Открытый урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца»
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Тема: Тропа Насти (по произведению Пришвина «Кладовая солнца»)
Цель урока: на основе прочитанного научиться выделять черты характера главной героини, анализировать поступки , её поведение в природе, повторить теорию литературы
Данный материал предназначен для урока- размышления в 6 классе.
В презентации, иллюстрирующей материал, имеются НАМЕРЕННО допущенные ошибки, которые учащиеся должны найти, исправить и объяснить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok-razmyshlenie.docx | 19.84 КБ |
kladovaya_solntsa_tropa_nasti.pptx | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок-размышление
по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца»
Автор: Семёнова С.В.
Тема: Тропа Насти (по произведению Пришвина «Кладовая солнца»)
образовательная: на основе прочитанного научиться выделять черты характера главной героини, анализировать поступки , её поведение в природе, повторить теорию литературы
развивающая : учиться работать с художественным текстом.
воспитательная : развивать в детях чувство доброты, внимания к другим людям.
Тип урока: урок- размышление
Методы : беседа, комментированное чтение, работа с текстом, работа в группах
Оборудование: презентация и мультимедийный проектор
Я ведь, друзья мои, пишу о природе,
сам же только о людях и думаю.
Хотелось бы начать наше знакомство с нескольких вопросов, не совсем обычных, а хитрых. Говорят, вы ребята умные, значит, справитесь. Итак: за чем вода в стакане? От чего гусь плавает? По чему вы в школу идёте?
А какие синонимы есть у слова дорога? Тропа, стёжка, путь.
А теперь предкажем вам судьбу: представьте дорогу, тропу, стёжку.
Так значит, когда мы говорим о дороге, тропе. то исходя из текста, смысла, можем иметь дело с контекстуальными синонимами, в данном случае дорога – судьба.
И поговорим сейчас об одном из героев, а вернее, героине повести «Кладовая солнца» Насте.
Кто автор повести?
И мы продолжаем разговор о М.Пришвине — об одном из своеобразнейших писателей. Он ни на кого не похож. Возможно, поэтому существует мнение, что у Пришвина нет учителей. Это неверно. Учитель у Пришвина есть — это русский народ. В повестях и рассказах писателя все объединено человеком — неспокойным, думающим, с открытой и смелой душой. Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку…(слайд 2)
Сегодня на уроке в центре нашего внимания будет Настя.
Тема нашего урока звучит так: Тропа Насти
Цель нашего урока : пройти Настиной тропой, чтобы ответить на вопрос: что она потеряла и что приобрела, а чтобы ответить на этот вопрос воссоздадим путь Насти . (Слайд. №3)
-Для начала давайте порассуждаем, какое значение имеет слово «тропа», какие ассоциации возникают с этим словом . Подберите синонимы к этому слову.
( тропа- дорожка, по которой идут люди; тропка, тропинка, стежка, стежка-дорожка)
Выберите из предложенных рисунков тот, который посчитаете соотносится с вашим представлением, обоснуйте свой выбор. ( Слайд № 4)
Далее мы будем работать в группах.
Но прежде чем приступить к работе немного отдохнём: повернитесь к соседу направо и похлопайте в ладоши 2 раза, потом –налево и потрите ушки своего соседа. А сейчас я вас похвалю, а вы покивайте головой, согласитесь, какие вы хорошие. Молодцы, спасибо! А теперь с новымми силами приступим к работе. 5 минут
1 группа. Портрет Насти.(слайд 5)
Найдите в тексте описание Насти. С помощью каких
изобразительно-выразительных средств дается это описание?
(эпитет -золотая курочка, сравнения-веснушки, как золотые монетки.)
-Какие отношения были с братиком Митрашей ?
— Какая ассоциация возникает, когда говорим о Насте? (солнышко, в тексте – катилась в избу).
2 группа. Ссора детей у Лежачего камня. (слайд 6,7)
— Почему Настя пошла по своей тропинке? (ей было обидно подчиниться младшему брату, в ней заговорила гордыня).
-Как природа себя ведет? Писатель наделяет явления природы признаками живых существ (солнце пересекла туча, ворон – предвестник несчастий в сказках. Сосна и ель зарычали, завыли). Это олицетворение.
— Прочитайте последнее предупреждение природы. (серая хмарь плотно надвинулась и закрыла солнце). Что хочет сказать природа?
3 группа. Настя на палестинке. Встреча со змеёй.(слайд 8,9)
— Как Настя собирает ягоду? Что заставляет её забыть о Митраше? (её охватывает жадность). Почему лось не принял Настю за человека?
-Что заставило Настю осознать свой поступок? (Встреча со змеёй)
Прочитайте отрывок. Почему Настя чувствует себя другой? ( она словно прозрела, вспомнила о брате, поняло, что она давно его не видела)
-Автор вводит в произведение образ пня. Что общего и что отличает его от Насти (общее: они беру то, что дает палестинка, но пень отдает тепло, а Настя с жадностью собирала ягоды для себя).
Работа с классом
-Что сделала Настя с клюквой, которую собрала на палестинке? Почему?(слайд 10)
Возвращаемся к вопросу, который прозвучал в начале урока:
Что же Настя потеряла на палестинке и что обрела?(слайд 11)
1гр. Что Настя потеряла?
2гр. Что бы вы сказали Насте, если бы
встретились с ней?
3гр. Какие уроки вы вынесли из
произведения? (она потеряла себя, забыв о Митраше . Приобрела тоже себя, поняв, что только вместе с братом они единое целое, только любовь и забота друг о друге, помогут им перенести все тяготы судьбы)
Вернемся к эпиграфу:
«Я ведь, друзья мои , пишу о природе. Сам же только о людях и думаю »
Как вы понимаете эти слова?
Итог урока: М.Пришвин проводит своих героев через испытания, которые они выдержали. Каждому из нас придется решать много жизненных задач, идти своей дорогой или тропкой, но самое главное – это не потерять себя, не потерять человеческое достоинство.
И хотелось бы предложить вам в завершении нашего разговора о повести Пришвина и его героях такое домашнее задание (слайд 12)
- Тропа Митраши.(Работа парами. Презентация)
Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду?
Как описание природы помогает понять состояние героя?
- Выберите и проиллюстрируйте понравившиеся эпизоды повести «Кладовая солнца»
Что вам понравилось на уроке?
Что было непонятно? Узнали ли что-то новое?
А теперь поблагодарим себя! Какие мы молодцы!Спасибо за урок!
Источник
Урок литературы в 5 классе (ФГОС).Тропа Насти(по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»).
Урок литературы в 5 классе (ФГОС). Тропа Насти
(по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»).
Базовый учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
Литература . 5 класс
Тема урока . Тропа Насти (по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»).
Цель: научить раскрывать характеры героев через их поступки, излагать свою точку зрения, убедительно её доказывать, формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Образовательные задачи.
1.Учить умению анализировать текст, мотивировать свои суждения. 2.Совершенствовать технику чтения.
Развивающие задачи. 1.Развивать речь, творческие способности учащихся. 2.Расширять словарный запас с помощью речевых средств выразительности (сравнение, эпитеты, олицетворение).
Воспитательные задач и. 1.Воспитывать культуру речевого общения, любовь к родному слову, родной природе.
2.Помочь учащимся осознать значение природы в жизни человека.
Предварительная работа: чтение сказки-были «Кладовая солнца», сравнительная характеристика героев произведения (таблица), карточки с заданиями для групповой работы, презентация, выполненная в Power Pointe .
Тип урока урок анализа эпического произведения
Оборудование: портрет М.М.Пришвина, текст сказки-были «Кладовая солнца», компьютер, проектор, таблицы с правилами ведения дискуссии.
Планируемые образовательные ресурсы
-умение понимать тему, идею литературного произведения;
-уметь пересказывать фрагменты сказки – были, отвечать на вопросы;
-умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение;
-умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия;
—развитие интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств учащегося;
-обогащение словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
1.Е.С.Барова. Уроки литературы в 5 классе по учебнику – хрестоматии «Шаг за горизонт», Москва: БАЛАСС,2007.
2.Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева. Литература. 5 класс. (« Шаг за горизонт»). Учебник в 2-х книгах. Изд. — М.: БАЛАСС, 2008. ( Образовательная система «Школа 2100»).
3.М.М. Пришвин сказка-быль « Кладовая солнца».
Ресурсы сети Интернет:
1.Литературные имена (http://www.library.ru)
2. Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru)
3.Электронные образовательные ресурсы ( http :// www . eorhelp . ru )
4.Образовательная система «Школа 2100» ( www . schoo l 2100.ru)
Организационная структура урока.
1.Вхождение в тему.
2.Активизация познавательной деятельности учащихся.
Продолжаем работать с текстом сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Мы знаем, что дети, Настя и Митраша, пошли за клюквой, но в какой-то момент каждый из них выбрал свою дорогу. Как вы думаете, чем это было вызвано? (Ответы детей). Давайте поговорим о Насте, о том, какую дорогу выбрала она. Формируем тему урока: «Тропа Насти».
Учащиеся рассказывают по таблице, составленной дома, о портрете Насти.
Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком).
Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх.
Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…
Сравнение – как золотая курочка.
Метафора – катилась обратно в избу, волосы отливали золотом, золотые веснушки, носик глядел вверх.
Трудолюбивая:как мать, вставала далеко до солнца…
Деловитая (умелая в работе): выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хлопотала по хозяйству до ночи.
Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед…
Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку
Любит родителей: как и покойная мать…
-В начале повести рассказчик называет Настю «золотой курочкой». Объясните, какой смысл скрывается в этих словах.
-Почему М.М. Пришвин постоянно подчёркивает, что Настя всё делает так, как делала её покойная мать? Чему научилась Настя от мамы в области быта, домашнего хозяйства? Как Настя готовилась к походу за клюквой? Чей опыт вновь пришёл ей на помощь?
3. Анализ текстового фрагмента.
— Давайте проследим, какой предстает природа в сказке-были Пришвина » Кладовая солнца».
— С какого описания начинается рассказ о приключениях Насти и Митраши? Найдите это описание. (стр. 59)
(Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота.
Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.
Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему”. Сюда – то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой).
— Какую роль в развитии событий играет природа?
(Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой – облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”).
— Как ведут себя дети в лесу? (Могучая природа очаровала, околдовала детей. Они вошли в лес и будто сами превратились в деревья или камни)
— Ну, а сейчас посмотрим, что же произошло дальше? ( Дети поссорились)
Инсценировка спора между детьми.
— А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте. ( стр. 62 «Тогда серая хмарь плотно надвинулась… завыли, застонали. ворон-самец долбанул косача. )
— Как, по-вашему, автор относится к происходящему? ( Автор к происходящему относится с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.)
— Но это не остановило наших героев, и каждый из них пошёл своей тропой.
— Почему Настя без рассуждений выбирает широкую тропу? (Приведите аргументы в пользу Насти и в пользу Митраши ( парная работа). Обмен мнениями.
Учащиеся высказывают свою точку зрения по данному вопросу, приводят доказательства из текста сказки-были, из своих личных наблюдений.
Митраша – мужчина, исследователь, ищет палестинку; он отважный, смекалистый; догадывается, как сократить дорогу, хочет всё решить сам. Настя боится, не может решиться сойти с широкой, плотной тропы, но брата убедить не смогла и рассердилась. Дети поссорились.
-Какая болезнь развивается во время сбора клюквы (приведите примеры из текста)?
-Как случилось, что Настя позабыла о брате, с которым привыкла перекликаться каждый час?
-Что, по мнению автора, способно убить или по крайне мере заглушить в человеке чувство любви и сострадания?
— Почему в сцене с лосем М. М. Пришвин называет Настю «прежняя золотая курочка», пишет, что лось смотрит на собирающую клюкву девочку не как на человека, а как «на всякую ползающую тварь»?
4. Работа с текстовым фрагментом.
-Прочитайте и ответьте на вопросы: « На самой середине палестинки не было клюквы…»
-Что помогло Насте обрести прежний облик?
-Как повлияла на неё встреча со змеёй и Травкой?
-Какие чувства испытала Настя, вспомнив о брате?
Ученики, отвечая на вопросы, рассказывают о Насте. Пришвин, изображая путь девочки, подбирает «ласковые» слова, чтобы передать своё отношение не к Насте, а к природе. (Ребята доказывают это текстом) Говорят о том, что Настю охватывает азарт собирателя и жадность. Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника. «Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» — с упрёком спрашивает Пришвин. В этой жадности Настя перестала быть человеком и превратилась в обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества. Только встреча со змеёй заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше, который выбрал незнакомый путь. Девочка глубоко переживает случившееся.
-Могло ли быть другое окончание у данной истории? Какое? Спрогнозируйте.
-Почему Настя отдала всю клюкву детям, вывезенным из блокадного Ленинграда?
-Сделайте вывод, обобщение. Чему учит нас автор, изображая в повести путь Насти?
Учащиеся должны прийти к следующим основным выводам:
1. В повести показано, как от матери к дочери передаётся жизненный опыт женщины-хозяйки и хранительницы мира и любви в семье. Главное оружие женщины — ласка и доброта.
2. Женщине более свойственно идти надёжной, проторенной дорогой, и она хочет, чтобы этой же дорогой шли близкие, за жизнь которых она переживает.
3. Жадность, раздражение, озлобление губят человека, заставляют забыть о любви и добре. Нужно подняться над этими мелкими чувствами, искупить вину перед людьми щедростью и добротой.
Учитель:Сказкой-былью писатель выражает мечту о нравственном совершенствовании человека, о его душевной красоте, славит человека с большим сердцем. Теперь Митраша и Настя, проявив черты взрослых людей, не нуждаются более в своих «детских» прозвищах («золотая курочка» и «мужичок в мешочке»). Тропа Насти, как и тропа Митраши- это дорога взросления, путь, на котором человек раскрывается по отношению к природе и к близким.
6.Подведение итогов. Рефлексия.
Достигли ли вы своей цели? Какие вопросы остались для вас нераскрытыми? Выставление оценок.
1) Продолжите предложение:
«На мой взгляд, сказка-быль « Кладовая солнца» М.М. Пришвина — …»
2) Выделить в тексте все эпизоды, связанные с образом Митраши, и ответить на вопрос 3 (учебник, с.82)
Источник