Меню

Кладовая солнца пример доброты

Добро и зло в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Настя, Митраша
Настя
Родители Насти и Митраши
Антипыч
Блудово болото
Слепая елань
Ветер
Ель и сосна
Тетерев-косач
Ворон
Серая хмарь
Травка
Серый Помещик
Ядовитая змея
Но прежде, чем мы начнём анализировать текст, кратко перескажите его.
Что мы можем сказать о Насте и Митраше? В какую колонку нашей таблицы мы поместим имена наших героев, читая начало произведения? Почему? И какие это были умные ребятишки!
А что можно сказать о родителях брата и сестры? Мать научила Настю вести хозяйство «точно так же, как и покойная мать, Настя вставала»; «Митраша выучился у отца делать деревянную посуду»; рассказали о клюкве, о том, как идти за ней, как пользоваться компасом, слышать птиц и животных.
Кто из взрослых в сказке помогает и учит детей? Антипыч. Найдите в тексте слова о нём.(«Мы с давних лет ездили к этому Антипычу»( чтение по ролям).
О какой правде говорил старик? «Мы думаем, эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь».
Почему имена Настя и Митраши встречаются на доске дважды? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к эпизоду ссоры брата и сестры (чтение по ролям).
Как ведут себя дети по отношению друг к другу?
Настя выбрала верную тропу и оказалась на палестинке. Ею овладевает жадность, и она становится на сторону злых сил. «Бывало, раньше, дома часу не поработает Настенька, чтобы не вспомнился брат, чтобы не захотелось с ним перекликнуться. А вот теперь он ушёл неизвестно куда, она и не помнит, что ведь хлеб-то у неё, что любимый брат там где-то, в тёмном болоте, голодный идёт. Да она и о себе самой забыла и помнит только о клюкве, и ей хочется всё больше и больше».
Чьими глазами в этот момент мы видим девочку? Глазами лося. «Лось её и за человека не считает: он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни».
Даже лось не признаёт в прежней «золотой курочке» человека, глядя на неё, «как на всякую ползающую тварь».
А с кем в этом эпизоде сравнивает Пришвин девочку? С ядовитой змеёй. «Зло».
Повествуя о реальных героях, реальных событиях, автор объединяет мир людей и мир природы, делает их зависящими друг от друга, показывает постоянное противоборство силы света и тьмы, добра и зла, как в мире людей, так и в мире природы.
Пришвин постоянно и целенаправленно уподобляет природу, живых существ человеку. Как называется такой художественный приём? Олицетворение. Приведите примеры из текста. Птицы и звери имеют свой язык, стремятся «выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово», стонут и воют ель и сосна, тетерев-косач приветствует солнце, старушки-ёлочки мешают Митраше и др.
Борьба доброго и злого начала отражается не только в сюжете повести, но и в пейзаже. Что такое пейзаж в художественном произведении? Описание, картина природы, часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие.
Как пейзаж помогает увидеть представление автора о добре и зле? Посмотрим, как изображает Пришвин восход солнца и борьбу света и тьмы, тепла и холода (гл.4). «Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными ёлочками и берёзками, осветили Звонкую борину Солнце, такое горячее и чистое, вышло Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце от нас, со всеми его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья (ель и сосна), прокалывая друг друга сучьями, завыли, застонали».
В этой пейзажной зарисовке мы встречаемся с такими персонажами как злой ветер, серая хмарь, ель и сосна. Что они олицетворяют – добро или зло? – «Зло». (Текст.)
Через какой образ передаётся приближение солнца к болотной земле? И почему? Через образ тетерева-косача. Видимо, тетерев-косач, сидящий выше даже верхушек деревьев, с высоты видит дальше и первым принимает солнечные лучи.
Какое сравнение использует автор для передачи преображения косача? Он «как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца». «Добро».
Что нарушает ладное пение тетеревов? Птицы затевают драку. Ворона самец потихоньку подбирается к косачу. Не случайно появляется образ ворона в «Кладовой солнца», в фольклоре он олицетворяет зло, несчастье. В момент ссоры Насти и Митраши тоже появляется ворона, предвещая беду. «Зло».
С победой тьмы неблагополучие в мире нарастает. Слабая тропка, по которой отправился Митраша, привела его в Слепую елань.
Что означает слово елань? Топкое место в болоте, всё равно что прорубь на льду.
На стороне добра или зла Слепая елань? Почему? «Слепая елань было место погибельное, и тут на веках немало затянуло в болото людей и ещё больше скота». «Зло».
В чём Слепая елань противопоставлена Блудову болоту, где осталась Настя? Если в Блудовом болоте – в «кладовой солнца» – старейший пласт торфа образует плотный слой, то в Слепой елани почва зыбкая, неустойчивая. «Добро».
На протяжении всего текста активное участие в судьбе детей принимают животные. Мы уже решили, что ворон, ядовитая змея враждебны детям. Какой ещё персонаж, встречающийся и в народных сказках, приносит беду, страх, беспокойство, устраивает охотничьи гонки? Волк Серый Помещик. «Зло». (Огромный лобастый матёрый волк, известный крестьянам злодей Сделался грозой края За одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала их раньше целая стая».)
А кто же из животных оказывается рядом с Митрашей и спасает его? Собака Травка.
На протяжении всего повествования о Травке Пришвин подчёркивает её невероятную понятливость и часто представляет, что могла чувствовать Травка в той или иной ситуации, как она могла бы рассуждать. Рассуждения Травки автор называет «собачьей «молитвой» о человеке» и собачьему вою противопоставляет волчий: «Какой это жалобный вой! Но ты, прохожий человек, если услышишь и у тебя поднимется ответное чувство, не верь жалости: воет не собака, вернейший друг человека, это – волк, злейший враг его, самой злобой своей обречённый на гибель».
Почему именно Травка спасает Митрашу от гибели? Умеет бескорыстно любить, верит в добро, в слово человеческое. «Добро».
Посмотрите на таблицу, которая у нас получилась. Подумайте теперь, что является полюсом света и тьмы, тепла и холода, дарителем и властелином жизни, где идёт эта вечная борьба добра и зла? Солнце.
Почему?
Весь лес с трепетом ждёт выхода могучего Солнца, которое названо «матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки». Под солнцем растут Настя и Митраша, поэтому, возможно, Пришвин рисует их с золотыми волосами и лицами, усыпанными веснушками.
Силы добра и зла ведут свою борьбу под Солнцем, которое устанавливает законы для всего земного мира. С наступлением утра пришло благополучие, радость и счастье к человеку. Чем финал произведения напоминает сказку? Добро побеждает зло. «Охотники за сладкой клюквой идут из леса гуськом, и на плечах у них шест с тяжёлой корзиной, и рядом с ними Травка Когда из детдома обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду».
Один из литературных критиков пишет, что «при прочтении произведений Пришвина вас не покидает ощущение, что за всеми словами о природе скрывается ещё одна, так и не высказанная фраза «Добрым молодцам урок»». Согласны ли вы с этими словами? Чему же учит нас автор сказки-были? Для чего показывает борьбу добра и зла как в человеке, так и в природе? –
Правда жизни заключается в единстве человека и природы.
Художественное произведение отражает нашу с вами жизнь при помощи слова, а в жизни, как в сказке, идёт постоянная борьба добра и зла; и человек только тогда человек, когда он не уступает злу, а борется за торжество любви над всеми проявлениями зла: гордостью, завистью, корыстью, жадностью, глухотой к другому человеку, жестокостью. Всё это нарушает законы нравственного поведения.
И, наверное, Пришвин учит нас верить в то, что добро всё-таки побеждает зло не только в сказках.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идёт Доброта по земле.
И я про неё не забуду,
Хотя забываю о зле.
Юлия Друнина.

Читайте также:  За тучами всегда солнце 3 часть

3.Вывод. Итоги урока.
Запас любви, заботы, доброты в человеке – это то хорошее, чему мы можем научиться друг от друга, это тоже клад, который нужен для продолжения жизни, это тоже кладовая солнца. И дома вам предстоит подумать над вопросом «В чём смысл названия сказки-были?»
Спасибо всем за внимание.
Урок окончен.

  • 89347-6-klass-dobro-i-zlo-v-skazke-byili-mprishvina
    Размер файла: 51 kB Загрузок: 5

Источник

Открытый урок по литературе «Быть счастливым — делать добро»(по сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца»)
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Открытый урок разработан по ФГОС

Скачать:

Вложение Размер
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx 43.35 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

МКОУ «Нижнеждановская СОШ»

Железногорского района Курскоцй области

Аболмасова Анастасия Валерьевна

Технологическая карта урока

Тема урока: «Быть счастливым – делать добро!» (по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

Место урока в изучаемой теме: урок обобщения и систематизации знаний.

Обучающие : постижение философии жизни, заключённой в произведении; познание непрерывности борьбы добра и зла в природе и в человеке как её части; осмысление нравственных категорий правды, любви, добра, справедливости.

Развивающие: развивать критическое мышление, творческий потенциал обучающихся;

Развитие у учащихся навыков исследовательской работы , навыков сотрудничества. Развитие навыков коммуникации устной речи. Умение анализировать отдельные эпизоды и определять их роль в произведении.

Воспитательные: показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире; пробудить в шестиклассниках волнение, чувство переживания; воспитывать в детях чувство красоты, доброты; сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле.

Универсальные учебные действия:

Личностные : передают личностное эмоциональное восприятие; самоопределение; осознание ценности опыта других людей для собственной жизни; осознание ценности литературы как учебника жизни; формирование навыков самоорганизации, навыков самооценки результатов учебной деятельности.

Регулятивные : целеполагание; восприятие, осмысление, запоминание учебного материала; осмысление темы учебного материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению; формирование умения слушать и понимать других; формирование умения формулировать свои мысли; формирование умения сравнивать, сопоставлять, классифицировать элементы информации

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение адекватно реагировать на оценку результатов учебной деятельности другими учащимися, учителем.

Познавательные : самостоятельное формулирование темы урока; соотношение уже усвоенных знаний учащимися с теми, которые неизвестны; развитие умения получать информацию из иллюстрации, текста и строить сообщение в устной форме; развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основания; развитие умения осуществлять поиск необходимой информации; развитие умения строить простые рассуждения

Личностные : формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, диалог с природой, уважение ее законов, бережное отношение, стремление к воссозданию ее ресурсов как непреходящие ценности народного жизненного опыта, воспитание любви к литературе через обращение к художественному тексту.

Метапредметные : умение организовать свою деятельность, определить ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладение элементарными практическими умениями работы с художественным текстом для исследования.

Предметные : умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к литературному жанру. Владение литературоведческими терминами: сказка, быль, олицетворение. Понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней. Умение вести диалог. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

Основное содержание темы, термины и понятия : Жанр. Сказка. Быль. Устное словесное рисование. Образ солнца. Олицетворение природы. Жизнь как борьба. Любовь. Счастье.

Межпредметные связи: искусство, русский язык.

2. Социальная сеть работников образования ( http://nsportal.ru );

3.Электронные образовательные ресурсы ( http://www.eorhelp.ru );

4.Образовательная система «Школа 2100» ( www. school2100.ru );

5. Толковый словарь С.И Ожегова, Н.Ю. Шведова;

6. Н.В. Егораева, Б.А. Макарова «Универсальные поурочные разработки по литературе», 6 кл., 2011 г.

Основные этапы организации учебной деятельности

Источник

Доброта спасет мир? Докажите что доброта спасёт мир, используйте примеры из «Кладовая солнца»

Митраша попав в болото, не растерялся, проявив смекалку и мужество, остался жив. В этом ему помогла Травка. Травка — это умная и добрая собака, она привыкла помогать на охоте Антипычу, поэтому пошла на голос Митраши. «— Затравка! Узнав Антипыча, Травка мгновенно легла. — Ну, ну! — сказал Антипыч.— Иди ко мне, умница! ” Стосковавшись по человеческой ласке после смерти хозяина, Травка принимает Митрошу за Антипыча, и благодаря смекалке мальчик спасается из трясины.

Отрывок:
При корове двум детям не было такой уж нужды, чтобы продавать на рынке деревянную посуду, но добрые люди просят, кому шайку на умывальник, кому нужен под капели бочонок, кому кадушечка солить огурцы или грибы, или даже простую посудинку с зубчиками – домашний цветок посадить.
Сделает, и потом ему тоже отплатят добром.

часть 8
Мы это так понимаем, что все Блудово болото со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство.

Источник

Добро и зло в сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца»

СОШ №21 с углубленным изучением немецкого языка

г. Сыктывкар, Республика Коми

Добро и зло в сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца» (групповая работа).

Цели: 1. Узнать, какие силы добра и зла представлены в произведении.

2. Выяснить, кто из героев может пойти по дороге добра и зла и почему.

3. Ответить на вопрос: «Чему научила сказка и в чем правда жизни?»

Правда в вековечной суровой борьбе за любовь.

На доске портрет писателя, рисунки детей.

1. Обратите внимание на подзаголовок, который дал Михаил Пришвин своему произведению.

2. Докажите, что это быль.

· Спасение собакой мальчика в 1927 году.

3. Докажите, что это сказка.

· Изображен сказочный русский пейзаж;

· Природа живая (говор птиц, реальные и загадочные голоса леса, собака поступает, как человек);

· Есть добрые и злые силы природы;

4. Почему автор использует форму сказки? (Сказка – ложь, да в ней намек… Сказка учит.)

5. Какие цели урока мы поставим?

6. Сегодня мы работаем по группам:

Получив вопросы (сейчас все они на столах) за 2-3 недели до урока, вы, ребята, разделились на группы (3-4 человека; выбрали ответственных в группах, они же и проконтролируют, и помогут, и оценят); собрали в одно высказывание индивидуальные домашние задания, которые распределили между собою.

Все учащиеся работали с произведением, кто-то со словарями, некоторые рисовали. А защищать работу будет тот, кому вы доверяете, он же и выставит вам оценку за собранный материал. Самого красноречивого, умеющего мыслить логически и делать правильные выводы, заслуженно оценят одноклассники.

Выслушав сообщение о героях произведения, можно задавать вопросы, делать дополнения. Будьте вежливы, учитесь слушать, уважайте мнение товарищей, соблюдайте дисциплину.

1группа (Настя и Митраша)

1. Рассказать о детях (Кто они, где и как живут?) Как вы их себе представляете? (Оценим рисунки).

2. Почему сельчане любят и жалеют их?

3. На кого похожи дети? (Докажите примерами из текста.)

НАСТЯ (похожа на мать) МИТРАША (похож на отца)

Вставала в предрассветный час

Делал деревянную посуду, бочонки

Выгоняла животных в стадо

Знал жизнь леса

4. Дайте им характеристику (Какие они?)

Настя и Митраша хозяйственные, умненькие и дружные. Дети хранят жизненные ценности. Мы видим, что М. Пришвин особое внимание уделяет Митраше. А почему? Да потому, что он не по годам серьезен, ответственен, несмотря на то, что он на 2 года младше сестры. Иногда Митраша, как отец, наставляет Настю, проявляет задор хозяина.

Хорохориться – (разг.) Храбриться, задорно горячиться.

Строптивый – упрямый, любящий действовать наперекор кому-нибудь, непокорный.

5. Как дети собираются на болото?

Повесила корзину через плечо

Взяла картошку, хлеб, молоко

Надел старую отцовскую куртку

Взял ружье, манки, компас, топор

6. Почему они чуть не погибли? Ведь они все делают, как родители?

Дети поспорили между собой, по какой тропе идти.

Девочке обидно подчиниться младшему брату; рассердилась

Проявил упрямство: идет по стрелке компаса, как отец учил

7. К каким персонажам сказки можно отнести Настю и Митрашу, когда они разъединились, стали одинокими?

8. Как природа предупреждает их об опасности?

· Автор рассказывает о борьбе двух деревьев, как бы предупреждая, что в природе есть и добро, и зло.

· Дважды пренебрег криком вороны

· Лежачий камень – это тоже предупреждение

· Серый помещик завыл (не хотел бы видеть на своей территории человека).

9. Какой закон природы нарушила Настя. (Лишнего у природы не бери!)

10. Когда она вспоминает о брате?

11. Природа наказывает Митрашу: сбивает его с пути.

В чем ошибка Митраши, какой жизненный опыт он нарушил? (Пошел по слабенькой, чуть заметной тропе.)

12. Почему Митраша во время спасения притворяется? Дайте ему характеристику.

Перед Митрашей вопрос жизни и смерти, поэтому мальчик притворяется добрым, хитрит, чтобы подозвать собаку. Митраша предугадывает цепочку событий, так как он разумный человек. Митраша идет по дороге добра?

Вывод: У детей есть право выбора, потому что они люди: пойти вместе в согласии и ладу или порознь – по дороге зла.

2 группа (Блудово болото)

1. От каких слов произошло название болота?

Блудить – заблудившись, блуждать.

Блуждать – бродить в поисках дороги.

2. Как вы понимаете название БЛУДОВО БОЛОТО? Какой смысл в это название вкладывает автор?

3. Почему же туда ходят люди, если там можно заблудиться?

4. Какая опасность подстерегает людей на болоте?

Елань – топкое место в болоте, все равно, что прорубь на льду.

5. Какое значение имеет Блудово болото в произведении? А как сам автор называет его?

С одной стороны

С другой стороны

6. Нарисуйте план Блудова болота.

7. Какие силы олицетворяет Блудово болото? Добро – зло?

3 группа (Ель и сосна)

1. Почему деревья оказались вместе?

2. С какой целью писатель помещает их под Лежачий камень? Что символизирует Лежачий камень? (Движения вперед нет.)

3. Зачем автор так подробно описывает жизнь ели и сосны? В чем заключается смысл их жизни?

4. Какие глаголы использует автор, чтобы описать жизнь деревьев? («зарычали, завыли, застонали…») Какой прием использует М. Пришвин, изображая деревья?

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов в виде живых существ, способных, действовать, мыслить, чувствовать.

6. В споре борются две силы. Какие силы представляют деревья?

4 группа (Травка – Волк)

1. Кто такая Травка? Какая у нее другая кличка?

Затравка – 1. (устар.) Запал, средство для воспламенения заряда. 2. (перен.) То, что кладет начало чему-нибудь, возбуждает интерес.

2. Каким чувством обладает собака? В чем это выражается?

· Думает об Антипыче

3. Как Травка представляет людей, каково ее отношение к таким людям?

4. Какой она почувствовала себя после смерти хозяина?

5. На каких героев сказки стала походить собака?

6. Почему Травка спасла Митрашу? Травка обладает сказочной силой любви. И, хотя она одинокая, вспоминая доброго Антипыча, спасает Митрашу, почувствовав в нем доброго человека. Обсуждаем рисунки.

7. К каким силам добра или зла относится Травка?

1. Как автор называет Волка? (Серый помещик). Что обозначает его кличка?

Серый – 1.Цвета пепла, дыма. 2. перен. Посредственный, ничем не замечательный. 3. Малокультурный, необразованный (разг.).

2. Для кого живет Волк?

3. Почему Волк дикий и одинокий?

4. Какова его участь? Почему?

5. Какую силу олицетворяет Волк?

Итак, мы выяснили, что в этой сказке к злу можно отнести ссору, борьбу за существование за счет кого-то другого, злобное одиночество. А к добру – любовь.

В природе все в равновесии: здесь есть и добрые и злые силы. А какую дорогу выберет человек – зависит от него. В начале сказки дети дружные, все их любят, но потом они ссорятся и попадают в беду. Своей сказочной силою любви их спасает Травка. Теперь мы можем сказать словами М. Пришвина и Антипыча: «Правда жизни в вековечной борьбе за любовь». Писатель учит нас проникнуться любовью ко всему живому.

Сказка для М. Пришвина была не выдумка: он видел в человеческой жизни и в природе такое сказочно-прекрасное, что люди часто не замечают или не верят и презрительно говорят: «Сказка!» Писатель всеми силами души стремился найти добрую сказку в нашей настоящей, нелегкой жизни и показать ее нам.

Чему же нас учит сказка?

· Не относиться к природе легкомысленно.

· Понимать и любить природу.

· Побеждать в себе упрямство.

· Любить и уважать друг друга.

Итоги урока. Оценки, выставленные экспертной группой, комментарий учителя.

Д. З. Написать сочинение «Что я открыл(а) для себя в сказке «Кладовая солнца»?

Индивидуальные задания по группам; получили за 2-3 недели до защиты (прописана технология того, что делают учащиеся).

1группа (Настя и Митраша)

1. Рассказать о детях (Кто они, где и как живут?) Как вы их себе представляете? (Нарисуйте).

2. Почему сельчане любят и жалеют их?

3. На кого похожи дети? (Докажите примерами)

4. Дайте им характеристику (Какие они?)

5. Как дети собираются на болото?

6. Почему они чуть не погибли?

7. К каким персонажам сказки можно отнести Настю и Митрашу, когда они разъединились?

8. Как природа предупреждает их об опасности?

9. Какой закон природы нарушила Настя. (Лишнего у природы не бери.)

10. Когда она вспоминает о брате?

11.В чем ошибка Митраши? Какой жизненный опыт он нарушил?

Почему Митраша во время спасения притворяется? Дайте ему характеристику.

12. Задание для всех учащихся: найдите слова автора, выражающие основную мысль сказки.

2 группа (Блудово болото)

1.От каких слов произошло название болота?

2. Как вы понимаете название Блудова болота? Какой смысл в это название вкладывает автор?

3. Почему же туда ходят люди, если там можно заблудиться?

4. Какая опасность подстерегает людей на болоте?

5. Какое значение имеет Блудово болото в произведении? А как сам автор называет его?

С одной стороны

С другой стороны

6. Нарисуйте план Блудова болота.

7. Какие силы олицетворяет Блудово болото? Добро – зло?

8. Задание для всех учащихся: найдите слова автора, выражающие основную мысль сказки.

3 группа (Ель и сосна)

1. Почему деревья оказались вместе?

2. С какой целью писатель помещает их под лежачий камень? Что символизирует лежачий камень?

3. Зачем автор так подробно описывает жизнь ели и сосны? В чем заключается смысл их жизни?

4. Какой прием использует М. Пришвин, изображая деревья?

5. Какие глаголы использует автор, чтобы описать жизнь деревьев?

6. Какие силы представляют деревья? Добро – зло? 7. Задание для всех учащихся: найдите слова автора, выражающие основную мысль сказки.

1. Кто такая Травка? Какая у нее другая кличка?

2. Каким чувством обладала собака? В чем это выражалось?

3. Как Травка представляла людей, каково ее отношение к таким людям?

4. Какой она почувствовала себя после смерти хозяина?

5. На каких героев сказки стала походить собака?

6. Почему Травка спасла Митрашу?

7. К каким силам добра или зла относится Травка?

6. Задание для всех учащихся: найдите слова автора, выражающие основную мысль сказки.

1. Как автор называет Волка? Что обозначает его кличка?

2. Для кого живет Волк?

3. Почему Волк дикий и одинокий?

4. Какова его участь? Почему?

5. Какую силу олицетворяет Волк?

6. Задание для всех учащихся: найдите слова автора, выражающие основную мысль сказки.

Источник

Adblock
detector