Тема природы (Кладовая Солнца)
Михаил Михайлович Пришвин тщательно раскрывает тему природы «Кладовой Солнца». Писатель показывает взаимоотношения природы и человека. Авторское отношение выражается с помощью приема олицетворения окружающей среды.
Олицетворение
На первый взгляд, природа в произведении выступает фоном, который позволяет представить ситуацию, произошедшую с детьми. Действие происходит в селе «возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского». Читатель видит всю красоту лесной природы, слышит звуки, которые проносятся по всему лесу, чувствует вязкость болота, в которое попал главный герой Митраша.
Однако природа в сказке М. М. Пришвина выступает как отдельный образ, который в свою очередь делится на отдельные деревья, веточки, на отдельных животных и птиц. Природа живет, существует отдельно от человека, но связано с ним. Природные явления либо помогают главным героям рассказа, либо мешают им. Поэтому природа в рассказе является одним из действующих лиц.
Все образы олицетворены. Писатель показывает, как деревья, «словно живые существа», ведут себя как люди: ель и сосна, растущие вместе, боролись за свое существование. «Волновались» старушки-елки, а когда деревья тревожил ветер, они «стонали и выли».
Лес «наполнялся птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков». Животные пытаются говорить между собой, пытаются донести свои речи до человека: «закрякают в ответ, и зачуфыкают, и зашваркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосами этими ответить нам».
Образы друга и врага человека
М. М. Пришвин в сказке «Кладовая Солнца» поднимает важный вопрос взаимоотношений человека и природы. Когда Митраша попадает в опасность, природа хмурится, когда он освобождается из болота, окружающий мир радуется вместе с героем. Слепая Елань – настоящий враг не только для Митраши, но и для других людей, которые не смогли спастись.
В произведении есть два цельных образа животного мира: собака Травка и волк Серый помещик. Травка является олицетворением дружбы природы с человеком. Волк же несколько раз в повествовании называется врагом человека.
Собака, преданная хозяину Антипычу, не может смириться с его смертью. Во всех людях она ищет своего любимого хозяина. Это спасает Митрашу от гибели. Именно благодаря Травке герою удалось выбраться из болота.
Волк же описан как хитрое животное, которое никто не может поймать. Среди волков в тех краях остался лишь Серый помещик. Для жителей села он был настоящим врагом, потому что «за одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала их раньше целая стая». Рассказчик несколько раз называет волка врагом человека.
Образы собаки и волка резко противопоставлены друг другу. Они находятся в разных взаимоотношениях с человеком.
Авторское отношение к природе
Самостоятельный образ природы в «Кладовой Солнца» несет большую смысловую нагрузку. Писатель хочет показать, что природа живет независимо от человека, что именно она делится всеми своими богатствами с человеком. Именно поэтому автор вкладывает рассказ о походе детей за ягодой в уста человека, добывающего торф в местах, где жили главные герои. Природа делится своим торфом, чтобы человек смог существовать в мире. Ребята идут за клюквой – «целебной ягодой».
По мнению М. М. Пришвина, природа является «кладовой Солнца», которая «достается человеку от солнца в наследство». Природа не жалеет своих богатств для человека, поэтому нужно защищать и ее.
Источник
Природа в сказке-были «Кладовая солнца» М.Пришвина. 6-й класс
Разделы: Литература
Класс: 6
- показать особенности картин природы, дополняющих повествование;
- находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их:
- выразительное чтение наизусть прозаического текста;
- воспитывать чувство любви к родной природе.
Эпиграф: …Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Пришвина.
– Портрет писателя (М. Пришвина);
– иллюстрации к произведению “Кладовая солнца”, природы;
– определения олицетворения, эпитета, сравнения.
Перед уроком ученики получают задание:
– индивидуальное: выучить наизусть отрывки из “Кладовой солнца”;
– коллективное: иллюстрации о природе по данному произведению.
Ход урока
1. Слово учителя.
Сказка-быль М. Пришвина “Кладовая солнца” прочитана. Мы познакомились с главными героями этого произведения.
2. Беседа по тексту.
– Назовите главных героев? (Настя, Митраша)
– А кто еще, назовите их? (Волк, тетерев, лось, ель, сосна и т.д.)
– А как все это мы назовем?
– Да, конечно, природа. Как называется изображение природы в художественном произведении? ( Пейзаж).
Дать понятие пейзажа.
– Значит, природа тоже является главным героем этого произведения. С Настей и Митрашей мы уже хорошо знакомы. Узнали, что сказка–быль – это жанр литературного произведения.
– Напомните мне, почему она и сказка, и быль?
Итак, все же перед нами особая сказка, где большое место занимает быль, повествование о двух осиротевших детях. Но не только они главные герои, но и природа, которая играет очень большое значение в жизни человека. И сегодня мы будем познавать природу, постигать ее тайную жизнь.
3. Работа с эпиграфом.
Эпиграфом к уроку я взяла слова К. Паустовского. (Читаем эпиграф).
Значительное место в “Кладовой солнца” занимает природа, т.к. в замысел писателя входило показать единство человека и природы. У нас в классе на стендах висят репродукции картин известных художников о природе, ваши иллюстрации. Мы читаем о природе, любуемся ее красотой. М. Пришвин был мастером пейзажа, он умел точно выразить сущность этого прекрасного мира.
4. Работа с текстом. Чтение наизусть, анализ эпизодов.
– Ну а теперь давайте отправимся вслед за Настей и Митрашей в лес, понаблюдаем за природой вместе с детьми и автором. Здесь живут разные животные, много растений, все они имеют свои особенности.
– Что описывает писатель сразу, как только мы вступаем в лес?
(Появлению детей в лесу предшествует описание “несчастной” жизни сосны и ели)
– Давайте послушаем этот отрывок.
5. Чтение наизусть отрывка “Ель и сосна”.
– Какое впечатление производят эти картины?
(В отрывке “Ель и сосна” все вокруг мрачно, деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер старается поссорить их)
– Рисуя эту картину, писатель тем самым выражает мысль о жестоких законах борьбы за существование, господствующих в природе.
– Какими словами писатель характеризует эту борьбу? (Ель и сосна старались обогнать друг друга, впивались, прокалывали, стонали, выли.)
– Как они ведут себя? (Как живые существа)
– Давайте вспомним, как называется этот способ?
(Олицетворение). Работа с понятием.
– Давайте найдем слова, которые говорят, что здесь олицетворение? ( Дети называют)
Вывод: Значит, с помощью олицетворения писатель наделяет явления природы признаками живых существ, делает их как бы действующими лицами, которые принимают активное участие в жизни героев.
– Идем дальше. Встречаем лесного жителя. Кого?
6. Слушаем наизусть отрывок “Тетерев-косач”.
– Пришвин здесь показал красоту природы. Под лучами солнца (которое тоже играет большую роль в тексте) “могучие стволы соснового бора стали, как зажженные свечи великого храма природы. “Тетерев – косач тоже” стал расцветать”.
– Кто повлиял на рождение природы! (Солнце)
– Красиво звучит, тонко описано. Какие художественные средства использует автор. (Сравнения, эпитеты). Работа с понятиями; их роль в художественном произведении.
– Как показана птица!
– Какие слова подобрал писатель?
– Какие еще птицы живут в лесу, как ведут себя? ( Можно зачитать).
– Мы подходим к Слепой Елани.
7. Чтение наизусть “ Слепая Елань”
Опасное место – Блудово болото.
Здесь мы подходим к понятию “кладовая солнца”.
– Что же это такое – кладовая солнца?
(Кладовая – потому что хранит запасы торфа, запасы горючего, которые “достаются человеку в наследство”, а солнце – потому что рождены эти запасы солнцем)
– Только ли торфом богаты эти места? Назовите эти богатства.
Природа здесь добрая, она сочувствует, помогает людям, переживает за них.
– Но она не только дает, но и опасна.
8. Чтение наизусть отрывка “Елочки – старушки”.
– Как автор показывает ель?
(Подмечает каждую деталь)
– Какое художественное средство использует автор?
Дальше дети попадают на палестинку.
9. Чтение наизусть отрывка “ Ягода лесная” .
– Какие слова использует автор для описания ягоды?
(Использует ласковые слова , уменьшительно-ласкательные суффиксы; она чудесна и богата; с любовью показано богатство лесного царства.) От этого изобилия Настя забывает обо всем, даже о себе.
Еще один лесной житель.
10. Чтение наизусть отрывка “Лось”
– Каким предстает перед нами это животное?
-Какими словами описывает автор?
(Как в сказке – большое, огромное, но обходится малым – корой деревьев.)
А что собирает пень?
– Что он делает? Ведь он не просто так стоит!
(Он собирает солнечное тепло).
– Для чего? ( Для других , отдает накопленное тепло, когда уйдет солнце)
Вот почему разные твари слетались и сползались сюда. (Мухи, бабочки, ящерицы)
12. Выводы:
– Каждый в природе имеет свое назначение – кто-то добро несет, кто-то недоброе предвещает. Всему светит солнце, благодаря которому все живет.
Найдем описание восхода и заката. Выразительное чтение эпизодов.
Нахождение художественных средств.
– Мы завершили свой поход по лесу. С каждым новым эпизодом все мы больше и больше узнали о природе, познали ее законы, убедились, что природа и человек едины. Но с природой надо быть еще и осторожными. Она сказочно красива, богата, не жадная, а щедрая. Она для человека, но она и опасна!
13. Работа с иллюстрациями.
14. Домашнее задание.
Написать сочинение “Природа в жизни человека”.
Литература:
- Коровин В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2008.
- Коровин В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим…М.: Просвещение, 2008.
Источник
Тема природы в произведении М.М. Пришвина «Кладовая солнца» — описание и роль пейзажей в сказке
История написания
История написания и выбора темы произведения «Кладовая солнца» довольно необычна. Текст был создан меньше чем за месяц, для участия в конкурсе на лучшую детскую книгу. Рассказ был напечатан в литературном периодическом издании «Октябрь» в 1945 году. С 1941 по 1945 год автор проживал в эвакуации в поселке Усолье Ярославской области, где выступал против уничтожения леса для добычи торфа. Его знакомство с детьми-сиротами Соней и Бори, которые позднее и стали прообразами 12-летней Насти и 10-летнего Митраши, подтолкнуло к написанию рассказа.
Пришвин не имел ясного представления темы «Кладовой солнца», изначально собираясь лишь описать, ссору детей при сборе ягоды, но сюжет появился по ходу работы над сказкой. Он долго раздумывал над названием, и у него было несколько вариантов оглавления своего произведения:
- по прозвищам героев («Золотая Курочка и Мужичок в мешочке»);
- по их взаимоотношениям («Друзья»);
- по месту происходящего («Тропа испытаний», «Блудово болото»);
- по тематике («Правда Антипыча», «Друг человека»).
И в итоге выбор пал на название «Кладовая солнца». Это словосочетание Пришвин услышал от исследователей торфяных залежей, называвших их так за то, что они были хранителями солнечного тепла, передав его растениям.
Композиция произведения
Произведение повествуется от первого лица множественного числа (мы). Это необычный способ повествования, выбран автором неслучайно. Пришвин старается подчеркнуть идею преимущества коллективного над личным, так как действие повести происходит в 1942 году, когда война еще в полном разгаре, и надо всем объединиться ради победы. Кроме того, не стоит забывать, что сама сказка-быль была написана в 1945 году, когда о личном и думать было запрещено.
Первоначально складывается впечатление, что название не увязывается ни с темой произведения, ни с его идеей, а является лишь местом всего действа. Но анализируя повествование, становится ясно, что солнце — это начало всего живого, а его кладовая (превратившиеся в торф растения) — символ товарищества и братства.
Композиция сказки довольно оригинальна и отличительна от стандарта. Само произведение состоит из 12 глав, но при этом вся сказка-быль делится на 6 основных частей:
- Первая и вторая глава — это завязка, где повествуется о жизни осиротевших детей, о том, как весной дети отправились за перезимовавшей клюквой, о подражании Митраши отцу, а Насти — матери.
- Третьей и четвертая глава — углубление детей в болотную глушь, мир чуждый для человека, и автор это подчеркивает конфликтом между сосной и елью, тетеревами, тетеревом и вороном и в итоге детьми.
- В пятой и шестой автор, рассказывая о собаке Травке и о волке Серый помещик, уводит читателя назад в прошлое, как бы давая понять, что есть и параллельная жизнь, жизнь животных, и она не лишена смысла и не меньше трагична и насыщена.
- С седьмой по девятую главу автор возвращает читателя в реальность, и подводит его к кульминационному моменту, повествуя о горе Насти, безвыходности Митраши и травле Травкой зайца.
- В десятой и одиннадцатой главе Травка уже выступает в роли главного героя, без него невозможно было бы спасение Митраши, по которому воронье уже «пело панихидную».
- Двенадцатая глава — развязка. Митраша убивает Серого помещика. Брат и сестра встречаются. Митраша становится героем. Настя отдает всю полезную ягоду эвакуированным детям из Ленинграда.
Главные герои
С первых глав сказки складывается впечатление, что природа добавлена лишь как вспомогательный элемент. Большое использование эпитетов и метафор при описании темы природы в «Кладовой солнца» в начале повествования как бы персонифицирует Настю и Митрашу, с одной стороны, а с другой дает читателю понять, что сироты, являются неотъемлемой частью природы.
При этом с последующими главами Пришвин, описывая природу, делает ее главным героем, используя такое средство, как олицетворения, придает «болотной природе» живые черты, черты человека. Она живет одновременно и самостоятельно, и в то же время вместе с человеком, дополняя его и помогая ему. Природа воспринимает человека как часть себя и готова или дать ему все блага, или поглотить. Пришвин создает природу в трехмерном проекте: растения с душой и проблемами человека, животные, мыслящие и чувствовавшие как люди, птицы, живущие по законам хищников, борющихся за выживание.
Остальные же герои сказки выступают как второстепенные персонажи, они дополняют изображение этого мира, являются его частичкой, и без них этот мир был бы неполноценен:
- Митраша и Настя — дети-сироты, ведущие взрослый образ жизни, но они еще настолько малы, что еще не отделились природы, а она считает их частичкой себя. Недаром автор называет Настю «Золотая Курочка».
- Антипыч — это своеобразный, волшебный, сказочный герой, которому известна, правда жизни, мировая истина.
- Автор — сторонний наблюдатель всего происходящего. Он выступает в роли сказителя и мудреца, знающего природу, слышащего ее голоса, но довольно отстраненный от мира человеческого.
- Собака Травка, заяц и волк Серый помещик — являются главными героями повествования, так как они и есть представители то природы, жизнь которой хочет автор донести до читателя. Собака откликается на разные клички, при этом неважно как ее назовут, для нее, символа чистоты и доброты, главное — искреннее чувство, тепло, которое исходит от мальчика.
При описании природы М. М. Пришвин, используя художественные приемы, указывает читателю, что человек лишь маленькая часть этого большого и загадочного мира. Подводит к тому, что как человек будет относиться к ней, то и она тем же отвечать.
Все вокруг людей живое, все мыслит и чувствует, умеет благодарить и мстить (волк, порезавший больше скотины, чем вся его, уничтоженная, стая).
Источник