, когда слушали музыку? Какую мыслительную операцию совершали? А не пытались ли вы сравнить эти два музыкальных отрывка?

Именно этим мы и будем заниматься сегодня на уроке.

Ребята, обратите внимание на эпиграф нашего урока – слова Конфуция, философа из Древнего Китая «Всё познаётся в сравнении». — Как вы понимаете смысл этого выражения? (Нас окружает мир предметов и явлений, мир красок и звуков, очертаний. Человек постоянно стремиться что-то с чем-то сравнить, уловить сходство и различие явлений – это помогает ему познать мир.)

— Как бы вы определили тему сегодняшнего урока? (открываю тему, ранее закрытую)

— Ребята, а как вы думаете, что мы должны узнать о сравнениях?

Итак, сегодня мы с вами познакомимся с таким интересным средством выразительности речи, как сравнение, с его разновидностями.

Посмотрите, пожалуйста, на репродукцию.

— Вспомните автора и название полотна. (Картина И.Шишкина « На севере диком»)

— Когда мы смотрим на эту картину, какие строки возникают в нашей памяти?

Прочитайте выразительно это стихотворение М.Ю.Лермонтова (1 слайд):

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт.

-О чём это стихотворение? (Об одиночестве: под образом сосны подразумевается человек, одинокий, никому не нужный)

— Какие средства выразительности подчёркивают эту мысль? (Инверсия – на севере диком, стоит одиноко, дремлет качаясь; эпитеты – дикий север, прекрасная пальма; олицетворение – сосна дремлет, ей снится, ассонанс)

Давайте посмотрим толкование этого слова в словарях, поработайте в парах. Кто находит значение слова риза , читает его толкование (у каждого на парте лежит словарь).

— Кто знает, как найти нужное слово в словаре? (По алфавиту)

— Какова роль этого сравнения в тексте? (Подчёркивается печаль, грусть сосны, её отрешённость).

— Ребята, сравните стихотворение М.Ю.Лермонтова и картину И.Шишкина. Что общего можно выделить в произведениях разного вида искусства? (Сосна одна, ей тяжело, неуютно)

Сообщение новой темы.

Многие лингвисты не относят сравнение к тропам, объясняя это тем, что в сравнениях нет слов в переносном значении.

— Какова ваша точка зрения на данную проблему? (Если это выразительное, яркое, образное сравнение, как у Лермонтова, то происходит «приращение» смысла, следовательно, это троп).

— Какое бы вы дали определение сравнению?

Откройте словарик литературных терминов в конце вашего учебника, найдите определение, прочитайте его.

Запишите определение в тетрадь (2 слайд):

Сравнение – это изображение одного предмета путём сопоставления его с другим.

Теперь рассмотрим строение сравнения. В сравнении обязательно есть «предмет» — то, что сравнивается, и «образ» — то, с чем сравнивается этот «предмет», а сравниваются они на основании «признака». Схематично это выглядит следующим образом (3 слайд):

«предмет» → «признак» ← «образ»

то, что сравнивается то, на основании то, с чем сравнивается

— Найдите эти элементы сравнения в стихотворении «На севере диком…» («предмет» — сосна, «образ» — риза, «признак» — великолепие, необычайная красота, торжественность).

— Итак, сделайте вывод о роли сравнений в речи. (Сравнения помогают точно, правильно выразить мысль, заставляют читателя сопереживать героям произведения, войти в мир, созданный автором).

Сравнения очень часто входят в состав сравнительного оборота и отделяются на письме запятыми. В сравнительном обороте часто находят место слова: как, словно, точно, будто, как будто (записаны на доске). Запомните, как пишутся эти слова, запишите их себе в тетрадь.

— Какой части речи являются эти слова? (союзы)

Работа с текстом.

Ребята, мы сегодня с вами не просто поговорим о сравнениях, а постараемся понять, в чём заключается особенность сравнений в произведениях М.М.Пришвина (4 слайд) , в письме к которому М.Горький писал: «Я думаю, что такого природолюба, такого проницательного знатока природы и чистейшего поэта, как вы, в нашей литературе ещё не было». Рассмотрим сравнения в сказке-были «Кладовая солнца», которую вы только что прочитали.

— Вспомните, какие средства выразительности позволили вам представить всё происходящее в рассказе живо, словно наяву? (Сравнение, эпитеты).

Особое внимание уделим такому приёму выразительности речи, как сравнение.

На доске записаны предложения из этого произведения:

По стебельку, как…, в разные стороны тянутся зелёные маленькие листики (крылышки).

Косач сел на самом верху, где сук сосны и сук ели слож и лись, как… (мостик между деревьями).

— Постарайтесь догадаться, какие сравнения использовал автор, или подберите своё точное, красивое сравнение. Запишите часть предложения, выделенную цветным мелом, и в пропущенную часть фразы запишите это сравнение. И я в это время займусь словотворчеством. ( Все работают письменно).

— Посмотрим, что у нас получилось. Какие необычные сравнения вы подобрали к слову листики? (Желающие читают )

А я придумала сравнение «как лодочки».

— Как вы думаете, кто подобрал сравнение более удачное?

У Пришвина же мы прочитаем «как крылышки».

— Какие сравнения придумали к сложившимся сучьям и сосне?

А я придумала сравнение «как домик». У Пришвина же мы прочитаем «как мостик».

Заметили, что найти что-то необычное в предмете, найти яркое сравнение совсем не просто? Нужно пробудить воображение, фантазию.

— Проведём наблюдение: в чём заключается разница сравнений М.М.Пришвина со сравнением М.Ю.Лермонтова «как ризой» (5 слайд) ? Понятно ли вам было это слово риза сразу?

— В чём заключается своеобразие сравнений М.М.Пришвина? (Они конкретные, точные) .

Обратите внимание: форма, вид литературы диктует, какие сравнения уместны в том или ином тексте .

— Ребята, а давайте сейчас докажем, что в сказке-были «Кладовая солнца» много сравнений. Найдите их в тексте. (Кто находит, поднимает руку, зачитывает сравнения).

— Какова их роль в тексте? (Помогают создать образ более точно, конкретно)

Ребята, обратите внимание, на сравнения – «остановилась как вкопанная» и «как ошпаренный».

— Почему перед союзом как здесь нет запятой? Что представляет из себя этот оборот с точки зрения лексики? (фразеологизм)

Знаете ли вы, что в русском языке более 140 фразеологических сравнений? Вспомним некоторые из них.

Сейчас предлагаю двум смелым проверить, насколько хорошо они знают фразеологизмы. (Обращаюсь с заданием к ним) Вам необходимо вставить пропущенные слова во фразеологизмы. (Работают самостоятельно с обратной стороны доски):

Как…(корова) языком слизнула

Как … (сыр) в масле катается

Как …(белка) в колесе

(Всему классу) Мы с вами будем работать вместе.

— На доске записано начало фразеологизма, вам нужно будет продолжить крылатое выражение . Кто угадывает, подходит к доске и раскрывает фразу (дополнительно комментируем фразеологизм):

  1. Он боится меня (как огня),
  2. Всё идёт (как по маслу),
  3. Знать (как свои пять пальцев),
  4. Не видать (как своих ушей).

Проверим, что получилось у ребят (Те читают получившиеся фразеологизмы).

И во всех этих выражениях встречаются сравнения.

Нужно отметить, что сравнение – один из способов характеристики героя произведения. М.М.Пришвин в «Кладовой солнца» использовал этот приём не раз. Обратите внимание на следующий отрывок (у каждого из вас на столе лежит фрагмент этого произведения с этим текстом).

— Прочитайте его выразительно (желающий читает).

Маленький хитрый человек знал, что от одного малейшего прикосновения собака с визгом радости бросится на него и утопит.

И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движения, как боец в определяющем исход борьбы ударе: жить ему или умереть.

Вот ещё бы маленький ползок по земле, и Травка бы бросилась на шею человека, но в расчете своём маленький человек не ошибся: мгновенно он выбросил свою правую руку вперёд и схватил большую сильную собаку за левую заднюю ногу.

Травка с безумной силой рванулась, и она бы вырвалась из руки маленького человека, если бы тот не схватил её другой рукой за другую ногу. Мгновенно вслед за тем он лёг животом на ружьё, выпустил собаку и на четвереньках сам, как собака , переставляя опору-ружьё, пополз к тропе, где постоянно ходил человек. Тут, на тропе, он поднялся, тут он отёр слёзы с лица, отряхнул грязь и, как настоящий большой человек , властно приказал:

— Иди ко мне, моя Затравка!

Услыхав такие слова, Травка бросила свои колебания, — перед нею стоял прежний прекрасный Антипыч. С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею, и человек стал целовать своего друга и в нос, и в глаза, и в уши.

Как вы догадались, этот отрывок о спасении Митраши (6 слайд) .

— Найдите сравнения в этом тексте.

— Какова роль сравнений в этом отрывке? (Автор подчёркивает борьбу героя за жизнь, подчёркивает их сближение)

Обратите внимание, автор подчёркивает, как Митраша вырос в этот момент, повзрослел («как боец», «как настоящий большой человек»).

— Какое из этих 3 сравнений подчёркивает слияние человека с природой?

В этом и заключается драматический момент: Митраша приобрёл себе друга, и Травка в лице Митраши приобрела себе нового Антипыча. Хорошего друга найти не просто. Трудно прожить одному — о прекрасной пальме мечтает и сосна (в стихотворении М.Ю.Лермонтова).

Каждому, наверно, хочется иметь верного друга в образе собаки. Возможно, у кого-то из вас она уже есть. Я же предлагаю сейчас из бумаги сделать собачку. Представьте, какую бы вы хотели иметь собаку, или же изобразите нам своего любимца. Для этого лист сложите пополам, чтобы у вас получился треугольник. Затем сделайте ушки. Чтобы придать собачке доброжелательность, сделаем ушки посимпатичнее: для этого уголочки опустим вниз. Остаётся сделать мордочку – для этого загните небольшой треугольник. Теперь дорисуем глазки, носик — и у нас получилась забавная собачка.

Предлагаю сейчас с помощью магнитов закрепить получившиеся мордочки на этом листе бумаги.

Посмотрите, какое оригинальное панно получилось у нас с вами.

— Чем отличается наше панно от картины И.Шишкина? (Наша картина выглядит оптимистично)

Посмотрите, как наше панно подчёркивает, насколько важно сравнение в речи, в жизни. Нужно свою жизнь выстроить так, чтобы не оказаться одиноким.

Домашнее задание. Подготовиться к написанию сочинения.

Рефлексия. Хотелось бы узнать, какую бы оценку вы поставили сами себе за работу на уроке. У каждого из вас лежит по симпатичной мордочке. Дорисуйте ей губы и обозначьте свою оценку себе за урок:

Данный урок полностью соответствует школьной программе по литературе за 6 класс.

По содержанию этот урок можно отнести:

  1. К уроку теории по литературе, на котором ребята знакомятся с таким понятием как сравнение, с его разновидностями и учатся определять роль сравнений в тексте, причём делают это, сопоставляя тексты разных авторов разных эпох.
  2. К уроку словесности, так как ребята отрабатывают навыки употребления сравнений в речи.
  3. К уроку изучения литературного произведения.

За этим уроком может следовать урок-обобщение по этому произведению или же урок развития речи: анализируемый урок готовит учащихся к более серьёзным вопросам, а также эмоционально воздействует на сознание и повышает интерес к произведению М.Пришвина.

В ходе урока были решены следующие задачи:

  1. Познакомить учащихся со сравнением, его разновидностями, ролью в тексте;
  2. Формировать умение использовать сравнение в своей речи;
  3. Развить речь, воображение;
  4. Вызвать интерес к языковым явлениям, к творчеству М.М.Пришвина.

Объяснение, что такое сравнение как средство выразительности речи строилось на основе сопоставления произведений М.Лермонтова и М.Пришвина, сравнения произведений разных видов искусства.

На уроке были использованы такие формы и способы организации познавательной деятельности, как:

  1. Коллективная работа (беседа, изготовление своеобразного панно),
  2. Работа в парах (поиск нужное слово в словаре),
  3. Индивидуальная (в ходе выполнение творческого задания, работа у доски).

Нестандартность данного урока заключается в том, что:

  1. идёт опора на межпредметные связи (изо, русский язык, оригами),
  2. объяснение материала сочетается с яркими необычными наглядными пособиями,
  3. урок построен с учётом психологических особенностей школьников; ребята сами определили тему урока, и в какой-то мере я за ними шла, а не они были ведомы мною,
  4. о данном уроке можно судить по результатам рефлексии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе в 8 классе.

Урок в 11 классе с использованием технологии РКМЧП. Урок подкреплён обучающим тестом, который можно использовать для самостоятельной подготовки к выполнению задания В 8 ЕГЭ по русскому языку.

Предмет: русский язык, литература.Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии.Тема: «Сравнение как средство выразительности речи».Цели урока: познакомить учащихся со .

Таблицы по синтаксическим и лексическим средствам выразительности речи для учащихся 9-11 классов.

Практикум. Средства выразительной речи.

Исследовательская работа по немецкому языку «Тропы как средства выразительности в немецких произведениях&quot.

В разработке представлены материалы элективного курса «Русская словесность».

Источник

Читайте также:  Тату солнце эскизы женские
Adblock
detector