«Кладовая солнца», пейзаж и его роль в сказке-были
«Кладовая солнца». Пейзаж и его роль в сказке-были.
Цель: раскрыть сущность художественного олицетворения.
- формировать учебно-информационные общеучебные умения и навыки: навыки работы с художественным текстом, умение увязать содержание текста со своим личным опытом, ввести понятие «исследование», работать над формированием исследовательских навыков; формировать учебно-логические общеучебные умения и навыки: на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев, анализировать их поступки, поведение; развивать учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки: повторить теорию литературы (портрет, олицетворение), развивать устную речь, культуру речевого общения, пополнять словарный запас.
Эпиграф:
«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».
.
Оборудование: карта Блудова болота, двухчастный «Дневник одного произведения».
Опережающее домашнее задание: прочитать «Кладовую солнца» , заполняя «Дневник одного произведения»; выполнить групповую творческую работу — нарисовать карту Блудова болота.
Инд. задания: выразительное чтение отрывков: «Ель и Сосна», «Тетерев Косач».
Орг. момент. Работа над содержанием произведения.
а) литературный диктант.
1. Кто такой Антипыч? (Лесник)
2. Как в произведении называли волка? (Серый помещик)
3. По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу. (Палестинка)
4. Топкое место в болоте, всё равно, что прорубь на льду. (Елань)
5. Название болота, возле которого жили дети. (Блудово)
6. Кто спас от смерти мальчика на болоте? ( Собака Травка)
7. От чьего имени ведётся повествование «Кладовой солнца»? (Разведчики болотных богатств)
8. Автор произведения. (Михаил Пришвин)
9. Имена главных героев. (Настя, Митраша)
б) беседа с элементами выборочного чтения.
— Рассказчик рисует нам портреты детей. Что называется портретом в литературном произведении?
(Описание внешности героя: его лица, фигуры, одежды).
— Опишите Настю, Митрашу.
(Автор Настю называет не «курицей», а «курочкой», этим выражает свою нежность к девочке. Помогает понять отношение автора к своим героям именно большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов. Веснушки сравнивает с золотыми монетками, волосы отливают золотом, не нос, а носик, вся она улыбчивая, похожая на весёлое солнышко)
— Почему Митрашу называли «мужичок в мешочке»?
(по народной загадке «Что такое птица в мешочке?» — это яйцо — будущая птица)
— Что в его внешности больше всего подчёркивает писатель?
(Силу, упорство, настойчивость).
— У кого в «Дневнике одного произведения» есть цитаты о Насте и Митраше?
— Автор высказывает своё сочувствие к детям, гордится ими, радуется их успехам. Докажите словами из текста.
«Они были очень милые…»
«…досталось, однако, детишкам бедным и большая забота…»
«Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились…»
«И какие это были умненькие детишки!»
«Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как наши любимцы»
— Докажите словами из текста, что Настя и Митраша отличаются трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью, что любят и помнят своих родителей.
«Точно так же, как и покойная мать…»
«Митраша выучился у отца…»
«Он (Митраша )хорошо, по-отцовски обернул вокруг ног портянки…»
«- Зачем тебе полотенце?- спросил Митраша.
-А как же?- ответила Настя. — Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?»
«- Ты это помнишь, — сказал Митраша сестре, как отец нам говорил о клюкве…»
— Мы отправляемся вслед за Настей и Митрашей за клюквой. Герои «Кладовой солнца» хорошо знают природу. А мы?
— В «Дневнике…» вы это отразили? Какими цитатами?
— Какие деревья селятся в «приболотице» — на краю болота? (ива, ольха и др.)
— Какие на сухих островах в болотном «море»? (высокий бор)
— Как называются эти острова?
— Какие цветы и ягоды вырастают на лесной просеке?
— Где и как растёт клюква?
— Найдите отрывок «Лесные ягоды». Какие Пришвин подбирает слова
( «ласковые слова»), чтобы передать своё отношение к природе?
— Как цветёт «волчье лыко» и почему так называется?
— Как называлось болото, куда отправились дети за клюквой? Почему?
— Что такое елань? Почему она слепая?
— Правда ли, что болото – кладовая солнца, и как это понять?
— Какой смысл вкладывает Пришвин в слова «кладовая солнца»?
— Но растения – это лишь часть живого лесного мира. Каких зверей и птиц леса мы встречаем в сказке-были?
(Волк, заяц, лось, гадюка, глухарь, тетерев, утка, чибис, выпь, ворон, стая ворон, сороки, журавль)
— Все со своими повадками, криками, стонами.
3. Проверка Д/З.
а) выразительное чтение эпизода « Тетерев Косач».
б) выразительное чтение эпизода «Ель и Сосна»
— Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ. Как называется такое изображение в литературе? (Олицетворение).
— Какое впечатление производят эти картины природы?
— Для чего автор использует этот приём?
(С помощью олицетворений писатель наделяет явления природы признаками живых существ, делает их как бы полноправными героями нашего произведения)
4. Введение понятия «исследование».
— Ель и Сосна полноправные герои в сказке-были Пришвина. Хорошо бы понять, почему ель и сосна мучают друг друга и стонут, совсем как люди?
Чтобы понять это, надо исследовать всё, что написано .
— Что значит ИССЛЕДОВАТЬ?
( Первыми идти и открывать, то чего никто не знает)
— Подберите однокоренные слова. (Следить, следопыт, следователь)
— Приставка ис — намекает, что надо не только наметить след, но и извлечь из него какую-то пользу. Мы пойдем по следам Митраши и Насти и попытаемся исследовать написанное для нас .
5. Работа с картой Блудова болота.
— Чтобы было легче идти по следам Насти и Митраши воспользуемся картой Блудова болота. ( Презентация карты, составленной дома)
— Проследим по карте путь Насти и Митраши, обозначив его красными флажками.
— Почему Митраша становится пленником болота?
(Митраша попал в Слепую елань, не обратив должного внимания на предупреждение Насти и травы белоус).
— Давайте прочитаем «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча.
«…Ходите вы, ребята, одетые и обутые…»
— Что не договаривал лесник?
« Не знавши броду не лезьте в воду».
— Как понимаете эти слова?
— У кого в «Дневнике одного произведения» записана эта цитата?
— О чём предупреждал Антипыч?
6. Работа с эпиграфом.
«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».
.
— Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: человек должен быть разумным в своих отношениях не только с людьми, но и с природой, понимать её, любить и охранять. Трава белоус, ель и сосна, вороны, журавли — это действующие лица нашей с вами сказки – были.
— Почему писатель назвал свое произведение сказкой-былью? Какой смысл он вкладывал в эти слова?
— Что в тексте напоминает сказку? (Ёлочки – старушки, «золотая курочка», «мужичок в мешочке» с первых строк пробуждают в памяти народные сказки и загадки, Ель и Сосна, тетерев Косач.)
— Что является реальностью?
(Жизнь Насти и Митраши.)
7. Итог урока.
— Писатель очень точно ведёт повествование на грани правдоподобного и фантастического, ни разу не соступая с этой тропы, но ответ на этот вопрос не лежит на поверхности. Он в где-то в глубине произведения. Т. к. мы исследователи, то с чего начнем? Пожалуй, надо накопить больше наблюдений, как это делается в науке. Остановим своё внимание на деталях.
Домашнее задание: групповая творческая работа: инсценировка эпизодов «Спор Насти и Митраши», «Антипыч перешептывает свою правду Травке», «Настя отдаёт ягоду в детский дом».
Источник
Тема природы (Кладовая Солнца)
Михаил Михайлович Пришвин тщательно раскрывает тему природы «Кладовой Солнца». Писатель показывает взаимоотношения природы и человека. Авторское отношение выражается с помощью приема олицетворения окружающей среды.
Олицетворение
На первый взгляд, природа в произведении выступает фоном, который позволяет представить ситуацию, произошедшую с детьми. Действие происходит в селе «возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского». Читатель видит всю красоту лесной природы, слышит звуки, которые проносятся по всему лесу, чувствует вязкость болота, в которое попал главный герой Митраша.
Однако природа в сказке М. М. Пришвина выступает как отдельный образ, который в свою очередь делится на отдельные деревья, веточки, на отдельных животных и птиц. Природа живет, существует отдельно от человека, но связано с ним. Природные явления либо помогают главным героям рассказа, либо мешают им. Поэтому природа в рассказе является одним из действующих лиц.
Все образы олицетворены. Писатель показывает, как деревья, «словно живые существа», ведут себя как люди: ель и сосна, растущие вместе, боролись за свое существование. «Волновались» старушки-елки, а когда деревья тревожил ветер, они «стонали и выли».
Лес «наполнялся птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков». Животные пытаются говорить между собой, пытаются донести свои речи до человека: «закрякают в ответ, и зачуфыкают, и зашваркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосами этими ответить нам».
Образы друга и врага человека
М. М. Пришвин в сказке «Кладовая Солнца» поднимает важный вопрос взаимоотношений человека и природы. Когда Митраша попадает в опасность, природа хмурится, когда он освобождается из болота, окружающий мир радуется вместе с героем. Слепая Елань – настоящий враг не только для Митраши, но и для других людей, которые не смогли спастись.
В произведении есть два цельных образа животного мира: собака Травка и волк Серый помещик. Травка является олицетворением дружбы природы с человеком. Волк же несколько раз в повествовании называется врагом человека.
Собака, преданная хозяину Антипычу, не может смириться с его смертью. Во всех людях она ищет своего любимого хозяина. Это спасает Митрашу от гибели. Именно благодаря Травке герою удалось выбраться из болота.
Волк же описан как хитрое животное, которое никто не может поймать. Среди волков в тех краях остался лишь Серый помещик. Для жителей села он был настоящим врагом, потому что «за одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала их раньше целая стая». Рассказчик несколько раз называет волка врагом человека.
Образы собаки и волка резко противопоставлены друг другу. Они находятся в разных взаимоотношениях с человеком.
Авторское отношение к природе
Самостоятельный образ природы в «Кладовой Солнца» несет большую смысловую нагрузку. Писатель хочет показать, что природа живет независимо от человека, что именно она делится всеми своими богатствами с человеком. Именно поэтому автор вкладывает рассказ о походе детей за ягодой в уста человека, добывающего торф в местах, где жили главные герои. Природа делится своим торфом, чтобы человек смог существовать в мире. Ребята идут за клюквой – «целебной ягодой».
По мнению М. М. Пришвина, природа является «кладовой Солнца», которая «достается человеку от солнца в наследство». Природа не жалеет своих богатств для человека, поэтому нужно защищать и ее.
Источник
Пришвин,»Кладовая солнца» — какова роль пейзажа в этом худож произведении?
Описания пейзажа в сказке-были «Кладовая солнца» очень подробны и обширны. Я например в одном из вопросов легко составила карту местности, по которой шли дети, так подробно автор описал окружающие деревню места. Видно, что Пришвин не по наслышке знаком с Блудовым болотом, что он сам там был и описывает реальное место.
Пейзаж в этом произведении очень важен для того, чтобы создать у читателя определенное настроение. Я вряд ли смогу лучше написать про это, чем уже делала в этом вопросе. Но хочется сказать, что пейзаж в «Кладовой солнца» — это еще один главный герой, без которого бы не получилось полноценного рассказа.
Природа в рассказе — живая, она живет сама по себе и может быть добра к людям, но может быть и пугающе равнодушной. Об этом не следует забывать тем, кто отправляется в лес.
Произведение, которое написал Пришвин, которое имеет название «Кладовая солнца» доступна к прослушиванию! Данное произведение делится на двенадцать глав, которые вы сможете прослушать на сайте, а также скачать, если же не любите слушать на сайтах какие-либо произведения. Скачав, вы сможете закачать аудиокнигу к себе в удобное место и слушать в дороге. На сайте, который я вам предлагаю вы сможете прослушать все 12 глав, за достаточно короткое время. Самое длинное прослушивание длится около 12 минут!
Митраша и Настя — это главные герои рассказа Михаила Пришвина «Кладовая солнца».
Митрашу автор описывает, как мальчика, которому десять лет, рост его небольшой, но у него плотное телосложение, широкий, открытый лоб. Лицо мальчика было покрыто веснушками. Характер у Митраши упрямый, смелый мальчик и любит задираться.
Настя — это старшая сестра Митраши, ей двенадцать лет, как и у Митраши её лицо покрыто золотыми веснушками, один носик был чистый, волосы тоже золотого цвета. Характер у Насти тоже полная противоположность брату, она добрая и очень ласковая девочка, так же она очень скромная. Настя, как старшая сестра с любовью заботится о брате.
Дети сироты, они очень трудолюбивые и самостоятельно ведут свое хозяйство.
Часто живут люди хорошо, т.е. без особых проблем, и никогда не задумываются о том, правильно они живут или нет. И вот случается что-то, что помогает людям осознать, кто они, правильно ли живут и как жить дальше. Вот и с ребятами в рассказе Михаила Пришвина «Кладовая солнца» случилось нечто подобное. То, что произошло, помогло Митраше понять, что ему нужно беречь свою сестру, отвечать за неё и за последствия своих поступков, не стоит детям быть такими упрямыми. История, которая приключилась с маленькими героями произведения, научила не только их быть более дружными и поддерживать друг друга, но и показала читателям, как поступать неправильно (упрямились, разошлись в разные стороны — вот и попали в неприятность, чуть не поплатились жизнью), а как — правильно (помогать друг другу, отвечать за близкого человека). Вот чему учит писатель.
Мне особенно нравятся главки о Блудовом болоте (растущих там сплетшихся деревьях), о спасении Митраши и Насти.
Трогательно рассказан история Травки и Антипыча. Антипыч шепнул Травке слова, что любой человек может быть другом или врагом природы. Кладовой солнца названо болото за его богатство, торфа как горючего хватало на работу целой фабрики.
Героине сказки Пришвина «Кладовая солнца» девочке насте было 12 лет, она была ответственная и часто одергивала младшего брата. Но в тот день она тоже проявила упрямство и пошла одна по главной тропе, бросив Митрашу одного.
Девочка действительно набрела на очень ягодное место, на палестинку и очень увлеклась сбором клюквы. Можно сказать, что ее охватил азарт и она позабыла, что пришла в лес не одна, забыла, что уже начинает темнеть, а ее брат где-то бродит один, хотя давно должен был выйти в то же самое место.
Только наткнувшись на змею Настя опомнилась и оглянулась. Она увидела собаку, она вспомнила о брате и громко позвала его.
Источник