Тема природы (Кладовая Солнца)
Михаил Михайлович Пришвин тщательно раскрывает тему природы «Кладовой Солнца». Писатель показывает взаимоотношения природы и человека. Авторское отношение выражается с помощью приема олицетворения окружающей среды.
Олицетворение
На первый взгляд, природа в произведении выступает фоном, который позволяет представить ситуацию, произошедшую с детьми. Действие происходит в селе «возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского». Читатель видит всю красоту лесной природы, слышит звуки, которые проносятся по всему лесу, чувствует вязкость болота, в которое попал главный герой Митраша.
Однако природа в сказке М. М. Пришвина выступает как отдельный образ, который в свою очередь делится на отдельные деревья, веточки, на отдельных животных и птиц. Природа живет, существует отдельно от человека, но связано с ним. Природные явления либо помогают главным героям рассказа, либо мешают им. Поэтому природа в рассказе является одним из действующих лиц.
Все образы олицетворены. Писатель показывает, как деревья, «словно живые существа», ведут себя как люди: ель и сосна, растущие вместе, боролись за свое существование. «Волновались» старушки-елки, а когда деревья тревожил ветер, они «стонали и выли».
Лес «наполнялся птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков». Животные пытаются говорить между собой, пытаются донести свои речи до человека: «закрякают в ответ, и зачуфыкают, и зашваркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосами этими ответить нам».
Образы друга и врага человека
М. М. Пришвин в сказке «Кладовая Солнца» поднимает важный вопрос взаимоотношений человека и природы. Когда Митраша попадает в опасность, природа хмурится, когда он освобождается из болота, окружающий мир радуется вместе с героем. Слепая Елань – настоящий враг не только для Митраши, но и для других людей, которые не смогли спастись.
В произведении есть два цельных образа животного мира: собака Травка и волк Серый помещик. Травка является олицетворением дружбы природы с человеком. Волк же несколько раз в повествовании называется врагом человека.
Собака, преданная хозяину Антипычу, не может смириться с его смертью. Во всех людях она ищет своего любимого хозяина. Это спасает Митрашу от гибели. Именно благодаря Травке герою удалось выбраться из болота.
Волк же описан как хитрое животное, которое никто не может поймать. Среди волков в тех краях остался лишь Серый помещик. Для жителей села он был настоящим врагом, потому что «за одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала их раньше целая стая». Рассказчик несколько раз называет волка врагом человека.
Образы собаки и волка резко противопоставлены друг другу. Они находятся в разных взаимоотношениях с человеком.
Авторское отношение к природе
Самостоятельный образ природы в «Кладовой Солнца» несет большую смысловую нагрузку. Писатель хочет показать, что природа живет независимо от человека, что именно она делится всеми своими богатствами с человеком. Именно поэтому автор вкладывает рассказ о походе детей за ягодой в уста человека, добывающего торф в местах, где жили главные герои. Природа делится своим торфом, чтобы человек смог существовать в мире. Ребята идут за клюквой – «целебной ягодой».
По мнению М. М. Пришвина, природа является «кладовой Солнца», которая «достается человеку от солнца в наследство». Природа не жалеет своих богатств для человека, поэтому нужно защищать и ее.
Источник
Конспект урока литературы 5 класс по теме «Образы-символы как модель человеческих отношений в произведении М.Пришвина «Кладовая солнца»
Конспект открытого урока по литературе в 5 классе.
Тема: «Кладовая солнца» М. Пришвина на современный лад…образы-символы как модель человеческих отношений в обществе.
Цель: формировать умение детей раскрывать значение образов-символов через содержание произведения, развивать речевые навыки учащихся, умение излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, интерпретировать художественный текст; воспитывать дружеские отношения, уважение к друг другу, умение выслушать товарища в процессе групповой работы, любовь к родным и близким людям, дому, Родине.
Образовательные задачи: учить умению анализировать текст, мотивировать свои суждения.
Развивающие задачи: развивать речь, творческие способности учащихся, расширять словарный запас с помощью речевых средств выразительности (сравнение, эпитеты, олицетворение).
Воспитательные задачи: воспитывать культуру речевого общения, любовь к близким и родным людям, дому, Родине, к родной природе.
Предварительная работа: чтение сказки-были «Кладовая солнца», сравнительная характеристика героев произведения, карточки-задания для групповой работы, презентация, выполненная в Power Pointe .
Тип урока: игра с элементами инсценировки.
Оборудование: интерактивная доска, таблицы с правилами ведения дискуссии.
Планируемые образовательные ресурсы
Предметные: умение понимать тему, идею литературного произведения, сверхзадачу писателя, умение пересказывать фрагменты сказки-были, отвечать на вопросы;
Метапредметные: умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия;
Личностные: развитие интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств учащегося, обогащение словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Активизация познавательной деятельности учащихся.
— Добрый день, дорогие гости, ребята! Сегодня мы проводим заключительный урок по изучению замечательного произведения Михаила Пришвина «Кладовая солнца».
— Сам Михаил Пришвин оценил свой жизненный путь так: «Весь мой путь был из одиночества в люди». Я предлагаю вам сегодня, ребята, вместе совершить путь в мир игры, не поодиночке, а вместе…ведь мы будем говорить о дружбе, верности, отзывчивости, сочувствии и сострадании. То есть, мы должны либо доказать, либо опровергнуть правильность наших суждений.
— А, как вы думаете, что нам может помочь увидеть в произведении о природе эти человеческие качества? (дружбу, любовь, сострадание)
— Конечно же, образы-символы! Что же такое образы-символы? Как понимать это слово? (образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме; например, ветер – символ тревоги, хлеб-соль – символ гостеприимства).
— Ребята, помогите мне сформулировать тему урока, ведь вы уже знаете, что сегодня мы работаем с образами-символами. Будет ли звучать сказка-быль как-то по-новому, по-особенному, на ваш взгляд?
— Тема урока: сказка-быль Михаила Пришвина «Кладовая солнца» на современный лад…образы-символы в произведении как модель человеческих отношений.
— Урок будет проходить в форме игры. Как вы думаете, какие цели нашего урока?
— Правильно, в умении работать в команде, отвечать правильно на поставленные вопросы, уважать друг друга, не перебивать…
— И самое главное, мы должны показать, что автор, М. Пришвин в произведении «Кладовая солнца» хотел раскрыть модель тех человеческих отношений, о которых мечтает каждый: добрые отношения близких, понимание окружающих, взаимопомощь и взаимовыручка в трудной жизненной ситуации.
Образ-символ – образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме; например, ветер – символ тревоги, хлеб-соль – символ гостеприимства.
Тема урока: сказка-быль Михаила Пришвина «Кладовая солнца» на современный лад…образы-символы в произведении как модель человеческих отношений.
— Ой, Митраша, а помнишь, как нам было хорошо жить, когда папа и мама еще были с нами…
— И я вспоминаю (чуть тише)… запах вареной картошечки с зеленым луком…парное молоко…
— А еще теплые мамины руки, бывало прижмешься к ним, и так приятно становиться…дома всегда пахло блинами, горячими, прямо с пылу с жару…уютно было в доме…по-домашнему все устроено…
Цели урока: показать, что автор, М. Пришвин в произведении «Кладовая солнца» хотел раскрыть модель тех человеческих отношений, о которых мечтает каждый: добрые отношения близких, понимание окружающих, взаимопомощь и взаимовыручка в трудной жизненной ситуации.
-Итак, начинаем…каждой команде дано задание, вы можете обсудить его в группе (не более двух минут), вопросы распечатаны на карточках.
I группа – «Лингвисты» — проведите наблюдения над текстом и выделите в нем образы-символы, перечислите их вслух;
II группа – «Поисковики» — проведите наблюдение над текстом и раскройте значение образов-символов, используя примеры из сказки-были «Кладовая солнца»;
III группа – «Рассказчики» — домашнее задание, инсценировки из произведения модель «на современный лад» и авторское прочтение…; покажите модель человеческих отношений – любовь к родным и близким, ссора между братом и сестрой;
IV ГРУППА «Архитекторы» — сконструировать домик из деталей (из каких элементов состоит понятие «человечность»: сострадание, сочувствие, понимание, забота, взаимовыручка, взаимопомощь).
— ВОТ И ПОЛУЧИЛОСЬ У НАС САМОЕ ГЛАВНОЕ ПОНЯТИЕ, К КОТОРОМУ МЫ ШЛИ, ВЫПОЛНЯЯ ВСЕ ЗАДАНИЕ – ЭТО ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ.
— Мы побывали в пришвинской сокровищнице. Надеюсь, что вы возьмете в свой жизненный путь: и доброту, и любовь, и сострадание, и умение сочувствовать, сопереживать ближнему. Эти понятия и создают уют в доме и спокойствие на душе!
— Как вы оцениваете свое участие в игре? Зеленые кружки – «отлично», желтые — «надо еще потрудиться», красные – «недоволен своей работой»…
— Таким образом, мы завершаем игру…С каким чувством вы покидаете сегодня этот необычной урок литературы…Что хотели бы сказать напоследок?! Все ли цели достигнуты? Что было наиболее удачным в игре? Чему еще надо учиться? Что, может быть, не получилось?
— Урок окончен. Спасибо за понимание и сотрудничество.
Источник
«Кладовая солнца»: краткое содержание и анализ произведения
Иллюстрация Е. Ращина к книге «Кладовая солнца»: YouTube / MyBook
Сказка-быль «Кладовая солнца», краткое содержание которой знакомо каждому из детства, — квинтэссенция ностальгии по временам, когда добро одерживало победу над злом. Реальные и забавные маленькие герои, их приключения переносят читателя в увлекательный мир, где деревья могут разговаривать, а солнце прячет богатства в укромных закромах.
«Кладовая солнца»: краткое содержание
«Кладовая солнца» — уникальный пример сказки-были, жанр которой разработал Михаил Михайлович Пришвин. В произведении тесно переплелись человеческие судьбы и природа, которая всеми силами помогает маленьким героям. По сути, деревья, болото и солнце — это полноценные герои, которые имеют живой и интересный облик.
Произведение «Кладовая солнца», краткое содержание которого представлено читателю, — это история о силе гармоничной связи человека и природы. История о том, что можно победить любые невзгоды, поступая по совести и слушая свое сердце. История о том, что человек — вершина эволюции, но только тогда, когда он живет в гармонии со всем, что его окружает.
Эту мысль обосновывает в повести Михаил Михайлович Пришвин. «Кладовая солнца», краткое содержание которой излагаем по основным этапам сюжета, описывает такие события:
Экспозиция
Красочное и яркое вступление начинается не как классическая сказка. Вместо стандартных «жили-были» перед читателем разворачивается история двух сироток:
- Их мать умерла, не оправившись от болезни, а отец пал смертью храбрых на полях Второй мировой войны.
- Настя и Митраша сначала жили под присмотром соседей, а после научились вести быт сами.
Завязка
Краткий пересказ «Кладовая солнца» следует начать с момента похода детей в лес. Ежегодно по окончании февральской стужи люди шли в лес за клюквой. Пролежав под теплым покрывалом снега, она становилась намного слаще и полезнее. Настя и Митраша также решили пойти на палестинку, о которой им рассказывал отец:
- девочка не забыла прихватить хлеба, немного молока и картошки для перекуса;
- Митраша как настоящий мужчина взял с собой лукошко и компас, чтобы найти верный путь.
Образ Митраши в иллюстрации Е. Ращина: YouTube / MyBook
По дороге мальчик рассказывал сестре о Блудовом болоте — страшном месте, о котором ходила дурная слава. Дойдя до развилки с камнем, дети разделились и пошли по разным путям. Настя по общей дороге, а Митраша — по неизведанной тропе на север.
Кульминация
Итак, «Кладовая солнца» кратко. Если описывать самые важные события, то нужно упомянуть о кульминационном моменте сказки. Автор помогает читателю наблюдать за двумя персонажами:
- вслед за Настей отправляется собака Травка. Ранее пес служил местному лесничему, но после его смерти остался жить в лесу, изредка выл, тоскуя по хозяину. Унюхав еду в лукошке девочки, Травка отправилась за ней. На вой Травки прибежал Серый помещик — дикий волк, обитающий на холме;
- Митраша плутал по дорогам, пока не дошел до болотных топей. К слову, именно здесь читатель находит ответ на вопрос, что такое кладовая солнца. В народе это место называли «кладовая солнца», потому что там годами хранился торф. Решив сократить путь, мальчик пошел прямо через топкую поляну и вскоре попал в трясину.
В этот момент напряжение читателя возрастает, а тревога за детей и расфокусировка внимания лишь усиливает накал.
Развязка
Настя продолжала собирать клюкву и даже не догадывалась, в какую беду попал брат. Окликнув его пару раз и услышав в ответ лишь тишину, девочка заподозрила неладное и очень расстроилась.
Горькие слезы ребенка заставили Травку отправиться на поиски мальчишки, и чутких собачий нюх привел ее к болоту. Травка увидела застрявшего в трясине ребенка, подошла к нему поближе и позволила ухватиться за задние лапы. После собака рванула со всех сил и помогла ребенку выбраться из болотной ловушки. Митраша был спасен.
В это время Травка взяла след зайца и погналась за ним, а Митраша отправился за ней. Он понимал, что на лес уже спускались сумерки и им с сестрой нужно заночевать прямо тут. Идя за собакой, мальчик выходит на след Серого помещика и убивает опасного хищника. На звук выстрела прибегает Настя, ребята ужинают, а поутру вместе возвращаются в деревню.
Сказка «Кладовая солнца» в сокращении читается быстро. Сюжет произведения удерживает внимание читателя, заставляя его перелистывать страницу за страницей, чтобы быстрее узнать финал произведения «Кладовая солнца». Пришвин не раз говорил, что считает это творение не просто сказкой, а одой силе духа человека, одой выдержке, дружбе, смелости и взаимопомощи.
«Кладовая солнца»: анализ произведения
Сказка-быль «Кладовая солнца» — классика детской литературы. Произведение изучают в средних классах школы. Детям нравятся яркие и близкие им образы главных героев, красочные описания лесных пейзажей. Это включает образное мышление и заставляет посмотреть на мир совершенно под другим углом.
Глубже понять произведение поможет аналитическая справка:
История создания
Книга «Кладовая солнца» написана Пришвиным спонтанно и быстро, всего за один месяц. Хотя идея подобного сочинения зрела у писателя давно. С 1941 по 1945 годы автор был в эвакуирован в небольшую деревушку Усолье, что в Ярославской области.
Пейзажи тайги: Pxhere
Жизнь там протекала тихо и размеренно, а люди были добродушными и открытыми. Там-то Пришвин и познакомился с детьми-сиротами — Соней и Борей, которые стали прообразами литературных героев. Ребята, как и большинство детей в поселке, потеряли родителей в котле войны и самостоятельно справлялись с навалившимися на них взрослыми обязанностями.
Когда в июне 1945 года государство объявило конкурс на лучшее литературное произведение для детей, то автор вспомнил Блудово болото, Усолье и Соню с Борей. Дальнейшая история родилась за месяц, еще через месяц произведение выиграло конкурс и было напечатано в журнале «Октябрь».
Тема и конфликт
Пришвина считают маэстро детализированных описаний. Порой само повествование отходит на второй план, уступая место красочным картинам лесных пейзажей. Сказка «Кладовая солнца» не стала исключением. Критики считают, что в произведении автор поднимает такие актуальные темы, как:
- единство человека с природой, гармоничная взаимосвязь между ними;
- верховенство человека, но только тогда, когда он с уважением относится к дарам матушки-природы;
- прославление дружбы, взаимовыручки и коллективизма, что было актуально для того времени.
В то же время извечный конфликт противостояния человека и природы показан с помощью метафорических образов болота, деревьев и солнца, которые стали полноценными персонажами сказки.
Особенности композиции и жанр
Произведение «Кладовая солнца», жанр которого удачно определил сам автор как сказку-быль, имеет такие художественные особенности:
- Пришвин был уверен, что его сочинение искусно превращает сказку в быль и наоборот;
- главные герои «Кладовая солнца» — дети с реальной, невымышленной судьбой;
- в этой истории нет фантастических героев, но есть очеловеченные образы животных и природных явлений. Яркий тому пример — волк Серый помещик, Солнце и собака Травка;
- вечные ценности, которые воспеваются в сказках, также отображены в сказке-были Пришвина.
Само произведение состоит из 12 разделенных по смыслу глав. Повествование логическое, линейное, присутствует нарастающая к кульминации динамика и счастливый финал.
Характеристика главных героев
Автор дает такое описание детей. Вот Настя:
- девочка 12 лет, подросток;
- худая и ладная, «как золотая курочка на высоких длинных ногах»;
- вся в веснушках, с золотистыми волосами;
- излучает добро и свет.
Митраша — брат Насти. Вот детали его портрета и характера:
- приблизительно ему 10 лет;
- невысокого роста, но плотного телосложения;
- ребенок плечист и силен не по годам.
Настя взяла на себя все женские хлопоты по дому, а Митраша занимался тяжелой мужской работой. Мастерил лоханки и посуду из дерева, продавал их на рынке, за счет этого дети выживали.
«Кладовая солнца» — сказка о гармоничном сосуществовании человека и природы, о силе духа и недетской выдержке, стремлении к взаимопомощи и преданности.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Источник