Кладовая солнца — краткое содержание для читательского дневника
Название произведения | Кладовая солнца |
---|---|
Автор | Михаил Пришвин |
Жанр | Сказка-быль |
Год написания | 1945 |
Главные герои
- Настя Весёлкина — девочка 12 лет, очень рассудительная, заботливая и рачительная, прозвана «Золотой Курочкой»
- Митраша Весёлкин — брат Насти, младше ее на два года. Самоуверенный, решительный, талантливый мальчик. Односельчане называют его «Мужичок в мешочке»
- Травка — собака скончавшегося старика Антипыча, спасает детей на болоте
- Серый помещик — волк, который принес немало вреда людям. Он потерял всю свою стаю, но остался опасным даже после ранения
- Рассказчик — лицо, от имени которого показана история осиротевших детей
Сюжет произведения
Неподалеку от Блудова болота стояло село. Там жили брат и сестра, Дмитрий и Анастасия Весёлкины. В войну они осиротели. Мать их скончалась от недуга, а отец погиб на фронте. Управляться с хозяйством подросткам поначалу помогали односельчане, затем дети научились сами справляться с хозяйственными делами и заботами о домашних животных.
Вскоре после того, как погибли их родители, Митраша обучился бондарному делу и изготовлению деревянной посуды. За помощью к нему идут хозяйки всего села, и мальчик никому не отказывает в помощи. Упрямый, сильный и коренастый мальчишка был невысокого роста. За все эти качества его прозвали «Мужичок в мешочке».
Дети жили дружно, только иногда они спорили по мелочам. Часто это случалось, когда Митраша вспоминал, как отец поучал мать. Он тоже пытался давать наставления сестре, но она лишь молчаливо улыбалась в ответ. После этого Настя успокаивала брата добрым словом и призывом к общему делу.
Однажды брат с сестрой собрались за клюквой. Путь предстоял неблизкий и опасный через Блудово болото. Сначала ребята шли вместе по компасу Митраши, а потом заспорили, куда идти дальше. Мальчик предлагал идти на север, где есть полянка с множеством ягод, как рассказывал ему отец. Сестра ответила ему, что идти через Слепую елань — значит, погибнуть. Так ребята поспорили и разошлись в разные стороны у Лежачего камня.
Митраша отправляется неизвестной тропинкой на север и вскоре начинает тонуть в болоте. Мальчик зовет на помощь сестру, но она его не слышит.
Настя идет проторенной дорожкой и собирает много ягод. Когда она вспоминает о брате, Настя зовет его, но тот не отзывается на ее призыв.
В это время бездомная собака Травка, которая живет в лесу, охотится на зайца. Она оказывается рядом с болотом и замечает тонущего мальчика. Она подползает к Митраше. Мальчик хватает ее за лапы и выбирается из топи. У болота их подкарауливает волк. Митраша стреляет в него из отцовского ружья, которое взял с собой перед выходом из дома. Настя бежит на звук выстрела.
Вместе ребята возвращаются домой вместе с Травкой. Митраше никто не верит, что он застрелил волка по прозвищю Старый помещик. Настя чувствует себя виноватой за свою жадность и споры с братом. Она уносит собранные ягоды больным детям, эвакуированным из Ленинграда.
Источник
Тема природы (Кладовая Солнца)
Михаил Михайлович Пришвин тщательно раскрывает тему природы «Кладовой Солнца». Писатель показывает взаимоотношения природы и человека. Авторское отношение выражается с помощью приема олицетворения окружающей среды.
Олицетворение
На первый взгляд, природа в произведении выступает фоном, который позволяет представить ситуацию, произошедшую с детьми. Действие происходит в селе «возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского». Читатель видит всю красоту лесной природы, слышит звуки, которые проносятся по всему лесу, чувствует вязкость болота, в которое попал главный герой Митраша.
Однако природа в сказке М. М. Пришвина выступает как отдельный образ, который в свою очередь делится на отдельные деревья, веточки, на отдельных животных и птиц. Природа живет, существует отдельно от человека, но связано с ним. Природные явления либо помогают главным героям рассказа, либо мешают им. Поэтому природа в рассказе является одним из действующих лиц.
Все образы олицетворены. Писатель показывает, как деревья, «словно живые существа», ведут себя как люди: ель и сосна, растущие вместе, боролись за свое существование. «Волновались» старушки-елки, а когда деревья тревожил ветер, они «стонали и выли».
Лес «наполнялся птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков». Животные пытаются говорить между собой, пытаются донести свои речи до человека: «закрякают в ответ, и зачуфыкают, и зашваркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосами этими ответить нам».
Образы друга и врага человека
М. М. Пришвин в сказке «Кладовая Солнца» поднимает важный вопрос взаимоотношений человека и природы. Когда Митраша попадает в опасность, природа хмурится, когда он освобождается из болота, окружающий мир радуется вместе с героем. Слепая Елань – настоящий враг не только для Митраши, но и для других людей, которые не смогли спастись.
В произведении есть два цельных образа животного мира: собака Травка и волк Серый помещик. Травка является олицетворением дружбы природы с человеком. Волк же несколько раз в повествовании называется врагом человека.
Собака, преданная хозяину Антипычу, не может смириться с его смертью. Во всех людях она ищет своего любимого хозяина. Это спасает Митрашу от гибели. Именно благодаря Травке герою удалось выбраться из болота.
Волк же описан как хитрое животное, которое никто не может поймать. Среди волков в тех краях остался лишь Серый помещик. Для жителей села он был настоящим врагом, потому что «за одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала их раньше целая стая». Рассказчик несколько раз называет волка врагом человека.
Образы собаки и волка резко противопоставлены друг другу. Они находятся в разных взаимоотношениях с человеком.
Авторское отношение к природе
Самостоятельный образ природы в «Кладовой Солнца» несет большую смысловую нагрузку. Писатель хочет показать, что природа живет независимо от человека, что именно она делится всеми своими богатствами с человеком. Именно поэтому автор вкладывает рассказ о походе детей за ягодой в уста человека, добывающего торф в местах, где жили главные герои. Природа делится своим торфом, чтобы человек смог существовать в мире. Ребята идут за клюквой – «целебной ягодой».
По мнению М. М. Пришвина, природа является «кладовой Солнца», которая «достается человеку от солнца в наследство». Природа не жалеет своих богатств для человека, поэтому нужно защищать и ее.
Источник
Природа в сказке-были «Кладовая солнца» М.Пришвина. 6-й класс
Разделы: Литература
Класс: 6
- показать особенности картин природы, дополняющих повествование;
- находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их:
- выразительное чтение наизусть прозаического текста;
- воспитывать чувство любви к родной природе.
Эпиграф: …Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Пришвина.
– Портрет писателя (М. Пришвина);
– иллюстрации к произведению “Кладовая солнца”, природы;
– определения олицетворения, эпитета, сравнения.
Перед уроком ученики получают задание:
– индивидуальное: выучить наизусть отрывки из “Кладовой солнца”;
– коллективное: иллюстрации о природе по данному произведению.
Ход урока
1. Слово учителя.
Сказка-быль М. Пришвина “Кладовая солнца” прочитана. Мы познакомились с главными героями этого произведения.
2. Беседа по тексту.
– Назовите главных героев? (Настя, Митраша)
– А кто еще, назовите их? (Волк, тетерев, лось, ель, сосна и т.д.)
– А как все это мы назовем?
– Да, конечно, природа. Как называется изображение природы в художественном произведении? ( Пейзаж).
Дать понятие пейзажа.
– Значит, природа тоже является главным героем этого произведения. С Настей и Митрашей мы уже хорошо знакомы. Узнали, что сказка–быль – это жанр литературного произведения.
– Напомните мне, почему она и сказка, и быль?
Итак, все же перед нами особая сказка, где большое место занимает быль, повествование о двух осиротевших детях. Но не только они главные герои, но и природа, которая играет очень большое значение в жизни человека. И сегодня мы будем познавать природу, постигать ее тайную жизнь.
3. Работа с эпиграфом.
Эпиграфом к уроку я взяла слова К. Паустовского. (Читаем эпиграф).
Значительное место в “Кладовой солнца” занимает природа, т.к. в замысел писателя входило показать единство человека и природы. У нас в классе на стендах висят репродукции картин известных художников о природе, ваши иллюстрации. Мы читаем о природе, любуемся ее красотой. М. Пришвин был мастером пейзажа, он умел точно выразить сущность этого прекрасного мира.
4. Работа с текстом. Чтение наизусть, анализ эпизодов.
– Ну а теперь давайте отправимся вслед за Настей и Митрашей в лес, понаблюдаем за природой вместе с детьми и автором. Здесь живут разные животные, много растений, все они имеют свои особенности.
– Что описывает писатель сразу, как только мы вступаем в лес?
(Появлению детей в лесу предшествует описание “несчастной” жизни сосны и ели)
– Давайте послушаем этот отрывок.
5. Чтение наизусть отрывка “Ель и сосна”.
– Какое впечатление производят эти картины?
(В отрывке “Ель и сосна” все вокруг мрачно, деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер старается поссорить их)
– Рисуя эту картину, писатель тем самым выражает мысль о жестоких законах борьбы за существование, господствующих в природе.
– Какими словами писатель характеризует эту борьбу? (Ель и сосна старались обогнать друг друга, впивались, прокалывали, стонали, выли.)
– Как они ведут себя? (Как живые существа)
– Давайте вспомним, как называется этот способ?
(Олицетворение). Работа с понятием.
– Давайте найдем слова, которые говорят, что здесь олицетворение? ( Дети называют)
Вывод: Значит, с помощью олицетворения писатель наделяет явления природы признаками живых существ, делает их как бы действующими лицами, которые принимают активное участие в жизни героев.
– Идем дальше. Встречаем лесного жителя. Кого?
6. Слушаем наизусть отрывок “Тетерев-косач”.
– Пришвин здесь показал красоту природы. Под лучами солнца (которое тоже играет большую роль в тексте) “могучие стволы соснового бора стали, как зажженные свечи великого храма природы. “Тетерев – косач тоже” стал расцветать”.
– Кто повлиял на рождение природы! (Солнце)
– Красиво звучит, тонко описано. Какие художественные средства использует автор. (Сравнения, эпитеты). Работа с понятиями; их роль в художественном произведении.
– Как показана птица!
– Какие слова подобрал писатель?
– Какие еще птицы живут в лесу, как ведут себя? ( Можно зачитать).
– Мы подходим к Слепой Елани.
7. Чтение наизусть “ Слепая Елань”
Опасное место – Блудово болото.
Здесь мы подходим к понятию “кладовая солнца”.
– Что же это такое – кладовая солнца?
(Кладовая – потому что хранит запасы торфа, запасы горючего, которые “достаются человеку в наследство”, а солнце – потому что рождены эти запасы солнцем)
– Только ли торфом богаты эти места? Назовите эти богатства.
Природа здесь добрая, она сочувствует, помогает людям, переживает за них.
– Но она не только дает, но и опасна.
8. Чтение наизусть отрывка “Елочки – старушки”.
– Как автор показывает ель?
(Подмечает каждую деталь)
– Какое художественное средство использует автор?
Дальше дети попадают на палестинку.
9. Чтение наизусть отрывка “ Ягода лесная” .
– Какие слова использует автор для описания ягоды?
(Использует ласковые слова , уменьшительно-ласкательные суффиксы; она чудесна и богата; с любовью показано богатство лесного царства.) От этого изобилия Настя забывает обо всем, даже о себе.
Еще один лесной житель.
10. Чтение наизусть отрывка “Лось”
– Каким предстает перед нами это животное?
-Какими словами описывает автор?
(Как в сказке – большое, огромное, но обходится малым – корой деревьев.)
А что собирает пень?
– Что он делает? Ведь он не просто так стоит!
(Он собирает солнечное тепло).
– Для чего? ( Для других , отдает накопленное тепло, когда уйдет солнце)
Вот почему разные твари слетались и сползались сюда. (Мухи, бабочки, ящерицы)
12. Выводы:
– Каждый в природе имеет свое назначение – кто-то добро несет, кто-то недоброе предвещает. Всему светит солнце, благодаря которому все живет.
Найдем описание восхода и заката. Выразительное чтение эпизодов.
Нахождение художественных средств.
– Мы завершили свой поход по лесу. С каждым новым эпизодом все мы больше и больше узнали о природе, познали ее законы, убедились, что природа и человек едины. Но с природой надо быть еще и осторожными. Она сказочно красива, богата, не жадная, а щедрая. Она для человека, но она и опасна!
13. Работа с иллюстрациями.
14. Домашнее задание.
Написать сочинение “Природа в жизни человека”.
Литература:
- Коровин В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2008.
- Коровин В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим…М.: Просвещение, 2008.
Источник
«Кладовая солнца»: краткое содержание и анализ произведения
Иллюстрация Е. Ращина к книге «Кладовая солнца»: YouTube / MyBook
Сказка-быль «Кладовая солнца», краткое содержание которой знакомо каждому из детства, — квинтэссенция ностальгии по временам, когда добро одерживало победу над злом. Реальные и забавные маленькие герои, их приключения переносят читателя в увлекательный мир, где деревья могут разговаривать, а солнце прячет богатства в укромных закромах.
«Кладовая солнца»: краткое содержание
«Кладовая солнца» — уникальный пример сказки-были, жанр которой разработал Михаил Михайлович Пришвин. В произведении тесно переплелись человеческие судьбы и природа, которая всеми силами помогает маленьким героям. По сути, деревья, болото и солнце — это полноценные герои, которые имеют живой и интересный облик.
Произведение «Кладовая солнца», краткое содержание которого представлено читателю, — это история о силе гармоничной связи человека и природы. История о том, что можно победить любые невзгоды, поступая по совести и слушая свое сердце. История о том, что человек — вершина эволюции, но только тогда, когда он живет в гармонии со всем, что его окружает.
Эту мысль обосновывает в повести Михаил Михайлович Пришвин. «Кладовая солнца», краткое содержание которой излагаем по основным этапам сюжета, описывает такие события:
Экспозиция
Красочное и яркое вступление начинается не как классическая сказка. Вместо стандартных «жили-были» перед читателем разворачивается история двух сироток:
- Их мать умерла, не оправившись от болезни, а отец пал смертью храбрых на полях Второй мировой войны.
- Настя и Митраша сначала жили под присмотром соседей, а после научились вести быт сами.
Завязка
Краткий пересказ «Кладовая солнца» следует начать с момента похода детей в лес. Ежегодно по окончании февральской стужи люди шли в лес за клюквой. Пролежав под теплым покрывалом снега, она становилась намного слаще и полезнее. Настя и Митраша также решили пойти на палестинку, о которой им рассказывал отец:
- девочка не забыла прихватить хлеба, немного молока и картошки для перекуса;
- Митраша как настоящий мужчина взял с собой лукошко и компас, чтобы найти верный путь.
Образ Митраши в иллюстрации Е. Ращина: YouTube / MyBook
По дороге мальчик рассказывал сестре о Блудовом болоте — страшном месте, о котором ходила дурная слава. Дойдя до развилки с камнем, дети разделились и пошли по разным путям. Настя по общей дороге, а Митраша — по неизведанной тропе на север.
Кульминация
Итак, «Кладовая солнца» кратко. Если описывать самые важные события, то нужно упомянуть о кульминационном моменте сказки. Автор помогает читателю наблюдать за двумя персонажами:
- вслед за Настей отправляется собака Травка. Ранее пес служил местному лесничему, но после его смерти остался жить в лесу, изредка выл, тоскуя по хозяину. Унюхав еду в лукошке девочки, Травка отправилась за ней. На вой Травки прибежал Серый помещик — дикий волк, обитающий на холме;
- Митраша плутал по дорогам, пока не дошел до болотных топей. К слову, именно здесь читатель находит ответ на вопрос, что такое кладовая солнца. В народе это место называли «кладовая солнца», потому что там годами хранился торф. Решив сократить путь, мальчик пошел прямо через топкую поляну и вскоре попал в трясину.
В этот момент напряжение читателя возрастает, а тревога за детей и расфокусировка внимания лишь усиливает накал.
Развязка
Настя продолжала собирать клюкву и даже не догадывалась, в какую беду попал брат. Окликнув его пару раз и услышав в ответ лишь тишину, девочка заподозрила неладное и очень расстроилась.
Горькие слезы ребенка заставили Травку отправиться на поиски мальчишки, и чутких собачий нюх привел ее к болоту. Травка увидела застрявшего в трясине ребенка, подошла к нему поближе и позволила ухватиться за задние лапы. После собака рванула со всех сил и помогла ребенку выбраться из болотной ловушки. Митраша был спасен.
В это время Травка взяла след зайца и погналась за ним, а Митраша отправился за ней. Он понимал, что на лес уже спускались сумерки и им с сестрой нужно заночевать прямо тут. Идя за собакой, мальчик выходит на след Серого помещика и убивает опасного хищника. На звук выстрела прибегает Настя, ребята ужинают, а поутру вместе возвращаются в деревню.
Сказка «Кладовая солнца» в сокращении читается быстро. Сюжет произведения удерживает внимание читателя, заставляя его перелистывать страницу за страницей, чтобы быстрее узнать финал произведения «Кладовая солнца». Пришвин не раз говорил, что считает это творение не просто сказкой, а одой силе духа человека, одой выдержке, дружбе, смелости и взаимопомощи.
«Кладовая солнца»: анализ произведения
Сказка-быль «Кладовая солнца» — классика детской литературы. Произведение изучают в средних классах школы. Детям нравятся яркие и близкие им образы главных героев, красочные описания лесных пейзажей. Это включает образное мышление и заставляет посмотреть на мир совершенно под другим углом.
Глубже понять произведение поможет аналитическая справка:
История создания
Книга «Кладовая солнца» написана Пришвиным спонтанно и быстро, всего за один месяц. Хотя идея подобного сочинения зрела у писателя давно. С 1941 по 1945 годы автор был в эвакуирован в небольшую деревушку Усолье, что в Ярославской области.
Пейзажи тайги: Pxhere
Жизнь там протекала тихо и размеренно, а люди были добродушными и открытыми. Там-то Пришвин и познакомился с детьми-сиротами — Соней и Борей, которые стали прообразами литературных героев. Ребята, как и большинство детей в поселке, потеряли родителей в котле войны и самостоятельно справлялись с навалившимися на них взрослыми обязанностями.
Когда в июне 1945 года государство объявило конкурс на лучшее литературное произведение для детей, то автор вспомнил Блудово болото, Усолье и Соню с Борей. Дальнейшая история родилась за месяц, еще через месяц произведение выиграло конкурс и было напечатано в журнале «Октябрь».
Тема и конфликт
Пришвина считают маэстро детализированных описаний. Порой само повествование отходит на второй план, уступая место красочным картинам лесных пейзажей. Сказка «Кладовая солнца» не стала исключением. Критики считают, что в произведении автор поднимает такие актуальные темы, как:
- единство человека с природой, гармоничная взаимосвязь между ними;
- верховенство человека, но только тогда, когда он с уважением относится к дарам матушки-природы;
- прославление дружбы, взаимовыручки и коллективизма, что было актуально для того времени.
В то же время извечный конфликт противостояния человека и природы показан с помощью метафорических образов болота, деревьев и солнца, которые стали полноценными персонажами сказки.
Особенности композиции и жанр
Произведение «Кладовая солнца», жанр которого удачно определил сам автор как сказку-быль, имеет такие художественные особенности:
- Пришвин был уверен, что его сочинение искусно превращает сказку в быль и наоборот;
- главные герои «Кладовая солнца» — дети с реальной, невымышленной судьбой;
- в этой истории нет фантастических героев, но есть очеловеченные образы животных и природных явлений. Яркий тому пример — волк Серый помещик, Солнце и собака Травка;
- вечные ценности, которые воспеваются в сказках, также отображены в сказке-были Пришвина.
Само произведение состоит из 12 разделенных по смыслу глав. Повествование логическое, линейное, присутствует нарастающая к кульминации динамика и счастливый финал.
Характеристика главных героев
Автор дает такое описание детей. Вот Настя:
- девочка 12 лет, подросток;
- худая и ладная, «как золотая курочка на высоких длинных ногах»;
- вся в веснушках, с золотистыми волосами;
- излучает добро и свет.
Митраша — брат Насти. Вот детали его портрета и характера:
- приблизительно ему 10 лет;
- невысокого роста, но плотного телосложения;
- ребенок плечист и силен не по годам.
Настя взяла на себя все женские хлопоты по дому, а Митраша занимался тяжелой мужской работой. Мастерил лоханки и посуду из дерева, продавал их на рынке, за счет этого дети выживали.
«Кладовая солнца» — сказка о гармоничном сосуществовании человека и природы, о силе духа и недетской выдержке, стремлении к взаимопомощи и преданности.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Источник