Меню

Кладовая солнца какова роль природы

Природа в рассказе Кладовая Солнца Пришвина (тема, роль, описание)

Сказка «Кладовая солнца» наполнена красочными описаниями природы, автор кропотливо вырисовывает каждую ее частицу. Приключения Насти и Митраши показаны на фоне многоликой красоты природы. Они – всего лишь гости «кладовой солнца», которые должны вести себя вежливо и бережно по отношению к ней. Мудрым «хозяином кладовой» автор негласно назначает Антипыча. Неслучайно его собака помогает спасению детей.

Рассказывая о природе, автор описывает даже самые мелкие детали: травинку, кочку, ветерок, что создает у читателя эффект присутствия. Автор олицетворяет любые проявления природы: деревья стонут, ветер сеет, ручей бормочет, борина открывает путь. Птицы разговаривают между собой на своем языке и пытаются что-то сказать детям.

Природа в сказке отражает настроения и мысли героев. Автор неслучайно вводит историю о сплетенных воедино ели и сосне, перед там как дети разошлись. Деревьям трудно быть вместе, но они неразрывно связаны, как и дети-сироты. Во время конфликта брата и сестры дерутся птицы, солнце скрывается за тучами, усиливается ветер.

Наряду с людьми, природа у Пришвина выступает как полноценный герой сказки. В природе тоже происходят свои события, изменения, в ней борются добро и зло в образах волка и собаки.

Пришвин называет природу храмом, где могучие стволы похожи на зажженные свечи. Он видит лес не только как красивое место, но и как святое, где птицы поют песни, как и певчие в храмах. В святом месте нужно вести себя тихо и аккуратно, отдыхать душой. В него приходят за помощью, учатся быть милосердными, просят направить на верный путь в жизни.

Мир природы разнообразен и подчинен установленному веками порядку. Природа живет по своим непростым законам, от того она и кажется опасной для человека. Автор призывает человека жить в гармонии с природой. Она открывает свои дары только тем, кто действительно любит и уважает ее. Дети бережно отнеслись к природе, за что она открыла им свою «кладовую солнца» и поделилась ягодами. «Кладовая» содержит в себе природные богатства: целебные травы, и торф, скрытый глубоко на Блудовом болоте.

Но природа богата не только дарами. Ее сложный мир призван закалить характер детей, показать им правильные ориентиры в жизни, помочь понять истинные ценности. Характер человека в сказке раскрывается во взаимодействии с природой.

Тема природы у автора вылилась в философское назидание для детей, рассказывающее о месте человека в мире. Природа – это и есть целый мир, таинственный и щедрый, иногда враждебный, существующий по своим уставам.

Вариант 2

В сказке Прившина большое значение уделено матушке-природе, которая держит этот хрупкий мир. А ведь действительно, природа даёт жизнь всей нашей планете. Без деревьев человек не может дышать, ведь именно они перерабатывают углекислый газ в кислород, цветы, прежде всего, дают хорошее настроение, земля даёт нам пищу, но и человек должен удобрять землю. Человек и природа взаимосвязаны — это знают все люди на земле ещё с детского сада. Именно поэтому очень важно беречь природу и всё, что с ней связанно.

Сохранение природы — это тема актуальна и по сей день. Мир высоких технологий, глобальных открытий до сих пор не может выявить метод по спасению природы ( от загрязнений и иных опасностей). Может быть всё дело в самих людях? Пока люди не перестанут мусорить, на Земле будет твориться хаос. Причём во всех сферах.

В данной сказки автор хорошо показал взаимодействие природы с человеком. Всё начинается с того, что Настя и Митраша остаются одни( родители погибают), но у детей остался небольшой дом и довольно таки хорошее хозяйство. Однако, это хозяйство нужно поддерживать, только тогда оно не перестанет давать плоды благодаря, которым дети ещё не голодают. Так же ребята находили свободную минутку, чтобы помочь и другим людям в их бедах. Это показывает их сильный и волевой характер, готовность помочь, правда, это уже другая история. Итак, природа играет большое значение в сказке:

Во- первых, Прившин красиво описывает поход детей в лес за клюквой. То, как они собирают ягоды: с какой нежностью, бережностью. Так, наверное, никто уже не относится к природе, за исключением некоторых единиц людей. Так же перед читателем предстаёт прекрасные картины природы села. Автору нравится эта обстановка. Он хочет донести до всех своих читателей ту красоту, изящество и неразлучность.

Во-вторых, когда дети из-за спора идут разными путями : мальчика ведёт компас, а девочка идёт по тропинкам. Настя находит много вкусных ягод, а Митраша попадает в болото из которого ели выкарабкивается. Это демонстрирует противостояние человека и природы. Надо было послушаться природу, как это сделала Настя. Она поняла язык природы и её за это вознаградили, а Митроша наоборот решил, что сможет и без знания языка всё найти.

Таким образом, природа и человек напрямую взаимосвязаны. Людям надо понимать и контактировать с природой. Она говорит с нами, а мы не понимаем её или не хотим слышать. Для этого понимания стоит обратиться к нашим далёким предкам, которые описаны на страницах учебников, былинах, сказках. Научившись понимать, люди смогут зажить счастливой жизнью.

Читайте также:  Кого числа солнце караул

Сочинение Тема природы в рассказе Кладовая Солнца

«Кладовая солнца» – сказка-быль написанная Михаилом Михайловичем Привинченным в 1945 году. В ней описывается быт простого деревенского народа, все его тягости и невзгоды. Также большое место отведено описанию природы, которую писатель полюбил с детства.

Главные герои рассказа — брат и сестра. Девочку зовут Настя, а ее брата — Митраша. Они стали сиротами еще в раннем детстве. Их мать умерла от болезни, а отец погиб на войне. Жители деревни прониклись состраданием к детям. Каждый помогал им по возможности, но дети не хотели вечно седеть на чужих шеях, поэтому они работали не покладая рук и быстро побороли все трудности самостоятельной жизни. Они работали по дому, и даже ходили на охоту. Этим автор хочет сказать читателю о том же, что и русская народная пословица: терпение и труд все перетрут. Так же, невзирая на свое тяжелое положение, Настя и Мирташа помогали больным детям, которых были эвакуированы из Ленинграда. В своем произведении Пришвин так же затрагивает тему взаимопонимания. Как-то раз между Настей и Митрашей возник спор, который чуть не стоил мальчику жизни. Митраша не послушал сестру и пошел опасной дорогой, из-за этого чуть не утонул в болоте. Если бы не собака Травка, которая оказалась рядом по воле случая, то мальчик бы окончательно потерялся в лесу и был съеден волками. В своем произведении Пришвин уделяет большое значение природе. Когда Митраша поссорился с Настей, и они разделились, ветер начал выть и раскачать деревья, а солнце исчезло.

Как говорится с давних времен «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам — урок». Всякая сказка — это выдумка, в которой содержится совет и наставление. Она намекает нам на то, чего делать не стоит и что следует запомнить. По моему мнению, «Кладовая солнца» не только увлекательное произведение, но и кладовая полезной информации, которая сможет научить читателя многому. Произведения М. Пришвина прививают не только к доброте и чистосердечности, но и помогают человеку понять, что труд – неотъемлемая часть нашей жизни. Также автор призывает не опускать руки, ведь из любой ситуации есть выход. Прочитав данное произведение, мы также понимаем, насколько важен в жизни человека лес, мы узнаем о целебных свойствах его ягод, об опасности торфяных болот. Автор учит, как преодолевать трудности в сложившихся ситуациях, а так же повествует, что человек и природа — единое целое.

Природа в рассказе Кладовая Солнца

Несколько интересных сочинений

В нашей жизни мы встречаем огромное количество учителей. Все они разные, имеют собственные привычки, какие-то черты характера, которые отличают их от других. Но ведь есть самые любимые

Этот рассказ про жизненный путь человека к смерти через богатство. Автор рассказа не наградил главного героя именем. Ведь имя это что-то сугубо духовное, это оставляет отпечаток на жизни

Одним из таких образов является Виктор Ипполитович Комаровский. Богатый адвокат, безжалостный делец, он пойдет на любую сделку с совестью, чтобы добиться желаемого результата.

К проявлениям силы духа относятся смелость, храбрость, уважение и добродетельность. Сила духа говорит о том, что человек сохранит в себе все эти качества, чего бы ему это не стоило. Сила духа давно прославляется в литературе и фильмах

Соня – одна из второстепенных героинь рассказа Короленко «Дети подземелья». Это четырёхлетняя девочка, которая росла в состоятельной семье с отцом и братом Васей. Мать Сони умерла очень рано и её воспитанием занималась няня.

Источник

Тема природы (Кладовая Солнца)

Михаил Михайлович Пришвин тщательно раскрывает тему природы «Кладовой Солнца». Писатель показывает взаимоотношения природы и человека. Авторское отношение выражается с помощью приема олицетворения окружающей среды.

Олицетворение

На первый взгляд, природа в произведении выступает фоном, который позволяет представить ситуацию, произошедшую с детьми. Действие происходит в селе «возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского». Читатель видит всю красоту лесной природы, слышит звуки, которые проносятся по всему лесу, чувствует вязкость болота, в которое попал главный герой Митраша.

Однако природа в сказке М. М. Пришвина выступает как отдельный образ, который в свою очередь делится на отдельные деревья, веточки, на отдельных животных и птиц. Природа живет, существует отдельно от человека, но связано с ним. Природные явления либо помогают главным героям рассказа, либо мешают им. Поэтому природа в рассказе является одним из действующих лиц.

Все образы олицетворены. Писатель показывает, как деревья, «словно живые существа», ведут себя как люди: ель и сосна, растущие вместе, боролись за свое существование. «Волновались» старушки-елки, а когда деревья тревожил ветер, они «стонали и выли».

Лес «наполнялся птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков». Животные пытаются говорить между собой, пытаются донести свои речи до человека: «закрякают в ответ, и зачуфыкают, и зашваркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосами этими ответить нам».

Читайте также:  Узнать градус по солнцу

Образы друга и врага человека

М. М. Пришвин в сказке «Кладовая Солнца» поднимает важный вопрос взаимоотношений человека и природы. Когда Митраша попадает в опасность, природа хмурится, когда он освобождается из болота, окружающий мир радуется вместе с героем. Слепая Елань – настоящий враг не только для Митраши, но и для других людей, которые не смогли спастись.

В произведении есть два цельных образа животного мира: собака Травка и волк Серый помещик. Травка является олицетворением дружбы природы с человеком. Волк же несколько раз в повествовании называется врагом человека.

Собака, преданная хозяину Антипычу, не может смириться с его смертью. Во всех людях она ищет своего любимого хозяина. Это спасает Митрашу от гибели. Именно благодаря Травке герою удалось выбраться из болота.

Волк же описан как хитрое животное, которое никто не может поймать. Среди волков в тех краях остался лишь Серый помещик. Для жителей села он был настоящим врагом, потому что «за одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала их раньше целая стая». Рассказчик несколько раз называет волка врагом человека.

Образы собаки и волка резко противопоставлены друг другу. Они находятся в разных взаимоотношениях с человеком.

Авторское отношение к природе

Самостоятельный образ природы в «Кладовой Солнца» несет большую смысловую нагрузку. Писатель хочет показать, что природа живет независимо от человека, что именно она делится всеми своими богатствами с человеком. Именно поэтому автор вкладывает рассказ о походе детей за ягодой в уста человека, добывающего торф в местах, где жили главные герои. Природа делится своим торфом, чтобы человек смог существовать в мире. Ребята идут за клюквой – «целебной ягодой».

По мнению М. М. Пришвина, природа является «кладовой Солнца», которая «достается человеку от солнца в наследство». Природа не жалеет своих богатств для человека, поэтому нужно защищать и ее.

Источник

Какова роль природы в произведении «кладовая солнца» срочно .

Ответ оставил Гуру

Михаил Михайлович Пришвин все свои произведения посвятил природе. В его повестях и рассказах явления природы оживают, наделяются свойствами, присущими живому существу. И хотя сам писатель говорил, что природа в его творчестве не существует отдельно от человека, все же в его книгах она становится самостоятельным персонажем. И у этого персонажа свои привычки, свой «характер». В сказке-были Пришвина «Кладовая солнца» человек выступает хозяином природных богатств, благ, которыми нас одаривают леса, реки, поля, степи. Но не всякому природа открывает свои кладовые: только щедрый, добрый и мудрый человек достоин распоряжаться несметными сокровищами, которые скрывает от нерадивых хозяев матушка-природа. Как писал сам автор, люди — «хозяева природы», а она для них является «кладовой солнца с великими сокровищами жизни». Но не так-то легко властвовать над природой, которая сама устанавливает законы, а люди должны им подчиняться. В сказке были «Кладовая солнца» природные явления становятся своеобразными действующими лицами, которые помогают или мешают людям. Так, у Пришвина «… ветер поиграл с домиком, и он сразу весь развалился». Словно живые, «очень волновались старушки-елки, пропуская между собой мальчика». В пришвинской «Кладовой солнца» живут ель и сосна, о которых автор рассказывает так: «Ветер-сеятель принес два семечка. Оба семечка легли в одну ямку. С тех пор. ель и сосна вместе растут. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями — за воздух и свет. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья. стонали и выли на все Блудово болото». И мы, читая эти строки, ясно видим «борьбу» искалеченных деревьев и сочувствуем этим жителям «кладовой солнца». Ведь Пришвин рассказывает о сосне и ели как о живых существах: они стремятся обогнать друг друга, борются за жизнь и воюют между собой. А не менее реальный злодей — ветер — прилетает мучить этих несчастных. Чем внимательнее вчитываешься в строки этой пришвинской сказки, тем больше находишь на ее страницах примеров жизни обитателей «кладовой солнца». Они живут, радуются солнцу, горюют так, как если бы это были люди с их проблемами, страстями, слабостями, достоинствами и недостатками.

Источник

Тема природы в произведении М.М. Пришвина «Кладовая солнца» — описание и роль пейзажей в сказке

История написания

История написания и выбора темы произведения «Кладовая солнца» довольно необычна. Текст был создан меньше чем за месяц, для участия в конкурсе на лучшую детскую книгу. Рассказ был напечатан в литературном периодическом издании «Октябрь» в 1945 году. С 1941 по 1945 год автор проживал в эвакуации в поселке Усолье Ярославской области, где выступал против уничтожения леса для добычи торфа. Его знакомство с детьми-сиротами Соней и Бори, которые позднее и стали прообразами 12-летней Насти и 10-летнего Митраши, подтолкнуло к написанию рассказа.

Пришвин не имел ясного представления темы «Кладовой солнца», изначально собираясь лишь описать, ссору детей при сборе ягоды, но сюжет появился по ходу работы над сказкой. Он долго раздумывал над названием, и у него было несколько вариантов оглавления своего произведения:

  • по прозвищам героев («Золотая Курочка и Мужичок в мешочке»);
  • по их взаимоотношениям («Друзья»);
  • по месту происходящего («Тропа испытаний», «Блудово болото»);
  • по тематике («Правда Антипыча», «Друг человека»).

И в итоге выбор пал на название «Кладовая солнца». Это словосочетание Пришвин услышал от исследователей торфяных залежей, называвших их так за то, что они были хранителями солнечного тепла, передав его растениям.

Композиция произведения

Произведение повествуется от первого лица множественного числа (мы). Это необычный способ повествования, выбран автором неслучайно. Пришвин старается подчеркнуть идею преимущества коллективного над личным, так как действие повести происходит в 1942 году, когда война еще в полном разгаре, и надо всем объединиться ради победы. Кроме того, не стоит забывать, что сама сказка-быль была написана в 1945 году, когда о личном и думать было запрещено.

Первоначально складывается впечатление, что название не увязывается ни с темой произведения, ни с его идеей, а является лишь местом всего действа. Но анализируя повествование, становится ясно, что солнце — это начало всего живого, а его кладовая (превратившиеся в торф растения) — символ товарищества и братства.

Композиция сказки довольно оригинальна и отличительна от стандарта. Само произведение состоит из 12 глав, но при этом вся сказка-быль делится на 6 основных частей:

  1. Первая и вторая глава — это завязка, где повествуется о жизни осиротевших детей, о том, как весной дети отправились за перезимовавшей клюквой, о подражании Митраши отцу, а Насти — матери.
  2. Третьей и четвертая глава — углубление детей в болотную глушь, мир чуждый для человека, и автор это подчеркивает конфликтом между сосной и елью, тетеревами, тетеревом и вороном и в итоге детьми.
  3. В пятой и шестой автор, рассказывая о собаке Травке и о волке Серый помещик, уводит читателя назад в прошлое, как бы давая понять, что есть и параллельная жизнь, жизнь животных, и она не лишена смысла и не меньше трагична и насыщена.
  4. С седьмой по девятую главу автор возвращает читателя в реальность, и подводит его к кульминационному моменту, повествуя о горе Насти, безвыходности Митраши и травле Травкой зайца.
  5. В десятой и одиннадцатой главе Травка уже выступает в роли главного героя, без него невозможно было бы спасение Митраши, по которому воронье уже «пело панихидную».
  6. Двенадцатая глава — развязка. Митраша убивает Серого помещика. Брат и сестра встречаются. Митраша становится героем. Настя отдает всю полезную ягоду эвакуированным детям из Ленинграда.
Читайте также:  Атмакарака солнце джйотиш у женщин

Главные герои

С первых глав сказки складывается впечатление, что природа добавлена лишь как вспомогательный элемент. Большое использование эпитетов и метафор при описании темы природы в «Кладовой солнца» в начале повествования как бы персонифицирует Настю и Митрашу, с одной стороны, а с другой дает читателю понять, что сироты, являются неотъемлемой частью природы.

При этом с последующими главами Пришвин, описывая природу, делает ее главным героем, используя такое средство, как олицетворения, придает «болотной природе» живые черты, черты человека. Она живет одновременно и самостоятельно, и в то же время вместе с человеком, дополняя его и помогая ему. Природа воспринимает человека как часть себя и готова или дать ему все блага, или поглотить. Пришвин создает природу в трехмерном проекте: растения с душой и проблемами человека, животные, мыслящие и чувствовавшие как люди, птицы, живущие по законам хищников, борющихся за выживание.

Остальные же герои сказки выступают как второстепенные персонажи, они дополняют изображение этого мира, являются его частичкой, и без них этот мир был бы неполноценен:

  1. Митраша и Настя — дети-сироты, ведущие взрослый образ жизни, но они еще настолько малы, что еще не отделились природы, а она считает их частичкой себя. Недаром автор называет Настю «Золотая Курочка».
  2. Антипыч — это своеобразный, волшебный, сказочный герой, которому известна, правда жизни, мировая истина.
  3. Автор — сторонний наблюдатель всего происходящего. Он выступает в роли сказителя и мудреца, знающего природу, слышащего ее голоса, но довольно отстраненный от мира человеческого.
  4. Собака Травка, заяц и волк Серый помещик — являются главными героями повествования, так как они и есть представители то природы, жизнь которой хочет автор донести до читателя. Собака откликается на разные клички, при этом неважно как ее назовут, для нее, символа чистоты и доброты, главное — искреннее чувство, тепло, которое исходит от мальчика.

При описании природы М. М. Пришвин, используя художественные приемы, указывает читателю, что человек лишь маленькая часть этого большого и загадочного мира. Подводит к тому, что как человек будет относиться к ней, то и она тем же отвечать.

Все вокруг людей живое, все мыслит и чувствует, умеет благодарить и мстить (волк, порезавший больше скотины, чем вся его, уничтоженная, стая).

Источник

Adblock
detector