Меню

Кладовая солнца путь насти схема

План рассказа Кладовая солнца Пришвина

Краткое содержание сказки-были «Кладовая солнца»:

Во всех болотах скрыто большое богатство. Болота сохраняют остатки погибших растений. В них накапливается торф, пропитанный энергией солнца. Поэтому болота можно назвать «кладовыми солнца». И наша история случилась вблизи Блудова болота.

В одном из деревенских домов жили сироты брат и сестра. Насте было двенадцать, а Митраше – десять. Настя была высокой и с веснушками. А Митраша невелик ростом, но плотный и сильный. Когда дети осиротели, им помогали соседи. А после дети начали самостоятельно вести хозяйство.

Наступила весна, и дети пошли за клюквой на болото. Митраша взял ружьё и компас, а Настя корзину с едой. Дети знали от родителей, что в Блудовом болоте есть замечательная поляна, на которой много ягоды. И ребята приняли решение пойти именно туда.

Отправились в дорогу ребята ранним утром. Да спорить начали брат с сестрой: какой тропой пойти. Митраша хотел пойти северной тропой, по которой не решались ходить люди. А Настя спорила за более безопасный путь. Поссорились ребята, и каждый пошёл так, как считал правильным.

Недалеко от развилки начала выть от тоски собака Травка. Её хозяин умер, и она жила сама по себе. Услышал этот вой Серый Помещик – самый страшный волк. Но тут Травка побежала за зайцем, но почувствовала людской запах. По этому следу она и помчалась.

И вот Митрашё тропа привела к Слепой елани. Мальчик захотел сократить путь, потому что видел прекрасную поляну. Но он не знал, что это самое опасное место болота. Митраша зашёл уже довольно далеко, как болото его засосало. Не прошло и секунды, как провалился мальчик по самый пояс. Настя кричала брату, он отзывался, но сестра его не слышала.

Девочка всё ещё шла своей дорогой и увидела много клюквы. Она совершенно забыла про брата и принялась собирать ягоду. Вспомнила она про Митрашу лишь вечером. Тут Настя увидела Травку. Собака вновь побежала за зайцем и прибежала на Слепую елань.

Мальчик увидел собаку и быстро придумал план спасения. Он позвал Травку, собака доверчиво подошла к Митраше. Он схватил Травку за лапы, собака дёрнулась и вытащила его из болота.

Митраша был слишком голоден и собирался застрелить зайца, как неподалёку увидел волка. Набрался смелости мальчик, выстрелил и убил Серого Помещика. На громкий звук примчалась Настя. Детям пришлось ночевать на болоте, а с рассветом они вернулись в деревню с целой корзиной клюквы и всем рассказали про волка. Не все верили. Но потом люди пошли на болото и принесли тело волка.

Считали Митрашу после этого героем. Мальчик уже вырос, а Настя чувствовала вину за то, что забыла о брате. Всю ягоду ребята отдали детям, которые были во время войны в Ленинграде.

Также читают:

Картинка к сочинению план рассказа Кладовая солнца

Популярные сегодня темы

Заканчиваются холода, наступает тот миг, когда все живое наконец-то просыпается и готовится вдохнуть теплый воздух. Первые ростки начинают шевелиться. Ветви берез потихоньку сбрасывают с себя ледяные оковы.

Эпохальный роман “Тихий Дон”, рассказывающий о значительном для казачества послереволюционном периоде, раскрывает достаточно много, по своему уникальных, женских образов. Что наиболее интересно, женщины в романе, сравниваются с разными растениями

Дисциплина, пожалуй, одно из тех слов, которые так часто могут употреблять учителя в разговорах со своими учениками, напоминая им о том, как надо себя вести, или родители, когда говорят

«Я пошёл в пятый класс в сорок восьмом году». «Но едва я остался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне»

Образ главного героя не имел прототипа и был собирательным. Возможно поэтому каждый читатель может в каких-то моментах узнать себя или кого-то из знакомых.

Источник

Как нарисовать путь Насти и Митраши Кладовая солнца?

Как нарисовать путь Насти и Митраши Кладовая солнца Пришвин?

Как нарисовать дорогу Насти и Митраши Кладовая солнца Пришвин?

Как нарисовать маршрут Насти и Митраши Кладовая солнца Пришвин?

Сперва опишем путь, который проделали герои рассказа Пришвина «Кладовая солнца».

Дети вышли из деревни и пошли по Блудову болоту, которое начиналось почти сразу за околицей. Первоначальное направление автор не указывает. Но когда дети дошли до Высокой гривы, так назывался небольшой холм, где болото отступало, они пошли по тропинке на север, держа путь к Звонкой борине, еще одному холму, поросшему бором.

Со Звонкой борины дети снова спустились в болото и пошли по чуть заметной тропинке по прежнему на север. Дети дошли до большого камня и там разделились Митраша пошел дальше на север, а Настя стала огибать болото с востока. Митраша попал в Слепую Елань и чуть не погиб, Настя по тропинке добралась до Палестинке с ягодой.

Вот как можно нарисовать путь детей:

Чтобы нарисовать карту движения Митраши и Настеньки, нужно вспомнить все основные моменты, на который автор заостряет наше внимание.

Согласно текста произведения, Митраша и Настенька разошлись, так как мальчик выбрал трудный путь через Слепую елань, игнорировав предложение Настеньки идти проверенным и более безопасным путем.

Елань, это болото, где мальчика ждали серьезные испытания.

Касаемо самой карты, то нужно нарисовать село, откуда вышли дети, далее они прошли мимо Высокой Гривы, Звонкой Борины к Лежачему камню. Здесь пути детей разошлись и Митраша пошел через Слепую елань, а Настенька мимо тетеревов, которые её приветствовали своим «Чув-Ши», Палестинки с большим пнем, потом были Антипыч с Травкой, Лось, Сухая речка.

Собственно, кто внимательно читал может и сам нарисовать подробную карту, ну а как подсказка, это :

В данном задании, после прочтения произведения Пришвина «Кладовая солнца» нам нужно нарисовать путь двух детей, сестры и брата, по имени Настя и Митраша, которые отправились на поиски палестинки к Блудову болоту. Чтобы нам нарисовать их путь, нам нужно представить зрительно, и записать названия мест и кто им встречался. Предлагаю нарисовать их путь в виде карты. Я предлагаю два варианта, на первом рисунке я вам нарисовала более простой рисунок пути, второй более сложней и на нём больше деталей. На рисунке мы должны нарисовать болото, тропку, дорогу и палестинку. На более тщательном рисунке нам нужно показать село из которого они вышли, ель, тропу, болото, в которое попал Митраша, волка, который им встретился на пути.

Рисунок номер один. Путь Насти и Митраши.

Рисунок номер два.

Гужевой транспорт, в широком смысле этого слова — это повозка, запряжённая какими-то тягловыми животными: лошадьми, ослами, мулами, волами, верблюдами и пр.

Однако, поскольку гуж — это деталь сбруи запряжённой в повозку лошади, то гужевой транспорт можно локализовать условно, как повозка с тягловой силой лошади.

Гужевой путь — это, конечно же путь, по которому двигались эти повозки.

Добраться до Сочи из Москвы можно автобусом, поездом, а также самолётом.

На автобусе добираться до Сочи, если у Вас слабое здоровье, не советую. А вот на самолёте, если позволяют финансы, долететь до Сочи будет комфортно. Самолёты вылетают из Домодедово, Внуково, Шереметьево. Но лучше всего добираться до Сочи на собственном автомобиле. По времени конечно дольше, но зато дешевле.

Читайте также:  Как вызвать затмение солнца

Источник

Кладовая солнца путь митраши и насти карта/схема

Главный герой в начале рассказа капризный, упрямый, равнодушный к своей черепахе. У него постоянно менялись чуства. Потом мальчик выбрал свой путь от бессердечности к милосердию, от безответвенности к чувству долга, от свершения к подвигу.

Жил-был мужик не бедно, не богато, а так, средне. Жил не тужил, коров держал целое стадо, да быков да телят по два стада, тем и кормился, что коров выращивал, молоко продавал да шкуры. А уж завистливый был какой, и откуда только такой взялся! Все ему мало, все ему плохо и только и мечтает о том, чтобы еще больше разбогатеть. Да куда ему богатеть то еще! Земли больше нет свободной, вся у людей в наделах. Трава в два слоя не растет, чем коров то кормить будет, не думает. А злость его распирает! Надо же, у людей с малым наделом земли детей много, шум да гам, да веселье, а у него нет никого, да тишина. Помощники и те не могут ни голосом сказать, ни песню спеть. Тишина полная на подворье. А зачем ему голытьба деревенская песни петь будет, мысли его нарушать мечтать об увеличении своего богатства! И мечтал он в тишине и забвении. Представлял сундуки, набитые золотом, лошадей белой масти да черной, да все отборные, ножки тонкие, гривы длиннющие да вьющиеся. Да сам он сидит барином на одной такой лошадке, а свита у него царская сзади идет.

Что делать то, страсть как хочется мужику свою мечту осуществить! Пошел мужик к колдуну. Жил в соседней деревне че;рен — человек, ходили к нему по делам за помощью, да поговаривали, что сам черт вместо колдуна сидит, на людей смотрит. А что мужику терять, когда зависть его гонит по дорожке к темным силам!
Заходит мужик во двор колдуна и страх стал подниматься по ногам, выше колен и дошел до сердца. Остолбенел мужик, ни шагу вперед, ни шагу назад! Стоит, озирается. Сколько времени прошло, неизвестно, только открываются двери, и выходит колдун. Правду люди говорят, черт чертом, ни дать, ни взять, он! А мужик стоит, пошевелиться боится. Уже и думает, зачем сюда пришел, экая нечистая сила передо мной стоит, еще чего придумает мне негожее.
Думает, мысли мелькают о богатстве да о расплате, да о страшном черте перед собой. Все смешалось в единое, и вот уже видятся ему сундуки с золотом да серебром, и кони перед ним, и свита царская. Тут ему колдун и говорит:
— Ну, я вижу, в точности исполнил твое желание, а теперь давай о плате поговорим. Не нужно мне из твоего богатства ничего, видишь, сколько у меня своего есть — несчитано, немеряно, видимо невидимо.
Не обратил внимания мужик на эти слова, принял их за чистую монету, что и, правда у колдуна казна велика, куда и лошади помещаются. А мозги от такой красоты полученного совсем застыли, со всем согласен, что колдун говорит, не спрашивает, не уточняет. А колдун и говорит ему:
— Я много с тебя не возьму, плата не большая.
Как услышал мужик, что плата небольшая, так совсем голову потерял, ибо платить — то мелочь придется за такое сокровище!
Продолжает колдун:
— Есть у нас озеро не великое, да плавают там уточки красивые с гу;сочками, достань-ка парочку, да мне принеси.

Источник

Урок литературы 6 класс » Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши в рассказе Пришвина » Кладовая солнца»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Урок с использованием технологии КРЧиП

Скачать:

Вложение Размер
kladovaya_solntsa_urok.docx 35.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : « Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши в рассказе Пришвина «Кладовая солнца»

— Исследовать художественный образ дороги в контексте сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца» через понимание нравственной сути взаимоотношений героев произведения.

-Развитие критического мышления через смысловое чтение и письмо,

-Развитие мировоззренческих основ личности,

-Развитие познавательного интереса,

-Развитие умения самостоятельного приобретения знания,

-Развитие УУД (смысловое чтение) через анализ эпизода, чтение по ролям, составление карты-схемы.

-Развитие умения вести диалог и готовности к сотрудничеству,

-воспитание толерантности, уважения к чужому мнению, сопереживания

-воспитание позитивного отношения к себе ,.нравственных качеств личности,

-воспитение коммуникативной культуры, уважения к другим людям,

Воспитание духовно-нравственных основ личности,

-обеспечить понимание текста произведения ,

-учить применению знаний на практике в творческой ситуации,

Задача: создание урока с применением приема работы в малых группах, «бортовой журнал» по технологии развития критического мышления по предмету литература в 6 классе

Оборудование: мультимедиа, конверты с дифференцированными заданиями,алгоритм и планы работы для каждой группы.

1 Орг. Момент. Приветствие.

Здравствуйте ,ребята, меня зовут Наталья Евгеньевна, я учитель школы №1 г. Кингисепп.Сегодня мы совершим небольшое , но довольно увлекательное путешествие в мир природы и человеческих взаимоотношений в рассказе Михаила Пришвина «Кладовая солнца».

2.1 Тему урока я предлагаю определить вам, посмотрев небольшой клип. (клип).Какова тема урока?(Я думаю,….. я считаю,…)

А вы бывали в лесу? Представьте, что вы заблудились. Чего бы вам хотелось найти?(тропу)А теперь вспомните о героях произведения. Сколько их было?(2) Что с ними случилось(они заблудились.)А почему они заблудились, тк пошли разными тропами.

Итак, тема нашего урока « Две тропы , два разных пути героев рассказа Пришвина «Кладовая солнца»

2.2А что такое тропа?(подберите синонимы — стежка, дорожка, путь)Что нам говорит словарь.(на экране)

Давайте познакомимся с главными героями. Как звали главных героев?(Настя и Митраша) А есть среди вас Насти? — Случайно ли у Насти такое имя? Анастасия с греч.-«воскресение».

— А как её ещё называли? Почему? («золотая курочка на высоких ножках»)А что за имя Митраша?-(Дмитрий, Дима?)А есть ли среди вас Димы?

-Что означает имя «Дмитрий»? Как его ещё называли? Почему?

(Дмитрий – принадлежащий Деметре – матери – земле. Деметра – богиня плодородия. «Мужичок в мешочке».)

А теперь давайте заполним бортовой журнал

3.2Работа в парах(таблица)

Знания о природе

  • Настя(12 лет): «золотая курочка на высоких ногах,волосы отливали золотом, веснушки крупные, как золотые монеты, и частые, носик чистенький. Спокойная и миролюбивая.

Настя от матери научилась:

5.Хлопотать по хозяйству до ночи

  • Обязательность(Настя
  • Накормила животных
  • Повесила через плечо большую корзину
  • Взяла весь чугунок картошки, хлеба, бутылку молока

Рассудительная(места незнакомые, есть ощущение опасности)

-жадность при сборе клюквы

  • Митраша(10 лет): коротенький, плотный, лобастый, упрямый(но отходчивый), сильный, «мужичок в мешочке», курносый, с золотыми веснушками; считает себя главным, даёт наставления взрослым.

1.Делать деревянную посуду

2.Ходить на общественные собрания

  • Митраша
  • Взял двуствольное отцовское ружьё
  • Манки, компас(совет отца)
  • Обернул по-отцовски портянки, вправил в сапоги
  • Старый картузик, куртку
  • Топор
  • -упрямый

Страсть к открытиям

3.3Проверка и дополнения. Оцените свою работу.

Чтобы выявить, какой же путь прошли наши герои, давайте попробуем поработать в группах.

1 группа-Чтецы(Лежачий камень)Чтение по ролям

-«Затаив дыхание сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда и к ним придут лучи солнца». Пробуждаются птицы и животные. Вся живое радуется восходу солнца. Голоса. Кадры.

Но Пришвин напоминает нам, что солнце не всегда сияет и греет, — есть в природе и тучи, и ненастье. Ещё не возник спор между детьми, а всё вокруг охватывает тревожная напряжённость, как бы предвещая драматические события.

— Что является предостережением детям? (Солнце пересекла холодная синяя стрелка облака; ветер рванул; ёлка набежала на сосну, и сосна простонала. Ветер ещё рванул, и тогда нажала сосна, и ель зарычала.)

— Как отреагировала природа на то, что произошло? (Самец долбанул Косача, серая хмарь закрыла солнце, ветер рванул, деревья застонали)

2 группаАналитики-1Узкой тропой

Вслед за Митрашей. Как Митраша попал на Слепую Елань?Как ведёт себя Митраша, оставшись один?(выпишите глаголы передающие действия и состояния героя)

Объясните «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча («Ходите вы, ребята, одетые и обутые. Ходили бы голенькие и разутые» — гл.8)

— А что случилось с Митрашей? В какой момент он нарушил согласие с добрыми силами природы и людьми?

— Как его пыталась предупредить об опасности природа? (Ёлки старались преградить путь, ворон кружил, трава белоус подсказывала, где дорога.)

Человек очень близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями.)

Учащиеся рассказывают о смелом Митраше, который уверенно шагает, не обращая внимания на предвестников беды; о старушках-ёлочках, мешающих продвижению Митраши, о воронах, которые только и ждут, «что, может быть, скоро будет пожива».

Вопрос: Почему Митраша всё же становится пленником болота?
«Загадочные» слова мудрого лесника Антипыча. Как понимаете эти слова?
Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя вещами. Какими? (Предупреждение Насти и трава белоус). Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Докажите это словами из текста. ( «…И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движения…»)

Кто помог Митраше вылезти из болота ? Почему он свернул? Почему Травка пришла на помощь человеку?(

3 группа Аналитики-2 Широкой тропой- Вслед за Настей. Почему Настя забыла о брате? Какая природа окружает её? Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая «путь» Насти?

Куда привела дорога Настю?

— Какое значение имеет образ лося? (Лось её за человека не считает. «Прежняя золотая курочка попала под власть чувства жадности. Сам лось довольствуется осиновой корочкой и лепестками болотного трилистника.) Кадр.

— Когда же Настя вспомнила о брате? (Когда увидела гадюку и Травку. Через восприятие окружающей природы Настя в полной мере осознаёт свой поступок.)

— Кто помог Насте и Митраше? (Травка. Она помогла очнуться Насте, спастись Митраше)

— Почему именно Травка выступает помощником людей? (Травка – хранительница правды Антипыча. Антипыча и Травку связывают дружба, любовь, взаимопонимание, она предана хозяину даже после его смерти. На примере их взаимоотношений мы понимаем,каким может и должно быть взаимопонимание между человеком и природой.)

— Чему учит нас история Насти и Митраши? В чём заключается правда жизни?

Учащиеся рассказывают о Насте. Она пошла по протоптанной тропе, по которой “все люди ходят”, но потом всё же незаметно для себя свернула с неё. Оставшись одна, она увлеклась сбором клюквы и забыла о Митраше. Пришвин, изображая путь Насти, подбирает «ласковые» слова, чтобы передать своё отношение не к Насте, а к природе. (Ребята доказывают это текстом) Говорят о том, что Настю охватывает азарт собирателя и жадность. Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника. «Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» — с упрёком спрашивает Пришвин. В этой жадности Настя перестала быть человеком и превратилась в обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества.Только встреча со змеёй заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше, который выбрал незнакомый путь. Девочка глубоко переживает случившееся.

— Как вела себя Настя, оказавшись одна? Почему она забыла о брате? Какими словами автор осуждает поведение Насти? Что произошло с ней? Описание лося, встретившего Настю. (29-31 слайд) Настю охватывает азарт собирателя и жадность. Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника. «Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» — с упрёком спрашивает Пришвин. В этой жадности Настя перестала быть человеком и превратилась в обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества. Только встреча со змеёй заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше, который выбрал незнакомый путь. Девочка глубоко переживает случившееся.

4 группа –Литературоведы

(Анализ эпизода « Ель и сосна»

Учащиеся говорят о том, что в отрывке «Ель и сосна» всё вокруг очень мрачно. Деревья борются за жизнь, а злой ветер натравливает их друг на друга. Страшная картина, но и жалко ель и сосну.

— Случайно ли глава, где рассказывается о ссоре Насти и Митраши, начинается с описания сосны и ели? Кадр. (Не случайно. В страданиях сосны и ели угадывается та боль, которую причинили друг другу брат и сестра. И «их корни с малолетства сплелись», и они постоянно борются за самоутверждение. И невозможно их разделить. В жизни мы часто обижаем тех, кто ближе.)

— Кто же прав в споре Насти и Митраши? Помнил ли Митраша, что он обязан оберегать сестру, как отец оберегал мать, что он охотник, что у него ружьё и компас? Помнила ли Настя, что она должна заботиться о брате, как мать заботилась об отце, что у неё в корзине хлеб, молоко, картошка?

-Каков символический смысл истории жизни «несчастных «деревьев? Причина?(Эгоистическое стремление), ( словарная работа )

Этот отрывок-миф, который отражает народный взгляд на мир. Пришвин писал в дневнике: «… великое солнце любит все ветки, все лапки, все иголочки…» В этом смысле все существа составляют дерево. Оно счастливо , если счастлива каждая его иголочка. И оно не может быть счастливо , если страдает хотя бы одна веточка.

Два дерева, обречённых жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Но они выросли вме5сте, они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счёт другого. Смысл притчи в том, что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга.

“Лет двести тому назад восходу великого солнца” и проанализировали тему дружбы и соперничества: обречённые на случайное соседство ель и сосна мучаются два столетия, и в мире людей бывает так же — желание доказать свою правоту, не считаясь с товарищем, может закончиться плохо — как с Настей и Митрашей.)

5 группа Картографы(Наносят на карту пункты)

Какие же особенности характера юных героев были причиной их ссоры? Я усмотрела различия в жизненных позициях брата и сестры. Митраша стремится открыть новое, неизведанное. Он хочет идти туда, «где еще никто не бывал». Настя осваивает человеческий опыт и хочет идти туда, «куда все люди идут». Дети не знали, что «большая тропа и малая, огибая Слепую елань, обе сходились на Сухой речке и там, за Сухой, больше уже не расходясь, в конце концов выводили на большую Переславскую дорогу». Митраша выбирает прямой путь, «свою тропу», а между тем, по тексту, «стрелка, как мать, указывала дорогу». Не знали они и другого: того, что веру Насти в человеческий опыт следовало бы соединить с мечтой Митраши о неизведанном. Митраша не попал бы в беду, если бы не сошел с «тропы человеческой», не забыл бы советы старого лесника Антипыча: «Не знавши броду, не лезьте в воду». Митраша шел по тропе, по которой «шел такой же человек, как и он, значит, и он сам, Митраша, мог по ней смело идти». Но Митраша решил сократить дорогу, «оставил выбитую тропу человеческую и прямо полез в Слепую елань». А ведь и Настя предупреждала его об опасности, и «трава белоус показывала направление обхода елани».

Блудово болото ( Связано с глаголом «блуждать» и ассоциируется с человеческими заблуждениями, ошибками, намекает на трудный, запутанный путь)

— Что означает слово «елань»? Почему её назвали Слепой? (Спепая елань –часть Блудова болота, самая опасная и гибельная, потому что незаметна, скрыта. Видит только зрячий, кому дано больше, чем зрение физическое, кто наделён зрением духовным. Сл. елань можно считать символом духовной слепоты, и затягивает она в свою трясину слепых и самонадеянных.)

— А ещё у Пришвина есть Звонкая Борина и Высокая грива. С чем их можно соотнести? («Звонкий» и «высокий» напоминают нам о чём-то юном, сильном, радостном и связываются с молодостью, когда всё исполнено радости, надежд и открытий.)

— А Сухая речка? Что это значит? (Вроде речка есть, а воды нет. Вспомните выражение «река жизни». Когда эта река полноводна, бурлива? (Когда человек полон сил, энергии. Но чем старше он становится, тем меньше сил, убывает вода, мелеет река жизни: приходит старость. Сухая речка соотносится со старостью.)

-Есть и ещё особое место – палестинка. Какое автор даёт толкование?

-Но откуда взялось это слово? (Палестина считается святой землёй, куда люди много столетий подряд совершают паломничество, потому что там прошёл свой земной путь Иисус Христос. Синонимами слова «Палестина» являются выражения «земля Господня», «Святая земля», «Земля обетова’нная». И в русском лесу есть палестинка, словно частичка святой земли, и прикосновение к ней целебно и спасительно).

Таким образом, все названия будто важные этапы человеческой жизни с её взлётами и падениями, исканиями и заблуждениями, расцветом и увяданием.

5 Отчеты деятельности групп. Оцените свои ответы

6 Вывод. Борьба добра и зла проходит через сердце человека.

В вековечной суровой борьбе за любовь человек и добрые силы природы победили. Природа помогает человеку оставаться достойным своего звания.

А правда жизни, о которой говорил Антипыч,- в единении человека и природы, в мудром управлении силами природы, в любви к человеку и природе, стремлении быть полезным другим, в борьбе за лучшее в своей собственной душе. Правда – это вековечная суровая борьба двух начал: добра и зла.

Так кто же прав – Настя или Митраша? Почему смогла произойти такая беда с детьми? На чьей стороне автор? Что осуждает он в поведении детей?

(Дети забыли о волшебных свойствах человеческой доброты, любви и ответственности. Каждый в минуту ссоры думал только о себе. Ранее терпеливая Настя рассердилась на брата, осталась на своей тропинке, забыла, что у Митраши нет с собой еды. А он не прислушался к словам сестры, что чуть не привело к трагедии. «Правду жизни» им помогает понять Травка, которая, «почуяв беду человеческую… подошла к рыдающей Насте и лизнула её солёную от слёз щеку». Травка спасла и Митрашу. Травка – напоминание о любви и верности, о необходимости быть терпеливым и заботиться о близких).

— Как ведут себя дети после встречи? Почему?

— Как вы понимаете выражение: “Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь”?

Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с дурными качествами: жадностью, себялюбием. Эта борьба суровая и трудная. Но только такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить.

От Лежачего камня пути Насти и Митраши расходятся. Каждый словно выбирает свой путь в жизни. Жизнь — это кладовая солнца. Но её сокровища открываются не очень просто и не каждому. В жизни каждого человека бывает и плохое, и хорошее. Также и у Насти и Митраши. Через все испытания прошли герои, пока не пришли к истине — любви, пониманию

Ребята,что нового вы узнали?

Какие качества помогают человеку выжить?(выбрать из предложенных)(доброта, целеустремленность, взаимовыручка, сострадание, понимание, великодушие, трудолюбие, расчетливость) , обоснуйте свой ответ.

1.На какие важные нравственные вопросы даёт Пришвин ответ в своём произведении « Кладовая солнца»?
-Что такое жизнь?
(От Лежачего камня пути Насти и Митраши расходятся. Каждый словно выбирает свой путь в жизни. Жизнь — это кладовая солнца. Но её сокровища открываются не очень просто и не каждому. В жизни каждого человека бывает и плохое, и хорошее. Также и у Насти и Митраши. Через все испытания прошли герои, пока не пришли к истине — любви, пониманию и согласию.)
— Что такое дружба?
(Учащиеся выбрали отрывок “Лет двести тому назад восходу великого солнца” и проанализировали тему дружбы и соперничества: обречённые на случайное соседство ель и сосна мучаются два столетия, и в мире людей бывает так же — желание доказать свою правоту, не считаясь с товарищем, может закончиться плохо — как с Настей и Митрашей.)
— Что такое одиночество?
(Серый помещик — олицетворение одиночества. Ему противопоставлено товарищество Настя–Митраша–Травка.)
— Каким должен быть друг?
(Таким, как Травка. Травка, живущая в “полуобвалившейся картофельной яме”, не превратилась в дикого зверя. Антипыч передал ей всё доброе, человеческое. Собака — верный друг человека — спасла Митрашу.)
— Что такое любовь?
(Любовь — основа жизни. Митраша понял это, находясь на волоске от смерти, в болоте. Понял через Травку. А Травке, как мы уже знаем, это передал мудрый Антипыч.)
— Что такое страх?
(Митраша, чувствуя, что болото засасывает его глубже и глубже, понял, что ему никто помочь не сможет — рядом никого не было. Страх охватил его.)
Учащиеся сделали вывод, что почти на все составленные ими вопросы можно найти ответы в тексте. Это говорит о том, что М.М. Пришвина всегда волновали добро, любовь, красота.

8Выяснение психологического состояния учащихся.

9ИтогОценки за урок. Я согласна с вашими оценками.

Источник

Adblock
detector