Меню

Кладовая солнца характеристика насти таблица

Образ и характеристика Насти — героини сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

Сказка-быль Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца», написанная в 1945 году, — это правдивая сказка. В ней описаны правдивые события, но есть тут и сказочные мотивы. Писатель рассказал в ней об осиротевших в Великую Отечественную войну детях. Главные герои произведения — двенадцатилетняя Настя и её десятилетний брат Митраша, жившие в селе около Переславль-Залесского. Образ и характеристика Насти поможет понять основную идею сказки-были «Кладовая солнца».

Портрет

Девочка Настя — главная героиня сказки-были. Давая описание её внешности, Пришвин употребляет слова, имеющие ласкательную окраску, замечает, что она и её брат были очень милыми детьми. Автор называет Настю Золотой Курочкой на высоких ножках: она была хлопотлива, как курочка, волосы её отливали золотом, а на лице были крупные веснушки, похожие на золотые монетки, только курносый носик был без веснушек.

Характер, поступки

Настя и её брат Митраша были сиротами: их отец погиб на фронте, а мать умерла от болезни. Детям досталась от родителей изба, корова, тёлушка, коза, овцы, поросёнок, петух и куры. Сначала детям помогали соседи и дальние родственники, но скоро они сами научились ухаживать за животными и вести своё большое хозяйство.

Настя была очень трудолюбива, всё время она чем-нибудь занималась:

  • участвовала в общественной работе (работала на колхозных лугах, полях, скотном дворе, помогала рыть противотанковые рвы);
  • училась в школе;
  • занималась домашним хозяйством.

Девочка просыпалась очень рано, заслышав трубу пастуха. Выгоняла она своё стадо со двора на улицу к общему стаду, затем растопляла печь, и начинался её хлопотливый день. Настя была прилежна, старательна, во всём подражала матери.

С братом Митрашей у неё были дружеские отношения. В их дружбе было прекрасное равенство, так как Настя старалась, чтобы её упрямый брат не зазнавался. Митраша считал себя хозяином в доме и хотел во всём подражать отцу. Вспомнив, как отец наставлял мать, Митраша тоже начинал учить свою сестру, но она просто слушала его и улыбалась. Тогда брат начинал злиться, но, когда сестра погладит его по затылку, сразу успокаивался. А Настя предлагала ему вместе что-нибудь делать в огороде: огурцы полоть, картошку окучивать, свёклу мотыжить. Так благодаря Насте у неё с братом сохранялась дружба, а иначе упрямый Митраша бы зазнался.

Настя очень хозяйственная, предусмотрительная девочка. В конце апреля, собираясь на болота за сладкой перезимовавшей клюквой, она накормила всех своих животных. С собой она взяла корзину, повесила её себе через плечо, подложив полотенце, чтобы тяжесть не резала плечо — так делала мама, когда ходила за грибами. В корзину Настя положила хлеб, поставила бутылку молока. Высыпала девочка в корзину из чугунка и варёную картошку — она могла пригодиться, если они с братом заблудятся.

Шагая по Блудову болоту, дети дошли до Лежачего камня. Там была развилка широкой болотной тропы: направо шла плотная тропа, а прямо — слабенькая. Митраша помнил, что отец говорил, что если идти по тропе на север, там будет палестинка, где очень много клюквы. Поэтому, проверив направление троп по компасу, он решил, что нужно идти по слабой тропе. Настя уговаривала его идти по плотной тропе, где все люди ходят, но упрямый Митраша настаивал, что нужно идти по еле видной тропке, которая вела на север, как отец говорил. Сестра убеждала его, что отец шутил, а Митраша ему поверил. Она говорила, что слабая тропка ведёт, наверно, в Слепую елань, где утонуло много людей и скота. Но Митраша сказал, что пусть сестра идёт по тропе, а он пойдёт по тропке на север. Мальчик пошёл, не подумав ни о пище, ни о корзине для клюквы. Настя не напомнила ему об этом, потому что очень рассердилась, и пошла по общей тропе. Так произошла ссора Насти и Митраши, прежде очень дружных между собой.

Настя начала собирать клюкву, и хотелось ей набрать её как можно больше, одолела девочку жадность к ягодам. А когда девочка набрела на палестинку, спрятанную между кустами можжевельника, о которой говорил отец, то не вспомнила о брате, а стала жадно собирать клюкву. Увидев собаку и признав в ней собаку лесника Антипыча, Настя хотела ей дать хлеба, но он был полностью засыпан клюквой. Только сейчас вспомнила девочка, что где-то брат ходит голодный, и закричала: «Братец, Митраша!» Избавилась она от наваждения, от жадности и снова стала прежней доброй и заботливой девочкой. Найти брата помог ей его выстрел — Митраша смог убить старого матёрого волка Серого помещика. Настя, услышав выстрел, закричала, брат ей ответил, и она прибежала к нему.

Читайте также:  Какова числа день солнца

Настя вообще-то была нежадной, но она так увлеклась сбором клюквы, что забыла о брате, и потом очень стыдилась этого. В селе её никто не упрекал в жадности, даже хвалили за то, что много клюквы набрала. Но Настя была девочка совестливая и совсем не эгоистка. Она очень мучилась за свою жадность, за то, что из-за неё забыла о брате. Всю клюкву девочка отдала в детдом для детей, эвакуированных из Ленинграда.

Отношение автора к Насте

Пришвин уважительно и ласково пишет о героях сказки-были «Кладовая солнца». Уважает он их за трудолюбие, самостоятельность, дружбу. Автор называет Настю Золотой Курочкой на высоких ножках. Но когда она, охваченная жадностью к клюкве, забыла о брате, писатель называет её «прежней» Золотой Курочкой на высоких ножках. Автор осуждает в Насте жадность, он понимает, что она уже из-за жадности к ягодам забыла не только брата, но и себя. Но всё же автор показал, что на самом деле Настя добрая и совестливая девочка — отдала все собранные ею целебные ягоды больным ленинградским детям.

Вывод

Образ Насти в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» раскрывает тему дружбы и помогает определить идею (главную мысль) этого произведения. Читатель понимает, что, несмотря на разногласия, не нужно ссориться, нужно уметь договариваться и не забывать о друзьях.

Характеристика образа Насти, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Источник

Сравнительная характеристика Насти и Митраши — героев сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

Сказка-быль Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» написана в 1945 году, а говорится в ней о событиях в жизни двух детей, которые произошли в 1943 году. Историю о Насте и Митраше рассказывает один из разведчиков болотных богатств, которые узнали, что в Блудовом болоте, находящимся недалеко от села, где жили герои сказки-были, находится очень много торфа — ценного горючего. Сравнительная характеристика Насти и Митраши показывает сходство и различие этих героев.

Судьба Митраши и Насти

Главные герои сказки-были «Кладовая солнца» — брат и сестра, жившие в селе недалеко от города Переславль-Залесского. Они были сироты: их отец погиб на фронте, а мать умерла от болезни. Насте было двенадцать лет, а Митраша был на два года моложе неё, но дети сами справлялись с крестьянским хозяйством, которое осталось им после родителей. Сначала им помогали соседи, в том числе и разведчики болотных богатств, которые жили через один дом от детей. Но скоро Митраша и Настя сами стали очень умело справляться с делами по хозяйству, а оно у них было большое: пятистенная изба, корова, тёлушка, коза, овцы, поросёнок, петух, куры.

Портрет: описание внешности, речь

Настю автор сравнивает с золотой курочкой на высоких ножках: волосы у неё отливали золотом, а на лице, кроме курносого носика, рассыпались веснушки, как золотые монетки. Митраша тоже был весь в веснушках, только носик был, как у сестры, без веснушек и глядел вверх. Этот мальчик невысок, но крепок, он лобастый, с широким затылком. Учителя между собой называли его «Мужичок в мешочке», потому что он носил отцовскую куртку из домотканой материи, которая была ему до пят, и со стороны казалось, что на нём надет мешок.

Брат и сестра часто говорят о наставлениях своих родителей, особенно часто вспоминает отца Митраша. Мальчик в лесу и на болоте терпеливо объясняет сестре многое из того, что рассказывал ему отец о растениях и зверях.

Характер

Митраша и Настя жили и работали очень дружно. Они были трудолюбивы, многое умели. Настя ухаживала за скотиной, топила печь, варила еду, работала в огороде. Митраша делал мужскую работу по хозяйству, участвовал в общественной жизни села, делал деревянную посуду для односельчан. И брат, и сестра помнили и любили отца и мать.

Были и различия в их характере: Настя была рассудительной, спокойной, а Митраша отличался упрямством и нетерпеливостью. Сестра относилась к задиристому и упрямому младшему брату снисходительно, успокаивала его, когда он начинал хорохориться.

Отношение автора к Насте и Митраше

Пришвин относится к героям сказки-были «Кладовая солнца» с сочувствием, симпатией и нежностью. При их описании он использует такие эпитеты, как «милые», «умные», «дружные», называет их любимцами односельчан. Он использует и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («маленькая ручка», «носики», «ножки», «животик», «умненькие»).

Автор сочувствует Митраше, когда он увяз в болоте, и осуждает Настю за то, что она увлеклась сбором клюквы и забыла о брате. Пришвин отметил, что из-за желания собрать как можно больше ягод, девочка забыла не только о Митраше, но и о себе. Осуждая её за жадность к ягоде, писатель называет Настю «прежней» Золотой Курочкой на высоких ножках. В конце сказки-были автор отметил совестливость Насти, которая стыдилась своей жадности, а также её доброту (всю клюкву она отдала в детдом эвакуированным ленинградским детям).

Читайте также:  Юноша не долетевший до солнца 4 буквы

Автор сделал природу, как и в русских сказках, полноправным героем. В сказках природа всегда старается помогать человеку. Пришвин показал эгоизм сосны и ели, которые сплелись корнями и жестоко боролись друг с другом за питание, свет и воздух. Перед ссорой у Лежачего камня дети увидели, как на небе появилось облако и, «как холодная синяя стрелка» пересекло пополам солнце. Ветер вдруг рванул, а сосна нажала на ель своими сучьями, и ель зарычала. Автор показывает, что природа как бы предупреждает, что не нужно ссориться, но, к его огорчению, дети не вняли этому предупреждению.

Сравнительная характеристика Насти и Митраши (таблица)

Параметры сравнения Настя Митраша
Возраст 12 лет. 10 лет.
Прозвище Золотая Курочка на высоких ножках. Мужичок в мешочке.
Внешность Волосы отливают золотом, на лице крупные веснушки, похожие на золотые монетки, только на курносом носике их нет. Невысокий мальчик, крепкий, лобастый, с широким затылком. На лице золотые веснушки, кроме носика, который глядел вверх.
Дела, которым научились у матери и отца Ведение домашнего хозяйства: топка печи, приготовление еды, уход за скотиной, работа в огороде. Бондарное ремесло (изготовление деревянных бочонков и т. п.), мужская работа по хозяйству, участие в общественных делах.
Различие в характерах Настя — спокойная, рассудительная, благоразумная, миролюбивая. Она снисходительно относится к упрямому брату, старается сглаживать его задиристость. Митраша нетерпелив, упрям, строптив, не боится рисковать; иногда пытается учить старшую сестру, задирает перед ней нос, хорохорится.
Сходные черты характера Трудолюбие, хозяйственность, деловитость, самостоятельность, дружелюбие. Они умелые в работе, помнят и любят родителей.

Вывод

Образ Митраши и Насти в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» помогает понять идею (главную мысль) этого произведения: нужно, несмотря на разногласия, уметь договариваться и действовать вместе. Если бы брат и сестра пошли вместе по одной из троп, то они в итоге добрались бы до палестинки. Дети не знали, что и та тропа, по которой пошла Настя, и та, по которой пошёл Митраша, привели бы их к палестинке. Просто Митрашина тропка шла к ней напрямик. Если бы мальчик шёл строго по этой тропке, а не захотел сократить путь, то не провалился бы в трясину и пришёл бы раньше сестры в то место, где много клюквы.

Испытания, которые выпали им в походе за клюквой, помогли брату и сестре понять, что нужно всегда договариваться и действовать вместе.

Сравнительная характеристика Насти и Митраши показывает сходство и различие в их характерах и будет полезна при подготовке к уроку литературы и при написании сочинений.

Источник

Настя и Митраша — сравнительная характеристика героев сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

В 1945 году Михаил Михайлович Пришвин написал на конкурс, объявленный на лучшую книгу для детей, сказку-быль «Кладовая солнца». Книжка эта получила на нём первую премию. Действие сказки-были происходит в 1943 году. Её главные герои — брат и сестра, жившие в селе возле города Переславль-Залесского.

Историю о Насте и Митраше рассказывает один из исследователей болотных богатств (в болотах находят ценное горючее — торф). Село, где жили брат и сестра, находилось около Блудова болота, в котором, в основном, происходит действие сказки-были.

Сравнительная характеристика Насти и Митраши поможет читателю лучше понять идею (основную мысль) этого произведения. В неё представлены сходные черты этих героев и их различия.

Судьба Насти и Митраши

Во время войны брат и сестра осиротели: отец их погиб на фронте, а мать умерла от болезни. Война заставила этих детей рано повзрослеть. Насте было всего двенадцать лет, Митраша был моложе её на два года, но они научились сами справляться с большим крестьянским хозяйством, доставшимся им от родителей. Сначала соседи и дальние родственники помогали сиротам, но потом дети приобрели сноровку и умение вести своё хозяйство, а оно было немалое: изба, корова с тёлушкой, петух с курами, поросёнок, коза, овцы.

Настя, как раньше её мать, просыпалась очень рано от звука трубы пастуха, выгоняла своё стадо в общее стадо и принималась до ночи хлопотать по хозяйству.

На Митраше лежала вся мужская работа по хозяйству и общественное дело. Он бывал на всех собраниях, старался понять общественные заботы. Мальчик научился у отца бондарскому ремеслу: делал деревянную посуду для односельчан (бочонки, лохани, шайки, кадушки).

Читайте также:  Как пройти испытание солнцем

Кроме того, дети учились в школе, помогали колхозникам рыть противотанковые рвы, работать на скотном дворе, на лугах и колхозных полях. Рассказчик говорит, что не было в селе другого дома, где жили и работали так дружно, как Настя и Митраша.

Внешность

Митраша был мальчик невысокий, но крепкий, лобастый с широким затылком, курносым носом. На лице, кроме носика, была россыпь золотых веснушек. Носил он отцовскую куртку из домотканой материи, которая была ему до пят, и казалось, что на него надет мешок, поэтому учителя между собой его прозвали «Мужичок в мешочке».

Настю автор сравнивает с золотой курочкой на высоких ножках. Всё лицо, кроме курносого носика, у неё было в веснушках, похожих на золотые монетки, а волосы отливали золотом.

Черты характера

Брат и сестра были очень трудолюбивые. Им были свойственны сноровка и умение, воспринятые от родителей. Митраша во всём подражал отцу: делал деревянную посуду, старался участвовать в общественной жизни. Настя, стараясь походить на мать, прилежно вела домашнее хозяйство.

Брат и сестра были умны и предусмотрительны. Собираясь на болото за клюквой, Митраша взял с собой топор, отцовское ружьё «Тулку», манки на рябчиков и компас. А Настя повесила себе через плечо на полотенце корзину (так делала мать, чтобы ручки корзины плечо не резали). Положила девочка в неё хлеб, бутылку молока, затем ещё и варёную картошку, чтобы не голодать, если вдруг она с братом заблудится.

Различия в характере у Насти и Митраши тоже были. Брат был упрямый, строптивый, а Настя отличалась спокойствием и миролюбием. Когда брат начинал хорохориться, она умела его успокоить. Но в походе за клюквой Настя не сумела уговорить брата идти вместе по плотной тропе, по которой ходило много народа. Девочка была благоразумна и доверяла опыту других людей. А Митраша очень доверял отцу, который когда-то говорил, что к палестинке, где много клюквы, нужно идти на север. Поэтому мальчик бесстрашно пошёл не по проторённой тропе, а по слабой тропинке. Нетерпеливость Митраши и его склонность к риску проявились в том, что он, увидев, что его тропа круто повернула на запад, не пошёл по ней. Митраша прошёл встретившуюся на пути полянку без кочек, хотел перескочить с неё на тропу и завяз в болоте.

Отношение автора к Насте и Митраше

Пришвин относится к своим героям с симпатией и сочувствием. Ему нравится упорство Митраши, который пошёл своим путём, а не по проторённой тропе. Но автор показал, что нетерпеливость и самонадеянность мальчика чуть его не погубила. Если бы он строго шёл по тропинке, а не сокращал путь, то с ним бы не случилось беды.

Пришвин симпатизирует и Насте. Ведь она была благоразумна, учитывала опыт других людей, которые предпочитали идти по прочной болотной тропе, а не по опасной слабой тропке.

Автор осуждает девочку за то, что, увлёкшись сбором клюквы, она забыла о брате. Но показал он и её совестливость: Настя потом стыдилась своей жадности, которая одолела её при сборе ягод. Она всю собранную клюкву отдала в детдом для детей, эвакуированных из Ленинграда.

Сравнительная характеристика Митраши и Насти (таблица)

Сравнительные параметры

Митраша

Настя

Возраст 10 лет 12 лет Прозвище Мужичок в мешочке Золотая Курочка на высоких ножках Внешность Невысок, крепок, лобаст, с широким затылком. Всё лицо, кроме курносого носика, в веснушках. Волосы её имеют золотой отлив. Крупные веснушки на лице похожи на золотые монетки, только на курносом носике их нет. Дела, которым научились у родителей У отца научился бондарскому ремеслу: делал кадушки, бочонки и т. п. Как отец, исполнял мужскую работу в своём хозяйстве, участвовал в общественной жизни села. У матери научилась вести домашнее хозяйство: топить печь, варить, ухаживать за огородом, скотиной и домашними птицами. Характер (различие) Митраша — мальчик упрямый, строптивый. Он нетерпелив, готов рисковать. Настя — благоразумная и рассудительная девочка. Она спокойная, миролюбивая, умеет успокоить задиристого брата. Сходные черты характера Митраша и Настя — самостоятельные, деловитые дети. От родителей к ним перешли трудолюбие, сноровка в работе, дружелюбие.

Вывод

Образ Насти и Митраши помогает понять основную мысль сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»: несмотря на разные мнения, друзьям нужно договариваться, держаться вместе. Это произведение учит читателя не забывать друзей, в сложных ситуациях быть находчивым, не опускать руки.

Сравнительная характеристика Насти и Митраши может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

Adblock
detector