Меню

Кладовая солнца примеры дружбы

«Где дружба и совет – там и свет» ( по сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца»)

Презентация к открытому уроку.Тема:«Где дружба и совет – там и свет» (по сказке-были М.Пришвина)

Просмотр содержимого документа
««Где дружба и совет – там и свет» ( по сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца»)»

М.М. Пришвин «Кладовая солнца»

«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». М.М.Пришвин

Дом, в котором в годы войны жили дети-сироты, прототипы главных героев

«…Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи».

«Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный». «»Мужичок в мешочке», как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх».

« Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня. С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями — за воздух и свет».

«…Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам».

Над какими вопросами заставляет нас задуматься сказка-быль «Кладовая солнца»?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1.Письменно ответить на вопрос: «А что же для меня значит «Кладовая солнца»? 2.Проиллюстрировать понравившийся эпизод из произведения.

Источник

Урок-мастерская: Тема дружбы и согласия в сказке -были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

Урок-мастерская: Тема дружбы и согласия в сказке были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Цели: раскрыть особенности характера героев сказки – были через их литературные портреты, чтобы понять их поступки в дальнейшем; развивать речь учащихся, способность работать в группах; воспитывать интерес к творчеству писателя.

Оборудование: 4 конверта с заданиями : 1. “Настя”, 2. “Митраша”, 3.Актёры. 4. Актёры, “Синквейн”.

1.Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Сегодня у нас с вами необычный урока – я выступлю в роли руководителя творческой мастерской, в которой мы вместе создадим портреты. Ваша роль тоже будет необычна – вам предстоит поработать в творческих студиях. Вы сегодня будете творить, т.е. что – то создавать. Мастерская – от слова мастер, мастерить – придумывать, делать своими руками.

Цель нашей мастерской – раскрыть особенности характера героев сказки – были через их литературные портреты, чтобы понять их поступки в дальнейшем.

Учитель. Итак, тема нами обозначена, цель работы ясна. А теперь давайте создадим 2 студии

–Перед вами лежат конверты с заданиями. Открывать их пока не надо.

– Как вы думаете, с чего мы с вами должны начать работу?

2. Проверка домашнего задания.

— Где и когда происходит действие?

— Что в «Кладовой солнца» является сказочным, а что напоминает быль?

— Как ведется повествование? Кто рассказывает историю?

3. Работа по теме урока.

Учитель. Хотелось подчеркнуть тот факт, что Михаил Михайлович Пришвин никогда не считал себя детским писателем, но многие его произведения о детях. Вот и сегодня мы продолжим работу с удивительным произведением о детях, сказкой – былью “Кладовая солнца», и его героями – Настей и Митрашей. Попробуем создать их литературные портреты.

Читайте также:  Как лечить герпес от солнца

– Ребята, скажите, а что такое портрет литературного героя?

. Литературный портрет (запись в тетрадь) – описание внешности и внутреннего мира героя.

Учитель. Посмотрите внимательно на портреты Насти и Митраши, созданные художником.(Учебник, стр.61,68)

— Что вы можете сказать об их характере?
– Почти ничего. Перед нами только внешние портреты. А нам предстоит создать ещё внутренние словесные портреты детей. А это невозможно сделать, не познакомившись со словесным описанием героев.

Учитель. А теперь проведём небольшую читательскую игру.
1. Про кого сказано, что она была “как золотая курочка на высоких ножках”?
2. А как учителя называли между собой Митрашу?
3. Почему, как вы думаете, его называли “мужичок в мешочке”?
4. Какие клички были у домашних животных в хозяйстве Насти и Митраши?
5. Что можно узнать о семье, где корову назвали Зорькой, тёлушку – Дочкой, петуха – Петей, козу – Дерезой, а поросенка – Хреном?
– Почему автор называет это хозяйство “богатством”?
6. Прочитайте первый абзац.
– Как вы поняли выражение “Осиротели двое детей”?
– О какой войне идёт здесь речь?
– А что значит Отечественная?
– А какое большое событие в мае отмечает наша страна каждый год?
8. Скажите, почему Пришвин не описывает игры детей?

Учитель. – Сейчас каждая студия займётся своей работой. Найдите первое задание и прочитайте его.
(Проследить, чтобы все дети слушали чтение заданий руководителями)
(Пауза).
Чтобы выполнить его, нам нужно ещё повторить художественные приёмы. Давайте ещё раз посмотрим на определения.

Эпитет. Метафора.
Гипербола. Сравнение.

Учитель. Вот теперь можете приступать к работе.

Студия исследовательская “Настя”. Задание 1.

1. Проведите наблюдения над текстом прочитанного отрывка и создайте словесный портрет Насти.
2. Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте соответствующие записи на листе или отметьте абзацы и страницу.

Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком).

Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх.

Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…

Сравнение – как золотая курочка.

Метафора – катилась обратно в избу, волосы отливали золотом, золотые веснушки, носик глядел вверх.

Трудолюбивая: как мать, вставала далеко до солнца…

Деловитая (умелая в работе): выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хлопотала по хозяйству до ночи.

Хозяйственная: растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед…

Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; поглаживает брата по затылку

Любит родителей: как и покойная мать…

1. Студия исследовательская “Митраша”. Задание 1.

1. Проведите наблюдения над текстом прочитанного отрывка и создайте словесный портрет Насти.
2. Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте соответствующие записи на листе или отметьте абзацы и страницу.

Возраст: десять лет с хвостиком.

Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх.

Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…

Метафора– мужичок в мешочке, десять лет с хвостиком, носик глядел вверх, золотые веснушки.

Гипербола – есть ладило длиной больше чем в два его роста.

Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду.

Деловитый (умелый в работе): делает деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани, ладилом подгоняет дощечки, складывает и обдерживает обручами.

Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы.

Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос

Любит родителей: вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, учить свою сестру; отцовский задор.

2. Студия исследовательская “Настя”. Задание 2.

Прочитайте эпизод “Сборы Насти и Митраши за ягодой” – отрывок на стр. (43–44) от слов: “Настя, начиная собираться,…” до слов: “…где растёт сладкая клюква”.

– Подготовьтесь выразительно его прочитать.
Действующие лица: автор, Настя, Митраша.
– Какие черты характера проявляются в этом эпизоде у детей?

Читайте также:  Черное солнце джеймса твайнинга

1. Студия исследовательская “Митраша”. Задание 2.

Задание1. Прочитайте эпизод “На Блудовом болоте” – отрывок на стр. (47–48) от слов: “Проверив по компасу направление троп,……” до слов: “-Кра!” – закричала ворона”.
– Подготовьтесь выразительно его прочитать.
Действующие лица: автор, Настя, Митраша.
– Какие черты характера проявляются в этом эпизоде у детей?

Выступление студий.
Студия исследовательская “Настя”. Задание 1.

– Что вы знаете об имени Настя, Анастасия?
(Анастасия – с греческого “воскрешённая к жизни”. Закончилась война, нет родителей, но Настя не растерялась, она продолжает жить и поддерживать брата.)
Студия исследовательская “Митраша”. Задание 1.
– Почему родители назвали мальчика Митрашей? Что вы знаете об этом имени? (Митраша – полное имя Дмитрий – в переводе с греческого обозначает посвящённый богине Диметре, богине земледелия и плодородия). ( Митраша любит крестьянский труд, он живёт на земле.)
– Почему дружные дети поссорились?
– Какие черты характера детей вы добавили к их литературным портретам?

Учитель. А теперь давайте объединим наши выступления и составим общий литературный портрет Насти и Митраши.

Составление общей таблицы “Портреты Насти и Митраши”.

Дети: в золотых веснушках, носики чистенькие и глядели вверх. Умные, трудолюбивые, хозяйственные, заботливые, деловитые.
Старались помочь им; наши любимцы.
Они были очень милые.

Настя – уступчивая и благоразумная.

Митраша – строптивый (упрямый).

– Скажите, а для чего мы с вами составляли литературные портреты героев?
(Чтобы понять их характеры и почему они поссорились.)

Учитель. А теперь мне бы хотелось услышать ваше отношение к детям. А поможет вам в этом синквейн. Это будет вторым вашим заданием. Слово “синквейн” происходит от французского слова, означающего “пять”. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:

Первая строка – существительное, обозначающее тему синквейна, например: “Зима”, “Закон”, “Море”.

Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна.

Третья строка – три глагола, раскрывающие свойственные данному явлению или предмету действия, воздействия и т. д.

Четвертая строка – фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки.

Пятая строка – существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту.

Учитель. Исследовательская студия “Настя” будет составлять синквейн о Насте, студия “Митраша” – о Митраше, Дома попытаетесь создать общий синквейн о Насте и Митраше. Творческих вам успехов.

Выполнение задания не более трёх минут.

4. Рефлексия. Учитель. – Итак, подведём итоги наших исследований. Давайте ещё раз обратимся к эпиграфу нашей мастерской (читаем).

– Как вы поняли слова Пришвина?

– Как относится он к своим героям?

– А теперь мы узнаем о вашем отношении к Насте и Митраше.

– Итак, помогли ли нам литературные портреты Насти и Митраши представить их?

5. Комментирование оценок. Сегодня вы очень мне помогли, хорошо потрудились, поэтому я попрошу вашего учителя, чтобы он вам всем поставила 5.

6. Домашнее задание. Прочитать до конца. Подумать над вопросом: “Где в сказке-были начинается сказка?” (Запись в дневник.)

Учитель. Спасибо вам за мастерство и помощь. До свидания.

Источник

Кладовая солнца примеры дружбы

Ответ оставил Гость

Сказка-быль «Кладовая солнца» написана Пришвиным после окончания Великой Отечественной войны. Хотя в основу произведения положены приключения у себя, случившиеся с ними в течение одного дня в лесу, а не военные-события, все же именно воспоминания писателя о суровой и мужественной жизни советских людей во время войны, о близком его сердцу Переславском крае послужили материалом для книги.
Пришвин обращается к жанру сказки. Именно мудрая народная сказка с ее постоянными исканиями правды и смысла жизни, с ее мечтой о совершенном человеке была для писателя образцом, которому он следовал в разработке жанра своего произведения.
Использование в произведении приема слияния сказочного и реального позволило автору выразить свой идеал, мечту о высоком назначении человека, о его ответственности перед всем живым на земле.
Сказка-быль пронизана оптимистической верой Пришвина в близость и возможность осуществления этой мечты, если искать ее воплощение в реальной жизни, среди обыкновенных на первый взгляд людей.
В произведении «Кладовая солнца» встречаются два героя Настя и Митраша. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки.
Митраша был моложе сестры на два года. Он небольшого роста, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это упрямый и сильный парень. Лицо мальчика было усыпано золотыми веснушками, а носик его, чистенький, глядел вверх. Митраша упрям, но очень трудолюбивый и целеустремленный. Учителя в школе называли его «Мужичок в мешочке», потому что в своём десятилетнем возрасте он уже выполнял всю мужскую работу в доме. Мама умерла от болезни, отец погиб на войне. И они с сестрой остались сиротами. Митраша обладал чисто мужскими волевыми качествами и был похож на своего отца. Он выучился у отца столярному делу. У мальчика были нужные для этого инструменты. Митраша делал различную деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. Он всегда вспоминал о советах папы и они ему помогали.
Мальчик бывал на всех собраниях, старался понять общественное мнение. Митраша любил природу, пытался воспользоваться ее благами, но когда он оказался в лесу, где все общее, то он пожадничал и, сам того не замечая, попал в беду.
Мальчик сильно любил сестру Настю. Подражая отцу, он наставлял её, учил. Но когда сестрёнка не слушается, «Мужичок в мешочке» начинает хорохориться и злиться. Митраша — прекрасный человек, который в дальнейшем будет очень хорошим и трудолюбивым мужчиной.
Настя наоборот была вся в мать. Автор шутливо называет её золотой курочкой. Всё дело в том, что вся она отливала золотом. Веснушки на лице были золотые, волосы такого же цвета, лишь носик один был чистенький и глядел вверх.
Это были очень умные дети. Они часто выполняли общественную работу: помогали танкистам, работали на колхозных полях, на лугах, на скотных дворах. У детей было много домашних животных, но они всё равно хорошо с ними справлялись.
Во многом Настя и Митраша похожи, но есть у них и различия. С одной стороны Настя благоразумная, ведь она пыталась отговорить брата пойти по заболоченной дороге. С другой она поступила эгоистично, когда в ходе ссоры с Митрашей бросила его и ушла вместе с корзинкой для клюквы.
«Мужичок в мешочке» был очень упрям и из-за этого он и попал в беду, но благодаря своей находчивости он спас себя. Именно смекалка помогла мальчику спастись: попав в Слепую елань, он смог подозвать собаку, и она спасла его. Митраша был очень смелый, не зря же все в деревне удивились, когда узнали, что именно он подстрелил серого помещика. Даже взрослые не смогли бы поверить, что десятилетний мальчик подстрелил волка.
А «золотая курочка» из-за своей жадности тоже чуть не попала в беду. Если бы она не опомнилась, её бы укусила змея. На фоне гармоничной природы, на фоне разнообразных богатств, освоенных человеком, жадность Насти воспринимается как упрек писателя тем, кто отступает от истинно человеческого. Зло, с которым она сталкивается в природе, заставляет девочку оглянуться на себя и понять, какую ошибку она совершила, поддавшись вначале обиде, а затем азарту сбора ягоды. Тревога, отчаяние, страх за брата охватывают душу девочки. Именно через восприятие окружающей природы Настя в полной мере осознает свой поступок:
Автор очень хорошо относится к своим героям. Михаил Пришвин использует уменьшительно-ласкательные суффиксы для описания Митраши. Он называет его «Мужичок в мешочке», детей -«умненькие детки, любимцы», «их чистенькие носики».
Герои рассказа мне понравились, но некоторые их действия нет. Если-бы Митраша не был таким упрямым, а Настя не поступила эгоистично с ним, то возможно не было бы тех несчастий, которые
им довелось увидеть. Но так как они поняли свои ошибки их можно простить.

Читайте также:  Мачете новое солнце минус

Источник

Adblock
detector