Триединая задача :1) научить раскрывать характеры героев через их поступки, видеть отношение автора; излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать; 2) воспитывать культуру речевого общения, любовь к родному слову, родной природе; 3) развивать умение анализировать текст, мотивировать свои суждения.
Оборудование: портрет М.Пришвина, текст сказки-были, компьютер, проектор;
карточки с заданиями для групповой работы;
II. Проверка домашнего задания
Мы продолжаем работать с текстом сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца». Сегодня в центре нашего внимания будут главные герои произведения – Настя и Митраша. Какие положительные и отрицательные черты характера вы отметили, составляя их сравнительную характеристику?
Учащиеся рассказывают по таблице, составленной дома о героях произведения. (На слайде – иллюстрации с изображениями героев)
Положительное в характере
Отрицательное в характере
Общее в характере
Целеполагание.
Мы видим, какие они разные. Говоря об авторском отношении к героям, мы отмечали, с помощью каких средств оно передаётся. Но вот между героями возникает спор, конфликт. Кто прав в этом споре? На чьей стороне автор? Об этом мы сегодня будем говорить на уроке. Поставьте для себя цель урока. Чему вы хотите научиться, что выяснить, что узнать?
1) Расскажите, почему возник конфликт между детьми?
Обращаем внимание, что конфликт намечается ещё во время сборов детей за ягодами. Митраша вспоминает о палестинке и очень хочет попасть туда, где «ещё никто не бывал», а Настя боится угодить в Слепую елань, «страшное место».
2) Кто прав – Настя или Митраша? На чьей стороне рассказчик?
Давайте попробуем осмыслить поступки детей, попытаемся понять их, понять те чувства, которые они испытывали, понять, о чём переживали, думали, когда делали свой выбор. Я предоставляю слово вам, чтобы вы попытались объяснить, кто же прав – Настя или Митраша, на чьей вы стороне. Бернар Шоу говорил: «Если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Но может быть, столкновение взглядов породит и нечто третье? Давайте обменяемся мнениями и посмотрим, к какому выводу мы придём.
4) Обмен мнениями. (Демонстрационная таблица поможет учащимся правильно сформулировать свои мысли (См. Приложение 1)
Обращается внимание на таблицу с правилами ведения спора (см. Приложение 2)
5) Учащиеся высказывают свою точку зрения по данному вопросу, приводят доказательства из текста сказки-были, из своих личных наблюдений. В обсуждении затрагивают вопросы:
— Что заставило Митрашу пойти (Настю не пойти) по неизведанной тропе?
Митраша – мужчина, исследователь, ищет палестинку; он отважный, смекалистый; догадывается, как сократить дорогу, хочет всё решить сам. Настя боится, не может решиться сойти с широкой, плотной тропы, но брата убедить не смогла и рассердилась. Дети поссорились.
6) Учитель: Я не поддерживаю ни одну из сторон. Предлагаю вам разобраться в случившемся, внимательно проследив за мыслью рассказчика. Проследим за героями с самого начала их пути.
V. Работа в группах.
Дифференциация на этом этапе работе связана с интересами учащихся, уровнем развития речи и навыков исследования, умением выделять авторскую позицию, применять знания по теории литературы при анализе произведения. В группах идёт оценка деятельности каждого.
1 группа (Уровень деятельности группы поисковый)
1)Проследить путь Насти и Митраши по Блудову болоту и составить карту. Как автор описывает Блудово болото? Какой смысл вкладывает он в слова «кладовая солнца»?
2 группа (Уровень деятельности группы репродуктивный)
1) Приготовиться к выразительному чтению отрывков «Ель и сосна» и «Тетерев-Косач».
Какое впечатление производят эти картины природы? Как ведут себя дети в лесу?
3 группа (Уровень деятельности группы частично-поисковый с обобщениями)
Перечитайте эпизод «Спор детей о дороге». Разыграть спор между Настей и Митрашей. Как ведёт себя каждый из них? Как природа помогает понять настроение спорящих?
4 группа (Уровень деятельности группы частично-поисковый с обобщениями)
Вслед за Митрашей. Как ведёт себя Митраша, оставшись один?
Объясните «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча («Ходите вы, ребята, одетые и обутые. Ходили бы голенькие и разутые» — гл.8)
5 группа (Уровень деятельности группы частично-поисковый с обобщениями)
Вслед за Настей. Почему Настя забыла о брате? Какая природа окружает её? Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая «путь» Насти?
Отчёты о деятельности групп.
По ходу ответов идёт беседа, демонстрируются слайды с изображениями картин иллюстраций к произведению.
1 группа представляет карту Блудова болота.
Учащиеся говорят о том, что Блудово болото, с одной стороны, это сказочное место, где под ногами трясина, растут ёлочки-старушки, летает ворон, говорящий на своём языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото “со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца”. “Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство”. В словосочетание “кладовая солнца” автор вкладывает большое значение. Пришвин был агрономом, биохимиком, исследователем, следил за развитием современной ему науки. В простой и ясной форме автор рассказывает о серьёзных естественнонаучных открытиях. Солнце отдаёт своё тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф — это природное богатство, которое жизнь на земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы.
2 группа представляет выразительное чтение наизусть (подготовленное домашнее задание) предложенных отрывков.
Учащиеся говорят о том, что в отрывке «Ель и сосна» всё вокруг очень мрачно. Деревья борются за жизнь, а злой ветер натравливает их друг на друга. Страшная картина, но и жалко ель и сосну.
Вопрос: Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ. Как называется такое изображение в литературе? (Олицетворение).
Для чего автор использует этот приём? (С помощью олицетворений писатель наделяет явления природы признаками живых существ, делает их как бы действующими лицами, которые принимают активное участие в жизни детей. Злые силы природы стараются запугать, заставить уйти из леса. Добрая природа успокаивает детей, помогает им)
В отрывке «Тетерев-косач» Пришвин показывает удивительную красоту природы.
3 группа инсценирует спор между детьми, рассказывают о поведении детей в этой ситуации.
Говоря об изображении природы, отмечают, что картина прекрасного утра внезапно меняется, словно подготавливая читателей к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев. Учащиеся зачитывают отдельные фрагменты текста, показывающие реакцию природы на спор детей.
Учитель: Автор как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями. И стоит человеку хотя бы на миг забыть о своём высоком человеческом назначении, как он уподобляется стихийным силам природы, где зло рождает ещё большее зло.
Учащиеся рассказывают о смелом Митраше, который уверенно шагает, не обращая внимания на предвестников беды; о старушках-ёлочках, мешающих продвижению Митраши, о воронах, которые только и ждут, «что, может быть, скоро будет пожива».
Вопрос: Почему Митраша всё же становится пленником болота? «Загадочные» слова мудрого лесника Антипыча. Как понимаете эти слова? Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя вещами. Какими? (Предупреждение Насти и трава белоус). Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Докажите это словами из текста. («…И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движения…»)
Учащиеся рассказывают о Насте. Она пошла по протоптанной тропе, по которой “все люди ходят”, но потом всё же незаметно для себя свернула с неё. Оставшись одна, она увлеклась сбором клюквы и забыла о Митраше. Пришвин, изображая путь Насти, подбирает «ласковые» слова, чтобы передать своё отношение не к Насте, а к природе. (Ребята доказывают это текстом) Говорят о том, что Настю охватывает азарт собирателя и жадность. Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника. «Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» — с упрёком спрашивает Пришвин. В этой жадности Настя перестала быть человеком и превратилась в обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества.Только встреча со змеёй заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше, который выбрал незнакомый путь. Девочка глубоко переживает случившееся.
Так кто же прав – Настя или Митраша? Почему смогла произойти такая беда с детьми? На чьей стороне автор? Что осуждает он в поведении детей?
(Дети забыли о волшебных свойствах человеческой доброты, любви и ответственности. Каждый в минуту ссоры думал только о себе. Ранее терпеливая Настя рассердилась на брата, осталась на своей тропинке, забыла, что у Митраши нет с собой еды. А он не прислушался к словам сестры, что чуть не привело к трагедии. «Правду жизни» им помогает понять Травка, которая, «почуяв беду человеческую… подошла к рыдающей Насте и лизнула её солёную от слёз щеку». Травка спасла и Митрашу. Травка – напоминание о любви и верности, о необходимости быть терпеливым и заботиться о близких).
Сказкой-былью писатель выражает мечту о нравственном совершенствовании человека, о его душевной красоте, славит человека с большим сердцем, умного хозяина природы. Свою мысль Пришвин выражает во многих поэтических картинах, показывающих единство человека с природой. Вот, например, одна из них.
«Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь: весь-то, весь человек, большой, прекрасный, как для Травки Антипыч, из-за твоей спины наклонился и тоже смотрится в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со всею природой, с облаками, с лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звёздочки»
Подведение итогов. Рефлексия.
Достигли ли вы своей цели? Какие вопросы остались для вас нераскрытыми? Выставление оценок в группах.
1) Написать сочинение-миниатюру на тему:
Что я узнал о жизни, прочитав «Кладовую солнца»?
Какие мысли навеяло мне произведение «Кладовая солнца»? (Тему миниатюры ребята выбирают по желанию).
2) Индивидуальное задание: Сказка и быль в произведении Пришвина (исследуя текст, выявить элементы сказки и были)
Правила ведения спора.
1. Хорошо продумывай свою будущую речь.
«Сперва подумай, а потом скажи!» (В.Даль)
2. Высказывая своё мнение, строй ответ просто, чётко, ясно и доказательно. Помни, что лучшим доказательством или способом опровержения являются точные и бесспорные факты. Если доказана ошибочность вашего мнения, имейте мужество признать правоту своего «противника».
« Много говорить и много сказать не есть одно и то же». (Софокл)
3. Будьте тактичны в разговоре, следите за интонацией.
«Доказывая своё мнение и опровергая другие, если они ошибочны, будь
сдержан как в словах, так и в выражениях». (Ф.Честерфилд)
4. Умейте выслушать другого, уяснить его позицию, уважайте мнение товарищей, не прерывайте выступающего.
«Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать». (К.Морли)
5. Избегайте поспешных выводов, старайтесь понять точку зрения собеседника и ход его мыслей до конца.
«Сто человек – сто мнений».
«Сколько людей, столько умов»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отличие данного урока от традиционных состоит в том, что он построен по методике Эдварда де Боно. Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочн.
Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей.
Конспект урока: «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» Тема: Кто прав: Настя или Митра.
Урок с использованием технологии КРЧиП.
Исследовательская работа по заданной теме.
Ссора Насти и Митраши. (по произведению М.Пришвина «Кладовая солнца»).
Разработка урока. М.М. Пришвин. «Кладовая солнца".
Источник
Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти в сказке-были «Кладовая солнца». Нелёгкая судьба детей войны. план-конспект занятия по литературе (6 класс)
Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога (по Е.Л.Мельниковой1), которая представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. Создавать условия для возникновения у школьников внутренней потребности включения в учебно-познавательную деятельность и быть активными на уроке позволяет оптимальное сочетание приёмов создания проблемной ситуации и выбор парных, индивидуальных заданий, ориентированных на формируемые умения: предметные, метапредметные и личностные. На этапе рефлексии используется приём технологии развития критического мышления «Синквейн» как эффективный способ синтеза и обобщения полученных знаний, отражения личностного отношения обучающихся к изучаемой теме.
«Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти в сказке-были «Кладовая солнца». Нелёгкая судьба детей войны».
Сформировать чувство гордости, памяти перед подвигом народа, осознанность и сопричастность к великой истории своей страны посредством изучения текста художественной литературы.
уметь отвечать на поставленные вопросы по прочитанному тексту; умение анализировать прочитанный текст; умение применять технику смыслового чтения; умение определять жанр прочитанного текста; умение принимать авторскую точку зрения и формировать своё отношение к ней; умение формулировать актуальность произведения и осознавать его вневременную ценность.
развивать умение взаимодействовать с другими учащимися; добиваться общей цели; умение вести диалог; формировать и развивать умение использовать информационно-коммуникационные технологии.
формировать представление о человеке в историческом контексте; развивать сочувствие, сопереживание, чувство благодарности, гордость за Отечество и героев страны, отдавших за Родину свою жизнь в годы Великой Отечественной войны..
Планируемые результаты урока
Предметные знания и умения
Личностные качества, метапредметные УУД
Знать сказку-быль М.М. Пришвина «Кладовая солнца» Уметь анализировать характеры героев, поступки, особенности речи, противоречивость характеров, взаимоотношения с другими персонажами.
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Методическое обоснование урока
Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога (по Е.Л.Мельниковой [1] ), которая представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. Создавать условия для возникновения у школьников внутренней потребности включения в учебно-познавательную деятельность и быть активными на уроке позволяет оптимальное сочетание приёмов создания проблемной ситуации и выбор парных, индивидуальных заданий, ориентированных на формируемые умения: предметные, метапредметные и личностные. На этапе рефлексии используется приём технологии развития критического мышления «Синквейн» как эффективный способ синтеза и обобщения полученных знаний, отражения личностного отношения обучающихся к изучаемой теме.
Вид используемых на уроке средств ИКТ.
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)
Учебник под редакцией В.Я. Коровиной, рабочий лист.
Организационная структура урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности .
Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
Представление эпиграфа сегодняшнего урока: «Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету…»
Как вы понимаете это выражение М.М. Пришвина? Согласны ли вы с ним? Давайте порассуждаем на эту тему.
Писатель очень зорок, он с любовью наблюдает за природой, она для него живая. Пришвин создавал произведения, в которых слились сказка и быль, проза и поэзия, природа и жизнь человеческая. Одно из таких произведений — «Кладовая солнца», которое автор определил как «сказку-быль».
Учащиеся обращаются к эпиграфу, предложенному учителем. Записываю его в тетрадь, осмысливают. Предлагают варианты понимания данной фразы, высказываю своё мнение.
2. Актуализация и пробное учебное действие .
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Отразилась ли на жизни Насти и Митраши потеря родителей?
Включаются в диалог, делятся своим мнением с учителем. Формулируют ответ на поставленный вопрос, записывают в тетрадь полученное определение жанра произведения. Обращаются к тексту, находят необходимый эпизод, прочитывают, анализируют.
3. Выявление места и причины затруднения .
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.
Наверняка отразилась, поскольку дети остались одни и были вынуждены выполнять всю работу по хозяйству вместо родителей. Для решения проблемы необходимо обращение к тексту.
Высказывают предположения, ищут пути решения затруднения.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся определяют цель урока — устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.
На партах учащихся лежит небольшой раздаточный материал, содержащий краткие сведения о произведении и вопросы к нему: «Жанр произведения определяется как сказка-быль. Как вы полагаете, с чем связана специфика жанра данного произведения? Что в этом произведении имеет элементы сказки, а что были? Докажите, приводя аргументы из текста, что жанр определён не случайно. В центре произведения находятся два главных героя – Настя и Митраша. Что же о них рассказывает автор?»
Определяют цель урока. Предлагают примерный план решения проблемы. Обращаются к тексту, ищут возможные пути решения. Включаются в диалог.
5. Этап первой ступени анализа произведения.
Пришвин никогда не относил себя к детским писателям, но так получилось, что большая часть его творчества посвящена рассказам о жизни детей. Не стало исключением и произведение, о котором мы сегодня с вами будет подробно говорить. Автор описывает детей послевоенного периода, которые стали сиротами. Давайте обратимся к тексту. «В районе города Переславля-Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на войне». Ответьте на вопрос, что значит осиротели? Что же о них рассказывает автор?
В этой сказке-были Пришвин раскрывает те трудности, невзгоды, с которыми пришлось столкнуться детям послевоенного времени. Война – страшное событие, которое уносило огромное количество жизней взрослых и детей, но не меньшее количество детей она оставила без заботы, поддержки и любви родителей.
Подумайте, что позволяло детям выжить в это тяжелейшее время (и нашим героям тоже)? Сплоченность, взаимная помощь друг другу и, конечно же, любовь. Быть вместе, стремиться к тому, чтобы сообща преодолевать труднейшие испытания, — вот ключ к ответу на вопрос о том, что могло помочь детям, которые остались одни.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Ребята, посмотрите на интерактивную доску . На ней представлены иллюстрации к произведению «Кладовая солнца».Какие чувства и эмоции вызывают у вас данные изображения? Схожи ли они с вашими личными представлениями о детях, с той характеристикой, какую даёт им автор в тексте?
Ребята, перед вами лежат рабочие листы , предлагаю вам поработать в парах и заполнить их с помощью текста. Посмотрим, что у вас получилось? На слайде располагаются вопросы к тексту: 1) какое впечатление сложилось у вас при знакомстве с Настей и Митрашей? 2) Каким предстаёт перед нами Митраша? 2) Как описывает внешность Насти писатель? Запишите характеристику героев в рабочие листы.
Работают с интерактивной доской, рассматривают иллюстрации. Затем в парах работают с текстом, на основе которого заполняют рабочие листы, выделяя самые яркие черты главных героев. Ведут записи в рабочих листах.
Учитель читает стихотворение, которое включает в себя ряд небольших физических упражнений, направленных на разгрузку и краткосрочную смену деятельности.
Учащиеся реагируют на физическую минуту, выполняют определённые движения, записанные в форме шутливого стихотворения.
8. Этап второй ступени анализа произведения.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Обратимся к взаимоотношениям между героями. Какими они были между детьми? Как был устроен их быт? Как получилось, что дети остались без родителей и жили одни? (Война унесла жизнь отца). Что восхищает нас в детях, которые остались без родителей?