Природа в сказке-были «Кладовая солнца» М.Пришвина. 6-й класс
Разделы: Литература
Класс: 6
- показать особенности картин природы, дополняющих повествование;
- находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их:
- выразительное чтение наизусть прозаического текста;
- воспитывать чувство любви к родной природе.
Эпиграф: …Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Пришвина.
– Портрет писателя (М. Пришвина);
– иллюстрации к произведению “Кладовая солнца”, природы;
– определения олицетворения, эпитета, сравнения.
Перед уроком ученики получают задание:
– индивидуальное: выучить наизусть отрывки из “Кладовой солнца”;
– коллективное: иллюстрации о природе по данному произведению.
Ход урока
1. Слово учителя.
Сказка-быль М. Пришвина “Кладовая солнца” прочитана. Мы познакомились с главными героями этого произведения.
2. Беседа по тексту.
– Назовите главных героев? (Настя, Митраша)
– А кто еще, назовите их? (Волк, тетерев, лось, ель, сосна и т.д.)
– А как все это мы назовем?
– Да, конечно, природа. Как называется изображение природы в художественном произведении? ( Пейзаж).
Дать понятие пейзажа.
– Значит, природа тоже является главным героем этого произведения. С Настей и Митрашей мы уже хорошо знакомы. Узнали, что сказка–быль – это жанр литературного произведения.
– Напомните мне, почему она и сказка, и быль?
Итак, все же перед нами особая сказка, где большое место занимает быль, повествование о двух осиротевших детях. Но не только они главные герои, но и природа, которая играет очень большое значение в жизни человека. И сегодня мы будем познавать природу, постигать ее тайную жизнь.
3. Работа с эпиграфом.
Эпиграфом к уроку я взяла слова К. Паустовского. (Читаем эпиграф).
Значительное место в “Кладовой солнца” занимает природа, т.к. в замысел писателя входило показать единство человека и природы. У нас в классе на стендах висят репродукции картин известных художников о природе, ваши иллюстрации. Мы читаем о природе, любуемся ее красотой. М. Пришвин был мастером пейзажа, он умел точно выразить сущность этого прекрасного мира.
4. Работа с текстом. Чтение наизусть, анализ эпизодов.
– Ну а теперь давайте отправимся вслед за Настей и Митрашей в лес, понаблюдаем за природой вместе с детьми и автором. Здесь живут разные животные, много растений, все они имеют свои особенности.
– Что описывает писатель сразу, как только мы вступаем в лес?
(Появлению детей в лесу предшествует описание “несчастной” жизни сосны и ели)
– Давайте послушаем этот отрывок.
5. Чтение наизусть отрывка “Ель и сосна”.
– Какое впечатление производят эти картины?
(В отрывке “Ель и сосна” все вокруг мрачно, деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер старается поссорить их)
– Рисуя эту картину, писатель тем самым выражает мысль о жестоких законах борьбы за существование, господствующих в природе.
– Какими словами писатель характеризует эту борьбу? (Ель и сосна старались обогнать друг друга, впивались, прокалывали, стонали, выли.)
– Как они ведут себя? (Как живые существа)
– Давайте вспомним, как называется этот способ?
(Олицетворение). Работа с понятием.
– Давайте найдем слова, которые говорят, что здесь олицетворение? ( Дети называют)
Вывод: Значит, с помощью олицетворения писатель наделяет явления природы признаками живых существ, делает их как бы действующими лицами, которые принимают активное участие в жизни героев.
– Идем дальше. Встречаем лесного жителя. Кого?
6. Слушаем наизусть отрывок “Тетерев-косач”.
– Пришвин здесь показал красоту природы. Под лучами солнца (которое тоже играет большую роль в тексте) “могучие стволы соснового бора стали, как зажженные свечи великого храма природы. “Тетерев – косач тоже” стал расцветать”.
– Кто повлиял на рождение природы! (Солнце)
– Красиво звучит, тонко описано. Какие художественные средства использует автор. (Сравнения, эпитеты). Работа с понятиями; их роль в художественном произведении.
– Как показана птица!
– Какие слова подобрал писатель?
– Какие еще птицы живут в лесу, как ведут себя? ( Можно зачитать).
– Мы подходим к Слепой Елани.
7. Чтение наизусть “ Слепая Елань”
Опасное место – Блудово болото.
Здесь мы подходим к понятию “кладовая солнца”.
– Что же это такое – кладовая солнца?
(Кладовая – потому что хранит запасы торфа, запасы горючего, которые “достаются человеку в наследство”, а солнце – потому что рождены эти запасы солнцем)
– Только ли торфом богаты эти места? Назовите эти богатства.
Природа здесь добрая, она сочувствует, помогает людям, переживает за них.
– Но она не только дает, но и опасна.
8. Чтение наизусть отрывка “Елочки – старушки”.
– Как автор показывает ель?
(Подмечает каждую деталь)
– Какое художественное средство использует автор?
Дальше дети попадают на палестинку.
9. Чтение наизусть отрывка “ Ягода лесная” .
– Какие слова использует автор для описания ягоды?
(Использует ласковые слова , уменьшительно-ласкательные суффиксы; она чудесна и богата; с любовью показано богатство лесного царства.) От этого изобилия Настя забывает обо всем, даже о себе.
Еще один лесной житель.
10. Чтение наизусть отрывка “Лось”
– Каким предстает перед нами это животное?
-Какими словами описывает автор?
(Как в сказке – большое, огромное, но обходится малым – корой деревьев.)
А что собирает пень?
– Что он делает? Ведь он не просто так стоит!
(Он собирает солнечное тепло).
– Для чего? ( Для других , отдает накопленное тепло, когда уйдет солнце)
Вот почему разные твари слетались и сползались сюда. (Мухи, бабочки, ящерицы)
12. Выводы:
– Каждый в природе имеет свое назначение – кто-то добро несет, кто-то недоброе предвещает. Всему светит солнце, благодаря которому все живет.
Найдем описание восхода и заката. Выразительное чтение эпизодов.
Нахождение художественных средств.
– Мы завершили свой поход по лесу. С каждым новым эпизодом все мы больше и больше узнали о природе, познали ее законы, убедились, что природа и человек едины. Но с природой надо быть еще и осторожными. Она сказочно красива, богата, не жадная, а щедрая. Она для человека, но она и опасна!
13. Работа с иллюстрациями.
14. Домашнее задание.
Написать сочинение “Природа в жизни человека”.
Литература:
- Коровин В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2008.
- Коровин В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим…М.: Просвещение, 2008.
Источник
Тема природы (Кладовая Солнца)
Михаил Михайлович Пришвин тщательно раскрывает тему природы «Кладовой Солнца». Писатель показывает взаимоотношения природы и человека. Авторское отношение выражается с помощью приема олицетворения окружающей среды.
Олицетворение
На первый взгляд, природа в произведении выступает фоном, который позволяет представить ситуацию, произошедшую с детьми. Действие происходит в селе «возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского». Читатель видит всю красоту лесной природы, слышит звуки, которые проносятся по всему лесу, чувствует вязкость болота, в которое попал главный герой Митраша.
Однако природа в сказке М. М. Пришвина выступает как отдельный образ, который в свою очередь делится на отдельные деревья, веточки, на отдельных животных и птиц. Природа живет, существует отдельно от человека, но связано с ним. Природные явления либо помогают главным героям рассказа, либо мешают им. Поэтому природа в рассказе является одним из действующих лиц.
Все образы олицетворены. Писатель показывает, как деревья, «словно живые существа», ведут себя как люди: ель и сосна, растущие вместе, боролись за свое существование. «Волновались» старушки-елки, а когда деревья тревожил ветер, они «стонали и выли».
Лес «наполнялся птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков». Животные пытаются говорить между собой, пытаются донести свои речи до человека: «закрякают в ответ, и зачуфыкают, и зашваркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосами этими ответить нам».
Образы друга и врага человека
М. М. Пришвин в сказке «Кладовая Солнца» поднимает важный вопрос взаимоотношений человека и природы. Когда Митраша попадает в опасность, природа хмурится, когда он освобождается из болота, окружающий мир радуется вместе с героем. Слепая Елань – настоящий враг не только для Митраши, но и для других людей, которые не смогли спастись.
В произведении есть два цельных образа животного мира: собака Травка и волк Серый помещик. Травка является олицетворением дружбы природы с человеком. Волк же несколько раз в повествовании называется врагом человека.
Собака, преданная хозяину Антипычу, не может смириться с его смертью. Во всех людях она ищет своего любимого хозяина. Это спасает Митрашу от гибели. Именно благодаря Травке герою удалось выбраться из болота.
Волк же описан как хитрое животное, которое никто не может поймать. Среди волков в тех краях остался лишь Серый помещик. Для жителей села он был настоящим врагом, потому что «за одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала их раньше целая стая». Рассказчик несколько раз называет волка врагом человека.
Образы собаки и волка резко противопоставлены друг другу. Они находятся в разных взаимоотношениях с человеком.
Авторское отношение к природе
Самостоятельный образ природы в «Кладовой Солнца» несет большую смысловую нагрузку. Писатель хочет показать, что природа живет независимо от человека, что именно она делится всеми своими богатствами с человеком. Именно поэтому автор вкладывает рассказ о походе детей за ягодой в уста человека, добывающего торф в местах, где жили главные герои. Природа делится своим торфом, чтобы человек смог существовать в мире. Ребята идут за клюквой – «целебной ягодой».
По мнению М. М. Пришвина, природа является «кладовой Солнца», которая «достается человеку от солнца в наследство». Природа не жалеет своих богатств для человека, поэтому нужно защищать и ее.
Источник
Исследование «О роли художественных средств выразительности в рассказах » (по 8 главе сказки-были «Кладовая солнца»)
Исследование «О роли художественных средств выразительности в рассказах » (по 8 главе сказки-были «Кладовая солнца»)
Выполнила команда «Совята»
“… Всё счастье, вся красота и добро на земле зависят от нашего любовного внимания к каждому” ().
Гипотеза: Если мы изучим язык произведений , то сможем понять, что секрет необычности, красоты, выразительности языка писателя заключается в том, что «слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно течению звезд над лесным краем», как считал .
Цель: исследовать стиль , выделить различные средства выразительности, которые помогают автору показать красоту и необычность явлений природы.
• провести исследование языка 8 главы сказки-были «Кладовая солнца»;
• изучить особенности использования в главе различных средств выразительности;
• составить словарь волшебных слов писателя
• Изучение теоретической литературы, касающейся особенностей языка произведений и особенностей средств выразительности;
• Наблюдение над языком 8 главы сказки-были «Кладовая солнца»;
• Анализ лексики 8 главы произведения;
• Систематизация изученного материала при составлении словаря волшебных слов писателя.
Троп — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. Рассмотрим такие тропы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора. Художественное слово — многозначное; писатель создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание. При создании тропа слово всегда используется в переносном значении.
Рассмотрим названные виды тропов:
ЭПИТЕТ (греч. Epitheton, приложенное) — это один из тропов, являющийся художественным, образным определением. В качестве эпитета могут выступать:
• существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом;
Всякий эпитет отражает неповторимость восприятия мира автором, потому обязательно выражает какую-либо оценку и имеет субъективное значение.
В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:
• образно охарактеризовать предмет;
• создать атмосферу, настроение;
• передать отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету;
• совмещать все предыдущие функции в равных долях (в большинстве случаев употребления эпитета).
Все цветообозначения в художественном тексте являются эпитетами.
СРАВНЕНИЕ — это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными.
Сравнение играет в тексте определенные роли: иногда авторы используют так называемое развернутое сравнение, раскрывая различные признаки явления или передавая свое отношение к нескольким явлениям.
МЕТАФОРА (греч. Metaphora, перенос) — вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Недаром Аристотель говорил, что «слагать хорошие метафоры — значит подмечать сходство».
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — художественный прием, при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства. Олицетворение может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение
Задача олицетворения — соотнести изображаемый предмет с человеком, сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности. Олицетворение является одним из древнейших образных средств искусства.
В тексте главы 8 было найдено 15 эпитетов, которые выполняют разные функции. Приведем примеры использования данного тропа главе (полный список эпитетов приводится в Приложении 1)
· образно характеризуют предмет: «вертлявые кочки», «подвижной земле»;
· создают атмосферу, настроение: «с тревожным стрекотанием», «задорно и уверенно посвистывая»
· передают отношение автора к характеризуемому предмету: «место погибельное», «поганое дело»;
· совмещают различные функции: «непонятные и неуловимые оттенки»
В сочетании «Слепая елань» автором тоже используется эпитет, который позволяет образно охарактеризовать предмет. Следует отметить, что своеобразием эпитетов в произведениях является их яркая эмоциональная окраска и часто метафорический характер, что ярко отражено в примере, приведенном выше.
Писатель часто использует в 8 главе сравнения. Нами было выделено 9 примеров этих тропов (см. Приложение 2). Образы, созданные автором при помощи сравнений, настолько яркие, что они по своей художественной наполненности и эмоциональному воздействию граничат с метафорой. Ведь сближение предметов происходит по какому-то признаку, иногда этот признак бывает неожиданным, и в результате рождается свежий образ, отличающийся от метафоры только наличием слов: «как», «будто», «как будто». В качестве примеров можно привести сравнения: «земля под ногами стала как гамак, подвешенный над тенистой бездной », «чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее»
Одним часто встречающихся в текстах тропов является олицетворение. Нами было выделено 7 примеров (см. Приложение 3). Олицетворения помогают показать необычность, сказочность окружающей природы. Все они очень яркие: «солнце было матерью каждой травинки»; «волновались старушки елки».
Использует автор и метафоры, которые помогают показать динамический характер смены состояния природы, отличаются богатым колоритом и живописностью: «солнце отдавало свое тепло», «змеилась высокая трава белоус» использует и развернутые метафоры, включающие и другие тропы: «не дает родителям-растениям передать все свое добро детям» (развернутая метафора, включающая олицетворение и эпитет). Нами было отмечено 5 метафор (см. Приложение 4).
· Писатель широко использует в тексте такие тропы, как метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, которые делают язык 8 главы сказки-были «Кладовая солнца» ярким, точным и живописным.
· Ведущую роль в тексте главы играют эпитеты, это говорит о своеобразии индивидуального стиля писателя.
· Использование ярких и необычных метафор, сравнений, олицетворений усиливает поэтическое звучание текстов и их эмоциональное воздействие на читателя.
Использования в главе 8 сказки-были «Кладовая солнца» различных тропов
Словарь волшебных слов (по тексту главы 8 «Кладовой солнца»)
Источник