Настя (Кладовая Солнца)
Характеристика Насти из рассказа «Кладовая Солнца», написанного Михаилом Михайловичем Пришвиным, важно для полного понимания сути произведения. Характер Насти, ее поступки указывают на бескорыстность девочки и на ее милосердие.
Портретная характеристика
Волосы Насти были непонятного цвета: «ни темные, ни светлые», они «отливали золотом». На лице у девочки было множество крупных веснушек, которые были похожи на «золотые монетки». Веснушкам этим было «тесно», они выпадали очень часто и «лезли во все стороны». Нос, который «глядел вверх», был чист от веснушек. Внешностью своей Настя напоминала «Золотую Курочку на высоких ножках». Рассказчик не один раз называет девочку именно так.
Описание внешности героини, а также ее прозвище указывают на сказочные мотивы рассказа М. М. Пришвина. Писатель, описывая образ Насти, использует ласковые слова, чтобы указать на ее доброту и искренность по отношению к брату и другим людям.
Характер героини
Многое за героиню говорят ее внутренние качества. Характер Насти схож с характером Митраши. Оба они не сломились в тяжелое для них время. Они смогли продолжить жить и трудиться. Трудолюбие – вот главная черта Насти. «Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха». После того как Настя выгоняла «любимое» стадо, весь оставшийся день она то топила печь, то чистила картошку, то готовила обед – хлопотала по хозяйству до самой ночи. Однако Настя работает не только для себя и брата, но и для всего колхоза. «Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах».
Настя – заботливая девочка. Она старается быть во всем похожей на свою мать, которая недавно умерла от болезни. Настя заботится о своем брате. Она способна успокоить Митрашу, который был упрямым по характеру: «Настя, заметив, что брат начинает сердиться, вдруг улыбнулась и погладила его по затылку. Митраша сразу успокоился».
Поступки
Образ Насти «Кладовая Солнца» характеризуется также ее поступками. В свои 12 лет она ведет себя как заботливая мать. Когда Настя собирается за ягодой, она берет с собой хлеб, молоко и картошку, потому что предполагает, что они могут заблудиться.
Настя во всем берет пример с покойной матери: она вспоминает, как мама ходила за грибами и обвязывает через плечо полотенце, чтобы большой вес клюквы не резал ей плечо.
Когда перед братом и сестрой встает выбор, куда же пойти за ягодой, Настя осторожничает и выбирает безопасный путь – проторенную дорожку. Девочка поступила себя благоразумно, и именно за это качество ценили Настю в деревне. После случая с клюквой односельчане «одобряли, и что она благоразумно звала брата на торную тропу, и что так много набрала клюквы».
Однако сама Настя винит и корит себя за то, что все внимание уделила сбору клюквы. Она хотела все «больше и больше». В это время она совсем забывает про своего брата, который, по ее мнению, сейчас «в темном болоте голодный идет».
Настя не может простить себе ту жадность, которую она проявила на палестинке. Автор не винит маленькую девочку за поступок, он дает ей шанс искупить свою вину. Всю собранную клюкву девочка отдает детдому, где находились эвакуированные ленинградские дети. Только тогда жители села узнали, насколько сильно Настя переживала из-за своей жадности. После случая в лесу Настя стала более внимательной к другим людям и их проблемам.
Источник
Характеристика Насти в сказке-были «Кладовая солнца» Пришвина: образ, описание внешности и характера
Настя и Митраша. Художник А. М. Китайский |
Характеристика Насти в сказке-были «Кладовая солнца» Пришвина: образ, описание внешности и характера
Возраст Насти — 12 лет:
«. Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. »
«. Настя постарше брата на два года. »
О внешности Насти известно следующее:
«. Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх. »
«. носики такие задорные. »
«. девочке, похожей на Золотую Курочку на высоких ножках. »
«. прежняя Золотая Курочка на высоких ножках. «
Настя и ее брат Митраша являются сиротами. Их мать умерла от болезни, а отец погиб на войне:
«. осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне. »
«. деревенские сироты знали хорошо, что такое осенняя клюква. «
Настя и Митраша живут в селе:
«. В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля-Залесского. » (Ярославская область)
Настя с братом сами ведут хозяйство:
«. После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен. »
«. Давай-ка вместе полоть, — скажет сестра. И брат тоже начинает полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку полоть. «
Настя и ее брат Митраша являются простыми детьми:
«. И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие. «
Настя — милая девочка:
«. Они были очень милые. «
Она является умной девочкой:
«. очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо. »
«. И какие это были умные детишки. «
Настя — трудолюбивая девочка:
«. Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах. «
Настя и ее брат Митраша живут дружно:
«. И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы. »
«. друзья пошли по тропе, указанной стрелкой. »
«. Бывало, раньше дома часу не поработает Настенька, чтобы не вспомнился брат, чтобы не захотелось с ним перекликнуться. А вот теперь он ушел один неизвестно куда, а она и не помнит. »
«. друзья стали греться у костра, готовить себе еду и ночлег. «
Трудолюбивая Настя рано встает и поздно ложится, потому что много работает:
«. Еще до свету Настя задала корм всем своим животным. »
«. Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи. «
Настя является ласковой девочкой. Когда ее брат сердится, она гладит его по затылку и тот успокаивается:
«. Так, помучив строптивого брата, Настя оглаживает его по затылку. »
«. Настя, заметив, что брат начинает сердиться, вдруг улыбнулась и погладила его по затылку. Митраша сразу успокоился. «
Настя — осторожная девочка:
«. Нет, — ответила Настя, — мы пойдем вот по этой большой тропе, куда все люди идут. Отец нам рассказывал, помнишь, какое это страшное место. «
Она является благоразумной девочкой:
«. И благоразумная Настя предупреждала его. »
«. все одобряли, и что она благоразумно звала брата на торную тропу, и что так много набрала клюквы. «
Настя и история с клюквой
«. любимый брат там где-то, в темном болоте, голодный идет. Да она и о себе самой забыла и помнит только о клюкве, и ей хочется все больше и больше. «
«. Но когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду. Тут-то вот мы, войдя в доверие девочки, узнали от нее, как мучилась она про себя за свою жадность. «
Это был цитатный образ и характеристика Насти в сказке-были «Кладовая солнца» Пришвина, описание внешности и характера героини, материалы для сочинения.
Источник
Конспект урока литературы 6 класс Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке — были М. Пришвина «Кладовая солнца»
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Методическая разработка по литературе «Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке — были М.Пришвина «кладовая солнца»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literature_prishvin_m._kladovaya_solntsa.docx | 24.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе. 6 класс.
Тема: Сравнительная характеристика Насти и Митраши
в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».
Учитель: Ранюк Ж.С.
Тип урока : урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Цель: понять поступки героев сказки-были в дальнейшем через раскрытие особенностей их характера и литературные портреты.
Учить работать с текстом, на основе прочитанного выделять черты характера главных героев; анализировать поступки детей, их поведение для понимания идеи сказки-были М.Пришвина. Повторить теорию литературы (портрет, изобразительно-выразительные средства).
Развивать образное и критическое мышление, устную речь, творческий потенциал обучающихся. Совершенствовать технику выразительного чтения. Пополнять словарный запас школьников.
Воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев произведения (чувство красоты, доброты, уважение друг к другу, бережное отношение к природе). Задуматься об ответственности человека за судьбу природы и за близких людей.
Методы: метод сравнительного анализа, метод аналитической беседы, метод работы с текстом, метод самостоятельной работы.
Формы работы: общеклассная, дифференцированная, групповая.
Педагогические технологии: элементы проблемного обучения, исследование, информационно-коммуникативные и здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: раздаточные материалы для учащихся; рисунки.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
- Организационный этап. (Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.)
— Здравствуйте ребята. Поприветствуйте, пожалуйста, наших уважаемых гостей. Я надеюсь, вы с удовольствием поделитесь своими знаниями с гостями, а вместе мы с вами сделаем важные выводы на сегодняшнем уроке.
- Этап подготовки учащихся к активному усвоению материала. (Организовать познавательную деятельность учащихся, обеспечить готовность к усвоению.)
— На прошлом уроке мы начали знакомство с творчеством замечательного русского писателя М.М.Пришвина.
— Что вы о нем запомнили?
— Сын писателя Петр Михайлович Пришвин вспоминал об отце: «После охотничьего броска по торфяным болотам, немного передохнув, он энергично забрасывает ногу на ногу, вынимает из бокового кармана записную книжку, кладет её на коленку, берет карандаш и начинает что-то записывать, изредка прерывая запись, смотрит в бездонное небо, шевелит губами и опять спешно что-то записывает».
— А как вы думаете, что он мог записывать?
— У Пришвина много растений, повадок животных, их мест обитания. Писатель любил природу, был наблюдательным, внимательным. Он был путешественником, много ездил и ходил по стране, искал уединение в природе. Мы сегодня с вами подобно М.М. Пришвину тоже отправимся в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей, посмотрим, какие трудности пришлось испытать им в дороге, как они с ними справились, чему научились.
Формулирование темы и цели урока, выявление проблемы.
— Главные герои сказки-были – Настя и Митраша. Они схожи? А разница между ними есть? Сформулируйте тему урока.
— Тема сегодняшнего урока: Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца». Запишите число, тему урока.
— Поставьте перед собой цели на урок.
Сегодня мы поработаем с текстом сказки-были, исследуем черты характера главных героев, поговорим об их поступках, поведении, попробуем посмотреть на одну и ту же ситуацию выбора Насти и Митраши с разных сторон.
— А что значит слово «сравнивать»? (Находить общее и различное.)
— Эпиграфом к уроку служат слова Михаила Михайловича Пришвина: “ Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю”.
— Как вы их понимаете?
— Через отношение к природе, к миру, к другим людям познается человек. Природа и люди являются главными героями замечательной сказки-были.
— Хочется подчеркнуть тот факт, что Михаил Михайлович Пришвин никогда не считал себя детским писателем, но многие его произведения о детях. Вот и сегодня мы продолжим знакомиться с удивительным произведением о детях, сказкой – былью “Кладовая солнца, и его героями – Настей и Митрашей. Попробуем создать их литературные портреты по предложенным отрывкам.
– Ребята, скажите, а что такое портрет литературного героя?
— Литературный портрет – описание внешнего и внутреннего мира героя. Запишите определение в тетрадь.
— Ответьте на вопросы:
1. Где и когда происходит действие в произведении?
2. Вспомните, как жили Настя и Митраша после смерти родителей? Какие отношения сложились между ними?
3. Какое у ребят было хозяйство? (Корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, овцы, куры и поросенок Хрен).
4. За счет чего жили дети? (Хозяйство, бондарное дело Митраши, помогали соседям).
5. Как соседи относились к детям? (Любили и уважали их). За что? (Они всем помогали, справлялись со своим хозяйством, были дружны.)
6. Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения?
— В тексте встречается много сложных слов. Посмотрим, как вы в них разбираетесь.
Словарная (лингвистическая) работа
— Выполните взаимопроверку, взаимооценивание:
ПАЛЕСТИНКА – ОТМЕННОЕ МЕСТО В ЛЕСУ
ЕЛАНЬ – ТОПЬ В БОЛОТЕ
СУХОДОЛ – ДОЛИНА БЕЗ ВОДЫ
МАНОК – СВИСТОК ДЛЯ ЗАМАНИВАНИЯ ПТИЦ, ЗАГНЕТКА – УГЛУБЛЕНИЕ В РУССКОЙ ПЕЧИ ДЛЯ ГОРЯЩИХ УГЛЕЙ
- Этап усвоения новых знаний.
(портреты Насти и Митраши)
— Посмотрите внимательно на портреты Насти и Митраши, созданные художником. Что вы можете сказать об их внешности?
— А вы слышали такую пословицу: «По одежке встречают, по уму провожают?»
— О чем она говорит? (Внешность бывает обманчива.)
— Перед нами только внешние портреты. А нам предстоит создать ещё и внутренние портреты детей.
— То такое, по-вашему, внутренний портрет человека? (Описание характера, поведения и т.д.)
— Помогут нам словесные описания героев.
— Найдите их в тексте.
— Самостоятельно перечитайте описание Насти и заполните таблицу, лежащую у вас на столе. (Инструктаж по заполнению таблиц. Самостоятельная работа с дальнейшей проверкой).
(словесный портрет Насти)
— Таким же образом исследуйте портрет Митраши.
(словесный портрет Митраши)
— Сделаем выводы: что общего вы нашли в литературных портретах Насти и Митраши?
- Внешние сходства
- Внутренние
- Отношение жителей
- Отношение автора
Дети: в золотых веснушках, носики чистенькие и глядели вверх. Умные, трудолюбивые, хозяйственные, заботливые, деловитые.
Старались помочь им; наши любимцы.
Они были очень милые.
Настя – уступчивая и благоразумная.
Митраша – строптивый (упрямый).
– Скажите, а для чего мы с вами составляли литературные портреты героев?
(Чтобы понять их характеры и почему они поссорились.)
— Какова завязка сюжета? С чего все начинается? (Дети собираются пойти на болото за клюквой.)
( Сообщение учащегося о пользе клюквы.)
— Прежде чем пойти в лес, нужно что сделать? (Собраться)
— Отберите те предметы, которые взял с собой Митраша? (Ружье, манки, компас, топор, сумка)
— А что взяла Настя? (Полотенце, корзина, молоко, хлеб, картошка)
— Какие черты характера детей проявляются в них во время сборов?
-Добавьте еще 3 предмета, которые взяли бы вы, объясните почему?
— Продолжим беседу. Собравшись, Настя и Митраша отправляются в путь.
— Что первым встретилось на их пути? (Переплетенные ель и сосна)
— Прослушайте притчу о них (чтение учителя)
— Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Какой прием использует автор? (Олицетворение). Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого.
— Кого напоминаю нам эти деревья? Почему? (Настю и Митрашу)
— Смысл притчи в том, что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга.
— На какое болото пришли Настя и Митраша? (На Блудово)
— Почему оно так называется?
— Настя и Митраша пошли разными тропами.
— Как это произошло? Докажем строчками из текста. Прочитаем по ролям ссору детей.
— Что происходило в это время с Настей? (Она пошла по своей тропе.)
— Когда Настя вспомнила про брата?
— Кто и почему спас Митрашу? (Травка)
— Как вы думаете: Настя осознала свою вину?
— В чем ее вина? (В том, что она старшая.)
— A прав ли был Митраша, когда пошел по своему пути? Почему? (Чуть не лишился жизни.)
- Этап проверки понимания учащимися нового материала.
— Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Вернемся к ней.
— Зачем мы сравнивали героев? (Чтобы понять смысл их поступков.)
— Что нам хотел показать М.Пришвин на примере Насти и Митраши?
6. Подведение итога урока.
— У М.Пришвина есть замечательный завет: дружба помогает выжить в суровых условиях жизни.
— А вы знаете, что о дружбе гласит народная мудрость? (Пословицы детей). Запишите наиболее понравившиеся в тетрадь.
- Написать мини – сочинение «Дружба в моей жизни» («4», «5»).
- Составить план («3»).
— Какое настроение вы унесете с собой с урока?
Источник