План рассказа Кладовая солнца Пришвина
Краткое содержание сказки-были «Кладовая солнца»:
Во всех болотах скрыто большое богатство. Болота сохраняют остатки погибших растений. В них накапливается торф, пропитанный энергией солнца. Поэтому болота можно назвать «кладовыми солнца». И наша история случилась вблизи Блудова болота.
В одном из деревенских домов жили сироты брат и сестра. Насте было двенадцать, а Митраше – десять. Настя была высокой и с веснушками. А Митраша невелик ростом, но плотный и сильный. Когда дети осиротели, им помогали соседи. А после дети начали самостоятельно вести хозяйство.
Наступила весна, и дети пошли за клюквой на болото. Митраша взял ружьё и компас, а Настя корзину с едой. Дети знали от родителей, что в Блудовом болоте есть замечательная поляна, на которой много ягоды. И ребята приняли решение пойти именно туда.
Отправились в дорогу ребята ранним утром. Да спорить начали брат с сестрой: какой тропой пойти. Митраша хотел пойти северной тропой, по которой не решались ходить люди. А Настя спорила за более безопасный путь. Поссорились ребята, и каждый пошёл так, как считал правильным.
Недалеко от развилки начала выть от тоски собака Травка. Её хозяин умер, и она жила сама по себе. Услышал этот вой Серый Помещик – самый страшный волк. Но тут Травка побежала за зайцем, но почувствовала людской запах. По этому следу она и помчалась.
И вот Митрашё тропа привела к Слепой елани. Мальчик захотел сократить путь, потому что видел прекрасную поляну. Но он не знал, что это самое опасное место болота. Митраша зашёл уже довольно далеко, как болото его засосало. Не прошло и секунды, как провалился мальчик по самый пояс. Настя кричала брату, он отзывался, но сестра его не слышала.
Девочка всё ещё шла своей дорогой и увидела много клюквы. Она совершенно забыла про брата и принялась собирать ягоду. Вспомнила она про Митрашу лишь вечером. Тут Настя увидела Травку. Собака вновь побежала за зайцем и прибежала на Слепую елань.
Мальчик увидел собаку и быстро придумал план спасения. Он позвал Травку, собака доверчиво подошла к Митраше. Он схватил Травку за лапы, собака дёрнулась и вытащила его из болота.
Митраша был слишком голоден и собирался застрелить зайца, как неподалёку увидел волка. Набрался смелости мальчик, выстрелил и убил Серого Помещика. На громкий звук примчалась Настя. Детям пришлось ночевать на болоте, а с рассветом они вернулись в деревню с целой корзиной клюквы и всем рассказали про волка. Не все верили. Но потом люди пошли на болото и принесли тело волка.
Считали Митрашу после этого героем. Мальчик уже вырос, а Настя чувствовала вину за то, что забыла о брате. Всю ягоду ребята отдали детям, которые были во время войны в Ленинграде.
Также читают:
Картинка к сочинению план рассказа Кладовая солнца
Популярные сегодня темы
Заканчиваются холода, наступает тот миг, когда все живое наконец-то просыпается и готовится вдохнуть теплый воздух. Первые ростки начинают шевелиться. Ветви берез потихоньку сбрасывают с себя ледяные оковы.
Эпохальный роман “Тихий Дон”, рассказывающий о значительном для казачества послереволюционном периоде, раскрывает достаточно много, по своему уникальных, женских образов. Что наиболее интересно, женщины в романе, сравниваются с разными растениями
Дисциплина, пожалуй, одно из тех слов, которые так часто могут употреблять учителя в разговорах со своими учениками, напоминая им о том, как надо себя вести, или родители, когда говорят
«Я пошёл в пятый класс в сорок восьмом году». «Но едва я остался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне»
Образ главного героя не имел прототипа и был собирательным. Возможно поэтому каждый читатель может в каких-то моментах узнать себя или кого-то из знакомых.
Источник
Пришвин «Кладовая солнца». Как написать, составить план сказки?
кладовая солнца план по главам (12 глав)
По рассказу «Кладовая солнца» составим план в 12 пунктов по количеству глав
1). Брат и сестра Веселкины.
2). Дети собираются за клюквой.
4). Каждый идет своей тропой.
5). Антипыч с собакой.
7). Травка решает, куда ей идти.
8). Митраша попал в болото.
9). Настя не вспомнила о брате, пока не собрала полную корзину клюквы.
10). Травка гонится за зайцем.
11). Митраша выбирается из болота.
12). Дети возвращаются домой вместе.
План к рассказу М. Пришвина «Кладовая солнца» составлю, следуя по сюжету произведения. Вначале автор знакомит читателей с героями рассказа.
План рассказа «Кладовая солнца»
- Кто такие Настя и Митраша
- Дети собираются в лес за клюквой.
- Утренний лес, голоса птиц.
- Дети обсуждают дорогу до Блудова болота.
- Ссора Насти и Митраши.
- Дети расходятся в разные стороны.
- Рассказ про старого охотника Антипыча и его собаку Травку.
- Собака Травка выходит по следу к Митраше.
- Беда с Митрашей.
- Собака, приняв мальчика за старого охотника, спасает его из болота.
- Настя собирает клюкву, забыв про брата.
- Настя забеспокоилась, ищет и находит Митрашу.
- Старый волк
- Митраша убивает волка.
- Возвращение детей в деревню с добычей.
План сказки-были «Кладовая солнца» Михаила Пришвина для пересказа:
- Характеристика Митраши и Насти Веселкиных (сироты, Золотая курочка на длинных ножках, мужичок в мешочке, Настя — трудолюбивая, Митраша — умный и деловитый).
- Раннее утро. Дети собираются в лес за клюквой. (Митраша взял с собой компас и ружье, Настя — корзину с хлебом и картошкой).
- Дети поссорились, пошли по разным тропам (Настя пошла по протоптанной тропе, а Митраша — по еле заметной, идущей на север).
- Описание весеннего леса (Блудово болото: Палестинка, борины Высокая грива и Звонкая борина, Слепая Елань, Сухая речка, птицы: куропатка, селезень, глухарь, выпь, кряква, вороны и сорока, ель и сосна).
- Митраша попал в беду (мальчик свернул с тропинки и провалился в болото по грудь).
- Настя с жадностью собирает клюкву на Палестинке.
- Пес Травка нашел детей (сначала он встретил Настю, затем вытащил из болота Митрашу).
- Митраша застрелил волка Серого разбойника.
- Дети возвращаются в село.
Для вас я составила план по главам — практически этот план является кратким содержанием рассказа «Кладовая солнца«.
- Глава 1: Сестра Настя и брат Митраша живут одни в деревенском доме без родителей.
- Глава 2: Поход на Блудо болото за клюквой.
- Глава 3: По дороге дети слышат вой волка, но продолжают идти на болото.
- Глава 4: Настя и Митраша поссорились из-за тропинки и разошлись в разные стороны.
- Глава 5: Собака Травка и её жизнь в лесу после смерти хозяина.
- Глава 6: Волк, которого не смогли выловить охотники, живёт в лесу.
- Глава 7: Собака Травка охотится за зайцем и чувствует запах от корзинки Насти, где лежит хлеб.
- Глава 8: Митраша попадает в яму болота.
- Глава 9: Собака Травка находит Настю, которая собирает клюкву. Настя зовёт Митрашу, но тот не откликается.
- Глава 10: Собака Травка погналась за зайцем в сторону болота. Волк идёт по следу Травки.
- Глава 11: Травка находит Митрашу и ползёт к нему. Митраша, ухватившись за лапы собаки, выползает из болота.
- Глава 12: Волк, который шёл по следу Травки, появляется перед Митрашей и Митраша стреляет в волка из ружья. Волк убит. Дети возвращаются домой.
1) Брат и сестра: действие рассказа происходит после войны, детям, оставшимся без родителей, приходится самостоятельно вести хозяйство. Это притом, что Насте только 12, а ее брату Митраше — всего 10 лет.
Домашние заботы: Настя с утра до ночи хлопотала по хозяйству, брат, как мог, помогал ей, а между делом мастерил различные предметы и приспособления, нужные в хозяйстве.
2) Ребята решают пойти за клюквой на Блудово болото.
3) Описание Блудова болота.
4) Непростой выбор: Настя и Митраша не могут договориться, какой тропкой идти. Решают, что Митраша пойдет свои путем, а Настя своим.
5) Антипыч и его собака Травка.
6) История про волка.
7) Травка и Митраша.
8) Страшное происшествие: Митраша провалился в болото. Вдалеке слышен голос Насти, разыскивающей брата.
9) А Настя в это время собирала клюкву.
10) Травка бежит за зайцем.
11) Встреча с Травкой, старой охотничьей собакой, оставшейся без хозяина. Травка помогает Митраша стреляет в него и убивает.
Источник
Составьте пожалуйста план первой главы рассказа «Кладовая солнца». Сколько абзацев, столько
Составьте пожалуйста план первой главы рассказа «Кладовая солнца». Сколько абзацев, столько и пт плана.
- Софья Курскова
- Русский язык 2019-09-24 17:00:35 30 1
Для вас я составил план по главам — фактически этот план является коротким содержанием рассказа «Кладовая солнца».
Глава 1: Сестра Настя и брат Митраша живут одни в деревенском доме без родителей.
Глава 2: Поход на Блудо болото за клюквой.
Глава 3: По дороге малыши слышат вой волка, но продолжают идти на болото.
Глава 4: Настя и Митраша поссорились из-за дорожки и разошлись в разные стороны.
Глава 5: Собака Травка и её жизнь в лесу после погибели владельца.
Глава 6: Волк, которого не смогли выловить охотники, живёт в лесу.
Глава 7: Собака Травка охотится за зайцем и чувствует запах от плетенки Насти, где лежит хлеб.
Глава 8: Митраша попадает в яму болота.
Глава 9: Собака Трава находит Настю, которая собирает клюкву. Настя зовёт Митрашу, но тот не отзывается.
Глава 10: Собака Трава погналась за зайцем в сторону болота. Волк идёт по следу Травы.
Глава 11: Трава находит Митрашу и ползёт к нему. Митраша, ухватившись за лапы собаки, выползает из болота.
Глава 12: Волк, который шёл по следу Травы, возникает перед Митрашей и Митраша стреляет в волка из ружья. Волк убит. Дети ворачиваются домой.
Источник
Тематическое планирование системы уроков по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Тематическое планирование системы уроков по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_sistemy_urokov_po_skazke-byli_m._prishvina_kladovaya_solntsa.docx | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование системы уроков по сказке-были Пришвина «Кладовая солнца».
В программе под редакцией В. Я. Коровиной даны варианты примерного тематического планирования системы уроков литературы, в которых изучению М. М. Пришвина и его сказки-были «Кладовая солнца» отводится 4 часа. В расчете на эти данные мы построим наше тематическое планирование.
Тема: М. М. Пришвин «Кладовая солнца» — нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.
Обучающая: познакомить с биографией М. М. Пришвина; Раскрыть особенности образов Насти и Митраши.
Развивающая: развивать и совершенствовать диалогическую и монологическую речь учеников, навыки чтения, умение давать развёрнутый ответ на вопрос, а также развивать наглядно-образное мышление.
Воспитывающая: Способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей.
Тип урока: объяснение нового материала
Вид урока: смешанный (вступительное занятие + урок чтения и анализа текста)
Программа по литературе: под ред. В. Я. Коровиной, М.: Просвещение 2008 г.
Учебник по литературе: Литература 6 класс, т. 2, Коровин В. И., М. 2008 г.
Методы и приёмы
Приветствие и вступительное слово учителя
II. Объяснение нового материала
Лекция учителя о биографии М. М. Пришвина. Учитель включает презентацию, в которой даны основные сведения о жизни, судьбе Пришвина, а также мнения и отзывы о нём, ряд фотографий, а также портреты писателя.
В ходе просмотра презентации учитель даёт задание – записать факты биографии и черты писателя в тетрадь.
Лекция – презентация; репродуктивный метод
(Читает учитель и даёт комментарий; акцентирует внимание учеников)
Репродуктивный метод; запись тезисов в тетрадь
III. Проверка усвоения материала
Беседа с учениками по поводу услышанного:
— Чем на ваш взгляд интересна судьба и личность Пришвина?
— Работа с фотографиями Пришвина
— А теперь обратимся к портретам Пришвина
— Как изображают художники писателя?
— Чем отличаются портреты?
— Понравились ли они вам? Чем?
Аналитическая беседа; Эвристический метод
Работа с иллюстрациями
Аналитическая беседа; Эвристический метод
IV. Объяснение нового материала
Беседа с классом по заранее прочитанному тексту :
— место действия? Иллюстрация И. Бруни («Село»)
— Главные герои сказки–были?
— Что называется портретом в литературном произведении?
— Найдите в тексте портрет Насти.
— Прочитайте портрет Митраши.
Портреты детей работы И. Бруни
Давайте составим кластер («Образ героя»), используя описания детей Пришвиным и глядя на картины Бруни. Есть ли отличия в восприятии детей у писателя и художника?
Сравнительная характеристика детей.
— Как изображает автор детей?
— Остановимся на тех эпитетах и сравнениях, с помощью которых характеризуются дети. Что такое эпитет?
— Докажите словами из текста, что Настя и Митраша отличаются трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью. Они любят и помнят своих родителей.
— Почему автор не описывает игры детей?
— Как Митраша и Настя относятся друг к другу?
Аналитическая беседа; Эвристический метод
Метод творческого чтения; комментированное чтение
Работа с иллюстрациями;
Метод творческого чтения; комментированное чтение
Аналитическая беседа; Эвристический метод
Метод творческого чтения; комментированное чтение
Аналитическая беседа; Эвристический метод
V. Подведение итогов (2 мин.)
— Какими вам представляются Митраша и Настя?
— Схожи ли ваши представления с иллюстрациями Бруни?
Аналитическая беседа; эвристический метод
VI. Домашнее задание (1 мин.)
Дочитать «Кладовую солнца».
Тема: образ природы в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца».
Цель: раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы.
Тип урока: Объяснение нового материала
Вид урока: чтение и анализ текста
Методы и приёмы
Вступительное слово учителя
II. Проверка домашнего задания
Викторина «Внимательный ли ты читатель?»
III. Подготовка к изучению нового материала
Как известно, М. М. Пришвин является мастером пейзажа в литературе. А каких художников, которые изображали пейзаж, вы знаете?
На экране картины художников – пейзажистов (И. И. Шишкина, А. И. Куинджи, А. М. Васнецова)
— Какие из картин данных художников на ваш взгляд могли бы послужить иллюстрациями к сказке-были Пришвина и почему?
Аналитическая беседа; Эвристический метод
Работа с иллюстрациями; эвристический метод
IV. Объяснение нового материала
Живая природа в произведении
Пришвин также является мастером изображения живой природы. А кого из художников-анималистов знаете вы?
На экране картины работ Р. Бейтмана, Р. Поортвита, К. Брендерса, Э. Г. Ландсира, Е. И. Чарушина) + аудиозапись «звуки природы»
— Прочитайте начало отрывка «Ель и сосна»…
На экране иллюстрация Воловича «Ель и сосна, растущие вместе»
— Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ. Как называется такое изображение в литературе?
— Какие животные встречаются детям?
— Как именно злые силы природы мешают детям, стараются запугать, уйти из леса?
— И наоборот, как добрая природа успокаивает детей, помогает им.
— Как же дети ведут себя в лесу?
— Эпизод «Спор детей о дороге»:
— Как ведут себя брат и сестра, оставшись наедине с природой?
— Почему Митраша становится пленником болота?
— Давайте прочитаем «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча.
Рассмотрение портрета Антипыча и его сторожки работы В. В. Воловича (графический рисунок)
— Что не договаривал лесник?
— Как понимаете эти слова?
— Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя вещами. Какими?
На экране изображение Травки работы И. Бруни; картины Ландсира. Как художники изображают собаку? Почему картины Ландсида так названы? Действительно ли собака друг человека и гуманный член общества?
— Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Докажите это словами из текста.
— Вернёмся на дорогу, по которой шла Настя. Она выбрала правильную дорогу: не случайно именно она нашла клюквенную палестинку. Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая путь Насти? Найдите отрывок «Лесные ягоды», и нам станет понятно, что Пришвин подбирает «ласковые слова», чтобы передать ласковое отношение к природе.
— Как же ведёт себя Настя среди такого богатства? И кого она встречает в лесу?
(На экране иллюстрации Воловича — лось, змея, встретившиеся Насте)
— Что же заставило девочку осознать свой поступок?
— Что же Насте представилось?
Аналитическая беседа; Эвристический метод
Рассмотрение картин художников
Метод творческого чтения; комментированное чтение
Аналитическая беседа; Эвристический метод
Рассмотрение картинок животных.
Метод творческого чтения; комментированное чтение
Источник