Образ и характеристика Насти — героини сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
Сказка-быль Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца», написанная в 1945 году, — это правдивая сказка. В ней описаны правдивые события, но есть тут и сказочные мотивы. Писатель рассказал в ней об осиротевших в Великую Отечественную войну детях. Главные герои произведения — двенадцатилетняя Настя и её десятилетний брат Митраша, жившие в селе около Переславль-Залесского. Образ и характеристика Насти поможет понять основную идею сказки-были «Кладовая солнца».
Портрет
Девочка Настя — главная героиня сказки-были. Давая описание её внешности, Пришвин употребляет слова, имеющие ласкательную окраску, замечает, что она и её брат были очень милыми детьми. Автор называет Настю Золотой Курочкой на высоких ножках: она была хлопотлива, как курочка, волосы её отливали золотом, а на лице были крупные веснушки, похожие на золотые монетки, только курносый носик был без веснушек.
Характер, поступки
Настя и её брат Митраша были сиротами: их отец погиб на фронте, а мать умерла от болезни. Детям досталась от родителей изба, корова, тёлушка, коза, овцы, поросёнок, петух и куры. Сначала детям помогали соседи и дальние родственники, но скоро они сами научились ухаживать за животными и вести своё большое хозяйство.
Настя была очень трудолюбива, всё время она чем-нибудь занималась:
- участвовала в общественной работе (работала на колхозных лугах, полях, скотном дворе, помогала рыть противотанковые рвы);
- училась в школе;
- занималась домашним хозяйством.
Девочка просыпалась очень рано, заслышав трубу пастуха. Выгоняла она своё стадо со двора на улицу к общему стаду, затем растопляла печь, и начинался её хлопотливый день. Настя была прилежна, старательна, во всём подражала матери.
С братом Митрашей у неё были дружеские отношения. В их дружбе было прекрасное равенство, так как Настя старалась, чтобы её упрямый брат не зазнавался. Митраша считал себя хозяином в доме и хотел во всём подражать отцу. Вспомнив, как отец наставлял мать, Митраша тоже начинал учить свою сестру, но она просто слушала его и улыбалась. Тогда брат начинал злиться, но, когда сестра погладит его по затылку, сразу успокаивался. А Настя предлагала ему вместе что-нибудь делать в огороде: огурцы полоть, картошку окучивать, свёклу мотыжить. Так благодаря Насте у неё с братом сохранялась дружба, а иначе упрямый Митраша бы зазнался.
Настя очень хозяйственная, предусмотрительная девочка. В конце апреля, собираясь на болота за сладкой перезимовавшей клюквой, она накормила всех своих животных. С собой она взяла корзину, повесила её себе через плечо, подложив полотенце, чтобы тяжесть не резала плечо — так делала мама, когда ходила за грибами. В корзину Настя положила хлеб, поставила бутылку молока. Высыпала девочка в корзину из чугунка и варёную картошку — она могла пригодиться, если они с братом заблудятся.
Шагая по Блудову болоту, дети дошли до Лежачего камня. Там была развилка широкой болотной тропы: направо шла плотная тропа, а прямо — слабенькая. Митраша помнил, что отец говорил, что если идти по тропе на север, там будет палестинка, где очень много клюквы. Поэтому, проверив направление троп по компасу, он решил, что нужно идти по слабой тропе. Настя уговаривала его идти по плотной тропе, где все люди ходят, но упрямый Митраша настаивал, что нужно идти по еле видной тропке, которая вела на север, как отец говорил. Сестра убеждала его, что отец шутил, а Митраша ему поверил. Она говорила, что слабая тропка ведёт, наверно, в Слепую елань, где утонуло много людей и скота. Но Митраша сказал, что пусть сестра идёт по тропе, а он пойдёт по тропке на север. Мальчик пошёл, не подумав ни о пище, ни о корзине для клюквы. Настя не напомнила ему об этом, потому что очень рассердилась, и пошла по общей тропе. Так произошла ссора Насти и Митраши, прежде очень дружных между собой.
Настя начала собирать клюкву, и хотелось ей набрать её как можно больше, одолела девочку жадность к ягодам. А когда девочка набрела на палестинку, спрятанную между кустами можжевельника, о которой говорил отец, то не вспомнила о брате, а стала жадно собирать клюкву. Увидев собаку и признав в ней собаку лесника Антипыча, Настя хотела ей дать хлеба, но он был полностью засыпан клюквой. Только сейчас вспомнила девочка, что где-то брат ходит голодный, и закричала: «Братец, Митраша!» Избавилась она от наваждения, от жадности и снова стала прежней доброй и заботливой девочкой. Найти брата помог ей его выстрел — Митраша смог убить старого матёрого волка Серого помещика. Настя, услышав выстрел, закричала, брат ей ответил, и она прибежала к нему.
Настя вообще-то была нежадной, но она так увлеклась сбором клюквы, что забыла о брате, и потом очень стыдилась этого. В селе её никто не упрекал в жадности, даже хвалили за то, что много клюквы набрала. Но Настя была девочка совестливая и совсем не эгоистка. Она очень мучилась за свою жадность, за то, что из-за неё забыла о брате. Всю клюкву девочка отдала в детдом для детей, эвакуированных из Ленинграда.
Отношение автора к Насте
Пришвин уважительно и ласково пишет о героях сказки-были «Кладовая солнца». Уважает он их за трудолюбие, самостоятельность, дружбу. Автор называет Настю Золотой Курочкой на высоких ножках. Но когда она, охваченная жадностью к клюкве, забыла о брате, писатель называет её «прежней» Золотой Курочкой на высоких ножках. Автор осуждает в Насте жадность, он понимает, что она уже из-за жадности к ягодам забыла не только брата, но и себя. Но всё же автор показал, что на самом деле Настя добрая и совестливая девочка — отдала все собранные ею целебные ягоды больным ленинградским детям.
Вывод
Образ Насти в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» раскрывает тему дружбы и помогает определить идею (главную мысль) этого произведения. Читатель понимает, что, несмотря на разногласия, не нужно ссориться, нужно уметь договариваться и не забывать о друзьях.
Характеристика образа Насти, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Источник
Настя
История персонажа
Творчество Михаила Пришвина славится детальными описаниями российской природы, любовью к родным местам, флоре и фауне любых регионов и местностей нашей страны. Сказка-быль «Кладовая солнца» – сочинение с глубоким смыслом, проповедующее любовь ко всему живому, доброту человеческого сердца и взаимовыручку, которыми славились жители Советского Союза, а теперь и России.
История создания
«Кладовая солнца» – наиболее популярное произведение Пришвина. Оно издано в 1945 году и описывает послевоенное время. По первому замыслу писателя, главным героем рассказа должна была стать собака по кличке Травка. Пришвин хотел назвать произведение «Друг человека». Но название «Кладовая солнца» оказалось более поэтичным. Автор внес свойственные его творчеству описания природы, рассказывая о специфике торфяных болот и их богатствах. На работу с текстом ушло не более месяца.
Сразу за этим сочинением автор издал повесть «Корабельная чаща». Обе книги пропагандируют внимание и трепетное отношение к окружающему миру и всему живому. Писатель уверяет, что осознание природной ценности помогает человеку в нужное время получить необходимую помощь. Главные действующие лица рассказа – дети-сироты Настя и Митраша, заблудившиеся в лесу. «Кладовой солнца» Пришвин именует Блудово болото, которое хранит тепло благодаря залежам торфа. Это место богато уникальными растениями и животными. На фоне природного богатства Пришвин описывает богатство человеческой души
Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца»
Двенадцатилетняя милая девочка Настя, оставшись без родителей, погибших в военные годы, воспитывает брата Митрашу. Аккуратная девчушка с веснушчатым лицом описана нежными ласковыми словами, чтобы читатель понимал, насколько приятны ее внешность и характер.
Рассудительная девочка оказывается в сложной ситуации, в которой судьба брата зависит только от нее. Дети выживают благодаря поддержке родственников и соседей. Их хозяйство не пришло в упадок, ведь Настя выгоняет стадо пастись, топит печь и готовит еду.
Настоящая хозяйка, она старается заменить брату мать, но тот в силу возраста не понимает сложности сложившихся обстоятельств. Десятилетний Митраша часто капризничает и отвергает ласку сестры. Но детские ссоры всегда заканчиваются примирением.
«Кладовая солнца»
В рассказе переплетаются явь и романтическая сказка, поэтому жанрово его определяют, как сказку-быль. В начале произведения автор описывает волшебный мир болот и леса, используя характеристики возвышенного слога. А биография детей, живущих в городке Переславль-Залесский, – это суровая реальность послевоенных лет. Пришвин ласково зовет сирот «Золотая Курочка на высоких ножках» и «Мужичок в мешочке», подчеркивая их самостоятельность и не по годам большие способности. Согласие с миром живой природы достигнуто детьми даже на уровне собственного хозяйства, где жили коровы, коза, овцы, поросенок и куры с петухом.
Однажды дети отправились в лес за клюквой. Их путь лежал через опасную местность – Слепую Елань. Благоразумная Настя была осторожна. Выбирая тропу, она хотела идти по безопасной дороге, а брат, ослушавшись, пошел в другую сторону. Увидев много ягодных кустов, Настя принялась набирать добычу в корзинку, запамятовав о Митраше. Мальчик потерялся на болоте, и сестре пришлось пережить несколько часов ужаса и страданий.
Настя собирает клюкву в лесу
В этом эпизоде важно описание природы, где все направляло Настю на верный путь. Собака Травка, некогда потерявшаяся в этом лесу, случайно вышла навстречу девочке, слыша треск деревьев. Она помогала Митраше выбраться из болота. Встреча с волком стала новым препятствием, которое детям пришлось преодолеть. Мальчик выстрелил в зверя, а Настя, услышав страшный звук, побежала ему навстречу.
У «Кладовой солнца» счастливый конец, поэтому она считается сказкой. В Митраше просматривался теперь будущий герой, а Настя стала внимательнее к близким и окружающим. Когда в село пришли с просьбой о помощи эвакуированным детям, она отдала собранную клюкву. Тем самым девочка искупила свою ошибку в лесу и подарила целебную ягоду тем, кто в ней нуждался. Испытание, выпавшее на долю детей, научило их любить и ценить то, что имеют. Они стали внимательнее друг к другу, и перемены в их характерах не заставили себя ждать.
Настя из повести «Кладовая солнца»
Сказочная составляющая произведения учит видеть прекрасное в человеческих душах и, ориентироваться на окружающий мир, даря ему заботу и понимание. В творчестве Пришвина подчеркивается крепкая связь между человеком и природой.
Цитаты
Автор с нежностью и любовью описывает героев произведения. Дети, на чью участь выпали тяжелые годы лишений, вынуждены жить одни, без родительской любви и совета. Они самостоятельны, но детство, которого заслуживает каждый, было утрачено из-за сложных обстоятельств, в которых оказалась семья.
Нежность и сострадание чувствуются в каждом слове, написанном Пришвиным:
«Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны».
У действующих лиц рассказа нет недостатков, а их вспыльчивость и невнимательность автор списывает на возраст, позволяя героям исправиться и искупить свою вину друг перед другом. Тяжелый труд и правильный образ жизни, который подростки избрали для себя, сделал их полноправными членами общества со стандартами, воспитываемыми в Советском Союзе:
«Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах».
Случай на болотной топи стал уроком для Насти. Она поняла, что случившееся оказалось возможным из-за ее жадности. Девочка страшно мучилась от осознания этого, поэтому при первой же возможности постаралась снять с души тяжкую ношу, поделившись ягодой с ленинградскими детьми.
Источник
Характеристика Насти в сказке-были «Кладовая солнца» Пришвина: образ, описание внешности и характера
Настя и Митраша. Художник А. М. Китайский |
Характеристика Насти в сказке-были «Кладовая солнца» Пришвина: образ, описание внешности и характера
Возраст Насти — 12 лет:
«. Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. »
«. Настя постарше брата на два года. »
О внешности Насти известно следующее:
«. Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх. »
«. носики такие задорные. »
«. девочке, похожей на Золотую Курочку на высоких ножках. »
«. прежняя Золотая Курочка на высоких ножках. «
Настя и ее брат Митраша являются сиротами. Их мать умерла от болезни, а отец погиб на войне:
«. осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне. »
«. деревенские сироты знали хорошо, что такое осенняя клюква. «
Настя и Митраша живут в селе:
«. В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля-Залесского. » (Ярославская область)
Настя с братом сами ведут хозяйство:
«. После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен. »
«. Давай-ка вместе полоть, — скажет сестра. И брат тоже начинает полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку полоть. «
Настя и ее брат Митраша являются простыми детьми:
«. И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие. «
Настя — милая девочка:
«. Они были очень милые. «
Она является умной девочкой:
«. очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо. »
«. И какие это были умные детишки. «
Настя — трудолюбивая девочка:
«. Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах. «
Настя и ее брат Митраша живут дружно:
«. И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы. »
«. друзья пошли по тропе, указанной стрелкой. »
«. Бывало, раньше дома часу не поработает Настенька, чтобы не вспомнился брат, чтобы не захотелось с ним перекликнуться. А вот теперь он ушел один неизвестно куда, а она и не помнит. »
«. друзья стали греться у костра, готовить себе еду и ночлег. «
Трудолюбивая Настя рано встает и поздно ложится, потому что много работает:
«. Еще до свету Настя задала корм всем своим животным. »
«. Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи. «
Настя является ласковой девочкой. Когда ее брат сердится, она гладит его по затылку и тот успокаивается:
«. Так, помучив строптивого брата, Настя оглаживает его по затылку. »
«. Настя, заметив, что брат начинает сердиться, вдруг улыбнулась и погладила его по затылку. Митраша сразу успокоился. «
Настя — осторожная девочка:
«. Нет, — ответила Настя, — мы пойдем вот по этой большой тропе, куда все люди идут. Отец нам рассказывал, помнишь, какое это страшное место. «
Она является благоразумной девочкой:
«. И благоразумная Настя предупреждала его. »
«. все одобряли, и что она благоразумно звала брата на торную тропу, и что так много набрала клюквы. «
Настя и история с клюквой
«. любимый брат там где-то, в темном болоте, голодный идет. Да она и о себе самой забыла и помнит только о клюкве, и ей хочется все больше и больше. «
«. Но когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду. Тут-то вот мы, войдя в доверие девочки, узнали от нее, как мучилась она про себя за свою жадность. «
Это был цитатный образ и характеристика Насти в сказке-были «Кладовая солнца» Пришвина, описание внешности и характера героини, материалы для сочинения.
Источник